Советская историческая энциклопедия

ВОЗРОЖДЕНИЕ

Ренессанс (франц. Renaissance), - термин, принятый в научной лит-ре для обозначения периода в идеологич. и культурном развитии ряда стран Зап. и Центр. Европы (в Италии - 14-16 вв., в др. странах - кон. 15-16 вв.), обусловленного зарождением капиталистич. отношений.

История термина "В." и разработка проблем В. в историографии. Термин "В." ведет свое происхождение от самих идеологов нарождавшегося нового класса - буржуазии, утверждавших, что весь историч. период от падения Рим. империи до появления нового мировоззрения был временем упадка великой антич. культуры, к-рую теперь они вновь восстанавливали ("возрождали"). Идеологи В. резко выступали против схоластич. учености с ее зависимостью от религ. авторитетов, за свободу исследования природы, против условного, церк.-средневекового, связанного с визант. традициями изобразит. иск-ва - за возвращение к иск-ву античному, потому что последнее было "естественным", близким к природе. Т. о., представление о В. имеется уже у деятелей этой эпохи, наиболее отчетливо - у итал. живописца и историка иск-ва Дж. Вазари (1511-74) в "Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих" (1550, рус. пер., т. 1-2, М.-Л., 1933). Он впервые употребил и термин "rinascità" - "возрождение", обозначающий у него всестороннее развитие нового иск-ва, базирующегося на изучении природы.

Не только художники, но и писатели и философы эпохи В. - т. н. гуманисты (так они себя называли за то, что вместо ср.-век. сосредоточения внимания на боге (divina studia) они поставили в центре своего мировоззрения человека - homo (отсюда - humana studia)) отлично понимали, что они и их деятельность открывали новую эпоху. Лоренцо Валла говорил, что в его время лит-ра и родств. ей иск-ва (живопись, скульптура и архитектура) "поднялись и вновь возродились", а Марсилио Фичино, много способствовавший изучению Платона, писал о своем времени: "Это, несомненно, золотой век, который вернул свет свободным искусствам, до того почти униженным: грамматике, красноречию, живописи, архитектуре, скульптуре, музыке.И все это во Флоренции" (цит. по кн.: "Из истории социально-политических идей", 1955 с. 135-36).

Если у гуманистов термин "В." еще не получил четкого выражения, то в соч. конца 17 - нач. 18 вв. он встречается более определенным. Наиболее полно содержание понятия "Ренессанс литературы" раскрывается в "Историч. и критич. словаре" П. Бейля (1695-97). Гуманизм В. он трактовал как просвещенный протест против ср.-век. варварства, как иррелигиозное движение; В. лит-ры в Италии Бейль связывал с появлением греч.-византийских эмигрантов после взятия Константинополя турками. Эта концепция получила широкое распространение в 18 в., в эпоху Просвещения. Деятели Просвещения как идеологи буржуазии, шедшей на революц. штурм феодализма, и непосредственные преемники гуманистов 16 в. развивали дальше понятие В. Вольтер связывал В. с хоз. подъемом и богатством итал. городов и видел в нем "прогресс человеческого разума", пришедший на смену варварству и невежеству средневековья.

Бурж. наука 19 в. попыталась уточнить понятие В., распространив его на различные стороны культурной жизни, и определить характерные черты культуры В., в отличие от культуры средневековья. Она поставила (хотя и не разрешила) проблему взаимоотношения двух наиболее важных явлений, стоящих на грани ср. веков и нового времени: В. и Реформации. Ж. Мишле в 7-й части "Истории Франции" - "Возрождение" ("La Renaissance", 1855), придал понятию В. смысл переворота в мировоззрении. Мишле, продолжая традиции Просвещения, смотрел на В., как на свет, брошенный во мрак варварского средневековья. В., по Мишле, - это одна сторона в процессе общего прогресса, начавшего свое победоносное шествие пробуждением человеч. духа от суеверий и гнета католич. церкви и феодализма. 16 в. дал человечеству два открытия: "открытие Мира" и "открытие Человека". Под последним Мишле подразумевал рождение самосознания человека как личности. Мишле был первым, кто утверждал, что В. и Реформация - явления одного порядка, что это утренняя заря тех идеалов, которые позже в окончат. виде были даны Просвещением. Я. Буркхардт, наиболее глубокий из бурж. историков В., подхватил лозунги, провозглашенные Мишле ("открытие Мира", "открытие Человека"), но дал им иное толкование. Книга Буркхардта "Культура Италии в эпоху Возрождения" (1860) имела огромный успех, была переведена на мн. яз., в т. ч. и на русский (т. 1-2, 1904-06). Осн. идея работы - выведение всей культуры В. из индивидуалистич. мировоззрения "нового человека". На примере итал. тиранов, кондотьеров, дипломатов и придворных Буркхардт рисует "нового человека", считая его отличит. чертами - преследование личных целей, эгоизм. В ср. века обе стороны сознания - знание о внеш. мире и представление о внутр. содержании самого человека, находились как бы под некой пеленой, сотканной из религии, детской наивности и фантазий. В Италии раньше, чем где-либо, эта пелена падает. Пробуждается реалистич. трактовка гос-ва и вообще всех вещей в мире; возникает с полной силой и субъективный элемент: человек становится индивидуумом, осознает себя как личность, стремится всесторонне развиться, проявить себя вовне. В этом причина стремления нового человека к известности и славе. В целом характеристика Буркхардтом духа В.: безграничный индивидуализм, превращающийся подчас в полную аморальность, субъективное отношение к религии (терпимое, скептическое, насмешливое, иногда совершенно отрицательное). Самый факт индивидуализма как осн. признака миросозерцания "нового человека" отмечен Буркхардтом правильно. Он не объяснил, однако, каковы клас. основы индивидуализма в мировоззрении В. и поэтому стал отыскивать "предшественников" В. в крупных и ярко выраженных индивидуальностях средних веков, в результате чего понятие В. как определенной эпохи стало терять свою определенность. У исследователей более позднего времени (нем. - X. Тоде, англ. - У. Патер и др.) в число "предшественников" В. попали и Франциск Ассизский и даже такой религ. мыслитель кон. 12 - нач. 13 вв., как Иоахим Флорский. Для того чтобы покончить со всякой определенностью в понятии В., оставалось лишь оторвать В. от античности и уничтожить его противоположность ср.-век. культуре и иск-ву. Это и было сделано реакц. бурж. историками культуры 19-20 вв. (П. Лаведан (Франция), К. Бурдах (Германия), И. Хёйзинга (Нидерланды) и др.). Реакц. бурж. историки 20 в. с их тяготением к восстановлению роли религии, особенно католицизма, всячески подчеркивают религ. черты в идеологии и иск-ве В. (напр., Дж. Тоффанин (Италия), занимающий наиболее реакц. позиции в оценке итал. В., пытался доказать близость и верность гуманистов католич. церкви и объявлял иезуитов прямыми наследниками итал. гуманистов). Т. о., в трактовке В. наглядно проявляется общий упадок совр. бурж. историч. науки. Если бурж. наука эпохи Просвещения подчеркивала "варварство" средневековья и прогрессивное значение В., то реакц. представители бурж. науки эпохи империализма постарались затушевать прогрессивные стороны Ренессанса, смазать остроту перехода от средневековья к В. и даже усомниться в самом существовании В. как особого периода в культурной истории Европы. В то же время в послевоенные годы в бурж. историографии наметилось и прогрессивное направление, представители к-рого (Э. Гарин, Дж. Саитта, У. Дьюрант) стремятся восстановить "права" В., подчеркнуть самостоятельный и передовой характер культуры В.

Исследователи-марксисты при решении вопроса о сущности культуры В. исходят из общеметодологич. положений теории марксизма (прежде всего - о базисе и надстройке); отправляются от конкретных высказываний о В. основоположников марксизма. Следуя Ф. Энгельсу, к-рый рассматривал В. как важный прогрессивный этап всей европ. истории, историки-марксисты выдвигают на первый план революц. природу этой эпохи, ее новые, прогрессивные черты. Рассматривая культуру В. как надстройку над определенным базисом, большинство историков-марксистов считает, что осн. идеи и наиболее характерные черты В. представляют собой прежде всего проявление жизнедеятельности только еще зарождавшейся буржуазии (при этом не отрицается большое разнообразие течений в культуре В.).

Проблемы В. были предметом неоднократных дискуссий и обсуждений советских историков и искусствоведов (см. "ВИ", 1955, No 2); в центре обсуждения стояли вопросы о клас. корнях и социальной сущности В. Различные точки зрения имеются по вопросам периодизации и конечного рубежа эпохи В. (одни исследователи считают таким рубежом конец 16 в., другие включают в эпоху В. часть 17 в. или даже целиком 17 в.).

В сов. историч. лит-ре имеются точки зрения, расширяющие понятие В. территориально и хронологически; напр., Н. И. Конрад говорит об эпохе В. в Китае 8-12 вв. как о движении, близком по содержанию к европейскому В. 15-16 вв. (Н. И. Конрад, "Начало китайского гуманизма", "Сов. востоковедение", 1957, No 3, и др. работы). Нек-рые ученые Арм. ССР И Груз. ССР ставят вопрос о В. как явлении, характерном для ряда стран Востока в 12-13 вв. (В. К. Чалоян, "О вопросе арм. В.", Изв. АН Арм. ССР, 1956, No 4, Обществ. науки - на арм. яз.; Ш. Нуцубидзе, "Руставели и вост. Ренессанс", Тб., 1947, и др.). Однако такое расширительное толкование лишает понятие В. присущей ему конкретности. От В. следует отличать другие, сходные по названию, но иные по своему социальному и идеологич. содержанию явления ("Каролингское возрождение", "Слав. В." кон. 18 - нач. 19 вв.).

Важнейшие черты мировоз- зрения эпохи В. Базисом, на к-ром выросла культура В., было городское х-во в тот период, когда оно переходило в капиталистическое, а носителем идеологии В. - бюргерство, перерождавшееся в буржуазию. Эта новая культура возникала в революционную эпоху - в эпоху первых атак нарождавшейся буржуазии на устои феодализма и вместе с тем - первых движений предпролетариата; в эпоху возникновения нац. государств и подрыва духовной диктатуры католич. церкви - гл. твердыни ср.-век. мировоззрения. Это предопределило революц. характер переворота в области культуры и науки, каким и было В. "И естествознание, развивавшееся в атмосфере этой революции, было насквозь революционным, шло рука об руку с пробуждающейся новой философией великих итальянцев, посылая своих мучеников на костры и в темницы... Это было время, нуждавшееся в гигантах и породившее гигантов, гигантов учености, духа и характера. Это было время, которое французы правильно называли Ренессансом, протестантская же Европа односторонне и ограниченно - Реформацией" (Энгельс Ф., Диалектика природы, 1955, с. 152). Там же Энгельс дает характеристику типичного "нового человека" этой эпохи. Это беспокойный ум, вечно ищущий и дерзающий, предприимчивый и отважный человек, который много путешествовал, знал много языков, интересовался всем и хотел испытать все.

Хотя в основе мировоззрения эпохи В. лежала идеология и деятельность только еще нарождавшейся буржуазии (или точнее - ее предшественников), не следует усматривать в различных течениях умственной жизни эпохи В. только отражение идеологии и деятельности буржуазии. Надо иметь в виду, что предшественники буржуазии в своей борьбе с феодализмом и феод. идеологией выступали до известной степени как выразители интересов всего народа - это придавало особое своеобразие культуре и мировоззрению этой переходной, революционной эпохи. Эпоха В. всколыхнула широкие массы, захватила и господств. класс феодалов; она породила ряд течений, к-рые не укладываются в лоно бурж. мировоззрения. С одной стороны, именно в это время возник утопич. социализм (Т. Мор, Т. Кампанелла) и начали развиваться подлинно демократич. явления в лит-ре и иск-ве. С другой стороны, новые, ренессансные формы культуры воспринимает феод. аристократия, приспосабливая их к своим интересам. Но, несмотря на большое различие течений и оттенков в культуре В., сущность мировоззрения эпохи В. прежде всего и в конечном счете должна быть понята как мировоззрение буржуазии - только создававшегося и в то время еще революц. класса. Новые лит-ра и иск-во (в чем видели сущность В. его современники) были лишь наиболее заметными проявлениями новой жизни в "прекрасном", но не исчерпывали ее полностью. Новой форме прекрасного соответствовало новое содержание не только в иск-ве. Оно пронизывало все миросозерцание эпохи В. (в т. ч. и религию), и это новое содержание гораздо теснее было связано с реальными запросами новой жизни и нового обществ. класса, чем думали современники.

Наиболее общую и наиболее устойчивую черту миросозерцания бурж. об-ва составляет индивидуализм, непосредственно вытекающий из интересов и жизнедеятельности буржуазии. Конкуренция как результат стихийности хоз. жизни требовала от буржуа, вступившего на стезю предпринимательства, огромного напряжения индивидуальных сил, ловкости, предприимчивости и в качестве цели всей его деятельности - стремления к успеху, к-рый выражался в наживе и умножении капитала. Теперь уже не происхождение и не родовитость, т. е. не принадлежность к определенному сословию и корпорации, определяли значение человека в обществе, а личные качества человека и его деятельность, к-рые обеспечивали ему успех, богатство, накопление капитала, становившегося источником невиданного могущества, влияния. Отсюда индивидуализм - как основа бурж. миросозерцания. У гуманистов эпохи В. индивидуалистич. миросозерцание проявилось в идеализированной форме - в подчеркивании ценности человеч. личности как таковой и всего, что с нею связано. Это и было то "открытие Человека", о к-ром говорил Мишле. "О дивное и возвышенное назначение человека, которому дано достигнуть того, к чему он стремится, и быть тем, чем он хочет", - восклицает итал. гуманист Дж. Пико делла Мирандола в трактате "О достоинстве человека" ("De hominis dignitate"). На первый план впервые выдвигается интерес к человеч. делам, человеч. (а не религ.) точка зрения на все явления жизни, защита человеч. личности.

Следующей отличит. чертой нового мировоззрения был интерес к опытной науке в естествознании.

Эпоха В. (особенно 16 в.) уже отмечена крупнейшими сдвигами в области естествознания. Зарождавшаяся буржуазия вдвойне была заинтересована в развитии естествознания: как в теоретич. основе для развития производит. сил - пром-сти, техники, так и в качестве идейного оружия для борьбы против господствовавшей феод.-религ. идеологии. Антирелиг., материалистич. по сути, направленность естествознания, восставшего против церкви, придавала ему с самого начала возникновения революц. характер. В эпоху В. были сделаны великие открытия в области астрономии: с гелиоцентрич. теории Н. Коперника (нашедшей защиту и дальнейшее обоснование у Дж. Бруно, И. Кеплера и Г. Галилея) "...начинает свое летоисчисление освобождение естествознания от теологии..." (Энгельс Ф., Диалектика природы, с. 5). Значит. успехи были достигнуты в области медицины, анатомии (швейц. врач. Ф. Парацельс, анатом А. Везалий, исп. ученый М. Сервет и др.), математики (итал. математик. Дж. Кардано и др.). В связи с успехами горного дела растет запас знаний по геологии и минералогии (работы нем. ученого Г. Агриколы). Великие географические открытия способствовали расширению географич. представлений, накоплению знаний в области ботаники, зоологии и т. д.

В тесной связи с развитием науки и всем мировоззрением эпохи В. стоит возникновение реалистич. иск-ва и лит-ры. Это было отраженным в иск-ве классово обусловленным стремлением зарождавшейся буржуазии познать мир таким, каков он есть. Новое отношение к миру в иск-ве было прямо противоположно средневековью, когда основу миросозерцания составляла религия. У художников В. традиц. религ. сюжеты наполнялись глубоко человеч. содержанием. Характерным становится образ реального, земного героя, раскрываемого во всей полноте его живых человеч. свойств. Большое развитие получило иск-во портрета, и это вполне соответствовало индивидуализму бурж. сознания.

В области политики новые идеи также отражали прежде всего потребности нового класса. 15-16 вв. были временем возникновения нац. гос-в, пробуждения нац. самосознания, окончат. формирования итал., англ., франц., нем. яз. и нац. лит-р. Этому не противоречит тот факт, что виднейшие гуманисты, такие как И. Рейхлин, Эразм Роттердамский, Г. Бюде и др., были знатоками древних яз. (лат., греч., др.-евр.). Это была группа ученых-филологов, восхищавшихся античностью. Но как только нужно было разрешить какой-либо практич. вопрос и обращаться к массам, прибегали к нац. яз. У. фон Гуттен писал и на нем. яз., и на лат. Трактат Ж. Бодена о государстве (1576) был написан на франц. яз.; политич. и историч. соч. Н. Макиавелли и Ф. Гвиччардини написаны на итал. яз., не говоря уже о художеств. лит-ре и поэзии (16 в. был временем исчезновения латыни в этой сфере культуры). Лит-ра на нац. яз. знаменовала собой рождение новой и широкой потребности в печатном слове (изобретение в сер. 15 в. книгопечатания). Оно давало возможность массам соприкасаться с такими вопросами, к-рые раньше были уделом немногих. Ученость вышла из монастырских келий и университетских корпораций на рыночную площадь. Появляются газеты, создаются обществ. мнение и интеллигенция, формирующая это обществ. мнение.

Это обществ. мнение, создававшееся спорадически и раньше в оппозиции к всепроникающей церковности, занялось делами земными, человеческими, и в силу потребностей нового класса старалось рационально обосновать в сфере общего миросозерцания новое обществ. бытие. Индивидуализм и здесь остается главным принципом. Общество перестает в воззрениях гуманистов быть Corpus christianum или сочетанием сословий, корпораций и др. ср.-век. связей, а превращается в сумму индивидов, стремящихся стать равноправными атомами, составляющими некое целое, к-рое существует только как их сумма. Эти представления находят свое завершение в теориях социального атомизма, окончательно сформулированных философами Просвещения. В тесной связи с воззрениями гуманистов на общество находится приверженность большинства из них к сильному и единому гос-ву. И это не случайно. Буржуазия в 16 в. видела в сильной королев. власти гарантию против феод. вольницы былых времен и требовала устами Бодена ограничения власти только в одном отношении: при всех условиях собственность должна оставаться неприкосновенной.

Идеологи В., гуманисты, подвергали критике всю систему феод. мировоззрения. Они высмеивали аскетизм, теорию воздержания от всех радостей жизни, проповедуемую католич. церковью, и утверждали право человека на наслаждение; отрицали феод. раздробленность и ставили своим политич. идеалом централизов. монархию; они ратовали за науч. исследование и выступали против схоластики с ее требованием утверждать истину ссылками на авторитеты (Библия и Аристотель) и, наконец, высмеивали ср.-век. искусство. Средневековье было объявлено временем суеверий, невежества, темноты и названо "готическим" (что в те времена было равносильно названию "варварское"); оно, наконец, впервые было названо "средневековьем".

С. Д. Сказкин. Москва.

Важнейшие проявления куль- туры В. в отдельных странах.

В отд. странах В. получило специфич. характер, отразивший особенности их историч. развития; при этом каждая страна внесла свой вклад в культуру В. Лучшие творения этой эпохи вошли в сокровищницу мировой культуры и сохраняют значение классич. наследия и по настоящее время.

Начало В. и его наиболее яркий расцвет связан с Италией, самой развитой страной Европы 13-15 вв. Высокий уровень ремесл. произ-ва, интенсивные торг. связи со странами Европы и Азии, раннее возникновение капиталистич. мануфактур (прежде всего во Флоренции), бурная политич. жизнь итал. городов-республик - все это способствовало развитию культуры В. в Италии. Повлияло и то, что в Италии - крупнейшем центре древней цивилизации - больше, чем в др. странах, сохранилось памятников античности. Гуманистич. идеология в Италии находит наиболее яркое выражение в произведениях художников, писателей, поэтов. Реалистич., светские тенденции, опиравшиеся гл. обр. на античную традицию, зародились в Италии еще во 2-й пол. 13 - нач. 14 вв. (т. н. проторенессанс). Его крупным представителем был живописец флорентиец Джотто. Во Флоренции же сложилось творчество Данте Алигьери, автора великой поэмы "Божественная комедия" (1307-21), создателя итал. лит. яз., - этого, по определению Энгельса, "последнего поэта средневековья" и "первого поэта нового времени". Однако черты нового, гуманистич. мировоззрения окончательно складываются в Италии на протяжении 14-15 вв. В 14 в. на 1-й план в качестве носительницы гуманистич. идей выдвигается лит-ра. Первым поэтом-гуманистом был Ф. Петрарка, открывший внутр. мир человека, воспевший красоту человеч. чувств; зачинатель классич. новеллы Дж. Боккаччо с новым, необычным для того времени реализмом воплотил в "Декамероне" (1350-53, рус. пер. 1955) образ предприимчивого, жизнелюбивого человека, выступил против лицемерных предписаний церкви и ср.-век. морали. В 14-15 вв. появилась плеяда блестящих итал. гуманистов - философов, филологов, моралистов, историков, таких как Л. Бруни, Л. Валла, Дж. Пико делла Мирандола, П. Помпонацци и мн. др. Возникают многочисл. трактаты, возвеличивающие человеч. личность, создаются гуманистич. школы и кружки, где изучаются и обсуждаются вопросы философии, филологии, этики и т. д. Осн. принципы нового реалистич. иск-ва были сформулированы и воплощены в творчестве замечат. флорентийских мастеров 15 в.: Ф. Брунеллески, заложившего основы светской по духу ренессансной арх-ры; Донателло, создавшего в скульптуре героизированные образы, прославляющие творч. мощь человеч. личности; Мазаччо, произведшего подлинную реформу в живописи, создавшего реалистич. Монумент. образы. Идеалы В. ярко проявились также в живописи Д. Гирландайо, С. Боттичелли, Пьеро делла Франческа, А. Мантенья, Дж. Беллини и мн. др. замечат. итал. художников. Наивысшей вершины иск-во итал. В. достигло в творчестве гениальных итал. мастеров конца 15-16вв. (времени т. н. "Высокого В." в Италии): Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Д. Браманте, мастеров венецианской школы живописи - Джорджоне, Тициана, П. Веронезе, Я. Тинторетто и др. Реалистич. иск-во В. основывалось на науч. законах анатомии, перспективы, оптики и т. д. Мн. итал. живописцы, скульпторы, архитекторы были одновременно и разносторонними учеными, способствовавшими развитию опытной науки. Наиболее ярким примером разносторонней деятельности человека эпохи В. является творчество Леонардо да Винчи. Развиваются точные и естеств. науки (математик Н. Тарталья, разрабатывавший вопросы баллистики и одновременно с Дж. Кардано - способ решения кубич. уравнений; Б. Евстахио - один из основателей науч. анатомии, и мн. др.). Смелым борцом против схоластики и католицизма был выдающийся итал. мыслитель, последовательно развивавший революц. гелиоцентрич. учение Н. Коперника, - Дж. Бруно (1548-1600). Крупнейшими представителями итал. В., развивавшими обществ.-политич. теории, были Н. Макиавелли, Ф. Гвиччардини, Т. Кампанелла.

Итал. В. сыграло большую роль в распространении культуры В. в др. странах. Ученые, философы, поэты всех стран совершали в Италию паломничества, приобщаясь к новой культуре. Однако основой распространения В. в странах Европы были внутр. социально-экономич. и политич. процессы.

Во Франции зарождение бурж. отношений и подъем обществ. движения 1-й пол. 16 в. в период, предшествовавший т. н. религиозным войнам, были социальной основой культуры В.; итальянские походы (см. Итальянские войны 1494-1559), познакомившие французское дворянство с культурой Италии, способствовали распространению новых культурных веяний в этой среде. В 1-й пол. 16 в. нек-рые франц. гуманисты (более умеренное течение) были связаны с идеями церк. реформации (напр., Лефевр д'Этапль, кружок гуманистов при дворе Маргариты Наваррской, отчасти поэт К. Mapo и др.). В 1530 был осн. Коллеж королевских лекторов (позднее - Коллеж де Франс), где изучались древние яз.; во главе его стоял выдающийся ученый Гийом Бюде. Особенно большое значение в 1-й пол. 16 в. имела деятельность радикальных гуманистов - видающегося филолога, типографа Э. Доле, преследовавшегося за передовые, проникнутые вольнодумством идеи и погибшего на костре, Б. Деперье, сатирич. диалоги к-рого ("Кимвал мира", 1537, рус. пер. 1936) отличались резкой антицерк. направленностью, глубокой симпатией к народу. Крупнейшим представителем эпохи В. был Ф. Рабле - создатель глубоко народного по форме и содержанию сатирич. романа "Гаргантюа и Пантагрюэль" (1532-64, рус. пер. 1961), в к-ром он открыто осмеивал феод.-аскетич. идеалы, бичевал католич. духовенство, защищал гуманистич. мировоззрение. Большое влияние на развитие франц. нац. поэзии оказала возникшая в 40-х гг. 16 в. лит. группа "Плеяда" во главе с поэтом П. Ронсаром, воспевавшим в своих сонетах силу чувств, радость жизни. Наиболее крупными представителями франц. В. 2-й пол. 16 в. в области обществ. мысли были: Ж. Боден, ратовавший за укрепление единого нац. гос-ва, М. Монтень, скептицизм к-рого был направлен в первую очередь на разоблачение религ. суеверий и фанатизма и подготовил почву для критич. науч. мышления 17-18 вв. В изобразит. иск-ве и архитектуре эпоха В. во Франции представлена дворцами короля и знати (архитекторы П. Леско, Ф. Делорм и др.), декоративной и портретной скульптурой (Ж. Гужон, Ж. Пилон), живописным и карандашным портретом (Ж. Фуке, семья Клуэ).

Глубокий отпечаток на характер культуры В. в Германии наложила острая социально-политич. борьба 1-й пол. 16 в., вылившаяся в Реформацию и Крестьянскую войну 1524-25; именно к этому времени относится расцвет В. в Германии. Хотя такие гуманисты, как И. Рейхлин, глубокий знаток древних яз., или глава сев. гуманизма Эразм Роттердамский (уроженец Голландии, но тесно связанный с герм. В.), отличались крайней умеренностью, академизмом, оторванностью от народных масс, их филологические изыскания, содействовавшие развитию критич. мысли, их критика церк. и политич. порядков феод. об-ва, схоластики (памфлет Эразма Роттердамского "Похвала глупости", 1509, рус. пер. 1960) сыграли крупную роль в подготовке обществ. движения 20-х гг. 16 в. Мн. гуманисты (напр., У. фон Гуттен) оказались в это время в самом центре социально-политич. борьбы. Творчество нем. гуманистов отличалось резкой антипапской, антикатолич. направленностью. Нем. лит-ра носила острообличит. характер. Сатирич. памфлеты, диалоги, направленные против схоластики, мракобесия, паразитизма католич. духовенства, жадности и произвола нем. князей (С. Брант, "Корабль дураков" - "Das Narrenschiff", 1494; памфлеты У. фон Гуттена, анонимные "Письма темных людей", 1515-17, рус. пер. 1935, и др.), стали осн. жанрами герм. гуманистич. лит-ры. С политич. и идеологич. борьбой тесно связано и творчество нем. художников-реалистов эпохи В.: А. Дюрера, Г. Гольбейна, М. Нитхардта (Грюневальда), Л. Кранаха, скульпторов П. Фишера, Т. Рименшнейдера; большое развитие в германском изобразительном иск-ве эпохи В. получила агитац.-сатирич. графика. Изобретение И. Гутенбергом книгопечатания (сер. 15 в.) сыграло исключит. роль в распространении новой культуры, науки, светской лит-ры не только в Германии, но и во всей Европе.

В Нидерландах эпоха В. также была временем острой социальной борьбы - гуманистич. культура развивалась здесь накануне и в ходе нидерл. бурж. революции 16 в. и имела в своей направленности мн. общего с германской. И здесь гуманистич. мысль приобрела острую политич. направленность; ее центрами были т. н. риторические общества, устраивавшие диспуты, выпускавшие памфлеты антицерк. и антиправительств. содержания. Нек-рые нидерл. гуманисты (напр., поэт Марникс де Сент-Альдегонд) были активными участниками революции. Большой вклад в развитие европ. реалистич. иск-ва внесли нидерл. живописцы - Ян ван Эйк, Гуго ван дер Гус, К. Массейс, Лука Лейденский, П. Брейгель, в творчестве к-рого особенно явственно проявились любовь к народу и его трудовой жизни, черты антифеод. сатиры. Нидерландск. художники эпохи В. своим вниманием к простым людям, бытовой среде, природе подготовили мощный расцвет голл. реализма 17 в. В архитектуре Нидерландов (как и других сев. стран) ренессансные черты проявились не столь отчетливо и последовательно, как и Италии.

В Англии рассадником идей В. в нач. 16 в. явился Оксфордский ун-т, с к-рым были тесно связаны и гуманисты континента, особенно Эразм Роттердамский. Защитником гуманистич. системы воспитания, борцом против схоластики выступал Дж. Колет. Крупнейшим представителем оксфордских гуманистов был Томас Мор, создатель знаменитой "Утопии" (1516, рус. пер. 1953), в к-рой нашли выражение как глубокие противоречия начавшейся в Англии эпохи т. н. первоначального накопления, так и предвосхищение будущего коммунистич. строя. Своей вершины англ. В. достигло в творчестве У. Шекспира, отличавшемся могучим реализмом, глубоким проникновением в противоречия складывавшихся обществ. отношений. С именем Шекспира, а также др. представителей англ. В. (драматургов К. Марло, Б. Джонсона и др.) связан расцвет англ. театра кон. 16 - нач. 17 вв., носившего подлинно нар. характер.

На развитие культуры В. в Испании наложили отпечаток, с одной стороны, общий подъем в стране во 2-й пол. 15 - нач. 16 вв., а с другой - засилье католической церкви и инквизиции, поддерживавших испанский абсолютизм, и начавшаяся со 2-й пол. 16 в. общая реакция в стране. В этих условиях борьба за прогрессивные идеалы гуманизма была очень сложной; в целом разрыв с феод.-католич. традицией был здесь менее решительным, чем в нек-рых др. странах. В то же время именно Испания дала таких смелых мыслителей эпохи В., как ученый-естествоиспытатель, вольнодумец и рационалист М. Сервет, погибший на костре, философы-гуманисты Л. Вивес и особенно Х. Уарте (Соч. "Исследование способностей к наукам", 1575, 1594, рус. пер. 1960), обличавшие схоластику, слепую веру в авторитеты, проводившие мысль о необходимости опытного изучения природы, исполненные веры в силу разума, в способность человека познать многообразие окружающего мира. Ведущее положение Испании в Великих географич. открытиях привело к развитию здесь основ новой космографии и навигации, к расширению знаний в обл. ботаники и зоологии. Эпоха В. в Испании отмечена творчеством великого исп. писателя М. Сервантеса, создателя реалистич. романа "Дон Кихот" (1605-15, рус. пер., т. 1-2, 1953-54), глубоко гуманистич., народного, обличающего мракобесие церкви, бесправное положение народа, всякое зло и насилие. "Дон Кихот" - величайшее культурное достижение испанского народа, одно из наиболее выдающихся творений мировой литературы. Ярким выразителем прогрессивных, гуманистических идей стал испанский театр эпохи В., также связанный с именем Сервантеса и других гуманистов и подготовивший расцвет испанской драматургии при Лопе де Вега.

Культура В. нашла свое выражение и в славянских странах. Ярко и своеобразно проявились идеи В. в культуре (особенно лит-ре) гор. республики Дубровник (поэты 16 в. Н. Ветранович-Чавчич, М. Марулич, комедиограф М. Држич и др.), являвшейся в это время важнейшим культ. и науч. центром на Балканах. В Польше эпоха В. отмечена рядом крупных имен и прежде всего именем великого польск. ученого, создателя гелиоцентрич. теории - Н. Коперника, учение к-рого положило начало новому периоду в истории астрономии и оказало огромное влияние на все дальнейшее развитие естествознания, свободное от церк. идеологии и средневековой схоластики. В области политических теорий прогрессивную роль сыграла публицистика А. Фрыч-Моджевского; гуманизмом проникнута поэзия Я. Кохановского.

Влияние В. заметно и в культуре Чехии 16 в. (поэт Б. Лобковиц, гуманист С. Гелений и др.). Идеи гуманизма прослеживаются в рус. культуре и обществ. мысли 15-17 вв., хотя здесь развитие гуманистич. мысли не было связано с характерной формой В. (см. об этом работы М. П. Алексеева, А. И. Клибанова, указанные ниже).

Специфика культуры и идеологии В. - с характерной для нее оптимистич. верой в неограниченные возможности человека, с тяготением к героич. образам, ее стихийной диалектикой в философии, с жизнерадостным свободомыслием и т. д. - была предопределена переходной эпохой от средневековья к новому времени, когда социальные отношения и гос. формы еще не устоялись, все находилось в состоянии брожения. Культура 17 в., когда в экономике наиболее развитых европ. государств уже более определенно выявилось капиталистическое развитие (и присущие ему противоречия), когда в политич. отношении абсолютизм с его гос. регламентацией и опекой достиг своего апогея, а в религ. жизни прочно победила реформация - в одних странах, контрреформация - в других, - многими существенными чертами отличается от культуры В. В этих условиях наступает кризис гуманизма В., рушится оптимистич. вера в то, что возникающее новое общество благоприятно для свободного развития человека. Но мировоззрение эпохи В., несмотря на всю свою специфику, уже несло в себе те общие черты, к-рые присущи буржуазному мировоззрению, способствуя формированию буржуазного общества.

В. оказало влияние на дальнейшее развитие идеологии, науки, лит-ры и иск-ва в странах Зап. и Центр. Европы в 17-18 вв., связанное с утверждением бурж. отношений, и подготовило новую эпоху в идейном развитии - эпоху Просвещения.

Лит. (кроме указ. в ст.): Энгельс Ф., Диалектика природы (введение), М., 1955; его же, Анти-Дюринг. М., 1957 (с. 97-100); его же, Развитие социализма от утопии к науке, М., 1960 (с. 16); Грамши А., Письма из тюрьмы, Избр. произв., т. 2. М., 1957; его же, Тюремные тетради, там же, т. 3, М., 1959; Губер А. A., Проблема Ренессанса, Уч. зап. МГУ, в. 126, Труды кафедры общего искусствознания, кн. 1, М., 1947; Лазарев В. Н., Проблема Возрождения в освещении ренессансных писателей и "просветителей", в сб.: Из истории социально-политич. идей..., М., 1955; Сказкин С. Д., К вопросу о методологии истории Возрождения и гуманизма, в сб.: Ср. века, 1958, в. 11; Пинский Л., Реализм эпохи Возрождения, М., 1961; Соколов В. В., Очерки философии эпохи Возрождения, М.. 1962; Дживелегов А. К., Начало итал. Возрождения, 2 изд., М., (1924); его же, Очерки итал. Возрождения, М., 1929; Алпатов М. В., Итал. искусство эпохи Данте и Джотто..., М.-Л., 1939; Колпинский Ю., Образ человека в искусстве эпохи Возрождения в Италии, М.-Л., 1941; Гуковский М. A., Итал. Возрождение, т. 1-2, Л., 1947-61; Лазарев В. Н., Леонардо да Винчи - художник, М., 1952; Виппер Б. Р., Борьба течений в итал. искусстве XVI в., М., 1956; Лазарев В. Н., Происхождение итал. Возрождения, т. 1-2, М., 1956-59; Брагина Л. М., О некоторых тенденциях в новейшей зарубежной историографии итальянского Возрождения, в сб.; Ср. века, 1962, в. 22; Корелин М. С., Очерки итал. Возрождения. М., 1896; его же, Ранний итал. гуманизм и его историография, т. 1-3, 2 изд., СПБ, 1914; Фойгт Г., Возрождение классической древности..., пер. с нем., т. 1-2, М., 1884-85; Монье Ф., Опыт литературной истории Италии XV в., пер. с фр., СПБ, 1904; Коган-Бернштейн Р. A., Борьба за нац. язык во франц. гуманизме, в сб.: Из истории соц.-политич. идей..., М., 1955; Пуришев В., Очерки немецкой литературы XV - XVII вв., М., 1955; Гейгер Л., История немецкого гуманизма, пер. с нем., СПБ, 1899; Голенищев-Кутузов И. Н., Гуманистическое направление в чешской лит-ре 15-16 вв., "ВИМК", 1960, No 2; Алексеев М. П., Явления гуманизма в лит. и публицистике Древней Руси (XVI - XVII вв.), М., 1958; Клибанов А. И., Реформационные движения в России в XIV - первой половине XVI вв., ч. 3, М., 1960; Philippi A., Der Begriff der Renaissance..., Lpz., 1912; Borinski K., Die Weltwiedergeburtsidee in den neueren Zeiten, "Sitzungsberichte der Bayerischen Akad. d. Wissenschaften", Münch., 1919; Weisbach W., Renaissance als Stilbegriff, "Hist. Zeitschr.", 1919, Bd 120; Burdach K., Reformation, Renaissance, Humanismus, 2 Aufl., В., 1926; Huizinga J., Das Problem der Renaissance, "Wege der Kulturgeschichte". Münch., 1930, No 46; Lavedan P., Histoire de l'urbanisme. Renaissance et temps modernes. P., 1941; Fubini M., Studi sulla letteratura del Rinascimento, Firenze, (1948); Ferguson W. К., The Renaissance in historical thought. Five centuries of interpretation, Boston, (1948) (имеется обширная библиография); Martin A. W., Soziologie der Renaissance, Frankf./M., 1949; Hexter J. H., The Renaissance again - and again, "The Journal of Modern History", 1951, v. 23, No 3; Haydn H. С., The Counter-Renaissance, N. Y., 1950; Sellery G. C., The Renaissancee, its nature and origins, Madison, 1950: Weisinger H., The English origins of the sociological interpretation of the Renaissance, "Journal of the History of ideas", 1950, v. 11, No 3; Garin E., Medioevo e Rinascimento, Studi e ricerche, Bari, 1954; Durant W., The Renaissance, N. Y., 1953; Cantimori D., L'Umanesimo, il Rinascimento e la riforma dal Burckhardt al Garin, "Studi di Storia", Torino, 1959; Symonds J. A., Renaissance in Italy, v. 1-7, Toronto, 1935; Brandi K., Die Renaissance in Florenz und Rom, Lpz., 1927; Garin F., Il Rinascimento italiano, Mil., 1941; его же, L'Umanesimo italiano..., Bari, 1952; Saitta G., Il pensiero italiano nell 'Umanesimo e nel Rinascimento, v. 1-3, Bologna, 1949-51 (имеется обширная библиография); Venturi L., La peinture italienne, v. 1-3, Geneva, 1950-52; Rapini G., Vita di Michelangiolo nella vita del suo tempo, Mil., 1951; Labande E. R., L'Italie de la Renaissance, P., 1954; Baron H., Humanistic and political literature in Florence and Venice. At the beginning of the Quattrocento, Camb., 1955; его же, The crisis of the early Italian Renaissance..., v. 1-2, Princeton, 1955 (об этих работах см. ВИМК. 1959, No i). Mirowski W., Wielcy polacy odrodzenia, Warsz., 1956; Odrodzenie i reformacia w Polsce, t. 1-4, 6, Warsz., 1956-61: Bockisch G., Informatorischer Bericht über die internationale Tagung zum Thema: Renaissance und Humanismus in Mittel-und Ost-Europa. "Zeitschrift für Geschichtswissenschaft", 1960, No 2.

Синонимы:
возобновление, воскресение, воскресенье, воскрешение, воссоздание, восстановление, исправление, обновление, оживление, освежение, пакибытие, палингенезия, регенерация, реконструкция, ренессанс, реставрация, реставрирование, рисорджименто, стиль, эпоха возрождения, эпоха ренессанса


Антонимы:
умирание, депрессия, кризис, нарушение, дегенерация, распад, спад, разрушение


  1. возрождениесм. Ренессанс. Архитектура иллюстрированный справочник Эпоха Возрожденияstrong или Ренессансstrong франц.u re вновь naissance рождение общественнополитическое и ...Архитектурный словарь
  2. возрождениеэпоха в истории итал. а под ее воздействием и европ. культуры вв. ознаменовавшая переход от средневековья к Новому времени. Будучи радик. переворотом во всех областях ку...Атеистический словарь
  3. возрождениеэпоха в истории итал. а под ее воздействием и европ. культуры вв. ознаменовавшая переход от средневековья к Новому времени. Будучи радик. переворотом во всех областях ку...Атеистический словарь II
  4. возрождениеСущ. возрождение Тит и соотв. прич. возродивший возрожденные Пет в НЗ передается тот процесс в кром Бог духовно оживляет падшего человека принадлежащего к миру смерти д...Библейская энциклопедия Брокгауза
  5. возрождениеЭто слово обозначает внутренее духовное перерождение через веру в Христа Иоан. Тит. Пет. Иак. . В Мат. . гр. т. оно обозначает перерождение природы до времен совершен...Библейский энциклопедический словарь
  6. возрождениевозрождение Пет. Тит. новое рождение возрождение духа человека от Духа Святого к жизни вечной обеспеченное воскресением Господа Иисуса Христа. Возрождения освобождения...Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора
  7. возрождениеВОЗРОЖДЕНИЕ послок гор. типа на С. Саратовской обл. РСФСР на правобережье Волги. Ж.д. станция на линии Сызрань Саратов. тыс. жит. . д Электрофидер....Большая советская энциклопедия
  8. возрождениеВОЗРОЖДЕНИЕ Ренессанс франц. Renaissance итал. Rinascimento в истории культуры стран Зап. и Центр. Европы эпоха переходная от ср.век. культуры к культуре нового времени п...Большая советская энциклопедия
  9. возрождениес. rinascita f эпоха Возрождения Rinascimento m Итальянорусский словарь. Синонимы возобновление воскресение воскресенье воскрешение воссоздание восстановление исправлени...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  10. возрождениевозрождение с . Wiedergeburt f Wiederaufleben n Erneuerung f c возобновление Wiederaufrichtung f c разрушенного . ист. эпоха Возрождения die Renaissance r q n E s A s ...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  11. возрождениес Wiedergeburt f Wiederaufleben n Erneuerung f возобновлениеem Wiederaufrichtung f разрушенного ист. эпоха Возрождения die Renaissance возобновление воскресение воскре...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  12. возрождениеrenewal resurgence revival...Большой русско-английский словарь биологических терминов
  13. возрождениес.regeneracin fem renacimiento mние промыuшленности restauracin de la industriaние искуuсства renacimiento del arteха Возрождеuния Возрождеuние ист.em Renacimiento m...Большой русско-испанский словарь
  14. возрождениесущ. ср. рода...Большой русско-украинский словарь
  15. возрождениес. rgnration f renaissance f возрождение промышленности renouveau m de lindustrie эпоха Возрождения ист. Renaissance f...Большой русско-французский словарь
  16. возрождениес.rgnration f renaissance fвозрождение промышленности renouveau m de lindustrieэпоха Возрождения ист. Renaissance f возобновление воскресение воскресенье воскрешение во...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  17. возрождениеРенессанс период в культурном и идейном развитии странЗап. и Цент. Европы в Италии вв. в других странах кон. вв.переходный от средневековой культуры к культуре нового ...Большой энциклопедический словарь II
  18. "возрождение"ВОЗРОЖДЕНИЕ русское периодическое издание Лондон еженедельная газета еженедельник . Редактор П. Б. Струве ведущий литературный критик В. Ф. Ходасевич с . Русский лите...Большой энциклопедический словарь III
  19. возрождениеВОЗРОЖДЕНИЕ русское периодическое издание Лондон еженедельная газета еженедельник . Редактор П. Б. Струве ведущий литературный критик В. Ф. Ходасевич с . Русский лите...Большой Энциклопедический словарь V
  20. возрождениеВОЗРОЖДЕНИЕ Ренессанс период в культурном и идейном развитии стран Зап. и Цент. Европы в Италии вв. в других странах кон. вв. переходный от средневековой культуры к ку...Большой Энциклопедический словарь V
  21. возрождениеВозрождение Краснозаводск dd Географические названия мира Топонимический словарь. М АСТ.Поспелов Е.М. возобновление воскресение воскресенье воскрешение воссоздание восс...Географическая энциклопедия
  22. возрождениеВозрождение. Леонардо да Винчи. Мона Лиза.ВОЗРОЖДЕНИЕ Ренессанс эпоха в идейном и культурном развитии ряда стран Западной и Центральной а также Восточной Европы. Основные...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  23. возрождениеВозрождение Ренессанс период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы в Италии вв. в других странах конец начало вв. переходный от средне...Исторический словарь
  24. возрождениепослесредневековый период XIV XVI вв. мощного культурного развития Европы под знаком освоения античного духовного наследия. Примечателен обширным многообразием достижений...Краткий религиозно-философский словарь
  25. возрождениеПериод перехода от Средневековья к эпохе Нового времени в Европе длившийся почти два с половиной столетия. В этот период во многих областях жизни произошли значительные и...Краткий философский словарь предрассудков
  26. возрождениеВозрождение renatus regeneratio эпоха Возрождения aetas litterarum renatarum litteratura renascens Renascentia renatae litteras artesque anagenesis eos f Gr novus ortus ...Латинский словарь
  27. возрождениеРенессанс в истории европейской культуры эпоха бурного развития наук и искусств в. в Италии вв. Предпосылки культурного Возрождения научные открытия в астрономии от...Литература и язык. Современная энциклопедия
  28. возрождение.strong см. Ренессанс. .strong см. Журналы русские. Литературная энциклопедия. В т. М. издательство Коммунистической академии Советская энциклопедия Художественная лит...Литературная энциклопедия
  29. возрождениесм. Ренессанс. ВОЗРОЖДЕНИЕ см. Журналы русские....Литературная энциклопедия II
  30. возрождение. см. Ренессанс. см. Журналы русские....Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
  31. возрождениеВОЗРОЖДЕНИЕ Ренессанс франц. Renaissance в истории культуры стран Европы эпоха перехода от Средневековья к Новому времени середина XV конец XVI вв. для Италии с XIV в. ...Литературный энциклопедический словарь
  32. возрождениефр. Renaissance Ренессанс особая культурноисторическая эпоха в развитии искусства стран Западной и Центральной Европы в Италии XIVXVI вв. в других странах конец XV нач...Мировая художественная культура. Словарь
  33. возрождениеприставка ВОЗ корень РОЖД суффикс ЕНИ окончание Е Основа слова ВОЗРОЖДЕНИВычисленный способ образования слова Приставочносуффиксальный или префиксальносуффиксальный ...Морфемный разбор слова по составу
  34. возрождениеНачальная форма Возрождение винительный падеж слово обычно не имеет множественного числа единственное число неодушевленное средний род...Морфологический разбор существительных
  35. возрождениеРенессанс франц. Renaissance итал. Rinascimento эпоха в развитии стран Зап. и Центр. Европы сер. вв. в Италии с в. в течение крой совершился переход от средневековой к...Музыкальная энциклопедия
  36. возрождениеЛенинградской Выборгского...Населённые пункты и почтовые индексы России
  37. возрождениеКраснодарского Геленджикского...Населённые пункты и почтовые индексы России
  38. возрождениеСаратовской Хвалынского...Населённые пункты и почтовые индексы России
  39. возрождениеВоронежской Эртильского...Населённые пункты и почтовые индексы России
  40. возрождениеВОЗРОЖДЕНИЕ или Ренессанс термин обозначающий в истории культуры стран Западной и Центральной Европы эпоху переходную от средневековья к Новому времени. Приблизительные ...Новейший философский словарь
  41. возрождениеили Ренессанс термин обозначающий в истории культуры стран Западной и Центральной Европы эпоху переходную от средневековья к Новому времени. Приблизительные хронологичес...Новейший философский словарь II
  42. возрождениевозрождение ср. Процесс действия по знач. глаг. возрождать возрождаться ....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  43. возрождениеВозрождение ср. Период в культурном идейном развитии ряда стран Европы наступивший после Средневековья характеризующийся антифеодальной направленностью гуманистическим ми...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  44. возрождениевозрождение возрождение я восстановление и Возрождение я ист. эпоха расцвета культуры в Западной Европе...Орфографический словарь
  45. возрождениеu сu Пр.u о возрождении восстановление возобновление воскресение воскресенье воскрешение воссоздание восстановление исправление обновление оживление освежение пакибытие п...Орфографический словарь русского языка
  46. возрождениеист.u эпоха расцвета культуры в Западной Европе Раннее Возрождение Позднее Возрождение Высокое Возрождение возобновление воскресение воскресенье воскрешение воссоздание в...Орфографический словарь русского языка
  47. возрождениеайта рлеу...Орысша-қазақша «Көлік және қатынас жолдары» терминологиялық сөздік
  48. возрождениевосстановление оживление появление вновь обновление чего бы то ни было чувств и отношений знаний и умений культуры и производства и т.д. Это подъем после упадка после ра...Основы духовной культуры
  49. возрождениевозрождение возрождения возрождения возрождений возрождению возрождениям возрождение возрождения возрождением возрождениями возрождении возрождениях...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  50. возрождениеОрфографическая запись слова возрождение Ударение в слове возрождение Деление слова на слоги перенос слова возрождение Фонетическая транскрипция слова возрождение [вазра...Полный фонетический разбор слов
  51. возрождениевдродження вдродння вдродини [Нацональнокультурне вдродження нашо крани] новонарождння....Російсько-український словник (Українська академія наук)
  52. "возрождение"лит.полит. ж. Париж . Предшественница журн. газ. Возрождение выходившая в ежедневно а в еженедельно. Ред. В. возглавил литвед И. И. Тхоржевский после его смерти в ис...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  53. возрождениевозрождение я восстановлениеem и Возрождение я ист. эпоха расцвета культуры в Западной Европеem Синонимы возобновление воскресение воскресенье воскрешение воссоздание вос...Русский орфографический словарь
  54. возрождениеI. ср мн. нет . yenidn trm canlanma dirlm brpa olunma tzlnm . brpa yksli. II. ср мн. нет tar. ренессанс oyan oyanma intibah XVXVI srlrd Avropada elm v incsntin iklnmsi dv...Русско-азербайджанский словарь
  55. возрождениеrevitalization возобновление воскресение воскресенье воскрешение воссоздание восстановление исправление обновление оживление освежение пакибытие палингенезия регенерация ...Русско-английский политехнический словарь
  56. возрождениеср.revival rebirth renascence...Русско-английский психологический словарь
  57. возрождениевозрождение с.irevival rebirth renascence возрождение к жизни rebirth возрождение промышленности rebirth revival of industry...Русско-английский словарь
  58. возрождениеВозрождение с. ист.iRenaissance Renascence эпоха Возрождения Renaissance Renascence...Русско-английский словарь
  59. возрождениевозрождение с. regeneration rebirth revival....Русско-английский словарь II
  60. возрождениеВозрождение с. Renaissance....Русско-английский словарь II
  61. возрождениеrebirth of an organization rebirth renaissance renewal renovation revival...Русско-английский словарь политической терминологии
  62. возрождениеискусства литературы и т.п. renaissance rebirth revival...Русско-английский строительный словарь
  63. возрождениеrenewal возобновление воскресение воскресенье воскрешение воссоздание восстановление исправление обновление оживление освежение пакибытие палингенезия регенерация реконст...Русско-английский технический словарь
  64. возрождениеrevival...Русско-английский экономический словарь
  65. возрождениеN...Русско-армянский словарь
  66. возрождениеАдраджэнне...Русско-белорусский словарь
  67. возрождениеадраджэнне ср.i...Русско-белорусский словарь II
  68. возрождениеэпохаrenesznsz jjszlets megjuls возобновление воскресение воскресенье воскрешение воссоздание восстановление исправление обновление оживление освежение пакибытие палинге...Русско-венгерский словарь
  69. возрождениевозрождение с оживление подъм эпоха Возрождения...Русско-греческий словарь (Сальнов)
  70. возрождениевозрожде Синонимы возобновление воскресение воскресенье воскрешение воссоздание восстановление исправление обновление оживление освежение пакибытие палингенезия реген...Русско-ивритский словарь
  71. возрождениежаырту айта ркендеу...Русско-казахский словарь для учащихся и студентов
  72. возрождениеайта рлеу...Русско-казахский терминологический словарь «Архитектура и строительство»
  73. возрождениеайта рлеу...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  74. возрождениеайта туу жаару айта даму жандану...Русско-казахский терминологический словарь «Пищевая промышленность и бытовое обслуживание»
  75. возрождениеайта жаыру...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  76. возрождениеср. кайтадан туулуу кайтадан туудуруу калыбына кел возрождение народного хозяйства эл чарбасынын калыбына келиши эпоха Возрождения ист. Кайтадан туулуу доору илим жана ис...Русско-киргизский словарь
  77. возрождениеСинонимы возобновление воскресение воскресенье воскрешение воссоздание восстановление исправление обновление оживление освежение пакибытие палингенезия регенерация реконс...Русско-китайский словарь
  78. возрождениеСинонимы возобновление воскресение воскресенье воскрешение воссоздание восстановление исправление обновление оживление освежение пакибытие палингенезия регенерация реконс...Русско-китайский словарь
  79. возрождениеот слова возрождаться yadan yaratluv yadan yaratlma от слова возрождать yadan yaratuv yadan yaratma...Русско-крымскотатарский словарь
  80. возрождениеот слова возрождаться янъыдан яратылув янъыдан яратылма от слова возрождать янъыдан яратув янъыдан яратма...Русско-крымскотатарский словарь II
  81. возрождениеatdzimana atjaunoans atjaunoana atjauninans...Русско-латышский словарь
  82. возрождениеatgimimas atkrimas...Русско-литовский словарь
  83. возрождениеСэргэн мандалт дахин трх...Русско-монгольский словарь
  84. возрождениес. Wiedergeburt f Wiederaufleben n Erneuerung f возобновление истор. Возрождение эпоха Возрождения die Renaissance....Русско-немецкий словарь
  85. возрождениеHerleving...Русско-нидерландский словарь
  86. возрождениевозрождениес оживление хозяйства и т. п. эпоха Возрождения ....Русско-новогреческий словарь
  87. возрождениеgjenbyrd renessanse vekkelse gjenfdelse gjenopplivelse возобновление воскресение воскресенье воскрешение воссоздание восстановление исправление обновление оживление освеж...Русско-норвежский словарь
  88. возрождение...Русско-персидский словарь
  89. возрождениесregenerao fu restabelecimento mu renascimento mu ressurgimento mu истu эпохаem Renascimento mu Renascena f возобновление воскресение воскресенье воскрешение воссоздание ...Русско-португальский словарь
  90. возрождениеВозрождениеmfufuo mi ufufuko ед....Русско-суахили словарь
  91. возрождениевозрождение аз нав бавудор аз нав барпошав тааддуд...Русско-таджикский словарь
  92. возрождениес .яадан торгызу тергез терел туу .баш хрефтн яарыш ренессанс европада урта гас. со фн мдният снгать сеп киткн чор...Русско-татарский словарь
  93. возрождениеyemden doudirili yeniden dou yeniden dirili ihya с прописной буквыem Uyan a Синонимы возобновление воскресение воскресенье воскрешение воссоздание восстановление испра...Русско-турецкий словарь
  94. возрождениеronesans uyan a...Русско-турецкий словарь по строительству и архитектуре
  95. возрождениеnem ksem возродить elvyttminen elpyminen Возрождеuние эпоuха Возрождеuния renessanssi...Русско-финский словарь
  96. возрождениеobnoven obroda obrozen regenerace renesance vzken znovuzrozen...Русско-чешский словарь
  97. возрождениесущ.сред. син. восстановление возобновление чрл нел чрлнй бнелнй чбртсе тратнй енрен кленй возрождение народных ремсел халх ал сталхне чбртсе тратнй. Возрождение Чербл Ев...Русско-чувашский словарь
  98. возрождениеpnytfdelse.strong pnyttfdelse .strong vckelse...Русско-шведский словарь
  99. возрождениеVckelse teruppstndelse...Русско-шведский словарь II
  100. возрождение.strong elustamine.strong elustumine renessanss taassnd taastamine taastumine...Русско-эстонский словарь
  101. возрождениеВозрождение Пискарвский проспект производственное хлопчатобумажное объединение входит в объединение Ленхлоппром. Создано в . Выпускает хлопчатобумажные и штапельные ткан...Санкт-Петербург (энциклопедия)
  102. возрождениетермин Возрождение являющийся калькой французского термина Ренессанс введенного в научный оборот в середине XIX в. историком Ж. Мишле обозначает эпоху в истории итальянск...Символы, знаки, эмблемы
  103. возрождениеумираниедепрессиякризиснарушениедегенерацияраспадспадразрушениеСинонимы возобновление воскресение воскресенье воскрешение воссоздание восстановление исправление обновлени...Словарь антонимов
  104. возрождениеренессанс эпоха в культурном и идейном развитии западноевропейских стран в Италии XIVXVI вв. в других странах конец XV XVI вв. переходная от средневековой культуры к ку...Словарь исторических терминов
  105. возрождениеили перерождение Rebirth Erneuerung Wiedergeburt процесс переживаемый как обновление восстановление или преобразование личности.Возрождение не является тем процессом кот...Словарь по аналитической психологии
  106. возрождениеэпоха в истории европейской культуры XIIIXVI веков ознаменовавшая собой возврат к традициям древних цивилизаций Греции и Рима и наступление Нового времени. Для периода Во...Словарь по истории психологии
  107. возрождениевозрождение см. восстановление...Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений
  108. возрождениея ср.iДейств. по гл. возродить возрождать действ. и состояние по гл. возродиться возрождаться.рождения в природfont основываются на разрушении. Смерть не другое что ест...Словарь русского языка XVIII в
  109. возрождениевозрождениеСм. восстановление....Словарь синонимов II
  110. возрождениевозрождение См. восстановление. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова М. Русские словари. возрождение восстановление воссоздание ...Словарь синонимов II
  111. возрождениевозрождение восстановление воссоздание реставрация реставрирование оживление ренессанс эпоха возрождения эпоха ренессанса исправление воскресенье обновление освежение сти...Словарь синонимов
  112. возрождениеперерождение возобновление пакибытие новая тварь. возобновление воскресение воскресенье воскрешение воссоздание восстановление исправление обновление оживление освежение ...Словарь церковнославянского языка
  113. возрождениепериод в идейном и культурном развитии стран Западной и Центральной Европы В Италии вв. в других конец вв. переходный период от средневековой культуры к культуре Ново...Словарь-справочник по философии
  114. возрождениеВОЗРОЖДЕНИЕ Ренессанс эпоха в идейном и культурном развитии ряда стран Западной и Центральной а также Восточной Европы. Основные отличительные черты культуры Возрождения ...Современная энциклопедия
  115. возрождениеВОЗРОЖДЕНИЕ Ренессанс период в культурном и идейном развитии стран Зап. и Цент. Европы в Италии вв. в других странах кон. вв. переходный от средневековой культуры к кул...Современный энциклопедический словарь
  116. возрождениеВОЗРОЖДЕНИЕ русское периодическое издание Лондон еженедельная газета еженедельник . Редактор П. Б. Струве ведущий литературный критик В. Ф. Ходасевич с . Русский лите...Современный энциклопедический словарь
  117. возрождениетермин впервые употребленный архитектором живописцем и историком искусства XVI в. Джорджо Вазари. В XVI в. В. рассматривалось как подъем культуры после долгих веков Средн...Средневековый мир в терминах, именах и названиях
  118. возрождение[РЕНЕССАНС] эпоха перехода от средневековой культуры к культуре нового времени в архитектуре Италии начало XV в. XVI в. в других странах Европы конец XV в. XVI в. гу...Строительный словарь
  119. возрождениеRegeiteration. Возрождение или новое рождение это внутреннее обновление падшей человеческой природы под действием благодати Св. Духа Ин . В Библии спасение мыслится как и...Теологический энциклопедический словарь
  120. возрождениеВОЗРОЖДЕНИЕ [РЕНЕССАНС] эпоха перехода от средневековой культуры к культуре нового времени в архитектуре Италии начало XV в. XVI в. в других странах Европы конец XV в...Терминологический словарь по строительству на 12 языках
  121. возрождениеиноск.em пробуждение к новой духовной жизни как бы снова родившись после застоя или совершенного упадка Ср.em Варварский период удельного времени у нас важен только в об...Толково-фразеологический словарь Михельсона
  122. возрождениеВозрожденеstrong иноск.em пробуждене къ новой духовной жизни какъ бы снова родившись посл застоя или совершеннаго упадка. Ср.em Варварскй перодъ удльнаго времени у насъ в...Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)
  123. возрождениеВОЗРОЖДЕНИЕ я ср. . си. возродить ся. . Появление вновьвозобновление подъем после периода упадка разрушения. Эпоха Возрожденияэпоха расцвета наук и искусств в Европе смен...Толковый словарь Ожегова
  124. возрождениеВОЗРОЖДЕНИЕ Возрождения мн. нет ср. перевод фр. Renaissance истор. Эпоха расцвета наук и искусств в Европе в вв. сопровождавшаяся обновлением интереса к античной культ...Толковый словарь русского языка II
  125. возрождениеВОЗРОЖДЕНИЕ возрождения мн. нет ср. книжн. . Возобновление развитие после периода упадка. Возрождение промышленности. Перед нами стоит задача хозяйственного возрождения в...Толковый словарь русского языка II
  126. возрождениевозрождение возрождение я ср. см. возродить ся. Появление вновь возобновление подъм после периода упадка разрушения. Эпоха Возрождения эпоха расцвета наук и искусств в Ев...Толковый словарь русского языка II
  127. возрождениеВОЗРОЖДЕНИЕ я ср. . си. возродить ся. . Появление вновь возобновление подъм после периода упадка разрушения. Эпоха Возрождения эпоха расцвета наук и искусств в Европе сме...Толковый словарь русского языка
  128. возрождениеУдарение в слове возрождениеУдарение падает на букву еБезударные гласные в слове возрождение...Ударение и правописание
  129. возрождениеRzeczownik возрождение n odrodzenie n oywienie odczas. n wznowienie n odrodzenie odczas. n...Универсальный русско-польский словарь
  130. возрождениеRzeczownik возрождение n odrodzenie n oywienie odczas. n wznowienie n Возрождение n Odrodzenie возрождение n odrodzenie odczas. n...Универсальный русско-польский словарь
  131. возрождениеРенессанс историческая эпоха в развитии культуры и философии в Западной и Центральной Европе XVXVI в.в. Характеризуется сменой мировоззренческих ориентаций с теоцентризм...Философия - конспект лекций и словарь терминов
  132. возрождениеВОЗРОЖДЕНИЕ или Ренессанс фр. Renaissance период в культурном и идейном развитии стран Зап. и Центр. Европы. Хронологические рамки ф и л о с о ф и и В. вв. Ее историче...Философская энциклопедия
  133. возрождениеф и л о с о ф и я термин применяющийся в истории философии для обозначения совокупности филос. учений выдвинутых в период распада феод. формации и зарождения капитализм...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  134. возрождениесовокупность философских представлений сформировавшихся в переходный период от средневековья к новому времени. Собственно В. называют этап в развитии культуры Зап. и Цент...Философский энциклопедический словарь
  135. возрождениевозрождение возрождения возрождения возрождений возрождению возрождениям возрождение возрождения возрождением возрождениями возрождении возрождениях Источник Полная акцен...Формы слова
  136. возрождениеВозрождение Ренессанс франц. Renaissance итал. Rinascimento эпоха в культурном и идейном развитии ряда стран Западной и Центральной Европы а также некоторых стран Восточн...Художественная энциклопедия
  137. возрождениеРез Реж Рев Рдение Рвение Орн Орион Ореид Орден Оон Онер Озонид Озон Озеро Озен Ожин Одр Одон Одновр Однов Одер Одеон Овод Овир Овин Овен Норов Норд Ноздрев Нож Ново Низ ...Электронный словарь анаграмм русского языка
  138. "возрождение"ВОЗРОЖДЕНИЕ русское периодическое издание Лондон еженедельная газета еженедельник . Редактор П. Б. Струве ведущий литературный критик В. Ф. Ходасевич с . Русский лит...Энциклопедический словарь естествознания
  139. возрождениеежемесячный социалдемократический журнал декабрь июль Москва. Фактические редакторы Ф. И. Дан Л. Мартов А. С. Мартынов А. Н. Потресов и другие социалдемократы меньшевик...Энциклопедия История отечества
  140. возрождениеежемесячный социалдемократический журнал декабрь июль Москва. Фактические редакторы Ф. И. Дан Л. Мартов А. С. Мартынов А. Н. Потресов и другие социалдемократы меньшев...Энциклопедия История отечества. Большая Российская энциклопедия
  141. возрождениеВозрождение Ренессанс фр.em Renaissance возрождение период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы в Италии XIV XVI вв. в других странах ко...Энциклопедия культурологии