Философская Энциклопедия (в 5 томах)

ВОЗРОЖДЕНИЕ

ф и л о с о ф и я ) – термин, применяющийся в истории философии для обозначения совокупности филос. учений, выдвинутых в период распада феод. формации и зарождения капитализма. Термин "В." встречается впервые у итал. живописца и историка искусства Вазари в сер. 16 в. Он прочно вошел в науч. оборот, хотя его нельзя признать вполне научно обоснованным, поскольку в него вкладывался тот смысл, что в этот период происходило лишь возрождение античной культуры и поскольку в нем не отразилось социально-экономическое содержание эпохи. Марксистская история философии, опираясь на общую характеристику эпохи В., данную в трудах Маркса ("Капитал", т. 1, гл. 24 и др.) и Энгельса ("Диалектика природы", Введение; "Развитие социализма от утопии к науке", "Крестьянская война в Германии" и др.), истолковывает филос. идеи В., исходя из экономических и социально-политич. предпосылок этой эпохи – кризиса феодализма и зарождения капитализма. Большое значение для исследования истории идеологии, в т.ч. и философии В., имеют работы основателя итал. коммунистич. партии Грамши ("Письма из тюрьмы", Избр. произв., т. 2, М., 1957; "Тюремные тетради", там же, т. 3, М., 1959) и Тольятти ("Развитие и кризис итальянской мысли в XIX в.", "Вопросы философии", 1955, No 5, и др. выступления). В СССР выполнена большая работа по переводу, переизданию и комментированию трудов выдающихся мыслителей В., появился ряд монографий о них (Дживелегова, Рожицина, Гуковского), обширные предисловия к издаваемым трудам мыслителей этой эпохи, обобщающие изложение в двух изданиях – "Истории философии" и во "Всемирной истории". В последние годы в сов. лит-ре особенное внимание было уделено выяснению корней идеологии В. в недрах самой феод. формации, в чем, однако, марксистская наука резко противостоит бурж. историографии, подчеркивающей в идеологии В. лишь средневековые элементы (работы Хейзинга, 1930–33-х гг.; Буланже, П. Лавдан, Л. Вентури (L. Venturi) в работе "La peinture italienne", [t.1–2], Gen.–P., [1950–51]). Сов. ученые связывают идеологию В. с антифеод. нар. движениями, усилением бюргерства, становлением абс. монархии, религ. войнами и др. соц.-политич. процессами эпохи феодализма (см. "Всемирная история", т. 4, М., 1958, с 10; С. Д. Сказкин. К вопросу о методологии истории Возрождения и гуманизма, в сб.: Средние века, вып. 11, М., 1958, с. 134, 135–36). Ряд сов. ученых направил свои усилия на изучение проблемы В. в странах Востока и в России. Н. И. Конрад ("Средние века" в исторической науке, в сб. статей: Из истории социально-политических идей, М., 1955; Начало китайского гуманизма, "Сов. востоковедение", 1957, No 3) распространяет понятие В. на Китай 9–11 вв., Среднюю Азию 11–12 вв.; В. К. Чалоян полагает, что В. началось в Армении в 10–13 вв. ("О вопросе армянского Возрождения", Изв. АН Арм. ССР, 1956, No 4, Общественные науки, на арм. яз.); Ш. Нуцубидае считает, что "Ренессанс на Востоке предшествует Ренессансу на Западе", в частности в Армении 12–13 вв., Азербайджане 12 в. и Грузии, где "Ренессанс... был доведен до высшей точки у... Руставели на грани 12–13 вв." ("Руставели и восточный ренессанс",Тб., 1947, с. 18, 247; ср. рец. С. И. Данелиа в журн. "Советская книга", 1950, No 9). О Возрождении в Грузии 12–13 вв. писал И. Д. Панцхава (см. его ст. "Колхидская риторическая школа и ее значение в общественной мысли древней Грузии", "Уч. зап. Моск. обл. пед. ин-та", М., 1953, т. 28, вып. 2, с. 29; ср. также его работу "Иоанн Петрици и его мировоззрение" в кн. Иоанна Петрици "Рассмотрение платоновской философии...", Тб., 1942); М. П. Алексеев усматривает тенденции В. в русской и др. славянских культурах: "Славянские страны также... не остались в стороне от этого общеевропейского движения и пережили свой "ренессансный" этап, каждая по своему..., но с итогами, имевшими не менее важное значение" ["Явления гуманизма в литературе и публицистике древней Руси (XVI–XVII вв.)", 1958, с. 5–6]. Наиболее разностороннее и последоват. развитие философия В. получила в Италии 15–17 вв. (Николай Кузанский, Валла, Пико делла Мирандола, Леонардо да Винчи, Помпонацци, Телезио, Бруно, Галилей, Кардано, Патрици, Макиавелли, Кампанелла и др.; см. Итальянская философия), во Франции в 15–16 вв. (Монтень, Раме, Шаррон, Лефевр д´Этапль, Доле и др.; см. Французская философия), Германии 15–17 вв. (Мюнцер, Рейхлин, Гуттен, С.Франк, Кеплер и др.; см. Немецкая философия), Англии 16–17 вв. (Т. Мор, Ф. Бэкон и др.; см. Английская философия), Испании 16 в. (Вивес, Уарте и др.; см. Испанская философия), Голландии (Эразм Роттердамский и др.; см. Голландская философия), Швейцарии (Парацельс), Польше (Коперник и др.; см. Польская философская мысль), Чехии (Коменский; см. Чехословацкая философия) (см. также Гуманизм). Идейные источники философии В. многообразны и не могут быть сведены к влиянию антич. культуры и философии, хотя это влияние и было многосторонним и плодотворным. В борьбе против католич. теологии и утверждаемого ею авторитета Аристотеля в схоластич. его истолковании философия В. использовала философию Платона. Платонизм В., с одной стороны, служил обоснованием филос. идеализма в его новой, свободной от схоластики форме и являлся открытым противником материалистич. направления в философия; такое направление особенно характерно для т.н. Академии платоновской. С другой стороны, этич. и эстетич. учение Платона широко использовалось открытыми противниками офиц. религии с ее учением об умерщвлении плоти и извечной греховности человека, ее аскетизмом, для доказательства неразрушимого единства духовности и телесности. Другим идейным источником философии В., восходящим к античности, явилась философия Аристотеля, как оригинальная (уже тем самым очищаемая от ср.-век. искажении), поскольку появляются издания сочинений антич. мыслителя (на греч. яз. в 1495–98, изд. А. Мануция; в 1531 изд. Эразма Роттердамского; в 1584–87 изд. Фр. Зильбурга и т.д.; на лат. яз. "Aristotelis opera...", в 1489 в Венеции, с комментариями Ибн Рошда), так и в интерпретации аверроизма (особенно его падуанской школы, где аверроизм имел последователей начиная с 12 в.) и "александристов" (противников падуанских аверроистов в самом же Падуанском ун-те, стремившихся более последовательно развить материалистич. тенденцию аристотелизма). Античность предстала перед философами В. с идеями антич. материалистов-натурфилософов, наивных диалектиков и этич. учениями эпикурейской школы и стоицизма. Весьма важное значение имел также неоплатонизм, пришедший в философию В. и через зап.-европ. источники и через византийскую философию, явившуюся также одним из источников философии В., тем более что ее деятели (напр., Плифон, Виссарион Никейский) сыграли значит, роль в передаче итал. гуманистам наследия антич. философии. Важнейшим идейным источником философии (и всей идеологии) В. явились ср.-век. ереси. Будучи идеологией оппозиционных феодализму движений, к-рыми наполнено все средневековье, ср.-век. ереси расшатывали церк. догматику, офиц. религ. идеологию, расчищали путь и создавали идейные предпосылки для антицерк. идей мыслителей В. "Революционная оппозиция феодализму, – писал Энгельс, – проходит через все средневековье. Она выступает, соответственно условиям времени, то в виде мистики, то в виде открытой ереси, то в виде вооруженного восстания" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 361). Энгельс устанавливал и идейную связь ср.-век. ересей с идеологией В.: "Что касается мистики, то зависимость от нее реформаторов XVI века представляет собой хорошо известный факт; многое заимствовал из нее также и Мюнцер" (там же). Идеи Иоахима Флорского и его последователя – Дольчино, идеи Я. Гуса и его единомышленников, использовавших ересь хилиазма, ересь альбигойцев и др., могут в этом отношении считаться существ. и важнейшими источниками философии В., как и передовые тенденции в ср.-век. философии вообще (номинализм, рационалистич. и эмпирич. тенденции в теории познания ср.-век. философии). Развитие философии В. происходило на основе идеологии гуманизма, к-рая органически влилась в нее как ее важнейшая составная часть и в к-рой нашли свое выражение новые разносторонние запросы человеч. личности. Частично гуманизм сливается с В., поскольку мн. гуманисты были крупными представителями филос. мысли В. (Валла, Пико делла Мирандола, Рабле, Монтень, Рейхлин, Эразм Роттердамский, Гуттен и ряд др.). Идейным источником философии и науки В. явилась также и восточная, в частности арабская философия, богатая материалистич. тенденциями и обогатившая в 12–13 вв. Зап. Европу знаниями в области естеств. наук. Оформлению материалистич. направления в философии В. содействовали наряду с отмеченными предпосылками также и великие открытия (в особенности гелиоцентризм Коперника) и изобретения, относящиеся гл. обр. к концу 15–16 вв., а также развитие новых отраслей промышленности. На этой основе развивалось и "насквозь революционное" естествознание – астрономия, механика, география и др. науки (см. Ф. Энгельс, Диалектика природы, 1955, с. 152, 145–146 и К. Маркс и Ф. Энгельс, Избр. цроизв., т. 2, 1955, с. 93). Основные проблемы философии В. Возникнув как идеология эпохи кризиса феодализма и зарождения капитализма, опираясь на многообразные идейные источники и, следовательно, не являясь простым восстановлением антич. философии, философия В. обладала собств. богатым содержанием. Борьба нового со старым в экономич. и соц.-политич. области принимала в философии В. форму борьбы материалистич. тенденций в натурфилософии и гносеологии с идеализмом, теологич. априоризмом религ. мировоззрения, к-рому противопоставлялись также гуманистич. этика и социальные утопии. Наряду с борьбой материалистич. тенденций против идеализма в его ср.-век. теолого-схоластич. форме шло развитие и диалектики и метафизики в методологии. Диалектич. тенденции, весьма сильные в философии В. 15–16 вв., к концу этого периода в значит. мере угасли, обозначилось преобладание метафизики, и к 17 в. сложился бурж. механистич. материализм. Наиболее характерными представителями этого периода были Галилей и Ф. Бэкон (к-рый, по характеристике Энгельса, вместе с Локком перенес "из естествознания в философию... метафизический способ мышления") ("Анти-Дюринг", 1957, с. 21), открывшие новый этап в развитии науки, в т.ч. и философии. Мыслители В. стремились объяснить существование единого бесконечного материального мира из него самого, независимо от внешней потусторонней силы – божества, понимали его как мир, подчиняющийся единому закону причинно-следств. связи. Философия В. ставила и разрешала важнейшие филос. проблемы. т.н. натурфилософия (Кардано, Телезио, Патрици, Кампанелла, Бруно, Ванини, Парацельс) разрабатывала проблему материи, находясь под воздействием успехов естествознания и антич. филос. традиции (с одной стороны, атомизма Эпикура и Лукреция, с другой – платонизма, неоплатонизма и аристотелизма, своеобразный синтез к-рых лег в основу различных форм пантеизма). Первую – атомистическую – концепцию развивали приверженцы эцикуреизма – Валла, Уарте, Монтень, Шаррон, а также Галилей; впоследствии, обогащенная достижениями естествознания, эта концепция легла в основу взглядов многих крупнейших представителей философии 17–18 вв. Вторую – пантеистическую – концепцию разрабатывали Кардано, Николай Кузанский, Телезио, Бруно. В этой концепции выдвигалась на первый план идея единого бытия, из к-рой выводилась множественность вещей материального мира. Сторонники этой концепции иногда вступали в полемику с атомизмом (Бруно, напр., высоко оценивая антич. атомизм в целом, отвергал его учение о "пустоте") и оказали в дальнейшем влияние на философию Спинозы. Тесно связанный с проблемой материи, вопрос о движении и его источниках решался большинством философов В. стихийно-диалектически: они переносили причину движения в самую материю, рассматривая движущую силу как неотделимое от материи разумное начало ("мировая душа" у Кардано, Бруно и Патрици, "архей" – активная жизненная сила у Парацельса, вечный божеств. разум у Кампанеллыи др.). Такой взгляд выражал слабость материализма В., его пантеистич. природу (перенесение бога в природу). Однако пантеистич. понимание движения было прогрессивным по отношению к ср.-век. теологич. взгляду на движение: законы, управляющие миром, истолковывались как внутр. закономерности природы, и бог из внешней сверхъестеств. силы становился силой, имманентной природе, растворяясь, по сути дела, в ней. Пантеистич. концепции материи и движения давали возможность рассматривать материальный мир в его качеств. многообразии, изменении. У нек-рых мыслителей, напр. у Леонардо да Винчи, материалистич. понимание движения выражено более ясно: движение приписывается самой материи как активность, как вечный круговорот, при к-ром ни один элемент природы не исчезает, а лишь превращается в иную форму. У Телезио движение объясняется, по сути дела, как результат взаимодействия присущих самой материи противоположных начал – тепла и холода. Пантеисты, как и механистич. материалисты, рассматривались представителями церкви как злейшие враги и подвергались жестоким преследованиям. Философии В. присущи также и новые тенденции в г н о с е о л о г и и: направленная против схоластики и религ. догматизма, гносеология философов В. выдвигала на первый план опыт, чувственность как важнейший, первый шаг в процессе познания (учение Николая Кузанского и Бруно о 4 ступенях познания, подчеркивание роли опыта в познании у Кардано, Парацельса, Телезио и особенно у Леонардо да Винчи и Галилея). В то же время, хотя и в разной форме, философы В. указывали на роль разума. В меньшей мере это относится к своеобразному эмпирику эпохи В. – Телезио, в большей – к Бруно, подвергшему эмпиризм критике. Бруно, помимо первой и еще несовершенной ступени познания – ощущения (sensus), признавал рассудок (ratio), разум (intellectus) и дух (animus); подобным же образом (еще ранее) рассуждал Николай Кузанский, к-рый выделял подобные же ступени: чувственность, рассудок, разум и интуицию. В этом утверждении роли интеллекта следует отметить две тенденции. С одной стороны, у Николая Кузанского и Бруно существовала еще связь с религ. ср.-век. традициями интуитивизма (четвертая ступень познания). Но, с другой, в особенности у двух деятелей Возрождения, как бы связывающих философию В. и материализм 17–18 вв., – у Леонардо да Винчи и Галилея, – эта тенденция ведет к математизации интеллектуальной деятельности. Они объявляют математику высшим образцом доказательной науки, что неизбежно вело к пополнению индуктивного метода опытного познания рационалистич. дедукцией, существенно отличающейся от тесно связанной со средневековьем дедукции Николая Кузанского и Бруно. Новая антисхоластич. форма дедукции получила свое наиболее яркое выражение в синтетич., или композитивном, методе Галилея, к-рым он дополнил свой эмпирический аналитический, или резолютивный, метод. Несмотря, однако, на различный удельный вес, каким обладали эмпирия и умозрение в различных филос. течениях эпохи В., сенсуализм и рационализм внутри философии В. не были еще достаточно дифференцированы. Допуская иногда как компромисс познание через веру, философы В. в основном стояли на почве материалистич. теории познания. В основе ее – следующие положения: 1) признание познаваемости человеком окружающего мира таким, как он есть; 2) признание воздействия внешнего мира как источника познания на органы чувств, как воспринимающие и перерабатывающие эти воздействия; 3) отрицание врожденных идей и особой нематериальной субстанции, управляющей процессом познания человека; 4) утверждение великой силы разума и логич. деятельности, без к-рой одними только чувств. образами нельзя достичь истинного знания. Следует отметить, что в гносеологии Галилея встречаются идеи, к-рые позже были развиты в философии Локка в теорию первичных и вторичных качеств. Нек-рые представители филос. мысли В. в своей борьбе против слепого доверия к авторитету теологии вносили в теорию познания оттенок скептицизма (Монтень, Шаррон). Однако этот скептицизм был направлен против "абсолютных истин", выдвигаемых теологией; ни один из значит. представителей философии В. не ставил под сомнение способность человека познать окружающий мир. В этой связи следует отметить учение о двойственной истине, принимаемое Николаем Кузанским, Помпонацци, Леонардо да Винчи, Галилеем и др. Развивая прогрессивные тенденции ср.-век. философии, эти представители философии В. с помощью теории двойств. истины обосновывали права человеч. разума на самостоят. исследование, независимое от авторитета церкви и церк. догматики, хотя этот авторитет не уничтожался, а лишь ограничивалась сфера его влияния. Гносеологич. и натурфилос. концепциям мыслителей В. была свойственна д и а л е к т и ч н о с т ь . В их методологии лишь к 17 в. сложились метафизика и механицизм, обусловленные бурж. направленностью экономич. и соц.-политич. развития и характером естествознания того времени. Философы В. развивали мысль о единстве природы и о взаимодействии всех ее частей, признавали вечное движение и изменение бытия, высказывали гениальные догадки о внутр. противоречиях и их борьбе как гл. причине движения. Эти диалектич. тенденции в натурфилософии присущи Николаю Кузанскому (принцип coincidentia oppositorum – совпадения противоположностей), Телезио (учение о том, что в мире все происходит через борьбу противоположных сил), Бруно (учение о совпадении противоположностей в максимуме и минимуме), Пико делла Мирандола, Леонардо да Винчи и др. Теория познания тесно связана с э т и к о й В. На этич. теории В. оказала большое влияние этика эпикурейской школы, в меньшей степени – платонизма и стоицизма. Два последних течения, более популярных в период раннего В., выдвигались гл. обр. при доказательстве того, что высокие этич. идеалы могут развиваться в обществе и претворяться в жизнь без всякого влияния христианской морали. Что же касается этики эпикуреизма, приобретшей последователей в период расцвета В., то она наиболее соответствовала идеалам гуманизма, той жажде жизни, земного счастья, всестороннего развития личности, культу земной красоты, к-рые являлись характерными чертами молодой буржуазии. Эпикуреизм, однако, не мог быть попросту возрожден, ибо в условиях В. не могло быть воспринято учение о спокойном, пассивном отношении к жизни (атараксия эпикурейцев, апатия стоиков). В этике В. содержатся элементы волюнтаризма. Тенденция к отделению этики от религии выразилась в учении о зависимости этики от "естественной природы" человека. Все требования морали выводились из естественного для человека, как и для всей природы, стремления к самосохранению (напр., у Телезио), наслаждению и к избежанию страданий; любовь к другим людям есть результат любви к себе. Это учение было унаследовано бурж. моралистами 17–18 вв. Индивидуализм и эгоизм этики В. ограничивался, однако, преклонением перед силой разума, энтузиазмом науч. и художеств. творчества, а также и учением о наличии в человеке обществ. начала (столь же естественного, как и эгоизм) – стремления к слиянию с человеч. родом, потребностью в общении (Кампанелла), врожд. стремлением человека к добру (Кардано). Поэтому наряду с проповедью безудержного наслаждения жизнью во всех ее проявлениях, вплоть до оправдания аморализма (к-рое частично было естеств. реакцией на двуличную церк. мораль), в этике В. со всей силой звучали и требования иного, более высокого этич. порядка. Этика эпикуреизма нашла выражение во взглядах Валлы, Гуттена, Уарте, Рабле, Шаррона. Стремление подняться над механистич. пониманием основ этики и придать ей возвыш. характер свойственно Леонардо да Винчи и Бруно, к-рый в трактате "О героическом энтузиазме" нарисовал идеал жизни ученого – энтузиаста науки, готового на все лишения и даже на смерть во имя торжества своего передового мировоззрения. Этика В., являясь боевой и прогрессивной, направленной против отживших этич. идеалов феод.-церк. морали, строилась на идеалистич. основе, была индивидуалистической, а в своем аристократич. направлении проникнута недоверием к простым людям. Эпоха В. была временем ожесточенной классовой борьбы, первых атак нарождавшейся буржуазии на экономич. и политич. систему феодализма, а вместе с тем и периодом первых движений "предпролетариата", т.е. городских низов. Отсюда напряженный интерес к социально-политич. вопросам. Появлялись политич. учения, в к-рых обосновывалось право буржуазии на власть, доказывалась полная несостоятельность ср.-век. политич. теорий с их защитой светской власти церкви и утверждениями о "божественной природе" гос-ва. Для успешного развития новых капиталистич. производств. отношений нужно было сильное, единое нац. гос-во, способное преодолеть феодальный сепаратизм и экономич. замкнутость. Однако политич. мыслителям В. в еще большей мере, чем бурж. философам 17–18 вв., было чуждо своекорыстие буржуазии, уже пришедшей к власти, и они в своих учениях отражали в значит. степени общенародные требования. В политич. мысли философов и государствоведов В. можно выделить два направления: первое – монархомахическое (тираноборческое, республиканское) в его буржуазном, а не реакц.-феод. варианте, сочетавшее в себе традиции отстаивания городских вольностей с идеями нар. суверенитета: во Франции – Э. Ла Боэси ("Рассуждение о добровольном рабстве" – "Discours de la servitude volontaire", 1576, рус. пер. 1952), к-рому сочувствовал Монтень, в Германии – И. Альтузий ("Политика" – "Politica", 1603) и др. Второе направление обосновывало необходимость сильной монархич. власти, абсолютизма, как, напр., это было свойственно Макиавелли, к-рый хотя и считал идеальным строем республику как выражение нар. суверенитета, но понимал, что в современных ему условиях только сильная, не считающаяся ни с какими моральными традициями и церк. учениями власть светского государя может привести к нац. объединению и создать новое, бурж. гос-во. Идеологами абсолютизма были также Ф. Гвиччардини в Италии и Ж. Боден во Франции. В эпоху В. появляются и первые социалистич. утопии. В б?льшей или меньшей мере они отражали стихийный протест крест. масс и гор. бедноты, поднимавшихся на восстание, перераставшее, как это было в Германии, в крест. войны. Т. Мюнцер был наиболее ярким выразителем этих утопич. требований "царства божия на земле", под к-рым подразумевался обществ. строй без частной собственности, без власти императора, папы, королей и князей, без классового неравенства. Средством достижения такого строя Мюнцер считал вооруж. восстание народа. Критику социальных отношений, ужасающую картину того, как "овцы съели людей", дал Т. Мор. Социальные утопии В. предвосхищали в известной мере критику противоречий капиталистич. общества, к-рая была дана великими утопистами 19 в., и эта критика сочеталась у них с выработкой осн. принципов идеального обществ. устройства. Авторы таких утопий были убеждены, что причиной обществ. бедствий является частная собственность, и рисовали картину будущего обществ. строя, основанного на разумных "естественных" началах: обществ. хозяйство, ведущееся по плану; обязательный для всех труд, продукты к-рого распределяются по потребностям; все взрослые члены общества принимают участие в политич. управлении, все дети имеют право на бесплатное образование, тесно связанное с трудовым воспитанием. Идеи утопич. социализма получили наиболее яркое выражение в произведениях Т. Мора ("Утопия", 1516) и Т. Кампанеллы ("Город Солнца", 1623). Наряду с гениальными догадками о характере социалистич. строя эти утопии сохраняли многие пережитки феод.-церк. идеологии: религ. культ, хотя и в форме поклонения "Разуму – солнцу", чрезмерно суровая мораль, напоминающая монашескую (Кампанелла), сохранение рабства (как временного состояния) и идеализация ср.-век. ремесла (Мор) и т. п. З. Мелещенко. Ленинград. Эпоха В. в области э с т е т и к и не оставила законч. систем. Однако выдающиеся художники и поэты В. в трактатах, посвященных отд. искусствам, разрабатывали и более общие теоретич. вопросы (Леонардо да Винчи, Трактат о живописи, 1561, в рус. пер. – Книга о живописи, 1934; А. Дюрер, Четыре книги о пропорциях, 1528, рус. пер. 1957; Л. Б. Альберти, Десять книг о зодчестве, 1485, рус. пер., т. 1–2, 1935; Л. Пачоли, Ф. Сидней, Ж. Дю Белле, Дж. Фракасторо, М. Сервантес и др.). В эпоху В. происходила секуляризация искусства и освобождение художника от опеки церкви. В отличие от ср.-век. учений, искусство уже не рассматривалось как аллегорич. форма истины. Возродилась антич. теория подражания – мимезиса (в 1545 Пеллетье перевел на франц. яз. "Искусство поэзии" Горация, а Робортелло в 1548 – "Поэтику" Аристотеля), направленная против канонов ср.-век. традиционализма и академизма. "Кто может идти к источнику, не должен идти к кувшину" (Леонардо да Винчи). Это было обоснованием новаторского духа всякого живого искусства. Даже фантастическое в искусстве в конечном счете подпадает под закон "подражания" (Сервантес, Микеланджело). Художник должен изучить анатомию, чтобы найти объективные основания прекрасного (Леонардо да Винчи, Микеланджело, Дюрер), а также математику как основу пропорций. Математик Пачоли, друг Леонардо да Винчи, открыл закон "золотого сечения". Трактат о живописи Альберти строился на математич. определениях точки, линии, поверхности, круга, угла и т.д. Художник Пьеро делла Франческа, изучая законы перспективы, положил начало начертат. геометрии. Эстетика В. периода расцвета враждебна субъективизму и манерности ("маньеризм" возник только на кризисной фазе культуры В.). Объективность искусства сближается с научной ("Наука живописи", по Леонардо да Винчи, включает в себя не только анатомию, но и зоологию, все естествознание, математику, астрономию как "дочь перспективы" и т.д.). Но это ни в какой мере не означает умаления чувств. природы искусства. Позднейшие антиномии разумного и чувственного, общего и личного, прекрасного и характерного и т.д. еще не присущи эстетике В. "Подражание природе" сочеталось с культом художеств. наследия, в особенности античного, достижения к-рого, однако, по общему убеждению, можно превзойти. Отсюда защита прогресса и неогранич. возможностей искусства (трактат Дю Белле, Прославление и защита французского языка – Du Bellay, D?fense et illustration de la langue fran?aise, 1549). С гуманистич. природой эстетики В. связан и характер идеализации, к-рая составляет не менее важное положение учения о прекрасном, чем принцип "подражания природе". Человек, составляющий средоточие этого искусства, взят в героич. масштабе. Типическое чуждается эмпирич. среднего и натуралистич. индивидуализации. Нормальные пропорции – результат отбора "лучшего и благородного" (Дюрер, Альберти, Фиренцуола). Эстетика В. тяготела к идеализирующему реализму и по существу сводилась к учению о прекрасном, к-рое, согласно Петрарке, Альберти, Микеланджело, Кампанелле, тождественно с добрым. Передовое мировоззрение В. нанесло удар по ср.-век. феод.-клерик. идеологии и расчистило путь науч. знанию. Философия В. была важнейшим этапом в развитии передовой филос. мысли и явилась подготовкой бурж. материализма 17–18 вв. Л. Пинский. Москва. Лит.: История философии, т. 2, [М.], 1941; История философии, т. 1, М., 1957; Всемирная история, т. 4, М., 1958, с. 137–44; Гейгер Л., История немецкого гуманизма, пер. с нем., СПБ, 1899; Корелин М., Ранний итальянский гуманизм и его историография, 2 изд., т. 1–4, СПБ, 1914; Луначарский А. В., Литература эпохи Возрождения, в его кн.: Статьи о литературе, М., 1957; Дживелегов А. К., Начало итальянского Возрождения, 2 изд., М., [1925]; его же, Очерки итальянского Возрождения, М., 1928; Гуковский М. ?., Итальянское Возрождение, т. 1, Л., 1947; его же, Новые работы по истории платонизма итальянского Возрождения, "Вопр. философии", 1958, No 10; Абрамсон М. Л., Обсуждение проблем истории Возрождения и гуманизма, "Вопр. истории", 1955, No 2; Соколов В. В., Натурфилософия XVI–начала XVII века как предыстория материализма нового времени, "Вопр. философии", 1960, No 1; Saitta G., Il pensiero italiano nell´umanesimo e nel Rinascimento, v. 1–3, Bologna,1949–51; Filipovic V., Filozofija Renesanse i odabrani tekstovi filozofa, Zagreb, 1956; ?offanin G., L´uomo antico nel pensiero del Rinascimento, Bologna, 1957; Rice Eugene F., The Renaissance idea of wisdom, Camb. (Mass.), 1958.

  1. возрождениесм. Ренессанс. Архитектура иллюстрированный справочник Эпоха Возрожденияstrong или Ренессансstrong франц.u re вновь naissance рождение общественнополитическое и ...Архитектурный словарь
  2. возрождениеэпоха в истории итал. а под ее воздействием и европ. культуры вв. ознаменовавшая переход от средневековья к Новому времени. Будучи радик. переворотом во всех областях ку...Атеистический словарь
  3. возрождениеэпоха в истории итал. а под ее воздействием и европ. культуры вв. ознаменовавшая переход от средневековья к Новому времени. Будучи радик. переворотом во всех областях ку...Атеистический словарь II
  4. возрождениеСущ. возрождение Тит и соотв. прич. возродивший возрожденные Пет в НЗ передается тот процесс в кром Бог духовно оживляет падшего человека принадлежащего к миру смерти д...Библейская энциклопедия Брокгауза
  5. возрождениеЭто слово обозначает внутренее духовное перерождение через веру в Христа Иоан. Тит. Пет. Иак. . В Мат. . гр. т. оно обозначает перерождение природы до времен совершен...Библейский энциклопедический словарь
  6. возрождениевозрождение Пет. Тит. новое рождение возрождение духа человека от Духа Святого к жизни вечной обеспеченное воскресением Господа Иисуса Христа. Возрождения освобождения...Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора
  7. возрождениеВОЗРОЖДЕНИЕ послок гор. типа на С. Саратовской обл. РСФСР на правобережье Волги. Ж.д. станция на линии Сызрань Саратов. тыс. жит. . д Электрофидер....Большая советская энциклопедия
  8. возрождениеВОЗРОЖДЕНИЕ Ренессанс франц. Renaissance итал. Rinascimento в истории культуры стран Зап. и Центр. Европы эпоха переходная от ср.век. культуры к культуре нового времени п...Большая советская энциклопедия
  9. возрождениес. rinascita f эпоха Возрождения Rinascimento m Итальянорусский словарь. Синонимы возобновление воскресение воскресенье воскрешение воссоздание восстановление исправлени...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  10. возрождениевозрождение с . Wiedergeburt f Wiederaufleben n Erneuerung f c возобновление Wiederaufrichtung f c разрушенного . ист. эпоха Возрождения die Renaissance r q n E s A s ...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  11. возрождениес Wiedergeburt f Wiederaufleben n Erneuerung f возобновлениеem Wiederaufrichtung f разрушенного ист. эпоха Возрождения die Renaissance возобновление воскресение воскре...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  12. возрождениеrenewal resurgence revival...Большой русско-английский словарь биологических терминов
  13. возрождениес.regeneracin fem renacimiento mние промыuшленности restauracin de la industriaние искуuсства renacimiento del arteха Возрождеuния Возрождеuние ист.em Renacimiento m...Большой русско-испанский словарь
  14. возрождениесущ. ср. рода...Большой русско-украинский словарь
  15. возрождениес. rgnration f renaissance f возрождение промышленности renouveau m de lindustrie эпоха Возрождения ист. Renaissance f...Большой русско-французский словарь
  16. возрождениес.rgnration f renaissance fвозрождение промышленности renouveau m de lindustrieэпоха Возрождения ист. Renaissance f возобновление воскресение воскресенье воскрешение во...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  17. возрождениеРенессанс период в культурном и идейном развитии странЗап. и Цент. Европы в Италии вв. в других странах кон. вв.переходный от средневековой культуры к культуре нового ...Большой энциклопедический словарь II
  18. "возрождение"ВОЗРОЖДЕНИЕ русское периодическое издание Лондон еженедельная газета еженедельник . Редактор П. Б. Струве ведущий литературный критик В. Ф. Ходасевич с . Русский лите...Большой энциклопедический словарь III
  19. возрождениеВОЗРОЖДЕНИЕ русское периодическое издание Лондон еженедельная газета еженедельник . Редактор П. Б. Струве ведущий литературный критик В. Ф. Ходасевич с . Русский лите...Большой Энциклопедический словарь V
  20. возрождениеВОЗРОЖДЕНИЕ Ренессанс период в культурном и идейном развитии стран Зап. и Цент. Европы в Италии вв. в других странах кон. вв. переходный от средневековой культуры к ку...Большой Энциклопедический словарь V
  21. возрождениеВозрождение Краснозаводск dd Географические названия мира Топонимический словарь. М АСТ.Поспелов Е.М. возобновление воскресение воскресенье воскрешение воссоздание восс...Географическая энциклопедия
  22. возрождениеВозрождение. Леонардо да Винчи. Мона Лиза.ВОЗРОЖДЕНИЕ Ренессанс эпоха в идейном и культурном развитии ряда стран Западной и Центральной а также Восточной Европы. Основные...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  23. возрождениеВозрождение Ренессанс период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы в Италии вв. в других странах конец начало вв. переходный от средне...Исторический словарь
  24. возрождениепослесредневековый период XIV XVI вв. мощного культурного развития Европы под знаком освоения античного духовного наследия. Примечателен обширным многообразием достижений...Краткий религиозно-философский словарь
  25. возрождениеПериод перехода от Средневековья к эпохе Нового времени в Европе длившийся почти два с половиной столетия. В этот период во многих областях жизни произошли значительные и...Краткий философский словарь предрассудков
  26. возрождениеВозрождение renatus regeneratio эпоха Возрождения aetas litterarum renatarum litteratura renascens Renascentia renatae litteras artesque anagenesis eos f Gr novus ortus ...Латинский словарь
  27. возрождениеРенессанс в истории европейской культуры эпоха бурного развития наук и искусств в. в Италии вв. Предпосылки культурного Возрождения научные открытия в астрономии от...Литература и язык. Современная энциклопедия
  28. возрождение.strong см. Ренессанс. .strong см. Журналы русские. Литературная энциклопедия. В т. М. издательство Коммунистической академии Советская энциклопедия Художественная лит...Литературная энциклопедия
  29. возрождениесм. Ренессанс. ВОЗРОЖДЕНИЕ см. Журналы русские....Литературная энциклопедия II
  30. возрождение. см. Ренессанс. см. Журналы русские....Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
  31. возрождениеВОЗРОЖДЕНИЕ Ренессанс франц. Renaissance в истории культуры стран Европы эпоха перехода от Средневековья к Новому времени середина XV конец XVI вв. для Италии с XIV в. ...Литературный энциклопедический словарь
  32. возрождениефр. Renaissance Ренессанс особая культурноисторическая эпоха в развитии искусства стран Западной и Центральной Европы в Италии XIVXVI вв. в других странах конец XV нач...Мировая художественная культура. Словарь
  33. возрождениеприставка ВОЗ корень РОЖД суффикс ЕНИ окончание Е Основа слова ВОЗРОЖДЕНИВычисленный способ образования слова Приставочносуффиксальный или префиксальносуффиксальный ...Морфемный разбор слова по составу
  34. возрождениеНачальная форма Возрождение винительный падеж слово обычно не имеет множественного числа единственное число неодушевленное средний род...Морфологический разбор существительных
  35. возрождениеРенессанс франц. Renaissance итал. Rinascimento эпоха в развитии стран Зап. и Центр. Европы сер. вв. в Италии с в. в течение крой совершился переход от средневековой к...Музыкальная энциклопедия
  36. возрождениеЛенинградской Выборгского...Населённые пункты и почтовые индексы России
  37. возрождениеКраснодарского Геленджикского...Населённые пункты и почтовые индексы России
  38. возрождениеСаратовской Хвалынского...Населённые пункты и почтовые индексы России
  39. возрождениеВоронежской Эртильского...Населённые пункты и почтовые индексы России
  40. возрождениеВОЗРОЖДЕНИЕ или Ренессанс термин обозначающий в истории культуры стран Западной и Центральной Европы эпоху переходную от средневековья к Новому времени. Приблизительные ...Новейший философский словарь
  41. возрождениеили Ренессанс термин обозначающий в истории культуры стран Западной и Центральной Европы эпоху переходную от средневековья к Новому времени. Приблизительные хронологичес...Новейший философский словарь II
  42. возрождениевозрождение ср. Процесс действия по знач. глаг. возрождать возрождаться ....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  43. возрождениеВозрождение ср. Период в культурном идейном развитии ряда стран Европы наступивший после Средневековья характеризующийся антифеодальной направленностью гуманистическим ми...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  44. возрождениевозрождение возрождение я восстановление и Возрождение я ист. эпоха расцвета культуры в Западной Европе...Орфографический словарь
  45. возрождениеu сu Пр.u о возрождении восстановление возобновление воскресение воскресенье воскрешение воссоздание восстановление исправление обновление оживление освежение пакибытие п...Орфографический словарь русского языка
  46. возрождениеист.u эпоха расцвета культуры в Западной Европе Раннее Возрождение Позднее Возрождение Высокое Возрождение возобновление воскресение воскресенье воскрешение воссоздание в...Орфографический словарь русского языка
  47. возрождениеайта рлеу...Орысша-қазақша «Көлік және қатынас жолдары» терминологиялық сөздік
  48. возрождениевосстановление оживление появление вновь обновление чего бы то ни было чувств и отношений знаний и умений культуры и производства и т.д. Это подъем после упадка после ра...Основы духовной культуры
  49. возрождениевозрождение возрождения возрождения возрождений возрождению возрождениям возрождение возрождения возрождением возрождениями возрождении возрождениях...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  50. возрождениеОрфографическая запись слова возрождение Ударение в слове возрождение Деление слова на слоги перенос слова возрождение Фонетическая транскрипция слова возрождение [вазра...Полный фонетический разбор слов
  51. возрождениевдродження вдродння вдродини [Нацональнокультурне вдродження нашо крани] новонарождння....Російсько-український словник (Українська академія наук)
  52. "возрождение"лит.полит. ж. Париж . Предшественница журн. газ. Возрождение выходившая в ежедневно а в еженедельно. Ред. В. возглавил литвед И. И. Тхоржевский после его смерти в ис...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  53. возрождениевозрождение я восстановлениеem и Возрождение я ист. эпоха расцвета культуры в Западной Европеem Синонимы возобновление воскресение воскресенье воскрешение воссоздание вос...Русский орфографический словарь
  54. возрождениеI. ср мн. нет . yenidn trm canlanma dirlm brpa olunma tzlnm . brpa yksli. II. ср мн. нет tar. ренессанс oyan oyanma intibah XVXVI srlrd Avropada elm v incsntin iklnmsi dv...Русско-азербайджанский словарь
  55. возрождениеrevitalization возобновление воскресение воскресенье воскрешение воссоздание восстановление исправление обновление оживление освежение пакибытие палингенезия регенерация ...Русско-английский политехнический словарь
  56. возрождениеср.revival rebirth renascence...Русско-английский психологический словарь
  57. возрождениевозрождение с.irevival rebirth renascence возрождение к жизни rebirth возрождение промышленности rebirth revival of industry...Русско-английский словарь
  58. возрождениеВозрождение с. ист.iRenaissance Renascence эпоха Возрождения Renaissance Renascence...Русско-английский словарь
  59. возрождениевозрождение с. regeneration rebirth revival....Русско-английский словарь II
  60. возрождениеВозрождение с. Renaissance....Русско-английский словарь II
  61. возрождениеrebirth of an organization rebirth renaissance renewal renovation revival...Русско-английский словарь политической терминологии
  62. возрождениеискусства литературы и т.п. renaissance rebirth revival...Русско-английский строительный словарь
  63. возрождениеrenewal возобновление воскресение воскресенье воскрешение воссоздание восстановление исправление обновление оживление освежение пакибытие палингенезия регенерация реконст...Русско-английский технический словарь
  64. возрождениеrevival...Русско-английский экономический словарь
  65. возрождениеN...Русско-армянский словарь
  66. возрождениеАдраджэнне...Русско-белорусский словарь
  67. возрождениеадраджэнне ср.i...Русско-белорусский словарь II
  68. возрождениеэпохаrenesznsz jjszlets megjuls возобновление воскресение воскресенье воскрешение воссоздание восстановление исправление обновление оживление освежение пакибытие палинге...Русско-венгерский словарь
  69. возрождениевозрождение с оживление подъм эпоха Возрождения...Русско-греческий словарь (Сальнов)
  70. возрождениевозрожде Синонимы возобновление воскресение воскресенье воскрешение воссоздание восстановление исправление обновление оживление освежение пакибытие палингенезия реген...Русско-ивритский словарь
  71. возрождениежаырту айта ркендеу...Русско-казахский словарь для учащихся и студентов
  72. возрождениеайта рлеу...Русско-казахский терминологический словарь «Архитектура и строительство»
  73. возрождениеайта рлеу...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  74. возрождениеайта туу жаару айта даму жандану...Русско-казахский терминологический словарь «Пищевая промышленность и бытовое обслуживание»
  75. возрождениеайта жаыру...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  76. возрождениеср. кайтадан туулуу кайтадан туудуруу калыбына кел возрождение народного хозяйства эл чарбасынын калыбына келиши эпоха Возрождения ист. Кайтадан туулуу доору илим жана ис...Русско-киргизский словарь
  77. возрождениеСинонимы возобновление воскресение воскресенье воскрешение воссоздание восстановление исправление обновление оживление освежение пакибытие палингенезия регенерация реконс...Русско-китайский словарь
  78. возрождениеСинонимы возобновление воскресение воскресенье воскрешение воссоздание восстановление исправление обновление оживление освежение пакибытие палингенезия регенерация реконс...Русско-китайский словарь
  79. возрождениеот слова возрождаться yadan yaratluv yadan yaratlma от слова возрождать yadan yaratuv yadan yaratma...Русско-крымскотатарский словарь
  80. возрождениеот слова возрождаться янъыдан яратылув янъыдан яратылма от слова возрождать янъыдан яратув янъыдан яратма...Русско-крымскотатарский словарь II
  81. возрождениеatdzimana atjaunoans atjaunoana atjauninans...Русско-латышский словарь
  82. возрождениеatgimimas atkrimas...Русско-литовский словарь
  83. возрождениеСэргэн мандалт дахин трх...Русско-монгольский словарь
  84. возрождениес. Wiedergeburt f Wiederaufleben n Erneuerung f возобновление истор. Возрождение эпоха Возрождения die Renaissance....Русско-немецкий словарь
  85. возрождениеHerleving...Русско-нидерландский словарь
  86. возрождениевозрождениес оживление хозяйства и т. п. эпоха Возрождения ....Русско-новогреческий словарь
  87. возрождениеgjenbyrd renessanse vekkelse gjenfdelse gjenopplivelse возобновление воскресение воскресенье воскрешение воссоздание восстановление исправление обновление оживление освеж...Русско-норвежский словарь
  88. возрождение...Русско-персидский словарь
  89. возрождениесregenerao fu restabelecimento mu renascimento mu ressurgimento mu истu эпохаem Renascimento mu Renascena f возобновление воскресение воскресенье воскрешение воссоздание ...Русско-португальский словарь
  90. возрождениеВозрождениеmfufuo mi ufufuko ед....Русско-суахили словарь
  91. возрождениевозрождение аз нав бавудор аз нав барпошав тааддуд...Русско-таджикский словарь
  92. возрождениес .яадан торгызу тергез терел туу .баш хрефтн яарыш ренессанс европада урта гас. со фн мдният снгать сеп киткн чор...Русско-татарский словарь
  93. возрождениеyemden doudirili yeniden dou yeniden dirili ihya с прописной буквыem Uyan a Синонимы возобновление воскресение воскресенье воскрешение воссоздание восстановление испра...Русско-турецкий словарь
  94. возрождениеronesans uyan a...Русско-турецкий словарь по строительству и архитектуре
  95. возрождениеnem ksem возродить elvyttminen elpyminen Возрождеuние эпоuха Возрождеuния renessanssi...Русско-финский словарь
  96. возрождениеobnoven obroda obrozen regenerace renesance vzken znovuzrozen...Русско-чешский словарь
  97. возрождениесущ.сред. син. восстановление возобновление чрл нел чрлнй бнелнй чбртсе тратнй енрен кленй возрождение народных ремсел халх ал сталхне чбртсе тратнй. Возрождение Чербл Ев...Русско-чувашский словарь
  98. возрождениеpnytfdelse.strong pnyttfdelse .strong vckelse...Русско-шведский словарь
  99. возрождениеVckelse teruppstndelse...Русско-шведский словарь II
  100. возрождение.strong elustamine.strong elustumine renessanss taassnd taastamine taastumine...Русско-эстонский словарь
  101. возрождениеВозрождение Пискарвский проспект производственное хлопчатобумажное объединение входит в объединение Ленхлоппром. Создано в . Выпускает хлопчатобумажные и штапельные ткан...Санкт-Петербург (энциклопедия)
  102. возрождениетермин Возрождение являющийся калькой французского термина Ренессанс введенного в научный оборот в середине XIX в. историком Ж. Мишле обозначает эпоху в истории итальянск...Символы, знаки, эмблемы
  103. возрождениеумираниедепрессиякризиснарушениедегенерацияраспадспадразрушениеСинонимы возобновление воскресение воскресенье воскрешение воссоздание восстановление исправление обновлени...Словарь антонимов
  104. возрождениеренессанс эпоха в культурном и идейном развитии западноевропейских стран в Италии XIVXVI вв. в других странах конец XV XVI вв. переходная от средневековой культуры к ку...Словарь исторических терминов
  105. возрождениеили перерождение Rebirth Erneuerung Wiedergeburt процесс переживаемый как обновление восстановление или преобразование личности.Возрождение не является тем процессом кот...Словарь по аналитической психологии
  106. возрождениеэпоха в истории европейской культуры XIIIXVI веков ознаменовавшая собой возврат к традициям древних цивилизаций Греции и Рима и наступление Нового времени. Для периода Во...Словарь по истории психологии
  107. возрождениевозрождение см. восстановление...Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений
  108. возрождениея ср.iДейств. по гл. возродить возрождать действ. и состояние по гл. возродиться возрождаться.рождения в природfont основываются на разрушении. Смерть не другое что ест...Словарь русского языка XVIII в
  109. возрождениевозрождениеСм. восстановление....Словарь синонимов II
  110. возрождениевозрождение См. восстановление. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова М. Русские словари. возрождение восстановление воссоздание ...Словарь синонимов II
  111. возрождениевозрождение восстановление воссоздание реставрация реставрирование оживление ренессанс эпоха возрождения эпоха ренессанса исправление воскресенье обновление освежение сти...Словарь синонимов
  112. возрождениеперерождение возобновление пакибытие новая тварь. возобновление воскресение воскресенье воскрешение воссоздание восстановление исправление обновление оживление освежение ...Словарь церковнославянского языка
  113. возрождениепериод в идейном и культурном развитии стран Западной и Центральной Европы В Италии вв. в других конец вв. переходный период от средневековой культуры к культуре Ново...Словарь-справочник по философии
  114. возрождениеРенессанс франц. Renaissance термин принятый в научной литре для обозначения периода в идеологич. и культурном развитии ряда стран Зап. и Центр. Европы в Италии вв. в ...Советская историческая энциклопедия
  115. возрождениеВОЗРОЖДЕНИЕ Ренессанс эпоха в идейном и культурном развитии ряда стран Западной и Центральной а также Восточной Европы. Основные отличительные черты культуры Возрождения ...Современная энциклопедия
  116. возрождениеВОЗРОЖДЕНИЕ Ренессанс период в культурном и идейном развитии стран Зап. и Цент. Европы в Италии вв. в других странах кон. вв. переходный от средневековой культуры к кул...Современный энциклопедический словарь
  117. возрождениеВОЗРОЖДЕНИЕ русское периодическое издание Лондон еженедельная газета еженедельник . Редактор П. Б. Струве ведущий литературный критик В. Ф. Ходасевич с . Русский лите...Современный энциклопедический словарь
  118. возрождениетермин впервые употребленный архитектором живописцем и историком искусства XVI в. Джорджо Вазари. В XVI в. В. рассматривалось как подъем культуры после долгих веков Средн...Средневековый мир в терминах, именах и названиях
  119. возрождение[РЕНЕССАНС] эпоха перехода от средневековой культуры к культуре нового времени в архитектуре Италии начало XV в. XVI в. в других странах Европы конец XV в. XVI в. гу...Строительный словарь
  120. возрождениеRegeiteration. Возрождение или новое рождение это внутреннее обновление падшей человеческой природы под действием благодати Св. Духа Ин . В Библии спасение мыслится как и...Теологический энциклопедический словарь
  121. возрождениеВОЗРОЖДЕНИЕ [РЕНЕССАНС] эпоха перехода от средневековой культуры к культуре нового времени в архитектуре Италии начало XV в. XVI в. в других странах Европы конец XV в...Терминологический словарь по строительству на 12 языках
  122. возрождениеиноск.em пробуждение к новой духовной жизни как бы снова родившись после застоя или совершенного упадка Ср.em Варварский период удельного времени у нас важен только в об...Толково-фразеологический словарь Михельсона
  123. возрождениеВозрожденеstrong иноск.em пробуждене къ новой духовной жизни какъ бы снова родившись посл застоя или совершеннаго упадка. Ср.em Варварскй перодъ удльнаго времени у насъ в...Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)
  124. возрождениеВОЗРОЖДЕНИЕ я ср. . си. возродить ся. . Появление вновьвозобновление подъем после периода упадка разрушения. Эпоха Возрожденияэпоха расцвета наук и искусств в Европе смен...Толковый словарь Ожегова
  125. возрождениеВОЗРОЖДЕНИЕ Возрождения мн. нет ср. перевод фр. Renaissance истор. Эпоха расцвета наук и искусств в Европе в вв. сопровождавшаяся обновлением интереса к античной культ...Толковый словарь русского языка II
  126. возрождениеВОЗРОЖДЕНИЕ возрождения мн. нет ср. книжн. . Возобновление развитие после периода упадка. Возрождение промышленности. Перед нами стоит задача хозяйственного возрождения в...Толковый словарь русского языка II
  127. возрождениевозрождение возрождение я ср. см. возродить ся. Появление вновь возобновление подъм после периода упадка разрушения. Эпоха Возрождения эпоха расцвета наук и искусств в Ев...Толковый словарь русского языка II
  128. возрождениеВОЗРОЖДЕНИЕ я ср. . си. возродить ся. . Появление вновь возобновление подъм после периода упадка разрушения. Эпоха Возрождения эпоха расцвета наук и искусств в Европе сме...Толковый словарь русского языка
  129. возрождениеУдарение в слове возрождениеУдарение падает на букву еБезударные гласные в слове возрождение...Ударение и правописание
  130. возрождениеRzeczownik возрождение n odrodzenie n oywienie odczas. n wznowienie n odrodzenie odczas. n...Универсальный русско-польский словарь
  131. возрождениеRzeczownik возрождение n odrodzenie n oywienie odczas. n wznowienie n Возрождение n Odrodzenie возрождение n odrodzenie odczas. n...Универсальный русско-польский словарь
  132. возрождениеРенессанс историческая эпоха в развитии культуры и философии в Западной и Центральной Европе XVXVI в.в. Характеризуется сменой мировоззренческих ориентаций с теоцентризм...Философия - конспект лекций и словарь терминов
  133. возрождениеВОЗРОЖДЕНИЕ или Ренессанс фр. Renaissance период в культурном и идейном развитии стран Зап. и Центр. Европы. Хронологические рамки ф и л о с о ф и и В. вв. Ее историче...Философская энциклопедия
  134. возрождениесовокупность философских представлений сформировавшихся в переходный период от средневековья к новому времени. Собственно В. называют этап в развитии культуры Зап. и Цент...Философский энциклопедический словарь
  135. возрождениевозрождение возрождения возрождения возрождений возрождению возрождениям возрождение возрождения возрождением возрождениями возрождении возрождениях Источник Полная акцен...Формы слова
  136. возрождениеВозрождение Ренессанс франц. Renaissance итал. Rinascimento эпоха в культурном и идейном развитии ряда стран Западной и Центральной Европы а также некоторых стран Восточн...Художественная энциклопедия
  137. возрождениеРез Реж Рев Рдение Рвение Орн Орион Ореид Орден Оон Онер Озонид Озон Озеро Озен Ожин Одр Одон Одновр Однов Одер Одеон Овод Овир Овин Овен Норов Норд Ноздрев Нож Ново Низ ...Электронный словарь анаграмм русского языка
  138. "возрождение"ВОЗРОЖДЕНИЕ русское периодическое издание Лондон еженедельная газета еженедельник . Редактор П. Б. Струве ведущий литературный критик В. Ф. Ходасевич с . Русский лит...Энциклопедический словарь естествознания
  139. возрождениеежемесячный социалдемократический журнал декабрь июль Москва. Фактические редакторы Ф. И. Дан Л. Мартов А. С. Мартынов А. Н. Потресов и другие социалдемократы меньшевик...Энциклопедия История отечества
  140. возрождениеежемесячный социалдемократический журнал декабрь июль Москва. Фактические редакторы Ф. И. Дан Л. Мартов А. С. Мартынов А. Н. Потресов и другие социалдемократы меньшев...Энциклопедия История отечества. Большая Российская энциклопедия
  141. возрождениеВозрождение Ренессанс фр.em Renaissance возрождение период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы в Италии XIV XVI вв. в других странах ко...Энциклопедия культурологии