Художественная энциклопедия

ВОЗРОЖДЕНИЕ

Возрождение

Ренессанс (франц. Renaissance, итал. Rinascimento), эпоха в культурном и идейном развитии ряда стран Западной и Центральной Европы, а также некоторых стран Восточной Европы. Основные отличительные черты антифеодальной в своей основе культуры Возрождения: светский характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к античному культурному наследию, своего рода "возрождение" его (отсюда и название). Культура Возрождения обладает специфическими особенностями переходной эпохи от средневековья к новому времени, в которой старое и новое, переплетаясь, образуют своеобразный, качественно новый сплав. Сложным является вопрос о хронологических границах Возрождения (в Италии - XIV-XVI вв., в других странах - XV-XVI вв.), его территория распространении и национальных особенностях.

Областями, в которых с особой наглядностью проявилось переломное значение эпохи Возрождения, стали архитектура и изобразительное искусство. Религиозный спиритуализм, аскетические идеалы и догматические условность средневекового искусства сменились стремлением к реалистическому познанию человека и мира, верой в творческие возможности и силу разума. Утверждение красоты и гармонии действительности, обращение к человеку как к высшему началу бытия, представления о стройной закономерности мироздания, овладение законами объективного познания мира придают искусству Возрождения идейную значительность и внутреннюю цельность. Коллективный опыт средневековых мастеров уступил место индивидуальному творчеству художника и архитектора. Возросла роль светской архитектуры (общественные здания, дворцы, городские дома) и светских жанров изобразительного искусства (портрет, пейзаж). Наиболее полно отличительные особенности культуры Возрождения проявились в искусстве Италии. Открытие чувственного богатства и многообразия реального мира сочеталось в итальянском искусстве с аналитическим изучением действительности; была последовательно разработана и теоретически обоснована художественная система реалистического изображения мира, подкреплённая научным изучением законов линейной и воздушной перспективы, теории пропорций, проблем анатомии и светотеневой моделировки.Античное искусство было не только национальным классическим наследием и образцом, но и послужило отправной точкой в обращении итальянских художников к природе, в стремлении полнее раскрыть гармоничные закономерности бытия. В итальянском искусстве Возрождения, не считая предренессансных явлений рубежа XIII и XIV вв. (см.Проторенессанс), различают: Раннее Возрождение (XV в.), Высокое Возрождение (конец XV - первая четверть XVI вв.) и Позднее Возрождение (XVI в.).

Передовая торгово-промышленная гуманистическая Флоренция (см.Флорентийская школа) стала в XV в. средоточием новаторства во всех видах искусства. Здесь были созданы многие произведения архитектуры Раннего Возрождения (Ф. Брунеллески, Микелоццо ди Бартоломмео, Л. Б. Альберти, Б. Росселлино, Дж. да Майано, Дж. да Сангалло). Античная ордерная система (см.Ордера архитектурные), творчески переосмысленная итальянскими архитекторами, внесла в зодчество Возрождения логическую соразмерность и гармоничная ясность, обогатила тектонику зданий. За пределами Тосканы выделялось гармоническое творчество Л. Лаураны в Урбино и красочные, ещё во многом готические постройки венецианских архитекторов. Опыты регулярной планировки и застройки городской площади (Пиенца), района или города, утопические мечты итальянских архитекторов и теоретиков архитектуры (Альберти, Филарете, Ф. Ди Джорджо Мартини) и гуманистов об идеальном городе открывали новые перспективы градостроительству.

Художники Раннего Возрождения в Италии создали пластически цельную, обладающую внутренним единством концепцию мира. Систематически изучая натуру, они черпали мотивы из жизненной повседневности, наполняли традиционные религиозные сцены земным содержанием, обращались к античным сюжетам. Искусство Возрождения, главной темой которого стал человек-герой, постепенно распространилось по всей Италии. В скульптуре (Л. Гиберти, Донателло, Якопо делла Кверча, семья делла Роббиа, А. Росселлино, Дезидерио да Сеттиньяно, Б. да Майано, А. Верроккьо) получили развитие свободностоящая статуя, перспективный живописный рельеф, реалистический портретный бюст, конный монумент. Для итальянской живописи XV в. (Мазаччо, Филиппе Липпи, А. дель Кастаньо, П. Уччелло, Фра Анджелико, Д. Гирландайо, А. Поллайоло, Верроккьо и С. Боттичелли во Флоренции, Пьеро делла Франческа, Л. Синьорелли в Урбино, Ф. Косса в Ферраре, А. Мантенья в Мантуе, П. Перуджино в Перудже, Джованни Беллини в Венеции) характерны ощущение гармонической упорядоченности мира, обращение к этическим и гражданским идеалам гуманизма, радостное восприятие красоты и многообразия реального мира, любовь к повествованию и смелая игра художественной фантазии.

В период Высокого Возрождения борьба за идеалы Возрождения приобрела напряженный и героический характер, отражая мечты об освобождении и объединении страны. Общенациональный подъём ярче всего выразился в архитектуре и изобразительном искусстве, отмеченных широтой общественного звучания, синтетическим обобщением действительности и мощью героических образов, полных духовной и физической активности. Сложившись во Флоренции, классический стиль Высокого Возрождения нашёл своё наивысшее выражение в произведениях, созданных в Риме; позднее в число ведущих центров выдвинулась Венеция (см.Венецианская школа). В архитектуре (Д. Браманте, Рафаэль, Антонио да Сангалло) достигли своего апогея совершенная гармония, монументальность и ясная соразмерность архитектурных образов; были созданы крупные архитектурные ансамбли, обладающие совершенством и художественной цельностью замысла, богатством и разнообразием композиционных решений. Изменилось социальное положение художника, занявшего достойное место в общественной жизни. Творчество крупнейших мастеров Высокого Возрождения в Италии (Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Джорджоне и Тициана) обладало разносторонностью и широтой охвата явлений действительности.

Со второй четверти XVI в. в Италии в условиях наступления феодальной, а затем и католической реакции искусство Высокого Возрождения переживало кризис, вызванный глубоким разочарованием в гуманистических идеалах Возрождения. Как следствие этого кризиса возникло антиклассическое в своей основе искусство маньеризма. Творчество мастеров, верных гуманистическим идеалам, приобрело сложный, драматический характер. В архитектуре Позднего Возрождения (Микеланджело, Дж. да Виньола, Джулио Романо, Б. Перуцци) возрос интерес к пространственному развитию композиции: здания всё больше подчинялись градостроительному замыслу, активнее вступали во взаимодействие с природной средой; ясная тектоника построек Раннего Возрождения сменилась большей напряжённостью и конфликтным столкновением тектонических сил. Ренессансные типы общественных зданий, виллы, дворца, принципы композиции городской площади и района получили богатую и сложную разработку (Я. Сансозино, Г. Алесси, М. Санмикели, А. Палладио).

Одной из главных тем живописных и скульптурных произведения позднего Микеланджело и картин Тициана стали трагическая непримиримость конфликтов, борьба и неизбежная гибель героя; небывалой глубины и сложности достигла психологическая характеристика образов. Реализм Позднего Возрождения (Паоло Веронезе, Якопо Тинторетто, Якопо Бассано) обогатился пониманием противоречивости мира, интересом к изображению драматического массового действия, народным образам, взаимосвязи человека и среды, к пространственной динамике. Многие черты искусства Позднего Возрождения подготовили почву для новых тенденций, получивших развитие в последующие эпохи. Периоды развития искусства Возрождения в Италии и в странах к северу от Альп, как правило, не совпадают по времени, часто различны по формальному и идейному содержанию. Общепринятое, но условное понятие "Северное Возрождение" (около 1500-40/80) применяется по аналогии с итальянским Возрождением к культуре и искусству XVI в. главным образом Германии, Нидерландов, Франции. На рубеже XIV и XV вв. в Нидерландах, а позднее во Франции и отчасти Германии отмечается зарождение новых черт в традиционно готическом искусстве, получивших своё полное гуманистическое выражение в XV-XVI вв. Одной из главных особенностей, характерных для искусства Возрождения в странах этого региона, является его генетическая связь с поздней готикой и взаимодействие местных традиций с искусством ренессансной Италии. В развитии искусства этих стран нет синхронности, как нет единства в эволюции разных его видов (архитектура, отчасти скульптура и декоративно-прикладное искусство отставали в своём развитии от миниатюры и живописи).

Истоки нового, реалистического в своей основе искусства Нидерландов и Франции следует искать на рубеже XIV и XV вв. в Бургундии, центре придворно-рыцарского позднеготического искусства. В произведениях живописцев Ж. Малуэля, А. Бельшоза, М. Брудерлама, скульптора Клауса Слютера, в миниатюрах братьев Лимбург заметны стремление к созданию целостной картины мира, интерес и пристальное внимание к красоте и многообразию природного окружения человека, к индивидуальной характеристике полных жизненных сил образов; новая реалистическая форма (эмпирические попытки передачи пространственной глубины, интерес к световой насыщенности цвета, к верному натуре изображению пластического объёма) придавала старым, во многом ещё средневековым идеям новое жизненное содержание. XV в. был временем интенсивного формирования национальных европейских художественных школ, искусство которых, при всём их местном своеобразии, объединяли обращение к реальному миру как источнику художественных образов, к раскрытию индивидуальных черт личности, пристальное наблюдение природы и любование её красотой.

Нидерландская школа живописи XV в. (алтарные картины, портреты, миниатюры), новаторски переработавшая духовные и художественные традиции средневековой культуры, была важнейшей среди северно-европейских школ; она отмечена интересом к человеку и природе, пантеистическим восприятием мира, пристальным вниманием к ценности и неповторимости каждой детали и каждого явления, слитых с одухотворённым миром и таящих в себе глубокий символический смысл (работы Р. Кампена, крупнейшего мастера этой школы Я. Ван Эта, Д. Баутса, Хуго ван дер Гуса, Рогира ван дер Вейдена, Х. Мемлинга и др.). На рубеже XV и XVI вв. Х. Босх создавал сатирико-морализирующие картины, в которых обращался к наследию народной средневековой культуры. В XVI в. из Италии и Франции в архитектуру Нидерландов проникли классические принципы Возрождения, не получившие, однако, преобладающего развития. Под влиянием гуманистических идей и реформационных движений XVI в. религиозная картина утрачивала своё ведущее значение, получали развитие светские жанры: портрет (А. Мор, Я. ван Скорел), пейзаж (И. Патинир), бытовой жанр (Лука Лейденский). Эклектическому течению романизма, подражавшему художественным приёмам итальянского искусства, противостояло искусство, основанное на национальных традициях, широко отражавшее жизнь народа и социальные противоречия эпохи. Его наиболее ярким представителем был П. Брейгель.

Начало нового этапа в развитии искусства Германии относится к 1430-м гг. (Л. Мозер, Х. Мульчер, К. Виц). Собственно Возрождение началось в Германии на рубеже XV и XVI вв. и закончилось уже в 1530-40-х гг. Искусство Возрождения в Германии было тесно связано с национальной позднеготической традицией и несёт на себе отпечаток классовых битв. На него оказали большое влияние идеи Реформации и Крестьянской войны 1524-26, придав ему во многом социальную, а нередко и классовую направленность. Своеобразие немецкого Возрождения раскрывается в живописи и графике А. Дюрера, М. Нитхардта, Л. Кранаха Старшего, А. Альтдорфера, Х. Хольбейна Младшего, в острой публицистичности станковой и книжной графики, скульптуре Т. Рименшнейдера, Ф. Штоса (В. Ствоша), А. Крафта и др.

Во Франции искусство Возрождения развивалось на основе богатых местных готических традиций, его становлению способствовали знакомство с античным наследием (особенно на юге страны), культурные связи с Италией и Нидерландами. Для французского искусства XV в. характерны тонкая поэтичность и мягкий лиризм, стремление к иллюзорной передаче пространства, острота жизненных наблюдений (скульптура М. Коломба, портреты и миниатюры Ж. Фуке и С. Мармиона, картины Муленского мастера, Ж. Фуке и др.). В XVI в. в условиях складывающегося абсолютизма искусство французского Возрождения достигает расцвета. Возросший интерес к человеческой личности проявился в карандашном и живописном портрете (Ж. Клуэ Младший, Корнель де Лион, Э. и П. Дюмустье). В скульптуре гуманистический идеал Возрождения выразился в классически совершенных образах Ж. Гужона. Противоречия Позднего французского Возрождения, усиление драматического начала проявились в скульптурных группах и портретах Ж. Пилона.

Со второй половины XV в. в архитектуре Франции формируется изящный стиль Возрождения, проявившийся в королевских и дворянских замках, а также в городских особняках (П. Леско, Ф. Делорм, Ж. Дюсерсо, Ж. Бюллан).

Элементы стиля Возрождения в искусстве Англии (в большой мере под влиянием работавшего в Англии X. Хольбейна Младшего) нашли выражение в миниатюрном портрете (Н. Хиллиард, А. Оливер), в усадебном (рациональные по планировке кирпичные дома с холлом и галереей) и дворцовом строительстве. В Дании, Швеции и Финляндии черты Возрождения проявились в основном в архитектуре замков, усадеб и общественных зданий.

В Испании в условиях завершившейся лишь к концу XV в. Реконкисты в искусстве соединились героические идеалы и религиозный аскетизм, яркая национальная самобытность и сильное воздействие арабской культуры. Под влиянием Джотто и сиенской живописи, а также нидерландского искусства в Испании на местной почве сформировался национальный стиль, где преобладали суровые, аскетически выразительные фигуры и лики, торжественная декоративность. Традиционная склонность к пышной декоративности породила в XVI в. стиль платереско, в котором богатое скульптурное убранство сплошь покрывало стены, структурные членения зданий.

В XVI в. растущее влияние итальянского искусства Возрождения было плодотворно использовано в творчестве А. Берругете, Д. де Силоэ, А. Санчеса Коэльо и др. В проникнутых спиритуализмом и мистикой образах выразились трагические противоречия эпохи католической реакции (Л. Моралес, Эль Греко).

Искусство Португалии развивалось сходными с Испанией путями, обладая, однако, и местным своеобразием (Н. Гонсалвиш). Архитектурный стиль "мануэлино" (начало XVI в.) отличался от испанского платереско большей лаконичностью и сдержанностью декора.

Крупными центрами культуры и искусства Возрождения были также страны Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы - Хорватия, Венгрия, Польша, Чехия и Словакия. В Хорватии культура Возрождения переживала расцвет в XV - начале XVI вв. в богатых торговых городах Дубровницкой республики на Адриатическом побережье (Дубровник, Трогир, Шибеник), испытывавших воздействие Италии (главным образом Венеции и Флоренции). Отдельные ренессансные черты в зодчестве уживались здесь с местными средневековыми (романскими и готическими) традициями (постройки Юрая Далматинца, Николы Флорентинца). Высокого уровня достигли ренессансная декоративная скульптура (архитектурно-скульптурное убранство капеллы Урсини в соборе в Трогире, 1468 - начало XVI в., собора в Шибенике и др.) и алтарная живопись (Н. Божидаревич, Л. М. Добричевич и др.). Проводником влияний итальянского Возрождения в Центральной и Восточной Европе был в XV в. двор венгерского короля Матьяша Хуньяди (Корвина), где работали итальянские мастера. Стиль Возрождения, насаждавшийся в этом районе местной аристократией, получил широкое распространение в XVI - начале XVII вв. В наиболее чистом виде он проявился в архитектуре дворцов (в Буде и Вишеграде, ныне в Будапеште, Кракове, Праге и др.) и замков (в Чехии, Словакии и Польше), в которых использовались ордерные архитектурные элементы (главным образом в оформлении порталов и аркадных внутренних дворов), а также в убранстве церковных капелл (капелла Бакоца в Эстергоме в Венгрии; капелла Сигизмунда в соборе на Вавеле в Кракове, Польша). В городском строительстве (ратуши, дома богатых горожан) отдельные формы зодчества итальянского Возрождения сочетались порой с воздействием нидерландского маньеризма, а также местными строительными традициями, что придавало архитектуре каждой из стран своеобразные национальные черты (постройки в Кракове, Торуни, Казимеже-Дольны - в Польше; в Праге, Таборе, Тельче и др. - в Чехии; в Левоче, Прешове и др. - в Словакии). По схеме "идеального" ренессансного города, созданного итальянским архитектором Филарете, выстроены регулярные по планировке города Нове-Замки (Словакия) и Замосць (Польша; оба - 1580). Высокого уровня в Центральной и Восточной Европе достигли алтарная скульптура, сочетавшая позднеготические и ренессансные черты (работы В. Ствоша, Польша, и Павла из Левочи, Словакия), а также миниатюра, стенная и алтарная живопись (мастер Литомержицкого алтаря, Чехия; Мастер "MS", работавший в Словакии и Венгрии). Широкое распространение в Польше получили ренессансные скульптурные надгробия (Я. Михалович из Ужендова и др.). Развивались многие светские виды и жанры - декоративные росписи сграффито, портрет и др. В XVI в. влияния искусства Возрождения проникли также в Трансильванию (ныне северо-запад Румынии), Западную Украину (дома на площади Рынок во Львове) и Литву (Вильнюс, Каунас и др.). Некоторые учёные склоняются к более расширительному применению понятия "Возрождение", не ограничивая его территорию рамками Европы. Ряд востоковедов обращает внимание на ренессансные черты культуры отдельных стран Азии, Закавказья в определенные исторические периоды (например, Китая VIII-XII вв., Закавказья XII-XIII вв.) и считает возможным говорить о Возрождении в Китае, Закавказье. Возрождение рассматривается, таким образом, как всемирно-историческое явление. Эта проблема остаётся в науке дискуссионной.




Микелоццо ди Бартоломмео. Дворец Медичи-Риккарди во Флоренции. 1444 - 1460. Внутренний двор.




Ж. Гужон. "Нимфа". Рельеф "Фонтана невинных" в Париже. Мрамор. 1547 - 1549. Лувр. Париж.




Микеланджело. "Сотворение Адама". Фреска Сикстинской капеллы в Ватикане. 1508 - 1512. Фрагмент.




Х. Хольбейн Младший. Портрет Шарля Моретта. Около 1536. Картинная галерея. Дрезден.

Литература:ВИИ, т. 3, М., 1962; ВИА, т. 5, М., 1967; Я. Буркгардт, Культура Италии в эпоху Возрождения, т. 1-2, СПБ, 1904-06; Вёльфлин Г., Классическое искусство, перевод с немецкого, СПБ, 1912; его же, Искусство Италии и Германии эпохи Ренессанса, (перевод с немецкого, Л.), 1934; Е. Ю. Фехнер, Нидерландская живопись XVI в., Л., 1949; В. Н. Лазарев, Происхождение итальянского Возрождения, т. 1-3, М., 1956-79; его же, Старые итальянские мастера, М., 1972; Б. Бернсон, Живописцы итальянского Возрождения, (перевод с английского), М., 1965; М. Я. Либман, Дюрер и его эпоха, М., 1972; О. Бенеш, Искусство Северного Возрождения, (перевод с английского), М., 1973; Е. Ротенберг, Искусство Италии, М., 1974; Б. Р. Виппер, Итальянский Ренессанс XIII-XVI вв. Курс лекций, т. 1-2, М., 1977; Г. И. Шрамкова, Искусство Возрождения: Италия, Нидерланды, Германия, Франция, М., 1977; М. Дворжак, История итальянского искусства в эпоху Возрождения. Курс лекций, (перевод с немецкого), т. 1-2, М., 1978; Panofsky E., Renaissance and renaissances in Western art, v. 1, Stockh., 1960; Hughes J. Q., Lynton N., Renaissance architecture, L., 1962; Mьller Th., Sculpture in the Netherlands, Germany, France and Spain, 1400 to 1500, (Harmondsworth), 1966; Hay D., The Italian Renaissance in its historical background, L., 1966; Chastel A., Fafles, formes, figures, P., 1978; Levey M., Early Renaissance, Harmondsworth - (a.o.), 1979; Zippel G., Storia e cultura del Renascimento italiano, Padova, 1979; Hartt F., A history of Italian Renaissance art, L., 1980.
(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)
Возрожде́ние
(Ренессанс), эпоха, ознаменовавшая наступление нового времени в истории культуры европейских стран (в Италии – вторая пол. 13–16 в., в др. странах – 15–16 вв.). Радость открытия чувственного богатства земного мира сочеталась в итальянском искусстве с духом пытливого аналитического изучения действительности. Средства реалистического изображения человека и окружающего его пространства были теоретически обоснованы ренессансными мастерами и подкреплены научным изучением проблем анатомии,перспективы, пропорций, светотеневой моделировки. Это позволило передавать объёмы фигур и предметов в трёхмерном измерении. Античное искусство было для итальянских мастеров не только классическим наследием, образцом, но и стимулом к изучению природы, к раскрытию гармонических закономерностей бытия. Изобразительное искусство и архитектура достигли особенно мощного подъёма и классической завершённости в Италии.


С. Боттичелли. «Портрет Джулиано Медичи». 1476—78 гг. Фрагмент


В ренессансной культуре различают периоды: Проторенессанс (вторая пол. 13–14 в.); Раннее Возрождение (15 в.), Высокое Возрождение (кон. 15 – первая треть 16 в.); Позднее Возрождение (сер. и вторая пол. 16 в.). Первые предвестия ренессансного искусства появляются в творчестве скульпторов Никколо Пизано и Арнольфо ди Камбио, живописцев Пьетро Каваллини и Чимабуэ. Опираясь на позднеримскую и поздневизантийскую традиции, они сделали первые шаги к реалистической убедительности и телесной осязаемости изображений. ФлорентинецДжотто ди Бондонев своих росписях капеллы дель Арена в Падуе достиг не только ясности объёмно-пространственного и ритмического построения сцен, но и живой наглядности рассказа, духовной силы и пластической цельности образов, драматической яркости чувств. Развитие новых принципов искусства было прервано возвратом к готическим традициям в сер. и второй пол. 14 в.; однако и в это время интерес к реальному миру проявился в живописи художников Сиены (братья Пьетро и Амброджо Лоренцетти, Симоне Мартини), включавших пейзажные, интерьерные, бытовые детали и портретные лица в композиции на сюжеты Священной истории.


Рафаэль. «Обручение Марии». 1504 г. Галерея Брера. Милан




А. Мантенья. «Парнас». 1497 г. Лувр. Париж




Фра Ф. Липпи. «Мадонна с Младенцем и житием св. Анны». 1452 г. Галерея Питти. Флоренция




Микеланджело. «Умирающий раб». 1513 г. Лувр. Париж


В эпоху Раннего Возрождения расцвет искусства проявился прежде всего в торгово-промышленной Флоренции. Архитекторы ФилиппоБрунеллески, Леон БаттистаАльберти, Бернардо Росселлино, Джулиано да Майано, Джулиано да Сангалло создавали здания, отличавшиеся величавой гармонией форм и жизнеутверждающей силой, отвечавшей новому героическому идеалу человека. Творчески переработанная античная ордерная система, изложенная в трактатеВитрувия, внесла в зодчество разумное начало и соразмерность человеку. На смену устремлённым ввысь готическим соборам явились ясность структуры и чёткость членения строгих архитектурных объёмов и светлых просторных интерьеров.Палаццос мощными уличными фасадами и приветливымиаркадамиво дворах, виллы с террасными садами,портикии лоджии, базиликальные и центрические церкви и капеллы демонстрировали разнообразие образных возможностей, возникающих при различных сочетаниях ордера со стенами и сводами. Принципы регулярной планировки и целостной ансамблевой застройки городской площади или целого города открыли новые перспективы градостроительства. Живописцы начали пристально изучать натуру, объединяя реальные мотивы с пластически цельной концепцией мира; они наполняли земным содержанием религиозные сцены, широко обращались к античным сюжетам. Главной темой искусства стал совершенный и героически прекрасный человек во всей полноте его жизненных сил. Совершился решительный поворот от иконы к картине, высокого подъёма достигло искусствофрески. Ощущение разумной упорядоченности мира, жизнеутверждающие идеалы сочетались с яркостью жизненных наблюдений, подробным повествованием, игрой фантазии. Сложившись в нач. 15 в. во Флоренции, новое искусство постепенно распространилось по всей Италии.Мазаччо, Фра ФилиппоЛиппи, Андреа дель Кастаньо, Доменико Гирландайо, СандроБоттичелливо Флоренции;Пьеро делла Франческав Урбино, Франческо дель Косса в Ферраре, АндреаМантеньяв Мантуе, Пьетро Перуджино и Бернардино Пинтуриккьо в Перудже, Джованни Беллини в Венеции создали реалистические образы широчайшего диапазона – нежно-лирические и суровые, гармонически цельные и драматичные, идеально обобщённые и остро портретные. Появляются основные жанры светской живописи, в том числе портрет и пейзаж. В картинах и фресках на религиозные и мифологические сюжеты легко узнаваемы современники художников и их собственные автопортреты, что было немыслимо для средневекового искусства. В скульптуре эпохи Раннего Возрождения наиболее известными мастерами были ЛоренцоГиберти, Донателло, Микелоццо ди Бартоломео, Якопо делла Кверча, семья делла Роббиа, Антонио Росселлино, Дезидерио да Сеттиньяно, Бенедетто да Майано, Андреа дельВерроккьо. Получили развитие статуя,рельеф, бюст, конный монумент, алтарная композиция, надгробие. Выразительная пластика фигуры, изображённой в покое или движении, сложные сцены в перспективных рельефах, яркая жизненность и характерность портретных бюстов прокладывали новые пути реализму в скульптуре.


Б. Пинтуриккьо. 1481—83 гг. «Портрет мальчика». Картинная галерея. Дрезден


В период Высокого Возрождения в Италии борьба за ренессансные идеалы приобрела напряжённый и героический характер, отражая мечты об освобождении и консолидации нации. Духовный подъём ярче всего выразился в архитектуре и изобразительном искусстве, овеянных духом героических устремлений, отмеченных широтой общественного звучания и титанической мощью образов. Строго отобранные наблюдения реальности претворяются в возвышенный идеал, подчиняются строгой структуре и величественной гармонии целого. Сложившись во Флоренции, классический стиль Высокого Возрождения создал свои наиболее монументальные памятники в Риме; позже в число ведущих центров выдвинулась Венеция. Архитекторы (ДонатоБраманте, Рафаэль, Антонио да Сангалло Старший) создали классические образцы зданий, отмеченных совершенной гармонией, величественной монументальностью и ясной уравновешенностью. Возникли крупные архитектурные ансамбли, поражающие цельностью замысла и богатством композиционных приёмов, проекты «идеальных» городов. Крупнейшие художники заняли почётное место в общественной жизни, олицетворяя в глазах современников дух и славу нации. Творчество «титанов» эпохи Высокого Возрождения отличалось беспримерной разносторонностью и широтой (психологически углублённые образыЛеонардо да Винчи, гармоничное совершенство искусства Рафаэля, поэтическое жизнелюбие венецианских живописцевДжорджонеиТициана, грация и чувственность Корреджо, мощный драматизм и титанический размах творчестваМикеланджело).


Микелоццо ди Бартоломео. Палаццо Медичи-Риккарди. 1144—60 гг. Флоренция


В эпоху Позднего Возрождения, когда Италия вступила в полосу острого политического кризиса, многие мастера переживали разочарование в гуманистических идеалах; их творчество приобретало необычайно драматический характер (Микеланджело). Позднее Возрождение включает в себя, с одной стороны, классический этап в искусстве Венеции (ПаолоВеронезе, Тинторетто, позднее творчество Тициана), а с другой –маньеризм, стиль, пришедший на смену Ренессансу (во Флоренции с 1620-х гг. – Андреа дель Сарто и его ученики, позднее в Риме – последователи Рафаэля). В архитектуре Позднего Возрождения (Микеланджело, Джакомо да Виньола, Джулио Романо, Бальдассаре Перуцци) стройная тектоника уступает место напряжённости, а подчас и прямому «столкновению» архитектурных элементов; вместе с тем растёт интерес к пространственному развитию композиции, здание утрачивает замкнутость и всё больше подчиняется градостроительным замыслам, включается в ансамбль, в природную среду (Якопо Сансовино, Галеаццо Алесси, Микеле Санмикели, АндреаПалладио). Ренессансные типы общественного здания, виллы, дворца, ансамбля городской площади и района получили в это время особенно богатую и сложную разработку. В живописи трагическая непримиримость конфликтов, борьба и неизбежная гибель героя стали одной из главных тем позднего творчества Микеланджело и Тициана; психологическая характеристика человека достигла небывалой глубины и сложности. Творчество венецианских мастеров Веронезе, Тинторетто и Якопо Бассано обогатилось пониманием противоречивости мира, интересом к драматическому массовому действию, народным образам, к сложной взаимосвязи человека и среды, к пространственной динамике и сложным ракурсам.
Кризис культуры Возрождения подготовил почву для новых тенденций, развившихся в последующие эпохи. Культура 15–16 вв. в др. европейских странах обладала рядом особенностей; её называют Северным Возрождением.
(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)

Синонимы:
возобновление, воскресение, воскресенье, воскрешение, воссоздание, восстановление, исправление, обновление, оживление, освежение, пакибытие, палингенезия, регенерация, реконструкция, ренессанс, реставрация, реставрирование, рисорджименто, стиль, эпоха возрождения, эпоха ренессанса


Антонимы:
умирание, депрессия, кризис, нарушение, дегенерация, распад, спад, разрушение


  1. возрождениесм. Ренессанс. Архитектура иллюстрированный справочник Эпоха Возрожденияstrong или Ренессансstrong франц.u re вновь naissance рождение общественнополитическое и ...Архитектурный словарь
  2. возрождениеэпоха в истории итал. а под ее воздействием и европ. культуры вв. ознаменовавшая переход от средневековья к Новому времени. Будучи радик. переворотом во всех областях ку...Атеистический словарь
  3. возрождениеэпоха в истории итал. а под ее воздействием и европ. культуры вв. ознаменовавшая переход от средневековья к Новому времени. Будучи радик. переворотом во всех областях ку...Атеистический словарь II
  4. возрождениеСущ. возрождение Тит и соотв. прич. возродивший возрожденные Пет в НЗ передается тот процесс в кром Бог духовно оживляет падшего человека принадлежащего к миру смерти д...Библейская энциклопедия Брокгауза
  5. возрождениеЭто слово обозначает внутренее духовное перерождение через веру в Христа Иоан. Тит. Пет. Иак. . В Мат. . гр. т. оно обозначает перерождение природы до времен совершен...Библейский энциклопедический словарь
  6. возрождениевозрождение Пет. Тит. новое рождение возрождение духа человека от Духа Святого к жизни вечной обеспеченное воскресением Господа Иисуса Христа. Возрождения освобождения...Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора
  7. возрождениеВОЗРОЖДЕНИЕ послок гор. типа на С. Саратовской обл. РСФСР на правобережье Волги. Ж.д. станция на линии Сызрань Саратов. тыс. жит. . д Электрофидер....Большая советская энциклопедия
  8. возрождениеВОЗРОЖДЕНИЕ Ренессанс франц. Renaissance итал. Rinascimento в истории культуры стран Зап. и Центр. Европы эпоха переходная от ср.век. культуры к культуре нового времени п...Большая советская энциклопедия
  9. возрождениес. rinascita f эпоха Возрождения Rinascimento m Итальянорусский словарь. Синонимы возобновление воскресение воскресенье воскрешение воссоздание восстановление исправлени...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  10. возрождениевозрождение с . Wiedergeburt f Wiederaufleben n Erneuerung f c возобновление Wiederaufrichtung f c разрушенного . ист. эпоха Возрождения die Renaissance r q n E s A s ...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  11. возрождениес Wiedergeburt f Wiederaufleben n Erneuerung f возобновлениеem Wiederaufrichtung f разрушенного ист. эпоха Возрождения die Renaissance возобновление воскресение воскре...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  12. возрождениеrenewal resurgence revival...Большой русско-английский словарь биологических терминов
  13. возрождениес.regeneracin fem renacimiento mние промыuшленности restauracin de la industriaние искуuсства renacimiento del arteха Возрождеuния Возрождеuние ист.em Renacimiento m...Большой русско-испанский словарь
  14. возрождениесущ. ср. рода...Большой русско-украинский словарь
  15. возрождениес. rgnration f renaissance f возрождение промышленности renouveau m de lindustrie эпоха Возрождения ист. Renaissance f...Большой русско-французский словарь
  16. возрождениес.rgnration f renaissance fвозрождение промышленности renouveau m de lindustrieэпоха Возрождения ист. Renaissance f возобновление воскресение воскресенье воскрешение во...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  17. возрождениеРенессанс период в культурном и идейном развитии странЗап. и Цент. Европы в Италии вв. в других странах кон. вв.переходный от средневековой культуры к культуре нового ...Большой энциклопедический словарь II
  18. "возрождение"ВОЗРОЖДЕНИЕ русское периодическое издание Лондон еженедельная газета еженедельник . Редактор П. Б. Струве ведущий литературный критик В. Ф. Ходасевич с . Русский лите...Большой энциклопедический словарь III
  19. возрождениеВОЗРОЖДЕНИЕ русское периодическое издание Лондон еженедельная газета еженедельник . Редактор П. Б. Струве ведущий литературный критик В. Ф. Ходасевич с . Русский лите...Большой Энциклопедический словарь V
  20. возрождениеВОЗРОЖДЕНИЕ Ренессанс период в культурном и идейном развитии стран Зап. и Цент. Европы в Италии вв. в других странах кон. вв. переходный от средневековой культуры к ку...Большой Энциклопедический словарь V
  21. возрождениеВозрождение Краснозаводск dd Географические названия мира Топонимический словарь. М АСТ.Поспелов Е.М. возобновление воскресение воскресенье воскрешение воссоздание восс...Географическая энциклопедия
  22. возрождениеВозрождение. Леонардо да Винчи. Мона Лиза.ВОЗРОЖДЕНИЕ Ренессанс эпоха в идейном и культурном развитии ряда стран Западной и Центральной а также Восточной Европы. Основные...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  23. возрождениеВозрождение Ренессанс период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы в Италии вв. в других странах конец начало вв. переходный от средне...Исторический словарь
  24. возрождениепослесредневековый период XIV XVI вв. мощного культурного развития Европы под знаком освоения античного духовного наследия. Примечателен обширным многообразием достижений...Краткий религиозно-философский словарь
  25. возрождениеПериод перехода от Средневековья к эпохе Нового времени в Европе длившийся почти два с половиной столетия. В этот период во многих областях жизни произошли значительные и...Краткий философский словарь предрассудков
  26. возрождениеВозрождение renatus regeneratio эпоха Возрождения aetas litterarum renatarum litteratura renascens Renascentia renatae litteras artesque anagenesis eos f Gr novus ortus ...Латинский словарь
  27. возрождениеРенессанс в истории европейской культуры эпоха бурного развития наук и искусств в. в Италии вв. Предпосылки культурного Возрождения научные открытия в астрономии от...Литература и язык. Современная энциклопедия
  28. возрождение.strong см. Ренессанс. .strong см. Журналы русские. Литературная энциклопедия. В т. М. издательство Коммунистической академии Советская энциклопедия Художественная лит...Литературная энциклопедия
  29. возрождениесм. Ренессанс. ВОЗРОЖДЕНИЕ см. Журналы русские....Литературная энциклопедия II
  30. возрождение. см. Ренессанс. см. Журналы русские....Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
  31. возрождениеВОЗРОЖДЕНИЕ Ренессанс франц. Renaissance в истории культуры стран Европы эпоха перехода от Средневековья к Новому времени середина XV конец XVI вв. для Италии с XIV в. ...Литературный энциклопедический словарь
  32. возрождениефр. Renaissance Ренессанс особая культурноисторическая эпоха в развитии искусства стран Западной и Центральной Европы в Италии XIVXVI вв. в других странах конец XV нач...Мировая художественная культура. Словарь
  33. возрождениеприставка ВОЗ корень РОЖД суффикс ЕНИ окончание Е Основа слова ВОЗРОЖДЕНИВычисленный способ образования слова Приставочносуффиксальный или префиксальносуффиксальный ...Морфемный разбор слова по составу
  34. возрождениеНачальная форма Возрождение винительный падеж слово обычно не имеет множественного числа единственное число неодушевленное средний род...Морфологический разбор существительных
  35. возрождениеРенессанс франц. Renaissance итал. Rinascimento эпоха в развитии стран Зап. и Центр. Европы сер. вв. в Италии с в. в течение крой совершился переход от средневековой к...Музыкальная энциклопедия
  36. возрождениеЛенинградской Выборгского...Населённые пункты и почтовые индексы России
  37. возрождениеКраснодарского Геленджикского...Населённые пункты и почтовые индексы России
  38. возрождениеСаратовской Хвалынского...Населённые пункты и почтовые индексы России
  39. возрождениеВоронежской Эртильского...Населённые пункты и почтовые индексы России
  40. возрождениеВОЗРОЖДЕНИЕ или Ренессанс термин обозначающий в истории культуры стран Западной и Центральной Европы эпоху переходную от средневековья к Новому времени. Приблизительные ...Новейший философский словарь
  41. возрождениеили Ренессанс термин обозначающий в истории культуры стран Западной и Центральной Европы эпоху переходную от средневековья к Новому времени. Приблизительные хронологичес...Новейший философский словарь II
  42. возрождениевозрождение ср. Процесс действия по знач. глаг. возрождать возрождаться ....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  43. возрождениеВозрождение ср. Период в культурном идейном развитии ряда стран Европы наступивший после Средневековья характеризующийся антифеодальной направленностью гуманистическим ми...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  44. возрождениевозрождение возрождение я восстановление и Возрождение я ист. эпоха расцвета культуры в Западной Европе...Орфографический словарь
  45. возрождениеu сu Пр.u о возрождении восстановление возобновление воскресение воскресенье воскрешение воссоздание восстановление исправление обновление оживление освежение пакибытие п...Орфографический словарь русского языка
  46. возрождениеист.u эпоха расцвета культуры в Западной Европе Раннее Возрождение Позднее Возрождение Высокое Возрождение возобновление воскресение воскресенье воскрешение воссоздание в...Орфографический словарь русского языка
  47. возрождениеайта рлеу...Орысша-қазақша «Көлік және қатынас жолдары» терминологиялық сөздік
  48. возрождениевосстановление оживление появление вновь обновление чего бы то ни было чувств и отношений знаний и умений культуры и производства и т.д. Это подъем после упадка после ра...Основы духовной культуры
  49. возрождениевозрождение возрождения возрождения возрождений возрождению возрождениям возрождение возрождения возрождением возрождениями возрождении возрождениях...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  50. возрождениеОрфографическая запись слова возрождение Ударение в слове возрождение Деление слова на слоги перенос слова возрождение Фонетическая транскрипция слова возрождение [вазра...Полный фонетический разбор слов
  51. возрождениевдродження вдродння вдродини [Нацональнокультурне вдродження нашо крани] новонарождння....Російсько-український словник (Українська академія наук)
  52. "возрождение"лит.полит. ж. Париж . Предшественница журн. газ. Возрождение выходившая в ежедневно а в еженедельно. Ред. В. возглавил литвед И. И. Тхоржевский после его смерти в ис...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  53. возрождениевозрождение я восстановлениеem и Возрождение я ист. эпоха расцвета культуры в Западной Европеem Синонимы возобновление воскресение воскресенье воскрешение воссоздание вос...Русский орфографический словарь
  54. возрождениеI. ср мн. нет . yenidn trm canlanma dirlm brpa olunma tzlnm . brpa yksli. II. ср мн. нет tar. ренессанс oyan oyanma intibah XVXVI srlrd Avropada elm v incsntin iklnmsi dv...Русско-азербайджанский словарь
  55. возрождениеrevitalization возобновление воскресение воскресенье воскрешение воссоздание восстановление исправление обновление оживление освежение пакибытие палингенезия регенерация ...Русско-английский политехнический словарь
  56. возрождениеср.revival rebirth renascence...Русско-английский психологический словарь
  57. возрождениевозрождение с.irevival rebirth renascence возрождение к жизни rebirth возрождение промышленности rebirth revival of industry...Русско-английский словарь
  58. возрождениеВозрождение с. ист.iRenaissance Renascence эпоха Возрождения Renaissance Renascence...Русско-английский словарь
  59. возрождениевозрождение с. regeneration rebirth revival....Русско-английский словарь II
  60. возрождениеВозрождение с. Renaissance....Русско-английский словарь II
  61. возрождениеrebirth of an organization rebirth renaissance renewal renovation revival...Русско-английский словарь политической терминологии
  62. возрождениеискусства литературы и т.п. renaissance rebirth revival...Русско-английский строительный словарь
  63. возрождениеrenewal возобновление воскресение воскресенье воскрешение воссоздание восстановление исправление обновление оживление освежение пакибытие палингенезия регенерация реконст...Русско-английский технический словарь
  64. возрождениеrevival...Русско-английский экономический словарь
  65. возрождениеN...Русско-армянский словарь
  66. возрождениеАдраджэнне...Русско-белорусский словарь
  67. возрождениеадраджэнне ср.i...Русско-белорусский словарь II
  68. возрождениеэпохаrenesznsz jjszlets megjuls возобновление воскресение воскресенье воскрешение воссоздание восстановление исправление обновление оживление освежение пакибытие палинге...Русско-венгерский словарь
  69. возрождениевозрождение с оживление подъм эпоха Возрождения...Русско-греческий словарь (Сальнов)
  70. возрождениевозрожде Синонимы возобновление воскресение воскресенье воскрешение воссоздание восстановление исправление обновление оживление освежение пакибытие палингенезия реген...Русско-ивритский словарь
  71. возрождениежаырту айта ркендеу...Русско-казахский словарь для учащихся и студентов
  72. возрождениеайта рлеу...Русско-казахский терминологический словарь «Архитектура и строительство»
  73. возрождениеайта рлеу...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  74. возрождениеайта туу жаару айта даму жандану...Русско-казахский терминологический словарь «Пищевая промышленность и бытовое обслуживание»
  75. возрождениеайта жаыру...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  76. возрождениеср. кайтадан туулуу кайтадан туудуруу калыбына кел возрождение народного хозяйства эл чарбасынын калыбына келиши эпоха Возрождения ист. Кайтадан туулуу доору илим жана ис...Русско-киргизский словарь
  77. возрождениеСинонимы возобновление воскресение воскресенье воскрешение воссоздание восстановление исправление обновление оживление освежение пакибытие палингенезия регенерация реконс...Русско-китайский словарь
  78. возрождениеСинонимы возобновление воскресение воскресенье воскрешение воссоздание восстановление исправление обновление оживление освежение пакибытие палингенезия регенерация реконс...Русско-китайский словарь
  79. возрождениеот слова возрождаться yadan yaratluv yadan yaratlma от слова возрождать yadan yaratuv yadan yaratma...Русско-крымскотатарский словарь
  80. возрождениеот слова возрождаться янъыдан яратылув янъыдан яратылма от слова возрождать янъыдан яратув янъыдан яратма...Русско-крымскотатарский словарь II
  81. возрождениеatdzimana atjaunoans atjaunoana atjauninans...Русско-латышский словарь
  82. возрождениеatgimimas atkrimas...Русско-литовский словарь
  83. возрождениеСэргэн мандалт дахин трх...Русско-монгольский словарь
  84. возрождениес. Wiedergeburt f Wiederaufleben n Erneuerung f возобновление истор. Возрождение эпоха Возрождения die Renaissance....Русско-немецкий словарь
  85. возрождениеHerleving...Русско-нидерландский словарь
  86. возрождениевозрождениес оживление хозяйства и т. п. эпоха Возрождения ....Русско-новогреческий словарь
  87. возрождениеgjenbyrd renessanse vekkelse gjenfdelse gjenopplivelse возобновление воскресение воскресенье воскрешение воссоздание восстановление исправление обновление оживление освеж...Русско-норвежский словарь
  88. возрождение...Русско-персидский словарь
  89. возрождениесregenerao fu restabelecimento mu renascimento mu ressurgimento mu истu эпохаem Renascimento mu Renascena f возобновление воскресение воскресенье воскрешение воссоздание ...Русско-португальский словарь
  90. возрождениеВозрождениеmfufuo mi ufufuko ед....Русско-суахили словарь
  91. возрождениевозрождение аз нав бавудор аз нав барпошав тааддуд...Русско-таджикский словарь
  92. возрождениес .яадан торгызу тергез терел туу .баш хрефтн яарыш ренессанс европада урта гас. со фн мдният снгать сеп киткн чор...Русско-татарский словарь
  93. возрождениеyemden doudirili yeniden dou yeniden dirili ihya с прописной буквыem Uyan a Синонимы возобновление воскресение воскресенье воскрешение воссоздание восстановление испра...Русско-турецкий словарь
  94. возрождениеronesans uyan a...Русско-турецкий словарь по строительству и архитектуре
  95. возрождениеnem ksem возродить elvyttminen elpyminen Возрождеuние эпоuха Возрождеuния renessanssi...Русско-финский словарь
  96. возрождениеobnoven obroda obrozen regenerace renesance vzken znovuzrozen...Русско-чешский словарь
  97. возрождениесущ.сред. син. восстановление возобновление чрл нел чрлнй бнелнй чбртсе тратнй енрен кленй возрождение народных ремсел халх ал сталхне чбртсе тратнй. Возрождение Чербл Ев...Русско-чувашский словарь
  98. возрождениеpnytfdelse.strong pnyttfdelse .strong vckelse...Русско-шведский словарь
  99. возрождениеVckelse teruppstndelse...Русско-шведский словарь II
  100. возрождение.strong elustamine.strong elustumine renessanss taassnd taastamine taastumine...Русско-эстонский словарь
  101. возрождениеВозрождение Пискарвский проспект производственное хлопчатобумажное объединение входит в объединение Ленхлоппром. Создано в . Выпускает хлопчатобумажные и штапельные ткан...Санкт-Петербург (энциклопедия)
  102. возрождениетермин Возрождение являющийся калькой французского термина Ренессанс введенного в научный оборот в середине XIX в. историком Ж. Мишле обозначает эпоху в истории итальянск...Символы, знаки, эмблемы
  103. возрождениеумираниедепрессиякризиснарушениедегенерацияраспадспадразрушениеСинонимы возобновление воскресение воскресенье воскрешение воссоздание восстановление исправление обновлени...Словарь антонимов
  104. возрождениеренессанс эпоха в культурном и идейном развитии западноевропейских стран в Италии XIVXVI вв. в других странах конец XV XVI вв. переходная от средневековой культуры к ку...Словарь исторических терминов
  105. возрождениеили перерождение Rebirth Erneuerung Wiedergeburt процесс переживаемый как обновление восстановление или преобразование личности.Возрождение не является тем процессом кот...Словарь по аналитической психологии
  106. возрождениеэпоха в истории европейской культуры XIIIXVI веков ознаменовавшая собой возврат к традициям древних цивилизаций Греции и Рима и наступление Нового времени. Для периода Во...Словарь по истории психологии
  107. возрождениевозрождение см. восстановление...Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений
  108. возрождениея ср.iДейств. по гл. возродить возрождать действ. и состояние по гл. возродиться возрождаться.рождения в природfont основываются на разрушении. Смерть не другое что ест...Словарь русского языка XVIII в
  109. возрождениевозрождениеСм. восстановление....Словарь синонимов II
  110. возрождениевозрождение См. восстановление. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова М. Русские словари. возрождение восстановление воссоздание ...Словарь синонимов II
  111. возрождениевозрождение восстановление воссоздание реставрация реставрирование оживление ренессанс эпоха возрождения эпоха ренессанса исправление воскресенье обновление освежение сти...Словарь синонимов
  112. возрождениеперерождение возобновление пакибытие новая тварь. возобновление воскресение воскресенье воскрешение воссоздание восстановление исправление обновление оживление освежение ...Словарь церковнославянского языка
  113. возрождениепериод в идейном и культурном развитии стран Западной и Центральной Европы В Италии вв. в других конец вв. переходный период от средневековой культуры к культуре Ново...Словарь-справочник по философии
  114. возрождениеРенессанс франц. Renaissance термин принятый в научной литре для обозначения периода в идеологич. и культурном развитии ряда стран Зап. и Центр. Европы в Италии вв. в ...Советская историческая энциклопедия
  115. возрождениеВОЗРОЖДЕНИЕ Ренессанс эпоха в идейном и культурном развитии ряда стран Западной и Центральной а также Восточной Европы. Основные отличительные черты культуры Возрождения ...Современная энциклопедия
  116. возрождениеВОЗРОЖДЕНИЕ Ренессанс период в культурном и идейном развитии стран Зап. и Цент. Европы в Италии вв. в других странах кон. вв. переходный от средневековой культуры к кул...Современный энциклопедический словарь
  117. возрождениеВОЗРОЖДЕНИЕ русское периодическое издание Лондон еженедельная газета еженедельник . Редактор П. Б. Струве ведущий литературный критик В. Ф. Ходасевич с . Русский лите...Современный энциклопедический словарь
  118. возрождениетермин впервые употребленный архитектором живописцем и историком искусства XVI в. Джорджо Вазари. В XVI в. В. рассматривалось как подъем культуры после долгих веков Средн...Средневековый мир в терминах, именах и названиях
  119. возрождение[РЕНЕССАНС] эпоха перехода от средневековой культуры к культуре нового времени в архитектуре Италии начало XV в. XVI в. в других странах Европы конец XV в. XVI в. гу...Строительный словарь
  120. возрождениеRegeiteration. Возрождение или новое рождение это внутреннее обновление падшей человеческой природы под действием благодати Св. Духа Ин . В Библии спасение мыслится как и...Теологический энциклопедический словарь
  121. возрождениеВОЗРОЖДЕНИЕ [РЕНЕССАНС] эпоха перехода от средневековой культуры к культуре нового времени в архитектуре Италии начало XV в. XVI в. в других странах Европы конец XV в...Терминологический словарь по строительству на 12 языках
  122. возрождениеиноск.em пробуждение к новой духовной жизни как бы снова родившись после застоя или совершенного упадка Ср.em Варварский период удельного времени у нас важен только в об...Толково-фразеологический словарь Михельсона
  123. возрождениеВозрожденеstrong иноск.em пробуждене къ новой духовной жизни какъ бы снова родившись посл застоя или совершеннаго упадка. Ср.em Варварскй перодъ удльнаго времени у насъ в...Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)
  124. возрождениеВОЗРОЖДЕНИЕ я ср. . си. возродить ся. . Появление вновьвозобновление подъем после периода упадка разрушения. Эпоха Возрожденияэпоха расцвета наук и искусств в Европе смен...Толковый словарь Ожегова
  125. возрождениеВОЗРОЖДЕНИЕ Возрождения мн. нет ср. перевод фр. Renaissance истор. Эпоха расцвета наук и искусств в Европе в вв. сопровождавшаяся обновлением интереса к античной культ...Толковый словарь русского языка II
  126. возрождениеВОЗРОЖДЕНИЕ возрождения мн. нет ср. книжн. . Возобновление развитие после периода упадка. Возрождение промышленности. Перед нами стоит задача хозяйственного возрождения в...Толковый словарь русского языка II
  127. возрождениевозрождение возрождение я ср. см. возродить ся. Появление вновь возобновление подъм после периода упадка разрушения. Эпоха Возрождения эпоха расцвета наук и искусств в Ев...Толковый словарь русского языка II
  128. возрождениеВОЗРОЖДЕНИЕ я ср. . си. возродить ся. . Появление вновь возобновление подъм после периода упадка разрушения. Эпоха Возрождения эпоха расцвета наук и искусств в Европе сме...Толковый словарь русского языка
  129. возрождениеУдарение в слове возрождениеУдарение падает на букву еБезударные гласные в слове возрождение...Ударение и правописание
  130. возрождениеRzeczownik возрождение n odrodzenie n oywienie odczas. n wznowienie n odrodzenie odczas. n...Универсальный русско-польский словарь
  131. возрождениеRzeczownik возрождение n odrodzenie n oywienie odczas. n wznowienie n Возрождение n Odrodzenie возрождение n odrodzenie odczas. n...Универсальный русско-польский словарь
  132. возрождениеРенессанс историческая эпоха в развитии культуры и философии в Западной и Центральной Европе XVXVI в.в. Характеризуется сменой мировоззренческих ориентаций с теоцентризм...Философия - конспект лекций и словарь терминов
  133. возрождениеВОЗРОЖДЕНИЕ или Ренессанс фр. Renaissance период в культурном и идейном развитии стран Зап. и Центр. Европы. Хронологические рамки ф и л о с о ф и и В. вв. Ее историче...Философская энциклопедия
  134. возрождениеф и л о с о ф и я термин применяющийся в истории философии для обозначения совокупности филос. учений выдвинутых в период распада феод. формации и зарождения капитализм...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  135. возрождениесовокупность философских представлений сформировавшихся в переходный период от средневековья к новому времени. Собственно В. называют этап в развитии культуры Зап. и Цент...Философский энциклопедический словарь
  136. возрождениевозрождение возрождения возрождения возрождений возрождению возрождениям возрождение возрождения возрождением возрождениями возрождении возрождениях Источник Полная акцен...Формы слова
  137. возрождениеРез Реж Рев Рдение Рвение Орн Орион Ореид Орден Оон Онер Озонид Озон Озеро Озен Ожин Одр Одон Одновр Однов Одер Одеон Овод Овир Овин Овен Норов Норд Ноздрев Нож Ново Низ ...Электронный словарь анаграмм русского языка
  138. "возрождение"ВОЗРОЖДЕНИЕ русское периодическое издание Лондон еженедельная газета еженедельник . Редактор П. Б. Струве ведущий литературный критик В. Ф. Ходасевич с . Русский лит...Энциклопедический словарь естествознания
  139. возрождениеежемесячный социалдемократический журнал декабрь июль Москва. Фактические редакторы Ф. И. Дан Л. Мартов А. С. Мартынов А. Н. Потресов и другие социалдемократы меньшевик...Энциклопедия История отечества
  140. возрождениеежемесячный социалдемократический журнал декабрь июль Москва. Фактические редакторы Ф. И. Дан Л. Мартов А. С. Мартынов А. Н. Потресов и другие социалдемократы меньшев...Энциклопедия История отечества. Большая Российская энциклопедия
  141. возрождениеВозрождение Ренессанс фр.em Renaissance возрождение период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы в Италии XIV XVI вв. в других странах ко...Энциклопедия культурологии