Социологический справочник

МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ

процесс передачи и распростра нения социальной информации, носящий целенаправленный характер. Представляя собой специфический вид социального общения, М. к. является с исторической точки зрения объективным процессом культуронаследования, с точки зрения актуальности трансляцией информации внутри данного социума. Информация, распространяемая с помощью М. к., носит опосредованно-знаковый характер. Сам процесс М. к. обусловлен социальными потребностями и способствует социализации личности и функционированию культуры. Содержание М. к. детерминируется общественным строем и является отражением господствующего строя. Характер и формы М. к. как конкретно-исторического процесса тесно связаны с уровнем производительных сил, достигнутых человечеством, с новейшим этапом развития (развертывания), научно-технической революции. Характер и направление влияния М. к. на индивида зависят от выбора одной из двух принципиальных программ воздействия: манипулятивной и формирующей. Манипулятивная программа предполагает разделение объекта и субъекта коммуникации. Объект коммуникации составляют массы, потребляющие соответствующую культуру, субъект-небольшая социальная группа коммуникаторов, создающая массовую культуру, являющуюся основным содержанием М. к. Подобная программа воздействия апеллирует в основном к подсознательному восприятию, рассчитана на объединение на базе коллективного бессознательного восприятия принципиально разобщенных индивидов, а проблема формирования личности имеет сугубо утилитарное значение. Напротив, формирующая программа направлена на создание самоценной, коммуникабельной личности, обладающей неповторимым, индивидуальным началом. Объект и субъект коммуникаций в данном случае не разобщены (массы являются одновременно и объектом, и субъектом коммуникации). Формирующая программа рассчитана на сознательное личностное восприятие. В рамках рассматриваемой программы М. к. служит интеграции культуры, организации активного общественного мнения, пробуждению творчески сознательного начала личности. Обе программы представляют собой теоретические абстракции, отсутствуя в чистом виде в практике М. к., реальную картину которой образуют их различные сочетания. Однако следует отметить в социалистическом обществе преимущественную ориентацию М. к. на развитое в рамках формирующей программы. В условиях демократизации общественной жизни страны выбор приоритетной программы воздействия коммуникаторов тесно связан с неотложной задачей расширения прав и повышения активности аудит.оии в развитии процессов М. к. Аудитория выступает носителем активного начала в коммуникационном процессе. Участие индивида в процессе М. к. характеризуется многосложными связями. Сущность аудитории М. к. как социального образования состоит в том, что в ней отражаются те специфические социальные взаимосвязи между членами общества, которые складываются в процессе массового общения с помощью средств М. к. в целях удовлетворения информационных потребностей. Изучение процессов М. к. носит междисциплинарный характер. Задача социологии заключается в исследовании социальных аспектов коммуникационных процессов, закономерностей их функционирования и развития. К средствам массовой коммуникации обычно причисляют кино, радио, телевидение, печать (прессу). Широкая трактовка термина включает в средства массовой информации М. к. рекламу, моду, дизайн и т. д. (см. Социология СМИ}.

  1. массовая коммуникацияопосредованное техническими средствами воздействие на анонимную рассредоточенную аудиторию с отсроченной обратной связью....Агрессивная толпа, массовая паника, слухи
  2. массовая коммуникацияангл. mass communication от лат. communicatio сообщение передача систематическое распространение специально подготовленных имеющих социальную значимость сообщений с цел...Большая психологическая энциклопедия
  3. массовая коммуникацияМАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ англ mass communication систематическое распространение сообщений через печать радио телевидение кино звукозапись видеозапись среди численно больших...Большая советская энциклопедия
  4. массовая коммуникацияангл. mass communication систематическое распространение сообщений через печать радио телевидение кино звукозапись видеозапись среди численно больших рассредоточенных ауд...Большая Советская энциклопедия II
  5. массовая коммуникацияМАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ англ. mass communication от лат. communicatio сообщение передача систематическое распространение специально подготовленных имеющих социальную знач...Большой психологический словарь
  6. массовая коммуникацияmass communication см. Средства массовой коммуникации....Большой толковый социологический словарь
  7. массовая коммуникациясистематическое распространение информации черезпечать радио телевидение кино звукозапись видеозапись с цельюутверждения духовных ценностей данного общества и оказанияиде...Большой энциклопедический словарь II
  8. массовая коммуникацияМАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ систематическое распространение информации через печать радио телевидение кино звукозапись видеозапись с целью утверждения духовных ценностей данног...Большой энциклопедический словарь III
  9. массовая коммуникацияМАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ систематическое распространение информации через печать радио телевидение кино звукозапись видеозапись с целью утверждения духовных ценностей данно...Большой Энциклопедический словарь V
  10. массовая коммуникациясистема коммуникации характеризующаяся отсутствием обратной связи....Глоссарий по медиапланированию
  11. массовая коммуникацияразновидность социальной коммуникации которая осуществляется на уровне общества в целом в отличие от таких видов социальной коммуникации как внутриинституциональная на ур...Новая философская энциклопедия
  12. массовая коммуникацияангл.u mass communication массовое общение систематическое распространение информации через печать радио и телевидение кино звукозапись видеозапись с целью утверждения ...Педагогический терминологический словарь
  13. массовая коммуникацияМассовая коммуникация англ.em mass communication strong систематическое распространение сообщений через печать радио телевидение кино звукозапись видеозапись среди числен...Политология. Словарь.
  14. массовая коммуникацияот лат. communicatio систематическое распространение специально подготовленных сообщений среди людей с целью влияния на их духовные ценности установки оценки мнения и д...Прикладные аспекты современной психологии
  15. массовая коммуникацияот англ mass communication массовое общение систематическое распространение информации через печать радио телевидение кино звукозапись видеозапись с целью утверждения д...Профессиональное образование
  16. массовая коммуникацияstrong в риторикеem публичная речь произведения которой создаются коллективно распространяются в рассредоточенной и неспециализированной аудитории с использованием технич...Риторика: Словарь-справочник
  17. массовая коммуникацияангл. mass communication массовое общение систематич. распространение информации через печать радио телевидение кино звукозапись видеозапись с целью утверждения духовных...Российская педагогическая энциклопедия
  18. массовая коммуникацияmass communication...Русско-английский психологический словарь
  19. массовая коммуникациябаралы коммуникация...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  20. массовая коммуникацияMassenkommunikation...Русско-немецкий экономический словарь
  21. массовая коммуникацияmasov komunikace...Русско-чешский словарь
  22. массовая коммуникацияЭтим термином обозначается исключительно обширная по сфере распространения и развертывающаяся при этом синхронно языковая коммуникация имеющая своим содержанием самые раз...Словарь лингвистических терминов
  23. массовая коммуникация.strong Общение отправителя речи с коллективным массовым адресатом социально разнородным например при помощи СМИ или социально однородным например с классом студенческой ...Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
  24. массовая коммуникацияширокое и систематичное распространение определенной информации через печать телевидение радио кино интернет и др. средства массовой коммуникации с целью активного воздей...Словарь-справочник по философии
  25. массовая коммуникацияангл. mass communication систематич. распространение сообщений чepeз печать радио телевидение кино звукозапись видеозапись среди численно больших рассредоточенных . аудит...Советский философский словарь
  26. массовая коммуникацияМАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ систематическое распространение информации через печать радио телевидение кино звукозапись видеозапись с целью утверждения духовных ценностей данног...Современный энциклопедический словарь
  27. массовая коммуникациялат. massa ком кусок лат. communication сообщать процесс сообщения социальной информации с помощью средств коммуникаций большому количеству пространственно рассредоточ...Социология коммуникации
  28. массовая коммуникациясовокупность современных средств позволяющих социальному актору обращаться к максимально многочисленной аудитории....Социология права. Словарь специальных терминов
  29. массовая коммуникацияособый вид общения людей посредством производства и передачи социальной информации на большую рассредоточенную аудиторию с помощью технических комплексов печать радио тел...Социология. Словарь
  30. массовая коммуникацияпроцесс распространения информации с помощью средств на численно большие рассредоточенные аудитории с целью утверждения духовных ценностей данного общества и оказания иде...Толковый переводоведческий словарь
  31. массовая коммуникацияот лат. сommunication lt communicare общаться систематическое распространение сообщений среди численно больших рассредоточенных аудиторий с целью воздействия на оценки ...Учебный словарь терминов рекламы и паблик рилейшнз
  32. массовая коммуникацияМАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ англ.em mass communicationem систематич. распространение сообщений чepeз печать радио телевидение кино звукозапись видеозаписьem среди численно боль...Философская энциклопедия
  33. массовая коммуникациялат. communicare совещаться с к.л. процесс распространения информации знаний духовных ценностей моральных и правовых норм и т. п. с помощью технических средств печать р...Философский энциклопедический словарь
  34. массовая коммуникацияМассовая коммуникация Массовая коммуникация систематическое распространение информации через печать радио телевидение кино звуко и видеозапись с целью утверждения духовн...Финансовый словарь
  35. массовая коммуникацияМАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ систематическое распространение информации через печать радио телевидение кино звукозапись видеозапись с целью утверждения духовных ценностей данно...Энциклопедический словарь естествознания
  36. массовая коммуникацияпроцесс обмена информацией между группами людей посредством специальных средств масс медиа см. также Средства массовой информации. Этот процесс имеет пять основных черт ...Энциклопедический словарь СМИ
  37. массовая коммуникация. см. КОММУНИКАЦИЯ МАССОВАЯ. Antinazi.Энциклопедия социологии...Энциклопедия социологии
  38. массовая коммуникацияглобальный процесс производства распространения и потребления информации....Юридическая психология