Большой психологический словарь

МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ

МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ (англ. mass communication; от лат. communicatio — сообщение, передача) — систематическое распространение специально подготовленных, имеющих социальную значимость сообщений, с целями удовлетворения информационных потребностей массовой аудитории (широких слоев населения) и воздействия на поведение, аттитюды, взгляды, убеждения, мнения людей; технически осуществляется с помощью разнообразных средств: печать, радио, ТВ и др. В социологии М. к. часто рассматривается как вид социальной коммуникации, под которой понимается деятельность, обусловленная системой социально-значимых норм и оценок, образцов и правил общения, принятых в данном обществе. Социальная коммуникация нацелена на взаимодействие людей, на передачу, получение, сохранение и актуализацию смысловой и оценочной информации, на основе которой происходит социальная адаптация и идентификация. В социальной психологии М. к. понимается как одна из форм опосредованного общения.

Исследование М. к., ее средств, способов, методов, форм и целей началось в 1940-х гг., когда стремительно стала развиваться социальная психология; внимание к М. к. еще более возросло в 1960-80 гг., когда массовая информация стала трактоваться в качестве ключевого фактора социального управления, а к концу 1980-х гг. в некоторых социологических контекстах даже утверждалось, что теория М. к. и есть теория общества. С 1960-х гг. М. к. стали исследоваться с привлечением идей философии, лингвистики, культурологии, психологии, математики, кибернетики и т. д. Крупный вклад в понимание М. к. внесли работы Г. Лассуэлла, Р. Якобсона, Р. Фишера, Н. Винера, Х. Криса, Н. Лейтеса, В. Шрамма, Г. Иннеса и др.

М. к. характеризуется: 1) наличием технических средств; 2) наличием массовой аудитории; 3) многообразием коммуникационных каналов; 4) вариативностью коммуникативных средств. Эта цель чаще всего выделяют след. основные функции М. к.: 1) информационную (предоставление сведений по различным сферам общественной деятельности); 2) регулятивную (формирование общественного сознания, общественного мнения, создание аттитюдов и стереотипов, манипулирование, социальный контроль); 3) культурологическую (ретрансляция культурнозначимой информации, ознакомление с достижениями человечества, сохранение культурных традиций, межкультурные взаимодействия). В идеале, М. к. нацелены на оптимизацию социальной деятельности, на интеграцию и консолидацию общества и социализацию индивидов.

В «Словаре М. к.» Ж. Фаже функции М. к. определяются на основе предложенного Якобсоном подхода: отправитель (адресант) самовыражается (экспрессивная функция), он делает ценностью процесс общения (поэтическая или эстетическая функция), соотносится с реальностью, контекстом (коммуникативная, или референтивная функция), входит в контакт со своим собеседником (фатическая функция) и т. д.

Согласно схеме Лассуэлла, анализ структуры коммуникационного процесса состоит из 5 элементов: 1) кто сообщает? (анализ управления коммуникационным процессом); 2) что сообщает? (анализ содержания коммуникации); 3) по какому каналу? (анализ коммуникационных средств); 4) кому сообщает? (анализ аудитории); 5) с каким успехом? (анализ эффективности коммуникационного процесса). Структурный анализ коммуникационного процесса можно осуществить и по линейной схеме, предложенной Якобсоном: 1) отправитель сообщения (адресант, коммуникатор); 2) получатель сообщения (адресат, реципиент, коммуникант); 3) общение (связь, контакт); 4) код (шифр); 6) контекст сообщения; 7) сообщение (информация).

В зависимости от характера канала связи реципиенты могут выступать в качестве слушателей, читателей, зрителей, участников. Канал соединяет адресанта и адресата, причем сообщения м. б. направлены либо к известным адресатам, либо к их вероятностному множеству. Помимо упомянутой линейной модели М. к. предложены также интерактивная и трансакционная. Отличительными чертами интерактивной модели являются обратная связь и замкнутый характер коммуникации; для трансакционной модели существенно одновременное отправление и прием разных сообщений коммуникаторами. (А. Б. Мещеряков.)


  1. массовая коммуникацияопосредованное техническими средствами воздействие на анонимную рассредоточенную аудиторию с отсроченной обратной связью....Агрессивная толпа, массовая паника, слухи
  2. массовая коммуникацияангл. mass communication от лат. communicatio сообщение передача систематическое распространение специально подготовленных имеющих социальную значимость сообщений с цел...Большая психологическая энциклопедия
  3. массовая коммуникацияМАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ англ mass communication систематическое распространение сообщений через печать радио телевидение кино звукозапись видеозапись среди численно больших...Большая советская энциклопедия
  4. массовая коммуникацияангл. mass communication систематическое распространение сообщений через печать радио телевидение кино звукозапись видеозапись среди численно больших рассредоточенных ауд...Большая Советская энциклопедия II
  5. массовая коммуникацияmass communication см. Средства массовой коммуникации....Большой толковый социологический словарь
  6. массовая коммуникациясистематическое распространение информации черезпечать радио телевидение кино звукозапись видеозапись с цельюутверждения духовных ценностей данного общества и оказанияиде...Большой энциклопедический словарь II
  7. массовая коммуникацияМАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ систематическое распространение информации через печать радио телевидение кино звукозапись видеозапись с целью утверждения духовных ценностей данног...Большой энциклопедический словарь III
  8. массовая коммуникацияМАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ систематическое распространение информации через печать радио телевидение кино звукозапись видеозапись с целью утверждения духовных ценностей данно...Большой Энциклопедический словарь V
  9. массовая коммуникациясистема коммуникации характеризующаяся отсутствием обратной связи....Глоссарий по медиапланированию
  10. массовая коммуникацияразновидность социальной коммуникации которая осуществляется на уровне общества в целом в отличие от таких видов социальной коммуникации как внутриинституциональная на ур...Новая философская энциклопедия
  11. массовая коммуникацияангл.u mass communication массовое общение систематическое распространение информации через печать радио и телевидение кино звукозапись видеозапись с целью утверждения ...Педагогический терминологический словарь
  12. массовая коммуникацияМассовая коммуникация англ.em mass communication strong систематическое распространение сообщений через печать радио телевидение кино звукозапись видеозапись среди числен...Политология. Словарь.
  13. массовая коммуникацияот лат. communicatio систематическое распространение специально подготовленных сообщений среди людей с целью влияния на их духовные ценности установки оценки мнения и д...Прикладные аспекты современной психологии
  14. массовая коммуникацияот англ mass communication массовое общение систематическое распространение информации через печать радио телевидение кино звукозапись видеозапись с целью утверждения д...Профессиональное образование
  15. массовая коммуникацияstrong в риторикеem публичная речь произведения которой создаются коллективно распространяются в рассредоточенной и неспециализированной аудитории с использованием технич...Риторика: Словарь-справочник
  16. массовая коммуникацияангл. mass communication массовое общение систематич. распространение информации через печать радио телевидение кино звукозапись видеозапись с целью утверждения духовных...Российская педагогическая энциклопедия
  17. массовая коммуникацияmass communication...Русско-английский психологический словарь
  18. массовая коммуникациябаралы коммуникация...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  19. массовая коммуникацияMassenkommunikation...Русско-немецкий экономический словарь
  20. массовая коммуникацияmasov komunikace...Русско-чешский словарь
  21. массовая коммуникацияЭтим термином обозначается исключительно обширная по сфере распространения и развертывающаяся при этом синхронно языковая коммуникация имеющая своим содержанием самые раз...Словарь лингвистических терминов
  22. массовая коммуникация.strong Общение отправителя речи с коллективным массовым адресатом социально разнородным например при помощи СМИ или социально однородным например с классом студенческой ...Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
  23. массовая коммуникацияширокое и систематичное распространение определенной информации через печать телевидение радио кино интернет и др. средства массовой коммуникации с целью активного воздей...Словарь-справочник по философии
  24. массовая коммуникацияангл. mass communication систематич. распространение сообщений чepeз печать радио телевидение кино звукозапись видеозапись среди численно больших рассредоточенных . аудит...Советский философский словарь
  25. массовая коммуникацияМАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ систематическое распространение информации через печать радио телевидение кино звукозапись видеозапись с целью утверждения духовных ценностей данног...Современный энциклопедический словарь
  26. массовая коммуникацияпроцесс передачи и распростра нения социальной информации носящий целенаправленный характер. Представляя собой специфический вид социального общения М. к. является с исто...Социологический справочник
  27. массовая коммуникациялат. massa ком кусок лат. communication сообщать процесс сообщения социальной информации с помощью средств коммуникаций большому количеству пространственно рассредоточ...Социология коммуникации
  28. массовая коммуникациясовокупность современных средств позволяющих социальному актору обращаться к максимально многочисленной аудитории....Социология права. Словарь специальных терминов
  29. массовая коммуникацияособый вид общения людей посредством производства и передачи социальной информации на большую рассредоточенную аудиторию с помощью технических комплексов печать радио тел...Социология. Словарь
  30. массовая коммуникацияпроцесс распространения информации с помощью средств на численно большие рассредоточенные аудитории с целью утверждения духовных ценностей данного общества и оказания иде...Толковый переводоведческий словарь
  31. массовая коммуникацияот лат. сommunication lt communicare общаться систематическое распространение сообщений среди численно больших рассредоточенных аудиторий с целью воздействия на оценки ...Учебный словарь терминов рекламы и паблик рилейшнз
  32. массовая коммуникацияМАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ англ.em mass communicationem систематич. распространение сообщений чepeз печать радио телевидение кино звукозапись видеозаписьem среди численно боль...Философская энциклопедия
  33. массовая коммуникациялат. communicare совещаться с к.л. процесс распространения информации знаний духовных ценностей моральных и правовых норм и т. п. с помощью технических средств печать р...Философский энциклопедический словарь
  34. массовая коммуникацияМассовая коммуникация Массовая коммуникация систематическое распространение информации через печать радио телевидение кино звуко и видеозапись с целью утверждения духовн...Финансовый словарь
  35. массовая коммуникацияМАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ систематическое распространение информации через печать радио телевидение кино звукозапись видеозапись с целью утверждения духовных ценностей данно...Энциклопедический словарь естествознания
  36. массовая коммуникацияпроцесс обмена информацией между группами людей посредством специальных средств масс медиа см. также Средства массовой информации. Этот процесс имеет пять основных черт ...Энциклопедический словарь СМИ
  37. массовая коммуникация. см. КОММУНИКАЦИЯ МАССОВАЯ. Antinazi.Энциклопедия социологии...Энциклопедия социологии
  38. массовая коммуникацияглобальный процесс производства распространения и потребления информации....Юридическая психология