Педагогический терминологический словарь

МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ

(англ.mass communication - массовое общение)
— систематическое распространение информации (через печать, радио и телевидение, кино, звукозапись, видеозапись) с целью утверждения духовных ценностей общества и оказания воздействия на оценки, мнения и поведение людей. Возникновение и развитие М.к. связано с изобретением немецким первопечатником И. Гутенбергом печатного станка, который позволил издавать многотиражные книги (15 в.), а также с возникновением периодической печати в Западной Европе (16-17 вв.), кинематографа (конец 19 - начало 20 вв.), радиовещания и телевидения (20 в.).
Теоретически осмысление процессов М.к. началось в 19 в. в русле политологии и социологии. В конце 19 в. сложились различные точки зрения, согласно которым М.к. понималась как периодическая печать при капиталистическом предприятии (М. Вебер), как массовое общение членов общества (Ч. Кули, У. Липман, Р. Парк) и др. Прикладные социологические исследования 20-40-х гг. привели к появлению обобщённых моделей массово-коммуникационных процессов (Х. Лассуэл и др.).
Сформировались основные понятия М.к.:
коммуникатор,
сообщение,
адрес или аудитория,
средство коммуникации (канал),
эффект (ожидаемое воздействие, функция).
Был сделан вывод о том, что М.к. носит характер двухступенчатого потока, т.е. информация распространяется от средств к "лидерам мнения", а зачем начинает циркулировать на уровне межличностного общения (П. Лазарсфельд, Б. Берельсон и др.). Это положение послужило основой для разработки теории массовой политической пропаганды через каналы М.к.Появилось понятие обратной связи (Г. Райл, Ф. Балль и др.).
Другим направлением было исследование М.к. в тесной связи с культурой (Т. Адорно, Р. Барт, Х.М. Мак-Люэн, А. Моль, Х. Ортега-и-Гассет и др.). В 70-е гг. было сформулировано положение об однонаправленном потоке социальной информации, идущем от более промышленно развитых стран к развивающимся ("информационный империализм"). На этой основе в 80-е гг. выдвинулась концепция "нового порядка", помогающая устранить информационное неравенство.
В России систематическое изучение периодической печати началось на рубеже 19 и 20 вв. (И.И. Иванов, М.К. Лемке, А.М. Скабичевский). В 20-40-е гг. 20 в. стали рассматриваться проблемы социологии кино. Разрабатывались методологические, социологические, психологические, эстетические и культурологические аспекты М.к. Одним из важнейших результатов исследований стало осознание двойственности природы средств М.к., которые, с одной стороны, ориентированы на передачу реальных фактов, с другой - содержат элементы определённой их трактовки; при этом выдумка, фантазия усиливают художественное начало во всех без исключения сообщениях. Каждое средство М.к. в процессе эволюции проходит стадию "информатора", т.е. прямого отражения реальности, затем - с развитием специфического "языка сообщений" - этап ассоциативного, "метафизического", а следовательно, художественного повествования (В.Ю. Борев, А.В. Коваленко).
В западной социологии наиболее распространена система функций М.к., предложенная Лассуэлом:
- убеждение (позволяет манипулировать общественным сознанием),
- социализация (усвоение ценностей данного общества), развлечение (рекреативная, реабилитационная функция).
В отечественной науке наряду с пропагандистским подходом к М.к. присутствовала точка зрения на М.к., высоко оценившая её роль в распространении культуры, просвещения. Система функций рассматривается на двух уровнях:
- социальном и
- личностном.
К социальным функциям относятся:
- интегративная (формирование и поддержание социальной общности),
- пропагандистская и
- функция пространственно-временной трансляции культуры (синхронная и диахронная коммуникация, обеспечивающая развитие культуры).
Личностные функции подразделяются на две группы:
- первая отражает процесс социализации, приобщения человека к знаниям,
- вторая - процесс самореализации человека (досуговая, развлекательная, творческая).
Проблемами М.к. занимаются международные и национальные организации, в т.ч. ЮНЕСКО.
Педагогические аспекты М.к. в отечественной теории рассматриваются в двух направлениях: образовательном и воспитательном. В образовательном направлении можно выделить два тесно связанных между собой аспекта: просвещение широких слоёв населения и использование средств М.к. в обучении. Появились учебные пособия (в т.ч. учебные фильмы, диафильмы и диапозитивы, радио, телевидение, звуко- и видеозаписи), на радиовещании и телевидении стали готовить специальные образовательные программы. Эволюция просветительского направления была связана с расширением транслируемого материала, а также с жанровой дифференциацией (научно-популярные, научно-публицистические, научно-художественные - литература, кино, радио, телевидение и т.д.). С 90-х гг. перспективным средством М.к. становятся информационные сети (см. Интернет).
Воспитательные аспекты М.к. чаще всего реализуются через организацию специальных информационных потоков, адресованных детской и молодёжной аудитории. Одна из характерных сторон воспитательного воздействия М.к. на детей - трансляция норм поведения и ценностных установок преимущественно в образной художественной форме. Воспитательным аспектам также свойственно расширение тематики и жанровая дифференциация. Происходит своеобразная "ассимиляция" в детской аудитории художественной информации, адресованной взрослым: мн. произведения для взрослых становятся популярными у детей. Жанровые предпочтения во многом определяются возрастными особенностями (в раннем возрасте предпочтительны сказки, затем приключения, фантастика, публицистика и т.д.).
В воспитательной практике сложилось ещё одно направление: деятельность творческих организаций в сфере М.к. (кружки, клубы юных корреспондентов, журналистов и т.п.). Дети сами являются распространителями информации и работают со средствами М.к. с целью самовыражения и отражения общественной жизни, часто моделируют массово-коммуникационные процессы.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 136-137)
См. такжеТехнические средства обучения
Ч312.31

  1. массовая коммуникацияопосредованное техническими средствами воздействие на анонимную рассредоточенную аудиторию с отсроченной обратной связью....Агрессивная толпа, массовая паника, слухи
  2. массовая коммуникацияангл. mass communication от лат. communicatio сообщение передача систематическое распространение специально подготовленных имеющих социальную значимость сообщений с цел...Большая психологическая энциклопедия
  3. массовая коммуникацияМАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ англ mass communication систематическое распространение сообщений через печать радио телевидение кино звукозапись видеозапись среди численно больших...Большая советская энциклопедия
  4. массовая коммуникацияангл. mass communication систематическое распространение сообщений через печать радио телевидение кино звукозапись видеозапись среди численно больших рассредоточенных ауд...Большая Советская энциклопедия II
  5. массовая коммуникацияМАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ англ. mass communication от лат. communicatio сообщение передача систематическое распространение специально подготовленных имеющих социальную знач...Большой психологический словарь
  6. массовая коммуникацияmass communication см. Средства массовой коммуникации....Большой толковый социологический словарь
  7. массовая коммуникациясистематическое распространение информации черезпечать радио телевидение кино звукозапись видеозапись с цельюутверждения духовных ценностей данного общества и оказанияиде...Большой энциклопедический словарь II
  8. массовая коммуникацияМАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ систематическое распространение информации через печать радио телевидение кино звукозапись видеозапись с целью утверждения духовных ценностей данног...Большой энциклопедический словарь III
  9. массовая коммуникацияМАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ систематическое распространение информации через печать радио телевидение кино звукозапись видеозапись с целью утверждения духовных ценностей данно...Большой Энциклопедический словарь V
  10. массовая коммуникациясистема коммуникации характеризующаяся отсутствием обратной связи....Глоссарий по медиапланированию
  11. массовая коммуникацияразновидность социальной коммуникации которая осуществляется на уровне общества в целом в отличие от таких видов социальной коммуникации как внутриинституциональная на ур...Новая философская энциклопедия
  12. массовая коммуникацияМассовая коммуникация англ.em mass communication strong систематическое распространение сообщений через печать радио телевидение кино звукозапись видеозапись среди числен...Политология. Словарь.
  13. массовая коммуникацияот лат. communicatio систематическое распространение специально подготовленных сообщений среди людей с целью влияния на их духовные ценности установки оценки мнения и д...Прикладные аспекты современной психологии
  14. массовая коммуникацияот англ mass communication массовое общение систематическое распространение информации через печать радио телевидение кино звукозапись видеозапись с целью утверждения д...Профессиональное образование
  15. массовая коммуникацияstrong в риторикеem публичная речь произведения которой создаются коллективно распространяются в рассредоточенной и неспециализированной аудитории с использованием технич...Риторика: Словарь-справочник
  16. массовая коммуникацияангл. mass communication массовое общение систематич. распространение информации через печать радио телевидение кино звукозапись видеозапись с целью утверждения духовных...Российская педагогическая энциклопедия
  17. массовая коммуникацияmass communication...Русско-английский психологический словарь
  18. массовая коммуникациябаралы коммуникация...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  19. массовая коммуникацияMassenkommunikation...Русско-немецкий экономический словарь
  20. массовая коммуникацияmasov komunikace...Русско-чешский словарь
  21. массовая коммуникацияЭтим термином обозначается исключительно обширная по сфере распространения и развертывающаяся при этом синхронно языковая коммуникация имеющая своим содержанием самые раз...Словарь лингвистических терминов
  22. массовая коммуникация.strong Общение отправителя речи с коллективным массовым адресатом социально разнородным например при помощи СМИ или социально однородным например с классом студенческой ...Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
  23. массовая коммуникацияширокое и систематичное распространение определенной информации через печать телевидение радио кино интернет и др. средства массовой коммуникации с целью активного воздей...Словарь-справочник по философии
  24. массовая коммуникацияангл. mass communication систематич. распространение сообщений чepeз печать радио телевидение кино звукозапись видеозапись среди численно больших рассредоточенных . аудит...Советский философский словарь
  25. массовая коммуникацияМАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ систематическое распространение информации через печать радио телевидение кино звукозапись видеозапись с целью утверждения духовных ценностей данног...Современный энциклопедический словарь
  26. массовая коммуникацияпроцесс передачи и распростра нения социальной информации носящий целенаправленный характер. Представляя собой специфический вид социального общения М. к. является с исто...Социологический справочник
  27. массовая коммуникациялат. massa ком кусок лат. communication сообщать процесс сообщения социальной информации с помощью средств коммуникаций большому количеству пространственно рассредоточ...Социология коммуникации
  28. массовая коммуникациясовокупность современных средств позволяющих социальному актору обращаться к максимально многочисленной аудитории....Социология права. Словарь специальных терминов
  29. массовая коммуникацияособый вид общения людей посредством производства и передачи социальной информации на большую рассредоточенную аудиторию с помощью технических комплексов печать радио тел...Социология. Словарь
  30. массовая коммуникацияпроцесс распространения информации с помощью средств на численно большие рассредоточенные аудитории с целью утверждения духовных ценностей данного общества и оказания иде...Толковый переводоведческий словарь
  31. массовая коммуникацияот лат. сommunication lt communicare общаться систематическое распространение сообщений среди численно больших рассредоточенных аудиторий с целью воздействия на оценки ...Учебный словарь терминов рекламы и паблик рилейшнз
  32. массовая коммуникацияМАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ англ.em mass communicationem систематич. распространение сообщений чepeз печать радио телевидение кино звукозапись видеозаписьem среди численно боль...Философская энциклопедия
  33. массовая коммуникациялат. communicare совещаться с к.л. процесс распространения информации знаний духовных ценностей моральных и правовых норм и т. п. с помощью технических средств печать р...Философский энциклопедический словарь
  34. массовая коммуникацияМассовая коммуникация Массовая коммуникация систематическое распространение информации через печать радио телевидение кино звуко и видеозапись с целью утверждения духовн...Финансовый словарь
  35. массовая коммуникацияМАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ систематическое распространение информации через печать радио телевидение кино звукозапись видеозапись с целью утверждения духовных ценностей данно...Энциклопедический словарь естествознания
  36. массовая коммуникацияпроцесс обмена информацией между группами людей посредством специальных средств масс медиа см. также Средства массовой информации. Этот процесс имеет пять основных черт ...Энциклопедический словарь СМИ
  37. массовая коммуникация. см. КОММУНИКАЦИЯ МАССОВАЯ. Antinazi.Энциклопедия социологии...Энциклопедия социологии
  38. массовая коммуникацияглобальный процесс производства распространения и потребления информации....Юридическая психология