Социологическая энциклопедия

ИЛЬИН ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ

(1883-1954) русский философ, социолог, государствовед и общественный деятель, магистр и доктор государственных наук (1918, оппоненты на защите Е.Н. Трубецкой и П. Новгородцев), один из основателей Русского научного института в Берлине (1923), профессор (1918). В главных сочинениях *Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека* (1918), *Учение о человеке* (1918), *О сопротивлении злу силою* (1925), *Яд большевизма (1931), *Путь духовного обновления* (1935), *Творческая идея нашего будущего. Об основах духовного характера* (1937), *Наши задачи. Статьи 1948-1954* (1956), *О монархии и республике* (посмертная публикация 1979) и др. разработал оригинальную онтологическую и гносеологическую концепцию, а также выдвинул ряд актуальных и интересных идей о природе, сущности и перспективах преодоления тоталитаризма . Рассматривая достижения и просчеты современного ему процесса познания в контексте его неизбежной обусловленности как состоянием культуры, так и степенью ее общественного восприятия, И. усматривал главный порок Человека начала середины 20 в. во внутренней *расколотости*, в противоречии между разумом, умом, рассудком и чувствами, душой, сердцем. По И., человек настоящего ощущает себя как особую вещь в ряду вещей. Как результат, *созидательные творческие действия оцениваются и интерпретируются *материально, количественно, формально и технически*. Отвергая протестантскую этику в ее наиболее материализованных, заземленных ипостасях, И. подчеркивал, что мышление без сердца не может не быть цинично, машинообразно и релятивно. *Человек, душевно расколотый и нецельный, есть несчастный человек. Если он воспринимает истину, то он не может решить, истина это или нет, ибо он не способен к целостной очевидности... Он теряет веру в то, что человеку вообще может быть дана тотальная очевидность. Он не желает признать ее и у других и встречает ее иронией и насмешкой*. Индивидуальный и социальный опыты, по И., должны возродиться как интуиция, как видение сердцем. Полемизируя с Л.Н. Толстым, И. утверждал, что при неимении адекватных средств сопротивления злу человек не только имеет право, но и призван применять силу. Шесть арестов за пять лет жизни в ленинской России и (после насильственной высылки на *философском пароходе*) пять лет преследований в гитлеровской Германии наложили также значительный отпечаток на социально-философские размышления И., придав им силу личного жизненного опыта. По мысли И., крупномасштабный опыт строительства социализма дает все основания утверждать, что это социальное устройство может существовать *только в форме всепроникающего и всепорабощающего тоталитарного режима*. Понимая тоталитаризм как политический строй, *беспредельно расширивший свое вмешательство в жизнь граждан* и *включивший всю их деятельность в объем своего управления и принудительного регулирования*, И. отмечал, что сущность тоталитаризма как левого (*левого большевизма*, социализма), так и правого (*правого большевизма* фашизма или национал-социализма) толка состоит не столько в особой форме государственного устройства, сколько во всеохватывающем объеме и организации управления всесторонне порабощенными людьми, осуществляемою при проведении *самой последовательной диктатуры, основанной на единстве власти, на единой исключительной партии, на монополии работодательства, на всепроникающем сыске, на взаимодоносительстве и на беспощадном терроре*. По И., противоправный тоталитарный режим *есть рабовладельческая диктатура невиданного размера и всепроникающего захвата*, которая держится на партийных указах, распоряжениях и инструкциях, а законы и государственные органы представляют собой *только показную оболочку партийной диктатуры*. В тоталитарном обществе, спаянным страхом, инстинктом самосохранения и злодейством, граждане фактически лишаются всех прав, полномочий и свобод. Они существуют только как субъекты обязанностей, объекты распоряжений и рабочие машины. Их правовое сознание замещается *психическими механизмами голода, страха, мук и унижения; а творческий труд психофизическим механизмом рабского надрывного напряжения*. Согласно И., опыт всех европейских социалистических стран свидетельствует, что с победой социализма в них устанавливается монопольная собственность государства и исключительная инициатива единого чиновничьего центра, в которых и заключается суть данного общественного устройства. Установление же этой монополии ведет к монополии государственного работодательства и создает полную зависимость всех трудящихся от новой привилегированной касты партийных чиновников-угнетателей. Социалистическая действительность, по И., свидетельствует об антисоциальной сути социализма, который убивает свободу и творческую инициативу, уравнивает людей в нищете и зависимости, создает партийную касту, проповедует классовую ненависть, осуществляет *террористическое управление*, создает рабство и выдает его за справедливый строй. Выход из левого тоталитаризма И. видел в отречении от социалистических иллюзий, которые привели к катастрофе, и в строительстве нового общественного строя, основанного на частной инициативе, частной собственности, правовой свободе и *творческой социальности*, включающей в себя свободу, справедливость и братство. Неизбывно размышляя о судьбе России, И. считал, что ей все равно придется сделать выбор между свободой и рабством, демократией и тоталитаризмом. Веря в лучшее будущее, он подчеркивал, что *безумию левого большевизма Россия должна противопоставить не безумие правого большевизма, а верную меру свободы; свободу веры, искания правды, труда и собственности*. Общественной группой, способной придать динамизм и осмысленность процессам разрушения тоталитарных устоев, И. видел *новый ведущий слой*. Согласно И., 1) Ведущий слой *не есть ни замкнутая каста, ни наследственное или потомственное сословие. По своему составу он есть нечто живое, подвижное, всегда пополняющееся новыми способными людьми, всегда готовыми освободить себя от неспособных*; 2) *Принадлежность к ведущему слою, начиная от министра и кончая рядовым судьею, начиная от епископа и кончая офицером, начиная от профессора и кончая народным учителем, есть не привилегия, а несение трудной и ответственной обязанности*; *Ранг в жизни необходим, неизбежен. Он обосновывается качеством и покрывается трудом и ответственностью. Рангу должна соответствовать строгость у того, кто выше, и беззаветная почтительность у того, кто ниже. Только этим верным чувством ранга воссоздадим Россию*; 3) *Публичные должности от самой малой до самой большой должны давать человеку удовлетворяющее его вознаграждение и должны переживаться им не как кормление, а как служение*; 4) Новый ведущий слой *призван вести, а не гнать, не запугивать, не порабощать людей, он призван чтить и поощрять свободное творчество ведомого народа. Он не командует (за исключением армии), а организует и при том лишь в пределах общего и публичного интереса. Вести можно только свободных: погонщики нужны только скоту, надсмотрщики нужны только рабам. Лучший способ вести есть живой пример. Конец террору как системе правления! Конец тоталитарному всеведению и неприсутствию! России нужна власть, верно блюдущая свою меру!* 5) Новый ведущий слой обязан *строить Россию не произволом, а правом*. *Закон связывает всех: и Государя, и министра, и судью, и полицейского, и рядового гражданина. От закона есть только одно *отступление*: по совести, в сторону справедливости с принятием всей ответственности*; 6) Новая русская элита должна *блюсти и крепить авторитет государственной власти*. *Авторитет необходимо укоренить на благородных и правовых основаниях: на основе религиозного созерцания и уважения к духовной свободе; на основе братского правосознания и патриотического чувства; на основе достоинства власти, ее силы и всеобщего доверия к ней*; 7) *Новый русский отбор должен быть воодушевлен творческой национальной идеей. Безыдейная интеллигенция не нужна народу и государству и не может вести его*. *Нужна новая идея религиозная по истоку и национальная по духовному смыслу. Только такая идея и может возродить и воссоздать грядущую Россию*. Значительная часть социально-философских и социологических соображений И. о будущем переустройстве тоталитарных обществ носила характер либерального утопизма религиозного толка. Но в выборе направления движения и основных целях его он был прав, поскольку без обретения свободы преодоление тоталитарного отчуждения человека, его освобождение невозможно и немыслимо. А.А. Грицанов

  1. ильин иван александровичРелигиозный философ правовед публицист. В философии Гегеля видел систематическое раскрытие религиозного опыта пантеизма Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и ...100 великих мыслителей
  2. ильин, иван александрович[. по др. данным .] философ теоретик религии и культуры полит. мыслитель. Род. в Москве. Учился на юрид. фте Моск. унта. С читал на Высших женских юрид. курсах осн. к...Большая биографическая энциклопедия
  3. ильин иван александровичИльинstrong Иван Александрович [. Москва . Цюрих] русский религиозный философ представитель неогегельянства. Окончил юридический и историкофилологический факультеты Моск...Большая Советская энциклопедия II
  4. ильин иван александровичИЛЬИН Иван Александрович российский религиозный философ правовед публицист. В философии Гегеля видел систематическое раскрытие религиозного опыта пантеизма Философия Ге...Большой Энциклопедический словарь V
  5. ильин иван александровичвыдающийся русский философ политический мыслитель теоретик и историк культуры и религии. Родился в Москве окончил юридический факультет Московского университета в котором...Великие философы
  6. ильин, иван александровичИван Александрович российский религиозный философ правовед публицист. В философии Гегеля видел систематическое раскрытие религиозного опыта пантеизма Философия Гегеля ...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  7. ильин, иван александровичкрупнейший религиозный мыслитель ХХ в. Он был человеком разно и многосторонним оратором лектором педагогом публицистом и редактором ученымисследователем философом правов...Именной словарь-справочник политических деятелей
  8. ильин иван александровичрус. религ. философ лит. критик теоретик христ. культуры публицист и обществ. деятель политологконсерватор и историк философии написавший одну из важнейших в гегелеведени...История и философия науки. Энциклопедический словарь
  9. ильин иван александровичИльин Иван Александрович Москва Цолликон Швейцария религиозный философ правовед политический писатель оратор педагог. Из дворянской семьи которая жила в Москве в доме ...Москва (энциклопедия)
  10. ильин, иван александровичроссийский религиозный философ правовед публицист. В философии Гегеля видел систематическое раскрытие религиозного опыта пантеизма Философия Гегеля как учение о конкретно...Политическая наука - Словарь-справочник
  11. ильин, иван александровичрусский религиозный философ правовед литературный критик идеолог неомонархизма ученик П. И. Новгородцева активный противник большевизма. В г. выслан из России. В центре ...Политологический словарь-справочник
  12. ильин иван александровичрусский религиозный философ. Окончил Моск. гимназию Моск. унт . Занимался науч. и пед. деятельностью в вузах Москвы. С г. изучал философию Гегеля. В г. получил ученую ...Психология общения. Энциклопедический словарь
  13. ильин иван александрович. . Москва . . Цюрих философ политический мыслитель теоретик и историк религии и культуры. Учился на юридическом фте Московского унта. В г. после окончания учебы был о...Русская философия
  14. ильин иван александрович. . русский мыслитель философ публицист и общественный деятель. Закончил юридический факультет Московского университета где в стал профессором. В к. выслан из России. ...Святая Русь - энциклопедический словарь
  15. ильин, иван александровичПрезидент РФ В. Путин Государственная власть писал великий русский философ Иван Ильин имеет свои пределы обозначаемые именно тем что она есть власть извне подходящая к ...Словарь текущей политики
  16. ильин иван александрович[. Москва . Цюрих] рус. религ. философ представитель неогегельянства. Автор наиболее значительного в истории рус. идеализма труда о Гегеле Философия Гегеля как учение о к...Советский философский словарь
  17. ильин иван александровичИЛЬИН Иван Александрович философ правовед публицист. Род. в Москве в дворянской семье. Окончил юридический факультет Московского унта . Был оставлен на факультете для п...Философская энциклопедия
  18. ильин иван александровичрод. марта Москва ум. дек. Цюрих рус. мыслитель религиозный философ теоретик государства и права представитель рус. неогегельянства. В своем наиболее значительном тру...Философский энциклопедический словарь II
  19. ильин иван александровичрод. марта Москва ум. дек. Цюрих рус. мыслитель религиозный философ теоретик государства и права представитель рус. неогегельянства. В своем наиболее значительном т...Философский энциклопедический словарь
  20. ильин иван александровичрелигиозный философ профессор Московского университета . Монархист противник большевизма идеолог Белого движения. В выслан из России жил и работал в Германии издатель жу...Энциклопедия История отечества
  21. ильин иван александровичрелигиозный философ профессор Московского университета . Монархист противник большевизма идеолог Белого движения. В выслан из России жил и работал в Германии издатель жу...Энциклопедия История отечества. Большая Российская энциклопедия
  22. ильин, иван александровичИЛЬИН ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ русский философ правовед. Родился в Москве марта . В окончил юридический факультет Московского университета и был оставлен при университете для...Энциклопедия Кольера II
  23. ильин иван александровичрусский философ правовед. Родился в Москве марта . В окончил юридический факультет Московского университета и был оставлен при университете для подготовки к профессорск...Энциклопедия Кольера
  24. ильин иван александровичпсевд.Н.Иванов Н.Костомаров Юстус И.Л. Ивер С.П. Старый политик Православный Странник Ослябя Пересвет Карл Брабазиус др Алфред Норманн Юлиус Швейкерт . Москва . Цолликон ...Энциклопедия русской эмиграции