Русская философия

ИЛЬИН ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ

(16(28). 03. 1883, Москва 21. 12. 1954, Цюрих) философ, политический мыслитель, теоретик и историк религии и культуры. Учился на юридическом ф-те Московского ун-та. В 1906 г. после окончания учебы был оставлен при ун-те для подготовки к званию проф., в 1909 г. получил звание приват-доцента и после двухлетней зарубежной научной командировки (преимущественно в Германии) в течение 10 лет преподавал в Московском ун-те. К этому времени относятся первые соч. И., посвященные древнегреч. философии (Платону и Аристотелю), воззрениям Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля. Их итогом явилось его исследование *Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека* (в 2 т.), подготовленное им для получения магистерской степени. По результатам защиты соискателю были одновременно присуждены две ученые степени магистерская и докторская. Этот труд до сих пор остается одним из лучших произв. на рус. языке, посвященных Гегелю. После революции 1917 г. И., оставаясь в Москве, включился в идейную борьбу против нового строя, что и послужило причиной его неоднократных арестов. В 1922 г. философ был арестован в шестой раз и приговорен к смертной казни, замененной высылкой из России. С 1923 по 1934 г. И. был проф. Русского научного ин-та в Берлине, активно участвовал в политической жизни рус. эмиграции, несколько лет издавал *Русский колокол. Журнал волевой идеи*. Берлинский период был весьма интенсивным и плодотворным и в творческом отношении; увидели свет кн. *Религиозный смысл философии. Три речи* (1925), *О сопротивлении злу силою* (1925), *Путь духовного обновления* (1935), *Основы художества. О совершенном в искусстве* (1937), *Основы христианской культуры*.(1938), а также ряд брошюр и множество статей. В 1934 г. после прихода в Германии к власти нацистов И. был уволен из Русского научного ин-та, через два года после этого последовал запрет на его преподавательскую и всякую иную общественную деятельность. Лишившись работы, философ вынужден был эмигрировать из Германии, что ему и удалось сделать в 1938 г. Обосновавшись в пригороде Цюриха, И., преодолевая трудности, постепенно вернулся к преподаванию и философским изысканиям. Помимо большого количества очерков и статей, регулярно выходивших на протяжении ряда лет и составивших впоследствии сб. *Наши задачи* (в 2 т., 1956), он напряженно работал над завершением своих философских трудов. К их числу относятся *Аксиомы религиозного опыта* (в 2 т., 1953), три кн. философско-художественной прозы, объединенные общим замыслом и опубликованные на нем. языке в 1938-1945 гг. (*Я всматриваюсь в жизнь. Книга раздумий*, *Поющее сердце. Книга тихих созерцаний*, *Взгляд в даль. Книга размышлений и упований*), их издание на рус. языке не было завершено. Заканчивал И. кн. *О монархии и республике*, над к-рой работал более 30 лет, готовил также к изданию *Путь к очевидности*. Философские взгляды И. претерпели существенную эволюцию. Опубликованный в 1918 г. фундаментальный труд *Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека* выдвинул его в число крупнейших представителей рус. неогегельянства XX в. Высоко оценивая гегелевскую систему, подчеркивая ее жизненную силу, конкретность и убедительность, он видит в Гегеле прежде всего религиозного философа, интерпретируя его идеи и метод как своеобразный перевод религиозного постижения мира и человека на язык философии. В кн. *Путь к очевидности* (1957), подводящей итог философским исканиям И., он отмежевывается от гегельянства, подвергает резкой критике Гегеля за умозрительное системосозидание, холодную рассудочность, панлогизм и противопоставляет ему понимание философии, основанное на традициях отечественной философской мысли. Настоящий философ, утверждает И., должен руководствоваться следующим правилом: *Сначала быть, потом действовать и лишь затем из осуществленного бытия и из ответственного, а может быть, и опасного, и даже мучительного делания философствовать* (Путь к очевидности. С. 368). Проблемы социальной философии первоначально были на периферии философских интересов И. Однако драматические события, потрясшие Россию, резко изменили его предпочтения и устремления. Первой значительной работой, обозначившей поворот И. к социальной философии, явилась кн. *О сопротивлении злу силою*. В этой кн. И. выступил с резкой критикой толстовской идеи непротивления злу и пытался обосновать мысль: несмотря на то что с христианской т. зр. зло всегда побеждается только любовью (нравственным, духовным воспитанием и т. п.), в определенных случаях, когда уже все др. способы сопротивления злу исчерпаны и не принесли успеха, правомерно применение средств внешнего принуждения, в т. ч. смертной казни и военной силы. При этом И. не освящает вынужденного обращения к силе, не возводит его в ранг добродетели применение насилия всегда остается делом неправедным (хотя и не всегда греховным). Как вести себя при встрече с социальным и моральным злом, какими средствами противодействовать ему дело нравственного выбора: правильный выбор может сделать только духовно и нравственно здоровая личность. Позитивное решение проблемы преодоления зла перерастает у И. в более широкую проблему формирования и воспитания высоконравственного человека, к-рая стала центральной для последующего творчества И. (*Путь духовного обновления* и др.)Духовное обновление, по И., предполагает и определенное понимание сущности человеческого бытия, опирающееся на традиции рус. религиозно-философской мысли, сходное с тем, как трактовали вопрос о смысле жизни В. С. Соловьев и Достоевский. Их роднит неприятие тех представлений о смысле жизни и назначении человека, в к-рых процесс жизни утверждается как абсолют, высшая самоценность. Вопрос о смысле жизни есть вопрос о ценностях, к-рые выше самой жизни. Иными словами, есть некий особый надфизиологический и надсоциальный смысл жизни. Одновременно И. стремится избежать и др. крайности, а именно столь сильной идеологизации жизни, к-рая ведет к отрицанию самой жизни как таковой. Противовесом этой опасности, полагает И., может быть только утверждение такого смысла жизни, к-рый был бы достижим каждым человеком в рамках его индивидуального бытия; вместе с тем, чтобы отдельный человек не растворялся в системе ценностей, он должен быть различим и важен с т. зр. самой высшей ценности. Это возможно, по мнению И., только в рамках христианской антропологии, в к-рой человек выступает носителем вечного божественного начала. Человеческую личность И. рассматривает как вместилище духовного, и прежде всего религиозного, опыта, поэтому и обновление человека нужно начинать, полагает он, не с коренной ломки социальных условий существования, но с обновления его души и воли, с формирования у него веры, убежденности в святости семьи, любви к родине, национальной гордости. Философские размышления И. стремился довести до такой степени определенности, чтобы они служили основанием для политических выводов. Отсюда глубокий и постоянный интерес И., философа *волевой идеи*, к философии политики, проблемам государства и права. И. был убежденным сторонником целостности и неделимости России, сильного государства, отстаивая огромную роль государственных начал в историческом прошлом России и в ее будущем. Будущее государственности России он связывал с восстановлением в ней монархии. По его мнению, весь уклад рус. души и быта делает наиболее предпочтительным для нее монархический строй. Но И. не был апологетом того самодержавного строя, к-рый существовал до революции (он ясно представлял пороки, присущие царизму, его ставку на грубую силу и подавление личности). Речь у него идет о новом историческом типе монархии о самодержавной монархии как идеальном типе правового государства, в к-ром сильная самодержавная власть гармонично ужилась бы со свободой личности и признанием ценности социального и духовного творчества народа.

  1. ильин иван александровичРелигиозный философ правовед публицист. В философии Гегеля видел систематическое раскрытие религиозного опыта пантеизма Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и ...100 великих мыслителей
  2. ильин, иван александрович[. по др. данным .] философ теоретик религии и культуры полит. мыслитель. Род. в Москве. Учился на юрид. фте Моск. унта. С читал на Высших женских юрид. курсах осн. к...Большая биографическая энциклопедия
  3. ильин иван александровичИльинstrong Иван Александрович [. Москва . Цюрих] русский религиозный философ представитель неогегельянства. Окончил юридический и историкофилологический факультеты Моск...Большая Советская энциклопедия II
  4. ильин иван александровичИЛЬИН Иван Александрович российский религиозный философ правовед публицист. В философии Гегеля видел систематическое раскрытие религиозного опыта пантеизма Философия Ге...Большой Энциклопедический словарь V
  5. ильин иван александровичвыдающийся русский философ политический мыслитель теоретик и историк культуры и религии. Родился в Москве окончил юридический факультет Московского университета в котором...Великие философы
  6. ильин, иван александровичИван Александрович российский религиозный философ правовед публицист. В философии Гегеля видел систематическое раскрытие религиозного опыта пантеизма Философия Гегеля ...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  7. ильин, иван александровичкрупнейший религиозный мыслитель ХХ в. Он был человеком разно и многосторонним оратором лектором педагогом публицистом и редактором ученымисследователем философом правов...Именной словарь-справочник политических деятелей
  8. ильин иван александровичрус. религ. философ лит. критик теоретик христ. культуры публицист и обществ. деятель политологконсерватор и историк философии написавший одну из важнейших в гегелеведени...История и философия науки. Энциклопедический словарь
  9. ильин иван александровичИльин Иван Александрович Москва Цолликон Швейцария религиозный философ правовед политический писатель оратор педагог. Из дворянской семьи которая жила в Москве в доме ...Москва (энциклопедия)
  10. ильин, иван александровичроссийский религиозный философ правовед публицист. В философии Гегеля видел систематическое раскрытие религиозного опыта пантеизма Философия Гегеля как учение о конкретно...Политическая наука - Словарь-справочник
  11. ильин, иван александровичрусский религиозный философ правовед литературный критик идеолог неомонархизма ученик П. И. Новгородцева активный противник большевизма. В г. выслан из России. В центре ...Политологический словарь-справочник
  12. ильин иван александровичрусский религиозный философ. Окончил Моск. гимназию Моск. унт . Занимался науч. и пед. деятельностью в вузах Москвы. С г. изучал философию Гегеля. В г. получил ученую ...Психология общения. Энциклопедический словарь
  13. ильин иван александрович. . русский мыслитель философ публицист и общественный деятель. Закончил юридический факультет Московского университета где в стал профессором. В к. выслан из России. ...Святая Русь - энциклопедический словарь
  14. ильин, иван александровичПрезидент РФ В. Путин Государственная власть писал великий русский философ Иван Ильин имеет свои пределы обозначаемые именно тем что она есть власть извне подходящая к ...Словарь текущей политики
  15. ильин иван александрович[. Москва . Цюрих] рус. религ. философ представитель неогегельянства. Автор наиболее значительного в истории рус. идеализма труда о Гегеле Философия Гегеля как учение о к...Советский философский словарь
  16. ильин иван александровичрусский философ социолог государствовед и общественный деятель магистр и доктор государственных наук оппоненты на защите Е.Н. Трубецкой и П. Новгородцев один из основате...Социологическая энциклопедия
  17. ильин иван александровичИЛЬИН Иван Александрович философ правовед публицист. Род. в Москве в дворянской семье. Окончил юридический факультет Московского унта . Был оставлен на факультете для п...Философская энциклопедия
  18. ильин иван александровичрод. марта Москва ум. дек. Цюрих рус. мыслитель религиозный философ теоретик государства и права представитель рус. неогегельянства. В своем наиболее значительном тру...Философский энциклопедический словарь II
  19. ильин иван александровичрод. марта Москва ум. дек. Цюрих рус. мыслитель религиозный философ теоретик государства и права представитель рус. неогегельянства. В своем наиболее значительном т...Философский энциклопедический словарь
  20. ильин иван александровичрелигиозный философ профессор Московского университета . Монархист противник большевизма идеолог Белого движения. В выслан из России жил и работал в Германии издатель жу...Энциклопедия История отечества
  21. ильин иван александровичрелигиозный философ профессор Московского университета . Монархист противник большевизма идеолог Белого движения. В выслан из России жил и работал в Германии издатель жу...Энциклопедия История отечества. Большая Российская энциклопедия
  22. ильин, иван александровичИЛЬИН ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ русский философ правовед. Родился в Москве марта . В окончил юридический факультет Московского университета и был оставлен при университете для...Энциклопедия Кольера II
  23. ильин иван александровичрусский философ правовед. Родился в Москве марта . В окончил юридический факультет Московского университета и был оставлен при университете для подготовки к профессорск...Энциклопедия Кольера
  24. ильин иван александровичпсевд.Н.Иванов Н.Костомаров Юстус И.Л. Ивер С.П. Старый политик Православный Странник Ослябя Пересвет Карл Брабазиус др Алфред Норманн Юлиус Швейкерт . Москва . Цолликон ...Энциклопедия русской эмиграции