Словарь средневековой культуры

СХОЛАСТИКА

(лат. scholastica от греч. — «школьный»), тип религиозной философии, характеризующийся принципиальным подчинением примату теологического вероучения, соединением догматических предпосылок с рационалистической методикой и особым интересом к логической проблематике; получил наиболее полное развитие в Западной Европе в эпоху зрелого и позднего средневековья.
Генезис схоластики и периодизация ее развития
Истоки С.и восходят к позднеантичной философии, прежде всего к неоплатонику V в. Проклу (установка на вычитывание ответов на все вопросы из авторитетных текстов, каковыми были для Прокла сочинения Платона, а также сакральные тексты античного язычества; энциклопедическое суммирование разнообразнейшей проблематики; соединение данностей мистически истолкованного мифа с их рассудочной разработкой). Христианская патристика подходит к Се по мере завершения работы над догматическими основами церковной доктрины (Леонтий Византийский, ок. 475-543, Иоанн Дамас-кин, ок. 675—749). Особое значение имела работа Боэция (ок. 475—525) по перенесению греческой культуры логической рефлексии в латиноязычную традицию; его замечание, сделанное по ходу комментирования одного логического труда (In Porph. Isagog.) и отмечающее как открытый вопрос о том, являются ли общие понятия (универсалии) только внутриязыковой реальностью, или же они имеют онтологический статус, породило длившуюся веками и конститутивную для С.и дискуссию по этому вопросу. Те, кто видел в универсалиях реальности (realia), именовались реалистами; те, кто усматривал в них простое обозначение (nomen, букв. «имя») для абстракции, творимой человеческим сознанием, назывались номиналистами. Между чистым реализмом и чистым номинализмом какдвумя полярными возможностями оставалось мыслительное пространство для умеренных или осложненных вариантов. Ранняя Ca (IX—XII вв.) имеет своей социокультурной почвоймонастырии монастырскиешколы.Она рождается в драматических спорах о месте т.н. диалектики (т.е.методического рассуждения) при поисках духовной истины. Крайние позиции рационализма (Беренгарий Турский, ок. 1010-88) и фидеизма (Петр Дамиани, 1007-72) не могли быть конструктивными для Си; средний путь был предложен восходящей к Августину формулой Ансельма Кентерберийского (1033-1109) credo, ut intelligam («верую, чтобы понимать» - имеется в виду, что вера первична как источник отправных пунктов, подлежащих затем умственной разработке). Мыслительные инициативы дерзкого новатора Абеляра (1079-1142) и других теологов XII в. (Шартрская школа, Сен-Викторская школа) способствовали развитию схоластического метода и подготовили переход к следующей эпохе.
Высокая Ca (XIII - нач. XIV вв.) развивается в контексте системы основываемых по всей Европеуниверситетов; фоном служит активное соучастие т.н. нищенствующих орденовмонашества —соперничающих между собой доминиканцев и францисканцев. Важнейшим интеллектуальным стимулом оказывается распространяющееся знакомство с текстами Аристотеля, а также его арабских и еврейских комментаторов. Однако попытка ввести в оборот школ те аристотелевские и аверроистские тезисы, которые были несовместимы с основами христианской веры, подвергается осуждению (случай Сигера Бра-бантского, ок. 1240 - ок. 1284). Господствующее направление, выразившееся прежде всего в творчестве Фомы Аквинского (ок. 1225—1274), стремится к непротиворечивому синтезу веры и знания, к системе иерархических уровней, в рамках которой вероучи-тельные догматы и религиозно-философские умозрения оказались бы дополнены ориентирующейся на Аристотеля социально-теоретической и естественнонаучной рефлексией; оно находит себе почву в рамках доминиканского ордена, в первый момент встречает протест со стороны консерваторов (осуждение ряда тезисов епископом Парижским в 1277 г., за которым последовали аналогичные акты в Оксфорде), но затем все чаще воспринимается, и уже на столетия, как особенно нормативный вариант Си. Однако авторитарный плюрализм, заданный параллельным сосуществованием вкатолицизмезрелого средневековья различных орденов, создает возможность для разработки, прежде всего внутри францисканского ордена, альтернативного типа Си, представленного ориентированной наавгустиновский платонизм мистической метафизикой Бонавентуры (ок. 1217—1274), перенесением акцентировки с интеллекта на волю и с абстрактного на единичное (haecceitas, «вот-этовость») у Иоанна Дунса Скота (ок. 1265-1308) и т.п.
Поздняя Ca (XIV-XV вв.) - обильная кризисными явлениями, но отнюдь не бесплодная эпоха. С одной стороны, доминиканцы и францисканцы перерабатывают творческие почины соответственно Фомы Аквинского и Дунса Скота в поддающиеся консервации системы томизма и скотизма; с другой стороны, раздаются голоса, призывающие перейти от метафизического умозрения к эмпирическому изучению природы, а от попыток гармонизации веры и разума — к сознательно резкому разведению задач того и другого. Особую роль играют британские мыслители, оппозиционные к спекулятивному системотворчеству континентальной высокой Си: Роджер Бэкон (ок. 1214 - ок. 1292) призывает к развитию конкретных знаний, Вильям Оккам (ок. 1285-1347) предлагает чрезвычайно радикальное развитие скотис-тских тенденций в сторону крайнего номинализма и теоретически обосновывает притязанияимпериипротивпапства.Стоит отметить протокапиталистическую ревизию схоластического понятия «справедливой цены» у немецкого оккамиста Габриэля Биля (ок. 1420-1495). Определенные аспекты мыслительного наследия этого периода пересмотра и критики прежних оснований С.и были впоследствии усвоены Реформацией.
Схоластический метод
Подчинение мысли авторитету догмата -по известной формуле, восходящей к Петру Дамиани, philosophia ancilla theologiae, «философия — служанка богословия», - присуще ортодоксальной Се наряду со всеми другими типами правоверно-церковной религиозной мысли; специфично для С.и то, что сам характер отношения между догматом и рассудком мыслился, при несомненной авторитарности, необычно рассудочным и ориентированным на императив внутренней и внешней системности. Как св. Писание и св. Предание, так и наследие античной философии, активно перерабатывавшейся Сой, выступали в ней на правах грандиозного нормативного сверхтекста. Предполагалось, что всякое знание имеет два уровня - сверхъестественное знание, даваемое в божьем откровении, и естественное знание, отыскиваемое человеческим разумом; норму первого содержат текстыБиблии,сопровождаемые авторитетными комментариями отцов церкви, норму второго — тексты Платона и особенно Аристотеля, окруженные авторитетными комментариями позднеантичных и арабских философов (характерно распространенное в зрелой Се обозначение Аристотеля как praecursor Christi in naturalibus, т.е. «предтечи Христова во всем, что касается вещей естественных»). Потенциально в тех и других текстах уже дана полнота истины; чтобы актуализировать ее, надо истолковать самый текст (исходный для схоластического дискурса жанр lectio, букв,«чтение»;имеется в виду толкование выбранного места из Библии или, реже, какого-нибудь авторитета, например, Аристотеля), затем развить, вывести из текстов всю систему их логических следствий при помощи непрерывной цепи правильно построенных умозаключений (ср. характерный для С.и жанр суммы — итогового энциклопедического сочинения, предпосылку для которого дает жанр сентенций). Мышление С.и остается верно гносеологии античного идеализма, для которого настоящий предмет познания есть общее (ср. платоновскую теорию идей и тезис Аристотеля); оно постоянно идет путем дедукции и почти не знает индукции, его основные формы - дефиниция, логическое расчленение и, наконец, силлогизм, выводящий частное из общего.
В известном смысле вся Ca есть философствование в формах интерпретации текста. В этом она представляет контраст как новоевропейской науке с ее стремлением открыть доселе неизвестную истину через анализ опыта, так имистикес ее стремлением узреть истину в экстатическом созерцании. Парадоксальным, но логичным дополнением ориентации С.и на авторитетный текст был неожиданно свободный от конфессионально-религиозной мотивации подбор авторитетов «естественного» знания; наряду с античными язычниками, как Платон, Аристотель или астроном Птолемей, и мыслителями исламской культуры, как «Аверроэс» (Ибн-Рушд, 1126-1198), в канон зрелой С.и входил, например, испанскийеврейИбн-Ге-бироль (ок. 1020 - ок. 1070), известный как «Авицебронн» (причем цитировавшие его христианские схоласты помнили, что он не является христианином, но забыли за ненадобностью сведения о его национальной и религиозной принадлежности, выясненной лишь исследователями XIX в.). В этой связи заметим, что т.н. теория двойственной истины (один и тот же тезис может быть истинным для философии и ложным для веры), решительно отвергаемая томизмом, но приписываемая, например, Сигеру Брабантскому и являющаяся логическим пределом многих тенденций поздней Си, является в определенной мере следствием схоластического авторитаризма: Библия и отцы церкви - авторитеты, но разноречащие с ними Аристотель и Аверроэс также были восприняты именно как авторитеты. Далее, С.а не была бы творческим периодом в истории мысли, если бы она находила в данностях авторитетных текстов готовые ответы, а не вопросы, не интеллектуальные трудности, провоцирующие новую работу ума; именно невозможность решить вопросы при помощи одной только ссылки на авторитет, обосновывающая самое возможность С.и, многократно становилась предметом тематизации. Auctoritas cereum habet nasum, id est in diversum potest flecti sensum («У авторитета нос восковой, т.е. его возможно повернуть и туда, и сюда»), - отмечал еще поэт и схоласт Алан Лилльский (ум. 1202). Фома Аквинский специально возражает против установки ума на пассивно-доксографическое отношение к авторитетам: «Философия занимается не тем, чтобы собирать мнения различных людей, но тем, как обстоят вещи на самом деле». Мыслителей С.и привлекало рассмотрение особенно сложных герменевтических проблем; особым случаем было вербальное противоречие между авторитетными текстами, недаром акцентированное еще в заглавии труда Абеляра «Да и нет» (Sic et non). Схоласт должен был уметь разобраться в подобных казусах, оперируя категориями семантики (многозначность слова), семиотики (символические и ситуативно-контекстуальные значения, приспособление формы теологического дискурса к языковым привычкам слушателя или читателя и т.п.); теоретически формулируется даже вопрос аутентичности сочинения и критики текста, хотя подобная филологическая проблематика на службе у богословия в целом остается нетипичной для средневековья и составляет характерное завоевание новоевропейской культуры.
Характерное для С.и соединение авторитетного культового статуса главы схоластической школы (doctor) с конкуренцией различных школ колоритно выразилось, между прочим, в длинном ряде прозвищ-титулов, присваивавшихся традицией схоластическим doctores: например, Фому Аквинского именовали doctor angelicus («ангельский наставник») или doctor communis («всеобщий наставник»), Бонавентуру - doctor seraphicus — («серафический наставник»), Дунса Скота — doctor subtilis («тонкий наставник»), Оккама - doctor invincibilis («непобедимый наставник») или doctorsingularis («несравненный наставник»), Роджера Бэкона - doctor admirabilis («изумительный наставник») и т.п.
Влияние С.и на современную ей культуру было всеобъемлющим. Мы встречаем схоластическую технику расчленения понятий впроповедяхиагиографии(очень ярко — в «Золотой легенде» Якова Ворагинского), схоластические приемы работы со словом - в ла-тиноязычной поэзии от гимнографии до песенвагантови других сугубо мирских жанров (а через посредство латиноязычнойуш/яе-ратуры —также и в словесности на народных языках); схоластическая аллегореза живо ощущается в практике изобразительных искусств.
Ориентация на жестко фиксированные правила мышления, строгая формализация античного наследия помогла Се осуществить свою «школьную» задачу — пронести сквозь этнические, религиозные и цивили-зационные перемены средневековья преемственность завещанных античностью интеллектуальных навыков, необходимый поня-тийно-термино-логический аппарат. Без участия С.и все дальнейшее развитие европейской философии и логики было бы невозможно; даже резко нападавшие на Су мыслители раннего Нового времени вплоть до эпох Просвещения и немецкого классического идеализма включительно никак не могли обойтись без широкого пользования схоластической лексикой (до сих пор весьма заметной в интеллектуальном языковом обиходе западных стран), и этот факт — важное свидетельство в пользу Си. Утверждая мышление в общих понятиях, Ca в целом -несмотря на ряд важных исключений -сравнительно мало способствовала вкусу к конкретному опыту, важному для естественных наук, зато ее структура оказалась исключительно благоприятной для развития логической рефлексии; достижения схоластов в этой области предвосхищают современную постановку многих вопросов, в частности, проблем математической логики.
Гуманисты Возрождения, теологи Реформации и особенно философы Просвещения в своей исторически обусловленной борьбе против цивилизационных парадигм средневековья потрудились, чтобы превратить само слово «Ca» в бранную кличку, синоним пустой умственной игры. Однако развитие историко-культурной рефлексии не замедлило установить огромную зависимость всей философии раннего Нового времени от схоластического наследия, преемственную связь контрастирующих эпох. Достаточно вспомнить, что выдвинутый Руссо и сыгравший столь очевидную революционизирующую роль концепт «общественного договора» восходит к понятийному аппарату Си. Парадоксальным образом романтически-реставраторский культ средневековья, оспоривший негативную оценку Си, во многих вопросах стоял дальше отдуха Си, чем критики С.и в эпоху Просвещения (например,Ж.де Местр, 1753-1821, ярый апологет монархии и католицизма, иронизировал по поводу присущей просвещенческому гуманизму абстракции «человека вообще», вне наций и рас, одним этим движением опрокидывая заодно с идеологией Французской революции также и все здание традиционно-католической антропологии и впадая в недопустимый «номинализм»).
В замкнутом мире католических учебных заведений Ca в течение ряда веков сохраняла периферийное, но не всегда непродуктивное существование. Среди проявлений запоздалой С.и раннего Нового времени необходимо отметить творчество испанского иезуита Франсиско Суареса (1548-1617), а также - ввиду цивилизационного значения для восточно-славянского ареала — православный вариант Си, насаждавшийся в Киеве митрополитом Петром Могилой (1597— 1647) и оттуда распространивший свое влияние на Москву.
Интерес католических ученых к Се стимулировал после разрыва традиции в пору Просвещения, в контексте романтического и постромантического историзма XIX в., историко-философские штудии, публикации текстов и т.п. ; проект модернизирующей реставрации С.и в виде «нео-Си», которая давала бы ответы на современные вопросы, при этом предполагался, а в 1879 г. был поддержан папским авторитетом (энциклика Льва XIII Aeterni Patris, ориентирующая католическую мысль на наследие Фомы Аквинско-го). Сильным стимулом для этого проекта оказалась в XX в. ситуация противостояния тоталитаристским идеологиям - национал-социализму и коммунизму; такое противостояние создавало потребность в апелляции к идеалу «вечной философии» (philosophia perennis), a также в синтезе между принципом авторитета, способным состязаться с авторитарностью тоталитаризма, и противопоставляемым тоталитаризму принципом личности, в примирении христианских и гуманистических нравственных принципов. Именно первая половина и сер. XX в. — время, когда наследие С.и могло казаться авторитетным мыслителям (Ж.Марешаль, 1878— 1944; Ж.Маритен, 1882-1973; Э.Жильсон, 1884-1978, и др.) сокровищницей методов для преодоления сугубо современных проблем. В «послесоборном» католицизме (т.е. после II Ватиканского собора 1962-1965 гг.) нео-Са не исчезает как возможность, но границы ее идентичности, как и признаки ее присутствия в современной культуре, все очевиднее перестают быть осязаемыми.
Литература:Аверинцев С.С. Христианский аристотелизм как внутренняя форма западной традиции и проблемы современной России//он же. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М., 1996; Ле Гофф Ж. Интеллектуалы в средние века. Долгопрудный, 1997; Попов П.С, Стяжкин H . И . Развитие логических идей от античности до эпохи Возрождения. М., 1974; Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979; Стяжкин H. И. Формирование математической логики. М., 1967; Штёкль А. История средневековой философии. М., 1912; Эйкен Г. История и система средневекового миросозерцания. СПб., 1907; Breider W . Das aristotelische Kontinium in der Scholastik. 2. Aufl. Münster, 1980; Chenu M. D. La théologie comme science au XIIIe siècle, 3 éd. P., 1957; Idem. Das Werk des hl. Thomas von Aquin // Die deutsche Thomas-Ausgabe, Ergänzungsband II. Heidelberg, Graz, Köln, 1960; De Wulf M . Le problème des universaux dans son évolution historique du IXe au XIIIe siècle // Archiv für Geschichte der Philosophie, 1896; Idem. Histoire de la philosophie médiévale. T. I—III, 6 éd., Louvain, 1934-1947; G ilson E.H. L'esprit de la philosophie médiévale. P., 1932. 2 éd. T. I—II. P., 1944; Grabmann M. Die Geschichte der scholastischen Methode. Bd. I—II. Freiburg, 1909-1911. 2. Aufl., 1957; Idem. Die theologische Erkenntnis- und Einleitiingslehre des hl. Thomas von Aquin. Freiburgi. Schweiz, 1947; Landgraf A.M. Dogmengeschichte der Frühscholastik. Bd. I-IV. Regensburg, 1952-1956; Idem. Einführung in die Geschichte der theologischen Literatur der Frühscholastik. Regensburg, 1956; Lang A. Die theologische Prinzipienlehre der mittelalterlichen Scholastik. Freiburg, 1964; Metz J.-В. Christliche Anthropozentrik. Über die Denkform des Thomas von Aquin. München, 1962;Pesch О . H . Thomas von Aquin. Grenze und Größe mittelalterlicher Theologie. Eine Einführung. Mainz, 1988. 2. Aufl. 1989; Pieper J. Scholastik. 2. Aufl. München, 1986; Schillebeeckx E. Hochscholastik und Theologie // Offenbarung und Theologie. Mainz, 1965.S. 178-204; Schlosser M. Cognitioetamor. Paderborn, 1990; Vries J. de. Grundbegriffe der Scholastik. 2. Aufl. Darmstadt, 1983; Wilpert P. (Hg.). Die Metaphysik im Mittelalter. В., 1963.
С. С. Аверинцев

Синонимы:
гелертерство, догматизм, калам, начетничество, талмудизм, умствование


  1. схоластикаот лат. schola школа ср.век. философия в Европе вв. стремившаяся дать теоретич. обоснование релит. мировоззрению. Осн. идея ортодокс. С. рациональное обоснование релит ...Атеистический словарь
  2. схоластикаот лат. schola школа ср.век. философия в Европе вв. стремившаяся дать теоретич. обоснование релит. мировоззрению. Осн. идея ортодокс. С. рациональное обоснование рели...Атеистический словарь II
  3. схоластикалат. scholastica от греч. scholastiks школьный учный schole учная беседа школа тип религиозной философии характеризующийся принципиальным подчинением примату теологии с...Большая Советская энциклопедия II
  4. схоластикаж. филос. scolastica формальное знание sapere scolastico scolasticheria f редко pedanteria Итальянорусский словарь. Синонимы гелертерство догматизм калам начетничество ...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  5. схоластикажScholastik f тж. перен. гелертерство догматизм калам начетничество талмудизм умствование...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  6. схоластикасхоластика ж Scholastik f тж. перен.Синонимы гелертерство догматизм калам начетничество талмудизм умствование...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  7. схоластикаж.escolstica fem escolasticismo m...Большой русско-испанский словарь
  8. схоластикасущ. жен. рода только ед. ч. филос.схоластикаот словаem схоластик сущ. муж. рода...Большой русско-украинский словарь
  9. схоластикаж. scolastique f...Большой русско-французский словарь
  10. схоластикаот греч. scholasticos школьный ученый англ. scholastics нем. Scholastik. . Тип религиозной философии стремящейся дать рациональное теоретическое обоснование религиозном...Большой толковый социологический словарь II
  11. схоластикамен. жн. роду тльки одн.схоластикавд словаem схоластикмен. чол. роду жив....Большой украинско-русский словарь
  12. схоластикаж.scolastique f гелертерство догматизм калам начетничество талмудизм умствование...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  13. схоластикаот греч. scholastikos школьный ученый тип религиознойфилософии характеризующийся соединением теологодогматических предпосылокс рационалистической методикой и интересом ...Большой энциклопедический словарь II
  14. схоластикаСХОЛАСТИКА от греч. scholastikos школьный ученый тип религиозной философии характеризующийся соединением теологодогматических предпосылок с рационалистической методикой...Большой Энциклопедический словарь V
  15. схоластикаи ж.i Панвний напрям у середньовчнй деалстичнй флософ представники якого за допомогою флософських положень намагалися обрунтувати богословя. перен. Формальн знання вдрва...Великий тлумачний словник (ВТС) сучасної української мови
  16. схоластикалат.школа . Европейская средневековая философия стремившаяся рационально обосновать и чисто логически доказать истинность христианского вероучения. Развивалась в средневе...Евразийская мудрость от А до Я
  17. схоластикаот греческого scholastikos школьный ученый тип религиозной философии характеризующийся соединением теологодогматических предпосылок с рационалистической методикой и инте...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  18. схоластиканаправление ср.век. католич. теологии см. Богословие и философии стремящееся рационально обосновать и систематизировать христ. вероучение. В истории философии различают р...История и философия науки. Энциклопедический словарь
  19. схоластикатип религиозной философии характеризующейся соединением теологических предпосылок и догм с рационалистической методикой и формальной логикой....История мировых цивилизаций - Словарь обязательных терминов и понятий
  20. схоластикагреч. schola ученая беседа школа и лат. scholastica ученый интеллектуальный феномен средневековой и постсредневековой европейской культуры в рамках теологофилософской тра...История философии
  21. схоластикаСХОЛАСТИКАstrongгреч. schola ученая беседа школа и лат. scholastica ученый интеллектуальный феномен средневековой и постсредневековой европейской культуры в рамках тео...История философии II
  22. схоластикасхоластика....Киргизско-русский словарь
  23. схоластикаот лат. schola школа вначале это традиция христианского образования в Средние века привлекшая античное культурное наследие и связанная со школами первыми европейскими уни...Краткий религиозно-философский словарь
  24. схоластикавид религиозной философии возникший как ответ на потребность лримирить религию с разумом. Возникновение ересей подвержение сомнению церковных догм недостаточность слепой ...Краткий справочник по курсу «История образования и педагогической мысли»
  25. схоластикаВторой период в истории средневековой философии XIXVI вв. Термины схоластика и схоластический часто употребляются в том пренебрежительном значении которое они приобрели в...Краткий философский словарь предрассудков
  26. схоластикасхоластика...Крымскотатарско-русский словарь II
  27. схоластикаи ж.em Господствующее направление средневековой философии целью которого было теоретическое оправдание церковных догматов с помощью умозрительных формальных логических ар...Малый академический словарь
  28. схоластикакорень СХОЛАСТ суффикс ИК окончание А Основа слова СХОЛАСТИКВычисленный способ образования слова Суффиксальный СХОЛАСТ ИК А Слово Схоластика содержит следующие мо...Морфемный разбор слова по составу
  29. схоластикаscholasticism тип философии получивший наиб полное развитие в ср.век. унтах. Ср.век. филос. соч. отличались как правило специфическим формальным стилем отражавшим приняты...Народы и культуры. Оксфордская энцкилопедия
  30. схоластикаот греч. scholastikos школьный ученый христианизированная философия неоплатонизма и позднее аристотелизма которая культивировалась в монастырских школах и университетах З...Новая философская энциклопедия
  31. схоластикаСХОЛАСТИКА греч. schola ученая беседа школа и лат. scholaslica ученый интеллектуальный феномен средневековой и постсредневековой европейской культуры в рамках теологоф...Новейший философский словарь
  32. схоластикагреч. schola ученая беседа школа и лат. scholaslica ученый интеллектуальный феномен средневековой и постсредневековой европейской культуры в рамках теологофилософской ...Новейший философский словарь II
  33. схоластикасхоластика . ж. Средневековая философия характеризующаяся соединением теологодогматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формальнологическим пр...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  34. схоластикашколъная философия возникла в средневековых школах ее основные черты уважение к традиции Аристотель отказ поставить под сомнение религиозную веру. Главным спором схоласти...Новый философский словарь
  35. схоластикаСхоластика scholasticism традиционная система обучения в ср.век. школах процветавшая в вв. В ее основе лежал особый способ филос. и теологического поиска истины состояв...Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия. Всемирная история (с 1800 г. и до наших дней)
  36. схоластикасхоластика схоластика и...Орфографический словарь
  37. схоластикаu ж гелертерство догматизм калам начетничество талмудизм умствование...Орфографический словарь русского языка
  38. схоластикасхоластика менник жночого роду...Орфографічний словник української мови
  39. схоластикалат. школьный ученый философская система основанная на незыблемых теоретических идеях и понятиях оторванных от жизни и не соответствующих ей. Это техника манипулировани...Основы духовной культуры
  40. схоластикагосподствующее направление в средневековой философии представители крого считали своей задачей теоретическое обоснование догм христианской религии. Способствовала развити...Педагогический словарь
  41. схоластикалат.u scholastica школьный учный религиозная философия в широком смысле особый тип интеллектуальной жизни воспитания и образования господствовавший в Западной Европе в...Педагогический терминологический словарь
  42. схоластикасхоластика схоластики схоластики схоластик схоластике схоластикам схоластику схоластики схоластикой схоластикою схоластиками схоластике схоластиках...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  43. схоластикаОрфографическая запись слова схоластика Ударение в слове схоластика Деление слова на слоги перенос слова схоластика Фонетическая транскрипция слова схоластика [схаластк]...Полный фонетический разбор слов
  44. схоластикаСхоластика ки ц...Правописний словник Голоскевича
  45. схоластикалат. scholastica от греч. scholasticos школьный учный религ. философия в широком смысле особый тип интеллектуальной жизни воспитания и образования господствовавший в Зап....Российская педагогическая энциклопедия
  46. схоластикасхоластика иСинонимы гелертерство догматизм калам начетничество талмудизм умствование...Русский орфографический словарь
  47. схоластикаЖ мн. нет sxolastika . orta srin dini ehkamlara saslanan son drc mcrrd idealist flsfsi . hyat il he bir laqsi olmayan tcrbd yoxlanla bilmyn mcrrd mhakimlr saslanan gr qla...Русско-азербайджанский словарь
  48. схоластикаж.догматизм педантизм знание оторванное от жизниem scholasticism...Русско-английский психологический словарь
  49. схоластикасхоластика ж.ischolasticism...Русско-английский словарь
  50. схоластикасхоластика ж. . филос. scholasticism . буквоедство pedantry схоластический . филос. scholastic . формальный pedantic dryasdust....Русско-английский словарь II
  51. схоластикаscholasticism филос....Русско-английский словарь политической терминологии
  52. схоластикаpurely academic approach scholasticismСинонимы гелертерство догматизм калам начетничество талмудизм умствование...Русско-английский технический словарь
  53. схоластикаN...Русско-армянский словарь
  54. схоластикаСхаластыка...Русско-белорусский словарь
  55. схоластикав разн. знач.i схаластыка жен.i...Русско-белорусский словарь II
  56. схоластикасхола Синонимы гелертерство догматизм калам начетничество талмудизм умствование...Русско-ивритский словарь
  57. схоластикафилос. схоластика Батыс Еуропада орта асыр жне Жаа замандаы дни философиялы лм...Русско-казахский словарь
  58. схоластикасхоластика...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  59. схоластикасхоластика...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  60. схоластикаж. схоластика . орто кылымдардагы диний идеалисттик философиянын жалпы аты . перен. турмуштан жана практикадан таптакыр ажыраган курулай баш катырмачылык начтчиктик кылга...Русско-киргизский словарь
  61. схоластикафилос. fnsu zhxu jngyun zhxu оторванные от жизни знанияem shbnshngde s zhshiСинонимы гелертерство догматизм калам начетничество талмудизм умствование...Русско-китайский словарь
  62. схоластикаSholastika...Русско-крымскотатарский словарь
  63. схоластикасхоластика...Русско-крымскотатарский словарь II
  64. схоластикаsholastika...Русско-латышский словарь
  65. схоластикасхоластикаж ....Русско-новогреческий словарь
  66. схоластикажescolstica f гелертерство догматизм калам начетничество талмудизм умствование...Русско-португальский словарь
  67. схоластикасхоластика схоластика...Русско-таджикский словарь
  68. схоластикаж филос. skolastik skolastizm Синонимы гелертерство догматизм калам начетничество талмудизм умствование...Русско-турецкий словарь
  69. схоластикаscholastika...Русско-чешский словарь
  70. схоластикаSkolastika...Русско-эстонский словарь
  71. схоластикасхоластикаСинонимы гелертерство догматизм калам начетничество талмудизм умствование...Русское словесное ударение
  72. схоластикашколъная философия возникла в средневековых школах ее основные черты уважение к традиции Аристотель отказ поставить под сомнение религиозную веру. Главным спором схоласти...Сверхкраткий философский словарь
  73. схоластикаСХОЛАСТИКА от лат. scholasticus принадлежащий школе. Смешение философии и теологии характеризующее собою направление человеческой мысли в средние века. Словарь иностранн...Словарь иностранных слов русского языка
  74. схоластикашкола средневековая философия в Европе XIXIV вв. стремившаяся дать теоретическое обоснование религиозному мировоззрению. Отличалась бесплодными логическими ухищрениями и...Словарь исторических терминов
  75. схоластикаот греч. scholastikos школьный ученый тип религиозной философии характеризующийся соединением теологодогматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом...Словарь по истории психологии
  76. схоластикаГосподствующее направление религиозной идеологии и философии средневекового феодального общества служившее целям теоретического оправдания богословских догматов и защиты ...Словарь политических терминов проекта Me-i-oni
  77. схоластикасхоластика начетничество догматизм калам гелертерство умствование талмудизм Словарь русских синонимов. схоластика начтничество талмудизм гелертерство книжн. см. также дог...Словарь синонимов II
  78. схоластикасхоластика начетничество догматизм калам гелертерство умствование талмудизм...Словарь синонимов
  79. схоластикаотвлеченнодогматический способ мышления опирающийся не на реалии жизни а на формальнологическую правильность одностороннедедуктивных чисто вербальных словесных рассуждени...Словарь-справочник по философии
  80. схоластикасхоластика ж. гр. вчений вд вчу навчаю . Панвний напрям у середньовчнй деалстичнй флософ представники якого за допомогою флософських положень намагалися обгрунтувати бого...Словник іншомовних слів
  81. схоластикасхоластика грец. вчений вд вчу навчаю . Середньовчна деалстична флософя представники яко намагалися теоретично обгрунтувати релгйний свтогляд. С. властив умогляднсть ...Словник іншомовних слів Мельничука
  82. схола́стикаСХОЛАСТИКА и ж. . Панвний напрям у середньовчнй деалстичнй флософ представники якого за допомогою флософських положень намагалися обгрунтувати богословя. Теоря Коперника ...Словник української мови в 11 томах
  83. схоластикаСХОЛАСТИКА и ж. Панвний напрям у середньовчнй деалстичнй флософ представники якого за допомогою флософських положень намагалися рацонально обрунтувати християнське вровче...Словник української мови у 20 томах
  84. схоластикалат. scholastica от греч. sxolastixos ученый sxoln ученая беседа школа официальная христианская философия средневековья. В противоположность мистике С. видела путь пос...Советская историческая энциклопедия
  85. схоластикалат. scholastiea от греч. школьный учный тип религ. философии характеризующийся принципиальным подчинением примату теологии соединением догматич. предпосылок с рационалис...Советский философский словарь
  86. схоластикаСХОЛАСТИКА от греческого scholastikos школьный ученый тип религиозной философии характеризующийся соединением теологодогматических предпосылок с рационалистической метод...Современная энциклопедия
  87. схоластикаСХОЛАСТИКА от греч . scholastikos школьный ученый тип религиозной философии характеризующийся соединением теологодогматических предпосылок с рационалистической методикой...Современный энциклопедический словарь
  88. схоластикаот греч.u scholastikos школьный ученый философия выросшая из теологии неразрывно с ней связанная но не тождественная ей. С. стремилась дать теоретическое обоснование ре...Средневековый мир в терминах, именах и названиях
  89. схоластикаот греч. школа средневековая философия истолковывающая смысл и содержание Священного Писания путем логики и рассуждений. Преподавалась на теологических факультетах школ и...Тематический философский словарь
  90. схоластикаScholasticism. Форма христианской философии и теологии разработанная средневековыми учеными крых называют схоластами слово происходит от греч. schole школа поскольку схол...Теологический энциклопедический словарь
  91. схоластикагреч. scholasticos школьный школьная философия] может рассматриваться как методика развития отдельных интеллектуальных качеств путем решения учебных логических задач в т...Теоретические аспекты и основы экологической проблемы
  92. схоластикаСХОЛАСТИКА ж. греч. философия внешности основанная на логике или на диалектике вообще школярство школярное направленье сухое тупое безжизненое. тик человек тического духа...Толковый словарь живого великорусского языка
  93. схоластикасхоластика [см. схоласт] i средневековая религиозноидеалистическая т наз. школьная философия основанная на церковных догматах и обслуживающая богословие бесплодное умст...Толковый словарь иностранных слов
  94. схоластикаСХОЛАСТИКА и ж. . Средневековая философия создавшая системуискусственных чисто формальных логических аргументов для теоретическогообоснования догматов церкви. . Знания от...Толковый словарь Ожегова
  95. схоластикаСХОЛАСТИКА схоластики мн. нет ж. греч. scholastike от scholeшкола. . Общее название средневековой идеалистической философии строившей философскую систему не на анализе де...Толковый словарь русского языка II
  96. схоластикасхоластика схоластика и ж. Средневековая философия создавшая систему искусственных чисто формальных логических аргументов для теоретического обоснования догматов церкви. ...Толковый словарь русского языка II
  97. схоластикаСХОЛАСТИКА и ж. . Средневековая философия создавшая систему искусственных чисто формальных логических аргументов для теоретического обоснования догматов церкви. . Знания ...Толковый словарь русского языка
  98. схоластикаи ж. Панвний напрям у середньовчнй деалстичнй флософ представники якого за допомогою флософських положень намагалися обрунтувати богословя. перен. Формальн знання вдрва...Толковый словарь украинского языка
  99. схоластикаУдарение в слове схоластикаУдарение падает на букву аБезударные гласные в слове схоластика...Ударение и правописание
  100. схоластикаScholasticism...Українсько-англійський словник
  101. схоластикаSkolastik...Українсько-датський словник
  102. схоластикаem...Українсько-китайський словник
  103. схоластика[shoastyka]...Українсько-польський словник
  104. схоластикаRzeczownik схоластик m Filozoficzny scholastyk m схоластика f Filozoficzny scholastyka f...Универсальный русско-польский словарь
  105. схоластикаПерод у середньовчнй флософ який охоплю напрямки що пднмають проблему узгодження стини християнсько ври з природним розумом а також скрупульозним дотриманням принципв лог...Універсальний словник-енциклопедія
  106. схоластикабуквально школьная наука получила свое название в связи с развитием в средние века школ и университетов и преподавания в них теологии и философии в упрощенной достаточно...Философия - конспект лекций и словарь терминов
  107. схоластикаIXXIVв.в. от лат. Schole ученая беседа школа средневековая латинская теологическая философия разрабатывающаяся и преподававшаяся в придворных епископальных и монастырск...Философия - словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»
  108. схоластикагреч. scolastikwz школьный ученый тип религиозной философии характеризующийся соединением теологодогматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к ф...Философия политики
  109. схоластикатип религиозной философии возникший в средние века и характеризующийся повышенным вниманием к формальнологическим аспектам философствования его отрыву от опыта. Схоласты ...Философия. Словарь по обществознанию
  110. схоластикаСХОЛАСТИКА лат. scholastica от греч. scholastikos школьный ученый тип религиозной философии характеризующийся принципиальным подчинением примату теологии соединением до...Философская энциклопедия
  111. схоластикалат. scholastica от греч. s ученый школьный ученая беседа школа религ.филос. учения зап.европ. средневековья и Нового времени крые в. противоположность мистике видели...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  112. схоластикаот лат. schola школа школьная наука школьное движение в период западнохрист. средневековья в т. ч. в Византии школьное направление развития науки философии теологии. В ки...Философский энциклопедический словарь II
  113. схоластикагреч. scholasticos школьный средневековая школьная философия представители крой схоласты стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение....Философский энциклопедический словарь
  114. схоластикаIСХОЛАСТИКА вд грецьк. вчений шкльна наука шкльний рух у перод захднохристиянського Середньовччя релгйнофлософськ вчення що на противагу мстиц вбачали шлях осягнення Б...Філософський енциклопедичний словник
  115. схоластикасхоластика схоластики схоластики схоластик схоластике схоластикам схоластику схоластики схоластикой схоластикою схоластиками схоластике схоластиках Источник Полная акцент...Формы слова
  116. схоластикаСхоластика слово С. происходит от лат. Schola греч. школа или ближе от производного Scholasticus школьный учебный. Этим именем обычно обозначается философия преподавав...Энциклопедический словарь
  117. схоластикаслово С. происходит от лат. Schola греч. школа или ближе от производного Scholasticus школьный учебный. Этим именем обычно обозначается философия преподававшаяся в школ...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  118. схоластикаСХОЛАСТИКА греч. schola ученая беседа школа и лат. scholastica ученый интеллектуальный феномен средневековой и постсредневековой европейской культуры в рамках теологоф...Энциклопедия История философии
  119. схоластикаСХОЛАСТИКАТермин схоластика этимологически связан с заимствованным из греческого языка словом schola школа. В образовательных центрах эпохи раннего христианства схоластам...Энциклопедия Кольера II
  120. схоластикаСхоластика лат.em scholastica от греч.em школьный от лат.em scholastikos ученый школьный от гр.em schole школа strong средневековая религиозная философия характеризующ...Энциклопедия культурологии
  121. схоластикаот греч. scholasticos школьный ученый англ. scholastics нем. Scholastik. . Тип религиозной философии стремящейся дать рациональное теоретическое обоснование религиозном...Энциклопедия социологии
  122. схоластикаСХОЛАСТИКА от греч. стхог и лат. schola научная школа диспут ученый доклад одна из двух наряду с мистикой школ религиозной философии в Средневековой Европе. Если мистик...Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  123. схоластикаСхоластикаstrong. Заимств. в XIX в. из лат. яз. где scholasticai школьные диспуты риторические упражнения суф. производное от scholai ученое собеседование диспут лекция ...Этимологический онлайн-словарь русского языка Шанского Н. М
  124. схоластикаКнижное заимств. из лат. scholastica напротив схоластик представлено уже в цслав. ст.слав. схоластикъ Супр. Из греч. ....Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
  125. схоластикаЗаимств. в XIX в. из лат. яз. где scholasticaem школьные диспуты риторические упражнения суф. производное от scholaem ученое собеседование диспут лекция ampLT школа amp...Этимологический словарь русского языка
  126. схоластикасхоластика схоластикаКнижное заимств. из лат. scholastica напротив схоластик представлено уже в цслав. ст.слав. схоластикъ Супр. Из греч. ....Этимологический словарь русского языка (М. Фасмер.)