Энциклопедический словарь

СХОЛАСТИКА

Схоластика — слово "С." происходит от лат. Schola (греч. σχολή), школа, или, ближе, от производного "Scholasticus" — школьный, учебный. Этим именем обычно обозначается философия, преподававшаяся в школах средних веков. Слово "Scholasticus", употребляемое в качестве существительного, прилагалось сначала к учителям одной или нескольких наук, преподававшихся в основанных Карлом Великим монастырских школах, а также к учителям богословия; впоследствии оно было перенесено на всех, кто занимался науками, особенно философиею. В первый раз выражение "σχολαστικός" встречается, насколько известно, у Теофраста в его письме к своему ученику Фaнии (Diog. L. V, 2, 37). Слово "С." (а также и "схоластик") не имело первоначально такого укоризненного смысла, с каким оно стало употребляться в новые времена, когда схоластическая или средневековая философия начала подвергаться нападкам со стороны представителей нового умственного движения. Так, напр., Цицерона многие римляне называли схоластиком, после того как он стал изучать греческую философию, но этим названием хотели обозначить только теоретика, забывающего важность практики и практического образования. Теперь слово "С." применяется не только к средневековой философии, но и ко всему, что в современном образовании и в ученых рассуждениях хотя отчасти напоминает по содержанию и форме схоластицизм — и применяется обычно как отрицательный эпитет. Сущность схоластицизма состоит, по Вундту, "во-первых, в том, что главная задача научного исследования полагается в изыскании твердо установленного и к различным проблемам одинаково применимого схематизма понятий; во-вторых, в том, что придается чрезмерное значение некоторым общим понятиям, а за ними и обозначающим эти понятия словам, вследствие чего в крайних случаях пустая игра понятиями и словами заступает место действительных фактов, от которых эти понятия отвлечены". Однако неблагоприятный взгляд на схоластику в последнее время уже не является господствующим в науке. "Прошло то время, — говорит W ülf ("Histoire de la philos. scholastique dans les Pays-Bas et la province de Liè ge", 1895, IV), — когда смотрели на схоластическую философию как на бестолковый сколок с древних учений. Общие и поверхностные оценки сменились серьезным и плодотворным трудом монографий. Шлейермахер и Эрдман, Ибервег и Сансеверино, Вернер и Прантль, Штокль, Зибек, Куно-Фишер, Орео, Пикавэ и др. способствовали тому, чтобы пролить свет на движение идей в средние века. Их ученые труды показали, что слишком часто историческая эпоха потому только низко стоит в общем мнении, что она плохо изучена". Чтобы дать более или менее полное представление о схоластике, необходимо: 1) сделать общую характеристику ее по содержанию и форме; 2) изложить схоластическое воззрение на науку, как оно выражено у наиболее видных представителей С.; 3) охарактеризовать метафизику схоластиков, как область наиболее привлекавшую их спекулятивный интерес; 4) бросить общий взгляд на движение средневековой мысли и 5) представить в кратких чертах ее историю. 1)Общая характеристикаС. По общему своему характеру С. представляет религиозную философию не в смысле свободной спекуляции в области вопросов религиозно-нравственного характера, как это мы видим в системах последнего периода греческой философии, а в смысле применения философских понятий и приемов мышления к христиански-церковному вероучению, первый опыт которого представляет предшествовавшая С. патриотическая философия. Имея в виду путем такого применения сделать доступным разуму содержание веры, С. и патристика тем отличались одна от другой, что для последней этим содержанием служило Св. Писание и для догматической формулировки собственно откровенного учения она пользовалась философией — тогда как для С. содержание веры заключалось в установленных отцами догматах и философия применялась преимущественно к уяснению, обоснованию и систематизации последних. Абсолютной противоположности, впрочем, между схоластикой и патристикой нет, потому что и в патриотическое время, наряду с постепенным формулированием догматов, шло обоснование и приведение их в систему, а с другой стороны, нельзя сказать, чтобы и в период С. система догматов представляла собою во всех пунктах законченное целое: в области богословско-философской спекуляции догматическое учение подверглось некоторой дальнейшей разработке. Отношение между С. и патриотической философией точнее можно определить так: первая осуществляет и развивает то, что не достигло еще осуществления и развития в последней, хотя и находилось в ней в качестве зародыша. Философствование схоластиков строилось на почве установленного учения церкви и тех учений античной философии, которые сохранились до средних веков. В этом двойном богословско-философском предании высшее место, конечно, принадлежало церковному учению. Немалым уважением пользовалось, однако, и философское предание: от новых, только приступавших к научному просвещению народов естественно было ожидать, что они с детским доверием и почтением примут полученную ими в наследство от древности науку. Являлась задача согласить оба предания и объединить в нечто целое. При выполнении этой задачи выходили из того принципа, что разум и откровение происходят от одного источника света — от Бога, и что поэтому между теологией и истинной философией противоречия не может быть, а в согласии их учений — доказательство истинности обеих. В период расцвета схоластических систем философия и теология действительно переходили одна в другую. Однако различие их природы должно было все-таки проявить себя — и к концу средних веков богословие и философия уже резко обособляются друг от друга. Средневековая мысль ясно понимала различие этих областей. Философия основывалась на естественно-разумных принципах и доказательствах или, как тогда говорили, на "естественном свете", а теология — на божественном откровении, которое было сверхъестественно. Учениям философским истина присуща, сравнительно с откровением, в незначительной мере; показывая, до каких пределов познания может дойти человек своими естественными силами, философия вместе с тем дает доказательство того, что она не может удовлетворить стремления нашего разума к созерцанию Бога и вечному блаженству и что здесь необходима помощь сверхъестественного откровения. Схоластики чтили древних философов, как людей, которые достигли вершины естественного знания, но это не значит, чтобы философы исчерпали всю возможную для человека истину: преимущество теологии перед философией заключается как в том, что она имеет высший принцип познания, так и в том, что она обладает высшими истинами, которых разум не может достигнуть сам собою. Эти откровенные истины у схоластиков собственно и составляли существенное содержание их систем, философия же служила только вспомогательным средством для задач богословия. Поэтому они и говорили, что философия — служанка богословия (ancilla theologiae). В двояком отношении она была такою служанкою: во-первых, она давала теологии научную форму; во-вторых, из нее теология извлекала те истины разума, на основе которых она могла возвыситься до спекулятивного разумения христианских тайн, насколько оно вообще доступно человеческому духу. В начале схоластического периода философская мысль еще не стоит в рабском подчинении церковному учению. Так, Эригена хотя и утверждает, что все наши исследования должны начинаться с веры в откровенную истину, при толковании которой мы должны всецело подчинить себя руководству отцов, — однако истинную религию он не согласен понимать просто в виде санкционированного авторитетом учения и в случае коллизии между авторитетом и разумом отдает предпочтение последнему; противники упрекали его в неуважении к церковному авторитету. И после Эригены согласие разума с учением церкви было достигнуто лишь постепенно. С половины XIII в. это согласие является твердо обоснованным, с тем, однако, ограничением, что специфически христианские догматы (троичность, воплощение и др.) изъяты из области доказуемого разумом. Постепенно (по большей части — ко времени возобновления номинализма в XIV в.) круг теологических положений, доказуемых разумом, все более суживается, пока наконец место схоластического предположения сообразности церковного учения с разумом заступает полное отделение школьной философии (аристотелевской) от христианской веры. Взгляд на философию как на служанку богословия хотя и не проводился строго всеми схоластиками, однако выражал, можно сказать, господствующую тенденцию времени. Тон и направление всей духовной жизни в средние века давала церковь. Естественно, что и философия в это время принимает теологическое направление и судьба ее связывается с судьбою иерархии: с возвышением последней и она достигает высшего расцвета, с падением ее — падает. Отсюда историки выводят и некоторые другие черты схоластической философии. Учреждения практического характера должны представлять собою строго организованную систему: это — одно из условий их процветания. Поэтому и католическая иерархия в период своего постепенного возвышения была озабочена собранием в систему канонических правил, которые должны лежать в основе ее строя. Такое систематизаторское стремление отражается и на философии средних веков, которая тоже стремится к системе и на место опытов фрагментарного, носящего более или менее случайный характер патристического философствования дает ряд более или менее цельных систем. Особенно это обнаруживается в цветущее время схоластики, когда появляются богословско-философские системы Альберта Великого, Фомы Аквината и Дунса Скота. Внимание схоластиков потому уже должно было направиться в эту сторону, что в их распоряжение от прежнего времени был предоставлен материал, требующий не критического обсуждения и не апологетико-полемической работы, а именно только систематизации: это были общеустановленные положения церковной веры, которые надлежало подвергнуть формальной обработке при помощи доступных философских приемов. Этим объясняется и другая черта схоластической философии: ее тяготение к форме, к формальной обработке понятий, к построению формальных выводов. С. нередко упрекают в излишнем, пустом формализме. Упреки эти не лишены основания; но нужно иметь в виду, что такой формализм был неизбежен. В другие времена перед мыслью стояло богатство и разнообразие опытного содержания; наоборот, материал, над которым оперировала схоластическая философия, был ограничен, и свежие умственные силы новых народов должны были найти себе исход в усиленной формальной работе. Общая задача заключалась в том, чтобы усвоить полученные от античного миpa памятники философской мысли и применить их к потребностям времени. Философские учения древности делалась достоянием средних веков постепенно; сначала из них были известны только скудные отрывки. В первое время являлась, таким образом, задача восполнить пробелы в философском предании, а потом требовалось уже согласить не всегда согласные между собою философские авторитеты древности. Нужно было, кроме того, применить философию к богословию, определить и обосновать отношение разума к вере, найти истинам веры разумное объяснение и в конце концов создать философско-богословскую систему. Все это побуждало средневековую мысль главным образом к формальной работе, хотя, конечно, приводило ее и к новым выводам материальным, почему в философствовании схоластиков несправедливо видеть только одно повторение на разные лады сказанного Августином и Аристотелем. — Духовное и светское сословия в течение средних веков различались между собою и по жизни, и по взглядам, и по интересам, и даже по языку: духовные пользовались латинским языком, миряне говорили языком народа. Конечно, церковь всегда одушевлена была стремлением провести в народную массу свои принципы и взгляды; но пока это стремление не было осуществлено — а осуществить его всецело невозможно, — рознь между светским и духовным продолжала существовать. Все мирское казалось для духовного если не враждебным, то низшим, чуждым. В содержание схоластической философии почти не входили поэтому проблемы натурфилософского характера; для нее достаточным казалось общее, метафизическое рассмотрение вопросов о мире; ее внимание устремлено было на Божество и тайны спасения, а также на нравственное существо человека; этика ее, исходившая из противоположения жизни земной и небесной, мира горнего и дольнего, также гармонировала с общею отрешенностью от мирского и земного и тяготением к небесному. Та же рознь светского и духовного обнаруживается и на языке. Если наука, почти исключительно преподававшаяся на латинском языке, была достоянием духовенства, то поэзия — именно в том, что в ней было самого жизненного, — принадлежала мирянам. Как на поэтическом искусстве средних веков не отражается влияние научного мышления, почему оно носит слишком фантастичный характер, так научное изложение за это время лишено всякой чувственно-наглядной образности: нет в нем ни вкуса, ни фантазии, ни художественности формы; преобладает искусственность и сухость, наряду с порчей классической латыни. 2)Схоластическое воззрение на науку.Имея в виду сделать теологию наукою, схоластики ставили вопрос не только о том, как может быть наука, но и о том, почему она должна быть? В познании нужно различать содержание его и деятельность. У схоластиков это различие стояло твердо потому, что аналогию ему они находили в вере, где различается объективная сторона (fides quae creditur) и субъективная (fides qua creditur). Содержание христианской веры неизменно, тогда как акт веры и способы восприятия ее содержания изменяются согласно разнообразию верующих. Писание называет содержание веры субстанцией (ύπόστασις, Евр. XI, 1), и это определение оказалось плодотворным для схоластического учения о науке. "Субстанция, — говорит Фома, — означает первое начало всякой вещи, особенно в том случае, где последняя потенциально содержится в первом принципе и из него совершенно происходит; мы говорим, напр., что первые недоказуемые начала образуют субстанцию науки, потому что они суть в нас самый первый элемент этой науки и в них потенциально содержится вся наука. В этом смысле и вера означает субстанцию "уповаемых вещей". Сходство между наукой и верой заключается, таким образом, в органической структуре обеих, в росте их обеих из зародышей мысли. Познаваемое и познающий дух взаимно подчинены друг другу. В последнем лежат зародыши, которые развиваются при соприкосновении с содержанием знания. Свое осуществление наука получает, если дух уподобляется содержанию знания или, что то же, если на последнем напечатлевается печать духа (scientia est assimilatio scientis ad rem scitam, scientia est sigillatio scibilis in intellectu scientis). Последнее основание такого согласия мышления и мыслимого схоластики видят в идеях, находящихся в уме Божием: идеи в Боге — последнее основание всего познаваемого; universalia ante rem — предположение universalia in re; высший взгляд на основные виды наук дается в солнечном свете божественной истины. Предметом науки служат поэтому не вещи как отдельные, чувственные, изменчивые, но общее и необходимое в вещах. Знание об отдельном, как оно дается чувственным восприятием, имеет свое значение не само по себе, а только ради практических нужд. Другой вывод из данного понятия о науке заключается в том, что наука хотя направляется на общее, но предметом своим имеет не общие понятия сами по себе, а вещи, которые мыслятся при их посредстве: только логика составляет здесь исключение. Такими определениями науке обеспечивается ее реальное содержание. Впрочем, это можно сказать только о том направлении средневековой мысли, которое называется реализмом: схоластический реализм именно понимает общее как реально сущее в вещах, между тем как другое, противоположное ему направление — номинализм — содержанием знания ставит только понятия, слова и имена. Третье следствие — то, что есть множество наук, так как существует множество вещей, могущих быть их предметом. Не только знанию отдельного как условию частных поступков, но также и науке как целому схоластики придавали нравственное значение и тем думали дать ответ на вопрос, почему наука должна быть. Руководящую нить давала здесь прежде всего идея мудрости: знающий должен сделаться мудрым; habitus scientiae, которое он приобрел, должно возвыситься в habitus sapientiae; ratio inferior, который образует наука, должен перейти в ratio superior. Знающий via inquisitionis идет снизу вверх; он охватывает различные genera scibilum и касается только многого и условного. Мудрец, обладающий высшими принципами, via judicii идет сверху вниз, обнимая все цельным взглядом с точки зрения безусловного. Специфическим объектом науки служат человеческие вещи, объектом мудрости — вещи божественные. Наука довольствуется тем, чтобы твердо поставить свой предмет; мудрость идет далее — к тому, чтобы по своему предмету судить и распределять все другое. Поскольку интеллект ищет достигаемого в habitus sapientiae разумения вещей ради этого разумения самого по себе, постольку он есть intellectus speculativus; поскольку он дает знанию дальнейшее назначение применительно к определенным, волею совершаемым поступкам, он называется intellectus practicus. Цель первого — истина; цель последнего — благо. Первый имеет нормой — закон противоречия: ничто не может быть вместе истинным и ложным; норма второго — должно следовать благу и избегать зла. Как есть двойной свет познания, естественный и сверхъестественный, так есть и двойное habitus интеллекта — науки и мудрости. Первое состояние есть добродетель и достигается самодеятельностью, второе — богодарованное состояние благодати. Трем добродетелям — разума, науки и мудрости — соответствуют столько же даров благодати. Мудрость как добродетель ведет к правильному разумению божественных вещей, насколько это достигается исследованием; мудрость как дар Св. Духа дает высшее доступное нам понимание тех же вещей, которые тогда не только становятся для мудреца предметами понимания, но настолько захватывают его в силу внутреннего сродства, что divina discere — изучать божественное — возвышается до divina pati — испытывать божественное. Знание, которое имеет наука, было бы неполно без возвышения к божественным вещам, но оно не было бы полно также и без соприкосновения с деятельной жизнью. Знание должно являться упорядочивающим и управляющим в жизни, чтобы в конце концов снова возвратиться к своему собственному элементу — к созерцанию. Этот идеал мудрости, замечает Willman ("Geschichte des Idealismus", т. II, 407), не стоял у схоластиков в недосягаемой высоте над научною деятельностью; скорее последняя имела в себе нечто причастное мудрости. Уважение к церковному преданию, господствующее в преподавании благочестия, связь школы с церковью, которая столько же управляла и упорядочивала, сколько предавалась созерцанию, всегда представлялись для учащего и исследующего идеалом и побуждали его всегда вести дело, как того требует мудрость, т. е. иметь в виду целое и высшее и сохранять связь истины с благом. Как знание, так и его содержание имеют этический характер. Познаваемое есть истинное, истинное есть благо. Науки суть искусства в широком смысле, а всякое искусство направляется на благо; содержание науки составляет bonum intellectus. Науки суть блага; обладание ими обязывает делиться ими. Добродетель — в том, чтобы подать алчущему хлеб, а незнающего научить словом мудрости. Учить и учиться — нравственная деятельность. Научиться можно на почве уже ранее имевшегося знания; отсюда требование от преподавателя — идти от легкого к более трудному. Искусство научения должно держаться природы, как и всякое искусство; науки должны изучаться по тому методу, каким они изобретены, т. е. по методу естественному. Отношение к мудрости дает науке у схоластиков единство, которое вместе с тем расчленено в себе. Система наук имеет иерархический строй; высшее определяет и освещает низшее, члены суть вместе и ступени. Этот строй яснее всего представил Бонавентура в своем кратком, но глубокомысленном сочинении "De reductione artium ad theologiam". Он исходит из слов послания aп. Иакова: "всякое даяние благо и всяк дар совершен свыше исходяй от Отца Светов" (Иак. I, 17) — и развивает мысль о множестве светов, об источниках света или способах просвещения. Уже в чувственном мире есть два таких источника света, которые освещают нашу жизнь: один производит свое благотворное действие, если мы действуем на вещи, упражняем на них свои художественные способности, — отчего происходят механические искусства, к которым Бонавентура, примыкая к Гуго С.-Виктору, относит ткацкое искусство, кузнечное, земледелие, охоту, мореплавание, красноречие (со включением поэзии). Второй источник света чувственного миpa образуют вещи, поскольку они на нас действуют, производят чувственное познание и показывают нам осуществленные в природе формы. Эти источники света суть свет внешний и свет низший; то, что они доставляют, имеет только подготовительное значение; более чистый свет приходит к нам изнутри, свет внутренний, в котором мы через разум видим истину вещей; это — свет науки в тесном смысле, свет философского познания. Но выше света разума — истина спасения; над внутренним светом стоит высший свет, свет благодати и Священного Писания, просвещающий созерцанием спасительной истины. В нем мы познаем смысл и цель просвещения, вытекающего из других источников света. Тройного рода просвещение доставляет нам Писание: прежде всего, веру — веру в вечное рождение Слова и его вочеловечение во времени; потом — поведение или образ жизни; наконец, цель того и другого — блаженство вечное, вырастающее из веры и дел. Вера — область учителей, Августина и Ансельма; поведение и нравы — дело проповедников, Григория Великого и Бернарда; последняя цель с ее тайнами — дело созерцателей, Дионисия и Ричарда С.-Виктора. Писание говорит нам трояким способом: через свою речь (sermo), через свое учение (doctrina) и через свои заповеди, регулирующие нашу жизнь (vita). "Многообразная мудрость Божия, как она нам ясно передана в Писании, лежит скрытно в основе всякого познания и природы". Троицею речи, учения и заповеди дается расчленение науки или философии; истина разума тройная — истина речей, истина вещей и истина нравов. На эти три области истины направлены три отрасли философии: philosophia rationalis, philosophia naturalis и philosophia moralis: первая исследует причину познания (causa intelligendi), вторая — причину существования (causa subsistendi), третья — порядок жизни (ordo vitae). Рациональная философия направлена на истину речей. Но всякая речь служит троякой цели: выражать мысль, содействовать ее усвоению другими и склонять последних к чему-либо: она имеет в виду exprimere, docere, movere, и потому она должна быть соответствующей, истинной и действенной — чем определяется задача трех отделов рациональной философии: грамматики, логики и риторики. Если охарактеризовать эти три науки словами: слово (verbum), порядок (ordo) и форма (species), то в них обнаружится след троякого просвещения Писанием, поскольку в произносимом слове является духовное рождение и воплощение, в строгости образования мыслей дано нечто соответствующее нравственному воспитанию, и прекрасная форма истинной мысли доставляет духовное блаженство. Философия естественная (naturalis) ищет истины вещей и находит ее в мысленных формах вещей (rationes formales); она находит их в материи, как разум в семени (rationes seminales) или как естественные силы (virtutes naturales), в духе — как разумные основы (rationes intellectuales), в Боге — как основы идеальные (rationes ideales). Соответственно этому, она расчленяется на физику, которая рассматривает вещи в их происхождении и уничтожении, математику, которая исследует абстрактные формы, и метафизику, которая рассматривает сущее в себе и сводит его к Богу, как его Виновнику, конечной Цели и Первообразу. Здесь также Бонавентура находит аналогию с Троицею Писания: рождение образующей мысли, закон ее действия и стремление к удовлетворяющей конечной цели. Философия нравственная (philosophia moralis) трактует об истине жизни или о правильности воли. Она устанавливает эту правильность для трех областей: для жизни отдельного человека, для жизни семейной и для жизни общественной, и расчленяется поэтому на monastica, oeconomica и politica. Полное представление о моральной философии приобретается, если обратить внимание на три значения слова "rectum": оно означает частью согласие середины с концами (rectum, cujus medium non exit ab extremis), отчасти норму, с которою сообразуется тот, кто по ней себя направляет (rectum quod d i rigenti se conformatur) и, наконец, вверх направленное (rectum, cujus summitas est sursum erecta), — определения, в которых мы можем усмотреть гармонический характер нравственности, связующую и сдерживающую природу нравственного закона и его возвышенность над земным. Бонавентура в rectitudo в первом смысле видит указание на то высшее единогласие, которое дано нам в тайне Троичности, центральном пункте веры, и находит в ее нормирующей природе порядок жизни, в ее направлении вверх — указание на преображение в блаженстве. И в том просвещении, которое доставляет нам чувственный мир частью как область художественного творчества, частью как основа познания, Бонавентура находит аналогию с догматическим, моральным и мистическим научением через Писание. В искусстве имеет место рождение из духа художника, посредствуемое его концепцией, и постольку художественное творчество служит хотя и слабым подобием рождения Вечного Слова; затем, в искусстве есть норма, которая обнаруживает свое дисциплинирующее воздействие на порождаемом произведении — сходство с нормированием поведения через ordo vivendi, и эта норма требует к своим услугам все духовные силы художника; наконец, и здесь наслаждение и блаженство — последний момент: художник радуется своему делу, дело хвалит его, служит ему и, если бы имело сознание, то чувствовало бы себя счастливым. В чувственном познании наблюдается та же аналогия. Таким образом, с этой точки зрения просвещение души божественною мудростью Писания есть не только завершение познания, но вместе с тем первообраз всех ступеней познания. В силу обитания высшего в низшем происходит то, что Свящ. Писание заимствует свои выражения из всех областей познания, ибо во всех присутствует Бог. Как схоластики науку подчиняли мудрости, философию — теологии, так и отдельные науки они подчиняли философии, как их главе. В силу иерархического строя С. философия, как и у древних, обращена в путеводительницу исследования, направленного на отдельные области знания; она имеет к этому полную правоспособность вследствие своего тяготения к мудрости, своего строго определенного понятия истины, своих идеальных принципов и своего внутреннего единства. 3)Схоластическая метафизика.Представляя собою философию религиозную, С. движущий нерв своего развития имела в потребностях богословской мысли, для которой философствование являлось служебным орудием. Естественно, что развитие философии шло рядом с развитием теологии; и как богословская мысль могла преуспевать в своем движении на почве уже достигнутого трудами предшествующих веков, так и философская тем большего достигает расцвета и тем более разносторонние услуги оказывает богословию, чем более делается осведомленною в учении великих философов древности — Платона и Аристотеля, уже в патристический век признанных носителями всего доступного естественному человеческому уму знания. Особенно ярко обнаруживается это в развитии схоластической метафизики. Вначале она получает оригинальное и вместе одностороннее направление. От начала средних веков почти до половины XII в. из всех сочинений Платона знали только Тимея в переводе Халцидия; в других пунктах учение Платона было известно посредственно, поскольку оно входило в круг мыслей отцов, особенно Августина; известна была также третья книга сочинения Апулея: "De dogmate Platonis". Из сочинений Аристотеля были известны "Categoriae" и "De interpretatione" в латинском переводе Боэция. С логическим учением Аристотеля, кроме того, знакомили: введение Порфирия к этим сочинениям Аристотеля, тоже в переводах Боэция и Викторина, потом сочинения Марциана Капеллы, Августина, Псевдоавгустина, Кассиодора и несколько истолковательных трактатов Боэция к Аристотелю и Порфирию. Из логических сочинений Аристотеля не были известны обе "Analyticae", "Topica" и "De sophisticis elenchis", а из сочинений, касающихся других областей философии — ни одного. Понятно, что при такой скудости основных предварительных сведений развитие философии в С. начинается своеобразно: почти до XIII в. логика, или диалектика, выполняет роль метафизики. Перед началом С. диалектика занимала среди семи преподававшихся в школе предметов второстепенное место, как знание, подготовительное к другим, имеющее дело более со словами, чем с вещами; с возникновения С. она заняла первое место. Из-за нее стали пренебрегать всеми прочими "свободными искусствами", в ней искали принципов для последних. Причина этому заключалась в том, что за отсутствием какой-либо метафизики научное решение метафизических вопросов стали искать в области известных в то время семи школьных наук, и здесь естественно должны были остановиться на логике, или диалектике, как науке характера философского; из нее и стали извлекать метафизические принципы. Так расширилась область этой науки, которая сначала имела дело только с определением слов, а потом захватила решение всех метафизических вопросов и сделалась наукою наук и искусством искусств. Исходя из той мысли, что всякое положение, построенное по логическим правилам, истинно, при этом превращении диалектики в метафизику обыкновенно и поступали так, что под словами разумели вещи, а простые догадки возводили на степень непоколебимых истин. Вследствие этого имя "логика" в смысле "философа" распространялось до конца XII в. на всех последователей Платона и Аристотеля. В XIII в., когда стала известна метафизика Аристотеля, Альберт Великий снова восстановил древнее различие между диалектикой и метафизикой: если за диалектикой еще оставлено на догадках построяемое решение онтологических вопросов, то все же она считалась наукою только подготовительною к познанию истины. Такого же взгляда держались Фома Аквинат и его последователи. Дунс Скотт в конце XIII в. снова отверг это различие и возвратил логике несвойственные ей права. До конца XII в. дело философствования обыкновенно ставилось так, что задавали некоторые вопросы, на которые, по-видимому, должна дать решительный ответ логика — и тотчас же, без колебаний, спешили изложить все пункты и все детали своего учения, на почве именно логических спекуляций. В видах дидактических излагаемое группировалось около одной главной проблемы. Такая проблема, если не заключающая в себе все остальные, то касающаяся их, была дана С. в виде проблемы об универсалиях, или общих понятиях. Эта трудная проблема преподносилась еще уму Аристотеля. Первые С. нашли ее в переведенном Боэцием введении Порфирия, точнее — в предисловии к этому введению. Здесь Порфирий указывает три трудные вопроса, которые сам отказывается решить: 1) роды и виды существуют ли в реальности или же только в мысли? 2) если допустить, что они существуют реально, то телесны они или бестелесны? 3) и существуют ли они отдельно от чувственных вещей или же в самих вещах? Эти три вопроса в течение почти шести веков волновали схоластиков. Они не могли отстранить от себя решение их, как это сделал Порфирий, потому что проблема родов и видов заключала в себе много других важных проблем. Для схоластиков эта проблема представляла то особенное значение, что, не имея специального предмета для метафизики, они решением ее заполняли эту часть своей философии. Представители того или другого решения проблемы общих понятий носили у схоластиков различные названия:реалистаминазывались те, кто приписывал этим понятиям реальное бытие, обособленное и предшествующее вещам (universalia ante rem; впрочем, это реализм крайний; реализм умеренный проводил аристотелевский взгляд, что общее хотя имеет реальное бытие, но в индивидуумах заключаются universalia in re);номиналистами —те, которые учили, что лишь индивидуумы имеют реальное бытие, а роды и виды суть только субъективные обобщения сходного, делаемые при посредстве равных понятий (conceptus) и одинаковых слов. Поскольку номинализм ударяет на субъективность понятий, при посредстве которых мы мыслим однородные объекты, он называетсяконцептуализмом, а поскольку он ударяет на одинаковость слов, которыми по недостатку собственных имен мы обозначаем совокупность однородных объектов, — крайним номинализмом, или номинализмом в тесном смысле. Его формула — universalia post rem. Эти главные направления по вопросу об универсалиях существуют, отчасти в зародыше, отчасти в некотором развитии, уже в IX и Χ веке, но полное раскрытие, диалектическое обоснование их, взаимная полемика, а также выступление различных возможных их модификаций принадлежит последующему времени. Вопрос об универсалиях, помимо его общенаучного значения, для С. важен был потому еще, что решение его стояло в тесной связи с теми или другими вероучительными положениями. Так, напр., учение о Троичности лиц в едином Боге при номиналистической теории переходило в учение о троебожии. Если существует только отдельное, а не общее, учил номиналист Росцеллин, то нужно признать три Лица в Боге за три Бога и реальность их единства отвергнуть. Естественно, что церковь должна была отнестись отрицательно к номиналистическому воззрению. "Если церковь в этом споре, — замечает Erdmann ("Grundriss d. Geschichte d. Philosophie", 1866, I, 265), — не только осуждала догматическую ересь, но вместе с тем высказалась и против метафизических принципов,... то это выходило из совершенно правильного взгляда: кто придает более реальности вещам, чем идеям, тот более привязан к этому миру, чем к идеальному небесному царству". Таковы были первые шаги схоластической метафизики. Дальнейшая разработка ее в XIII в. происходит уже под воздействием знакомства со всеми сочинениями Аристотеля; С. в это время достигает расцвета. Впрочем, и теперь развитие метафизики совершается не на основе одних только новооткрытых сочинений Аристотеля: метафизические воззрения Августина, онтологические элементы в ареопагитских сочинениях и платоновские идеи также имели значение как опорные пункты. Онтология схоластиков в своем понимании идей изначала является самостоятельною по отношению к Аристотелю. Александр Галес отклоняет весьма определенно возражения Аристотеля против идей Платона. Сам Александр принимает четыре принципа Аристотеля, но называет принцип формы: causa exemplaris sive idealis. Альберт Великий пишет трактат "De erroribus Aristotelis"; Фома Аквинат порицает полемику Аристотеля против платоновского изыскания внутреннего смысла слов; Бонавентура говорит о египетской тьме, в которую погрузился Аристотель вследствие отрицания идей. Не менее обнаруживает в это время метафизика схоластиков свою жизненность одолением тех плевел, которыми угрожала все заполнить монистически направленная арабская философия. Аверроэс сводит деятельность высшего принципа — формы — к простому разъединению форм, лежащих в материи, так что у него творение является только эволюцией; вместе с тем он понимает пассивный разум как одну от вечности обнаруживающуюся в отдельных человеческих духах восприимчивость, а активный — как разлитое в мире истечение божественного разума, которое просвещает пассивный или восприемлющий разум. Альберт и Фома настойчиво опровергают это учение, причем они выводят на сцену правильно понимаемого Аристотеля на место ложно истолкованного и ясно указывают метафизическую сторону затронутого вопроса. Эта творческая эпоха, которая сделала теологию наукою, является вместе с тем периодом господства метафизики. Последняя не преподается в учебных руководствах, но отчасти выступает как вводная часть "Сумм", отчасти образует предмет небольших сочинений. Обе "Суммы" Фомы — философская и богословская — так расположены, что в них идут рука об руку с содержанием рациональной теологии основные понятия онтологии. Его "Quaestiones disputata e " также трактуют о метафизических предметах. В трактате "De potentia" изъясняется древн

  1. схоластикаот лат. schola школа ср.век. философия в Европе вв. стремившаяся дать теоретич. обоснование релит. мировоззрению. Осн. идея ортодокс. С. рациональное обоснование релит ...Атеистический словарь
  2. схоластикаот лат. schola школа ср.век. философия в Европе вв. стремившаяся дать теоретич. обоснование релит. мировоззрению. Осн. идея ортодокс. С. рациональное обоснование рели...Атеистический словарь II
  3. схоластикалат. scholastica от греч. scholastiks школьный учный schole учная беседа школа тип религиозной философии характеризующийся принципиальным подчинением примату теологии с...Большая Советская энциклопедия II
  4. схоластикаж. филос. scolastica формальное знание sapere scolastico scolasticheria f редко pedanteria Итальянорусский словарь. Синонимы гелертерство догматизм калам начетничество ...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  5. схоластикажScholastik f тж. перен. гелертерство догматизм калам начетничество талмудизм умствование...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  6. схоластикасхоластика ж Scholastik f тж. перен.Синонимы гелертерство догматизм калам начетничество талмудизм умствование...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  7. схоластикаж.escolstica fem escolasticismo m...Большой русско-испанский словарь
  8. схоластикасущ. жен. рода только ед. ч. филос.схоластикаот словаem схоластик сущ. муж. рода...Большой русско-украинский словарь
  9. схоластикаж. scolastique f...Большой русско-французский словарь
  10. схоластикаот греч. scholasticos школьный ученый англ. scholastics нем. Scholastik. . Тип религиозной философии стремящейся дать рациональное теоретическое обоснование религиозном...Большой толковый социологический словарь II
  11. схоластикамен. жн. роду тльки одн.схоластикавд словаem схоластикмен. чол. роду жив....Большой украинско-русский словарь
  12. схоластикаж.scolastique f гелертерство догматизм калам начетничество талмудизм умствование...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  13. схоластикаот греч. scholastikos школьный ученый тип религиознойфилософии характеризующийся соединением теологодогматических предпосылокс рационалистической методикой и интересом ...Большой энциклопедический словарь II
  14. схоластикаСХОЛАСТИКА от греч. scholastikos школьный ученый тип религиозной философии характеризующийся соединением теологодогматических предпосылок с рационалистической методикой...Большой Энциклопедический словарь V
  15. схоластикаи ж.i Панвний напрям у середньовчнй деалстичнй флософ представники якого за допомогою флософських положень намагалися обрунтувати богословя. перен. Формальн знання вдрва...Великий тлумачний словник (ВТС) сучасної української мови
  16. схоластикалат.школа . Европейская средневековая философия стремившаяся рационально обосновать и чисто логически доказать истинность христианского вероучения. Развивалась в средневе...Евразийская мудрость от А до Я
  17. схоластикаот греческого scholastikos школьный ученый тип религиозной философии характеризующийся соединением теологодогматических предпосылок с рационалистической методикой и инте...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  18. схоластиканаправление ср.век. католич. теологии см. Богословие и философии стремящееся рационально обосновать и систематизировать христ. вероучение. В истории философии различают р...История и философия науки. Энциклопедический словарь
  19. схоластикатип религиозной философии характеризующейся соединением теологических предпосылок и догм с рационалистической методикой и формальной логикой....История мировых цивилизаций - Словарь обязательных терминов и понятий
  20. схоластикагреч. schola ученая беседа школа и лат. scholastica ученый интеллектуальный феномен средневековой и постсредневековой европейской культуры в рамках теологофилософской тра...История философии
  21. схоластикаСХОЛАСТИКАstrongгреч. schola ученая беседа школа и лат. scholastica ученый интеллектуальный феномен средневековой и постсредневековой европейской культуры в рамках тео...История философии II
  22. схоластикасхоластика....Киргизско-русский словарь
  23. схоластикаот лат. schola школа вначале это традиция христианского образования в Средние века привлекшая античное культурное наследие и связанная со школами первыми европейскими уни...Краткий религиозно-философский словарь
  24. схоластикавид религиозной философии возникший как ответ на потребность лримирить религию с разумом. Возникновение ересей подвержение сомнению церковных догм недостаточность слепой ...Краткий справочник по курсу «История образования и педагогической мысли»
  25. схоластикаВторой период в истории средневековой философии XIXVI вв. Термины схоластика и схоластический часто употребляются в том пренебрежительном значении которое они приобрели в...Краткий философский словарь предрассудков
  26. схоластикасхоластика...Крымскотатарско-русский словарь II
  27. схоластикаи ж.em Господствующее направление средневековой философии целью которого было теоретическое оправдание церковных догматов с помощью умозрительных формальных логических ар...Малый академический словарь
  28. схоластикакорень СХОЛАСТ суффикс ИК окончание А Основа слова СХОЛАСТИКВычисленный способ образования слова Суффиксальный СХОЛАСТ ИК А Слово Схоластика содержит следующие мо...Морфемный разбор слова по составу
  29. схоластикаscholasticism тип философии получивший наиб полное развитие в ср.век. унтах. Ср.век. филос. соч. отличались как правило специфическим формальным стилем отражавшим приняты...Народы и культуры. Оксфордская энцкилопедия
  30. схоластикаот греч. scholastikos школьный ученый христианизированная философия неоплатонизма и позднее аристотелизма которая культивировалась в монастырских школах и университетах З...Новая философская энциклопедия
  31. схоластикаСХОЛАСТИКА греч. schola ученая беседа школа и лат. scholaslica ученый интеллектуальный феномен средневековой и постсредневековой европейской культуры в рамках теологоф...Новейший философский словарь
  32. схоластикагреч. schola ученая беседа школа и лат. scholaslica ученый интеллектуальный феномен средневековой и постсредневековой европейской культуры в рамках теологофилософской ...Новейший философский словарь II
  33. схоластикасхоластика . ж. Средневековая философия характеризующаяся соединением теологодогматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формальнологическим пр...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  34. схоластикашколъная философия возникла в средневековых школах ее основные черты уважение к традиции Аристотель отказ поставить под сомнение религиозную веру. Главным спором схоласти...Новый философский словарь
  35. схоластикаСхоластика scholasticism традиционная система обучения в ср.век. школах процветавшая в вв. В ее основе лежал особый способ филос. и теологического поиска истины состояв...Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия. Всемирная история (с 1800 г. и до наших дней)
  36. схоластикасхоластика схоластика и...Орфографический словарь
  37. схоластикаu ж гелертерство догматизм калам начетничество талмудизм умствование...Орфографический словарь русского языка
  38. схоластикасхоластика менник жночого роду...Орфографічний словник української мови
  39. схоластикалат. школьный ученый философская система основанная на незыблемых теоретических идеях и понятиях оторванных от жизни и не соответствующих ей. Это техника манипулировани...Основы духовной культуры
  40. схоластикагосподствующее направление в средневековой философии представители крого считали своей задачей теоретическое обоснование догм христианской религии. Способствовала развити...Педагогический словарь
  41. схоластикалат.u scholastica школьный учный религиозная философия в широком смысле особый тип интеллектуальной жизни воспитания и образования господствовавший в Западной Европе в...Педагогический терминологический словарь
  42. схоластикасхоластика схоластики схоластики схоластик схоластике схоластикам схоластику схоластики схоластикой схоластикою схоластиками схоластике схоластиках...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  43. схоластикаОрфографическая запись слова схоластика Ударение в слове схоластика Деление слова на слоги перенос слова схоластика Фонетическая транскрипция слова схоластика [схаластк]...Полный фонетический разбор слов
  44. схоластикаСхоластика ки ц...Правописний словник Голоскевича
  45. схоластикалат. scholastica от греч. scholasticos школьный учный религ. философия в широком смысле особый тип интеллектуальной жизни воспитания и образования господствовавший в Зап....Российская педагогическая энциклопедия
  46. схоластикасхоластика иСинонимы гелертерство догматизм калам начетничество талмудизм умствование...Русский орфографический словарь
  47. схоластикаЖ мн. нет sxolastika . orta srin dini ehkamlara saslanan son drc mcrrd idealist flsfsi . hyat il he bir laqsi olmayan tcrbd yoxlanla bilmyn mcrrd mhakimlr saslanan gr qla...Русско-азербайджанский словарь
  48. схоластикаж.догматизм педантизм знание оторванное от жизниem scholasticism...Русско-английский психологический словарь
  49. схоластикасхоластика ж.ischolasticism...Русско-английский словарь
  50. схоластикасхоластика ж. . филос. scholasticism . буквоедство pedantry схоластический . филос. scholastic . формальный pedantic dryasdust....Русско-английский словарь II
  51. схоластикаscholasticism филос....Русско-английский словарь политической терминологии
  52. схоластикаpurely academic approach scholasticismСинонимы гелертерство догматизм калам начетничество талмудизм умствование...Русско-английский технический словарь
  53. схоластикаN...Русско-армянский словарь
  54. схоластикаСхаластыка...Русско-белорусский словарь
  55. схоластикав разн. знач.i схаластыка жен.i...Русско-белорусский словарь II
  56. схоластикасхола Синонимы гелертерство догматизм калам начетничество талмудизм умствование...Русско-ивритский словарь
  57. схоластикафилос. схоластика Батыс Еуропада орта асыр жне Жаа замандаы дни философиялы лм...Русско-казахский словарь
  58. схоластикасхоластика...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  59. схоластикасхоластика...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  60. схоластикаж. схоластика . орто кылымдардагы диний идеалисттик философиянын жалпы аты . перен. турмуштан жана практикадан таптакыр ажыраган курулай баш катырмачылык начтчиктик кылга...Русско-киргизский словарь
  61. схоластикафилос. fnsu zhxu jngyun zhxu оторванные от жизни знанияem shbnshngde s zhshiСинонимы гелертерство догматизм калам начетничество талмудизм умствование...Русско-китайский словарь
  62. схоластикаSholastika...Русско-крымскотатарский словарь
  63. схоластикасхоластика...Русско-крымскотатарский словарь II
  64. схоластикаsholastika...Русско-латышский словарь
  65. схоластикасхоластикаж ....Русско-новогреческий словарь
  66. схоластикажescolstica f гелертерство догматизм калам начетничество талмудизм умствование...Русско-португальский словарь
  67. схоластикасхоластика схоластика...Русско-таджикский словарь
  68. схоластикаж филос. skolastik skolastizm Синонимы гелертерство догматизм калам начетничество талмудизм умствование...Русско-турецкий словарь
  69. схоластикаscholastika...Русско-чешский словарь
  70. схоластикаSkolastika...Русско-эстонский словарь
  71. схоластикасхоластикаСинонимы гелертерство догматизм калам начетничество талмудизм умствование...Русское словесное ударение
  72. схоластикашколъная философия возникла в средневековых школах ее основные черты уважение к традиции Аристотель отказ поставить под сомнение религиозную веру. Главным спором схоласти...Сверхкраткий философский словарь
  73. схоластикаСХОЛАСТИКА от лат. scholasticus принадлежащий школе. Смешение философии и теологии характеризующее собою направление человеческой мысли в средние века. Словарь иностранн...Словарь иностранных слов русского языка
  74. схоластикашкола средневековая философия в Европе XIXIV вв. стремившаяся дать теоретическое обоснование религиозному мировоззрению. Отличалась бесплодными логическими ухищрениями и...Словарь исторических терминов
  75. схоластикаот греч. scholastikos школьный ученый тип религиозной философии характеризующийся соединением теологодогматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом...Словарь по истории психологии
  76. схоластикаГосподствующее направление религиозной идеологии и философии средневекового феодального общества служившее целям теоретического оправдания богословских догматов и защиты ...Словарь политических терминов проекта Me-i-oni
  77. схоластикасхоластика начетничество догматизм калам гелертерство умствование талмудизм Словарь русских синонимов. схоластика начтничество талмудизм гелертерство книжн. см. также дог...Словарь синонимов II
  78. схоластикасхоластика начетничество догматизм калам гелертерство умствование талмудизм...Словарь синонимов
  79. схоластикалат. scholastica от греч. школьный тип религиозной философии характеризующийся принципиальным подчинением примату теологического вероучения соединением догматических пре...Словарь средневековой культуры
  80. схоластикаотвлеченнодогматический способ мышления опирающийся не на реалии жизни а на формальнологическую правильность одностороннедедуктивных чисто вербальных словесных рассуждени...Словарь-справочник по философии
  81. схоластикасхоластика ж. гр. вчений вд вчу навчаю . Панвний напрям у середньовчнй деалстичнй флософ представники якого за допомогою флософських положень намагалися обгрунтувати бого...Словник іншомовних слів
  82. схоластикасхоластика грец. вчений вд вчу навчаю . Середньовчна деалстична флософя представники яко намагалися теоретично обгрунтувати релгйний свтогляд. С. властив умогляднсть ...Словник іншомовних слів Мельничука
  83. схола́стикаСХОЛАСТИКА и ж. . Панвний напрям у середньовчнй деалстичнй флософ представники якого за допомогою флософських положень намагалися обгрунтувати богословя. Теоря Коперника ...Словник української мови в 11 томах
  84. схоластикаСХОЛАСТИКА и ж. Панвний напрям у середньовчнй деалстичнй флософ представники якого за допомогою флософських положень намагалися рацонально обрунтувати християнське вровче...Словник української мови у 20 томах
  85. схоластикалат. scholastica от греч. sxolastixos ученый sxoln ученая беседа школа официальная христианская философия средневековья. В противоположность мистике С. видела путь пос...Советская историческая энциклопедия
  86. схоластикалат. scholastiea от греч. школьный учный тип религ. философии характеризующийся принципиальным подчинением примату теологии соединением догматич. предпосылок с рационалис...Советский философский словарь
  87. схоластикаСХОЛАСТИКА от греческого scholastikos школьный ученый тип религиозной философии характеризующийся соединением теологодогматических предпосылок с рационалистической метод...Современная энциклопедия
  88. схоластикаСХОЛАСТИКА от греч . scholastikos школьный ученый тип религиозной философии характеризующийся соединением теологодогматических предпосылок с рационалистической методикой...Современный энциклопедический словарь
  89. схоластикаот греч.u scholastikos школьный ученый философия выросшая из теологии неразрывно с ней связанная но не тождественная ей. С. стремилась дать теоретическое обоснование ре...Средневековый мир в терминах, именах и названиях
  90. схоластикаот греч. школа средневековая философия истолковывающая смысл и содержание Священного Писания путем логики и рассуждений. Преподавалась на теологических факультетах школ и...Тематический философский словарь
  91. схоластикаScholasticism. Форма христианской философии и теологии разработанная средневековыми учеными крых называют схоластами слово происходит от греч. schole школа поскольку схол...Теологический энциклопедический словарь
  92. схоластикагреч. scholasticos школьный школьная философия] может рассматриваться как методика развития отдельных интеллектуальных качеств путем решения учебных логических задач в т...Теоретические аспекты и основы экологической проблемы
  93. схоластикаСХОЛАСТИКА ж. греч. философия внешности основанная на логике или на диалектике вообще школярство школярное направленье сухое тупое безжизненое. тик человек тического духа...Толковый словарь живого великорусского языка
  94. схоластикасхоластика [см. схоласт] i средневековая религиозноидеалистическая т наз. школьная философия основанная на церковных догматах и обслуживающая богословие бесплодное умст...Толковый словарь иностранных слов
  95. схоластикаСХОЛАСТИКА и ж. . Средневековая философия создавшая системуискусственных чисто формальных логических аргументов для теоретическогообоснования догматов церкви. . Знания от...Толковый словарь Ожегова
  96. схоластикаСХОЛАСТИКА схоластики мн. нет ж. греч. scholastike от scholeшкола. . Общее название средневековой идеалистической философии строившей философскую систему не на анализе де...Толковый словарь русского языка II
  97. схоластикасхоластика схоластика и ж. Средневековая философия создавшая систему искусственных чисто формальных логических аргументов для теоретического обоснования догматов церкви. ...Толковый словарь русского языка II
  98. схоластикаСХОЛАСТИКА и ж. . Средневековая философия создавшая систему искусственных чисто формальных логических аргументов для теоретического обоснования догматов церкви. . Знания ...Толковый словарь русского языка
  99. схоластикаи ж. Панвний напрям у середньовчнй деалстичнй флософ представники якого за допомогою флософських положень намагалися обрунтувати богословя. перен. Формальн знання вдрва...Толковый словарь украинского языка
  100. схоластикаУдарение в слове схоластикаУдарение падает на букву аБезударные гласные в слове схоластика...Ударение и правописание
  101. схоластикаScholasticism...Українсько-англійський словник
  102. схоластикаSkolastik...Українсько-датський словник
  103. схоластикаem...Українсько-китайський словник
  104. схоластика[shoastyka]...Українсько-польський словник
  105. схоластикаRzeczownik схоластик m Filozoficzny scholastyk m схоластика f Filozoficzny scholastyka f...Универсальный русско-польский словарь
  106. схоластикаПерод у середньовчнй флософ який охоплю напрямки що пднмають проблему узгодження стини християнсько ври з природним розумом а також скрупульозним дотриманням принципв лог...Універсальний словник-енциклопедія
  107. схоластикабуквально школьная наука получила свое название в связи с развитием в средние века школ и университетов и преподавания в них теологии и философии в упрощенной достаточно...Философия - конспект лекций и словарь терминов
  108. схоластикаIXXIVв.в. от лат. Schole ученая беседа школа средневековая латинская теологическая философия разрабатывающаяся и преподававшаяся в придворных епископальных и монастырск...Философия - словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»
  109. схоластикагреч. scolastikwz школьный ученый тип религиозной философии характеризующийся соединением теологодогматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к ф...Философия политики
  110. схоластикатип религиозной философии возникший в средние века и характеризующийся повышенным вниманием к формальнологическим аспектам философствования его отрыву от опыта. Схоласты ...Философия. Словарь по обществознанию
  111. схоластикаСХОЛАСТИКА лат. scholastica от греч. scholastikos школьный ученый тип религиозной философии характеризующийся принципиальным подчинением примату теологии соединением до...Философская энциклопедия
  112. схоластикалат. scholastica от греч. s ученый школьный ученая беседа школа религ.филос. учения зап.европ. средневековья и Нового времени крые в. противоположность мистике видели...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  113. схоластикаот лат. schola школа школьная наука школьное движение в период западнохрист. средневековья в т. ч. в Византии школьное направление развития науки философии теологии. В ки...Философский энциклопедический словарь II
  114. схоластикагреч. scholasticos школьный средневековая школьная философия представители крой схоласты стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение....Философский энциклопедический словарь
  115. схоластикаIСХОЛАСТИКА вд грецьк. вчений шкльна наука шкльний рух у перод захднохристиянського Середньовччя релгйнофлософськ вчення що на противагу мстиц вбачали шлях осягнення Б...Філософський енциклопедичний словник
  116. схоластикасхоластика схоластики схоластики схоластик схоластике схоластикам схоластику схоластики схоластикой схоластикою схоластиками схоластике схоластиках Источник Полная акцент...Формы слова
  117. схоластикаслово С. происходит от лат. Schola греч. школа или ближе от производного Scholasticus школьный учебный. Этим именем обычно обозначается философия преподававшаяся в школ...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  118. схоластикаСХОЛАСТИКА греч. schola ученая беседа школа и лат. scholastica ученый интеллектуальный феномен средневековой и постсредневековой европейской культуры в рамках теологоф...Энциклопедия История философии
  119. схоластикаСХОЛАСТИКАТермин схоластика этимологически связан с заимствованным из греческого языка словом schola школа. В образовательных центрах эпохи раннего христианства схоластам...Энциклопедия Кольера II
  120. схоластикаСхоластика лат.em scholastica от греч.em школьный от лат.em scholastikos ученый школьный от гр.em schole школа strong средневековая религиозная философия характеризующ...Энциклопедия культурологии
  121. схоластикаот греч. scholasticos школьный ученый англ. scholastics нем. Scholastik. . Тип религиозной философии стремящейся дать рациональное теоретическое обоснование религиозном...Энциклопедия социологии
  122. схоластикаСХОЛАСТИКА от греч. стхог и лат. schola научная школа диспут ученый доклад одна из двух наряду с мистикой школ религиозной философии в Средневековой Европе. Если мистик...Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  123. схоластикаСхоластикаstrong. Заимств. в XIX в. из лат. яз. где scholasticai школьные диспуты риторические упражнения суф. производное от scholai ученое собеседование диспут лекция ...Этимологический онлайн-словарь русского языка Шанского Н. М
  124. схоластикаКнижное заимств. из лат. scholastica напротив схоластик представлено уже в цслав. ст.слав. схоластикъ Супр. Из греч. ....Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
  125. схоластикаЗаимств. в XIX в. из лат. яз. где scholasticaem школьные диспуты риторические упражнения суф. производное от scholaem ученое собеседование диспут лекция ampLT школа amp...Этимологический словарь русского языка
  126. схоластикасхоластика схоластикаКнижное заимств. из лат. scholastica напротив схоластик представлено уже в цслав. ст.слав. схоластикъ Супр. Из греч. ....Этимологический словарь русского языка (М. Фасмер.)