Словарь средневековой культуры

ПАЛОМНИЧЕСТВО

(лат. peregrinatio), распространенная в средние века форма благочестивогопутешествияк центрам поклонения христианским святыням (в том числе в Рим, Иерусалим и другие места).
Центры П.а были связаны с местами погребения апостолов исвятых,нахождения христианскихреликвий.Верующий знал, что Бог присутствует всюду, но желал приблизиться к таким привилегированным в сакральном отношении местам, где был возможен физический контакт с божественной сферой и где молитва обещала быть скорее услышанной. Реликвии, место реального присутствия святого, рассматривались как потенциальный источникчуда;во время паломнических путешествий паломники часто бывали свидетелями чудес и надеялись на помощь святого — исцеление и пр. Многие паломнические путешествия предпринимались с целью добыть реликвии, а многие центры культа святых стали широко известны благодаря паломникам. В христианской традиции немало святых заслужили почитание в качестве совершенных паломников, а само П.о, добровольное изгнание, воспринималось как путь к святости.
Древнее латинское слово peregrinatio употреблялось в двух значениях, о чем, в частности, говорит Данте: в узком смысле пилигрим (паломник) есть тот, кто идет кдомусвятого; в широком смысле peregrinus - тот, кто находится на чужбине, чужеземец, изгнанник. В этом смысле и Авраам, покинувший страну, в которой он родился, ради земли, обетованной Богом, — peregrinus. Исход ветхозаветных евреев, покинувших Египет, пересекших Красное море и блуждавших в пустыне в поисках земли обетованной, трактовался в христианской культуре символически. Подобно ветхозаветным евреям, христиане ищут небесный Иерусалим, но теперь народ божий ведет не Моисей, а Христос. Благодаря литургии и комментариям отцов церкви этот образ не покидал сознания христиан. Согласно средневековым представлениям, всякое П.о есть символический путь к Богу для истинного христианина, который должен отрешиться от грешной земли ради небесного Иерусалима.Эта идея повлияла на христианское осмыслениесудьбычеловека -«странника и пришельца» (1 Пет. 2,11: «Прошу вас, как пришельцев и странников»; Евр. 11,13: «говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле»). Средневековый христианин - homo viator, странник в земной жизни на пути к Богу. Потому П.о в средние века - это не только перемещение в пространстве, но и внутренний духовный процесс. Достигающий святых мест приобщается их святости. П.о понималось и как подражание Христу (imitatio Christi). Цель П.а - спасение души черезпокаяние.Вместе с тем отношение к П.у в средневековой церковной традиции двойственное. С одной стороны, П.о в наибольшей мере отвечает христианской концепции жизни semper in via, semper in itinere («всегда в пути»), и peregrinatio в широком смысле есть путь к святости; с другой стороны, не менее важный идеал христианского средневековья — покой, монашеская оседлость (stabilitas loci). Потому перемена мест, странствования нередко осуждались; скитальцы (gyrovagi) вызывали неодобрение общества. Так, на Шалонскомсоборев 813 г. было принято постановление, согласно которому покаянное П.о в Иерусалим как таковое вовсе не освобождало от грехов, а избавить от них могло лишь само пребывание в Святой Земле и благочестивый образ жизни.
В средние века, в соответствии с целью путешествия, различали П.а «великие» и «малые». К «великим» относились П.а в Иерусалим, Рим и Сантьяго-де-Компостела. Согласно Данте, паломники, направляющиеся в Рим, - romei, в Иерусалим - palmieri (от пальмовой ветви, лат. palma, по обычаю привозимой паломниками из Палестины; отсюда русское слово «П.о»), в Сантьяго-де-Ком-постела - pellegrini. Главный центр П., Иерусалим, уже в Апокалипсисе становится символом мистической церкви и центральным пунктом мессианских ожиданий. П. в Иерусалим особенно благодатно в плане реликвий. Здесь имели место страсти Христовы. Рим - место погребения апостолов Петра и Павла. ВIX в. под непосредственным воздействием Реконкисты начинаются П.а в Сан-тьяго-де-Компостела, где, согласно легенде, был похоронен апостол - Иаков Старший, сын Заведеев, казненный в Сирии в 44 г. Позже к peregrinationes maiores было отнесено и П. в Кельн. Peregrinationes minores, «малые» П.а, совершались в Эфес к гробнице апостола Иоанна, в Венецию к мощам апостола Марка, в Кентербери, который становится центром П.а после смерти в 1070 г. архиепископа Фомы Бекета, канонизированного вскоре после смерти, в Бари — к мощам св. Николая. Все эти П.а имели общеевропейское значение. Кроме того, существовало множество местных паломнических центров: св. Мартин в Туре, св. Иларий в Пуатье, св. Фида в Конке, св. Мадлен в Везеле, Мон-Сен-Мишель в Нормандии и пр.
Другую типологию П. - по назначению -дал в XIV в. французский аббат Пьер из Жон-селе: «Один род П. - те, когда паломники посещают святые места и храмы из благочестия (pietatis causa); другой - когда путешествие совершается ради покаяния за совершенные грехи (in poenam); третий род - когда паломники передсмертьюпосещают святые места, где они желали бы быть похороненными». Эти различия, впрочем, весьма условны.
Наиболее распространенными были П.а с целью исцеления. Как правило, такие паломники отправлялись к центрам поклонения местным святым. Прибывая к месту П.а, пилигрим приносилдарысвятому — нередко свечу в собственный рост или размером с больной орган. Многие П.а совершались с целью покаяния и служили отпущению грехов. В такие П.а церковные власти часто отправляли убийц, воров и других преступников. Подобная церковная кара подчинялась тарифу и зависела от тяжести преступления. К этому же типу примыкают и П.а, налагаемые в качестве наказания по решению суда. Такие покаянные П.а были введены в гражданское право Западной Европы по инициативе инквизиции. Преступники часто отправлялись в путь в цепях или кандалах, с прикрепленным к ним орудием убийства. Тот, кто достигал цели путешествия, или же чувствовал, что Бог простил его, ломал оковы. Впрочем, верили, что цепи чудесным образом ломаются сами собой. Покаянные П.а в средние века получили особенно широкое распространение во Фландрии и Брабанте, а также в рейнских городах и городах Ганзы. Особый тип составляли П.а к центрам поклонения святым, покровительствующим королевским династиям. Св. Мартин Турский выступал небесным патроном франкских королей начиная с Хлодвига, св. Дионисий -начиная с Дагоберта. В Германии со времени перенесения мощей трех волхвов из Милана в Кельнский собор (ок. 1164 г.) Кельн также становится паломническим центром, а упомянутые реликвии приобретают символическое значение и для королевской власти. Центром П. в Норвегии было место захоронения короля Олава Святого (995-1030), признанного после смерти perpetuus rex, «вечным королем» страны. Светские правители во многом способствовали превращению некоторых святых в заступников королевства. Такова, например, роль св. Михаила во Франции, который был, помимо того, святым покровителем Ломбардии; толпы паломников устремлялись к месту его почитания в Монте-Гаргано. Представители царствующих династий средневековой Европы часто предпринимали паломнические путешествия к центрам почитания святых, совершали в пользу этих религиозных центров дарения и строили церкви. Идея покровительства святых была чрезвычайно важна для религиозной легитимации власти средневековых правителей. Она составляла ее харизматическую основу и подтверждала божественное ее происхождение.
Характер П. менялся на протяжении средневековья. Их интенсивность также имела свою динамику. В раннехристианскую эпоху распространены peregrinationes к живым святыням - многие шли в пустыни, чтобы посмотреть на знаменитых аскетов, к местам, где процветал идеал христианского героизма. Посещали также связанные с божественными деяниями святые места (в основном в Палестине — гору Фаворскую, Синай, Голгофу) и могилымучеников.Впрочем, исторический интерес к святым местам преобладал над религиозным почитанием. Для раннехристианских паломников важнее увидеть, чем покаяться. Следующий период - с IV по VII в. - характеризуется взлетом паломнического движения. Среди мотивов благочестивого путешествия отныне более остро встает вопрос покаяния. Процветало в основном П.о к местным святым, но и христианские святыни Палестины не остаются в безвестности. В 325 г. мать императора Константина св. Елена посещает святые места с целью найти гробницу Христа и производит раскопки; в следующем году она начинает строительство храма Гроба Господня. В кон. IV в. в Палестине был открыт целый ряд святых мест (ротонда Анастасия, грот в Вифлееме, Голгофа и др.). Паломники приходили из самых разных мест, и большую их часть составляли западные путешественники. Ок. 384 г. написаны записки паломницы - галльской монахини Этерии, желавшей вжиться в события священной истории и с этой целью посетившей Синай и Эдессу. В 410 г. другая знатная дама Мелания из Рима направилась сначала в Северную Африку, а затем ради христианских святынь в Палестину. В последующий период - с VII в. по X в. центры П. в Западной Европе стали более многочисленными; кроме того, были обнаружены новые реликвии. В отличие от Востока, где уже с IV в. мощи святых вынимались из гробниц и расчленялись в целях умножения числа христианских реликвий, на Западе неприкосновенность святых могил вначале строго соблюдалась, но уже в каролингскую эпоху практика переноса мощей сделалась расхожей. Рим был главным поставщиком реликвий, и многие П.а предпринимались с целью добыть реликвии.
Если в X в. среди дальних П. (П.а к местным святым оставались интенсивными) еще преобладают П.а в Рим, то в XI в. главный центр паломнических путешествий - Иерусалим. Эти П.а часто были коллективными -так, в 1054 г. епископ Камбре посетил город вместе с 3000 паломников; в 1064—1065 гг. епископ Бамбергский сопровождал в Иерусалим 7000 паломников. Популярность П. в Святую Землю в это время во многом объясняется ростом эсхатологических настроений -ожиданиемСтрашного суда,второго пришествия Христа. Грядущее воскресение мертвых побуждало верующих искать для себя такое местопогребения,где они могли бы рассчитывать на заступничество святых. Неизменной популярностью в этом качестве пользовалась Иосафатская долина близ Иерусалима, где, согласно св. Писанию, и должен состояться Страшный суд. Пик П. в Иерусалим приходится на XI в., и именно они подготовили почву длякрестовых походов.Иерусалим оставался одним из главных центров П.а и в XII в.
Существенные изменения в паломническом движении, в большой степени под влиянием крестоносного движения, произошли в XIII в. После Четвертого крестового похода, в результате которого крестоносцами был разгромлен Константинополь, византийские реликвии мощным потоком хлынули в Европу. В это время торговля реликвиями достигает апогея. После завоевания византийской столицы Западная Европа оказалась буквально наводнена реликвиями. Тогда же Людовику Святому удалось купить у венецианцев проданный им Боду-эном II терновый венец Христа и части его креста, которые будут храниться в специально построенной для этого церкви Сент-Ша-пелль. Приток реликвий изменил характер П. Останки мучеников стали более доступны. Чтобы поклониться мощам св. Иакова, не обязательно было отправляться в Сантьяго, поскольку он также физически присутствовал в Намюре, Париже и Труа. В XIII в. стиралось различие между местными и дальними П.ами за счет развития практики равного отпущения. Одновременно возрастает роль общехристианских святых. Культы Христа, Богоматери и ряд других составляют отныне серьезную конкуренцию почитанию местных святых. Все это обусловило определенные перемены в христианском благочестии. В XIII—XIV вв. происходит процесс интериоризации религиозных чувств, повлиявший и на почитание христианских святынь, и на характер паломнических путешествий. В XV в. в Западной Европе чрезвычайно популярен «Роман о трех П.ах» Гильома де Дегильвиля — П.е человеческой жизни от колыбели до могилы, П.е души на пути беспрестанного совершенствования, П.е Иисуса Христа, указующего нам путь спасения.
Как и по каким мотивам уходили в П.о? Часто по обету, приносившемуся при драматических обстоятельствах. Иногда на мысль о П.е наводило чтение св. Писания; иногда к этому призывал явившийся христианину святой. Поводом могли послужитьболезнь,эпидемия, боязнь кораблекрушения. Но нередки и моральные мотивы — чаще всего страх ада исмерти(как, например, в случае с графом Анжуйским Фульком Нерра, который в XI в. отправился в Иерусалим с целью замолить грехи). Покаяться - вот главная цель П.а. Перед паломническим путешествием рекомендовалось исповедаться в грехах. Паломник должен был также расплатиться с долгами, отдать свое имущество под опеку церкви, помириться с соседями. Перед тем, как отправиться в П.о, служилимессу;паломники каялись и причащались. Затем они облачались в одежду пилигрима; мешок и посох, шарф и специальные значки на головном уборе — все это знаки паломника (signa peregrinationis). Эти знаки паломник получал от приходского священника. Французские короли - в базилике Сен-Дени.
Паломник пользовался особой правовой защитой (т.н. lexperegrinorum). Он становился неприкосновенным, защищенным церковным правом, как только получал официальное благословение церкви. Посягнувший на жизнь и свободу паломника подвергался анафеме. Светские власти также заботились о статусе паломника. Уже при Карле Великом, начиная с VIII в., во Франкском королевстве паломник пользовался особыми правами - ему выдавалась охранная грамота, обеспечивалась безопасность его передвижения. С XII в. паломнику предоставляли специальные привилегии (т.н. forum ecclesi-asticum), охраняющие жизнь и имущество его и членов его семьи. На паломника не распространялись многие ограничения, действовавшие в гражданском праве (например, на имущественные сделки паломника не распространялся срок давности в один год и один день - заложивший или передавший во временное пользование собственность паломник мог вернуть ее назад и по истечении более длительного времени). Подобными привилегиями позже пользовались и крестоносцы (т.н. «привилегия креста»).
Как же именно путешествовали паломники? «Блаженное одиночество» (beata solitu-do) - лишь идеал. Как правило, путешествовали группами. Первый итинерарий, описывающий путь в Палестину, «Путеводитель из Бордо в Иерусалим» (Itinerarium Burdigalense), был составлен ок. 333 г. - в нем указывались расстояния между почтовыми станциями на пути в Святую Землю. В подобных путеводителях описывались святые места, христианские святыни, этапы паломнического путешествия. В сер. XII в. был составлен т.н. «Путеводитель паломника в Сантьяго-де-Ком-постела», в котором описание пути сочетается с рассказами о нравах разных народов и стран. В помощь паломникам были проводники и местные жители. Нередко паломники ходили пешком. Некоторые средневековые тексты настаивают на том, что совершать паломническое путешествие следует не только пешком, но и босиком. Распевая псалмы, паломники двигались от прихода к приходу, от часовни к часовне, останавливаясь у чудодейственных источников, находягостеприимствовмонастырях.Перед дальним путешествием, например, в Святую Землю, запасались провизией — сухими плодами, мускатными винами, соленой рыбой, пряностями и пр. Состояние как морских, так и сухопутных коммуникаций делало путешествие сложным. Раннесредневековые паломники, отправлявшиеся в Святую Землю, часто избирали сухопутный маршрут через Балканы, Малую Азию и затем Сирию; а обратно -морской путь через Средиземное и Эгейское моря в Константинополь и оттуда в Западную Европу. И в VII в., несмотря на взятие Иерусалима мусульманами в 614 г., поток паломников в Святую Землю не прекращался. П.о в Иерусалим в VII-X вв. было преимущественно морским путешествием. Чаще всего маршрут проходил через Южную Италию (порты Салерно и Таранто, Амальфи и Бари были основными транзитными пунктами), где паломники садились на корабли и плыли до Египта, откуда и достигали Святой Земли. В XI в. пути паломников резко меняются. Если прежде они избирали морской путь, то теперь популярным становится сухопутный. Это связано с двумя обстоятельствами: во-первых, после обращения венгров в христианство для паломников, направляющихся в Святую Землю, открылся путь через Центральную Европу; во-вторых, преследования христиан халифом Аль-Хакимом в Египте и Палестине (1009 г.) на какое-то время сделали невозможным путь через Египет. К тому же завоевания норманнами Южной Италии затруднили всякие коммуникации в этом регионе. Именно путь через Центральную Европу станет тем маршрутом, который изберут участники Первого крестового похода. В XIII—XV вв. французские паломники в Святую Землю направлялись сначала в Лион, а затем в Марсель или Венецию, или Бринди-зи — основные транзитные пункты П.а на Восток. Попутно посещали Корфу, затем Крит, Родос и Кипр и оттуда прибывали в Яффу, а затем в Иерусалим. Из Германии продвигались по течению Рейна, затем вдоль Дуная через Венгрию, Балканы до Дарданелл к побережью Мраморного моря и Константинополю, а оттуда — в Восточное Средиземноморье. Путешествие было продолжительным и опасным. Надо было считаться и с возможными бурями, и с опасностью, исходящей от мусульманских пиратов. В одном из итинерариев паломнику рекомендуется взять с собой сосновый сундук, так как «он будет служить тебе сиденьем в течение дня, постелью - в продолжение ночи, складом для твоей провизии, гробом — чтобы тебя не бросили в море, если, что весьма вероятно, тебе придется умереть в дороге».
Завершение паломнического обета знаменует омовение; в Сантьяго - перед входом в город; в Иерусалиме - купание в Иордане, которое рассматривалось как своего рода второе крещение, поскольку сами воды Иордана, в глазах христианина, были священной реликвией. В Иерусалиме цель паломников -прежде всего посещение Гроба Господня, непременный момент этого визита - поцелуи и слезы. Из паломнических путешествий пилигримы привозили сувениры - из Палестины пальмовые ветки, из Сантьяго или Мон-Сен-Мишеля раковину (символ чистоты); разнообразные реликвии - сосуды с маслом из лампады над могилой святого, пыль или землю с могилы, воск свечей, зажженных там же. Нити покрывала на алтаре, мох на камнях саркофага, веревка, на которой висел церковный колокол, предметы, касавшиеся мощей святого, - все это могло стать христианской реликвией. Из Святой Земли было принято приносить кусочки камня Гроба Господня, известняк из Вифлеемского грота, в котором пряталось святое семейство во время бегства в Египет. Многие церкви в Западной Европе были основаны специально для сохранения реликвий и посвящались Гробу Господню. В 1007 г. такая церковь была основана в Больё графом Анжуйским Фуль-ком для хранения камня из Иерусалимской церкви. Легенда рассказывает, что во время благочестивого визита в Иерусалим граф, целуя Гроб Господен, откусил кусочек камня, который как важная христианская реликвия был доставлен во Францию. В Кентербери большинство чудес было связано с «водой св. Фомы» — водой, превратившейся в кровь святого. Капля «крови» св. Фомы - реликвия, которую должны были предъявлять возвращавшиеся из Кентербери паломники.
В «Кентерберийских рассказах» Джеффри Чосера паломники, отправляющиеся к могиле св. Фомы в Кентербери, представляют все слои общества, среди них есть рыцарь, матрос, монах и др. Но настоящий герой произведения — деревенский кюре. Когда паломники приближаются к Кентербери, он произноситпроповедь,бичуя пороки общества и приглашая всех к раскаянию и исповеди, без чего немыслимо истинное паломническое путешествие. Кентербери должен стать для всех землей обетованной, так как земное П.о есть лишь образное претворение пути в небесный Иерусалим.
Литература:Добиаш-Рождественская O.A.Западноевропейские паломничества в средние века. Пг., 1924; Geary P. Furta sacra: Thefts of relics in the central Middle Ages. Princeton, 1978; Кölling В . Peregrinatio religiosa. Wallfahrten in der Antike und das Pilgerwesen in der alten Kirche. Köln, 1965; Laban de E.R. Recherches sur les pèlerins dans l'Europe médiévale des XIe et XIIe siècles // Cahiers de civilisation médiévale. 1958, T.l. P. 159-169; Le Grand R. Les pèlerinages en Terre Sainte au Moyen Age // Revue des questions historiques. Vol. XXXVIII, 1904. P. 383-402; M ara val P. Lieux saints et pèlerinages d'Orient. Histoire et géographie. Des origines à la conquête arabe. P., 1985; Miсhaud F. Les itinéraires maritimes et continentales des pèlerinages vers Jérusalem // Occident et Orient au Xe siècle. (Actes du IXe Congrès de la Société des historiens médiévistes de l'enseignement supérieur public. Dijon, 2-4 Juin 1978). P., 1979; Oursel R. Les pèlerins du Moyen Age. Les hommes, les chemins, les sanctuaires. P., 1963; Richard J. Les Récits de voyages et des Pèlerinages. (Typologie des sources du Moyen Age occidental). Turnhout, 1979; Sigal P.-A. Les Marcheurs du Dieu. Pèlerinages et pèlerins au Moyen Age. P., 1974; Sol zbac her R. Mönche, Pilger und Sarazenen. Altenberge, 1989; Sumption J. Pilgrimage. An Image of Mediaeval Religion. New Jersey, 1976.
С. И. Лучицкая

Синонимы:
богомолье, пилигримство, путешествие, странствие, хадж


  1. паломничествоот лат. раlmа пальма путешествия верующих к св. местам в надежде получить сверхъестеств. помощь. У христиан П. началось с путешествия в Палестину откуда паломники привози...Атеистический словарь
  2. паломничествоот лат. раlmа пальма путешествия верующих к св. местам в надежде получить сверхъестеств. помощь. У христиан П. началось с путешествия в Палестину откуда паломники приво...Атеистический словарь II
  3. паломничествоВо время трех ежегодных праздников Пасхи см. Пасха Пятидесятницы см. Пятидесятница и праздника Кущей см. Праздник Кущей израил. мужчинам предписывалось совершать путеше...Библейская энциклопедия Брокгауза
  4. паломничествоПАЛОМНИЧЕСТВО от лат. palma пальма путешествие верующих к т. н. святым местам в надежде получить сверхъестественную помощь. В древности центрами П. были храмы Амона в ег...Большая советская энциклопедия
  5. паломничествоот лат. Palma пальма путешествие верующих к так называемым святым местам в надежде получить сверхъестественную помощь. В древности центрами П. были храмы Амона в египетс...Большая Советская энциклопедия II
  6. паломничествос. pellegrinaggio тж. перен. Итальянорусский словарь. Синонимы богомолье пилигримство путешествие странствие хадж...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  7. паломничествосWallfahrt f Pilgerfahrt fместо паломничества Wallfahrtsort m богомолье пилигримство путешествие странствие хадж...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  8. паломничествопаломничество с Wallfahrt f c Pilgerfahrt f c место паломничества Wallfahrtsort m aСинонимы богомолье пилигримство путешествие странствие хадж...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  9. паломничествос.peregrinacin fem romera f...Большой русско-испанский словарь
  10. паломничествосущ. ср. рода только ед. ч....Большой русско-украинский словарь
  11. паломничествос. plerinage m...Большой русско-французский словарь
  12. паломничествоpilgrimage посещение священного места оказывающее духовное или эмоциональное воздействие. Такой обычай встречается во многих культурах. В большинстве всемирных религий он...Большой толковый социологический словарь
  13. паломничествоpilgrimage посещение священного места оказывающее духовное или эмоциональное воздействие. Такой обычай встречается во многих культурах . В большинстве всемирных религий ...Большой толковый социологический словарь II
  14. паломничествос.plerinage m богомолье пилигримство путешествие странствие хадж...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  15. паломничествоот лат. palma пальма странствие верующих дляпоклонения святым местам у христиан в Иерусалим Рим у мусульман в Меккуи др. Названо по обычаю христианских паломников приво...Большой энциклопедический словарь II
  16. паломничествоПАЛОМНИЧЕСТВО от лат. palma пальма странствие верующих для поклонения святым местам у христиан в Иерусалим Рим у мусульман в Мекку и др. Названо по обычаю христианских ...Большой Энциклопедический словарь V
  17. паломничествоот латинского palma пальма странствие верующих к святым местам у христиан в Иерусалим Рим у мусульман в Мекку и др. для поклонения. Названо по обычаю христианских пало...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  18. паломничествопутешествие к святым местам с целью поклонения известным святыням древнейшие памятники индийской литры Веды и брахманы не признают института П. лишь в эпосе Махабхарата...Индуизм
  19. паломничествоПаломничество посещение святых мест с целью поклонения. Паломничество существовало в Древнем Египте Древней Греции Древнем Риме и других странах. Принято до сих пор во м...Исторический словарь
  20. паломничествоа ср.em Хождение странствование по так наз. святым местам. перен.em Путешествие хождение кудал. многочисленных посетителей с целью отдать дань почтение кому чемул.В прежн...Малый академический словарь
  21. паломничествокорень ПАЛОМ суффикс НИЧ суффикс ЕСТВ окончание О Основа слова ПАЛОМНИЧЕСТВВычисленный способ образования слова Суффиксальный ПАЛОМ НИЧ ЕСТВ О Слово Паломничес...Морфемный разбор слова по составу
  22. паломничествоНачальная форма Паломничество винительный падеж единственное число неодушевленное средний род...Морфологический разбор существительных
  23. паломничествоpilgrimage странствие верующих для поклонения святым местам предпринятое для духовного совершенствования излечения или в качве покаяния или благодарения. В большинстве ре...Народы и культуры. Оксфордская энцкилопедия
  24. паломничествопаломничество ср. Путешествие к святым местам для поклонения получившее широкое распространение среди верующих в христианской мусульманской и т.п. религиях. а перен. ра...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  25. паломничествоПаломничество pilgrimage странствие обычно длительное к святым местам ради выражения религ.чувств или искупления грехов. Поначалу П. христиан совершалось к местам связанн...Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия. Всемирная история (с 1800 г. и до наших дней)
  26. паломничествопаломничество паломничество а...Орфографический словарь
  27. паломничествоu с богомолье пилигримство путешествие странствие хадж...Орфографический словарь русского языка
  28. паломничестволат. пальма религиозный обычай состоящий в посещении святых мест путем длительных и сложных путешествий дающих человеку особый настрой взволнованность укрепление в вере...Основы духовной культуры
  29. паломничествоПутешествие верующих к святым местам. Паломник м. паломница люди совершающие паломничество....Основы православной культуры
  30. паломничествоот лат. palma пальма странствие верующих для поклонения святым местам у христиан в Иерусалим Рим у мусульман в Мекку и др. Названо по обычаю христианских паломников приво...Политическая наука - Словарь-справочник
  31. паломничествоПаломничество от лат.em palma пальма странствие верующих для поклонения святым местам у христиан в Иерусалим Рим у мусульман в Мекку и др. Названо по обычаю христианских ...Политология. Словарь.
  32. паломничествопаломничество паломничества паломничества паломничеств паломничеству паломничествам паломничество паломничества паломничеством паломничествами паломничестве паломничества...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  33. паломничествоОрфографическая запись слова паломничество Ударение в слове паломничество Деление слова на слоги перенос слова паломничество Фонетическая транскрипция слова паломничество...Полный фонетический разбор слов
  34. паломничествохождение верующих к святым местам на поклонение.Синонимы богомолье пилигримство путешествие странствие хадж...Православный энциклопедический словарь
  35. паломничествопроща щ....Російсько-український словник (Українська академія наук)
  36. паломничествоПАЛОМНИЧЕСТВО от лат. palma пальма путешествие верующих к святым местам основанное на вере в то что Божество открывается и дарует благодатную помощь в первую очередь та...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  37. паломничествоСм. БОГОМОЛЬЕ.Источник Энциклопедия Русская цивилизация богомолье пилигримство путешествие странствие хадж...Русская энциклопедия
  38. паломничествопаломничество аСинонимы богомолье пилигримство путешествие странствие хадж...Русский орфографический словарь
  39. паломничествоСр мн. нет . zvvarlq ziyarti . mc. syaht....Русско-азербайджанский словарь
  40. паломничествопаломничество с.ipilgrimage...Русско-английский словарь
  41. паломничествоpilgrimage...Русско-английский словарь политической терминологии
  42. паломничествоN...Русско-армянский словарь
  43. паломничествоПаломнцтва...Русско-белорусский словарь
  44. паломничествопрям. перен. разг.i паломнцтва ср.i...Русско-белорусский словарь II
  45. паломничествопало богомолье пилигримство путешествие странствие хадж...Русско-ивритский словарь
  46. паломничествоажыа бару тауап етуге бару рмет крсетуге бару...Русско-казахский словарь
  47. паломничествоажылы...Русско-казахский словарь для учащихся и студентов
  48. паломничествоажылы...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  49. паломничествоту етушлк зиярат...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  50. паломничествоср. зыяратка баруу ажыга баруу....Русско-киргизский словарь
  51. паломничествоchoshn jnxing choshng перен. разг. fnfn biyСинонимы богомолье пилигримство путешествие странствие хадж...Русско-китайский словарь
  52. паломничествоAclq в Мекку...Русско-крымскотатарский словарь
  53. паломничествоаджылыкъ в Мекку...Русско-крымскотатарский словарь II
  54. паломничествоsvtceojums...Русско-латышский словарь
  55. паломничествоМргл хийхээр явах бадарчлах урт удаан аялал...Русско-монгольский словарь
  56. паломничествоvalfart богомолье пилигримство путешествие странствие хадж...Русско-норвежский словарь
  57. паломничествоptnictwo pielgrzymka...Русско-польский словарь
  58. паломничествосperegrinao fu romaria f богомолье пилигримство путешествие странствие хадж...Русско-португальский словарь
  59. паломничествоПаломничествоziara ma haji hija uhaji ед....Русско-суахили словарь
  60. паломничествопаломничество зират а...Русско-таджикский словарь
  61. паломничествосhac yolculuu hac ccсовершить паломничество в . .a hac ziyareti yapmakместа паломничества христиан Hristiyanlarn hac yerleri богомолье пилигримство путешествие странств...Русско-турецкий словарь
  62. паломничествоziyorat...Русско-узбекский словарь Михайлина
  63. паломничествоnem ksem паломниксто палоuмничества pyhiinvaelluspaikka...Русско-финский словарь
  64. паломничествоpou...Русско-чешский словарь
  65. паломничествоvalfr_d.strong vallfrdvalfar_t.strong vallfart .strong pilgrimsfrd...Русско-шведский словарь
  66. паломничествоPilgrimsfrd vallfrd...Русско-шведский словарь II
  67. паломничествоPalvernnak...Русско-эстонский словарь
  68. паломничествостранствие верующих к святым местам. У христиан в Иерусалим Рим у мусульман в Мекку и т. д. Название по обычаю христианских паломников привозить из Палестины пальмовую ...Словарь исторических терминов
  69. паломничествоe piligrimage f pelerinage d Pilgerfahrt Путешествия с религиозными целями и прежде всего с целью посещения и поклонения святым местам в собственной стране или за границе...Словарь международных туристских терминов
  70. паломничествопаломничество см. путешествие...Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений
  71. паломничествопаломничествоСм. путешествие....Словарь синонимов II
  72. паломничествопаломничество См. путешествие. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова М. Русские словари. паломничество странствие богомолье путеш...Словарь синонимов II
  73. паломничествопаломничество странствие богомолье путешествие пилигримство хадж...Словарь синонимов
  74. паломничествоот лат. palma пальма путешествие странствие верующих с целью поклонения особо почитаемым святыням а иногда получения сверхъестеств. помощи. В древности центрами П. были...Советская историческая энциклопедия
  75. паломничествоПАЛОМНИЧЕСТВО от лат . palma пальма странствие верующих для поклонения святым местам у христиан в Иерусалим Рим у мусульман в Мекку и др. Названо по обычаю христианских ...Современный энциклопедический словарь
  76. паломничествоПАЛОМНИЧЕСТВО а ср. . Путешествие паломника паломников. П. вМекку. . перен. Путешествие хождение кудан. с целью ознакомления скакимин. достопримечательностями а также к з...Толковый словарь Ожегова
  77. паломничествоПАЛОМНИЧЕСТВО паломничества ср. книжн. . Хождение странствование паломника в знач. . перен. Путешествие кудан. многочисленных толп почитателей поклонников когочегон. ср....Толковый словарь русского языка II
  78. паломничествопаломничество паломничество а ср. Путешествие паломника паломников. П. в Мекку. перен. Путешествие хождение кудан. с целью ознакомления с какимин. достопримечательностями...Толковый словарь русского языка II
  79. паломничествоПАЛОМНИЧЕСТВО а ср. . Путешествие паломника паломников. Паломничество в Мекку. . перен. Путешествие хождение куданибудь с целью ознакомления с какиминибудь достопримечате...Толковый словарь русского языка
  80. паломничествоУдарение в слове паломничествоУдарение падает на букву оБезударные гласные в слове паломничество...Ударение и правописание
  81. паломничествоRzeczownik паломничество n pielgrzymka f ptnictwo f...Универсальный русско-польский словарь
  82. паломничествопаломничество паломничества паломничества паломничеств паломничеству паломничествам паломничество паломничества паломничеством паломничествами паломничестве паломничества...Формы слова
  83. паломничествоИена Иван Енот Енол Евина Ева Все Вполне Впол Вплести Вотчина Вотчим Вотчал Вона Вон Волосач Волос Волопас Воломит Волна Волин Волан Вол Воин Внос Внести Вне Внаем Вмс Вм...Электронный словарь анаграмм русского языка
  84. паломничествоПаломничество верование что молитва более действительна в определенных местностях имеющих то или иное отношение к божеству было свойственно уже народам классического миp...Энциклопедический словарь
  85. паломничествоверование что молитва более действительна в определенных местностях имеющих то или иное отношение к божеству было свойственно уже народам классического мира. Греки и римл...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  86. паломничествоПаломничество лат.em palma пальма путешествие верующих к святым местам у христиан в Иерусалим Рим у мусульман в Мекку и др. в надежде на сверхъестественную помощь. Назв...Энциклопедия культурологии