Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

ПАЛОМНИЧЕСТВО

верование, что молитва более действительна в определенных местностях, имеющих то или иное отношение к божеству, было свойственно уже народам классического мира. Греки и римляне предпринимали путешествия к отдаленным храмам, германцы стекались к священным рощам. Иудеи в великие праздники ежегодно странствовали в Иерусалим. В христианском мире П. в страну, где совершались божественные деяния Спасителя, вошли в обыкновение в IV в., главным образом — под влиянием примера св. Елены, путешествие которой к св. местам привело к воздвижению Креста. Господня. Уже в IV в. мы встречаемся с путеводителями к Св. Земле (Бордосский путник 333 г., изд. во 2-м выпуске "Правосл. Палестинского Сборника") и описаниями П. (хождение безымянной паломницы конца IV в., изд. И. В. Помяловским в 20-м вып. "Правосл. Палестинского Сборника", СПб., 1880). В конце IV в. отцы церкви (Григорий Нисский) из соображений нравственного свойства ополчались против увлечения П., но вскоре оно признано было церковью делом богоугодным. Крестовые походы (см. Походы крестовые) по существу были грандиозным, массовым паломничеством. Западная церковь различала великое (peregrinationes primariae) и малое паломничество (peregrinationes secundariae). К первому, сверх паломничества к Святому Гробу, относили и путешествия в Рим (Limina apostolorum), Компостеллу (см.) и Лорето (см.), под вторым разумели посещение местных отечественных святынь. То или другое П. церковь стала налагать как епитимию, а с XIII в. и светские суды Зап. Европы стали приговаривать к П. убийц; впрочем, в XIV и XV вв, светские суды отказались от наложения большого П., ограничиваясь малым, но зато неоднократным. Постепенно стали допускаться дальнейшие смягчения: знатный господин мог себя заменить слугой или наемником. Образовались даже светские цехи профессиональных наемных паломников (в Германии называемых Sonnweger), которые вскоре сильно размножились, так как этот своеобразный промысел оказался весьма прибыльным. В XVI в. и общины снаряжали на свой счет паломников. П. особенно усилилось в XIV в., когда выяснилось, что мусульманские власти относятся к христианским паломникам дружелюбно, взимая с них лишь известную подать, а оживленные сношения Венеции с Левантом доставляли возможность в 6—8 месяцев совершить П., которое до тех пор считалось предприятием весьма продолжительным и крайне опасным.Чтобы предпринять П., требовалось предварительное разрешение духовных властей, которое в конце XV в. давалось под условием платежа известной пошлины в пользу Папы. Пунктом отправления служила Венеция (впоследствии — и Марсель), где паломники запасались путеводителем (известнейший из них — "Peregrinationes Terrae Sanctae", Венеция, 1491), отпускали бороду и облачались в паломническую одежду — калиги (см.), коричневый или серый плащ, греческую шляпу с весьма широкими полями, обыкновенную украшенную раковинами; клюка (см.), сума и бутылка (выдолбленная тыква) дополняли паломнический наряд. К плащу и шляпе паломники прикрепляли красный крест. В Венеции паломник заключал контракт с судохозяином (патрон), который обязывался не только перевезти его в Св. Землю и обратно, но и сопровождать его в странствиях по св. местам, доставлять ему во время всего пути пищу и защиту, платить за него подати мусульманским властям и т. п. В Венеции существовал известный надзор за судохозяевами, занимавшимися перевозкой пилигримов; так, в XV в. существовало постановление, в силу которого судно, на котором перевозились паломники, не могло в то же время служить для торговых целей. Посещения святых мест западные паломники предпринимали с Сиона процессиями, во время которых пели духовные песни. Не одна только религиозная ревность, стремившаяся к поклонению местам, бывшим свидетелями Страстей Господних, привлекала паломников в Иерусалим. Были среди них и дворяне, искавшие посвящения в рыцари у Гроба Господня, и политические и военные агенты королей, скрывавшиеся под скромным плащом паломника, и авантюристы, искавшие оккультических знаний на чудодейственном Востоке, и ученые исследователи (Юстус Тенеллус и Вильгельм Постель, по поручению франц. короля Франциска I, собирали в Палестине рукописи для парижской библиотеки), и, наконец, купцы, посещавшие Палестину с торговыми целями. Среди последних с XVI в. было особенно много англичан и голландцев. Реформация нанесла решительный удар П. В католических странах и в настоящее время совершаются П., хотя и в несравненно меньших размерах, чем в России. В 1881 г. во Франции стали ежегодно организовывать паломнический караван в Св. Землю, придавая ему характер приношения покаяния за преступления республиканского правительства против церкви; в состав такого каравана, численность которого нередко доходила до 300—400 чел., входят лица белого духовенства и зажиточные люди ультрамонтанского настроения. С конца 1870-х годов такие же немецкие караваны устраиваются францисканцами в вене и Мюнхене.
В России П. в Св. Землю начались уже в первые времена русского христианства. Ок. половины XI в. был в Палестине дмитриевский игумен Варлаам (1062). Из вопросов Кирика новгородскому епископу Нифонту видно, что к XII в. страсть к П. до того распространилась, что церковная власть находила нужным воздерживать не в меру ревностных паломников, у которых, по-видимому, составлялось представление, что П. необходимо для действительности душевного спасения. Даже у первого русского паломника писателя игумена Даниила (начала XII в.) находим косвенное неодобрение П., он осуждает тех, которые в своих странствиях "возносятся умом своим, яко ничто добро сотворивше, и погубляют мзду труда своего", тогда как, оставаясь дома, можно лучше послужить Богу. Надо думать, что уже в эту отдаленную эпоху стал складываться тип "калики перехожего" (см.), который ходил в Царьград, на Афон, в Иерусалим, потом странствовал по отечественным святыням и, наконец, превращал это странничество в профессию. Трудность и опасность пути заставляла паломников собираться в "дружины". Совершая свой путь, главным образом, через Константинополь, древнерусские паломники заимствовали у западных пилигримов костюм. Калики сыграли на Руси огромную роль в распространении легенд и апокрифической литературы. В небогатой древнерусской письменности крупное значение имели и описания "хождений" в Св. Землю, оставленные некоторыми паломниками. Первым русским паломником-писателем является Даниил-мних (см.), вторым — новгородский архиеписк. конца XII века Антоний (см.), ограничившийся, впрочем, царьградскими святынями. Около 1350 г. совершил П. новгородский инок Стефан, который описал или, вернее, перечислил (изд. у Сахарова, "Сказания", т. II) царьградские святыни. Описание путешествия его в Иерусалим до нас не дошло. К 70-м годам XIV стол. относится "хождение архим. Агрефенья обители пресв Богородицы", по-видимому, смоленской (изд. архим. Леонидом в 48 вып. "Правосл. Палест. Сборника", СПб., 1896). Это первый после Даниила паломник, оставивший нам свое хождение в Иерусалим. К Даниилу Агрефений примыкает и по своему древнему и образному языку (просторечью), по полноте и систематичности изложения, носящего на себе печать свежести и внимательного изучения описываемых мест и предметов. За ним следует диакон Игнатий Смолянин (см.), ходивший в конце XIV в. в Константинополь, Иерусалим и на Афон. Наряду с паломниками-писателями XIV в. должен быть поставлен новгородский архиепископ Василий (см.), правда, не оставивший описания своих странствий, но несомненно с Востока вынесший свое послание о земном рае. В состав паломнической литературы XIV в. входит еще "Беседа о святынях и других достопамятностях Цареграда", изд. Л. Н. Майковым в его "Материалах и исследованиях по старинной русской литературе" (СПб., 1890). Нравоучительная часть "Беседы" вероятно взята или переведена из какого-нибудь греч. путеводителя, но сами описания святынь, по-видимому, составляют русское сочинение. С XV в. число путешествий возрастает, и они становятся разнообразнее. Тип рассказов остается еще прежний, но условия странствий изменились, и паломник по необходимости вдается в подробности о самом путешествии, которые в прежнее время всего чаще умалчивались. Первый по времени странник XV в., описавший свое путешествие, был троицкий иеродиакон Зосима (см.), ходивший в 1420 г. в Царьград, Афон и Иерусалим. Зосима доверчиво относился к тому, что рассказывали и показывали хитрые греки (секира Ноя, трапеза Авраамова); не искусный книжник, он повторял иногда целые фразы из паломника Даниила, но такое списывание было тогда общим правилом. За "ксеносом" Зосимы следует "хождение священноинока Варсонофия к святому граду Иерусалиму", открытое Н. С. Тихонравовым в 1893 г. в рукописи первой четверти XVII в. Оно содержит в себе описание двух хождений: одного, совершенного в 1456 г. в Иерусалим из Киева через Белгород, Царьград, Кипр, Триполи, Бейрут и Дамаск, и второго, совершенного в 1461—1462 гг. через Белгород, Дамиетту, Египет и Синай, и издано в 45-м вып. "Правосл. Палест. Сборника" (М., 1896). Варсонофий — первый из русских паломников-писателей, описавших св. гору Синайскую. После него из паломников допетровской Руси описали Синай только Позняков с Коробейниковым и Вас. Гагара, но описание Варсонофия, по точности и обилию приводимых данных, далеко превосходит эти последние. Почти одновременно с Варсонофием, в 1465—66 гг., странствовал по св. местам гость (купец) Василий, начинающий свой рассказ прямо с Бруссы (изд. архимандритом Леонидом в 6-м вып. "Православного Палестинского Сборника", СПб., 1884). К памятникам паломнической литературы XV в. причисляют "Сказание Епифания мниха о пути в св. град Иерусалим"; относимое к 1415—17 гг. и представляющее собой простой перечень городов по пути от Великого Новгорода до Иерусалима, с указанием расстояния между ними; автором его считают Епифания Премудрого (см.); изд. в 15-м вып. "Православного Палестинского Сборника". С половины XV в. в нашем паломничестве совершается как бы перелом. Уже прежние "паломники" полны жалоб и негодования на притеснения "срацын" и "злых арапов". Взятие Константинополя турками окончательно предало христианские святыни Востока в руки неверных. В то же время у русских людей возникало, и с течением времени все сильнее разрасталось, представление о великом значении их собственного государства, которое оставалось единственным православным царством, хранящим и самое чистое предание восточного православия, тогда как греки ослабели в вере. Ученик и биограф Сергия Радонежского, Епифаний Премудрый, в начале XV века ставит ему в особенную похвалу, что он "не взыска царствующего града, ни Святые Горы, или Иерусалима, яко же аз окаянный", но находил святость во внутреннем искании Бога. Несколько позднее Пахомий Сербин в житии того же Сергия (около 1440 г.) подчеркивает то обстоятельство, что русский великий подвижник "воссиял не от Иерусалима или Сиона", а благочестие свое воспитал именно "в великой русской земле". С ослаблением П. на Востоке надолго исчезают из нашей письменности и паломнические записки. Лишь во второй половине XVI в. вновь появляются хождения. Всего чаще это результаты, так сказать, официальных П., писания людей, которые посылаемы были моск. правительством на Восток с поручениями и милостыней. Сюда, прежде всего, относится хождение в 1558—61 гг. купца Василия Познякова (см.). Его описание Иерусалимских и синайских святынь целиком вошло в знаменитое "Хождение Трифона Коробейникова" (см.) — наиболее распространенное произведение паломнической литературы, которое с конца XVI в. и поныне осталось в народном чтении, заслонив все, что ему предшествовало, и не уступая своего места никаким новым описаниям св. мест. Официальному поручению обязан своим происхождением и известный "Проскинитарий" Арсения Суханова (см.). По побуждениям личного благочестия совершали свои хождения паломники-писатели Вас. Гагара (см.) и Иона Маленький (см.). Ими заканчивается ряд паломников-писателей допетровской Руси [Изданный А. С. Петрушевичем "Путник о граде Иерусалиме, составлевный галицко-русским между 1597—1607 гг." (Львов, 1872) оказывается переводом греч. проскинитария (путеводителя), изд. в 26-м вып. "Правосл. Палест. Сборника" (СПб.,1890). Мелетий Смотрицкий (см.) составил "Апологию моему странствованию на Восток", которая была напеч. в Дермакском монастыре в 1628 г., в переводе на современный русский язык издана иезуитом Мартыновым (Лпц., 1863).]; но древнерусский тип паломнического хождения дожил до XVIII в. Паломники 1704 г. иеромонахи Макарий и Сильвестр ("Путник" их изд. архим. Леонидом в "Чтениях Общ. Истории и Древн.", 1873; т. III) многое взяли целиком из Трифона Коробейникова. Путешественник 1710—1711 г., старообрядческий священник Лукьянов (см.), уже больше рассказывает о своих личных впечатлениях. Из весьма немногих других паломников-писателей первой четверти XVIII в. выделяется посадский Нечаев (см.). Новое, более сознательное и критическое изучение православного Востока открывает собой знаменитый пешеходец Григорович-Барский или Василий Киевский (см.), но, главным образом, это изучение принадлежит XIX ст. От середины XVIII в. до нас дошло описание путешествия инока Мотронинского монастыря Серапиона, 1749—51 г. (ср. ст. архим. Леонида в "Чтениях Общ. Истории и Древностей", 1873, т. III). Царствование Екатерины II, с ее продолжительными войнами с Турцией, мало благоприятствовало П. русских людей на Восток. За исключением записок О. Плещеева (см.), случайно посетившего Назарет, к этой эпохе относятся лишь путешествия иноков Саровской пустыни Игнатия (изд. в 36-м вып. "Правосл. Палестинского Сборника", СПб., 1891) и Мелетия (см.). К началу XIX ст. относятся путешествие Бронникова (см.), "Путевые записки братьев Вешняковых и мядынского купца Мих. Новикова" (М., 1813) и анонимные записки, напеч. в "Северных Цветах" на 1826 г." и принадлежавшие Д. В. Дашкову. Из русских палестиноведов XIX в. Св. Землю в качестве паломников посещали А. Н. Муравьев, А. С. Норов, архим. Леонид, А. В. Елисеев, Т. И. Филиппов (см. эти имена). В XIX в. удобства и безопасность путей сообщения привели к сильному росту русского П. в Св. Землю. В конце прошлого века ежегодное число русских паломников в Иерусалим редко превосходило несколько десятков, в 1820 г. оно уже доходило до 200, а в 1840-х годах до 400, в 1859 г. до 950, в 1866 г. до 1098 чел., в 1869 г. до 2035, в 1870-х гг. сократилось до 1500 чел., в 1880 г. вновь возросло до 2009, в 1889 г. достигло 3817, в 1896 г. 4852 чел. Подавляющее большинство русских паломников принадлежит к простонародью; больше половины их пользуется "паломническими книжками", выдаваемыми "Православным Палестинским Обществом" (см. Палестина). Помимо Палестины, русские богомольны, предпринимающие П. за пределы России, направляются на Афон и в итальянский город Бари, где покоятся мощи Николая Чудотворца. О паломничестве у мусульман см. Хаджж. Ср. Röhricht und Meisner, "Deutsche Pilgerreisen nach dem heiligen Lande" (Б., 1880 — тексты); Röhricht, "Deutsche Pilgerreisen nach dem heiligen Lande" (Гота, 1889); Пыпин, "П. и путешествия в старой письменности" ("вестник Европы", 1896, № 8).

  1. паломничествоот лат. раlmа пальма путешествия верующих к св. местам в надежде получить сверхъестеств. помощь. У христиан П. началось с путешествия в Палестину откуда паломники привози...Атеистический словарь
  2. паломничествоот лат. раlmа пальма путешествия верующих к св. местам в надежде получить сверхъестеств. помощь. У христиан П. началось с путешествия в Палестину откуда паломники приво...Атеистический словарь II
  3. паломничествоВо время трех ежегодных праздников Пасхи см. Пасха Пятидесятницы см. Пятидесятница и праздника Кущей см. Праздник Кущей израил. мужчинам предписывалось совершать путеше...Библейская энциклопедия Брокгауза
  4. паломничествоПАЛОМНИЧЕСТВО от лат. palma пальма путешествие верующих к т. н. святым местам в надежде получить сверхъестественную помощь. В древности центрами П. были храмы Амона в ег...Большая советская энциклопедия
  5. паломничествоот лат. Palma пальма путешествие верующих к так называемым святым местам в надежде получить сверхъестественную помощь. В древности центрами П. были храмы Амона в египетс...Большая Советская энциклопедия II
  6. паломничествос. pellegrinaggio тж. перен. Итальянорусский словарь. Синонимы богомолье пилигримство путешествие странствие хадж...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  7. паломничествосWallfahrt f Pilgerfahrt fместо паломничества Wallfahrtsort m богомолье пилигримство путешествие странствие хадж...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  8. паломничествопаломничество с Wallfahrt f c Pilgerfahrt f c место паломничества Wallfahrtsort m aСинонимы богомолье пилигримство путешествие странствие хадж...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  9. паломничествос.peregrinacin fem romera f...Большой русско-испанский словарь
  10. паломничествосущ. ср. рода только ед. ч....Большой русско-украинский словарь
  11. паломничествос. plerinage m...Большой русско-французский словарь
  12. паломничествоpilgrimage посещение священного места оказывающее духовное или эмоциональное воздействие. Такой обычай встречается во многих культурах. В большинстве всемирных религий он...Большой толковый социологический словарь
  13. паломничествоpilgrimage посещение священного места оказывающее духовное или эмоциональное воздействие. Такой обычай встречается во многих культурах . В большинстве всемирных религий ...Большой толковый социологический словарь II
  14. паломничествос.plerinage m богомолье пилигримство путешествие странствие хадж...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  15. паломничествоот лат. palma пальма странствие верующих дляпоклонения святым местам у христиан в Иерусалим Рим у мусульман в Меккуи др. Названо по обычаю христианских паломников приво...Большой энциклопедический словарь II
  16. паломничествоПАЛОМНИЧЕСТВО от лат. palma пальма странствие верующих для поклонения святым местам у христиан в Иерусалим Рим у мусульман в Мекку и др. Названо по обычаю христианских ...Большой Энциклопедический словарь V
  17. паломничествоот латинского palma пальма странствие верующих к святым местам у христиан в Иерусалим Рим у мусульман в Мекку и др. для поклонения. Названо по обычаю христианских пало...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  18. паломничествопутешествие к святым местам с целью поклонения известным святыням древнейшие памятники индийской литры Веды и брахманы не признают института П. лишь в эпосе Махабхарата...Индуизм
  19. паломничествоПаломничество посещение святых мест с целью поклонения. Паломничество существовало в Древнем Египте Древней Греции Древнем Риме и других странах. Принято до сих пор во м...Исторический словарь
  20. паломничествоа ср.em Хождение странствование по так наз. святым местам. перен.em Путешествие хождение кудал. многочисленных посетителей с целью отдать дань почтение кому чемул.В прежн...Малый академический словарь
  21. паломничествокорень ПАЛОМ суффикс НИЧ суффикс ЕСТВ окончание О Основа слова ПАЛОМНИЧЕСТВВычисленный способ образования слова Суффиксальный ПАЛОМ НИЧ ЕСТВ О Слово Паломничес...Морфемный разбор слова по составу
  22. паломничествоНачальная форма Паломничество винительный падеж единственное число неодушевленное средний род...Морфологический разбор существительных
  23. паломничествоpilgrimage странствие верующих для поклонения святым местам предпринятое для духовного совершенствования излечения или в качве покаяния или благодарения. В большинстве ре...Народы и культуры. Оксфордская энцкилопедия
  24. паломничествопаломничество ср. Путешествие к святым местам для поклонения получившее широкое распространение среди верующих в христианской мусульманской и т.п. религиях. а перен. ра...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  25. паломничествоПаломничество pilgrimage странствие обычно длительное к святым местам ради выражения религ.чувств или искупления грехов. Поначалу П. христиан совершалось к местам связанн...Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия. Всемирная история (с 1800 г. и до наших дней)
  26. паломничествопаломничество паломничество а...Орфографический словарь
  27. паломничествоu с богомолье пилигримство путешествие странствие хадж...Орфографический словарь русского языка
  28. паломничестволат. пальма религиозный обычай состоящий в посещении святых мест путем длительных и сложных путешествий дающих человеку особый настрой взволнованность укрепление в вере...Основы духовной культуры
  29. паломничествоПутешествие верующих к святым местам. Паломник м. паломница люди совершающие паломничество....Основы православной культуры
  30. паломничествоот лат. palma пальма странствие верующих для поклонения святым местам у христиан в Иерусалим Рим у мусульман в Мекку и др. Названо по обычаю христианских паломников приво...Политическая наука - Словарь-справочник
  31. паломничествоПаломничество от лат.em palma пальма странствие верующих для поклонения святым местам у христиан в Иерусалим Рим у мусульман в Мекку и др. Названо по обычаю христианских ...Политология. Словарь.
  32. паломничествопаломничество паломничества паломничества паломничеств паломничеству паломничествам паломничество паломничества паломничеством паломничествами паломничестве паломничества...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  33. паломничествоОрфографическая запись слова паломничество Ударение в слове паломничество Деление слова на слоги перенос слова паломничество Фонетическая транскрипция слова паломничество...Полный фонетический разбор слов
  34. паломничествохождение верующих к святым местам на поклонение.Синонимы богомолье пилигримство путешествие странствие хадж...Православный энциклопедический словарь
  35. паломничествопроща щ....Російсько-український словник (Українська академія наук)
  36. паломничествоПАЛОМНИЧЕСТВО от лат. palma пальма путешествие верующих к святым местам основанное на вере в то что Божество открывается и дарует благодатную помощь в первую очередь та...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  37. паломничествоСм. БОГОМОЛЬЕ.Источник Энциклопедия Русская цивилизация богомолье пилигримство путешествие странствие хадж...Русская энциклопедия
  38. паломничествопаломничество аСинонимы богомолье пилигримство путешествие странствие хадж...Русский орфографический словарь
  39. паломничествоСр мн. нет . zvvarlq ziyarti . mc. syaht....Русско-азербайджанский словарь
  40. паломничествопаломничество с.ipilgrimage...Русско-английский словарь
  41. паломничествоpilgrimage...Русско-английский словарь политической терминологии
  42. паломничествоN...Русско-армянский словарь
  43. паломничествоПаломнцтва...Русско-белорусский словарь
  44. паломничествопрям. перен. разг.i паломнцтва ср.i...Русско-белорусский словарь II
  45. паломничествопало богомолье пилигримство путешествие странствие хадж...Русско-ивритский словарь
  46. паломничествоажыа бару тауап етуге бару рмет крсетуге бару...Русско-казахский словарь
  47. паломничествоажылы...Русско-казахский словарь для учащихся и студентов
  48. паломничествоажылы...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  49. паломничествоту етушлк зиярат...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  50. паломничествоср. зыяратка баруу ажыга баруу....Русско-киргизский словарь
  51. паломничествоchoshn jnxing choshng перен. разг. fnfn biyСинонимы богомолье пилигримство путешествие странствие хадж...Русско-китайский словарь
  52. паломничествоAclq в Мекку...Русско-крымскотатарский словарь
  53. паломничествоаджылыкъ в Мекку...Русско-крымскотатарский словарь II
  54. паломничествоsvtceojums...Русско-латышский словарь
  55. паломничествоМргл хийхээр явах бадарчлах урт удаан аялал...Русско-монгольский словарь
  56. паломничествоvalfart богомолье пилигримство путешествие странствие хадж...Русско-норвежский словарь
  57. паломничествоptnictwo pielgrzymka...Русско-польский словарь
  58. паломничествосperegrinao fu romaria f богомолье пилигримство путешествие странствие хадж...Русско-португальский словарь
  59. паломничествоПаломничествоziara ma haji hija uhaji ед....Русско-суахили словарь
  60. паломничествопаломничество зират а...Русско-таджикский словарь
  61. паломничествосhac yolculuu hac ccсовершить паломничество в . .a hac ziyareti yapmakместа паломничества христиан Hristiyanlarn hac yerleri богомолье пилигримство путешествие странств...Русско-турецкий словарь
  62. паломничествоziyorat...Русско-узбекский словарь Михайлина
  63. паломничествоnem ksem паломниксто палоuмничества pyhiinvaelluspaikka...Русско-финский словарь
  64. паломничествоpou...Русско-чешский словарь
  65. паломничествоvalfr_d.strong vallfrdvalfar_t.strong vallfart .strong pilgrimsfrd...Русско-шведский словарь
  66. паломничествоPilgrimsfrd vallfrd...Русско-шведский словарь II
  67. паломничествоPalvernnak...Русско-эстонский словарь
  68. паломничествостранствие верующих к святым местам. У христиан в Иерусалим Рим у мусульман в Мекку и т. д. Название по обычаю христианских паломников привозить из Палестины пальмовую ...Словарь исторических терминов
  69. паломничествоe piligrimage f pelerinage d Pilgerfahrt Путешествия с религиозными целями и прежде всего с целью посещения и поклонения святым местам в собственной стране или за границе...Словарь международных туристских терминов
  70. паломничествопаломничество см. путешествие...Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений
  71. паломничествопаломничествоСм. путешествие....Словарь синонимов II
  72. паломничествопаломничество См. путешествие. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова М. Русские словари. паломничество странствие богомолье путеш...Словарь синонимов II
  73. паломничествопаломничество странствие богомолье путешествие пилигримство хадж...Словарь синонимов
  74. паломничестволат. peregrinatio распространенная в средние века форма благочестивого путешествияem к центрам поклонения христианским святыням в том числе в Рим Иерусалим и другие места...Словарь средневековой культуры
  75. паломничествоот лат. palma пальма путешествие странствие верующих с целью поклонения особо почитаемым святыням а иногда получения сверхъестеств. помощи. В древности центрами П. были...Советская историческая энциклопедия
  76. паломничествоПАЛОМНИЧЕСТВО от лат . palma пальма странствие верующих для поклонения святым местам у христиан в Иерусалим Рим у мусульман в Мекку и др. Названо по обычаю христианских ...Современный энциклопедический словарь
  77. паломничествоПАЛОМНИЧЕСТВО а ср. . Путешествие паломника паломников. П. вМекку. . перен. Путешествие хождение кудан. с целью ознакомления скакимин. достопримечательностями а также к з...Толковый словарь Ожегова
  78. паломничествоПАЛОМНИЧЕСТВО паломничества ср. книжн. . Хождение странствование паломника в знач. . перен. Путешествие кудан. многочисленных толп почитателей поклонников когочегон. ср....Толковый словарь русского языка II
  79. паломничествопаломничество паломничество а ср. Путешествие паломника паломников. П. в Мекку. перен. Путешествие хождение кудан. с целью ознакомления с какимин. достопримечательностями...Толковый словарь русского языка II
  80. паломничествоПАЛОМНИЧЕСТВО а ср. . Путешествие паломника паломников. Паломничество в Мекку. . перен. Путешествие хождение куданибудь с целью ознакомления с какиминибудь достопримечате...Толковый словарь русского языка
  81. паломничествоУдарение в слове паломничествоУдарение падает на букву оБезударные гласные в слове паломничество...Ударение и правописание
  82. паломничествоRzeczownik паломничество n pielgrzymka f ptnictwo f...Универсальный русско-польский словарь
  83. паломничествопаломничество паломничества паломничества паломничеств паломничеству паломничествам паломничество паломничества паломничеством паломничествами паломничестве паломничества...Формы слова
  84. паломничествоИена Иван Енот Енол Евина Ева Все Вполне Впол Вплести Вотчина Вотчим Вотчал Вона Вон Волосач Волос Волопас Воломит Волна Волин Волан Вол Воин Внос Внести Вне Внаем Вмс Вм...Электронный словарь анаграмм русского языка
  85. паломничествоПаломничество верование что молитва более действительна в определенных местностях имеющих то или иное отношение к божеству было свойственно уже народам классического миp...Энциклопедический словарь
  86. паломничествоПаломничество лат.em palma пальма путешествие верующих к святым местам у христиан в Иерусалим Рим у мусульман в Мекку и др. в надежде на сверхъестественную помощь. Назв...Энциклопедия культурологии