Словарь литературных терминов

ТВОРЧЕСТВО

ТВОРЧЕСТВО(поэтическое). Вопрос о сущности поэтического творчества может рассматриваться двояко — в зависимости от того, что сделаем мы предметом рассмотрения: поэтическое ли произведение, созданное актом творчества, или сам этот акт. Проблема поэтического произведения — основная проблема поэтики (см. Поэтика). Проблема акта поэтического творчества — самого этого творчества, как такового — основная проблема психологии поэтич. творчества.
Что происходит в душе поэта в то время, когда он слагает свое произведение (привключая непосредственно примыкающие сюда переживания прошлого?). Это — вопрос чрезвычайно сложный и во многом, быть может — самом существенном, еще темный, несмотря на то внимание, которое он издавна привлекал к себе. Первоисточником являются здесь показания поэтов (понимая под этим — художников слова вообще, от Гоголя и Сервантеса до Шекспира и Фета). Но одно дело — правдиво и ярковыразитьпережитое, другое — верноистолковатьего, т.-е. объяснить пережитое явление в его корнях и закономерности, включить его, как некоторый осмысленный факт, в целое научного знания. Здесь показание поэта должно быть дополнено объяснением психолога. Собственно только психолог и ставит впервые самую проблему — сущности поэтического творчества; поэт (поскольку он не становится на точку зрения психолога) только переживает акт творчества, принимает его, как факт. К сожалению, ряд причин, заложенных в самом духе современной психологии и которых нам здесь нет необходимости касаться ближе, препятствует ей охватить проблему поэтического (и вообще художественного) творчества во всей той конкретной своеобразности и глубине, которые присущи последней. Поэтому наиболее ценным материалом для ее решения остаются все же показания самих поэтов.
Если отбросить ряд привходящих моментов, можно сказать, что вопрос о сущности поэтического творчества сводится к вопросу о сущности поэтическойфантазии— в отличие от процессов восприятия, воспоминания, абстрактного мышления и т.д. Добавим тут же, что игра фантазии проникает собой всю душевную жизнь, значит и каждое «воспоминание», и каждое «понятие» (и в этом смысле можно сказать, что мы не только все, но и всегда — поэты); однако лишь в творческой направленности на созидание поэтического произведения собирает фантазия все лучи свои как бы в один фокус, раскрывает себя в своей подлинной природе. Укажем ряд черт, присущих поэтической фантазии.
Во-первых, это — фантазия творческая, т.-е. созидающая нечто новое, чего еще не было дано в опыте поэта.
Во-вторых, действие ее самопроизвольно, т. н. не подчинено личной воле поэта, а проявляется вне зависимости от нее и часто даже ей наперекор («вдохновение»).
В этом смысле интересно одно из стихотворений Виктора Гюго, где поэт изображает себя борющимся с низошедшим на него вдохновеньем, которое глубокой ночью не дает ему, усталому, заснуть; «я не хочу», отвечает поэт — но в конце концов принужден сдаться и взяться за перо (ср. обратное признание Пушкина — о неудачной попытке «насильно вырывать слова у музы»; стих: «Зима. Что делать нам в деревне».). Этим уже указан и третий признак поэтич. фантазии: ее творчество не есть творчество самого размышляющего и велящего сознания поэта; ее сфера — засознательная область душевной жизни (что не исключает, разумеется, последующего или даже параллельного контроля сознания, самокритики, отделки и т. п.).
Поэтому на пороге этой второй, высшей для самих поэтов, области их внутренней жизни, скрывающей в себе истоки их творчества, издревняя поэтическая традиция поставила олицетворение поэтич. фантазии — образ Музы, как бы независимого от поэта существа — вдохновителя. Далее, поэтическая фантазия по существу образна (ср. самое слово воображение). Только не следует, как это часто делают, сужать понятие образа до понятиязрительногообраза: есть образы слуховые (примеры — в «Слепом музыканте» Короленко), осязательные, обонятельные... Независимо от этого, здесь важно уметь различить (хотя бы абстрактно, в пределе) между образом, данным в простом восприятии или воспоминании, и поэтическим образом. Сравним, напр., зарницу, как мы наблюдаем ее в действительности, с тютчевским образом: «Одни зарницы огневые, — Воспламеняясь чередой, — Как демоны глухонемые — Ведут беседу меж собой». Всякий согласится, что тютчевский образ исключителен по силе и яркости. Попробуйте, однако, представить себе зрительно, как мы представляем себе внешний предмет, — глухонемого демона: вместо образа получится карикатура. Здесь и можно увидеть, что поэтический образ ценен для нас вовсе не своей самодовлеющей, так сказать, чувственной наглядностью (самый богатый поэтический образ в этом отношении чрезвычайно смутен и беден — обычно мы только не замечаем этого), а тем, что он делает для нас предмет живым и осмысленным, как бы вводит нас в его потаенную жизнь, раскрывает нам его душу. В этом смыслеобразпредмета есть всегда ичувствопредмета, и если в эпическом и отчасти драматическом творчестве подчеркнут момент собственно-образности, пластичности, а в творчестве лирическом четкость образов отступает перед ритмом и музыкой чувства, то это не является достаточным основанием делить поэтическое творчество на особые виды: творчество образное и лирическое. Поэтическая фантазия едина, хотя ее радуга играет многообразными оттенками. «Скрытый» лиризм есть и в эпосе, сквозь лирику проходят «тени» образов. Вышеуказанное одушевление изображаемых предметов (также олицетворение различных явлений внутреннего и внешнего мира) тесно роднит поэтическую фантазию с фантазией мифотворческой: мир поэта, где звезды нашептывают сказки, где волна — конь морской, кидающий копыта в берег, и из-за гривы которого показывается голова русалки, где живут и действуют «несуществующие» герои, — этот мир — непосредственное продолжение мира, каким он рисовался древнему человеку — исполненным божественных существ, таящим в себе тайны своей особой независимой от человека жизни. Даже реалистическая поэзия — вымышляя и одушевляя — по существу мифологична. Поэтическая фантазия — мифологизация жизни. Обычное определение ее, как мышление образами, образноеобобщение(Потебня и его школа во главе с Овсянико-Куликовским) стирает ее своеобразие, рассматривая ее лишь как преддверие или дополнение к мышлению абстрактному. Из работ о сущности поэт. творчества (на русск. языке) можно указать: Рибо «Творческое воображение», Вундт «Фантазия, как основа искусства», Потебня «Мысль и язык», труды Овсянико-Куликовского, сборники: «Вопросы теории и психологии творчества» (ред. Б. Лезин), К. Гроос «Введение в эстетику», И. Кон «Общая эстетика», Бр. Христиансен «Философия искусства», Кроче «Эстетика», И. Лапшин «Вселенское чувство». Показания самих поэтов — помимо приведенных в перечисленных работах — можно найти, напр., в разговорах Гете, собранных Эккерманом, в письмах Флобера (по-русски вышел один том), Геббеля (перевод ряда писем был напечатан в «Русской Мысли»), в статьях — комментариях Гоголя, Гончарова, наконец — в самих произведениях поэтов (см. Образ, Фантазия).
М. Столяров.
\
Источники изучения психологии художественного творчества. Художественное словесное творчество представляет особую группу социально- и индивидуально-психологических явлений, весьма сложную по своему составу и разнообразию. Эти явления протекают прежде всего в некоторой социологической среде и вырастают на ее почве. Индивидуально-художественное творчество также весьма сложный и недостаточно изученный процесс. В результате процесса, после своеобразного иногда долгого и упорного труда, приложенного к оформлению художественных интуиции, пред читателем или зрителем (если речь о драматическом творчестве) и является художественное создание, будет ли то стихотворение, повесть, роман, комедия и т. д. как некоторая новая ценность, поступающая в общую сокровищницу слова. Готовое произведение в свою очередь продолжает жить в уме и чувстве читателей (если не умирает в скорости по недостатку жизнеспособности), преломляясь в новой и новой среде, и во взаимодействии законченного произведения и той среды, в которой ему суждено продолжать существование, возникают новые явления, влияния произведения на новых художников, изучаемых историю художественного слова, историею его развития. Сообразно такому представлению о художественном творчестве, источниками его изучений последовательно являются: 1) данные о среде, в которой возникла и выросла органически новая художественная ценность; 2) данные об индивидуальном творце ее; 3) внутренняя и внешняя история отдельного создания или группы созданий художника от первых зарождений образов и настроений до окончательного возведения их в «перл творения»; 4) самое произведение, его законченный текст, подлежащие дальнейшим изучениям и 5) данные о последующей жизни текста и всего в нем заключенного в ближайшей читательской среде и у потомства, освещающая нам связь психологии творца-художника и его читателей.
При подходе к этому материалу, крайне пестрому и разнообразному, естественно руководствоваться хотя бы недостаточно еще разработанными общими представлениями о существе художественного творчества. Наиболее оправданными представляются сейчас те научные построения, которые даны историко-литературной и филологической школою Александра Веселовского и Потебни. Здесь уместно указать, помимо трудов названных ученых и преемников их, в особенности Д. Н. Овсянико-Куликовского и др., очень полезные для первоначального введения в дело, сборники, выходившие с 1907 г. в Харькове, под редакцией Б. А. Лезина, при участии В. И. Харциева, Е. В. Аничкова, А. Г. Горнфельда, Овсянико-Куликовского и мн. друг., под общим заглавием «Вопросы теории и психологии творчества» (Пособие при изучении теории словесности в высших и средних учебных заведениях). Столь же важно в этого рода изучениях освоиться с руководящими указаниями методологии истории литературы, как ни мало еще разработана специально у русских эта методология, — хотя бы по «Методу в истории литературы» Г. Лансона (русский перевод М. Гершензона, М. 1911 г., изд. т-ва Мир) или по материалам, собранным в трудах В. Н. Переца по методологии истории русской литературы, А. Евлахова («Введение в философию художественного творчества») и др.
Данные о среде, в которой возникает художественное создание слова, относятся к общей истории и особенно истории культуры. Изучающий естественно будет выбирать свой материал сообразно своим представлениям о соотношениях между общим и личным в социологической среде. Зависимость личного от давления и влияния среды, по установившемуся в науке представлению, выражается в виде бессознательно усваиваемыхформ мышления, несомненно резко различных в различных общественных слоях, профессиях и других группировках: формы мысли горожанина и селянина рабочего, ремесленника, землевладельца, человека свободных профессий и т. д. Художники слова, раньше чем проявили себя таковыми, естественно связаны с тою или другою общественною группою и так или иначе переносят в той или иной степени в свое творчество формы мышления или более или менее ясные следы этих форм, в которых бессознательно вращалась их собственная, оригинальная мысль до своего более глубокого и иногда далеко ушедшего в новые стороны оригинального развития. Необходимою предпосылкою изучений индивидуального художественного творчества и является точное научное изучение и определение форм мышления тех групп, из которых выходили те или иные творцы слова, скажем — аристократа-придворного и вельможи времен Екатерины II, дворянина Александровской эпохи; крупного, среднего и мелкого землевладельца-помещика Николаевской эпохи; служилого дворянства тех же эпох; разночинцев 50—80-х г.г., буржуазного городского слоя 50-х—60-х годов, и т. д., и т. п., кончая пролетарской психологией городских рабочих слоев последних лет. Исследователь не должен упускать из виду, что задача его — изучение художественной интуиции, развития ее в смене чередующихся господствующих литературных вкусов и стилей; общее точное представление о них столь же существенно важно, как и предпосылка о формах общественного мышления тех групп, из которых выходили создатели новых литературных вкусов. Существующие общие обзоры русской литературы XVIII—XX веков в этом отношении все более или менее страдают уклоном в вульгарный подмен истории словесного художественного творчества историею общественности и культуры, до того, что развитие художественной интуиции является каким-то случайным придатком к смутному пересказу биографических, библиографических и чисто историко-культурных данных, в их внешней хронологической связи. Как серьезный труд, в котором поставлена задача — правда, более теоретически, чем на деле — отойти от старой вульгарной истории литературы к новым ее изучениям, перенеся центр тяжести на художников слова и их произведения в их внутренней ценности — приходится назвать только коллективную историю русской литературы XIX и XX вв. издательства «Мир», под редакциею Д. Н. Овсянико-Куликовского и А. Е. Грузинского и П. Н. Сакулина (XIX в.), и С. А. Венгерова (XX в.). Но и здесь — в виду слабой еще разработки самых общих начал методологии русской литературы, попытки осветить психологическую связь развития художественной интуиции с социологическим движением можно признать лишь шаткими и импрессионистическими догадками, не идущими далее самых общих и неопределенных соображений. Повидимому, дело придется начинать с другого конца. Сначала должны быть изучены объективно, путем наблюдения, анализа и тщательно собранных фактов, — с точки зрения разработанной теории психологии творчества — интуиции и стили огромного количества наших писателей, с таким блеском и широтою непосредственно заявлявших себя своим творчеством. И только после этого можно будет начать строить широкое научное здание обобщенной истории литературы. А до этого русским читателям долго еще придется довольствоваться обзорами и руководствами, имеющими чисто временное значение введений, при том иногда чисто внешнего характера, в целое литературы, живущей буйным и хаотическим ростом стихийного развития.
Данные об индивидуальных творцах художественных созданий, освещающие нам психологию их творчества, рассеяны в огромном количестве материала, крайне разнообразного, так что пришлось бы дать целое большое библиографическое исследование, чтоб осветить этот материал сколько-нибудь полно. Приходится ограничиться по неволе самыми отрывочными указаниями относительно лишь виднейших представителей русского художественного слова. Эти данные рассеяны в отдельных биографиях, в разнообразных мемуарах, письмах, сочинениях самих художников слова, их дневниках, автобиографиях и т. д., и т. п., при чем оказывается, что весьма немногое приведено в некоторых сборниках и книгах в систематический вид, пригодный для более непосредственного использования. Очень полезно в этом отношении издание И. Д. Сытина «Историко-литературная библиотека», под ред. А. Е. Грузинского; здесь были даны хрестоматические сборники, освещавшие жизнь и творчество ряда писателей обширными выдержками из воспоминаний современников, из переписки и т. п. (Гоголь, Западники сороковых годов, Грибоедов, Пушкин, Ранние славянофилы, Некрасов, Достоевский), но издание, к сожалению, не имело продолжения. Приходится по другим писателям обращаться к многочисленным справочникам, из которых можно назвать здесь только два три указателя и сборника из массы их, имеющие более широкое или специальное значение: Рубакин, Среди книг, т. I; Владиславлев, Русские писатели XIX—XX ст. Опыт библиографич. пособия по нов. русск. литературе. М. 1918 (3-ье изд.); общие литературные указатели и словари: Венгеров, Словарь, Межов, Метьер и т. д. Ряд автобиографий дан в названном словаре Венгерова, в Русск. Литературе XX века под редакцией его же, в сборнике «Первые шаги» Фидлера, в сборнике «Русские Ведомости», в «Словаре Общества любителей Рос. Словесности» и т. д. Полезны в некоторых случаях известные сборники критических и историко-литературных статей Зелинского, Покровского и др.
За огромностью литературы об отдельных авторах возможно указать лишь немногое, интересующее нас в данный момент. Из писателей XVIII века достаточно назвать Державина, Фон-Визина, Крылова, Карамзина, для освещения творчества которых имеются изданные более или менее научно собрания сочинений, писем: в частности признания Державина, письма Фон-Визина и Карамзина; автобиография первого из них, заграничные письма обоих вводят нас в психологию художника XVIII в. Для сентименталиста и романтикаЖуковского, помимо заявлений его о задаче художника в многих стихотворениях, заявлений отражающих именно его психологию, мы имеем, сверх биографий Загарина и Зейдлица, его обширную переписку и исследование Александра Веселовского: «Жуковский. Поэзия чувства и сердечного воображения».Грибоедовразносторонне освещен академическим изданием (Пред. Пиксанова) его сочинений и переписки. Известны материалы оВеневитинове. Ценна автобиографиякн. Вяземского. Для первоначального введения в изучениеПушкинаудобен вышеназванный том «Историко-литературной библиотеки» (составл. Н. Заозерским), где приведены извлечения из наиболее существенных воспоминаний о Пушкине и из его переписки. Психология поэта вообще и в частности самого Пушкина освещена им с поразительным блеском, реализмом самонаблюдения, и силою в ряде известных всем лирических пьес и может быть дополнена многочисленными признаниями писем, отрывков дневников и т. п. То же надо повторить и оЛермонтове(см. академическое издание), по психологии творчества которого новые черты даны сборником «Задруга».Кольцови современные его изучения освещены в академич. издании. ДляНикитина, творчество которого имеет очень своеобразные черты в связи с колебаниями его настроений и мировоззрения, заставлявшими его переделывать снова и снова свои произведения, имеется превосходное (не законченное) издание его сочинений под редакцией А. Г. Фомина.Некрасов, давший в своих стихах не мало ценнейших самопризнаний, до сих пор не дождался полного собрания ни сочинений, ни переписки, но изучения хотя только начинаются, все более устанавливают за ним по самому психологическому ходу и результатам творчества — все права первокласного поэта, столь долго у него оспариваемые. См. о нем томик «Историко-литературной библиотеки» Сытина, составленный Ч. Ветринским, и новейшие работы К. Чуковского.
Чрезвычайно богаты письмаГоголя(см. сочинения под ред. Тихонравова и письма, также томик «Историко-литератур. библиотеки») признаниями о своем творчестве и своеобразных чертах его, которое роднится с художественным процессом Достоевского; о Гоголе мы имеем работу Овсянико-Куликовского, особо интересную именно со стороны анализа психологической глубины его процесса.Герцендал о себе знаменитые свои мемуары «Былое и Думы», наравне с обширною его перепискою, отражающею множество сторон его художественной личности. Еще богаче в этом отношении литературное наследствоТургенева: необычайно ценны, как самопризнание гениального художника, многие места его воспоминаний и самооправданий по поводу отдельных произведений, и т. п.; в особенности важны его «Призраки» и «Довольно», открывшие впервые в художественной форме оборотную сторону творческих художественных процессов (превращение светлой музы в безжалостного к художнику вампира). Наравне с этим стоит его переписка, особенно целые серии писем к Виардо и другим иностранным друзьям (Флобер и др. писател.), к графине Ламберт, к Толстому и многим русским литераторам, что все представляет живой комментарий к цепи его творчества. Очень богаты также признания и в воспоминаниях, и в литературных объяснениях, и в романах (особенно «Обрыв»), и особенно в перепискеГончарова, который в конце концов раскрылся пред нами, как художник полубольной и мученик своего дара. Второстепенный беллетристД. Григоровичоставил ценные для нас литературные воспоминания, содержащие многие ценные мелочные наблюдения над многими писателями (между прочим о Достоевском). Вместе с плеядою сороковых годов выступивший представитель более старшего поколенияС. Т. Аксаковв своих воспоминаниях, особенно в «Детских годах Багрова-внука», дал драгоценные самонаблюдения над зарождением лирических движений в детской душе. Колоссальное творчествоДостоевского, больное и захватывающее необычайно субъективными порывами поэтической души, не может быть и отчасти понято помимо его необыкновенной биографии, освещенной самопризнаниями и самоопределениями в «Дневниках писателя» и переписке; последняя часто истинно дает ключ к его крупнейшим созданиям; изданный Страховым и Миллером том его биографии и писем (1883 г.) дополняется вышеназванным томиком «Историко-литературной библиотеки» (составлен Ч. Ветринским) и предстоящими новыми публикациями неизданных частей его переписки.Лев Толстойоставил — в своих автобиографических признаниях, в воспоминаниях, в дневниках (лишь начатых опубликоваться), в «Исповеди» и т. д., как и в художественных произведениях и в своей колоссальной переписке — огромные залежи материала для изучений психологического процесса творчества. Особенно богаты материалом переписки Толстого с графиней А. А. Толстой, со Страховым, с Фетом и т. д.; предстоящее опубликование писем к Толстому со стороны многочисленных литературных деятелей начиная с 1850-х годов должно значительно обогатить эти материалы о том, как создавались его произведения. Что касается большого числа воспоминаний о Л. Толстом, то и они довольно богаты ценными свидетельствами о нем, как о художнике; назовем воспоминания Лазурского, дневники Гольденвейзера, Гусева и Булгакова, и т. д.
Очень важны воспоминания о Толстом и ТургеневеФета, оставившего многое и о себе в своих воспоминаниях. Переходя к второстепенным деятелям той же эпохи, мы видим, что и для них можно найти более или менее ценный материал, ими самими представленный, в письмах, разнообразных рассказах о данных лицах, и ими самими составленных мемуарах и повествованиях. Писемский, Островский, Салтыков-Щедрин, Мельников-Печерский, Тютчев, А. Толстой, Майков, Полонский и многие другие — вот лица, опубликование материалов и сведений о которых еще большей частью на очереди и так или иначе обогатит и сделает более отчетливым наше знание о художественной интуиции и ее развитии. Здесь надо назвать еще ряд лиц, не принадлежавших к художникам слова, но оставивших более или менее ценные и важные с нашей точки зрения материалы об этих художниках в своих воспоминаниях. Так, чрезвычайно интересны и поучительны многие страницы воспоминаний таких авторов, как П. В. Анненков («Замечат. десятилетие», воспоминания о Гоголе и др.), А. Ф. Кони (Тургенев, Достоевский, Писемский, Гончаров, Некрасов), С. Максимов (Островский), Панаев И. И. (кружок Белинского), Головачева-Панаева, гр. В. Соллогуб, П. М. Ковалевский, Белоголовый и мн. др.
Для писателей, начиная с 70-х—80-х годов, сделано в смысле собирания материалов для изучения их со стороны психологии их творчества, пока очень немного. Собрано много по Гаршину (ср. его «Художники»). Только начато собирание и опубликование материалов напр. о виднейшем народнике 70-х—80-х годов Глебе Успенском. Начато собирание материалов о таком крупном писателе 80-х до 1900 г.г., как Короленко, авторе известных «Записок моего современника», которые в литературе автобиографии заняли место рядом с мемуарами С. Аксакова, Герцена, в одном ряду с незаконченными, но высоко талантливыми «Скитальчествами» Аполлона Григорьева и немногими другими произведениями. Обратила на себя внимание талантливая и живая философскою настроенностью перепискаЭртеля. Из других более новых писателей едва ли не более всех посчастливилосьЧехову: помимо многочисленных признаний в его очерках, в которых не раз говорится о психологии художников разного рода (также в «Чайке» и др.), опубликована его обширная переписка, чего придется еще долго ждать очень многим писателям. Как материал, данный не самими художниками слова о себе, а их современниками, заслуживают особого вниманияхудожественно выписанные воспоминанияС. Елпатьевского(Гл. Успенский и др.) иВ. Г. Короленка, а также —Горького(давшего довольно много и о себе самом в своих воспоминаниях о разных лицах, а также в «Детстве») и т. д. Во всем вышеперечисленном материале читатель и исследователь находит в дополнение к тому, что сведено в биографиях отдельных лиц, также данные для истории отдельных художественных произведений от их зарождения до появления в печати и до борьбы, которую вызывали многие из них в движении литературных вкусов и мнений.
Но самым существенным и центральным для изучения психологии творчества является, конечно, само художественное произведение, еготекст, который и подлежит в первую и главную очередь самому пристальному и всестороннему изучению и освещению. Вне твердо установленного текста нет самого художественного произведения, а может быть только более или менее смутное предание о нем. Исследователь устанавливает подлинность и принадлежность текста данному писателю, при помощи всех точных данных, заключающихся и в самом тексте и во всем, что так или иначе к тексту и его истории относится, при помощи данных и указаний таких вспомогательных дисциплин, как библиография, хронология, биография и т. д. со всеми данными общих истории, истории культуры и проч. текст должен быть тщательно очищен от ошибок и описок, от непринадлежащих к нему инородных включений и наслоений, а также восполнен там, где он терпел урезки и искажения. По восполнению текстов русских писателей, одна из необходимейших работ, восстановление всего, что в свое время исключалось по прямым цензурным требованиям, по цензурным или иным соображениям как самого автора, так и его издателей. Требуется установить даты возникновения текста в частях и целом, и особенно даты истории текста, т.-е. последовательные изменения его от первых иногда зачаточных набросков в рукописях до появления в печати, с дальнейшими изменениями текста, находимыми в особенности в прижизненных изданиях автора. Подробнейшая история текста с вариантами, находимыми в черновых рукописях, в особенности и важна для уяснения творческого процесса у данного автора. Те видоизменения, которые пройдены были отдельными местами, отдельными даже образами или штрихами, иногда ярче всего и раскрывают нам психологию творца художника, его колебания и уклоны и последние намерения и бессознательные интуитивные порывы. Поэтому так и ценны изучения рукописей художественных произведений сточки зрения психологии творчества, что при этих изучениях пред нами раскрывается самаядинамичностьпроцесса творчества. Так, тексты рукописей Пушкина, творившего с пером в руке, хранящие даже мелкие детали, налету возникавшие и исчезавшие, раскрывают всю сложность и глубину той тайной подсознательной и дневной сознательной работы, которая приводила к обаятельно легкому по сказочной внушающей силе результату. Рукописи Тургенева хранят, в соединении с его письмами и дневниками, все то обильное изначальное, что художник ловил и закреплял на лету своим творческим сознанием из живой жизни непрерывно из часа в час наблюдаемой им любовно жизни. Рукописи Достоевского, особенно первоначальные наброски больших романов, обличают неслыханное богатство мыслей, образов, положений и пр., лишь малую долю которых это пылающее художественное горение могло передать и закрепить в более законченном оформлении. Некрасов, переносивший на бумагу обычно лишь уже законченные в общих чертах пьесы или отдельные места их, раскрывает в своих рукописях, как одевались у него живыми плотью и кровью первоначальные схемы и скелеты еще только едва вчерне законченных созданий. И т. д., и т. п. Таким образом, иногда только изучение рукописей и менявшегося текста произведения способно установить с научной достоверностью все уклоны вкуса и настроения художника и определить его истинные художественные намерения и устремления, в чем так часто, сильно и много ошибается всякая догматическая или импрессионистическая критика, с ее теоретическими готовыми положениями, применяемыми вкривь и вкось, или всегда сомнительною индивидуальною впечатлительностью критика импрессиониста, обычно не достаточно осознанною. За сложною и ответственною работою над установлением текста и над его детальною историею, только и может идти в сущности дальнейшая научная разработка текста со стороны его дословного смысла и литературно-художественного значения, т.-е. определение его ценности в разнообразных отношениях (эстетическое моральное, социальное, философское и т. д.) — как художественного явления, которому предстоит дальнейшая независимая от творца самостоятельная жизнь в сознании современников и потомства. Должно с великим прискорбием оговориться что русская наука и литература не выполнили еще и минимальных требований в отношении даже корифеев своих. Поразительно ничтожно, в сравнении с богатствами русского художественного слова, количество сколько-нибудь удовлетворительно проредактированных русских авторов. Даже о Пушкине, над которым работали уже десятки исследователей, каждая новая редакция его сочинений вызывает нескончаемые споры относительно самых основных принципов правильного воспроизведения текстов, и наперечет немногие писатели, тексты которых можно признать сколько-нибудь научно проработанными и достоверными в отношении близости к намерениям авторов и в отношении установленной истории их возникновения (Гоголь под ред. Тихонравова, академические, разряда изящной словесности, издания Кольцова, Грибоедова, Лермонтова, Боратынского, и немногие другие). Огромное же количество остальных представляют образцы того, как не следует издавать русских авторов, при чем некоторые издания являются просто чудовищными (Некрасов в последних изданиях его наследников).
Что касается освещений психологии творчества русских писателей с того момента как произведение делалось достоянием читателей и критики, то история русской критики показывает, что с этой точки зрения мы найдем в исследованиях, а особенности в плодах ходовой журнальной критики, начиная с Белинского, ценного не слишком много. Подобно тому, как в упомянутых историко-литературных обзорах, мы наблюдаем подмен истории литературы историею общественной мысли, точно также и в литературной критике, в подавляющей массе ее, мы находим подмен литературы публицистикою, беседою по поводу литературного создания, которое отожествлено с самою жизнью: отражение жизни в зеркале писательского темперамента, воображения, мировоззрения и проч. всегда немилосердно спутывалось с самою жизнью, и критика более или менее скверной жизни выдавалась за литературную критику. Реакция этому настроению критики началась лишь с 80-х—90-х годов, с их попытками построить критику научно, на основе изучения психологии творчества, особенно в работах Овсянико-Куликовского (Гоголь, Тургенев, Толстой). Завершения это новое движение литературной мысли еще не получило, что и понятно по тем трудностям, какие имеет пред собою новое направление. Параллельно этим попыткам построения научной критики, в критической литературе имеют значение попытки импрессионистов (особенно Айхенвальд), которые хотят — признав наличность субъективного отношения своего к явлениям литературы — дать единственное, что, может быть, является бесспорным — формулировку своих непосредственных впечатлений от автора или произведения. Предполагается, повидимому, что построенные на субъективном впечатлении силуэты, характеристики и портреты авторов и образы их произведений, пропущенные чрез субъективное сознание критика, все-таки могут быть близки к реальной действительности, приближать нас к сути художественных созданий. Но научный подход к делу, во всеоружии объективных методов исследования, руководимого теориею психологии творчества, должен дать, повидимому, результаты более надежные и точные, нежели самые остроумные и блестяще красивые образы и силуэты, создаваемые импрессионистическим методом.
В. Чешихин-Ветринский.

Синонимы:
зиждительство, муза, создание, созидание, сотворчество, творческий процесс, фольклор


  1. творчествосоздание чегоstrong оригинальныйstrong творчество создание качественно нового создание нового не повторяющего староесоздание новых культурных ценностей.творить вдохно...Идеографический словарь русского языка
  2. творчествоТВОРЧЕСТВОСреди слов которые и по своему морфологическому облику и по смысловой структуре и даже по непосредственному впеча тлению напоминают церковнославянизмы много ли...История слов
  3. творчествопсихический процесс создания новых ценностей .как бы продолжение и замена игры детской. Деятельность результат коей создание новых материальных и духовных ценностей. Буд...Словарь практического психолога
  4. творчествород человеческой деятельности особенностью которой является создание нового не имеющего аналогов в природе и в самой этой деятельности....Cловарь музейно-педагогических терминов
  5. творчествоДеятельность отличающаяся неповторимостью и оригинальностью результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей....Адаптивная физическая культура
  6. творчествопродуктивная форма интеллектуальной активности ее высший уровень. Результатом являются научные открытия изобретения создание новых музыкальных художественных произведений...Акмеологический словарь
  7. творчестводеятельность результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по своей сущности культурноисторическим явлением Т. имеет психологическ...Большая психологическая энциклопедия
  8. творчествоI деятельность порождающая нечто качественно новое никогда ранее не бывшее. Деятельность может выступать как Т. в любой сфере научной производственнотехнической художеств...Большая Советская энциклопедия II
  9. творчествоI деятельность порождающая нечто качественно новое никогда ранее не бывшее. Деятельность может выступать как Т. в любой сфере научной производственнотехнической художеств...Большая Советская энциклопедия II
  10. творчествоcreativity . способность приходить к новым нетривиальным и при этом обоснованным решениям способность создавать вещи с явственной печатью продуктивного воображения ориги...Большая энциклопедия по психиатрии
  11. творчествос. деятельность creazione f художественное творчество attivit artistica народное творчество arte popolare совокупность созданного opera f artistica творчество Пушкина...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  12. творчествотворчество с Schaffen n Werk n a совокупность созданного народное творчество Volkskunst f Volksschaffen n Синонимы зиждительство муза создание созидание сотворчество тво...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  13. творчествосSchaffen n Werk n совокупность созданногонародное творчество Volkskunst f Volksschaffen n зиждительство муза создание созидание сотворчество творческий процесс фольклор...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  14. творчествоТВОРЧЕСТВО англ. creativity. В узком смысле Т. человеческая деятельность порождающая нечто качественно новое никогда раньше не бывшее и имеющее общественноисторическую ц...Большой психологический словарь
  15. творчествос. creacin fem creatividad fem trabajo creador творческая деятельностьдное твоuрчество arte popularческое твоuрчество quehacer histrico совокупность созданногоem obra f...Большой русско-испанский словарь
  16. творчествосущ. ср. рода только ед. ч.от словаem творитьсоздание новых по замыслу и форме культурных и материальных ценностейтворчсть мен. жн. роду тльки одн. народное творчество н...Большой русско-украинский словарь
  17. творчествос. cration f народное творчество art m populaire совокупность созданногоem uvre f в творчестве Пушкина dans luvre de Pouchkine chez Pouchkine...Большой русско-французский словарь
  18. творчествоангл. creation нем. Schopfertum. Деятельность отмеченная неповторимостью оригинальностью и общественноисторической уникальностью....Большой толковый социологический словарь II
  19. творчествос. cration f народное творчество art m populaire совокупность созданногоem uvre f в творчестве Пушкина dans luvre de Pouchkine chez Pouchkine зиждительство муза создани...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  20. творчествоиллюстрированный журнал литературы искусства науки ижизни в Москва. Редакторы А. С. Серафимович В. М. Фриче.Печатались А. С. НовиковПрибой А. П. Бибик и др. писатели. Жу...Большой энциклопедический словарь II
  21. "творчество"ТВОРЧЕСТВО иллюстрированный журнал литературы искусства науки и жизни в Москва. Редакторы А. С. Серафимович В. М. Фриче. Печатались А. С. НовиковПрибой А. П. Бибик и др....Большой энциклопедический словарь III
  22. творчествоТВОРЧЕСТВО деятельность порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью оригинальностью и общественноисторической уникальностью. Творчество специфично ...Большой энциклопедический словарь III
  23. творчествоТВОРЧЕСТВО иллюстрированный Журнал литературы искусства науки и жизни в Москва. Редакторы А. С. Серафимович В. М. Фриче. Печатались А. С. НовиковПрибой А. П. Бибик и др...Большой Энциклопедический словарь V
  24. творчествоТВОРЧЕСТВО деятельность порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью оригинальностью и общественноисторической уникальностью. Творчество специфично...Большой Энциклопедический словарь V
  25. творчествои поиск творцов Мы умеем анализировать интеллект Джордж и определять что вот этот человек может стать приличным архитектором а тот плотником. Но мы не умеем определять с...Галактическая энциклопедия из научно-фантастической литературы
  26. творчествоЛюбая деятельность по созданию новых комбинаций из элементов опыта....Глоссарий по менеджменту
  27. творчестводеятельность порождающая нечто качественно новое никогда ранее не бывшее в жизни данного человека или человечества в целом....Глоссарий философских терминов
  28. творчестводеятельность человека направленная на создание новых по форме и содержанию материальных и культурных ценностей....Глоссарий философских терминов ИФ им.Киренского РАН
  29. творчествоособая форма человеческой активности направленная на создание новых неповторимых оригинальных и в то же время социально значимых результатов. В большинстве современных со...Евразийская мудрость от А до Я
  30. творчестводеятельность порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью общественноисторической уникальностью. Творчество специфично для человека т.к. всегда пред...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  31. творчествосозидательная деятельность порождающая нечто качественно новое для крой характерны неповторимость по способу осуществления и результату оригинальность и культ.истор. уник...История и философия науки. Энциклопедический словарь
  32. творчествотворчество йзкостса творчество народное творчество...Коми (зырянский)-русский словарь
  33. творчествоформирующая деятельность человеческого духа обновляющая и облагораживающая реальную жизнь. Она служит высвобождению скрытого в мире согласно Г.Марселю и внесению в него н...Краткий религиозно-философский словарь
  34. творчествоcreativity Способность приходить к новым при этом обоснованным решениям проблем. Способность создавать вещи отмеченные воображением см. ВООБРАЖЕНИЕ неотразимые убедительн...Критический словарь психоанализа
  35. творчествоТворчество fictio creatura opus creativum...Латинский словарь
  36. творчествоТВОРЧЕСТВО поэтическое. Вопрос о сущности поэтического творчества может рассматриваться двояко в зависимости от того что сделаем мы предметом рассмотрения поэтическое ли...Литературная энциклопедия
  37. творчествоа ср.em Деятельность человека направленная на создание культурных или материальных ценностей.Художественное творчество.em Стремление к самостоятельному оригинальному тво...Малый академический словарь
  38. творчестводеятельность порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью оригинальностью и общественноисторической уникальностью. Творчество специфично для человек...Методическое обеспечение по учебной дисциплине «Педагогические технологии»
  39. творчествокорень ТВОР суффикс Ч суффикс ЕСТВ окончание О Основа слова ТВОРЧЕСТВВычисленный способ образования слова Суффиксальный ТВОР Ч ЕСТВ О Слово Творчество содержит...Морфемный разбор слова по составу
  40. творчествоНачальная форма Творчество винительный падеж единственное число неодушевленное средний род...Морфологический разбор существительных
  41. творчестводеятельность человека созидающая новые объекты и качества схемы поведения и общения новые образы и знания. В различные эпохи на первый план выходили разные аспекты Т. объ...Новая философская энциклопедия
  42. творчествоТВОРЧЕСТВО конструктивная деятельность по созданию нового. В античной философии связывалось с креативными процессами космогенеза и понятием Эроса как творческого целепол...Новейший философский словарь
  43. творчествоконструктивная деятельность по созданию нового. В античной философии связывалось с креативными процессами космогенеза и понятием Эроса как творческого целеполагания см. П...Новейший философский словарь II
  44. творчествотворчество ср. Деятельность человека направленная на создание духовных и материальных ценностей. То что создано в результате такой деятельности....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  45. творчествотворчество творчество а...Орфографический словарь
  46. творчествоu с зиждительство муза создание созидание сотворчество творческий процесс фольклор...Орфографический словарь русского языка
  47. творчествошыармашылы...Орысша-қазақша «Жеңіл және тоқыма өнеркәсібі» терминологиялық сөздік
  48. творчествоспособ деятельности и мышления обеспечивающий выход личности за пределы традиционного привычного заданного бытия. Некоторые ученые считают творчество высшей формой мышлен...Основы духовной культуры
  49. творчествотворчество творчества творчества творчеств творчеству творчествам творчество творчества творчеством творчествами творчестве творчествах...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  50. творчествоОрфографическая запись слова творчество Ударение в слове творчество Деление слова на слоги перенос слова творчество Фонетическая транскрипция слова творчество [двориздва...Полный фонетический разбор слов
  51. творчестводеятельность результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по своей сущности культурноисторическим явлением Т. имеет психологическ...Психологический лексикон
  52. творчествотворчество аСинонимы зиждительство муза создание созидание сотворчество творческий процесс фольклор...Русский орфографический словарь
  53. творчествоСр мн. нет yaradclq....Русско-азербайджанский словарь
  54. творчествоср.creation creativity creative work...Русско-английский психологический словарь
  55. творчествотворчество с. тк. ед.i. действиеi creation деятельностьi creative work радость творчества the joy of creation научное творчество scientific work народное художественное...Русско-английский словарь
  56. творчествотворчество c. . деятельность creation creative work научное творчество scientific work . созданное work....Русско-английский словарь II
  57. творчествоcreating creation creativity...Русско-английский словарь по электронике
  58. творчествоcreativity...Русско-английский словарь политической терминологии
  59. творчествоcreation creativity...Русско-английский экономический словарь
  60. творчествоN муки творчества...Русско-армянский словарь
  61. творчествоТворчасць...Русско-белорусский словарь
  62. творчествоср.i творчасць жен.i...Русско-белорусский словарь II
  63. творчествоalkots munkssg teremts alkots произведенияem alkotsok tszem mvek tsz народное творчество npmvszet когоem letm munkssg Синонимы зиждительство муза создание созидание...Русско-венгерский словарь
  64. творчествотворчество с народное Пушкина...Русско-греческий словарь (Сальнов)
  65. творчествотво Синонимы зиждительство муза создание созидание сотворчество творческий процесс фольклор...Русско-ивритский словарь
  66. творчествотолько ед.ч. шыармашылы мдениет азыналарын жасау народное творчество халы шыармашылыы. совокупность созданного шыарма творчество Абая Абай шыармасы...Русско-казахский словарь
  67. творчествошыармашылы...Русско-казахский словарь для учащихся и студентов
  68. творчествошыармашылы...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  69. творчествоср. чыгармачылык народное творчество элдик чыгармачылык песенное творчество ыр чыгармачылыгы....Русско-киргизский словарь
  70. творчестводеятельностьem chungzo chungzuхудожественное творчество процесс творчества произведенияem zupnтворчество Пушкина зиждительство муза создание созидание сотворчеств...Русско-китайский словарь
  71. творчестводеятельность yaratclq yaratuv icat etvлитературное творчество edebiy yaratclq совокупность созданного icat yaratclq eserlerтворчество Османа Акчокраклы Osman Aqoqraqln ...Русско-крымскотатарский словарь
  72. творчестводеятельность яратыджылыкъ яратув иджат этюв литературное творчество эдебий яратыджылыкъ совокупность созданного иджат яратыджылыкъ эсерлер творчество Османа Акчокраклы О...Русско-крымскотатарский словарь II
  73. творчествоdairade jaunrade...Русско-латышский словарь
  74. творчествоkryba...Русско-литовский словарь
  75. творчествос. творческая деятельность Schaffen n художественное литературное творчество knstlerisches literarisches Schaffen созданное Schaffen n Werke pl произведения коллективн...Русско-немецкий словарь
  76. творчествоSchaffen Werk...Русско-немецкий словарь по искусству
  77. творчествоScheppen...Русско-нидерландский словарь
  78. творчествотворчествос народное Пушкина ....Русско-новогреческий словарь
  79. творчествоskapning зиждительство муза создание созидание сотворчество творческий процесс фольклор...Русско-норвежский словарь
  80. творчество...Русско-персидский словарь
  81. творчествоtwrczo...Русско-польский словарь
  82. творчествосcriao fu trabalho criador actividade criadora совокупность созданногоem obra f зиждительство муза создание созидание сотворчество творческий процесс фольклор...Русско-португальский словарь
  83. творчествоТворчествоkazi kazi za akili мн.em shughuli...Русско-суахили словарь
  84. творчествотворчество эодит эод...Русско-таджикский словарь
  85. творчествос иат научное т. фнни иат художественное т. снгать иаты народное т. халык иаты...Русско-татарский словарь
  86. творчествоyaratclk yaptlar yaratclk художественное творчество sanatsal yaratclkтехническое творчество teknik yaratclkсвобода художественного творчества sanat zgrl собир. созда...Русско-турецкий словарь
  87. творчествоsanat sanaat...Русско-турецкий словарь по строительству и архитектуре
  88. творчествоijod ijodkorlik...Русско-узбекский словарь Михайлина
  89. творчествоnem ksem творческий luomistyдное твоuрчество kansantaide kirjailijan taiteilijanem ymsem.em tuotanto...Русско-финский словарь
  90. творчествоdlo tvorba tvoivost tvoiv sla tvr innost...Русско-чешский словарь
  91. творчествосущ.сред пултару пултарулх хайлалх народное творчество халх пултарулх...Русско-чувашский словарь
  92. творчестводеятельность порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью оригинальностью общественноисторической уникальностью. Свойственно человеку как субъекту т...Словарь исторических терминов
  93. творчествоТворческой деятельностью мы называем такую деятельность человека которая создает нечто новое все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какойнибудь вещью в...Словарь Л. С. Выготского
  94. творчестводеятельность результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей....Словарь по профориентации и психологической поддержке
  95. творчествонастоящее творчество подлинное творчествоСинонимы зиждительство муза создание созидание сотворчество творческий процесс фольклор...Словарь русской идиоматики
  96. творчествотворчество творческая работа созидание создание муза фольклор творческий процесс Словарь русских синонимов. творчество . творческий процесс созидание высок. . см. произве...Словарь синонимов II
  97. творчествотворчество творческая работа созидание создание муза фольклор творческий процесс...Словарь синонимов
  98. творчествоспецифическая человеческая деятельность сочетающая в себе ее значение как имманентного свойства человека так и признаки ее как способа существования действительности и со...Словарь справочник по социальной работе
  99. творчестводеятельность результатом которой является создание новыхоригинальных и более совершенных материальных и духовных ценностей обладающих объективной или и субъективной значи...Словарь терминов по общей и социальной педагогике
  100. творчестводеятельность порождающая нечто качественно новое никогда ранее не бывшее. Т. может рассматриваться в двух аспектах психологическом и философском. Психология Т. исследует ...Советский философский словарь
  101. творчествоТВОРЧЕСТВО деятельность порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью общественноисторической уникальностью. Творчество специфично для человека т.к. ...Современная энциклопедия
  102. творчестводеятельность результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей создание качественно новой системы знаний на основе переосмысления переработ...Современный образовательный процесс
  103. творчествоТВОРЧЕСТВО деятельность порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью оригинальностью и общественноисторической уникальностью. Творчество специфично ...Современный энциклопедический словарь
  104. творчествоТВОРЧЕСТВО иллюстрированный журнал литературы искусства науки и жизни в Москва. Редакторы А. С. Серафимович В. М. Фриче. Печатались А. С. НовиковПрибой А. П. Бибик и др....Современный энциклопедический словарь
  105. творчестводеятельность в которой развитие человека безгранично. Именно творчество и предоставляет ему возможность для активизации себя. Т. активное взаимодействие субъекта с объект...Творчество. Краткий педагогический словарь
  106. творчествов настоящее время трактуется как процесс человеческой деятельности создающий новые материальные и духовные ценности. Является результатом избыточности интеллектуальных ка...Теоретические аспекты и основы экологической проблемы
  107. творчествоТворчество creative work процесс создания новых по замыслу форме или содержанию материальных энергетических или информационных ценностей.[Словарь понятий по информатике ...Терминологический словарь автоматизации строительства и производственных процессов
  108. творчестводеятельность результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по своей сущности культурноисторическим явлением Т. обусловливается кул...Терминологический ювенологический словарь
  109. творчествотворчество сущ.em с.em употр. сравн. часто Морфология нет чего творчестваstrong чему творчествуstrong вижу что творчествоstrong чем творчествомstrong о чм о творчестве ....Толковый словарь Дмитриева
  110. творчествоТВОРЧЕСТВО а ср. Создание новых по замыслу культурных илиматериальных ценностей. Художественное т. Народное т. Т. Пушкина. Т.новаторов. II прил. творческий ая ое. Т. дар....Толковый словарь Ожегова
  111. творчествонаправленность поведения возникающая в популяции вследствие пассионарного толчка....Толковый словарь понятий и терминов этногенеза
  112. творчествоТВОРЧЕСТВО творчества мн. нет ср. книжн. Действие по глаг. творить в знач. История жизни и творчества Пушкина. Художественное научное творчество. Русский народ в течени...Толковый словарь русского языка II
  113. творчествотворчество творчество а ср. Создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей. Художественное т. Народное т. Т. Пушкина. Т. новаторов.прил. творческий ая ое...Толковый словарь русского языка II
  114. творчествоТВОРЧЕСТВО а ср. Создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей. Художественное творчество Народное творчество Творчество Пушкина. Творчество новаторов. ...Толковый словарь русского языка
  115. творчествотворчасьць...Тэрмінолёгія лёгікі і псыхолёгіі
  116. творчествоУдарение в слове творчествоУдарение падает на букву оБезударные гласные в слове творчество...Ударение и правописание
  117. творчествоRzeczownik творчество n twrczo f...Универсальный русско-польский словарь
  118. творчестводостижение качественно новых результатов в процессе человеческой деятельности....Философия - словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»
  119. творчестводеятельность людей направленная на создание нового никогда ранее не бывшего способность человека из известного имеющегося в действительности материала создавать в процесс...Философия науки и техники
  120. творчествоТВОРЧЕСТВО деятельность порождающая новые ценности идеи самого человека как творца. В современной научной литературе посвященной этой проблеме прослеживается очевидное с...Философская энциклопедия
  121. творчестводеятельность порождающая нечто новое никогда ранее не бывшее. Деятельность индивида может выступать как Т. в любой сфере научной художественной производственнотехнической...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  122. творчествосоздание новых возможностей и превращение их в действительность в точке бифуркации. В основании Т. лежит свобода дополняющая необходимость и вероятность до создания новог...Философские категории
  123. творчестводеятельность порождающая нечто качественно функционально новое и отличающееся неповторимостью оригинальностью и общественноисторической уникальностью творцом может быть к...Философские термины
  124. творчествопроцесс человеческой деятельности создающий качественно новые материальные и духовные ценности. Т. представляет собой возникшую в труде способность человека из доставляем...Философский энциклопедический словарь
  125. творчествотворчество творчества творчества творчеств творчеству творчествам творчество творчества творчеством творчествами творчестве творчествах Источник Полная акцентуированная п...Формы слова
  126. творчествоТворчество ежемесячный иллюстрированный журнал по вопросам изобразительного искусства орган СХ СССР. Издатся в Москве с . Основан внимание уделяет теории и практике совре...Художественная энциклопедия
  127. творчествоТес Теор Творчество Счет Строчев Строев Стрет Стр Стер Створ Соч Сотр Соте Сорт Сор Совр Совет Сет Серов Серо Серв Севр Сев Свч Сворот Светоч Светов Рот Ростов Рост Ров Р...Электронный словарь анаграмм русского языка
  128. творчествоТворчество в прямом смысле есть созидание нового. В таком значении это слово могло бы быть применено ко всем процессам органической и неорганической жизни ибо жизнь ряд...Энциклопедический словарь
  129. "творчество"ТВОРЧЕСТВО иллюстрированный журнал литературы искусства науки и жизни в Москва. Редакторы А. С. Серафимович В. М. Фриче. Печатались А. С. НовиковПрибой А. П. Бибик и др...Энциклопедический словарь естествознания
  130. творчествоТВОРЧЕСТВО деятельность порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью оригинальностью и общественноисторической уникальностью. Творчество специфично...Энциклопедический словарь естествознания
  131. творчествов прямом смысле есть созидание нового. В таком значении это слово могло бы быть применено ко всем процессам органической и неорганической жизни ибо жизнь ряд непрерывных...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  132. творчествоТворчество процесс культурной человеческой деятельности в результате которого создаются качественно новые материальные и духовные ценности. Творчество способность челове...Энциклопедия культурологии
  133. творчествоангл. creation нем. Schopfertum. Деятельность отмеченная неповторимостью оригинальностью и общественноисторической уникальностью. Antinazi.Энциклопедия социологии Синоним...Энциклопедия социологии
  134. творчествоТВОРЧЕСТВО категория философии психологии и культуры выражающая собой важнейший смысл человеческой деятельности состоящий в увеличении многообразия человеческого мира в ...Энциклопедия эпистемологии и философии науки