Энциклопедия эпистемологии и философии науки

ТВОРЧЕСТВО

ТВОРЧЕСТВО— категория философии, психологии и культуры, выражающая собой важнейший смысл человеческой деятельности, состоящий в увеличении многообразия человеческого мира в процессе культурной миграции.
Термин и понятие.Т. — присущее индивиду иерархически структурированное единство способностей, которые определяют уровень и качество мыслительных процессов, направленных на приспособление к изменяющимся и неизвестным условиям в сенсомоторных, наглядных, оперативно-деятельностных и логико-теоретических формах. Т. представляет собой также некоторый аспект развития личности, относящийся к переходу на высокий интеллектуальный уровень. Творческий индивид выделяется из популяции тем, что способен решать определенный круг постоянно возникающих задач с более высоким качеством за то же время. Люди творческого труда образуют социальную группу, функция которой состоит в решении специальных задач интеллектуального и духовного типа. Ряд культурных эпох отождествляют с предикатом «творческий» высокую социальную оценку.
Последнее время термин «Т.» используется как обозначение некоторой гипотетической совокупности предметов психологического исследования. Ключевыми словами, относящимися к данной области, являются: одаренность, оригинальность, фантазия, интуиция, воодушевление, техническое изобретение, научное открытие, произведение искусства. В целом термин «Т.» служит программным лозунгом, выполняющим стимулирующую и интегративную функцию в научном исследовании, но не достигшим строгости научного понятия. Многообразие его значений объемлет собой сферы личности, процесса и результата, причем часто без их ясного различения.Нет единства и в том, какими свойствами должна обладать личность, процесс и его продукт, чтобы получить название творческого; в каких условиях результат оценивается как творческий. Относительно общепринятым является социологическое определение Т. как того, что некоторой группой, с точки зрения системы ее ожиданий, воспринимается как новое и тем самым модифицирующее эту систему. В качестве предпосылок Т. рассматривается повышенная восприимчивость, удовольствие от внезапной идеи и самостоятельность мышления. Под Т. понимается обычно открытая система, готовая к восприятию целого горизонта альтернативных вариантов, который также имеет широкую палитру интерпретаций — от ограниченности «авантюрного мышления» (Ф. Бартлет) до неопределенности «дивергентного мышления» (Дж. Гилфорд).
Античность видела в Т. человеческое стремление к воссозданию совершенных образцов; несовершенное, хотя и богоподобное искусство; творческая способность понималась как божественная одержимость; в позднем героизме — как соревнование с богами, причем мудрость, созерцательное теоретическое познание оценивались выше экстатического творческого труда. Средние века принуждают креативного субъекта к анонимности, утверждают его ограниченность, греховность и несопоставимость с божественным творением, открывая при этом волевую природу креативного акта, создающего новое и в этом смысле как бы творящего из ничего. Возрождение культивирует как возвышенное, так и приземленное понимание Т.: как новаторское искусство (гуманизм) и как труд во спасение (реформация), впервые обнаруживая интерес как к авторству, так и творческому процессу. Новое время рассматривает Т. как изобретательную комбинаторику или противопоставляет ему универсальный и общедоступный метод, логику и интеллект. Одновременно развивается теория «креативного восприятия» (Дж. Беркли), идея «продуктивного воображения» (И. Кант, Ф. Шеллинг, романтики), согласно которым Т. — фундаментальная предпосылка познания вообще. Теории эпохи Просвещения не выходили за пределы противопоставления таланта и гения, врожденности и божественности творческих способностей, интеллекта и безумия как источников Т. (И.В. Гёте, Г. В. Ф. Гегель, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше). Философия жизни противопоставляет технической рациональности творческое органическое начало (А. Бергсон) или культурно-историческую деятельность (В. Дильтей). Экзистенциалистские теории трактуют креативность в терминах внутреннего переживания: как «встречу», «самоактуализацию», «предельный опыт», «готовность к новому рождению» (Э. Фромм, К. Роджерс, А. Маслоу). Идущие от 3. Фрейда теории «глубинной психологии» подчеркивают роль бессознательного в Т. и интерпретируют его как «осуществление детской мечты», «нарциссистское идеалопостроение» (О. Ранк), «управление интуицией через архетипы» (К.Г. Юнг), «результат компенсаторных проектов жизненных целей» (А. Адлер). Прагматистские и близкие к ним теории Т. отождествляют его с комбинационным изобретательством, решением ситуативных задач (Дж. Дьюи).
Характер творческого процесса.В психологических исследованиях творческого процесса большинство исследователей опирается на предложенную Г. Уоллесом в 1926 г. четырехзвенную модель: а) подготовительная стадия — формулирование задачи и начальные попытки ее решения; б) инкубация идеи — временный отказ от попыток решения и переключение на др. вопросы; в) озарение — мгновенное интуитивное проникновение в существо проблемы; г) проверка — испытание и (или) реализация решения. Все этапы творческого процесса представляют собой сложное взаимодействие сознательно отбираемых стратегий решения задачи, упорядочивания данных по интересующей исследователя проблеме и неосознаваемых установок, предпочтений, ценностных ориентиров, фрагментов информации. Вместе с тем первая и последняя стадии являются преимущественно осознаваемыми, вторая и третья — бессознательными. Модификации этой схемы связаны обычно с разбиением отдельных стадий на подэтапы.
Ключевой момент творческого процесса — озарение, инсайт. Проблема, долгое время волновавшая исследователя и не поддававшаяся решению, вдруг видится под др. углом зрения, в результате чего противоречившие друг другу компоненты информации оказываются совместимыми, или же обнаруживается недостающий фрагмент информации. Противоречивость и (или) неполнота проблемной ситуации снимаются, сменяясь ощущением красоты и гармоничности найденного решения. Обычно инсайт сопровождается сильными положительными эмоциями и убежденностью в том, что решение найдено, хотя зачастую в этот момент автор еще не может его не только обосновать, но даже и сформулировать. Инсайту предшествует этап инкубации идеи, когда творец (ученый, художник, композитор) на какое-то время как бы «забывает» о проблеме, занимаясь повседневными делами или решая др. задачи. Исследователи выдвигают разные объяснения плодотворности этапа инкубации: переключение усилий на др. объекты позволяет «отдохнуть» от проблемы, забыв при этом ранее использованные и неэффективные способы решения задач; сознание в это время не вмешивается в деятельность бессознательного, направляя ее в соответствии с доказавшими свою неплодотворность собственными стратегиями; значительную часть жизни занимает отдых, и уже в силу его длительности за ним следуют творческие решения. Перспективы анализа творческого процесса связаны с изучением и реконструкцией мышления человека именно на стадиях преимущественно бессознательной переработки информации.
Природа креативной личности.Одной из ключевых характеристик креативной личности является способность эффективно оперировать противоречивой информацией. Это может быть связано со спецификой организации внутреннего ментального пространства, когда противоречивые и неполные описания состояний становятся естественной компонентой картины мира. Особенности организации ассоциативных сетей и концептуальных структур креативных личностей обеспечивают увеличение размерности субъективного семантического пространства, что, в свою очередь, позволяет уменьшить степень огрубления информации в процессе ее категоризации и кодирования, а также использовать более сложные и разветвленные структуры для размещения новой информации. Др. творческими качествами личности являются высокая интуитивность, усмотрение более глубоких смыслов и следствий воспринятого, уверенность в себе и в то же время неудовлетворенность ситуацией, в которой субъект себя обнаруживает; открытость восприятию как внешнего, так и внутреннего мира. Креативные личности высоко мотивированы, демонстрируют значительный уровень энергии, обладают рефлексивным мышлением, от которого получают удовольствие, самостоятельны, неконформны, отличаются низким уровнем социализации. В то же время исследования не подтверждают гипотезу об исключительно сублимационной природе творческой способности, увязывании креативности с фрустрированностью. Несмотря на широко известные истории о чудачествах талантов и гениев, доказано, что невротизм и стресс снижают творческую способность, вплоть до ее полного блокирования.
Основные методологические подходы.Биографический подход был предложен в рамках первых эмпирических исследований Т. (К. Ломброзо, Ф. Гальтон) и практиковался вплоть до 50-х гг. 20 в. (X. Эллис, Л. Терман, Р. Кателл). Он объединяет исследования, в которых анализируются биографии известных ученых или деятелей культуры, и связанные с этим эпизоды из истории развития науки и искусства. Это могут быть как свидетельства-отчеты самих творцов, так и работы их биографов или методологов науки. В них содержится ценный эмпирический материал, погруженный в конкретно-исторический, социальный и культурный контекст (в отличие от лабораторных стратегий психометрического направления). Сторонников данного подхода часто обвиняют в субъективизме при отборе биографий и их анализе. К биографическому примыкает интроспекционистский подход, трактующий Т. как индивидуальный личностный опыт, плохо поддающийся обобщению. Основными его методами являются интервью (П. Плаут, Дж. Хадамар) и самоотчеты (Дж. Пойя, А. Пуанкаре, Г. Коуэлл).
В рамках лабораторно-экспериментального (психометрического) направления проблемы Т. исследуются на основе анализа результатов выполнения тестовых заданий, позволяющих оценить степень выраженности у испытуемого качеств, которые, на взгляд исследователя, являются характеристическими для творческой способности в целом. Это может быть как отдельно взятое качество, напр. оригинальность, беглость мышления, чувствительность к противоречивой или неполной информации, склонность к отказу от стереотипных вариантов решений и др. (И. Торренс, Дж. Гилфорд), так и некоторая их совокупность — «трехкруговая» (Дж. Рензулли) и «пентагональная» (Р. Стернберг) модели. Однако высокие показатели, продемонстрированные испытуемым в ходе выполнения тестов, не всегда свидетельствуют о его креативности. Нестандартность ответов может быть также следствием оригинальничания или аутизма. Устранить подобное несоответствие позволяет изменение логики анализа проблемы: не от заранее выделенного качества — к его измерению и к заключению о креативности индивида, а от изначально выделяемой
по определенному критерию группы креативных личностей (напр., признаваемых таковыми коллегами-экспертами, или имеющих уровень общей интеллектуальности, превышающий 140 единиц, или наиболее продвинутых в плане академической успешностиит.п. (П. Сире, Г. Цукерман) — к экспериментальному изучению и оценке существенных особенностей их восприятия и мышления (М.А. Холодная).
Логико-методологическое направление объединяет работы, которые, хотя и принадлежат к разным дисциплинам (психологии, искусствоведению, эволюционной эпистемологии, философии и др.), имеют ряд общих черт: предлагаемые модели позволяют проанализировать весь спектр вопросов, связанных с проблематикой Т.; анализ характеризуется высокой степенью общности и абстрактности; эмпирический материал используется не столько как поясняющий, иллюстрирующий позицию автора, сколько как ее обусловливающий. Все перечисленные подходы встречаются в настоящее время лишь в модифицированном или комбинированном виде.
Перспективные направление исследования.Общая черта перспективных исследований Т. состоит в стремлении выйти за пределы отдельных теорий и конкуренции онтологических и эпистемологических, натуралистических и социокультурных, рационалистических и иррационалистических, специальных и философских интерпретаций креативности. Их отличает междисциплинарный подход, основанный на результатах экспериментальной, когнитивной психологии, психофизиологии, нейрофизиологии, социобиологии, культурной антропологии, лингвистики, истории и философии науки, искусствоведения, теории культуры.
Представители эволюционно-эпистемологического подхода предпринимают попытки понять природу высокоуровневых когнитивных способностей (в том числе творческой) за счет реконструкции формирования и эволюции восприятия и мышления в филогенезе. Базой данных исследований служит дарвиновская парадигма, в соответствии с которой возникновение адаптивно ценного признака объясняется случайной мутацией, а его постепенное распространение в сообществе — действием естественного отбора. Поскольку, как установлено, гены задают функционирование нервной, гормональной систем человека, работу его органов чувств, они влияют и на процессы научения, и на характер тех когнитивных способностей, которые формируются у данного индивида. Однако трудности возникают как раз в анализе природы сложных высокоуровневых форм поведения и мышления, которые не имеют очевидного генетического происхождения. Для преодоления проблемы используются разного рода модельные конструкты, делающие цепь опосредовании менее жесткой (культурген, гено-культурная коэволюция, ментальный эпигенез и др.). В результате сторонники эволюционно-эпистемологического подхода предпочитают говорить о генетической обусловленности пусть и не самих качеств, но хотя бы предпочтений, в рамках развития которых могли бы появиться сложные высокоуровневые способности (в том числе творческая).
Представители культурно-исторического подхода обращают основное внимание на взаимодействие между креативной личностью и ее окружением, из чего выводится представление об источниках творчества и характер социализации его результатов. Структуру Т. образует изобретение культурного объекта и признание его творческим результатом, что выражается терминами креативного проекта и интеллектуального поля (П. Бурдье). Принципиальную роль играют понятия «вторичного» и «первичного» текста, интерпретации и символа, компендиума и первоисточника, социализированного результата и неизреченного слова, «библиотеки» и «письменного стола», исторической традиции и маргинального автора. Традиция рассматривается не как аутентичное воплощение творческого результата, но лишь как контекст действия творческого индивида. Легализация креативного продукта предполагает утрату идентичности — «рождение читателя означает смерть автора» (X. Борхес).
Механизм творческого акта состоит в переходе от старого к новому, и в этом смысле есть движение от бытия к небытию. Данный переход выступает как волевой акт; если интеллект имеет своим предметом то, что есть (бытие), и представляет собой его идеальное воспроизводство, то воля направлена на то, чего нет (небытие) и что впервые вызывается к жизни волевым актом. Т. является преодолением культурной замкнутости, выходом в иные пространства и времена культуры. Смысл и назначение Т. — увеличение объективной сферы многообразия и субъективной области непонимания, стимулирующей мышление и восприятие. Данный подход стремится синтезировать несколько представлений о творческом процессе и креативной личности: а) Т. как диспозиционное свойство человека, предпосылка развития знания и духовного роста;
б) Т. как уникальное свойство креативного субъекта;
в) Т. как решение ситуативных задач (талантливое изобретение); г) Т. как создание уникальных культурных объектов (гениальное озарение); д) Т. как созерцание вечных ценностей (мудрое обобщение). На этом основано определение Т. как культурной миграции, как искусства путешествия в мире вечных ценностей в поисках уникальных объектов для решения ситуативных задач. Данный подход подчеркивает метафоричность
теории творчества, отмеченную ранее Дж. Брунером и К. Роджерсом.
И.А. Бескова, И.Т. Касавин
Лит.:Батищев Г.С.Философия творчества. СПб., 1998;Бескова И.А.Как возможно творческое мышление? М., 1993;Богоявленская Д.Б.Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону, 1983;Боно Э. де.Латеральное мышление. М., 1997;Вертгеймер М.Продуктивное мышление. М., 1987;Дружинин В.Н.Психология общих способностей. М., 1995;Касавин И.Т.Миграция. Креативность. Текст: Проблемы неклассической теории познания. СПб., 1999;Майданов А.С.Процесс научного творчества. М., 1983;Пономарев Я.А.Психология творческого мышления. М., 1960;Пойа Дж.Математическое открытие. М., 1976; Психология творчества. М., 1990;Пуанкаре А.О науке. М., 1983;Ротенберг B.C.Психофизиологические аспекты изучения творчества // Художественное творчество. Л., 1982;Холодная М.А.Психология интеллекта: парадоксы исследования. М., Томск, 1997;Aldrich V.Philosophy of Art. Englewood, 1963;Arnheim R.Poets at Work. N.Y., 1948;Bruner J.The Conditions of Creativity // Contemporary Approaches to Creative Thinking. N.Y., 1962;Clark R.W.The Life of Bertrand Russel. L., 1975;Freud S.Der Dichter und das Phantasieren. Werke. Bd 7, 1906—1909;Guilford J.P.The Nature of Human Intelligence. N.Y., 1967;Gruber H.E.The Emergence of a Sense of Purpose: A Cognitive Case Study of Young Darwin // Beyond Formal Operations: Late Adolescent and Adult Cognitive Development. N.Y., 1984;Findlay C.S., Lumsden Ch.J.The Creative Mind Towards an Evolutionary Theory of Discovery and Innovations // Journal of Social and Biological Structures. 1988. Vol. 11;Guilford J.P.Creativity: Dispositions and Processes // Creativity Research. International Perspective. New-Delhi, 1980;McKinnon D. W.Creativity: A Multy-faceted Phenomenon // Creativity. A Discussion at the Nobel Conference. Amsterdam, L., 1970;Renzulli J.S.The Threering Conception of Giftedness: A Developmental Model for Creative Productivity // Conceptions of Giftedness. Cambridge, 1986;Sears PR.The Terman Genetic Studies of Genius, 1922—1972 // The Gifted and Talented. Chicago, 1979;Sternberg R.J.The Conception of Giftedness: A Pentagonal Implicit Theory // The Origins and Development of High Ability. Chichester, 1993;Torrance E.P.Guiding Creative Talent. N.Y., 1962;Wallas G.The Art of Thought. N.Y, 1926;Zuckerman H.The Scientific Elite: Nobel Laureates Mutual Influence // Genius and Eminence: The Social Psychology of Creativity and Exceptional Achievement. Oxford, 1983.

Синонимы:
зиждительство, муза, создание, созидание, сотворчество, творческий процесс, фольклор


  1. творчествосоздание чегоstrong оригинальныйstrong творчество создание качественно нового создание нового не повторяющего староесоздание новых культурных ценностей.творить вдохно...Идеографический словарь русского языка
  2. творчествоТВОРЧЕСТВОСреди слов которые и по своему морфологическому облику и по смысловой структуре и даже по непосредственному впеча тлению напоминают церковнославянизмы много ли...История слов
  3. творчествопсихический процесс создания новых ценностей .как бы продолжение и замена игры детской. Деятельность результат коей создание новых материальных и духовных ценностей. Буд...Словарь практического психолога
  4. творчествород человеческой деятельности особенностью которой является создание нового не имеющего аналогов в природе и в самой этой деятельности....Cловарь музейно-педагогических терминов
  5. творчествоДеятельность отличающаяся неповторимостью и оригинальностью результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей....Адаптивная физическая культура
  6. творчествопродуктивная форма интеллектуальной активности ее высший уровень. Результатом являются научные открытия изобретения создание новых музыкальных художественных произведений...Акмеологический словарь
  7. творчестводеятельность результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по своей сущности культурноисторическим явлением Т. имеет психологическ...Большая психологическая энциклопедия
  8. творчествоI деятельность порождающая нечто качественно новое никогда ранее не бывшее. Деятельность может выступать как Т. в любой сфере научной производственнотехнической художеств...Большая Советская энциклопедия II
  9. творчествоI деятельность порождающая нечто качественно новое никогда ранее не бывшее. Деятельность может выступать как Т. в любой сфере научной производственнотехнической художеств...Большая Советская энциклопедия II
  10. творчествоcreativity . способность приходить к новым нетривиальным и при этом обоснованным решениям способность создавать вещи с явственной печатью продуктивного воображения ориги...Большая энциклопедия по психиатрии
  11. творчествос. деятельность creazione f художественное творчество attivit artistica народное творчество arte popolare совокупность созданного opera f artistica творчество Пушкина...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  12. творчествотворчество с Schaffen n Werk n a совокупность созданного народное творчество Volkskunst f Volksschaffen n Синонимы зиждительство муза создание созидание сотворчество тво...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  13. творчествосSchaffen n Werk n совокупность созданногонародное творчество Volkskunst f Volksschaffen n зиждительство муза создание созидание сотворчество творческий процесс фольклор...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  14. творчествоТВОРЧЕСТВО англ. creativity. В узком смысле Т. человеческая деятельность порождающая нечто качественно новое никогда раньше не бывшее и имеющее общественноисторическую ц...Большой психологический словарь
  15. творчествос. creacin fem creatividad fem trabajo creador творческая деятельностьдное твоuрчество arte popularческое твоuрчество quehacer histrico совокупность созданногоem obra f...Большой русско-испанский словарь
  16. творчествосущ. ср. рода только ед. ч.от словаem творитьсоздание новых по замыслу и форме культурных и материальных ценностейтворчсть мен. жн. роду тльки одн. народное творчество н...Большой русско-украинский словарь
  17. творчествос. cration f народное творчество art m populaire совокупность созданногоem uvre f в творчестве Пушкина dans luvre de Pouchkine chez Pouchkine...Большой русско-французский словарь
  18. творчествоангл. creation нем. Schopfertum. Деятельность отмеченная неповторимостью оригинальностью и общественноисторической уникальностью....Большой толковый социологический словарь II
  19. творчествос. cration f народное творчество art m populaire совокупность созданногоem uvre f в творчестве Пушкина dans luvre de Pouchkine chez Pouchkine зиждительство муза создани...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  20. творчествоиллюстрированный журнал литературы искусства науки ижизни в Москва. Редакторы А. С. Серафимович В. М. Фриче.Печатались А. С. НовиковПрибой А. П. Бибик и др. писатели. Жу...Большой энциклопедический словарь II
  21. "творчество"ТВОРЧЕСТВО иллюстрированный журнал литературы искусства науки и жизни в Москва. Редакторы А. С. Серафимович В. М. Фриче. Печатались А. С. НовиковПрибой А. П. Бибик и др....Большой энциклопедический словарь III
  22. творчествоТВОРЧЕСТВО деятельность порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью оригинальностью и общественноисторической уникальностью. Творчество специфично ...Большой энциклопедический словарь III
  23. творчествоТВОРЧЕСТВО иллюстрированный Журнал литературы искусства науки и жизни в Москва. Редакторы А. С. Серафимович В. М. Фриче. Печатались А. С. НовиковПрибой А. П. Бибик и др...Большой Энциклопедический словарь V
  24. творчествоТВОРЧЕСТВО деятельность порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью оригинальностью и общественноисторической уникальностью. Творчество специфично...Большой Энциклопедический словарь V
  25. творчествои поиск творцов Мы умеем анализировать интеллект Джордж и определять что вот этот человек может стать приличным архитектором а тот плотником. Но мы не умеем определять с...Галактическая энциклопедия из научно-фантастической литературы
  26. творчествоЛюбая деятельность по созданию новых комбинаций из элементов опыта....Глоссарий по менеджменту
  27. творчестводеятельность порождающая нечто качественно новое никогда ранее не бывшее в жизни данного человека или человечества в целом....Глоссарий философских терминов
  28. творчестводеятельность человека направленная на создание новых по форме и содержанию материальных и культурных ценностей....Глоссарий философских терминов ИФ им.Киренского РАН
  29. творчествоособая форма человеческой активности направленная на создание новых неповторимых оригинальных и в то же время социально значимых результатов. В большинстве современных со...Евразийская мудрость от А до Я
  30. творчестводеятельность порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью общественноисторической уникальностью. Творчество специфично для человека т.к. всегда пред...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  31. творчествосозидательная деятельность порождающая нечто качественно новое для крой характерны неповторимость по способу осуществления и результату оригинальность и культ.истор. уник...История и философия науки. Энциклопедический словарь
  32. творчествотворчество йзкостса творчество народное творчество...Коми (зырянский)-русский словарь
  33. творчествоформирующая деятельность человеческого духа обновляющая и облагораживающая реальную жизнь. Она служит высвобождению скрытого в мире согласно Г.Марселю и внесению в него н...Краткий религиозно-философский словарь
  34. творчествоcreativity Способность приходить к новым при этом обоснованным решениям проблем. Способность создавать вещи отмеченные воображением см. ВООБРАЖЕНИЕ неотразимые убедительн...Критический словарь психоанализа
  35. творчествоТворчество fictio creatura opus creativum...Латинский словарь
  36. творчествоТВОРЧЕСТВО поэтическое. Вопрос о сущности поэтического творчества может рассматриваться двояко в зависимости от того что сделаем мы предметом рассмотрения поэтическое ли...Литературная энциклопедия
  37. творчествоа ср.em Деятельность человека направленная на создание культурных или материальных ценностей.Художественное творчество.em Стремление к самостоятельному оригинальному тво...Малый академический словарь
  38. творчестводеятельность порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью оригинальностью и общественноисторической уникальностью. Творчество специфично для человек...Методическое обеспечение по учебной дисциплине «Педагогические технологии»
  39. творчествокорень ТВОР суффикс Ч суффикс ЕСТВ окончание О Основа слова ТВОРЧЕСТВВычисленный способ образования слова Суффиксальный ТВОР Ч ЕСТВ О Слово Творчество содержит...Морфемный разбор слова по составу
  40. творчествоНачальная форма Творчество винительный падеж единственное число неодушевленное средний род...Морфологический разбор существительных
  41. творчестводеятельность человека созидающая новые объекты и качества схемы поведения и общения новые образы и знания. В различные эпохи на первый план выходили разные аспекты Т. объ...Новая философская энциклопедия
  42. творчествоТВОРЧЕСТВО конструктивная деятельность по созданию нового. В античной философии связывалось с креативными процессами космогенеза и понятием Эроса как творческого целепол...Новейший философский словарь
  43. творчествоконструктивная деятельность по созданию нового. В античной философии связывалось с креативными процессами космогенеза и понятием Эроса как творческого целеполагания см. П...Новейший философский словарь II
  44. творчествотворчество ср. Деятельность человека направленная на создание духовных и материальных ценностей. То что создано в результате такой деятельности....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  45. творчествотворчество творчество а...Орфографический словарь
  46. творчествоu с зиждительство муза создание созидание сотворчество творческий процесс фольклор...Орфографический словарь русского языка
  47. творчествошыармашылы...Орысша-қазақша «Жеңіл және тоқыма өнеркәсібі» терминологиялық сөздік
  48. творчествоспособ деятельности и мышления обеспечивающий выход личности за пределы традиционного привычного заданного бытия. Некоторые ученые считают творчество высшей формой мышлен...Основы духовной культуры
  49. творчествотворчество творчества творчества творчеств творчеству творчествам творчество творчества творчеством творчествами творчестве творчествах...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  50. творчествоОрфографическая запись слова творчество Ударение в слове творчество Деление слова на слоги перенос слова творчество Фонетическая транскрипция слова творчество [двориздва...Полный фонетический разбор слов
  51. творчестводеятельность результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по своей сущности культурноисторическим явлением Т. имеет психологическ...Психологический лексикон
  52. творчествотворчество аСинонимы зиждительство муза создание созидание сотворчество творческий процесс фольклор...Русский орфографический словарь
  53. творчествоСр мн. нет yaradclq....Русско-азербайджанский словарь
  54. творчествоср.creation creativity creative work...Русско-английский психологический словарь
  55. творчествотворчество с. тк. ед.i. действиеi creation деятельностьi creative work радость творчества the joy of creation научное творчество scientific work народное художественное...Русско-английский словарь
  56. творчествотворчество c. . деятельность creation creative work научное творчество scientific work . созданное work....Русско-английский словарь II
  57. творчествоcreating creation creativity...Русско-английский словарь по электронике
  58. творчествоcreativity...Русско-английский словарь политической терминологии
  59. творчествоcreation creativity...Русско-английский экономический словарь
  60. творчествоN муки творчества...Русско-армянский словарь
  61. творчествоТворчасць...Русско-белорусский словарь
  62. творчествоср.i творчасць жен.i...Русско-белорусский словарь II
  63. творчествоalkots munkssg teremts alkots произведенияem alkotsok tszem mvek tsz народное творчество npmvszet когоem letm munkssg Синонимы зиждительство муза создание созидание...Русско-венгерский словарь
  64. творчествотворчество с народное Пушкина...Русско-греческий словарь (Сальнов)
  65. творчествотво Синонимы зиждительство муза создание созидание сотворчество творческий процесс фольклор...Русско-ивритский словарь
  66. творчествотолько ед.ч. шыармашылы мдениет азыналарын жасау народное творчество халы шыармашылыы. совокупность созданного шыарма творчество Абая Абай шыармасы...Русско-казахский словарь
  67. творчествошыармашылы...Русско-казахский словарь для учащихся и студентов
  68. творчествошыармашылы...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  69. творчествоср. чыгармачылык народное творчество элдик чыгармачылык песенное творчество ыр чыгармачылыгы....Русско-киргизский словарь
  70. творчестводеятельностьem chungzo chungzuхудожественное творчество процесс творчества произведенияem zupnтворчество Пушкина зиждительство муза создание созидание сотворчеств...Русско-китайский словарь
  71. творчестводеятельность yaratclq yaratuv icat etvлитературное творчество edebiy yaratclq совокупность созданного icat yaratclq eserlerтворчество Османа Акчокраклы Osman Aqoqraqln ...Русско-крымскотатарский словарь
  72. творчестводеятельность яратыджылыкъ яратув иджат этюв литературное творчество эдебий яратыджылыкъ совокупность созданного иджат яратыджылыкъ эсерлер творчество Османа Акчокраклы О...Русско-крымскотатарский словарь II
  73. творчествоdairade jaunrade...Русско-латышский словарь
  74. творчествоkryba...Русско-литовский словарь
  75. творчествос. творческая деятельность Schaffen n художественное литературное творчество knstlerisches literarisches Schaffen созданное Schaffen n Werke pl произведения коллективн...Русско-немецкий словарь
  76. творчествоSchaffen Werk...Русско-немецкий словарь по искусству
  77. творчествоScheppen...Русско-нидерландский словарь
  78. творчествотворчествос народное Пушкина ....Русско-новогреческий словарь
  79. творчествоskapning зиждительство муза создание созидание сотворчество творческий процесс фольклор...Русско-норвежский словарь
  80. творчество...Русско-персидский словарь
  81. творчествоtwrczo...Русско-польский словарь
  82. творчествосcriao fu trabalho criador actividade criadora совокупность созданногоem obra f зиждительство муза создание созидание сотворчество творческий процесс фольклор...Русско-португальский словарь
  83. творчествоТворчествоkazi kazi za akili мн.em shughuli...Русско-суахили словарь
  84. творчествотворчество эодит эод...Русско-таджикский словарь
  85. творчествос иат научное т. фнни иат художественное т. снгать иаты народное т. халык иаты...Русско-татарский словарь
  86. творчествоyaratclk yaptlar yaratclk художественное творчество sanatsal yaratclkтехническое творчество teknik yaratclkсвобода художественного творчества sanat zgrl собир. созда...Русско-турецкий словарь
  87. творчествоsanat sanaat...Русско-турецкий словарь по строительству и архитектуре
  88. творчествоijod ijodkorlik...Русско-узбекский словарь Михайлина
  89. творчествоnem ksem творческий luomistyдное твоuрчество kansantaide kirjailijan taiteilijanem ymsem.em tuotanto...Русско-финский словарь
  90. творчествоdlo tvorba tvoivost tvoiv sla tvr innost...Русско-чешский словарь
  91. творчествосущ.сред пултару пултарулх хайлалх народное творчество халх пултарулх...Русско-чувашский словарь
  92. творчестводеятельность порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью оригинальностью общественноисторической уникальностью. Свойственно человеку как субъекту т...Словарь исторических терминов
  93. творчествоТворческой деятельностью мы называем такую деятельность человека которая создает нечто новое все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какойнибудь вещью в...Словарь Л. С. Выготского
  94. творчествоТВОРЧЕСТВО поэтическое. Вопрос о сущности поэтического творчества может рассматриваться двояко в зависимости от того что сделаем мы предметом рассмотрения поэтическое ли...Словарь литературных терминов
  95. творчестводеятельность результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей....Словарь по профориентации и психологической поддержке
  96. творчествонастоящее творчество подлинное творчествоСинонимы зиждительство муза создание созидание сотворчество творческий процесс фольклор...Словарь русской идиоматики
  97. творчествотворчество творческая работа созидание создание муза фольклор творческий процесс Словарь русских синонимов. творчество . творческий процесс созидание высок. . см. произве...Словарь синонимов II
  98. творчествотворчество творческая работа созидание создание муза фольклор творческий процесс...Словарь синонимов
  99. творчествоспецифическая человеческая деятельность сочетающая в себе ее значение как имманентного свойства человека так и признаки ее как способа существования действительности и со...Словарь справочник по социальной работе
  100. творчестводеятельность результатом которой является создание новыхоригинальных и более совершенных материальных и духовных ценностей обладающих объективной или и субъективной значи...Словарь терминов по общей и социальной педагогике
  101. творчестводеятельность порождающая нечто качественно новое никогда ранее не бывшее. Т. может рассматриваться в двух аспектах психологическом и философском. Психология Т. исследует ...Советский философский словарь
  102. творчествоТВОРЧЕСТВО деятельность порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью общественноисторической уникальностью. Творчество специфично для человека т.к. ...Современная энциклопедия
  103. творчестводеятельность результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей создание качественно новой системы знаний на основе переосмысления переработ...Современный образовательный процесс
  104. творчествоТВОРЧЕСТВО деятельность порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью оригинальностью и общественноисторической уникальностью. Творчество специфично ...Современный энциклопедический словарь
  105. творчествоТВОРЧЕСТВО иллюстрированный журнал литературы искусства науки и жизни в Москва. Редакторы А. С. Серафимович В. М. Фриче. Печатались А. С. НовиковПрибой А. П. Бибик и др....Современный энциклопедический словарь
  106. творчестводеятельность в которой развитие человека безгранично. Именно творчество и предоставляет ему возможность для активизации себя. Т. активное взаимодействие субъекта с объект...Творчество. Краткий педагогический словарь
  107. творчествов настоящее время трактуется как процесс человеческой деятельности создающий новые материальные и духовные ценности. Является результатом избыточности интеллектуальных ка...Теоретические аспекты и основы экологической проблемы
  108. творчествоТворчество creative work процесс создания новых по замыслу форме или содержанию материальных энергетических или информационных ценностей.[Словарь понятий по информатике ...Терминологический словарь автоматизации строительства и производственных процессов
  109. творчестводеятельность результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по своей сущности культурноисторическим явлением Т. обусловливается кул...Терминологический ювенологический словарь
  110. творчествотворчество сущ.em с.em употр. сравн. часто Морфология нет чего творчестваstrong чему творчествуstrong вижу что творчествоstrong чем творчествомstrong о чм о творчестве ....Толковый словарь Дмитриева
  111. творчествоТВОРЧЕСТВО а ср. Создание новых по замыслу культурных илиматериальных ценностей. Художественное т. Народное т. Т. Пушкина. Т.новаторов. II прил. творческий ая ое. Т. дар....Толковый словарь Ожегова
  112. творчествонаправленность поведения возникающая в популяции вследствие пассионарного толчка....Толковый словарь понятий и терминов этногенеза
  113. творчествоТВОРЧЕСТВО творчества мн. нет ср. книжн. Действие по глаг. творить в знач. История жизни и творчества Пушкина. Художественное научное творчество. Русский народ в течени...Толковый словарь русского языка II
  114. творчествотворчество творчество а ср. Создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей. Художественное т. Народное т. Т. Пушкина. Т. новаторов.прил. творческий ая ое...Толковый словарь русского языка II
  115. творчествоТВОРЧЕСТВО а ср. Создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей. Художественное творчество Народное творчество Творчество Пушкина. Творчество новаторов. ...Толковый словарь русского языка
  116. творчествотворчасьць...Тэрмінолёгія лёгікі і псыхолёгіі
  117. творчествоУдарение в слове творчествоУдарение падает на букву оБезударные гласные в слове творчество...Ударение и правописание
  118. творчествоRzeczownik творчество n twrczo f...Универсальный русско-польский словарь
  119. творчестводостижение качественно новых результатов в процессе человеческой деятельности....Философия - словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»
  120. творчестводеятельность людей направленная на создание нового никогда ранее не бывшего способность человека из известного имеющегося в действительности материала создавать в процесс...Философия науки и техники
  121. творчествоТВОРЧЕСТВО деятельность порождающая новые ценности идеи самого человека как творца. В современной научной литературе посвященной этой проблеме прослеживается очевидное с...Философская энциклопедия
  122. творчестводеятельность порождающая нечто новое никогда ранее не бывшее. Деятельность индивида может выступать как Т. в любой сфере научной художественной производственнотехнической...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  123. творчествосоздание новых возможностей и превращение их в действительность в точке бифуркации. В основании Т. лежит свобода дополняющая необходимость и вероятность до создания новог...Философские категории
  124. творчестводеятельность порождающая нечто качественно функционально новое и отличающееся неповторимостью оригинальностью и общественноисторической уникальностью творцом может быть к...Философские термины
  125. творчествопроцесс человеческой деятельности создающий качественно новые материальные и духовные ценности. Т. представляет собой возникшую в труде способность человека из доставляем...Философский энциклопедический словарь
  126. творчествотворчество творчества творчества творчеств творчеству творчествам творчество творчества творчеством творчествами творчестве творчествах Источник Полная акцентуированная п...Формы слова
  127. творчествоТворчество ежемесячный иллюстрированный журнал по вопросам изобразительного искусства орган СХ СССР. Издатся в Москве с . Основан внимание уделяет теории и практике совре...Художественная энциклопедия
  128. творчествоТес Теор Творчество Счет Строчев Строев Стрет Стр Стер Створ Соч Сотр Соте Сорт Сор Совр Совет Сет Серов Серо Серв Севр Сев Свч Сворот Светоч Светов Рот Ростов Рост Ров Р...Электронный словарь анаграмм русского языка
  129. творчествоТворчество в прямом смысле есть созидание нового. В таком значении это слово могло бы быть применено ко всем процессам органической и неорганической жизни ибо жизнь ряд...Энциклопедический словарь
  130. "творчество"ТВОРЧЕСТВО иллюстрированный журнал литературы искусства науки и жизни в Москва. Редакторы А. С. Серафимович В. М. Фриче. Печатались А. С. НовиковПрибой А. П. Бибик и др...Энциклопедический словарь естествознания
  131. творчествоТВОРЧЕСТВО деятельность порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью оригинальностью и общественноисторической уникальностью. Творчество специфично...Энциклопедический словарь естествознания
  132. творчествов прямом смысле есть созидание нового. В таком значении это слово могло бы быть применено ко всем процессам органической и неорганической жизни ибо жизнь ряд непрерывных...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  133. творчествоТворчество процесс культурной человеческой деятельности в результате которого создаются качественно новые материальные и духовные ценности. Творчество способность челове...Энциклопедия культурологии
  134. творчествоангл. creation нем. Schopfertum. Деятельность отмеченная неповторимостью оригинальностью и общественноисторической уникальностью. Antinazi.Энциклопедия социологии Синоним...Энциклопедия социологии