Философская Энциклопедия (в 5 томах)

ТВОРЧЕСТВО

деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не бывшее. Деятельность индивида может выступать как Т. в любой сфере: научной, художественной, производственно-технической, хозяйственной, политической и т.д. – там, где создается, открывается, изобретается нечто новое. Рассматривать Т. можно в двух аспектах: психологическом и философском. Психология Т. исследует процесс, психологич. "механизм" протекания акта Т. как субъективного акта индивида. Филос. рассмотрение Т. предполагает ответ на вопрос, как вообще возможно Т. как порождение нового, каков онтологич. смысл акта Т. В разные историч. эпохи философия по-разному отвечала на этот вопрос. Специфика антич. философии, как и антич. мировоззрения в целом, состоит в том, что Т. связывается в ней со сферой конечного, преходящего и изменчивого бытия (бывания), а не бытия бесконечного, вечного и равного себе. Т. выступает при этом в двух формах: как божественное – акт рождения (творения) космоса и как человеческое – искусство, ремесло (?????). Для большинства древних мыслителей характерно убеждение в вечном существовании космоса. Греч. философы различных направлений: Гераклит с его учением о подлинном бытии как о вечности изменения, элеаты, утверждавшие вечно неизменное бытие, Демокрит, учивший о вечном существовании атомов, и, наконец, Аристотель, доказывавший бесконечность времени, – тем самым отрицают божеств. акт творения. Т. как созидание нового и уникального непричастно к сфере божественного. Даже у Платона, к-рый учит о творении космоса, Т. понимается очень своеобразно. Во-первых, демиург творит мир "...сообразно с тем, что познается разумом и мышлением и что не подлежит изменению" (Tim. 29A). Этот образец (??????????) творения не есть что-то внешнее создателю, но есть нечто, предстоящее его внутр. созерцанию. Поэтому высшим и является само это созерцание, а способность творить подчинена ему и есть лишь проявление той полноты совершенства, которая заключена в божеств. созерцании. Это понимание божественного Т. характерно также и для неоплатонизма. Аналогично этому также и в сфере человеческой антич. философия не отводит Т. главенствующего значения. Истинное знание, то есть созерцание вечного и неизменного бытия, выдвигается ею на первое место. Всякая деятельность, в том числе и творческая, по своему онтологич. значению ниже созерцания, созидание ниже познания, ибо созидает человек конечное, преходящее, а созерцает бесконечное, вечное. Эта общая постановка вопроса нашла свое выражение также и в понимании художественного Т. Ранние греч. мыслители не выделяли иск-во из общего комплекса созидающей деятельности (ремесла, культивирования растений и пр.). Однако в отличие от др. видов созидат. деятельности Т. художника совершается под влиянием божеств. наития. Это представление нашло яркое выражение у Платона в его учении об эросе. Божеств. Т., плодом к-рого является мироздание, есть момент божеств. созерцания, аналогично этому и человеческое Т. есть только момент в достижении высшего, доступного человеку "умного" созерцания. Стремление к этому высшему состоянию, род одержимости и есть эрос, к-рый предстает и как эротич. одержимость тела, стремление к рождению, и как эротич. одержимость души – стремление к художественному творчеству, и, наконец, как одержимость духа, страстная тяга к чистому созерцанию прекрасного. В. Гайденко. Москва. Иное понимание Т. возникает в христ. философии средних веков, в к-рой перекрещиваются две тенденции: теистическая, идущая от др.-евр. религии, и пантеистическая – от антич. философии. Первая связана с пониманием бога как личности, к-рая творит мир не в соответствии с неким вечным образцом, а совершенно свободно. Т. есть вызывание бытия из небытия посредством волевого акта божеств. личности. Августин, в отличие от неоплатоников, и в человеч. личности подчеркивает значение момента воли, функции к-рой отличаются от функций разума: для воли характерны мотивы решения, выбора, согласия или несогласия, не зависящие от разумного усмотрения. Если разум имеет дело с тем, что есть (вечное бытие антич. философии), то воля скорее имеет дело с тем, чего нет (ничто вост. религий), но что впервые вызывается к жизни волевым актом. Вторая тенденция, к к-рой тяготеет едва ли не б?льшая часть представителей ср.-век. схоластики, в том числе и крупнейший ее представитель – Фома Аквинский, в вопросе Т. подходит ближе к антич. традиции. Бог Фомы – это добро в его завершенности, это вечный созерцающий самое себя разум, это "...скорее совершеннейшая п р и р о д а, нежели в о л я, сама себя делающая совершенной" (Виндельбанд В., История древней философии, СПБ, 1898, с. 373). Поэтому понимание божественного Т. у Фомы близко к пониманию его у Платона. Однако независимо от преобладания у христ. философов той или иной тенденции человеческое Т. оценивается ими совершенно иначе, чем оно оценивалось антич. философией. Человеческое Т. выступает в христианстве прежде всего как Т. истории. Не случайно философия истории возникает впервые на христ. почве ("О граде божием" Августина): история, согласно ср.-век. представлению, есть та сфера, в к-рой конечные человеческие существа принимают участие в осуществлении замысла божьего о мире. Поскольку, далее, не столько разум, сколько воля и волевой акт веры прежде всего связывают человека с богом, приобретает значение личное деяние, личное, индивидуальное решение как форма соучастия в творении мира богом. Это оказывается предпосылкой понимания Т. как создания чего-то небывалого, уникального и неповторимого. При этом сферой Т. оказывается преим. область историч. деяния, деяния нравственного и религиозного. Художеств, и науч. Т., напротив, выступают как нечто второстепенное. В своем Т. человек как бы постоянно обращен к богу и ограничен им, и поэтому ср. века никогда не знали того пафоса Т., каким проникнуто Возрождение, новое время и современность. Это своеобразное "ограничение" человеческого Т. снимается в эпоху Возрождения, когда человек постепенно освобождается от бога и начинает рассматривать самого себя как творца. Возрождение рассматривает Т. прежде всего как художеств. Т., как иск-во в широком смысле слова, к-рое в своей глубинной сущности рассматривается как творч. созерцание. Отсюда характерный для Возрождения культ гения как носителя творч. начала по преимуществу. Именно в эпоху Возрождения возникает интерес к самому акту Т., а вместе с тем и к личности художника, возникает та рефлексия по поводу творч. процесса, которая незнакома ни древности, ни средневековью, но столь характерна именно для нового времени. По словам Ж. Маритена, великие поэты и художники до эпохи Возрождения о своем опыте творчества, "который им... был безусловно известен, но без попыток со стороны сознающего интеллекта схватить его, говорили при помощи условнейшей риторики и банальнейших общих мест – nascuntur poetae, Музы, Гений, поэтическая способность, божественная искра, позднее: богиня воображения" ("La responsabilit? de l´artiste", P., 1911, p. 49). Этот интерес к процессу Т. как субъективному процессу в душе художника порождает в эпоху Возрождения также и интерес к культуре как продукту Т. прежних эпох. Если для ср.-век. миросозерцания история есть результат совместного Т. бога и человека, а потому смысл истории есть нечто трансцендентное, то начиная с конца 15–16 вв. все явственнее выступает тенденция рассматривать историю как продукт человеческого Т. и искать ее смысл и законы ее развития в ней самой. В этом отношении крайне характерен Вико, к-рого интересует человек как творец языка, нравов, обычаев, произв. иск-ва и философии, – одним словом, человек как творец истории. В противоположность Возрождению Реформация понимает Т. не как эстетическое (творческое) созерцание, а как действие. Лютеранство, а в еще большей степени кальвинизм с их суровой ригористич. этикой ставили акцент на предметно-практической, в т.ч. и хозяйств, деятельности. Согласно этой этике, преуспеяние индивида в практич. начинаниях на земле – свидетельство его богоизбранности. Изобретательность и сметливость в ведении дел освящались религией и тем самым перенимали на себя всю нагрузку нравственно-религ. деяния. Понимание Т. в новое время несет на себе следы обеих тенденций. Пантеистич. традиция в философии нового времени, начиная с Бруно, а в еще большей степени у Спинозы воспроизводит антич. отношение к Т. как к чему-то менее существенному по сравнению с познанием, к-рое в конечном счете есть созерцание вечного бога – природы. Напротив, философия, формирующаяся под влиянием идей протестантизма (в первую очередь англ. эмпиризм), склонна трактовать Т. как удачную – но в значит. мере случайную – комбинацию уже существующих элементов: в этом отношении характерна теория познания Бэкона, а еще более – Гоббса, Локка и Юма. Т. в сущности есть нечто родственное изобретательству. Завершенная концепция Т. в 18 в. создается Кантом, к-рый специально анализирует творч. деятельность под названием продуктивной способности воображения. Кант наследует протестантскую идею о Т. как предметно-преобразовательной деятельности, изменяющей облик мира, создающей как бы новый, ранее не существовавший, "очеловеченный" мир, и философски осмысляет эту идею. Кант анализирует структуру творч. процесса как один из важнейших моментов структуры сознания. Творч. способность воображения, по Канту, оказывается соединит, звеном между многообразием чувств. впечатлений и единством понятий рассудка в силу того, что она обладает одновременно наглядностью впечатления и синтезирующей, объединяющей силой понятия. "Трансцендентальное" воображение, т.о., есть как бы тождество созерцания и деятельности, общий корень того и другого. Т. поэтому лежит в самой основе познания – таков вывод Канта, противоположный платоновскому. Поскольку в творч. воображении присутствует момент произвольности, оно есть филос. коррелят изобретательства, поскольку же в нем присутствует момент необходимости (созерцание), оно оказывается опосредованно связанным с идеями разума и, следовательно, с нравств. миропорядком, а через него – с трансцендентным миром. Кантовское учение о воображении было продолжено Шеллингом. По Шеллингу, творч. способность воображения есть единство сознат. и бессознат. деятельностей, поэтому те, кто наиболее одарен этой способностью – гении – творят как бы в состоянии наития, бессознательно, подобно тому, как творит природа, с той разницей, что этот объективный, т.е. бессознат., характер процесса протекает все же в субъективности человека и, стало быть, опосредован его свободой. Согласно Шеллингу и романтикам, Т., и прежде всего Т. художника и философа, – высшая форма человеч. жизнедеятельности. Здесь человек соприкасается с Абсолютным, с богом. Культ Т. и гения у романтиков достигает своего апогея. В "магическом идеализме" Новалиса воображение, творч. фантазия рассматривается уже без всяких оговорок как сила, созидающая мир, что естественно оборачивается иллюзионизмом: мир для Новалиса – это своего рода волшебное покрывало Майи, сотканное богатой фантазией бога-художника. Вместе с культом художеств. Т. у романтиков усиливается интерес к истории культуры как продукту прошлого Т. (Ф. и А. Шлегели и др.). Такое понимание Т. во многом обусловило новую трактовку истории, отличную как от ее античного, так и от ср.-век. понимания. История оказалась при этом сферой реализации человеческого Т. безотносительно к к.-л. трансцендентному смыслу. Эта концепция истории получила наиболее глубокое развитие в философии Гегеля. Понимание Т. в нем. классич. философии как деятельности, рождающей мир, оказало существенное влияние на марксистскую концепцию Т. Материалистически истолковывая понятие деятельности, элиминируя из него те нравственно-религ. предпосылки, к-рые имели место у Канта и Фихте, Маркс рассматривает ее как предметно-практич. деятельность, как "производство" в широком смысле слова, преобразующее природный мир в соответствии с целями и потребностями человека и человечества. Марксу был близок пафос Возрождения, поставившего человека и человечество на место бога, а потому и Т. для него выступает как деятельность человека, созидающего самого себя в ходе истории. История же предстает прежде всего как совершенствование предметно-практич. способов человеч. деятельности, определяющих собой и различные виды Т. В философии конца 19–20 вв. Т. рассматривается прежде всего в его противоположности механически-технич. деятельности. При этом если философия жизни противопоставляет технич. рационализму творч. природное начало, то экзистенциализм подчеркивает духовно-личностную природу Т. В философии жизни наиболее развернутая концепция Т. дана Бергсоном ("Творч. эволюция", 1907, рус. пер. 1909). Т. как непрерывное рождение нового составляет, по Бергсону, сущность жизни; Т. есть нечто объективно совершающееся (в природе – в виде процессов рождения, роста, созревания, в сознании – в виде возникновения новых образцов и переживаний) в противоположность субъективной технич. деятельности конструирования. Деятельность интеллекта, по Бергсону, не способна создавать новое, а лишь комбинирует старое. Клагес еще более резко, чем Бергсон, противопоставляет природно-душевное начало как творческое духовно-интеллектуальному как техническому. В философии жизни Т. рассматривается не только по аналогии с природно-биологич. процессами, но и как Т. культуры и истории (Дильтей, Ортега-и-Гасет). Подчеркивая в русле традиций немецкого романтизма личностноуникальный характер творческого процесса, Дильтей во многом оказался посредником в понимании Т. между философией жизни и экзистенциализмом. В экзистенциализме носителем творч. начала является личность, понятая как экзистенция, т.е. как нек-рое иррацион. начало свободы, прорыв природной необходимости и разумной целесообразности, через к-рый "в мир приходит ничто". В религ. варианте экзистенциализма через экзистенцию человек соприкасается с нек-рым трансцендентным бытием, в иррелиг. экзистенциализме – с ничто. Именно экзистенция как выход за пределы природного и социального, вообще "посюстороннего" мира – как экстатический порыв (эк-стазис) вносит в мир то новое, что обычно называется Т. Важнейшие сферы Т., в к-рых выступает Т. истории, – это религиозная, философская, художественная и нравственная. Творч. экстаз, согласно Бердяеву ("Смысл Т.", М., 1916), раннему Хайдеггеру – наиболее адекватная форма существования (экзистенции). Общим для философии жизни и экзистенциализма в трактовке Т. является противопоставление его интеллектуальному и технич. моментам, признание его интуитивной или экстатич. природы, принятие в качестве носителей творч. начала органически-душевных процессов или экстатически-духовных актов, где индивидуальность или личность проявляется как нечто целостное, неделимое и неповторимое. Иначе понимается Т. в таких филос. направлениях, как прагматизм, инструментализм, операционализм и близкие к ним варианты неопозитивизма. В качестве сферы творч. деятельности здесь выступает наука в той форме, как она реализуется в совр. произ-ве. Т. рассматривается прежде всего как изобретательство, цель к-рого – решать задачу, поставленную определ. ситуацией (см. Дж. Дьюи, "Как мы мыслим" – "How we think", N. Y., 1910). Продолжая линию англ. эмпиризма в трактовке Т., рассматривая его как удачную комбинацию идеи, приводящую к решению задачи, инструментализм тем самым раскрывает те стороны науч. мышления, к-рые стали предпосылкой технич. применения результатов науки. Т. выступает при этом как интеллектуально выраженная форма социальной деятельности (Дж. Мид, Дж. Дьюи). Др. вариант интеллектуалистич. понимания Т. представлен отчасти неореализмом, отчасти феноменологией (С. Александер, Уайтхед, Гуссерль, Н. Гартман и др.). Большинство мыслителей этого типа в своем понимании Т. ориентируется на науку, но не столько на естествознание (как Дьюи, Бриджмен), сколько на математику (Гуссерль, Уайтхед), так что в поле зрения их оказывается не столько наука в ее практич. приложениях, сколько т.н. чистая наука. Основой науч. познания оказывается не деятельность, как в инструментализме, а скорее интеллектуальное созерцание, так что это направление оказывается ближе всего к платоновско-антич. трактовке Т.: культ гения уступает место культу мудреца. Т. обр., если для Бергсона Т. выступает как самозабвенное углубление в предмет, как саморастворение в созерцании, для Хайдеггера – как экстатич. выхождение за собств. пределы, высшее напряжение всего человеч. существа, то для Дьюи Т. есть сообразительность ума, поставленного перед жесткой необходимостью решения опрсдел. задачи и выхода из опасной ситуации. П. Гайденко. Москва. Т в о р ч е с т в о н а у ч н о е – деятельность, направленная на произ-во нового знания, к-рое получает социальную апробацию и входит в систему науки. Проблемы науч. Т. разрабатываются философией, психологией, историей, науковедением, а в нек-рых аспектах – кибернетикой, эвристикой и др. дисциплинами. Природа науч. Т. раскрывается на основе трактовки науки как ряда сменяющих друг друга и объединенных историч. связью систем знания, опредмечиваемых в системах деятельности обществ. субъекта. Рассматривая науч. Т. как добывание нового знания, в каждом случае используют определ. "точку отсчета", т.е. соотносят его с достигнутым уровнем развития науки: поэтому такие признаки творч. акта, как оригинальность, необычность, новизна и т.п., приобретают реальный смысл только в контексте логики развития науки, с учетом социально-экономич. особенностей соответст-вующей эпохи, накладывающих печать на содержание, стиль, направленность науч. Т. и на его психологич. подоплеку – облик ученого, мотивацию его поведения, тактику мышления и т.д. Вместе с тем, отвечая на запросы логики развития науки, ученый отнюдь не служит ее простым проводником: усваивая историч. связь знаний, он должен выстрадать, сделать зримыми новые идеи, когда они еще никому не видны. Эти процессы вызревания и внутр. синтеза идей основаны на психологич. механизмах науч. Т., к-рые пока еще мало изучены. Науч. Т. требует определенной культурно-ценностной ориентации личности, инкорпорирования ей особых способов восприятия деятельности и реализации своих внутр. возможностей. Оно ориентировано не на приспособление к сложившимся конкретно-социальным, логическим, психологическим и др. установлениям, а на их преобразование, нередко связанное с риском, с угрозой благополучию. Т. о., науч. Т. должно рассматриваться как область пересечения трех осей координат: логической (в смысле логики развития науки), социальной и психологической. Переход от умозрительного к конкретно-науч. изучению науч. Т. наметился на рубеже 19–20 вв. Гельмгольц, Пуанкаре, Вернадский, Оствальд, Рамон-и-Кахаль и др. выдающиеся исследователи подвергли спец. анализу те аспекты деятельности ученого, к-рые обусловливают ломку привычных представлений, стимулируют науч. поиск и приводят к новым решениям. В качестве стержневых выделяют две проблемы: творч. процесса и творч. личности. Первые попытки выявить своеобразие психологии науч. деятельности принадлежали Ф. Гальтону, Э. Клапареду и Дж. Кеттеллу. Большую популярность приобрело мнение Гальтона о "наследственности гения", как и т. зр. ряда психиатров о том, что чрезмерное развитие способностей есть своего рода душевная патология. На основе ретроспективного анализа собственной науч. деятельности Гельмгольц, Пуанкаре и др. приходят к выделению в ней неск. стадий – от рождения замысла до момента (к-рый нельзя предвидеть), когда сознание озаряет новая идея. На основе этих самоотчетов Г. Уоллес (1924) расчленил творч. процесс на четыре фазы: подготовку, созревание (идеи), озарение и проверку. т.к. сердцевина процесса (созревание и озарение) не поддается сознательно-волевому контролю, а новая идея не может быть получена путем обычного логич. вывода, укоренилось мнение, будто эмпирич. изучение Т. свидетельствует о его иррациональности и бессознательности. К этому присоединилось экспериментально-психологич. исследование нек-рых феноменов интеллектуального поведения – "aгa-переживание", т.е. эмоционально яркое осознание нужного решения (К. Бюлер), "инсайт", т.е. акт мгновенного постижения новой структуры (В. Келер), и др. Своеобразие умств. процессов в Т. стали относить на счет интуиции, противопоставляя ее логич. мышлению. Такие представления казались соответствующими прямым свидетельствам самонаблюдения. Однако при этом упускалось из виду, что работа в "контексте открытия", будучи наиболее личностной и интимной, наименее доступна индивидуальному самосознанию. Сами процессы, благодаря к-рым приращивается знание, ускользают от самонаблюдения, оставляя лишь неопредел. ощущение общего направления, а моменты догадки, открытия, решения переживаются в виде особо ярких состояний сознания. Вокруг этих состояний и сосредоточиваются наблюдения за Т., носящие феноменалистский характер и по существу опирающиеся на интроспекционистскую трактовку сознания. В противовес этому в экспериментальной психологии предпринимаются попытки изучить объективные обстоятельства, обусловливающие возникновение догадки, открытие принципа решения (Н. Майер, А. Н. Леонтьев, Я. А. Пономарев и др.). Как показал Б. М. Кедров на примере работ Д. И. Менделеева, анализ продуктов и "субпродуктов" (неопубликованных материалов) деятельности ученого позволяет выявить реальные вехи на пути науч. открытия безотносительно к тому, как они осознавались самим ученым. Быстрый рост числа науч. работников в условиях современной науч.-технич. революции поставил проблему проф. отбора и подготовки науч. кадров определ. профиля с заданными психологич. свойствами. Это стимулировало развитие работ в области психологии науч. Т. и создание новых методов для этого, т.к. распространенная в зап. странах техника тестирования не только не выявляла творч. способности, но и браковала людей, склонных к нестандартному мышлению. Популярной становится идея о несовпадении интеллекта (измерять к-рый были призваны прежние тесты) и Т. Разрабатываются новые системы тестов для определения (с помощью факторного анализа и др. статистич. методов) творч. признаков личности. Самая известная из этих систем принадлежит амер. психологу Дж. Гилфорду, придающему особую роль т.н. дивергентному мышлению, к-рое необходимо при возможности различных решений задачи и преобразовании для этого наличной информации. В статистич. обследованиях ученых ставится цель выявить корреляции между образованием и успешностью работы, возрастом и динамикой Т. (X. Леман, У. Деннис). В менеджериальной психологии появляется особый раздел, посвященный изучению проблем руководства науч. коллективами, организации малых групп в науке, деятельности такой новой фигуры, как ученый-организатор, изменению мотивации науч. Т. Особое внимание уделяется разработке методик стимуляции группового Т., среди к-рых наибольшую популярность в США приобрели "брейн-шторминг" и синектика. Первая исходит из положения о том, что контрольные механизмы сознания, служащие адаптации к внешней среде, препятствуют выявлению творч. возможностей ума. Нейтрализация этих барьерных механизмов может быть достигнута разделением двух этапов процесса Т. – генерирования идей и их критич. оценки; в соответствии с этим индивиды, входящие в группу, сначала в течение короткого времени производят возможно большее количество идей в связи с к.-л. проблемой, требующей творч. решения, а затем из общей массы суждений и догадок отбирают наиболее оригинальные и перспективные. Синектика ставит целью повысить вероятность успеха путем актуализации интуитивных и эмоц. компонентов умств. деятельности в условиях группового Т. Проверка этих методик средствами экспериментальной психологии не позволила установить их заметных преимуществ. Одно из наиболее перспективных направлений изучения науч. Т. развивается в рамках науковедения, стремящегося синтезировать подходы к Т. с т. зр. логики, социологии и психологии. Лит.: Грузенберг C. O., Гений и Т., Л., 1924; Кедров Б. М., День одного великого открытия, М., 1958; Пономарев Я. ?., Психика и интуиция, М., 1967; Ярошевский М. Г., Психология науки, "ВФ", 1967, No 5; Научное Т., М., 1969; Исследования по психологии науч. Т. в США. Обзор лит-ры и рефераты, М., 1966; Guilford J. P., Creativity. Its measurement and development, в сб.: A source book for creative thinking, N. Y., 1962; Scientific creativity, N. Y.–L., 1963; Barron Fr., Creativity and psychological health, Princeton, 1963; Maslоw A. H., The psychology of science, N. Y.–L., 1966. M. Ярошевский. Москва.

  1. творчествосоздание чегоstrong оригинальныйstrong творчество создание качественно нового создание нового не повторяющего староесоздание новых культурных ценностей.творить вдохно...Идеографический словарь русского языка
  2. творчествоТВОРЧЕСТВОСреди слов которые и по своему морфологическому облику и по смысловой структуре и даже по непосредственному впеча тлению напоминают церковнославянизмы много ли...История слов
  3. творчествопсихический процесс создания новых ценностей .как бы продолжение и замена игры детской. Деятельность результат коей создание новых материальных и духовных ценностей. Буд...Словарь практического психолога
  4. творчествород человеческой деятельности особенностью которой является создание нового не имеющего аналогов в природе и в самой этой деятельности....Cловарь музейно-педагогических терминов
  5. творчествоДеятельность отличающаяся неповторимостью и оригинальностью результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей....Адаптивная физическая культура
  6. творчествопродуктивная форма интеллектуальной активности ее высший уровень. Результатом являются научные открытия изобретения создание новых музыкальных художественных произведений...Акмеологический словарь
  7. творчестводеятельность результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по своей сущности культурноисторическим явлением Т. имеет психологическ...Большая психологическая энциклопедия
  8. творчествоI деятельность порождающая нечто качественно новое никогда ранее не бывшее. Деятельность может выступать как Т. в любой сфере научной производственнотехнической художеств...Большая Советская энциклопедия II
  9. творчествоI деятельность порождающая нечто качественно новое никогда ранее не бывшее. Деятельность может выступать как Т. в любой сфере научной производственнотехнической художеств...Большая Советская энциклопедия II
  10. творчествоcreativity . способность приходить к новым нетривиальным и при этом обоснованным решениям способность создавать вещи с явственной печатью продуктивного воображения ориги...Большая энциклопедия по психиатрии
  11. творчествос. деятельность creazione f художественное творчество attivit artistica народное творчество arte popolare совокупность созданного opera f artistica творчество Пушкина...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  12. творчествотворчество с Schaffen n Werk n a совокупность созданного народное творчество Volkskunst f Volksschaffen n Синонимы зиждительство муза создание созидание сотворчество тво...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  13. творчествосSchaffen n Werk n совокупность созданногонародное творчество Volkskunst f Volksschaffen n зиждительство муза создание созидание сотворчество творческий процесс фольклор...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  14. творчествоТВОРЧЕСТВО англ. creativity. В узком смысле Т. человеческая деятельность порождающая нечто качественно новое никогда раньше не бывшее и имеющее общественноисторическую ц...Большой психологический словарь
  15. творчествос. creacin fem creatividad fem trabajo creador творческая деятельностьдное твоuрчество arte popularческое твоuрчество quehacer histrico совокупность созданногоem obra f...Большой русско-испанский словарь
  16. творчествосущ. ср. рода только ед. ч.от словаem творитьсоздание новых по замыслу и форме культурных и материальных ценностейтворчсть мен. жн. роду тльки одн. народное творчество н...Большой русско-украинский словарь
  17. творчествос. cration f народное творчество art m populaire совокупность созданногоem uvre f в творчестве Пушкина dans luvre de Pouchkine chez Pouchkine...Большой русско-французский словарь
  18. творчествоангл. creation нем. Schopfertum. Деятельность отмеченная неповторимостью оригинальностью и общественноисторической уникальностью....Большой толковый социологический словарь II
  19. творчествос. cration f народное творчество art m populaire совокупность созданногоem uvre f в творчестве Пушкина dans luvre de Pouchkine chez Pouchkine зиждительство муза создани...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  20. творчествоиллюстрированный журнал литературы искусства науки ижизни в Москва. Редакторы А. С. Серафимович В. М. Фриче.Печатались А. С. НовиковПрибой А. П. Бибик и др. писатели. Жу...Большой энциклопедический словарь II
  21. "творчество"ТВОРЧЕСТВО иллюстрированный журнал литературы искусства науки и жизни в Москва. Редакторы А. С. Серафимович В. М. Фриче. Печатались А. С. НовиковПрибой А. П. Бибик и др....Большой энциклопедический словарь III
  22. творчествоТВОРЧЕСТВО деятельность порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью оригинальностью и общественноисторической уникальностью. Творчество специфично ...Большой энциклопедический словарь III
  23. творчествоТВОРЧЕСТВО иллюстрированный Журнал литературы искусства науки и жизни в Москва. Редакторы А. С. Серафимович В. М. Фриче. Печатались А. С. НовиковПрибой А. П. Бибик и др...Большой Энциклопедический словарь V
  24. творчествоТВОРЧЕСТВО деятельность порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью оригинальностью и общественноисторической уникальностью. Творчество специфично...Большой Энциклопедический словарь V
  25. творчествои поиск творцов Мы умеем анализировать интеллект Джордж и определять что вот этот человек может стать приличным архитектором а тот плотником. Но мы не умеем определять с...Галактическая энциклопедия из научно-фантастической литературы
  26. творчествоЛюбая деятельность по созданию новых комбинаций из элементов опыта....Глоссарий по менеджменту
  27. творчестводеятельность порождающая нечто качественно новое никогда ранее не бывшее в жизни данного человека или человечества в целом....Глоссарий философских терминов
  28. творчестводеятельность человека направленная на создание новых по форме и содержанию материальных и культурных ценностей....Глоссарий философских терминов ИФ им.Киренского РАН
  29. творчествоособая форма человеческой активности направленная на создание новых неповторимых оригинальных и в то же время социально значимых результатов. В большинстве современных со...Евразийская мудрость от А до Я
  30. творчестводеятельность порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью общественноисторической уникальностью. Творчество специфично для человека т.к. всегда пред...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  31. творчествосозидательная деятельность порождающая нечто качественно новое для крой характерны неповторимость по способу осуществления и результату оригинальность и культ.истор. уник...История и философия науки. Энциклопедический словарь
  32. творчествотворчество йзкостса творчество народное творчество...Коми (зырянский)-русский словарь
  33. творчествоформирующая деятельность человеческого духа обновляющая и облагораживающая реальную жизнь. Она служит высвобождению скрытого в мире согласно Г.Марселю и внесению в него н...Краткий религиозно-философский словарь
  34. творчествоcreativity Способность приходить к новым при этом обоснованным решениям проблем. Способность создавать вещи отмеченные воображением см. ВООБРАЖЕНИЕ неотразимые убедительн...Критический словарь психоанализа
  35. творчествоТворчество fictio creatura opus creativum...Латинский словарь
  36. творчествоТВОРЧЕСТВО поэтическое. Вопрос о сущности поэтического творчества может рассматриваться двояко в зависимости от того что сделаем мы предметом рассмотрения поэтическое ли...Литературная энциклопедия
  37. творчествоа ср.em Деятельность человека направленная на создание культурных или материальных ценностей.Художественное творчество.em Стремление к самостоятельному оригинальному тво...Малый академический словарь
  38. творчестводеятельность порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью оригинальностью и общественноисторической уникальностью. Творчество специфично для человек...Методическое обеспечение по учебной дисциплине «Педагогические технологии»
  39. творчествокорень ТВОР суффикс Ч суффикс ЕСТВ окончание О Основа слова ТВОРЧЕСТВВычисленный способ образования слова Суффиксальный ТВОР Ч ЕСТВ О Слово Творчество содержит...Морфемный разбор слова по составу
  40. творчествоНачальная форма Творчество винительный падеж единственное число неодушевленное средний род...Морфологический разбор существительных
  41. творчестводеятельность человека созидающая новые объекты и качества схемы поведения и общения новые образы и знания. В различные эпохи на первый план выходили разные аспекты Т. объ...Новая философская энциклопедия
  42. творчествоТВОРЧЕСТВО конструктивная деятельность по созданию нового. В античной философии связывалось с креативными процессами космогенеза и понятием Эроса как творческого целепол...Новейший философский словарь
  43. творчествоконструктивная деятельность по созданию нового. В античной философии связывалось с креативными процессами космогенеза и понятием Эроса как творческого целеполагания см. П...Новейший философский словарь II
  44. творчествотворчество ср. Деятельность человека направленная на создание духовных и материальных ценностей. То что создано в результате такой деятельности....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  45. творчествотворчество творчество а...Орфографический словарь
  46. творчествоu с зиждительство муза создание созидание сотворчество творческий процесс фольклор...Орфографический словарь русского языка
  47. творчествошыармашылы...Орысша-қазақша «Жеңіл және тоқыма өнеркәсібі» терминологиялық сөздік
  48. творчествоспособ деятельности и мышления обеспечивающий выход личности за пределы традиционного привычного заданного бытия. Некоторые ученые считают творчество высшей формой мышлен...Основы духовной культуры
  49. творчествотворчество творчества творчества творчеств творчеству творчествам творчество творчества творчеством творчествами творчестве творчествах...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  50. творчествоОрфографическая запись слова творчество Ударение в слове творчество Деление слова на слоги перенос слова творчество Фонетическая транскрипция слова творчество [двориздва...Полный фонетический разбор слов
  51. творчестводеятельность результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по своей сущности культурноисторическим явлением Т. имеет психологическ...Психологический лексикон
  52. творчествотворчество аСинонимы зиждительство муза создание созидание сотворчество творческий процесс фольклор...Русский орфографический словарь
  53. творчествоСр мн. нет yaradclq....Русско-азербайджанский словарь
  54. творчествоср.creation creativity creative work...Русско-английский психологический словарь
  55. творчествотворчество с. тк. ед.i. действиеi creation деятельностьi creative work радость творчества the joy of creation научное творчество scientific work народное художественное...Русско-английский словарь
  56. творчествотворчество c. . деятельность creation creative work научное творчество scientific work . созданное work....Русско-английский словарь II
  57. творчествоcreating creation creativity...Русско-английский словарь по электронике
  58. творчествоcreativity...Русско-английский словарь политической терминологии
  59. творчествоcreation creativity...Русско-английский экономический словарь
  60. творчествоN муки творчества...Русско-армянский словарь
  61. творчествоТворчасць...Русско-белорусский словарь
  62. творчествоср.i творчасць жен.i...Русско-белорусский словарь II
  63. творчествоalkots munkssg teremts alkots произведенияem alkotsok tszem mvek tsz народное творчество npmvszet когоem letm munkssg Синонимы зиждительство муза создание созидание...Русско-венгерский словарь
  64. творчествотворчество с народное Пушкина...Русско-греческий словарь (Сальнов)
  65. творчествотво Синонимы зиждительство муза создание созидание сотворчество творческий процесс фольклор...Русско-ивритский словарь
  66. творчествотолько ед.ч. шыармашылы мдениет азыналарын жасау народное творчество халы шыармашылыы. совокупность созданного шыарма творчество Абая Абай шыармасы...Русско-казахский словарь
  67. творчествошыармашылы...Русско-казахский словарь для учащихся и студентов
  68. творчествошыармашылы...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  69. творчествоср. чыгармачылык народное творчество элдик чыгармачылык песенное творчество ыр чыгармачылыгы....Русско-киргизский словарь
  70. творчестводеятельностьem chungzo chungzuхудожественное творчество процесс творчества произведенияem zupnтворчество Пушкина зиждительство муза создание созидание сотворчеств...Русско-китайский словарь
  71. творчестводеятельность yaratclq yaratuv icat etvлитературное творчество edebiy yaratclq совокупность созданного icat yaratclq eserlerтворчество Османа Акчокраклы Osman Aqoqraqln ...Русско-крымскотатарский словарь
  72. творчестводеятельность яратыджылыкъ яратув иджат этюв литературное творчество эдебий яратыджылыкъ совокупность созданного иджат яратыджылыкъ эсерлер творчество Османа Акчокраклы О...Русско-крымскотатарский словарь II
  73. творчествоdairade jaunrade...Русско-латышский словарь
  74. творчествоkryba...Русско-литовский словарь
  75. творчествос. творческая деятельность Schaffen n художественное литературное творчество knstlerisches literarisches Schaffen созданное Schaffen n Werke pl произведения коллективн...Русско-немецкий словарь
  76. творчествоSchaffen Werk...Русско-немецкий словарь по искусству
  77. творчествоScheppen...Русско-нидерландский словарь
  78. творчествотворчествос народное Пушкина ....Русско-новогреческий словарь
  79. творчествоskapning зиждительство муза создание созидание сотворчество творческий процесс фольклор...Русско-норвежский словарь
  80. творчество...Русско-персидский словарь
  81. творчествоtwrczo...Русско-польский словарь
  82. творчествосcriao fu trabalho criador actividade criadora совокупность созданногоem obra f зиждительство муза создание созидание сотворчество творческий процесс фольклор...Русско-португальский словарь
  83. творчествоТворчествоkazi kazi za akili мн.em shughuli...Русско-суахили словарь
  84. творчествотворчество эодит эод...Русско-таджикский словарь
  85. творчествос иат научное т. фнни иат художественное т. снгать иаты народное т. халык иаты...Русско-татарский словарь
  86. творчествоyaratclk yaptlar yaratclk художественное творчество sanatsal yaratclkтехническое творчество teknik yaratclkсвобода художественного творчества sanat zgrl собир. созда...Русско-турецкий словарь
  87. творчествоsanat sanaat...Русско-турецкий словарь по строительству и архитектуре
  88. творчествоijod ijodkorlik...Русско-узбекский словарь Михайлина
  89. творчествоnem ksem творческий luomistyдное твоuрчество kansantaide kirjailijan taiteilijanem ymsem.em tuotanto...Русско-финский словарь
  90. творчествоdlo tvorba tvoivost tvoiv sla tvr innost...Русско-чешский словарь
  91. творчествосущ.сред пултару пултарулх хайлалх народное творчество халх пултарулх...Русско-чувашский словарь
  92. творчестводеятельность порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью оригинальностью общественноисторической уникальностью. Свойственно человеку как субъекту т...Словарь исторических терминов
  93. творчествоТворческой деятельностью мы называем такую деятельность человека которая создает нечто новое все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какойнибудь вещью в...Словарь Л. С. Выготского
  94. творчествоТВОРЧЕСТВО поэтическое. Вопрос о сущности поэтического творчества может рассматриваться двояко в зависимости от того что сделаем мы предметом рассмотрения поэтическое ли...Словарь литературных терминов
  95. творчестводеятельность результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей....Словарь по профориентации и психологической поддержке
  96. творчествонастоящее творчество подлинное творчествоСинонимы зиждительство муза создание созидание сотворчество творческий процесс фольклор...Словарь русской идиоматики
  97. творчествотворчество творческая работа созидание создание муза фольклор творческий процесс Словарь русских синонимов. творчество . творческий процесс созидание высок. . см. произве...Словарь синонимов II
  98. творчествотворчество творческая работа созидание создание муза фольклор творческий процесс...Словарь синонимов
  99. творчествоспецифическая человеческая деятельность сочетающая в себе ее значение как имманентного свойства человека так и признаки ее как способа существования действительности и со...Словарь справочник по социальной работе
  100. творчестводеятельность результатом которой является создание новыхоригинальных и более совершенных материальных и духовных ценностей обладающих объективной или и субъективной значи...Словарь терминов по общей и социальной педагогике
  101. творчестводеятельность порождающая нечто качественно новое никогда ранее не бывшее. Т. может рассматриваться в двух аспектах психологическом и философском. Психология Т. исследует ...Советский философский словарь
  102. творчествоТВОРЧЕСТВО деятельность порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью общественноисторической уникальностью. Творчество специфично для человека т.к. ...Современная энциклопедия
  103. творчестводеятельность результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей создание качественно новой системы знаний на основе переосмысления переработ...Современный образовательный процесс
  104. творчествоТВОРЧЕСТВО деятельность порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью оригинальностью и общественноисторической уникальностью. Творчество специфично ...Современный энциклопедический словарь
  105. творчествоТВОРЧЕСТВО иллюстрированный журнал литературы искусства науки и жизни в Москва. Редакторы А. С. Серафимович В. М. Фриче. Печатались А. С. НовиковПрибой А. П. Бибик и др....Современный энциклопедический словарь
  106. творчестводеятельность в которой развитие человека безгранично. Именно творчество и предоставляет ему возможность для активизации себя. Т. активное взаимодействие субъекта с объект...Творчество. Краткий педагогический словарь
  107. творчествов настоящее время трактуется как процесс человеческой деятельности создающий новые материальные и духовные ценности. Является результатом избыточности интеллектуальных ка...Теоретические аспекты и основы экологической проблемы
  108. творчествоТворчество creative work процесс создания новых по замыслу форме или содержанию материальных энергетических или информационных ценностей.[Словарь понятий по информатике ...Терминологический словарь автоматизации строительства и производственных процессов
  109. творчестводеятельность результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по своей сущности культурноисторическим явлением Т. обусловливается кул...Терминологический ювенологический словарь
  110. творчествотворчество сущ.em с.em употр. сравн. часто Морфология нет чего творчестваstrong чему творчествуstrong вижу что творчествоstrong чем творчествомstrong о чм о творчестве ....Толковый словарь Дмитриева
  111. творчествоТВОРЧЕСТВО а ср. Создание новых по замыслу культурных илиматериальных ценностей. Художественное т. Народное т. Т. Пушкина. Т.новаторов. II прил. творческий ая ое. Т. дар....Толковый словарь Ожегова
  112. творчествонаправленность поведения возникающая в популяции вследствие пассионарного толчка....Толковый словарь понятий и терминов этногенеза
  113. творчествоТВОРЧЕСТВО творчества мн. нет ср. книжн. Действие по глаг. творить в знач. История жизни и творчества Пушкина. Художественное научное творчество. Русский народ в течени...Толковый словарь русского языка II
  114. творчествотворчество творчество а ср. Создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей. Художественное т. Народное т. Т. Пушкина. Т. новаторов.прил. творческий ая ое...Толковый словарь русского языка II
  115. творчествоТВОРЧЕСТВО а ср. Создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей. Художественное творчество Народное творчество Творчество Пушкина. Творчество новаторов. ...Толковый словарь русского языка
  116. творчествотворчасьць...Тэрмінолёгія лёгікі і псыхолёгіі
  117. творчествоУдарение в слове творчествоУдарение падает на букву оБезударные гласные в слове творчество...Ударение и правописание
  118. творчествоRzeczownik творчество n twrczo f...Универсальный русско-польский словарь
  119. творчестводостижение качественно новых результатов в процессе человеческой деятельности....Философия - словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»
  120. творчестводеятельность людей направленная на создание нового никогда ранее не бывшего способность человека из известного имеющегося в действительности материала создавать в процесс...Философия науки и техники
  121. творчествоТВОРЧЕСТВО деятельность порождающая новые ценности идеи самого человека как творца. В современной научной литературе посвященной этой проблеме прослеживается очевидное с...Философская энциклопедия
  122. творчествосоздание новых возможностей и превращение их в действительность в точке бифуркации. В основании Т. лежит свобода дополняющая необходимость и вероятность до создания новог...Философские категории
  123. творчестводеятельность порождающая нечто качественно функционально новое и отличающееся неповторимостью оригинальностью и общественноисторической уникальностью творцом может быть к...Философские термины
  124. творчествопроцесс человеческой деятельности создающий качественно новые материальные и духовные ценности. Т. представляет собой возникшую в труде способность человека из доставляем...Философский энциклопедический словарь
  125. творчествотворчество творчества творчества творчеств творчеству творчествам творчество творчества творчеством творчествами творчестве творчествах Источник Полная акцентуированная п...Формы слова
  126. творчествоТворчество ежемесячный иллюстрированный журнал по вопросам изобразительного искусства орган СХ СССР. Издатся в Москве с . Основан внимание уделяет теории и практике совре...Художественная энциклопедия
  127. творчествоТес Теор Творчество Счет Строчев Строев Стрет Стр Стер Створ Соч Сотр Соте Сорт Сор Совр Совет Сет Серов Серо Серв Севр Сев Свч Сворот Светоч Светов Рот Ростов Рост Ров Р...Электронный словарь анаграмм русского языка
  128. творчествоТворчество в прямом смысле есть созидание нового. В таком значении это слово могло бы быть применено ко всем процессам органической и неорганической жизни ибо жизнь ряд...Энциклопедический словарь
  129. "творчество"ТВОРЧЕСТВО иллюстрированный журнал литературы искусства науки и жизни в Москва. Редакторы А. С. Серафимович В. М. Фриче. Печатались А. С. НовиковПрибой А. П. Бибик и др...Энциклопедический словарь естествознания
  130. творчествоТВОРЧЕСТВО деятельность порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью оригинальностью и общественноисторической уникальностью. Творчество специфично...Энциклопедический словарь естествознания
  131. творчествов прямом смысле есть созидание нового. В таком значении это слово могло бы быть применено ко всем процессам органической и неорганической жизни ибо жизнь ряд непрерывных...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  132. творчествоТворчество процесс культурной человеческой деятельности в результате которого создаются качественно новые материальные и духовные ценности. Творчество способность челове...Энциклопедия культурологии
  133. творчествоангл. creation нем. Schopfertum. Деятельность отмеченная неповторимостью оригинальностью и общественноисторической уникальностью. Antinazi.Энциклопедия социологии Синоним...Энциклопедия социологии
  134. творчествоТВОРЧЕСТВО категория философии психологии и культуры выражающая собой важнейший смысл человеческой деятельности состоящий в увеличении многообразия человеческого мира в ...Энциклопедия эпистемологии и философии науки