Санкт-Петербург (энциклопедия)

МИР ИСКУССТВА

Мир искусства

1)художественное объединение. Оформилось в конце 1890 х гг. (устав утверждён в 1900) на основе кружка молодых художников, искусствоведов и любителей искусства («общество самообразования»), возглавлявшегося А. Н. Бенуа и С. П. Дягилевым. Как выставочный союз под эгидой журнала «Мир искусства» в первоначальном виде существовало до 1904, в расширенном составе, утратив идейно-творческое единство, — в 1910—24. В 1904—10 большинство мастеров «М. и.» входило в Союз русских художников. Помимо основного ядра (Л. С. Бакст, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере, А. П. Остроумова-Лебедева, К. А. Сомов), «М. и.» включал многих петербургских и московских живописцев и графиков (И. Я. Билибин, А. Я. Головин, И. Э. Грабарь, Б. М. Кустодиев, Н. К. Рёрих). Экспонентами «М. и.» были М. А. Врубель, И. И. Левитан, ряд иностранных художников. Программа «М. и.» (сформулирована Дягилевым), близкая идеям французского символизма, неоромантическими тенденциям европейского искусства конца XIX — начала XX вв., носила несколько утопический характер. Признавая за художественным творчеством миссию духовного преобразования общества, члены «М. и.» утверждали принципы творческого индивидуализма, «свободного», «чистого» искусства. Выступали также с острой критикой академизма и передвижничества (признавая за последним его историческое значение). В творчестве мастеров «М. и.» получили развитие портрет, исторический и городской («сочинённый») пейзажи, историко-бытовая картина, достигла расцвета книжная и журнальная графика. Стилистически «М. и.» был близок западноевропейским художественным группировкам, объединявшим приверженцев «модерна». Общими для произведений членов «М. и.» были утончённый декоративизм, изящная линеарность, иногда переходящая в орнаментику с использованием мотивов рококо и ампира, изысканное сочетание матовых, как бы искусственных тонов.Творчеству ряда представителей «М. и.» были присущи тенденции неоклассицизма (Бакст, Добужинский) или увлечение древнерусской культурой и историей (Билибин, Рёрих). В период Революции 1905—07 некоторые художники (Добужинский, Лансере) выступили как мастера политической сатиры. Поиски стилеобразующего начала, «целостного искусства» были наиболее полно реализованы мастерами «М. и.» в их работах для театра, в немногочисленных опытах оформления интерьера и главным образом в графике, игравшей ведущую роль в их творчестве. Гравюра из репродукционной техники окончательно превратилась в творческий вид графики (цветные эстампы Остроумовой-Лебедевой), достигли расцвета книжная иллюстрация и искусство книги (Бенуа, Билибин). После 1904 в идейных и эстетических взглядах ведущих художников произошли существенные изменения. Они отмежевались от крайне левых течений, высказывались в пользу регламентации художественного творчества, активизировали театральную деятельность и пропаганду русского искусства за рубежом. В рамках свойственных членам «М. и.» исторического ретроспективизма, романтической идеализации «послепетровской» России многие художественные критики и архитекторы, связанные с объединением и журналом «Мир искусства» (Бенуа, Грабарь, Г. К. Лукомский, И. А. Фомин, В. Я. Курбатов и др.), возрождали общественный и научный интерес к «старому Петербургу», к его барочной и классицистической архитектуре. В 1917 ряд членов «М. и.» (Бенуа, Грабарь) обратился к музейно-организационной и реставрационной деятельности. Существовал до 1924. Выставки «М. и.» проходили в Музее ЦУТРа (1900), в здании АХ (1901), залах Пассажа (1902), Общества поощрения художеств (1903), Екатерининском зале на Малой Конюшенной улице (1906).
2)иллюстрированный литературно-художественный журнал объединения «Мир искусства» и (до 1903) писателей-символистов. Выходил в 1899—1904 (до 1901 1 раз в 2 недели, с 1901 ежемесячно). Издатель М. К. Тенишева и С. И. Мамонтов (в 1899), затем С. П. Дягилев (редактор); с № 10—11 за 1903 редактор также A. Н. Бенуа. «М. и.» утверждал эстетические позиции одноимённого объединения и популяризировал русское искусство XVIII — начала XIX вв. Пропагандировал образцы народного творчества, широко знакомил читателя с современной русской и зарубежной художественной жизнью (заметки Бенуа, И. Э. Грабаря, Дягилева, переводы, репродукции современной русской и западноевропейской живописи и графики). Среди сотрудников — Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, Лев Шестов, В. В. Розанов и др. Внешний облик журнала, в оформлении которого принимали участие К. А. Сомов, Л. С. Бакст, Е. Е. Лансере, способствовал поднятию общего художественного вкуса, развитию искусства книги. С 1903 отдел Хроника выходил отдельно под названием «Хроника журнала „Мир искусства“».

Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия.Ред. коллегия: Белова Л. Н., Булдаков Г. Н., Дегтярев А. Я. и др.1992.


  1. мир искусстваМИР ИСКУССТВА русское художественное объединение. Оформилось в кон. х гг. официально в в Петербурге на основе кружка молодых художников и любителей исква во главе с А. ...Большая советская энциклопедия
  2. мир искусстваМИР ИСКУССТВА литературнохудожественный иллюстрированный журнал орган объединения Мир искусства iи писателейсимволистов. Выходил в в Петербурге до раз в недели с ...Большая советская энциклопедия
  3. мир искусствароссийское художественное объединение создано в СанктПетербурге А. Н. Бенуа и С. П. Дягилевым. Выдвигая лозунгичистого искусства и преображения жизни искусством представи...Большой энциклопедический словарь II
  4. "мир искусства"МИР ИСКУССТВА российское художественное объединение создано в СанктПетербурге А. Н. Бенуа и С. П. Дягилевым. Выдвигая лозунги чистого искусства и преображения жизни иску...Большой энциклопедический словарь III
  5. мир искусстваМИР ИСКУССТВА российское художественное объединение создано в СанктПетербурге А. Н. Бенуа и С. П. Дягилевым. Выдвигая лозунги чистого искусства и преображения жизни иск...Большой Энциклопедический словарь V
  6. "мир искусства"объединение художников созданное в СанктПетербурге А.Н. Бенуа и С.П. Дягилевым. Представители Мира искусства отвергали как академизм так и тенденциозность передвижнико...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  7. мир искусствахудожественное объединение и одноименный журнал выходивший в гг.Сформировалось в Петербурге на основе кружка молодых художников и любителей искусства в конце х гг. офиц...История России. Словарь-справочник. Учебно-практическое пособие
  8. мир искусстважурнал одноименного объединения художников. Выходил в гг. в Петербурге первоначально раз в две недели затем ежемесячно. Первыми издателями журнала были М. К. Тенишева и ...Литература и язык. Современная энциклопедия
  9. "мир искусства"журнал одноимнного объединения художников. Выходил в гг. в Петербурге первоначально раз в две недели затем ежемесячно. Первыми издателями журнала были М. К. Тенишева и С...Литературная энциклопедия
  10. мир искусстваМИР ИСКУССТВА художественный иллюстрированный журнал выходивший в Петербурге с по . В издателями журнала были кн. М. К. Тенишева и С. И. Мамонтов редактором С. П. Дяг...Литературная энциклопедия
  11. мир искусствахудожественный иллюстрированный журнал выходивший в Петербурге с по . В издателями журнала были кн. М. К. Тенишева и С. И. Мамонтов редактором С. П. Дягилев. Последний...Литературная энциклопедия II
  12. мир искусстваМИР ИСКУССТВА художественный иллюстрированный журнал выходивший в Петербурге с по . В издателями журнала были кн. М. К. Тенишева и С. И. Мамонтов редактором С. П. Дяг...Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
  13. мир искусствалитературнохудожественный иллюстрированный журнал печатный орган объединения Мир искусства. Журнал выходил в гг. под редакцией С. П. Дягилева. Публиковал литературную кр...Мировая художественная культура. Словарь
  14. "мир искусства"МИР ИСКУССТВА худож. течение Серебряного века. Существовало с по с перерывами принимая разные организац. формы журнал выставка обво художников. й период М. И. . Ядром...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  15. мир искусстваобъединение русских художников выступавших против тенденциозности партийности и антиэстетизма современных им вождей общественного мнения диктата вкуса академизма и передв...Русская энциклопедия
  16. мир искусстваиллюстрированный журнал орган объединения Мир искусства. Выходил в Петербурге в . Пропагандировал русское искусство свободное от тенденциозности и партийности тогдашних в...Святая Русь - энциклопедический словарь
  17. мир искусстваМИР ИСКУССТВА объединение художников созданное в СанктПетербурге А.Н. Бенуа и С.П. Дягилевым. Представители Мира искусства отвергали как академизм так и тенденциозност...Современная энциклопедия
  18. мир искусстваМИР ИСКУССТВА российское художественное объединение создано в СанктПетербурге А. Н. Бенуа и С. П. Дягилевым. Выдвигая лозунги чистого искусства и преображения жизни иску...Современный энциклопедический словарь
  19. "мир искусства"Мир искусства объединение петербургских художников и деятелей культуры А. Н. Бенуаem К. А. Сомовem Л. С. Бакстem М. В. Добужинскийem Е. Е. Лансереem А. Я. Головинem И. Я...Художественная энциклопедия
  20. мир искусстваМир искусства литературно художественный иллюстрированный журнал орган объединения Мир искусства и до писателейсимволистов. Выходил в в Петербурге. Издатели М. К. Тени...Художественная энциклопедия
  21. мир искусстваМир искусства ежемесячный иллюстрированный художественный журнал выходил в Петербурге с по г. Издат. кн. М. К. Тенишева и С. И. Мамонтова ред. С. П. Дягилев с г. изд....Энциклопедический словарь
  22. "мир искусства"МИР ИСКУССТВА российское художественное объединение создано в СанктПетербурге А. Н. Бенуа и С. П. Дягилевым. Выдвигая лозунги чистого искусства и преображения жизни иск...Энциклопедический словарь естествознания
  23. мир искусстваежемесячный иллюстрированный художественный журнал выходил в Петербурге с по г. Издат. кн. М. К. Тенишева и С. И. Мамонтова ред. С. П. Дягилев с г. изд. С. П. Дягилев ...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона