Российский гуманитарный энциклопедический словарь

"МИР ИСКУССТВА"

"МИР ИСКУ́ССТВА" - худож. течение "Серебряного века". Существовало с 1898 по 1927 с перерывами, принимая разные организац. формы: журнал, выставка, об-во художников. 1-й период "М. И." - 1898-1904. Ядром 1-го об-ва "М. И." был кружок родственников Александра Бенуа и его соучеников по гимназии К. Мая: Д. В. Философов, Л. С. Бакст, С. П. Дягилев, К. А. Сомов, Е. Е. Лансере. В 1898 был основан худож. и лит.- критич. ж. "М. И.", выходивший в СПб. по 1904 (до 1901 - раз в 2 недели, затем раз в месяц). Издателями первонач. были изв. меценаты кн. М. С. Тенишева и С. И. Мамонтов, затем гл. ред. стал Дягилев (с № 10 за 1903 совм. с А. Н. Бенуа). Кружок Бенуа образовал под эгидой журнала одноим. выставочный союз (офиц. оформлен в 1900).

"М. И." был реакцией на прагматизм и идеологизм как установившиеся ценности рус. культуры того времени, острым неприятием антиэстетизма современности, идей Н. Г. Чернышевского и В. В. Стасова. "М. И." стал поворотом к идеалам свободы творчества, к утверждению собственно эстетич. критериев, приоритетов худож. индивидуальности. В публикациях отчетливо выступает утверждение эстетики худож. индивидуализма, иск-ва как преобразования жизни, вера в красоту формы и синтез иск-в, ориентация на творческие искания, связанные со стилем "модерн". Журнал, ставивший своей целью пропаганду нового иск-ва и знакомство рос. публики с его достижениями в России и на Западе, знакомил читателей с рус. и иностранной худож. жизнью, публиковал обзоры иностр. изданий, воспроизведения выставочных экспозиций, репродукции современных произв. В ред. статьях первых номеров были сформулированы осн. принципы движения "М. И." и направленность журнала: проблемы сов. культуры - это проблемы худож. формы; гл. задача иск-ва - воспитание эстетич. вкусов об-ва; худож. творчество само есть высшая ценность. Журнал публиковал много мат-лов по вопросам декоративно-прикладного иск-ва, нар. творчества и кустарных промыслов; печатались эстетические статьи, посвященные актуальным для эпохи проблемам синтеза иск-в, отдельным его видам, напр.книжной графике, а также вопросам худож. образования; очерки о т-ре, ставшем полигоном новых худож. исканий в области синтеза иск-в; лит.-критич. эссе и пр. Деят-ность художников "М. И." способствовала развитию в России иск-в интерьера, т-ра, эстампа, книги - в этих иск-вах более всего проявились результаты поиска стилеобразующего начала, целостного иск-ва, синтеза.

Журнал "М. И." представлял собою роскошно оформленное, изысканное изд., имеющее большую худож. ценность как самостоят. произв. графич. иск-ва (А. И. Бенуа, К. А. Сомов, Л. С. Бакст, Е. Е. Лансере и др.). Виньетки, трансформировавшие мотивы модерна, петербургского классицизма, неорусского стиля и финского неоромантизма, стали своеобразной эмблемой "М. И.". Ж. публиковал многочисл. материалы по истории рус. иск-ва 18 - 1-й четв. 19 вв., популяризация к-рого, как и проблемы охраны памятников, стала важной частью деят-ности "мирискусников".

Ж. имел два отдела: худож. и лит.-критич. (поэзия и проза за редчайшими исключениями не публиковались). Худож. отдел ж. стоял на позициях чистого самодостаточного эстетизма и отличался особым интересом к петербургскому периоду истории России и рус. иск-ва. Санкт-Петербург как "окно в Европу" был для деятелей "М. И." символом единения России и Зап. Европы, Петр Великий - гл. кумиром кружка А. Н. Бенуа.

В 1898 С. П. Дягилев организовал 1-ю выставку картин ж. "М. И.": "Выставку русских и финляндских художников" в Петербурге, само название к-рой говорит о неоромантической ориентации программы "М. И.", его связи с направлением "Северного модерна". В 1899 он же устроил "Первую международную выставку", и в дальнейшем "выставки картин журнала" проходили до 1903 в Петербурге (в 1902 - в Москве). В 1902-03 действовал постояннный петербургский салон "Современное искусство", выставлявший образцы декоративно-прикладного иск-ва и оформления интерьера. Во главе "М. И." стояли С. П. Дягилев и А. Н. Бенуа. В объединение художников "М. И." входили петербуржцы Л. С. Бакст, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере, А. П. Остроумова-Лебедева, З. Е. Серебрякова, К. А. Сомов и др. живописцы и графики обеих столиц: И. Я. Билибин, А. Я. Головин, И. Э. Грабарь, К. А. Коровин, Б. М. Кустодиев, Н. К. Рерих, В. А. Серов; участвовали в выставках А. М. Васнецов, М. А. Врубель, С. А. Коровин, И. И. Левитан, С. В. Малютин, М. В. Нестеров, Л. О. Пастернак и др. - т. е. почти все художники, противостоявшие академич. и позитивистско-натуралистич. направлениям в рус. худож. к-ре, и нек-рые передвижники.

Каждый художник, принадлежавший к "М. И.", представляет ярко выраж. индивид. манеру творчества, и в этом отношении объединение "М. И." обладало худож. целостностью не школы, а направления свободы поиска. Общими чертами мастеров "М. И." в живописи и графике являются орнаментализация изображения, доминирование узора над рисунком, контура над цветом, отсюда преобладание графичности над живописностью, утонченный декоративизм. Характерной чертой эстетич. идеологии "М. И." был пассеизм. Он проявился неоклассическими мотивами у Бакста, Серова, Добужинского; мотивами дворянской жизни и иск-ва прошлого - эпох рококо и ампира у Сомова, Бенуа, часто отмеченными, наряду с идеализацией, легкой иронией к изображаемому; национальным романтизмом - мотивами Др. Руси и фольклора - у Билибина и Рериха; и всеобщим увлечением петровской эпохой (что проявилось и в творчестве архитекторов, близких "М. И.", создавших неопетровский стиль). Для "М. И." характерны тяготение к игре, широкое использование фантастики, сказки, гротеска, мотивов театра, марионетки, маски, карнавала, сна, видений, эротики.

В целом творчество большинства "мирискусников" в ранний период стилистически относится к модерну, охватывая собою все многообразие форм и мотивов этого стиля в рус. живописи, графике, театр.-декорационном и декоративно-прикладном иск-ве. В более широком смысле "М. И." принадлежит к символизму, воплощая его в изобразит. иск-вах. Но насыщенность историко-культ. реминисценциями в сочетании с иронией и самопародией отличают "М. И." от собственно символизма и модерна, придавая этому движению специфический петербургский дух, ставший определяющей чертой "Серебряного века", проявившийся вскоре в поэтике акмеистов.

Лит.-крит. отдел журнала, возглавляемый Д. В. Философовым (основными участниками его были Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус), отличался религиозно-мистической направленностью и мессианскими надеждами этнофильского свойства, исповедовал связь иск-ва с религией, поиск нового религ. сознания. Среди крупнейших публикаций лит.-крит. отд. "М. И." - работа Мережковского "Л. Толстой и Достоевский", его статья "Пушкин", статья В. В. Розанова "Гоголь", иссл. Льва Шестова "Достоевский и Ницше. Философия трагедии", программные для символизма лит.-крит. статьи В. Я. Брюсова и Андрея Белого. Филос.-историч. противостояние в опред. степени способствовало внутр. полемичности издательской линии журнала, и в 1903 вследствие открытой полемики Мережковский, Гиппиус и Философов покинули "М. И.", создав журнал "Новый путь" (1903-04). В те же годы лит.-крит. отдел был выделен в отд. изд. "Хроника журнала "Мир искусства"". Ж. играл ведущую роль в самоопределении рус. нового иск-ва, к-рую после его закрытия в 1904 взяли на себя символистский журнал "Весы" и "Аполлон".

С закрытием журнала в 1904 объединение "М. И." также перестало существовать, большинство его членов в 1904-10 входило в "Союз русских художников", образованный в 1903, когда "мирискусники" объединились с московской группой "36 художников". В 1906 С. П. Дягилев организовал выставку "М. И." - в память журнала и его выставок. В том же году она экспонировалась в составе "Русской художественной выставки: 200 лет русского искусства" в Берлине и Венеции. В это время максимально активизируется театральная деят-ность художников.

В 1910 произошел раскол московских (тяготевших к авангардизму) и петербургских (пристрастных к историзму) художников. Это привело к возрождению петербургского "М. И." - теперь как об-ва художников. 2-й период "М. И." охватывает 1910-24, но, как и 1-й, выходит из своих хронологич. границ.

Председателем об-ва "М. И." был Н. К. Рерих, к 1917 оно насчитывало ок. 50 членов, еще в меньшей мере, нежели в 1-м периоде, единых в своей манере - но единых в отрицании академизма и заидеологизированности передвижничества. Об-во проводило регулярные коллективные выставки в Петербурге и Москве, в 1912 также в Киеве, организовало в 1911-12 1-ю персональную выставку М. К. Чюрлениса, было представлено отдельной экспозицией на международной выставке в Риме в 1911. Художники "М. И." были организаторами спектаклей "Русских сезонов" в Париже и Лондоне, ставших триумфом синтеза иск-в. В 1921-22 от "М. И." отделилось и устраивало выставки в Москве под тем же названием самостоятельное об-во под председательством И. И. Машкова. Последней выставкой "М. И." была выставка в Ленинграде в 1924; но, как и после конца 1-го периода, была еще одна выставка "М. И." - в Париже в 1927.

М. Добужинский. Иллюстрация к повести Ф. Достоевского «Белые ночи»

  1. мир искусстваМИР ИСКУССТВА русское художественное объединение. Оформилось в кон. х гг. официально в в Петербурге на основе кружка молодых художников и любителей исква во главе с А. ...Большая советская энциклопедия
  2. мир искусстваМИР ИСКУССТВА литературнохудожественный иллюстрированный журнал орган объединения Мир искусства iи писателейсимволистов. Выходил в в Петербурге до раз в недели с ...Большая советская энциклопедия
  3. мир искусствароссийское художественное объединение создано в СанктПетербурге А. Н. Бенуа и С. П. Дягилевым. Выдвигая лозунгичистого искусства и преображения жизни искусством представи...Большой энциклопедический словарь II
  4. "мир искусства"МИР ИСКУССТВА российское художественное объединение создано в СанктПетербурге А. Н. Бенуа и С. П. Дягилевым. Выдвигая лозунги чистого искусства и преображения жизни иску...Большой энциклопедический словарь III
  5. мир искусстваМИР ИСКУССТВА российское художественное объединение создано в СанктПетербурге А. Н. Бенуа и С. П. Дягилевым. Выдвигая лозунги чистого искусства и преображения жизни иск...Большой Энциклопедический словарь V
  6. "мир искусства"объединение художников созданное в СанктПетербурге А.Н. Бенуа и С.П. Дягилевым. Представители Мира искусства отвергали как академизм так и тенденциозность передвижнико...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  7. мир искусствахудожественное объединение и одноименный журнал выходивший в гг.Сформировалось в Петербурге на основе кружка молодых художников и любителей искусства в конце х гг. офиц...История России. Словарь-справочник. Учебно-практическое пособие
  8. мир искусстважурнал одноименного объединения художников. Выходил в гг. в Петербурге первоначально раз в две недели затем ежемесячно. Первыми издателями журнала были М. К. Тенишева и ...Литература и язык. Современная энциклопедия
  9. "мир искусства"журнал одноимнного объединения художников. Выходил в гг. в Петербурге первоначально раз в две недели затем ежемесячно. Первыми издателями журнала были М. К. Тенишева и С...Литературная энциклопедия
  10. мир искусстваМИР ИСКУССТВА художественный иллюстрированный журнал выходивший в Петербурге с по . В издателями журнала были кн. М. К. Тенишева и С. И. Мамонтов редактором С. П. Дяг...Литературная энциклопедия
  11. мир искусствахудожественный иллюстрированный журнал выходивший в Петербурге с по . В издателями журнала были кн. М. К. Тенишева и С. И. Мамонтов редактором С. П. Дягилев. Последний...Литературная энциклопедия II
  12. мир искусстваМИР ИСКУССТВА художественный иллюстрированный журнал выходивший в Петербурге с по . В издателями журнала были кн. М. К. Тенишева и С. И. Мамонтов редактором С. П. Дяг...Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
  13. мир искусствалитературнохудожественный иллюстрированный журнал печатный орган объединения Мир искусства. Журнал выходил в гг. под редакцией С. П. Дягилева. Публиковал литературную кр...Мировая художественная культура. Словарь
  14. мир искусстваобъединение русских художников выступавших против тенденциозности партийности и антиэстетизма современных им вождей общественного мнения диктата вкуса академизма и передв...Русская энциклопедия
  15. мир искусстваМир искусства strongхудожественное объединение. Оформилось в конце х гг. устав утверждн в на основе кружка молодых художников искусствоведов и любителей искусства общес...Санкт-Петербург (энциклопедия)
  16. мир искусстваиллюстрированный журнал орган объединения Мир искусства. Выходил в Петербурге в . Пропагандировал русское искусство свободное от тенденциозности и партийности тогдашних в...Святая Русь - энциклопедический словарь
  17. мир искусстваМИР ИСКУССТВА объединение художников созданное в СанктПетербурге А.Н. Бенуа и С.П. Дягилевым. Представители Мира искусства отвергали как академизм так и тенденциозност...Современная энциклопедия
  18. мир искусстваМИР ИСКУССТВА российское художественное объединение создано в СанктПетербурге А. Н. Бенуа и С. П. Дягилевым. Выдвигая лозунги чистого искусства и преображения жизни иску...Современный энциклопедический словарь
  19. "мир искусства"Мир искусства объединение петербургских художников и деятелей культуры А. Н. Бенуаem К. А. Сомовem Л. С. Бакстem М. В. Добужинскийem Е. Е. Лансереem А. Я. Головинem И. Я...Художественная энциклопедия
  20. мир искусстваМир искусства литературно художественный иллюстрированный журнал орган объединения Мир искусства и до писателейсимволистов. Выходил в в Петербурге. Издатели М. К. Тени...Художественная энциклопедия
  21. мир искусстваМир искусства ежемесячный иллюстрированный художественный журнал выходил в Петербурге с по г. Издат. кн. М. К. Тенишева и С. И. Мамонтова ред. С. П. Дягилев с г. изд....Энциклопедический словарь
  22. "мир искусства"МИР ИСКУССТВА российское художественное объединение создано в СанктПетербурге А. Н. Бенуа и С. П. Дягилевым. Выдвигая лозунги чистого искусства и преображения жизни иск...Энциклопедический словарь естествознания
  23. мир искусстваежемесячный иллюстрированный художественный журнал выходил в Петербурге с по г. Издат. кн. М. К. Тенишева и С. И. Мамонтова ред. С. П. Дягилев с г. изд. С. П. Дягилев ...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона