Русская философия

ЦИОЛКОВСКИЙ

(5(17).О9.1857, с. Ижевское, ныне Рязанская обл. 19.09.1935, Калуга) мыслитель и экспериментатор. В детстве почти полностью потерял слух и с 14 лет учился самостоятельно; в 1880 г. экстерном получил диплом учителя математики и впоследствии преподавал в школах Боровска и Калуги. В нач. XX в. Ц. первым понял преимущества и уникальные возможности реактивного способа передвижения в космическом пространстве и посвятил большую часть своей жизни разработке теории космоплавания, создал новое научное направление ракетодинамику и астронавтику. Автор ряда философских эссе, часть к-рых была издана им в Калуге на собственные средства. По своим мировоззренческим ориентирам Ц. принадлежит к космизму. Испытывал влияние идей Федорова. В его творчестве нашли отражение своеобразные духовные реакции рус. мысли на процессы рационализации и секуляризации европейской культуры, становление глобальной общности исторических задач человечества. Идеи Ц. формировались под влиянием дарвино-спенсеровского эволюционизма, мистических элементов философии христианства и буддизма. В их основе лежит монистический принцип миропонимания, исключающий возможность дуализма *души и тела*, материального мира и духовной свободы. Смысловым его центром становится представление о космичности жизни, стремление соотнести макромир человеческого существования с космическими измерениями бесконечно большого и бесконечно малого. Т. обр., функциональные характеристики жизнедеятельности включаются в саму структуру физического миропорядка, природные процессы приобретают *смысл*, *цель* и *благость*, а универсальными нормативными регуляторами эволюции Вселенной становятся императивы *космической этики*. Природа как бы *пробуждается*, осознает себя в разумных формах, а сам разум мыслится осн. движущей силой восхождения космической материи к высшим степеням совершенства. Космос, по Ц., это целостная гармоническая система, в рамках к-рой атом и человек одинаково причастны высшему единству. Исходя из предпосылки соотносительной жизненной чувствительности и одухотворенности всех форм и ступеней материи во Вселенной, Ц. пытался по-новому осмыслить философские проблемы. Вопросы смысла жизни, смерти и бессмертия, добра и зла получают здесь нетрадиционное решение. Законы универсальной жизнедеятельности непосредственно реализуются на микроуровне *атомов*, *духов*, бессмертных граждан космоса, наделенных способностью к элементарным жизненным проявлениям. Рождение и смерть выступают как акты ассоциации и диссоциации таких атомов, способных периодически входить в состав комбинаций различной степени сложности. При этом периоды пребывания в относительно простой неорганической материи никак не отмечаются в истории *жизни* атома и не имеют субъективной длительности, высокоорганизованная же ступень существования элемента космоса свидетельствует, по Ц., о торжестве творческих, антиэнтропийных сил разума, его победе над первобытным хаосом. С этой т. зр. космологический процесс предстает в виде ряда циклических усовершенствований бытия. На основе идеи *вечного возвращения* Ц. выдвигает концепцию *космических эр*, описывающую эволюционные перспективы человечества. Место и судьбу нашей планеты в общем строе мироздания он считал исключительными. Представляя своего рода *заповедник*, в границах к-poгo разыгрывается драма биологического и социального становления новых жизненных форм, Земля является и средоточием неизбежно сопутствующих естественному отбору страданий живых существ. На общем фоне космической гармонии и счастья муки земной эволюции имеют глубокий смысл и предназначение: многообразие индивидуальных жизненных проявлений в космосе восполняется притоком свежих сил, противостоящих энтропийным процессам нивелирования и упрощения материи. В процессе восхождения к высшим степеням космического совершенства человечеству предстоит пройти ряд ступеней, длительностью в миллиарды лет каждая: 1) эру рождения, характеризующуюся созданием гармоничной социально-экономической организации; 2) эру становления, отсчитываемую с момента начала активной космической экспансии; 3) эру расцвета, создающую предпосылки для овладения универсальными законами Вселенной; 4) терминальную эру эпоху перехода человечества из *корпускулярных* в энергетические, *лучевые* формы существования, что будет означать конец страдающей органической плоти и достижение *вечного блаженства* в рамках вселенского единства. Последовательность космических циклов, по Ц., соответствует росту преобразующих возможностей разума как фактора космической эволюции. Если на микроуровне универсальные жизненные потенции реализуются в форме блуждающих *атомов-духов*, то на мегауровне природные процессы рационально преобразуются высокоорганизованными цивилизациями в соответствии с императивами *космической этики*. Ц. допускал одновременное сосуществование множества миров различной степени плотности, активно взаимодействующих между собой. Вселенная, с его т. зр., полна разумными, могущественными и счастливыми существами. Непрерывные циклы обменов элементарными жизненными частицами объединяют их, понуждают к нравственной круговой ответственности за судьбы мирового целого. Осн. этическим принципом космоса поэтому становится целенаправленное уменьшение *суммы* вселенских страданий, зла и несправедливости, снижающее риск появления несовершенных форм *атомов-духов*. Искусственный отбор, поддержка перспективных тенденций эволюции при одновременном пресечении тупиковых ее ветвей становится главной задачей высшего разума. Для достижения поставленных целей допускаются весьма радикальные средства от принудительного ограничения размножения страдающих неразумных существ до их безболезненного уничтожения и заселения высвобождаемых ареалов высокоорганизованными формами. Своеобразным гарантом осуществления императивов *космической этики* выступает некая трансцендентная творческая сущность, к-рая описывается Ц. как *причина* (или *воля*) Вселенной. Признание существования силы, первичной по отношению к космической материи и изначально благосклонной к ней, наглядно проявляет религиозно-мистическую компоненту *космической философии* Ц. С этой т. зр. свобода воли человека, предполагающая нравственную ответственность за принятые решения и совершенные действия, носит иллюзорный характер. Видимая спонтанность и непредсказуемость поведения элементов вселенского механизма порождаются лишь безмерной сложностью его организации. На самом деле любой разумный выбор изначально предопределен волей и тайным вмешательством высших сил. В этой связи моральным долгом индивида и социума любого уровня становится добросовестное выполнение своей части *работы* по поддержанию космического совершенства. Вселенная нуждается в проявлении их творческих усилий, поэтому возрастание преобразующих возможностей земного разума есть одновременно пробуждение в человеке специфических мотиваций, продиктованных императивами *космической этики*. Одним из проявлений властного *зова* вселенской воли является извечное человеческое стремление к совершенствованию системы общественных отношений. План рационального переустройства социума занимает видное место в рассуждениях Ц. Во мн. отношениях они пролегают в русле утопических проектов с их предвосхищением ряда элементов тоталитарных режимов XX в. Грядущее устройство человеческого общежития, как его представляет Ц., вырастает из причудливого сплава демократических устремлений и элитарных, технократических и социалистических постулатов. Так, платоновская идея власти *мудрецов*, гениальных личностей, управляющих весьма авторитарными методами во имя быстрого и решительного прогресса, дополняется идеей народного плебисцита. Иерархически организованный коллективизм, фактически исключающий возможность появления недовольных личностей и меньшинств разного рода, оправдывается достижением невиданного благосостояния благодаря росту технического могущества. Активно развивая утопические традиции, Ц. не пренебрегал детальной регламентацией конкретного бытового обустройства и наиболее перспективных режимов хозяйственной деятельности объединенного человечества. Успех процессов социальной рационализации человечества, согласно Ц., предопределен неизбежной грядущей его экспансией, освоением космического пространства. Ц. верил, что разрабатываемые им технические средства и проекты внесут посильный вклад в дело поддержания вселенской гармонии, раздвинут перед страдающим и творящим свою судьбу человечеством новые горизонты надежды.

  1. циолковскийв г. ген.майор команд. башкирским и мещерским войском в Оренбурге.Половцов...Большая биографическая энциклопедия
  2. циолковскийЦИОЛКОВСКИЙ Константин Эдуардович [. с. Ижевское ныне Рязанской обл. . Калуга] русский советский учный и изобретатель в области аэродинамики ракетодинамики теории самолта...Большая советская энциклопедия
  3. циолковскийимя собств. сущ. муж. рода...Большой русско-украинский словарь
  4. циолковскийКонстантин Эдуардович российский ученый иизобретатель основоположник современной космонавтики. Труды в областиаэро и ракетодинамики теории самолета и дирижабля. В детст...Большой энциклопедический словарь II
  5. циолковскийНачальная форма Циолковский единственное число женский род именительный падеж одушевленное фамилия...Морфологический разбор существительных
  6. циолковскийЦИОЛКОВСКИЙstrong Константин Эдуардович русский ученый подготовивший теоретическую базу для космических путешествий. В г. он первым в мире заявил о необходимости жидког...Научно-технический энциклопедический словарь
  7. циолковскийЦИОЛКОВСКИЙ Константин Эдуардович ученыйсамоучка из русской провинции разрабатывавший теоретические основы космонавтики и философские проблемы космологии. В сдал экзам...Новейший философский словарь
  8. циолковскийКонстантин Эдуардович ученыйсамоучка из русской провинции разрабатывавший теоретические основы космонавтики и философские проблемы космологии. В сдал экзамен на звание...Новейший философский словарь II
  9. циолковскийЦиолковский Циолковский ого формула Циолковского...Орфографический словарь
  10. циолковскийОрфографическая запись слова циолковский Ударение в слове Циолковский Деление слова на слоги перенос слова циолковский Фонетическая транскрипция слова циолковский [алкоф...Полный фонетический разбор слов
  11. циолковскийЦИОЛКОВСКИЙ Константин Эдуардович учный и изобретатель в области воздухоплавания авиации и ракетной техники основоположник современной космонавтики. В детстве почти полн...Русская энциклопедия
  12. циолковскийЦиолковский ого формула Циолковского...Русский орфографический словарь
  13. циолковскийЦЕМНОЛОНСКИЙ ЦЕМНОЛУСКИЙ ЦЕМНОЛУЦКИЙ ЦИОЛКОВСКИЙ ЦИОНГЛИНСКИЙФамилия польского происхождения. От слова cioiek попольски телнок бычок.Ф. Фамилия возникла в польском языке ...Словарь фамилий
  14. циолковскийЦИОЛКОВСКИЙ Константин Эдуардович российский ученый и изобретатель основоположник современной космонавтики. Труды в области аэро и ракетодинамики теории самолета и дириж...Современный энциклопедический словарь
  15. циолковскийУдарение в слове ЦиолковскийУдарение падает на букву оБезударные гласные в слове Циолковский...Ударение и правописание
  16. циолковскийЦИОЛКОВСКИЙ Константин Эдуардович русский ученый и мыслитель один из основателей космонавтики. Полагал что все многообразие мира включая человеческий организм образуют ...Уфологический словарь-справочник
  17. циолковскийЦИОЛКОВСКИЙ Константин Эдуардович [. с.em Ижевское ныне Рязанской обл.em . Калуга] рус.em Мыслитель И учный обосновавший применение реактивного принципа для полтов в ми...Философская энциклопедия
  18. циолковскийСкол Скок Сков Силок Силой Силовой Силовик Сило Сивко Осок Осов Осло Ослик Оскол Окский Око Оклик Окк Лоск Локо Лок Ловко Ловкий Лов Лицо Лисий Лис Лик Ливский Кси Косок ...Электронный словарь анаграмм русского языка
  19. циолковскийКонстантин Эдуардович учный и изобретатель один из основоположников космонавтики. Автор работ в области аэродинамики ракетодинамики теории самолта и дирижабля. В детстве...Энциклопедия «Техника»
  20. циолковскийЦИОЛКОВСКИЙ Константин Эдуардович ученый мыслитель один из основателей космонавтики разрабатывавший также филос. и культурологич. аспекты космологии. С жил в Москве зан...Энциклопедия культурологии
  21. циолковскийЦИОЛКОВСКИЙ Константин Эдуардович ученый мыслитель один из основателей космонавтики разрабатывавший также филос. и культурологич. аспекты космологии. С жил в Москве за...Энциклопедия Культурология XX век
  22. циолковскийЦиолковский Константин Эдуардович учный и изобретатель один из основоположников космонавтики. Автор работ в области аэродинамики ракетодинамики теории самолта и дирижабл...Энциклопедия техники