Философская энциклопедия

ЦИОЛКОВСКИЙ

ЦИОЛКОВСКИЙ
Константин Эдуардович [5(17).9.1857,с.Ижевское, ныне Рязанскойобл., — 19.9.1935, Калуга],рус.Мыслитель И учёный, обосновавший применение реактивного принципа для полётов в мировом пространстве и создавший новоенауч.направление — ракетодинамику и астронавтику. Наряду с науч.-тех-нич. аспектами освоения космоса Ц. в филос.художеств. ассе(отчасти изданных в Калуге самим автором, агл. обр.хранящихся в архиве учёного)разрабатывал «космич. философию» — монизм, противополагаемый им какрелиг.дуализму духа и тела, так и «пессимистич.» материализму, не отвечающему, По мнению Ц., на вопрос о вселенских целях жизни. Исходя из предпосылки относит. жизненной чувствительности и одушевлённости всех форм и ступеней материи, Ц. строил свою мо-нистич. доктрину вокруг идеи «атома» — бессмертного элементарного существа, К-рое претерпевает различные судьбы, путешествуя из одного конгломерата или организма К другому(ср. синд.и теософскими учениями о переселении душ). Отсюда же вытекает «космич. этика» Ц.: обмен атомами в космосе понуждает все разумные существа К нравств. круговой поруке и к заботе о мировом целом, где атомы рассеиваются и курсируют после исчезновения их обладателя. Объективным добром «Космич. этика» признаёт процессы усложнения и стратификации во Вселенной, поскольку блаженство атомов обеспечивается их пребыванием в сложных, благоустроенных организмах.Наличное состояние космоса свидетельствует, по Ц., о торжестве творческих, анти-энтропийных, сил жизни и разума над уравнит., энтропийными, тенденциями и над тягой материи кабс.организации, что означало бы «конец мира». С этойт. зр.космологич. процесс предстает у Ц. как ряд циклич. усовершенствований бытия. Разумные существа, населяющие, по Ц., Вселенную, давно наладили благополучный ход космич. эволюции, а Земля с её муками биологич. и социального становления оставлена ими как своего рода заповедник для естеств. обновления жизненных форм, и участь Земли исключительна.
Ц. был энтузиастом и идеологом космич. расселения человечества в Солнечной системе идр.звёздных мирах; в отдалённом будущем предполагалась полная биохимич. перестройка обитателей Земли и превращение их в разумные «животно-растения», непосредственно перерабатывающие солнечную энергию;т.о.носители разума в будущем максимально эмансипируются от среды обитания.
Космич. утопия Ц.(которую можно рассматривать в руслет. н.рус.космизма в связи с идеями В. И. Вернадского, А. Л. Чижевского идр.)—первая попытка систематич. изложения проблем, характерных для начала «космич. эры»: о месте разума в мировом целом, о его ответственности за Землю и Вселенную; в ней предвосхищены некоторыесовр.космологич. теории и Кибернетич. идеи.
Собр.соч., Т. 1—4, М., 1951—64; Избр. тр., М.,1962(лит.); Горе и гений, Калуга,1916; Будущее Земли и человечества, Калуга,1928; Любовь к самому себе, или Истинное себялюбие, Калуга,1928; Воля Вселенной. Неизвестные разумные Силы Калуга,1928; Обществ. организация человечества, Калуга,1928; Ум и страсти, Калуга,1928; Растение будущего. Животное космоса. Самозарождение, Калуга,1929; Рукописные материалы К. Э. Ц., М., I960(Тр. АрхиваАНСССР,в.22).
Брюханов В. А., Мировоззрение К. Э. Ц.. и его научно-технич. творчество, М.,1959; Труды Вторых чтений, посвященных развитию идей и изучению творч. наследия Ц., М.,1968; Труды Третьих чтений..., M., 1969.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия.Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов.1983.

ЦИОЛКОВСКИЙ
ЦИОЛКОВСКИЙКонстантин Эдуардович (род. 5 сент. 1857, с. Ижевское Рязанской губ. – ум. 19 сент. 1935, Калуга) – рус. мыслитель и ученый, разработавший «космическую философию». Это своеобразный монизм, противополагавшийся им как религиозному дуализму духа и тела, так и пессимистическому материализму, не ответившему на вопрос о вселенских целях жизни. По его теории, сходной с инд. и теософскими учениями о переселении душ, все формы и ступени материи одушевлены, а в основе находится «атом» – бессмертное элементарное существо, которое претерпевает различные превращения, путешествуя из одного конгломерата (организма) к другому. Обмен атомами в космосе побуждает все разумные существа к заботе о мировом целом. Состояние космоса свидетельствует, по Циолковскому, о торжестве творческих сил жизни и разума над уравнительными тенденциями, а сам космологический процесс есть ряд циклических усовершенствований бытия. Работал 'над вопросами о месте разума в мировом целом, о его ответственности за Землю и Вселенную. Осн. труды опубликованы в «Собр. соч.», т. 1-4. М., 1951-1964.

Философский энциклопедический словарь.2010.

ЦИОЛКО́ВСКИЙ
Константин Эдуардович (17 сент. 1857 – 19 сент. 1935) – рус. мыслитель и ученый, основатель отечеств. космонавтики и ракетоплавания. В 1880 экстерном получает диплом учителя математики и по 1920 работает в школах гг. Боровска и Калуги. Ц. научно обосновал применение реактивного принципа для полетов в мировом пространстве и возможность достижения космич. скоростей, создал теорию прямолинейного движения ракет (см. его классич. труд "Исследование мировых пространств реактивными приборами", опубл. в 1903 и многократно дополняемый впоследствии), дал математич. разработку идеи многоступенчатых ракет ("Космические ракетные поезда", Калуга, 1929). В конце 20-х гг. Ц. приобретает мировую известность и становится признанным главой нового науч. направления – ракетодинамики и астронавтики. Награжден орденом Трудового Красного Знамени. Наряду с науч.-технич. аспектами освоения космоса Ц. в философско-худож. эссе, часть к-рых была издана в Калуге самим автором, а большинство хранится в архиве ученого (Моск. отдел. Архива АН СССР, ф. 555, оп. 1, ед. хр. 369–557), разрабатывал "космическую философию" – собств. вариант натурфилософии. Центр. ее доктрину Ц. назвал "монизмом", противопоставляя ее как религ. дуализму с его разделением бытия на "посюстороннее" и "потустороннее", так и "пессимистическому" материализму, не отвечающему, по мнению мыслителя, на вопрос о вселенском смысле и целях жизни. Хотя Ц. представлялось, что его мысль не выходит за рамки позитивных наук, его учение является своеобразным сплавом естеств.-науч. эволюционизма и, с др. стороны, буддистских идей и элементов теософии. Исходя из посылки панпсихизма: абсолютно неживой и бесчувств. материи не существует, можно говорить лишь о разных степенях жизн. чувствительности неорганической и органич. материи, – Ц. выдвигает идею "атома" как элементарного существа, перекликающуюся скорее с монадологией А. Козлова, а также Н. Бугаева (и вообще воззрениями моск. физико-математич. школы, 1880–1917), чем с представлением о физич. атомах, подверженных естеств. распаду. "Атомы" Ц. бессмертны и претерпевают различ. судьбы, путешествуя от одного конгломерата или организма к другому (ср. также с учением о переселении душ). В т.ч. и человеч. организм Ц. считал гос-вом атомов и, поскольку распадаются не сами атомы, а лишь временные их ассоциации, настаивал на том, что смерть есть иллюзия эгоистической человеч. эмоциональности. Как раз в этом пункте Ц. видел превосходство своей научно фундированной оптимистич. доктрины над "обычным" материализмом и над неосновательными религ. утешениями. Из этого имперсоналистич. "монизма" вытекает этич. построение Ц. (детально разработанное им под названием "космической этики" на случай контакта с инопланетянами, см., напр., "Научная этика", Калуга, 1930). Ц. – эвдемонист и апеллирует к разумному эгоизму: "истинное себялюбие" состоит в заботе о будущности своих атомов и, значит, – обо всем мировом целом, в к-ром они рассеются после исчезновения их обладателя. Обмен атомами в космосе понуждает все разумные существа к нравств. круговой поруке. Добром является все то, что гарантирует блаженство атомов во вселенной и пресекает возможности их неблагоприятных "переселений". Такие условия в космосе создаются сложными благоустроенными организмами с высокоразвитым разумом; поэтому процессы стратификации и усложнения во вселенной являются, по Ц., благом, а процессы нивелировки и упрощения – злом. Т.о., представления о добре и зле получают у Ц. онтологич. обоснование. Представляя эволюцию космоса циклически, Ц. выступал против выводов о тепловой смерти вселенной из энтропийного постулата Клаузиуса (см. труд Ц. "Второе начало термодинамики", Калуга, 1914). Он высказал предположение об обратимости физич. явлений, родственное мифо-филос. концепции "вечного возвращения", известной еще со времен Гераклита, и вместе с тем предвосхищающее совр. научно-космологич. теорию "пульсирующей вселенной". Смысл каждого эволюц. цикла заключен в процессе образования все более совершенных ассоциаций, от химич. элементов до разнообразных разумных существ на многочисл. планетных системах. Творч. потенции Ц. чаще всего приписывает самой материи (жизни и "игре" атомов), но иногда в духе теизма постулирует "Причину космоса" (Калуга, 1925), стоящую над миром и созидающую его. Наличное состояние космоса свидетельствует, по мнению Ц., о торжестве творческих "антиэнтропийных" сил жизни и разума над уравнительными энтропийными тенденциями и над тягой космич. материи к абс. организации, что означало бы "конец мира". Здесь Ц. выступает как предшественник нек-рых идей кибернетики (созвучных и др. рус. мыслителю Флоренскому). Разумные существа, к-рыми населен космос, по гипотезе Ц., давно уже взяли на себя ответственность за ход эволюции. Руководствуясь императивом космич. этики, они почти повсеместно колонизировали космос, искоренили неперспективные формы жизни и насадили совершенные. В космосе положительно преобладает счастье. Земля с ее муками биологич. и социального развития является одним из немногочисл. исключений, своего рода генетич. заповедником для естеств. обновления жизн. форм, так что участь нашей Земли хоть и трудна, но особо почетна.
Ц. был первым идеологом и теоретиком космич. экспансии человечества. Когда человечество, к-рое пока недалеко ушло от животных, осознает свое скромное место на эволюц. лестнице и отставание от разумной жизни в космосе, оно преобразует Землю и самого себя. Параллельно с огромным числ. возрастанием человечества будет земледельчески освоена вся земная и океанская территория, истреблены дикорастущие растения и (из сострадания, а также из опасения дурных переселений атомов) высшие животные, использована в индустриальных целях толща земной атмосферы, а в дальнейшем земное вещество обратится в пром. сырье для космич. колоний с более благоприятными, чем на Земле, условиями для разумного творчества. Т.о., выйдя из своей колыбели – Земли, зрелое человечество истратит ее по кускам. В виде отдаленной цели перед Ц. маячила полная перестройка биохимич. природы порожденных Землей мыслящих существ – образование разумного животно-растения, парящего в эфирном околосолнечном пространстве и питающегося непосредственно солнечными лучами (путем фотосинтеза, т.е. максимально независимого от среды обитания). Здесь, кроме научно-философского, нужно указать на жизн. источник радик. устремлений Ц.: катастрофичность эпохи и крайне неблагоприятные условия личного существования в провинц. Калуге, длившиеся вплоть до нач. 20-х гг., рождали напряженную мечту об избавлении от ужасов земного бытия и быта. К этой же цели избавления от страданий направлено раннее учение Ц. о "деятельной нирване" ("Нирвана", Калуга, 1914).
Свои социальные проекты Ц. ставит в зависимость от намеченных им планетарных преобразований. Он создает проекты консолидации и новой административно-хоз. организации человечества – централизов. управления, трудовых армий, строжайшей нравств. дисциплины и регламентации, евгенич. мероприятий, общечеловеч. азбуки. После него остались планы общежитий типа фаланстера социалистов-утопистов, но вместе с тем он считал обладание земельным наделом непременным условием личной независимости. В целом, в его социальных утопиях причудливо смешались черты платоновского "Государства", идеальной крест. общины народников, "философии общего дела" Федорова. Руководителем людей в этих преобразованиях должен, по Ц., стать разум, воплощенный в великих учителях человечества – "гениях" (эмоции для Ц. являются, в противовес разуму, досадной отвлекающей помехой на пути к совершенству; отсюда его неприязнь к расслабляющему и анархич. влиянию музыки). В числе "гениев" Ц. называл Будду, Сократа, Христа, мн. мыслителей и творцов нового времени.
Несмотря на противоречивость своих истоков, "космич. философия" Ц. остается в истории человеч. мысли как первая попытка систематич. изложения проблем, характерных для начала "космической эры": выяснение места разума и творчества в мировом целом, их связи с представлениями о смысле жизни.
Соч.:Собр. соч., т. 1–4, М., 1951–64; Избр. тр., М., 1962 (имеется библ.); Горе и гений, Калуга, 1916; Будущее Земли и человечества, Калуга, 1928; Любовь к самому себе, или истинное себялюбие, Калуга, 1928; Воля Вселенной. Неизвестные разумные силы, Калуга, 1928; Обществ. организация человечества, Калуга, 1928; Растение будущего. Животное космоса. Самозарождение, Калуга, 1929; Ум и страсти, Калуга, 1928; Рукописные материалы К. Э. Ц., М., 1966 (Тр. Архива АН СССР, вып. 22).
Лит.:Брюханов В. Α., Мировоззрение К. Э. Ц. и его научно-технич. творчество, М., 1959; Гвай И. И., О малоизвестной гипотезе Ц., Калуга, 1959; Кольченко И. А. и Платонов К. К., Ц. как мыслитель, в кн.: Труды 2-х чтений, посвящ. развитию идей и изучению творч. наследия Ц., М., 1968; Кольченко И. А., Ц. о судьбе человечества в Космосе, в кн.: Труды 3-х чтений..., М., 1969; Голованов Л. В., Ц. и Фёдоров, там же.
И. Роднянская. Москва. (В статье использованы материалы И. Кольченко.)

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия.Под редакцией Ф. В. Константинова.1960—1970.

ЦИОЛКОВСКИЙ
ЦИОЛКОВСКИЙ Константин Эдуардович [5(17) сентября 1857, с. Ижевское Рязанской губ. — 19 сентября 1935, Калуга] — русский ученый, изобретатель, основоположник космонавтики, представитель русского космизма.
С 1869 по 1873 обучался в гимназии, затем из-за сильной потери слуха (после перенесенной скарлатины) занимался самообразованием. В 1879 экстерном сдал экзамены на звание учителя уездных училищ. С 1880 преподавал в Боровске, в 1892 переезжает в Калугу, где преподает в ряде училищ и трудовой школе (до 1921). В 1924 избран почетным профессором Военно-воздушной академии им. Н. Е. Жуковского. Научные интересы Циолковского охватывали множество проблем. Наибольшее значение помимо космонавтики имеют его исследования по аэродинамике, ракетодинамике, терии самолета и дирижабля, космической медицине, социологии и футурологии. Космическая философия Циолковского — мировоззренческая система, включающая подробно разработанную метафизику и этику, тогда• как проблемам теории познания в ней уделялось сравнительно мало внимания. В космической философии синтезированы разнообразные системы западной (Платон, Демокрит, Лейбниц, Бюхнер и др.) и восточной, преимущественно эзотерической, мысли, что обусловило ее глубокую антиномичность. Разрабатывая идею “первопричины”, или “причины” Вселенной, Циолковский приписывал ей свойства, обычно рассматриваемые как атрибуты Бога (теизм). Но божественность он приписывал и космосу (пантеизм). Богами (различных рангов) Циолковский считал могущественных представителей космического разума — “президентов” планет, галактик, метагалактик (“эфирных островов”). Его исходный принцип — атомистический панпсихизм. Основа мира — “атомы-духи” как элементы метафизической субстанции. Это простейшие “существа”, обладающие “чувствительностью”. Именно “атомы-духи” — подлинные граждане Вселенной, тогда как человек, подобно всякому животному, — “союз” таких атомов, живущих “в согласии” друг с другом. Важнейшую роль в космической философии играют также принципы монизма, бесконечности, эволюции, антропный принцип. “Смысл” Вселенной Циолковский видел в стремлении материи к самоорганизации, возникновении высокоразвитых форм космического разума, способных к преобразованиям космоса с целью решения глобальных проблем. Для освоения космоса необходимо вмешательство в эволюцию вида homo sapiens, совершенствование биологической природы человека путем естественного и искусственного отбора.
Соч.: Собр. соч., т. 1—4. M., 1951—64; Избр. труды. M., 1962; Промышленное освоение космоса. М., 1989; Очерки о Вселенной. М., 1992.
Лит.: Космодемьянский А. А. Константин Эдуардович Циолковский. М., 1976; Чижевский А. Л. На берегу Вселенной. Годы дружбы с Циолковским (воспоминания). М., 1995; Казютинский В. В. Космическая философия К. Э. Циолковского.— В кн.: Философия русского космизма. М., 1996, с. 108-32. Архив: РАН, ф. 555.
В. В. Казютинский

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.Под редакцией В. С. Стёпина.2001.


  1. циолковскийв г. ген.майор команд. башкирским и мещерским войском в Оренбурге.Половцов...Большая биографическая энциклопедия
  2. циолковскийЦИОЛКОВСКИЙ Константин Эдуардович [. с. Ижевское ныне Рязанской обл. . Калуга] русский советский учный и изобретатель в области аэродинамики ракетодинамики теории самолта...Большая советская энциклопедия
  3. циолковскийимя собств. сущ. муж. рода...Большой русско-украинский словарь
  4. циолковскийКонстантин Эдуардович российский ученый иизобретатель основоположник современной космонавтики. Труды в областиаэро и ракетодинамики теории самолета и дирижабля. В детст...Большой энциклопедический словарь II
  5. циолковскийНачальная форма Циолковский единственное число женский род именительный падеж одушевленное фамилия...Морфологический разбор существительных
  6. циолковскийЦИОЛКОВСКИЙstrong Константин Эдуардович русский ученый подготовивший теоретическую базу для космических путешествий. В г. он первым в мире заявил о необходимости жидког...Научно-технический энциклопедический словарь
  7. циолковскийЦИОЛКОВСКИЙ Константин Эдуардович ученыйсамоучка из русской провинции разрабатывавший теоретические основы космонавтики и философские проблемы космологии. В сдал экзам...Новейший философский словарь
  8. циолковскийКонстантин Эдуардович ученыйсамоучка из русской провинции разрабатывавший теоретические основы космонавтики и философские проблемы космологии. В сдал экзамен на звание...Новейший философский словарь II
  9. циолковскийЦиолковский Циолковский ого формула Циолковского...Орфографический словарь
  10. циолковскийОрфографическая запись слова циолковский Ударение в слове Циолковский Деление слова на слоги перенос слова циолковский Фонетическая транскрипция слова циолковский [алкоф...Полный фонетический разбор слов
  11. циолковский.О. с. Ижевское ныне Рязанская обл. . Калуга мыслитель и экспериментатор. В детстве почти полностью потерял слух и с лет учился самостоятельно в г. экстерном получил ди...Русская философия
  12. циолковскийЦИОЛКОВСКИЙ Константин Эдуардович учный и изобретатель в области воздухоплавания авиации и ракетной техники основоположник современной космонавтики. В детстве почти полн...Русская энциклопедия
  13. циолковскийЦиолковский ого формула Циолковского...Русский орфографический словарь
  14. циолковскийЦЕМНОЛОНСКИЙ ЦЕМНОЛУСКИЙ ЦЕМНОЛУЦКИЙ ЦИОЛКОВСКИЙ ЦИОНГЛИНСКИЙФамилия польского происхождения. От слова cioiek попольски телнок бычок.Ф. Фамилия возникла в польском языке ...Словарь фамилий
  15. циолковскийЦИОЛКОВСКИЙ Константин Эдуардович российский ученый и изобретатель основоположник современной космонавтики. Труды в области аэро и ракетодинамики теории самолета и дириж...Современный энциклопедический словарь
  16. циолковскийУдарение в слове ЦиолковскийУдарение падает на букву оБезударные гласные в слове Циолковский...Ударение и правописание
  17. циолковскийЦИОЛКОВСКИЙ Константин Эдуардович русский ученый и мыслитель один из основателей космонавтики. Полагал что все многообразие мира включая человеческий организм образуют ...Уфологический словарь-справочник
  18. циолковскийСкол Скок Сков Силок Силой Силовой Силовик Сило Сивко Осок Осов Осло Ослик Оскол Окский Око Оклик Окк Лоск Локо Лок Ловко Ловкий Лов Лицо Лисий Лис Лик Ливский Кси Косок ...Электронный словарь анаграмм русского языка
  19. циолковскийКонстантин Эдуардович учный и изобретатель один из основоположников космонавтики. Автор работ в области аэродинамики ракетодинамики теории самолта и дирижабля. В детстве...Энциклопедия «Техника»
  20. циолковскийЦИОЛКОВСКИЙ Константин Эдуардович ученый мыслитель один из основателей космонавтики разрабатывавший также филос. и культурологич. аспекты космологии. С жил в Москве зан...Энциклопедия культурологии
  21. циолковскийЦИОЛКОВСКИЙ Константин Эдуардович ученый мыслитель один из основателей космонавтики разрабатывавший также филос. и культурологич. аспекты космологии. С жил в Москве за...Энциклопедия Культурология XX век
  22. циолковскийЦиолковский Константин Эдуардович учный и изобретатель один из основоположников космонавтики. Автор работ в области аэродинамики ракетодинамики теории самолта и дирижабл...Энциклопедия техники