Энциклопедия Культурология XX век

ЦИОЛКОВСКИЙ

ЦИОЛКОВСКИЙ Константин Эдуардович (1857-1935) — ученый, мыслитель, один из основателей космонавтики, разрабатывавший также филос. и культурологич. аспекты космологии. С 1873 жил в Москве, занимался самообразованием, посещая сначала Чертковскую, затем Румянцевскую библиотеку. Там он познакомился с основоположником рус. космизма Н. Ф. Федоровым, заменившим Ц., по собственному его свидетельству, университет, профессоров. В 1879 Ц. сдал экстерном экзамен на звание учителя арифметики и геометрии с правом преподавания в уездных училищах и получил место в Боровске; в 1892 был переведен в Калугу, где прожил до конца жизни.
Всю свою жизнь мыслитель посвятил преподаванию, однако, центр, место в его творчестве занимает научно-теор. деятельность. В центре его теор. интересов лежали проблемы смысла космоса в целом, места человека в космосе, конечности или бесконечности человеч. существования. Уже с конца прошлого и в начале нашего века выходили в свет научно-фантастич. повести Ц. "На Луне", "Вне Земли", "Грезы о Земле и небе". В 1903 в журн. "Научное обозрение" была напечатана его статья "Исследования мировых пространств космическими приборами", где ученый вывел ставшую позднее классической формулу конечной скорости движения ракеты. В это время идеи великого мыслителя были никем не замечены. Только в к. 20-х гг., когда идеи Ц. распространились в обществ, и культурных кругах, питая популярный тогда пафос космизма, были переизданы его статьи о ракете. Ученый приобрел мировую известность и стал признанным главой нового научного направления — ракетодинамики и астронавтики.
В своей "космич. философии" Ц. исходил из принципа монизма, противопоставляя его религ. дуализму. Научный материализм должен быть дополнен ответом на вопрос о смысле Вселенной. Он провозглашал космич. пантеизм, признавая наличие во Вселенной одной субстанции, единственной силы — материи в ее бесконечном превращении. В труде "Будущее Земли и человечества" он отмечал, что материя существует во Вселенной в виде своих вечных, неуничтожимых элементов — атомов, обладающих чувствительностью и зачатками духовности. Смерть человека есть лишь разрушение тела, сознания и памяти; составляющие человека атомы бессмертны как элементарные живые существа, поэтому они, путешествуя по космосу, будут входить в состав других жизненных форм.
По мнению Ц., жизнь в космосе представлена самыми разнообразными формами на различных ступенях развития, вплоть до совершеннейших, высокосознат. и бессмертных ее представителей; Вселенная — единое материальное тело, по к-рому бесконечно путешествуют атомы — "первобытные граждане" — покинувшие распавшиеся смертные тела. Истинная жизнь для них начнется в мозгу высших, бессмертных существ космоса: в новом существовании человек теряет тождество своей собственной личности. Т.о., Ц. выступает за перспективы атомарного бессмертия, центром его космич. "научной этики" оказывается не личность с ее внутр. творч. развитием, а космос в целом. Воля человека и всяких других существ, высших и низших, есть только проявление воли Вселенной. Голос человека, его мысли, открытия, понятия, истины и заблуждения — это тоже голос Вселенной. Человечество составляет лишь ничтожно малую часть всех разумных существ, населяющих необъятный Космос.
Наиболее значимой частью космич. философии Ц., в к-рой вполне отчетливо проявляются его ноосферные представления, является ее активно-эволюционное ядро: убежденность в восходящем развитии мира и самой природы человека, когда его разум и сущностные силы становятся сознат. орудием такого восхождения. Мыслитель первым увидел в космосе не только некую беспредельную физич. среду, вместилище материи и энергии, а потенциально пригодное поприще для будущего как биол., так и социального существования и творчества землян.
Разрабатывая идею единства человека и космоса, Ц. считал, что жизнь и разум представляют собой фундаментальные атрибуты материального мира. Обществ. разумные существа разл. степени совершенства, по его мнению, возникают с необходимостью в процессах космич. эволюции. Поэтому формы, в к-рых жизнь и разум воплотились на Земле, есть только одно из проявлений присущего материи стремления к прогрессивному развитию. "Культурный смысл" Вселенной состоит в неизбежности возникновения высокоразвитых цивилизаций, способных влиять на структуру космоса, протекающие в нем эволюционные процессы и развитие творч. преобразоват. усилий сознат. существ.
Ц. предвосхитил обсуждение многих глобальных проблем человечества, в частности, экологич. проблему. В работе "Растение будущего. Животное космоса. Са
мозарождение" он создал модель автотрофного (самопитающегося) организма — существа, максимально независимого от всех ограничивающих условий человеч. существования, вплоть до пищи. Подобное существо имеет постоянную массу, мыслит, двигается, питаясь особой "лучистой энергией", поступающей из космоса. Проникающие в это герметически изолированное от внешнего мира существо лучи света способствуют замкнутому циклу процессов обмена, к-рый не предполагает остановки или конца.
Одним из наиболее вероятных путей творч. развития человечества Ц. считал освоение космич. пространства. Уже совр. человечество, по его мнению, в состоянии выйти в космос, освоить околоземное пространство, а затем начать расселение во Вселенной. Создание ракет -но-космич. техники мыслилось им как средство для решения этой задачи.
Оригинальна и значима позиция Ц. относительно проблемы контакта с представителями других миров и взаимосвязи всего живого и неживого в космосе. Обществ, организация человечества, по мысли ученого, высказанной в работах "Научная этика" и "Обществ. организация человечества", должна строиться на основе новой, космич. этики, к-рая предполагает "круговую поруку" всех нравственных существ, выработку этич. основ контакта с инопланетянами, признание необходимости совместного труда для преобразования космоса.
Космич. философия Ц. — первая попытка систематич. изложения проблем, характерных для начала новой космич. культурной эры в жизни человечества. Несмотря на то, что мысли ученого были обращены в будущее, он подчеркивал роль и значение совр. цивилизации как начала космич. эры в развитии человечества, утверждая оптимизм и укрепляя надежды людей на успешное преодоление всех социальных коллизий, к-рые характерны для совр. культуры.
Соч.: Собр. соч. Т. 1-4. М., 1951-64; Монизм Вселенной; Космич. философия // Рус. космизм. Антология филос. мысли. М., 1993.
Лит.: Арлазоров М.С. Циолковский. Тула, 1977; Космодемьянский А.А. Впереди своего века. М., 1970; Он же. Константин Эдуардович Циолковский. М., 1976.
И. В. Цвык


  1. циолковскийв г. ген.майор команд. башкирским и мещерским войском в Оренбурге.Половцов...Большая биографическая энциклопедия
  2. циолковскийЦИОЛКОВСКИЙ Константин Эдуардович [. с. Ижевское ныне Рязанской обл. . Калуга] русский советский учный и изобретатель в области аэродинамики ракетодинамики теории самолта...Большая советская энциклопедия
  3. циолковскийимя собств. сущ. муж. рода...Большой русско-украинский словарь
  4. циолковскийКонстантин Эдуардович российский ученый иизобретатель основоположник современной космонавтики. Труды в областиаэро и ракетодинамики теории самолета и дирижабля. В детст...Большой энциклопедический словарь II
  5. циолковскийНачальная форма Циолковский единственное число женский род именительный падеж одушевленное фамилия...Морфологический разбор существительных
  6. циолковскийЦИОЛКОВСКИЙstrong Константин Эдуардович русский ученый подготовивший теоретическую базу для космических путешествий. В г. он первым в мире заявил о необходимости жидког...Научно-технический энциклопедический словарь
  7. циолковскийЦИОЛКОВСКИЙ Константин Эдуардович ученыйсамоучка из русской провинции разрабатывавший теоретические основы космонавтики и философские проблемы космологии. В сдал экзам...Новейший философский словарь
  8. циолковскийКонстантин Эдуардович ученыйсамоучка из русской провинции разрабатывавший теоретические основы космонавтики и философские проблемы космологии. В сдал экзамен на звание...Новейший философский словарь II
  9. циолковскийЦиолковский Циолковский ого формула Циолковского...Орфографический словарь
  10. циолковскийОрфографическая запись слова циолковский Ударение в слове Циолковский Деление слова на слоги перенос слова циолковский Фонетическая транскрипция слова циолковский [алкоф...Полный фонетический разбор слов
  11. циолковский.О. с. Ижевское ныне Рязанская обл. . Калуга мыслитель и экспериментатор. В детстве почти полностью потерял слух и с лет учился самостоятельно в г. экстерном получил ди...Русская философия
  12. циолковскийЦИОЛКОВСКИЙ Константин Эдуардович учный и изобретатель в области воздухоплавания авиации и ракетной техники основоположник современной космонавтики. В детстве почти полн...Русская энциклопедия
  13. циолковскийЦиолковский ого формула Циолковского...Русский орфографический словарь
  14. циолковскийЦЕМНОЛОНСКИЙ ЦЕМНОЛУСКИЙ ЦЕМНОЛУЦКИЙ ЦИОЛКОВСКИЙ ЦИОНГЛИНСКИЙФамилия польского происхождения. От слова cioiek попольски телнок бычок.Ф. Фамилия возникла в польском языке ...Словарь фамилий
  15. циолковскийЦИОЛКОВСКИЙ Константин Эдуардович российский ученый и изобретатель основоположник современной космонавтики. Труды в области аэро и ракетодинамики теории самолета и дириж...Современный энциклопедический словарь
  16. циолковскийУдарение в слове ЦиолковскийУдарение падает на букву оБезударные гласные в слове Циолковский...Ударение и правописание
  17. циолковскийЦИОЛКОВСКИЙ Константин Эдуардович русский ученый и мыслитель один из основателей космонавтики. Полагал что все многообразие мира включая человеческий организм образуют ...Уфологический словарь-справочник
  18. циолковскийЦИОЛКОВСКИЙ Константин Эдуардович [. с.em Ижевское ныне Рязанской обл.em . Калуга] рус.em Мыслитель И учный обосновавший применение реактивного принципа для полтов в ми...Философская энциклопедия
  19. циолковскийСкол Скок Сков Силок Силой Силовой Силовик Сило Сивко Осок Осов Осло Ослик Оскол Окский Око Оклик Окк Лоск Локо Лок Ловко Ловкий Лов Лицо Лисий Лис Лик Ливский Кси Косок ...Электронный словарь анаграмм русского языка
  20. циолковскийКонстантин Эдуардович учный и изобретатель один из основоположников космонавтики. Автор работ в области аэродинамики ракетодинамики теории самолта и дирижабля. В детстве...Энциклопедия «Техника»
  21. циолковскийЦИОЛКОВСКИЙ Константин Эдуардович ученый мыслитель один из основателей космонавтики разрабатывавший также филос. и культурологич. аспекты космологии. С жил в Москве зан...Энциклопедия культурологии
  22. циолковскийЦиолковский Константин Эдуардович учный и изобретатель один из основоположников космонавтики. Автор работ в области аэродинамики ракетодинамики теории самолта и дирижабл...Энциклопедия техники