Русская философия

ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ

одна из осн. работ Карсавина, опубликованная впервые в 1923 г. в Берлине (1993 в Спб., переиздание). В ней с позиции метафизики всеединства рассматриваются онтологические и аксиологические вопросы исторического процесса, а также проблемы методологии исторического познания. Философию истории Карсавин делит на 3 части: теорию истории, исследующую *первоначала исторического бытия... знания истории как науки*; философию истории (в узком смысле), рассматривающую эти *основоначала в единстве бытия и знания*; метафизику истории, изображающую *конкретный исторический процесс в его целом* и раскрывающую *смысл этого процесса*. В общем подходе к рассмотрению проблем философии истории Карсавин против как причинного объяснения исторических событий и явлений, так и системного их определения. В первом случае исторический процесс представлен в виде изменения во времени взаимоотношений *пространственно разъединенных элементов*, к-рое предполагает причинную обусловленность указанных процессов (событий) географической средой, производственно-экономической или религиозной сферами жизни. Во втором случае использование понятия системы хотя и дает возможность охватить весь исторический процесс в целом, но только отвлеченным, абстрактным способом, внешним по отношению к этому процессу. Преодолеть противоречие непрерывности истории и причинного ее конструирования можно, по мнению Карсавина, лишь признав, что в основе исторического развития лежит субъект, к-рый реален так же, как реально само развитие, и поэтому является конкретной индивидуальностью, личностью. Такой субъект должен быть всевременным, всепространственным, всеединым и существовать не сам по себе, а в своих индивидуализациях моментах, каждый из к-рых содержит в себе все остальные, но в невыраженном (по определению Карсавина, *стяженном*) виде. Отсюда каждая индивидуализация является всеединством своих вторичных индивидуализации, а всеединый субъект представляет собой *момент высшего всеединого субъекта* и т. д. Так, возникает иерархический порядок субъектов-личностей, определенный степенью актуализации субъектом своего *стяженного* всеединства (напр., человек, народ, культура, человечество в целом). В моментах, составляющих всеединый субъект, Карсавин различает моменты-личности (индивидуальности) и моменты-качествования, каждый из к-рых определяется как нечто единое для себя и общее для всех моментов-личностей. Последние, являясь всеединством своих моментов, выражают себя (*качествуют*) в этом общем качестве специфическим, единственным для них способом, проявляя тем самым присущую им свободу (чем меньше *стяженность* всеединства в субъекте, тем больше его свобода). При рассмотрении природы исторического знания Карсавин определяет его предмет как *социально-психическое развитие всеединого человечества*. Человечество в этой связи выступает и как субъект исторического развития, и как объект исторического познания, т. е. историческое знание является самосознанием. Границу исторического познания составляет природный мир, но поскольку последний есть одна из индивидуализации высшего всеединства субъекта (наряду с эмпирическим (историческим) человеком), то он познается исторической наукой как преломленный в сознании и *претворенный в социально-психический элемент*. В области методологии Карсавин считает возможным создание единого исторического метода, выделяя 2 его осн. разновидности: статическую и динамическую. В начале исследования исторические факты представляются историку в виде разъединенных моментов, непрерывность к-рых дана только в высшем индивидуализирующемся в них субъекте. С помощью статического подхода формируется отвлеченно-общее знание, выступающее как символ *стяженного* абсолютного всеединства, как предпосылка, *предварительное понятие* *конструирующейся* с его помощью исторической действительности. Тем самым *реально-последовательная связь уступает место абстрактно-систематической*. Динамический же подход предполагает раскрытие в полученной системе взаимодействующих моментов подлинную диалектическую природу истории. Переходя к периодизации истории, Карсавин делит эмпирическое (историческое) развитие каждой исторической индивидуальности (народа, культуры) на 4 этапа: 1) потенциальное единство исторического субъекта, к-рое *лежит за пределами истории*; 2) первично-дифференцированное единство, реально пронизывающее все противостоящие друг другу моменты; 3) органическое единство, характеризующееся *функциональной ограниченностью и относительной стойкостью индивидуализации*; 4) вырождение органического единства в систематическое, к-рое погибает вследствие распада. Такое общее определение эмпирического развития не исключает, по Карсавину, возможности гибели исторического субъекта на любом этапе развития, что и имело место в истории. Карсавин критически относится к теориям прогресса-регресса исторического процесса, полагающим цель (апогей) его развития в одном периоде истории (в будущем или в прошлом). Между тем эта цель (применительно ко всему человечеству, а значит, и к каждой личности) находится, с его т. зр., в сверхэмпирическом бытии, она есть *всеединый идеал* (общий для всех, индивидуальный для каждого). Оценка исторических явлений возможна только по степени раскрытия в них *стяженного* абсолютного всеединства, и критерий этой оценки, по мнению Карсавина, личность Христа, наиболее полно выразившая в себе возможности всеединого человека. В философской среде книга вызвала неоднозначную реакцию. Так, Н. О. Лосский и Зеньковский акцентировали внимание на связи философии истории с метафизикой всеединства, отмечая общий пантеистический характер системы Карсавина. Флоровский же отмечал, что его концепция лишена *настоящего* динамизма.

  1. философия историиФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ раздел философии связанный с интерпретацией историч. процесса и историч. познания. Содержание и проблематика Ф. и. существенно изменялись в ходе историч...Большая советская энциклопедия
  2. философия историираздел философии связанный с интерпретацией исторического процесса и исторического познания. Содержание и проблематика Ф. и. существенно изменялись в ходе исторического р...Большая Советская энциклопедия II
  3. философия историиphilosophy of history . Критическое и методологическое отражение характера истории и историографии. . Крупномасштабные умозрительные исторические теории о действии на про...Большой толковый социологический словарь
  4. философия историираздел философии занимающийся проблемами смыслаистории ее закономерностями основным направлением развития человечестваи историческим познанием. Представители философии ис...Большой энциклопедический словарь II
  5. философия историиФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ раздел философии занимающийся проблемами смысла истории ее закономерностями основным направлением развития человечества и историческим познанием. Предст...Большой энциклопедический словарь III
  6. философия историиФИЛОСОФИЯ истории раздел философии занимающийся проблемами смысла истории ее закономерностями основным направлением развития человечества и историческим познанием. Предс...Большой Энциклопедический словарь V
  7. философия историиработа Риккерта . По мысли Риккерта исследователю истории необходимо учитывать ту особенность понятийных структур согласно которой в любом понятии обязательно отражается ...История философии
  8. философия историиФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИstrongработа Риккерта . По мысли Риккерта исследователю истории необходимо учитывать ту особенность понятийных структур согласно которой в любом понятии ...История философии II
  9. философия историиФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ концепция в составе философского знания нацеленная на осмысление исторического процесса в целом и анализ методологических проблем исторического познани...Новейший философский словарь
  10. философия историитарих философиясы...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  11. философия историиПервые в Греции серьезные попытки осмысления истории понятие Ф. и. разработано в новое время Вольтером были сделаны Гесиодом в выдвинутой им под влиянием В. концепции о П...Словарь античности
  12. философия историиФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ учение определяющее понимание истории как науки о развитии обществ. форм и о законах человеческого прогресса. Словарь иностранных слов вошедших в состав...Словарь иностранных слов русского языка
  13. философия историираздел философии занимающийся объяснением смысла закономерностей основного направления исторического процесса раскрывающий методы его познания....Словарь исторических терминов
  14. философия историираздел философии связанный с интерпретацией ист. процесса и ист. познания. Содержание и проблематика Ф. и. стоящей как бы на стыке философии и истории и являющейся старей...Советская историческая энциклопедия
  15. философия историираздел философии связанный с интерпретацией историч. процесса и историч. познания. Содержание и проблематика Ф. и. существенно изменялись в ходе историч. развития. Уже в ...Советский философский словарь
  16. философия историиПредметом этой области философии является историческое измерение человеческого бытия и возможность его осознания и познания. Термин ввел в философию Вольтер так называлас...Современная западная философия
  17. философия историиФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ раздел философии занимающийся проблемами смысла истории ее закономерностями основным направлением развития человечества и историческим познанием. Предст...Современный энциклопедический словарь
  18. философия историиконцепция в составе философского знания нацеленная на осмысление исторического процесса в целом и анализ методологических проблем исторического познания. Строя модель ист...Теория и практика разрешения виртуального конфликта
  19. философия историисм. Историософия...Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике
  20. философия историираздел философии в котором рассматриваются проблемы направленности исторического процесса его исходных оснований движущих сил смысла и цели истории критериев периодизации...Философия. Словарь по обществознанию
  21. философия историиФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ раздел философии дающий филос. интерпретацию исторического процесса. Элементы филос. осмысления истории содержались еще в антич. филос. и историографич...Философская энциклопедия
  22. философия историираздел философии связанный с интерпретацией историч. процесса и историч. познания. Содержание и проблематика Ф. и. существенно изменялись в ходе историч. развития. Уже в ...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  23. философия историивыражение философия истории ввел Вольтер фактически же оно восходит к античности философское истолкование и оценка истории т.е. по большей части результатов исторического...Философский энциклопедический словарь II
  24. философия историиобласть знания занимающаяся проблемами смысла истории ее закономерностями осн. направлением развития человечества и историческим познанием. Исторически Ф. и. ведет начало...Философский энциклопедический словарь
  25. философия историиФилософия истории Определение Ф. истории.i Под этим названием разумеют философское обозрение прошлых судеб всего человечества а также истории какоголибо народа Ф. истор...Энциклопедический словарь
  26. философия историиФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ раздел философии занимающийся проблемами смысла истории ее закономерностями основным направлением развития человечества и историческим познанием. Предс...Энциклопедический словарь естествознания
  27. философия историиопределение Ф. истории.em Под этим названием разумеют философское обозрение прошлых судеб всего человечества а также истории какоголибо народа Ф. истории Франции какойли...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  28. философия историиФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ работа Риккерта . По мысли Риккерта исследователю истории необходимо учитывать ту особенность понятийных структур согласно которой в любом понятии обяз...Энциклопедия История философии
  29. философия историиангл. philosophy of history нем. Geschichtsphilosophie. Область философского знания охватывающего онтологические вопросы истор. процесса такие как смысл и направленность...Энциклопедия социологии
  30. философия историиФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ философское исследование истоков сущности процессуальной формы истории и смысла исторического бытия методология познания истории. В первом случае рассм...Энциклопедия эпистемологии и философии науки