Энциклопедия эпистемологии и философии науки

ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ

ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ— философское исследование истоков, сущности, процессуальной формы истории и смысла исторического бытия; методология познания истории. В первом случае рассмотрению подлежит непосредственно само прошлое, во втором анализируется то, как возможно знание о прошлом. Соответственно этому существует два типа Ф. и.: спекулятивная, лежащая в области метафизических размышлений, и критическая, располагающаяся в поле эпистемологии.
Спекулятивная Ф. и. ищет в прошлом некое скрытое значение, недоступное историкам. Это значение понимается как имманентное движение определенного феномена (напр., Разума) через историю человечества; как возможность исторического осуществления логически постигаемых идей. Такой тип Ф. и. в западной философской традиции впервые встречается у Августина, далее — в философских концепциях Д. Вико, И.Г. Гердера, Г.В.Ф. Гегеля, К. Маркса, О. Шпенглера, А. Тойнби и др. Классическим примером спекулятивной Ф. и. является Ф. и. Гегеля, где последовательное движение истории от Духа (конкретной тотальности), к Мировому Духу (общее), к отдельному человеку (единичное) и к духу отдельного народа (особенное и субъект истории) понимается как реализация человеческой свободы. В конце 19 — начале 20 вв. спекулятивная Ф. и. была подвергнута критике позитивистами, неокантианцами и аналитической философией за метафизичность, за то, что получаемое ею знание об истории не столько ложно, сколько не верифицируемо. Это привело к возникновению критической Ф. и.
Ее идеи были сформулированы в контексте доминирования в научном знании парадигмы естествознания и позитивистской идеи единства науки, в связи с чем предлагалось описание истории через законы науки и принципы физикалистско-объективистского детерминизма. Был сформулирован тезис, согласно которому познание истории есть каузальное объяснение исторических событий. Они могут быть объясняемы из некоего охватывающего (универсального) закона, который может быть социальным, психологическим или даже биологическим или физическим.Эти законы играют в социально-гуманитарных науках такую же роль, что и в науках естественных. Все индивидуальные случаи подводятся под эти охватывающие законы так, что производится логическая дедукция особенного явления из общего закона. Против такого редукционизма выступили неокантианцы Баденской школы, В. Дильтей, М. Вебер, Г. Зиммель, Р. Арон и др., утверждая, что все социально-гуманитарные дисциплины следуют собственным правилам, не являющимся случаями общих законов, и цель этих дисциплин состоит в понимании действий человека. Эта дискуссия возобновилась, особенно в англоязычной Ф. и., в 1940-х в связи с проблемой различения исторического исследования (области науки, где производятся исторические факты) и историописания (где воображение историка наполняет их значением в ходе создания текста). Историческое исследование предполагает понимание истории как науки, историописание — как вида литературы. Начиная с этого времени критическая Ф. и. разделяется на три этапа. Первый связан с техникой логических исследований истории, реализуемой моделью «охватывающего закона», предложенной К. Гемпелем. Это — теория исторического объяснения через подведение под общий закон, акцент сделан на каузальном объяснении в истории. Столкнувшись с рядом трудностей, напр. с трудностью логического выведения конкретного события из общего закона, спорностью существования исторических законов вообще и т.д., теория Гемпеля была подвергнута критике как неадекватная историческому знанию. Второй этап связан с аналитико-герменевтическими процедурами анализа истории, предложенными в рамках преодоления позитивистского подхода к проблеме объяснения в Ф. и. Р. Коллингвуд считал, что историки в объяснении прошлого должны полагаться не на законы, а на понимание действий исторического агента. В контексте рассуждений о внешнем и внутреннем аспектах действия Коллингвуд предложил процедуру «пере-игрывания» прошлого, т.е. воспроизведение в сознании историка чужого акта мысли, чтобы превратить его в свой и понять. Теория «переигрывания» проложила путь «теории рационального объяснения» действия У Дрея. Согласно ей, проблема исторического объяснения есть проблема объяснения действия людей, но так, чтобы показать, что именно это действие было разумным при описываемых обстоятельствах. Рациональное объяснение есть объяснение, устанавливающее связь между интенциями и действиями исторических агентов. Указанные теории способствовали возникновению в Ф. и. теории действия как методологического средства, целью которого должно было стать преодоление дихотомии объяснения и понимания. В рамках ее разработки Г. фон Вригтом была сформулирована концепция телеологического объяснения и интенционального описания (понимания). Телеологическим является объяснение в терминах намерений и целей, его модель — схема практического силлогизма как описание интенционального, т.е. сознательного, поведения человека. Фон Вригту и его сторонникам не удалось полностью преодолеть позитивистский подход к методологии истории. Они продолжали решать эпистемологические проблемы с помощью исключительно логических средств, предложив, напр., «аргумент логической связи» или сводя понимание к совокупности научного знания о нем. История трактовалась как прикладная наука, лишенная стандартов объективности. Поэтому третий этап связан с нарративными принципами исследования истории: адекватно понять действия исторических агентов означает рассказать их связную историю. Меняется понимание истории. С одной стороны, оно было инспирировано работой Т. Куна «Структура научных революций», где доминировала не логическая, а историческая точка зрения. История стала пониматься как матрица рассмотрения всех наук. С др. стороны, история интерпретируется как вид литературы. Можно выделить три вида нарративизма в Ф. и.: психологический У Гэлли и А. Лоча, где исследуются психологические механизмы настройки читателя на авторскую интенцию создателя нарратива; аналитический вариант М. Уайта и А. Данто, исследовавших логическую структуру нарративных предложений и показавших возможности нарративов создавать новые интерпретации прошлого; лингвистический, появившийся на свет в связи с изданием работы X. Уайта «Метаистория». Ею было осуществлено такое решающее изменение парадигмы в философско-исторической теории, которое принято называть лингвистическим поворотом в историописании. Ключевая идея Уайта заключалась в сравнении прошлого с текстом о нем и в доказательстве общности правил конструирования исторического нарратива, спекулятивной Ф. и. и исторического романа. Описания и объяснения, находящиеся в тексте, суть его компоненты как целого, и их функция заключается только в том, чтобы внести вклад в это целое. Уайт составил пять уровней концептуализации исторического материала; хроника, повествование, четыре типа сюжетности (эстетика), четыре типа объяснения (наука), четыре типа идеологии (этика), четыре типа тропологических моделей. Последние — метафора, метонимия, синекдоха и ирония. Специфическая комбинация типов сюжетности, научного объяснения и идеологической импликации составляет историографический стиль, который подчинен тропологической модели. Выбор модели обусловлен индивидуальной языковой практикой историка. Когда выбор осуществлен, воображение историка готово к составлению нарратива. Идеи Уайта развивают такие философы истории, как Ф. Анкерсмит, X. Келлнер, Д. ла Карпа и др., осуществляя перемещение исследовательской практики в сторону лингвистических, имажинативных процедур анализа исторического, противоположных их логическим, прагматическим, диалектическим аналогам. Критическая Ф. и. 20 в. последовательно прошла путь от подводящей теории Гемпеля; от попыток реконструировать исторический процесс в соответствии с актом эмпатии в концепции Коллингвуда и различными вариациями теории действия репрезентировать историю в нарративных описаниях.
МЛ. Кукарцева
Лит.:Бердяев И.А.Смысл истории. М., 1990;ВикоДж.Основание новой науки о приоде наций. Киев, 1994;Тойнби А. Дж.Постижение истории.М., 1991;Шпенглер О.Закат Европы: В 2-х т. М., 1993—1998;Ясперс К.Смысл и назначение истории. М., 1991.

  1. философия историиФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ раздел философии связанный с интерпретацией историч. процесса и историч. познания. Содержание и проблематика Ф. и. существенно изменялись в ходе историч...Большая советская энциклопедия
  2. философия историираздел философии связанный с интерпретацией исторического процесса и исторического познания. Содержание и проблематика Ф. и. существенно изменялись в ходе исторического р...Большая Советская энциклопедия II
  3. философия историиphilosophy of history . Критическое и методологическое отражение характера истории и историографии. . Крупномасштабные умозрительные исторические теории о действии на про...Большой толковый социологический словарь
  4. философия историираздел философии занимающийся проблемами смыслаистории ее закономерностями основным направлением развития человечестваи историческим познанием. Представители философии ис...Большой энциклопедический словарь II
  5. философия историиФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ раздел философии занимающийся проблемами смысла истории ее закономерностями основным направлением развития человечества и историческим познанием. Предст...Большой энциклопедический словарь III
  6. философия историиФИЛОСОФИЯ истории раздел философии занимающийся проблемами смысла истории ее закономерностями основным направлением развития человечества и историческим познанием. Предс...Большой Энциклопедический словарь V
  7. философия историиработа Риккерта . По мысли Риккерта исследователю истории необходимо учитывать ту особенность понятийных структур согласно которой в любом понятии обязательно отражается ...История философии
  8. философия историиФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИstrongработа Риккерта . По мысли Риккерта исследователю истории необходимо учитывать ту особенность понятийных структур согласно которой в любом понятии ...История философии II
  9. философия историиФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ концепция в составе философского знания нацеленная на осмысление исторического процесса в целом и анализ методологических проблем исторического познани...Новейший философский словарь
  10. философия историиодна из осн. работ Карсавина опубликованная впервые в г. в Берлине в Спб. переиздание. В ней с позиции метафизики всеединства рассматриваются онтологические и аксиологи...Русская философия
  11. философия историитарих философиясы...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  12. философия историиПервые в Греции серьезные попытки осмысления истории понятие Ф. и. разработано в новое время Вольтером были сделаны Гесиодом в выдвинутой им под влиянием В. концепции о П...Словарь античности
  13. философия историиФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ учение определяющее понимание истории как науки о развитии обществ. форм и о законах человеческого прогресса. Словарь иностранных слов вошедших в состав...Словарь иностранных слов русского языка
  14. философия историираздел философии занимающийся объяснением смысла закономерностей основного направления исторического процесса раскрывающий методы его познания....Словарь исторических терминов
  15. философия историираздел философии связанный с интерпретацией ист. процесса и ист. познания. Содержание и проблематика Ф. и. стоящей как бы на стыке философии и истории и являющейся старей...Советская историческая энциклопедия
  16. философия историираздел философии связанный с интерпретацией историч. процесса и историч. познания. Содержание и проблематика Ф. и. существенно изменялись в ходе историч. развития. Уже в ...Советский философский словарь
  17. философия историиПредметом этой области философии является историческое измерение человеческого бытия и возможность его осознания и познания. Термин ввел в философию Вольтер так называлас...Современная западная философия
  18. философия историиФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ раздел философии занимающийся проблемами смысла истории ее закономерностями основным направлением развития человечества и историческим познанием. Предст...Современный энциклопедический словарь
  19. философия историиконцепция в составе философского знания нацеленная на осмысление исторического процесса в целом и анализ методологических проблем исторического познания. Строя модель ист...Теория и практика разрешения виртуального конфликта
  20. философия историисм. Историософия...Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике
  21. философия историираздел философии в котором рассматриваются проблемы направленности исторического процесса его исходных оснований движущих сил смысла и цели истории критериев периодизации...Философия. Словарь по обществознанию
  22. философия историиФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ раздел философии дающий филос. интерпретацию исторического процесса. Элементы филос. осмысления истории содержались еще в антич. филос. и историографич...Философская энциклопедия
  23. философия историираздел философии связанный с интерпретацией историч. процесса и историч. познания. Содержание и проблематика Ф. и. существенно изменялись в ходе историч. развития. Уже в ...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  24. философия историивыражение философия истории ввел Вольтер фактически же оно восходит к античности философское истолкование и оценка истории т.е. по большей части результатов исторического...Философский энциклопедический словарь II
  25. философия историиобласть знания занимающаяся проблемами смысла истории ее закономерностями осн. направлением развития человечества и историческим познанием. Исторически Ф. и. ведет начало...Философский энциклопедический словарь
  26. философия историиФилософия истории Определение Ф. истории.i Под этим названием разумеют философское обозрение прошлых судеб всего человечества а также истории какоголибо народа Ф. истор...Энциклопедический словарь
  27. философия историиФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ раздел философии занимающийся проблемами смысла истории ее закономерностями основным направлением развития человечества и историческим познанием. Предс...Энциклопедический словарь естествознания
  28. философия историиопределение Ф. истории.em Под этим названием разумеют философское обозрение прошлых судеб всего человечества а также истории какоголибо народа Ф. истории Франции какойли...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  29. философия историиФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ работа Риккерта . По мысли Риккерта исследователю истории необходимо учитывать ту особенность понятийных структур согласно которой в любом понятии обяз...Энциклопедия История философии
  30. философия историиангл. philosophy of history нем. Geschichtsphilosophie. Область философского знания охватывающего онтологические вопросы истор. процесса такие как смысл и направленность...Энциклопедия социологии