Большая Советская энциклопедия II

ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ

раздел философии, связанный с интерпретацией исторического процесса и исторического познания. Содержание и проблематика Ф. и. существенно изменялись в ходе исторического развития. Уже в античной историографии содержатся определенные представления о прошлом и будущем человечества, однако они еще не складывались в законченную систему взглядов. В средневековой христианской Ф. и. (Августин и др.) главной движущей силой истории считалось внеисторическое божественное провидение (люди – только актёры драмы, автором которой является бог, – см. Провиденциализм). В борьбе с этой концепцией начиная с эпохи Возрождения формировалась светская Ф. и., значительный вклад в которую внесли Ж. Боден,англ. материалисты 17 в. (Ф. Бэкон,Т. Гоббс и др.) и особенно Дж. Вико с его теорией исторического круговорота. Термин «Ф. и.» впервые употребил Вольтер,имея в виду универсальное историческое обозрение человеческой культуры. И. Г. Гердер впервые рассматривает Ф. и. как специальную дисциплину, изучающую общие проблемы истории и призванную ответить на вопрос: существуют ли положительные и неизменные законы развития человеческих обществ и если да, то каковы эти законы?
Ф. и. 18 – 1-й половины 19 вв. была по преимуществу общей теорией исторического развития. Философы стремились сформулировать цель, движущие силы и смысл исторического процесса. Сила, управляющая историей, могла называться по-разному (божественное провидение, всеобщий разум), однако во всех случаях эта сила остаётся внеисторической: она проявляется в истории, но не создаётся в ней.
Тем не менее классическая Ф.и. выдвинула и разработала ряд важных идей – теорию прогресса (М. Ж. А. Кондорсе), проблему единства исторического процесса и многообразия его форм, исторической закономерности, свободы и необходимости и т.д. Своеобразным итогом и вершиной её была теория Г. Гегеля (См. Гегель). Он попытался представить историю как единый закономерный процесс, в котором каждая эпоха, будучи неповторимо своеобразной, представляет собой в то же время закономерную ступень в общем развитии человечества. Однако исторический процесс для Гегеля – лишь бесконечное саморазвёртывание разума, идеи. Отсюда – абстрактность гегелевской Ф. и. и её несостоятельность в объяснении конкретного хода истории.
Во 2-й половине 19 в. традиционная метафизическая и онтологическая проблематика, стоявшая в центре внимания Ф. и., в значительной мере отходит к др. общественным наукам, так что позитивистские теоретики провозгласили даже конец всякой Ф. и. и её замену социологией. Однако социология не смогла вобрать в себя всю философско-историческую проблематику. Кризис позитивистского эволюционизма в конце 19 – начале 20 вв. вызвал к жизни новые варианты теории исторического круговорота (О. Шпенглер,А. Тойнби,П. А. Сорокин). Проблема смысла истории остаётся центральной проблемой христианской Ф. и. и отчасти Экзистенциализма (К. Ясперс).В буржуазной Ф. и. 20 в. глобальные проблемы всемирной истории и современной цивилизации часто трактуются в духе иррационализма и пессимизма и заострены против марксизма. Широкое распространение приобрела также сложившаяся в конце 19 в. т. н. критическая Ф. и., в которой можно выделить два основных течения – гносеологическое и логико-методологическое. Гносеологическая теория и критика исторического познания (начало которой положил В. Дильтей) не ограничивается рамками собственно историографии, но анализирует историческое сознание в широком смысле слова. Так, у Б. Кроче теория историографии – лишь одно из проявлений «философии духа». Неокантианская Ф. и. (В. Виндельбанд,Г. Риккерт) тесно связана с учением о ценностях. Основной пафос этих концепций – в утверждении предметной и гносеологической специфичности истории, её отличия от естествознания и «натурализованных» общественных наук, особенно от социологии. Ведущую роль в этом течении Ф. и. играет феноменология.
«Аналитическая» Ф. и., связанная с позитивистской традицией, занимается преимущественно логико-методологическим исследованием исторической науки, считая, что задача философии не предписывать правила исторического метода, а описывать и анализировать исследовательскую процедуру и объяснительные приёмы историка, прежде всего – особенности логики исторического познания (Э. Нагель, К. Гемпель, П. Гардинер, У. Дрей и др.). Усложнение задач и методов исторической науки стимулирует рост интереса к Ф. и. и у историков. С 1960 в США выходит международный журнал по Ф. и. «History and Theory».
Подлинно научная Ф. и. представляет собой материалистическое понимание истории, которое устраняет из неё всё сверхъестественное, внеисторическое. К. Маркспоказал, что люди сами творят историю, будучи одновременно и актёрами, и авторами своей всемирно-исторической драмы. Однако люди творят свою историю не по произволу, а на основе существующих объективных условий. Результаты деятельности предшествующих человеческих поколений, будучи объективированы в определенном уровне развития производительных сил, в производственных отношениях, предстают перед каждым новым поколением как нечто данное, от его собственной воли не зависящее, как объективные условия его деятельности. В этом смысле развитие общества есть естественноисторический закономерный процесс. Но этот процесс не является автоматическим. Назревшие потребности материальной жизни общества преломляются в интересах его основных классов и реализуются в антагонистическом обществе посредством классовой борьбы. Важный вклад в разработку исторического материализма был внесён В. И. Лениным (теория субъективного фактора, диалектика общественного бытия и общественного сознания, характеристика закономерностей общественного прогресса в современную эпоху и т.д.).
Возникновение материалистического понимания истории означало радикальное преодоление спекулятивной Ф. и. Философия не претендует больше на то, чтобы рисовать априорную схему всемирно-исторического развития. Хотя изучение прошлого, как и настоящего, не может обойтись без определенных теоретических предпосылок, «... эти абстракции отнюдь не дают рецепта или схемы, под которые можно подогнать исторические эпохи. Наоборот, трудности только тогда и начинаются, когда приступают к рассмотрению и упорядочению материала – относится ли он к минувшей эпохе или к современности, – когда принимаются за его действительное изображение» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 26).
В системе современной марксистской науки Ф. и. не образует самостоятельной отрасли. Соответствующая проблематика разрабатывается преимущественно в рамках исторического материализма, который, собственно, и есть марксистская Ф. и., а также в рамках логики научного исследования (логическая специфика исторического метода, виды и формы исторического описания, структура исторического объяснения и т.п.) и в рамках самого исторического исследования (принципы периодизации всемирной истории, анализ конкретно-исторических понятий и т.п.). В центре внимания сов. исследователей стоят общие закономерности и диалектика исторического процесса, теория общественно-экономических формаций, глобальные проблемы цивилизации и особенности общественного развития в современную эпоху, а также взаимосвязь истории с др. общественным и естественным науками. См. также статьи Исторический материализм, История.
Лит.:Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3; их же, Манифест Коммунистической партии, там же, т. 4; Маркс К., Предисловие [«К критике политической экономии»], там же, т. 13; Ленин В. И., Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?, Полное собрание соч., 5 изд., т. 1; Асмус В. Ф., Маркс и буржуазный историзм, М. – Л., 1933; Кон И. С., Философский идеализм и кризис буржуазной исторической мысли, М., 1959; Францов Г. П., Исторические пути социальной мысли, М., 1965; Философские проблемы исторической науки, М., 1969; Исторический материализм как теория социального познания и деятельности, М., 1972; Конрад Н. И., Запад и Восток, [2 изд.], М., 1972; Маркарян Э. С., О генезисе человеческой деятельности и культуры, Ер., 1973; Гулыга А. В., Эстетика истории, М., 1974; Федосеев П. Н., Диалектика современной эпохи, 2 изд., М., 1975; Скворцов Л. В., Диалектика объективного и субъективного в философии истории, М., 1975; Философия и методология истории, М., 1976; Aron R., La philosophic critique de l'histoire, 3 éd., P., 1964; Dray W. Н., Philosophy of history, Englewood Cliffs (N. Y.), 1964; Danto A. C., Analytical philosophy of history, Camb., 1965.
И. С. Кон.

  1. философия историиФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ раздел философии связанный с интерпретацией историч. процесса и историч. познания. Содержание и проблематика Ф. и. существенно изменялись в ходе историч...Большая советская энциклопедия
  2. философия историиphilosophy of history . Критическое и методологическое отражение характера истории и историографии. . Крупномасштабные умозрительные исторические теории о действии на про...Большой толковый социологический словарь
  3. философия историираздел философии занимающийся проблемами смыслаистории ее закономерностями основным направлением развития человечестваи историческим познанием. Представители философии ис...Большой энциклопедический словарь II
  4. философия историиФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ раздел философии занимающийся проблемами смысла истории ее закономерностями основным направлением развития человечества и историческим познанием. Предст...Большой энциклопедический словарь III
  5. философия историиФИЛОСОФИЯ истории раздел философии занимающийся проблемами смысла истории ее закономерностями основным направлением развития человечества и историческим познанием. Предс...Большой Энциклопедический словарь V
  6. философия историиработа Риккерта . По мысли Риккерта исследователю истории необходимо учитывать ту особенность понятийных структур согласно которой в любом понятии обязательно отражается ...История философии
  7. философия историиФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИstrongработа Риккерта . По мысли Риккерта исследователю истории необходимо учитывать ту особенность понятийных структур согласно которой в любом понятии ...История философии II
  8. философия историиФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ концепция в составе философского знания нацеленная на осмысление исторического процесса в целом и анализ методологических проблем исторического познани...Новейший философский словарь
  9. философия историиодна из осн. работ Карсавина опубликованная впервые в г. в Берлине в Спб. переиздание. В ней с позиции метафизики всеединства рассматриваются онтологические и аксиологи...Русская философия
  10. философия историитарих философиясы...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  11. философия историиПервые в Греции серьезные попытки осмысления истории понятие Ф. и. разработано в новое время Вольтером были сделаны Гесиодом в выдвинутой им под влиянием В. концепции о П...Словарь античности
  12. философия историиФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ учение определяющее понимание истории как науки о развитии обществ. форм и о законах человеческого прогресса. Словарь иностранных слов вошедших в состав...Словарь иностранных слов русского языка
  13. философия историираздел философии занимающийся объяснением смысла закономерностей основного направления исторического процесса раскрывающий методы его познания....Словарь исторических терминов
  14. философия историираздел философии связанный с интерпретацией ист. процесса и ист. познания. Содержание и проблематика Ф. и. стоящей как бы на стыке философии и истории и являющейся старей...Советская историческая энциклопедия
  15. философия историираздел философии связанный с интерпретацией историч. процесса и историч. познания. Содержание и проблематика Ф. и. существенно изменялись в ходе историч. развития. Уже в ...Советский философский словарь
  16. философия историиПредметом этой области философии является историческое измерение человеческого бытия и возможность его осознания и познания. Термин ввел в философию Вольтер так называлас...Современная западная философия
  17. философия историиФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ раздел философии занимающийся проблемами смысла истории ее закономерностями основным направлением развития человечества и историческим познанием. Предст...Современный энциклопедический словарь
  18. философия историиконцепция в составе философского знания нацеленная на осмысление исторического процесса в целом и анализ методологических проблем исторического познания. Строя модель ист...Теория и практика разрешения виртуального конфликта
  19. философия историисм. Историософия...Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике
  20. философия историираздел философии в котором рассматриваются проблемы направленности исторического процесса его исходных оснований движущих сил смысла и цели истории критериев периодизации...Философия. Словарь по обществознанию
  21. философия историиФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ раздел философии дающий филос. интерпретацию исторического процесса. Элементы филос. осмысления истории содержались еще в антич. филос. и историографич...Философская энциклопедия
  22. философия историираздел философии связанный с интерпретацией историч. процесса и историч. познания. Содержание и проблематика Ф. и. существенно изменялись в ходе историч. развития. Уже в ...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  23. философия историивыражение философия истории ввел Вольтер фактически же оно восходит к античности философское истолкование и оценка истории т.е. по большей части результатов исторического...Философский энциклопедический словарь II
  24. философия историиобласть знания занимающаяся проблемами смысла истории ее закономерностями осн. направлением развития человечества и историческим познанием. Исторически Ф. и. ведет начало...Философский энциклопедический словарь
  25. философия историиФилософия истории Определение Ф. истории.i Под этим названием разумеют философское обозрение прошлых судеб всего человечества а также истории какоголибо народа Ф. истор...Энциклопедический словарь
  26. философия историиФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ раздел философии занимающийся проблемами смысла истории ее закономерностями основным направлением развития человечества и историческим познанием. Предс...Энциклопедический словарь естествознания
  27. философия историиопределение Ф. истории.em Под этим названием разумеют философское обозрение прошлых судеб всего человечества а также истории какоголибо народа Ф. истории Франции какойли...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  28. философия историиФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ работа Риккерта . По мысли Риккерта исследователю истории необходимо учитывать ту особенность понятийных структур согласно которой в любом понятии обяз...Энциклопедия История философии
  29. философия историиангл. philosophy of history нем. Geschichtsphilosophie. Область философского знания охватывающего онтологические вопросы истор. процесса такие как смысл и направленность...Энциклопедия социологии
  30. философия историиФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ философское исследование истоков сущности процессуальной формы истории и смысла исторического бытия методология познания истории. В первом случае рассм...Энциклопедия эпистемологии и философии науки