Русская философия

НАДЕЖДИН НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ

(5(17).10.1804, с. Нижний Белоомут Рязанской губ. 11(23).01.1856, Петербург) литературный критик, журналист, философ, историк и этнограф. Представитель т. наз. рус. философской журналистики. По происхождению относился к духовному сословию, что обусловило общую направленность его образования: Рязанская семинария (1815-1820) и Московская духовная академия (1820-1824), учеба в к-рой завершилась написанием диссертации *Исследование ценности и выявление недостатков системы Вольфа, рассмотренной как в целом, так и в отдельных частях*. Философскими учителями Н. в академии были В. И. Кутневич и Голубинский. В 1826-1827 гг. Н. был домашним учителем в аристократическом семействе Самариных (его воспитанник стал впоследствии известным славянофилом). Из академии Н. вынес знание мн. языков (евр., греч., лат., нем., фр., англ.), широкое знакомство с западноевропейскими философскими учениями (Кант, Фихте, Шеллинг). После защиты докторской диссертации *О происхождении, природе и судьбах поэзии, называемой романтической* Н. стал проф. по кафедре теории изящных искусств и археологии (истории искусств) Московского ун-та (1831-1836). Ему принадлежали введение в научный оборот терминов *псевдоклассический* и *псевдоромантический* и особая позиция в споре рус. классицизма и романтизма, претендующая на синтез этих двух т. зр. на искусство. Профессорская деятельность Н. по времени совпала с издательской и редакторской работой в журн. *Телескоп*, с газетным приложением *Молва*. После выхода октябрьского номера 1836 (№ 15) с *Философическим письмом* Чаадаева журнал был запрещен, а редактор сослан в Усть-Сысольск, а затем в Вологду. По окончании ссылки в 1838-1842 гг. Н. жил и работал в Одессе и Петербурге, занимаясь научной деятельностью в области истории, лингвистики и этнографии, в 1843-1856 гг. редактировал *Журнал Министерства народного просвещения*. В своей философско-эстетической деятельности Н. начинал с платонизма, характерного для духовно-академического образования. В 1830 г. он публикует серию статей о Платоне: *Платон. Философ, оригинальный, систематический*; *Идеология по учению Платона*; *Метафизика Платонова* (*Вестник Европы*, 1830. № 5, 11, 13, 14), в к-рых представляет мир как *творческую действительность всемощного Архитектора*, а не как результат подражательного копирования первообразов. Отход от платонизма вылился в увлечение идеями раннего Шеллинга. В области философских симпатий Н. был близок к Велланскому, М. Г. Павлову, Галичу, Веневитинову, Одоевскому. Всех этих мыслителей объединял интерес к шеллингианской натурфилософии, все они в то или иное время преодолели свое шеллингианство и вышли за его рамки. У Н. этот процесс протекал двояко: натурфилософские построения сложились в систему религиозно-философских представлений, к-рые он называл *теософизмом*, а взгляды нем. мыслителя на об-во и искусство сформировались в особую культурологическую концепцию, к-рая исходила из идеи двойственности природы человека материальной и духовной. Материальная связывает нас с внешней природой, вовлекает в деятельность в физическом мире, а духовная является *свободным самоуслаждением духа своей внутренней полнотой*. Историческими этапами развития культуры, согласно Н., были: первобытная нерасчлененность, односторонняя материальность античности, односторонняя духовность средневековья, постепенный синтез этих двух начал (с XVI в.) и, наконец, окончательный синтез (XIX в.). Культурологическая концепция Н. включала в себя целый комплекс историософских идей. Философия истории была для него наукой об общих законах развития человечества, о специфике исторических форм бытия. В основе исторических закономерностей лежит, по его мнению, идея Бога как сугубо духовного начала, провиденциализм. Такими закономерностями провиденциального характера являются: единство человеческого рода, развитие и совершенствование, законосообразность исторического развития, единство свободы и необходимости. Большую роль в исследовании философии истории играют, по Н., принцип единства исторического и логического, а также принцип единства анализа и синтеза (Телескоп. 1836. № 8. С. 615-618, 628-629; № 11. С. 429). В таком подходе, несомненно, сказалось влияние взглядов Гегеля, что в целом проявилось у Н. в его интересе к проблемам логики, в своеобразной ассимиляции идей *Науки логики*. Осознавая логику как важнейшую часть философии, а не как чисто формальную науку, Н. видел в ней основу постижения противоречивости мира и сознания. В основании самой логики лежат категории, к-рые, будучи пронизаны идеей тождества бытия и мышления, являются логическими законами, отраженными в сознании человека как законы и связи бытия. В русле культурологической концепции Н. находилась его эстетика. Система эстетических взглядов Н. выступала как синтез эстетики просветительского классицизма и шеллингианского романтизма. Эстетика строилась как наука, основанная на философии, и представляла собой не только совокупность закономерностей возникновения и развития существующего искусства, но и теорию искусства будущего. Искусство, по Н., должно быть *полным, светлым отражением народов, среди коих процветает*, должно развиваться в национальной форме в связи с политической, научной и религиозной историей, в прямой зависимости от форм общественного устройства.

  1. надеждин николай ивановичНадеждин Николай Иванович ученый и критик сын священника воспитанник Московской духовной академии. Был преподавателем в рязанской духовной семинарии потом домашним на...Биографический словарь
  2. надеждин, николай ивановичмногосторонний ученый и критик сын священника Рязанской губернии воспитанник Рязанской духовной семинарии и Московской духовной академии. Был преподавателем в Рязанской д...Большая биографическая энциклопедия
  3. надеждин николай ивановичНадеждинstrong Николай Иванович [. с. Нижний Белоомут ныне послок Белоомут Луховицкого района Московской области . Петербург] русский критик журналист историк и этнограф...Большая Советская энциклопедия II
  4. надеждин николай ивановичученый и критик сын священника воспитанник Московской духовной академии. Был преподавателем в рязанской духовной семинарии потом домашним наставником в Москве. Уже в а...Большой российский биографический словарь
  5. надеждин николай ивановичНАДЕЖДИН Николай Иванович российский критик эстетик. В издавал журнал Телескоп в котором опубликовал Философические письма П. Я. Чаадаева и приложение к нему газету Мо...Большой Энциклопедический словарь V
  6. надеждин николай ивановичроссийский деятель культуры журналист литературный критик историк и этнограф. В гг. профессор Московского университета по кафедре теории изящных искусств и археологии. ...История России. Словарь-справочник. Учебно-практическое пособие
  7. надеждин, николай иванович. Критик Вестн. Евр. позднее издат. Телескопа и Молвы профессор Моск. унив. эпиграммы на него г. О нем Ф. Косичкин Торжество дружбы. и Несколько слов о мизинце г. Булга...Словарь литературных типов (авторы и персонажи)
  8. надеждин николай ивановичНадеждин Николай Иванович окт. с. БелоомутНижный Зарайск. у. Рязан. губ. янв. Спб. лит. критикПсевдонимыi дждu Ексстудент Никодим Надоумкоu Изд.u Критик с Патриарши...Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Имена
  9. надеждин николай иванович[ окт. янв. ] рус. ученый лит. критик журналист. Род. в с. Н.Белоомут Рязанской губ. в семье дьякона. Окончил Моск. духовную академию. После защиты диссертации посвя...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  10. надеждин, николай ивановичНадеждин Николай Иванович многосторонний ученый и критик сын священника Рязанской губернии воспитанник Рязанской духовной семинарии и Московской духовной академии. Был ...Энциклопедический словарь
  11. надеждин николай ивановичмногосторонний ученый и критик сын священника Рязанской губ. воспитанник Рязанской духовной семинарии и Московской духовной академии. Был преподавателем в Рязанской духов...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона