Большой российский биографический словарь

НАДЕЖДИН НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ

ученый и критик (1804 - 56), сын священника, воспитанник Московской духовной академии. Был преподавателем в рязанской духовной семинарии, потом домашним наставником в Москве. Уже в академии Н., под руководством Ф.А. Голубинского , познакомился с немецкой философией, из которой, по его собственным словам, почерпнул взгляд на историю человечества как на процесс выработки идей, под влиянием условий, времени и места. Сойдясь с Каченовским (см.), Н. написал для *Вестника Европы* статью о торговых поселениях итальянцев на северном Черноморье, затем, с 1828 по 1830 год - ряд критических статей по современной литературе. В 1830 году Н. сотрудничал в *Московском Вестнике* Погодина , в 1831 году основал журнал *Телескоп*, при котором, в качестве приложения, издавалась *Молва*. Диссертация его о романтической поэзии (*De poeseos. quae Romantica audit, origine, indole et fatis*, М., 1830; извлечения из нее - в первых книжках *Вестника Европы* и *Атенея*, того же года), написанная на степень доктора по словесному факультету, находилась в связи с его критическими статьями в *Вестнике Европы*. В 1832 - 35 годах Н., в звании ординарного профессора, читал в Московском университете теорию изящных искусств, археологию и логику. Его лекции были блестящими импровизациями, производившими глубокое впечатление на слушателей, хотя некоторые из них и находили впоследствии в чтениях Н. отсутствие серьезного содержания. В 1836 году *Телескоп* был запрещен за *Философические письма* Чаадаева, а Н. сослан в Усть-Сысольск. Этим закончилась деятельность его как критика и публициста. Уже в первой своей критической статье: *Литературные опасения за будущий год*, появившейся в № 21 и 22 *Вестника Европы* 1828 года за подписью: *Экс-студент Никодим Надоумко*, Н. выступил с резким отрицанием всей тогдашней литературы, находя, что в прославленных поэмах того времени нет и тени художественного единства, нет идеи, нет лиц, ясно понятых самим автором, нет выдержанных характеров, нет и действия: все бессвязно, вяло, бледно и натянуто, несмотря на кажущийся блеск и жар. Выступая против господствовавшего тогда в нашей литературе романтизма, Н. доказывал, что и классицизм, и романтизм имели крупное историческое значение, представляя две стороны развития человеческого духа и являясь в то же время отражением двух различных миров - античного и средневекового; новейший же французский романтизм так же мало похож на романтизм средних веков, как псевдоклассическая литература на греческую, и является жалкою подделкою под истинный романтизм, возрождение которого в наше время столь же нелепо, как и восстановление классицизма. Являясь последователем Шеллинга, Н. в числе тезисов своей диссертации выставил известное положение: *где жизнь, там и поэзия*; он утверждал, что творческая сила есть не что иное, как *Жизнь, воспроизводящая саму себя*; говорил об идее, как о душе художественного произведения, о художественности, как о сообразности формы с идеею; рассматривал литературу, как одно из частных проявлений общей народной жизни; требовал, чтобы она сознала свое назначение - быть не праздною игрою личной фантазии поэта, а выразительницей народного самосознания. Бедность нашей поэзии Н. приписывал недостатку серьезной и сильной общественной жизни. На вопрос о том, дает ли русская старина поэтический материал для обновления народного духа в литературе, Н. отвечает отрицательно. История удельной Руси представляет собою период чисто физического расширения, лишенный действительной жизни: последняя требует *могущественного начала духа*, которого тогда не было. В московском периоде физиономия русской народности еще не установилась; это только подготовительная ступень к действительно государственной истории, открываемой Петром Великим . Что касается народной литературы, то в древнем периоде русской истории ее не было, потому что народный язык не подвергался литературной обработке. Св. писание было принесено к нам на церковно-славянском языке, на котором и возникла у нас письменность; народная речь долго поэтому не могла развиться *в живую народную словесность*. Обращаясь к современности, Н. спрашивал: *как быть литературе русской, когда нет еще языка русского*? Улучшению языка может содействовать более широкая литературная жизнь и критика. Лексическому его обогащению должны послужить родственные славянские языки, синтаксическому улучшению - народная песня, поговорка, прибаутка. В баснях Крылова и романах Загоскина Н. видел первые и блестящие опыты возведения простонародного языка на ступень литературного достоинства. Начав писать в журнале Каченовского, который находился тогда в полном пренебрежении, считался защитником всего устарелого и бездарного в литературе, врагом всего современного и даровитого, Н. приобрел репутацию зоила и педанта, сделался предметом едкой критики Полевого и колких эпиграмм Пушкина (*Притча*, *Мальчишка Фебу гимн поднес*). Вскоре, однако, Пушкин понял, что в злейшем его враге кроется преданнейший друг, и поместил в *Телескопе* известную полемическую статейку под псевдонимом Феофилакта Косичкина. *Телескоп* продолжал развивать идеи, выраженные Н. в его ранних статьях, но имел ограниченный успех: критика его долго не проникала в публику. На крупное значение Н. в истории русской литературы впервые указал лишь в год его смерти Чернышевский (*Очерки гоголевского периода русской литературы*, в *Современнике* 1855 - 56 годы; отдельно издан, Санкт-Петербург, 1892), приписывающий ему значение учителя и образователя Белинского . Некоторые отрицают преемственную связь между Белинским и Н. Правильное решение между двумя крайностями заключается, по мнению П.Н. Милюкова (*Русская Мысль*, 1895, № 4), в том, что Н. примкнул к умственному движению, выразившемуся в шеллингизме, но опоздал принять ближайшее участие в выработке основных идей нового миросозерцания, представителями которого уже в средине 1820-х годов были у нас Велланский , Галич , Давыдов , М.Г. Павлов , Веневитинов , князь В.Ф. Одоевский . Во всяком случае нельзя не признать, что именно под влиянием Н. литературная критика перестала ограничиваться беглыми заметками, основанными на личных впечатлениях, а не на теоретических началах. Даже враги Н. (например, *Телеграф* Полевого) незаметно для самих себя стали повторять его мысли и вместе с тем распространять их в обществе, подготовляя почву для усвоения критики Белинского. Н. - один из талантливейших русских людей. Обширные сведения, исторические, богословские и литературные, соединялись в нем с большим остроумием и сильным теоретическим умом. Несимпатичной его чертой был *приторный патриотизм*, приводивший его к таким выходкам, как опоэтизирование русского кулака; он повторял обычную фразеологию тогдашней официальной народности и развивал бюрократические взгляды на народ, не всегда в согласии с основными своими воззрениями. Вообще он не отличался твердостью убеждений. В ссылке Н. пробыл год, написав за это время около ста статей для *Энциклопедического Словаря* Плюшара и несколько замечательных исследований для *Библиотеки для Чтения* 1837 год (*Об исторической истине и достоверности*, *Опыт исторической географии русского мира*). Затем он прожил несколько лет в Одессе, работая по истории юга России в *Одесском обществе любителей истории и древностей*. В 1840 - 1841 годах Н., по поручению Д.М. Княжевича , совершил обширное путешествие по славянским землям и в венских *Jahrbucher fur Litteratur* (1841 год, т. XCI) поместил статью о наречиях русского языка. В 1843 году Н. сделался редактором *Журнала Министерства Внутренних Дел*, в котором напечатал ряд ценных трудов по географическому, этнографическому и статистическому изучению России (*Новороссийские степи*, *Племя русское в общем семействе славян* [т. I], *Исследование о городах русских* [т. VI - VII], *Объем и порядок обозрения народного богатства* [т. IX] и др.). Вместе с тем Н. сделался при министре Л.А. Перовском своего рода экспертом по историческим и религиозно-бытовым вопросам. Из работ Н., явившихся результатом официальных поручений, опубликованы две: *Исследование о скопческой ереси* (Санкт-Петербург, 1845) и *О заграничных раскольниках* (1846); обе перепечатаны в *Сборнике правительственных сведений о раскольниках* Кельсиева (Л., 1860 - 62). Записка о заграничных раскольниках, для составления которой Н. в 1845 - 1846 гг. ездил за границу, дает много ценных сведений о положении липован накануне основания белокриницкой иерархии. Она проникнута всецело теми воззрениями на раскол, которые господствовали в тогдашних правительственных сферах. В записке Н. имеются намеки на то, как он, живя между раскольниками, *в их селениях и домах*, выведывал то, что ему нужно было знать, тщательно скрывая цель своих розысков. С конца 1848 года Н. был председательствующим в отделении этнографии географического общества, в изданиях которого он принимал деятельное участие, как редактор *Географических Известий* и *Этнографического Сборника* (1853). В статье *Об этнографическом изучении русского народа* (*Записки Русского Географического Общества*, кн. 2, Санкт-Петербург, 1847) Н. широко намечает объем науки этнографии и ее разветвления по разным сторонам народной жизни (изучение народности со стороны историко-географической, со стороны народной психологии, археологии, быта и проч.). Он дал несколько образцовых трудов по исторической географии и составил этнографическую программу, рассылка которой доставила географическому обществу массу ценных данных. Направление Н. в этой области А.Н. Пыпин (*История русской этнографии*, т. I) характеризует как этнографический прагматизм, стремившийся исходить из непосредственных, точных фактов, и приписывает ему большую долю улучшения приемов наблюдения и собирания этнографических материалов. Сочинения Н. никогда собраны не были. В первые 2 - 3 года своей литературной деятельности Н. печатал довольно много стихотворений в духе Шиллера, слабых с точки зрения художественной. В издании *Сто русских литераторов* (т. II, Санкт-Петербург, 1841) помещен рассказ Н. *Сила воли*. Его автобиография (неоконченная) напечатана с дополнениями П.С. Савельева и со списком работ Н., в *Русском Вестнике* 1856 года (март). - См. ст. С. Трубачева в *Историческом Вестнике* (1889 год, № 8 и 9), М.М. Филиппова в *Русском Богатстве* (1894 год, № 9); Н. Козмин *Научная Жизнь и научно-литературная деятельность* (Санкт-Петербург, 1912, *Записки Историко-Филологического Факультета Санкт-Петербургского университета*, CXI). См. также статьи: Аксаков Сергей Тимофеевич ; Арсеньев Илья Александрович ; Белинский Виссарион Григорьевич ; Бестужев Александр Александрович (Марлинский) ; Гончаров Иван Александрович ; Княжевичи ; Мерзляков Алексей Федорович ; Надоумко Никодим ; Николай I ; Палладий Роговский ; Плетнев Петр Александрович ; Пушкин Александр Сергеевич ; Россия, разд. Историческая география ; Россия, разд. История русской литературы ; Россия, разд. Русский язык и сравнительное языкознание ; Россия, разд. Философия ; Савельев Павел Степанович ; Салиас-де-Турнемир Елизавета Васильевна ; Семенова Екатерина Семеновна ; Сухово-Кобылин Александр Васильевич ; Чаадаев Петр Яковлевич ; Чернышевский Николай Гаврилович .

  1. надеждин николай ивановичНадеждин Николай Иванович ученый и критик сын священника воспитанник Московской духовной академии. Был преподавателем в рязанской духовной семинарии потом домашним на...Биографический словарь
  2. надеждин, николай ивановичмногосторонний ученый и критик сын священника Рязанской губернии воспитанник Рязанской духовной семинарии и Московской духовной академии. Был преподавателем в Рязанской д...Большая биографическая энциклопедия
  3. надеждин николай ивановичНадеждинstrong Николай Иванович [. с. Нижний Белоомут ныне послок Белоомут Луховицкого района Московской области . Петербург] русский критик журналист историк и этнограф...Большая Советская энциклопедия II
  4. надеждин николай ивановичНАДЕЖДИН Николай Иванович российский критик эстетик. В издавал журнал Телескоп в котором опубликовал Философические письма П. Я. Чаадаева и приложение к нему газету Мо...Большой Энциклопедический словарь V
  5. надеждин николай ивановичроссийский деятель культуры журналист литературный критик историк и этнограф. В гг. профессор Московского университета по кафедре теории изящных искусств и археологии. ...История России. Словарь-справочник. Учебно-практическое пособие
  6. надеждин николай иванович. с. Нижний Белоомут Рязанской губ. . Петербург литературный критик журналист философ историк и этнограф. Представитель т. наз. рус. философской журналистики. По происхож...Русская философия
  7. надеждин, николай иванович. Критик Вестн. Евр. позднее издат. Телескопа и Молвы профессор Моск. унив. эпиграммы на него г. О нем Ф. Косичкин Торжество дружбы. и Несколько слов о мизинце г. Булга...Словарь литературных типов (авторы и персонажи)
  8. надеждин николай ивановичНадеждин Николай Иванович окт. с. БелоомутНижный Зарайск. у. Рязан. губ. янв. Спб. лит. критикПсевдонимыi дждu Ексстудент Никодим Надоумкоu Изд.u Критик с Патриарши...Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Имена
  9. надеждин николай иванович[ окт. янв. ] рус. ученый лит. критик журналист. Род. в с. Н.Белоомут Рязанской губ. в семье дьякона. Окончил Моск. духовную академию. После защиты диссертации посвя...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  10. надеждин, николай ивановичНадеждин Николай Иванович многосторонний ученый и критик сын священника Рязанской губернии воспитанник Рязанской духовной семинарии и Московской духовной академии. Был ...Энциклопедический словарь
  11. надеждин николай ивановичмногосторонний ученый и критик сын священника Рязанской губ. воспитанник Рязанской духовной семинарии и Московской духовной академии. Был преподавателем в Рязанской духов...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона