Русская философия

ЛОССКИЙ НИКОЛАЙ ОНУФРИЕВИЧ

(24. 11(6. 12). 1870, Креславка Двинского у. Витебской губ. 24. 01. 1965, Париж) философ, основатель интуитивизма и представитель персонализма в России. Получил образование в Петербургском ун-те (1891-1898), окончив физико-математический и историко-филологический ф-ты. С 1900 г. приват-доцент, а с 1916 г. проф. Петербургского ун-та. В 1922 г. подвергся аресту и высылке из страны. В эмиграции профессиональная деятельность Л. проходила гл. обр. в Чехословакии, где он преподавал в ун-тах Праги, Братиславы (с 1922 по 1945). В 1946 г. Л. переехал в США, в 1947 г. стал проф. Свято-Владимирской духовной академии в Нью-Йорке. Уйдя в отставку в 1950 г., вплоть до 1961 г он продолжал вести активную научно-философскую деятельность. Л. разрабатывал мировоззрение, необычное для рус. мысли своим высоким уровнем систематичности и логической обоснованности, и вместе с тем после длительной 30-летней духовной эволюции, подобно большинству рус. идеалистов, пришел к твердому убеждению в истинности христианского учения, стремясь подкрепить и дополнить его философскими аргументами. Осн. разделы философской системы Л.: учение о предмете, методе и структуре философии; гносеология интуитивизма; идеал-реалистическая, персоналистская онтология и метафизика; философская психология антропология; логика; теория свободы воли; христианская теономная этика; эстетика; социальная философия и психология; история философии. Философия, в определении Л., это особая *наука о мире как целом*. Ее главная задача *установить цельную, непротиворечивую общую картину мира как основу для всех частных утверждений о нем*. Л. выдвинул широкую программу возрождения наивного реализма *естественного миропонимания*, присущего всякому человеческому сознанию, инстинктивно считающему *содержание чувственного восприятия не субъективными переживаниями, а самою действительностью (реальностью)*. Он выступил против того, что было названо им *гносеологическим индивидуализмом*, свойственным мн. философским течениям, к-рые он классифицировал на трансцендентные, приводившие к подчинению субъекта объекту, и имманентные, подчинявшие объект субъекту. Первые если и признают независимое от сознания человека существование окружающей реальности, то изображают процесс познания в виде механических *толчков* и *давлений* физической среды на пассивно воспринимающие ткани органов чувств. В итоге знание об объекте они строят целиком из вторично-субъективных отпечатков, деформаций и реакций сознания. Вторые в целях устранения перегородок, разделяющих мир на две замкнутые сферы субъективную и объективную, полностью растворяют предметы и явления в душе человека, рассматривая весь мир как внутреннюю данность и содержание сознания, что также делает невозможным постижение объективной истины. Свою интуитивистскую концепцию Л. считал попыткой примирения, преодоления противоположностей указанных теорий знания. Осн. гносеологическая формула ее такова: *...В процессе познания внешнего мира объект трансцендентен в отношении к познающему я, но, несмотря на это, он остается имманентным самому процессу знания... (Обоснование интуитивизма // Избранное. М., 1994. С. 85). Согласно интуитивизму, в качестве предмета, источника и материала познания выступает сама мировая действительность, а не ее чувственно-мысленные отражения в виде ощущений, представлений, идей, копий, образов. Объекты внешнего мира свободно *входят в кругозор* нашего сознания, непосредственно *присутствуют* в нем; оно как бы вытягивается, проникает в окружающее с помощью интуитивных актов знания, нисколько не нарушая целостной структуры бытия и не вмешиваясь в естественный ход вещей. Интуиция это созерцание предмета *в его неприкосновенной подлинности*. В идеал-реалистической (см. Идеал-реализм) онтологии, именуемой также иерархическим персонализмом, Л. развивает концепцию онтологического плюрализма, берущую начало от монадологии Лейбница. В этом отношении философия Л. знаменует собой кульминацию лейбницианского направления в рус. философии, идущего от Козлова. Его последователи видели в монадологии Лейбница теоретическую основу для обоснования подлинного и независимого существования личности, не нарушающего принципа органической целостности мирового космического порядка. Воображаемые *монады без окон* Лейбница, считали эти мыслители, уже несут, каждая в себе, отпечатки всей Вселенной; единственное, что требовалось, это обоснование их более полного взаимопроникновения, ибо органическое понимание космоса должно освободить монады от их причинной изоляции и позволить им взаимодействовать. Высшее сверхмировое начало Абсолютное Л. описывал в традициях отрицательного (апофатического) богословия как *Сущее сверхсовершенство* *сверхразумного* и *сверхличного* Бога, чья внутренняя природа невыразима в человеческих понятиях. В отношении к миру Абсолютное выступает творцом *множества субстанций* духовных существ, сверхпространственных и сверхвременных *конкретно-идеальных начал* (субстанциальных деятелей), образующих высшую сферу мира Царство Духа, члены к-рого, *будучи свободными в своей деятельности... добровольно, по собственному почину* остались жить *в Боге и для Бога* и *обретать все большую и большую полноту бытия*. Царство Духа это *подлинно Царство Божие*; его обитатели имеют бессмертное *духоносное тело* и совершенное *космическое сознание*; в нем *нет эгоистического обособления* и *борьбы за существование, нет деления на мое и твое*; *все живут как одно существо*, каждый *внутренне объединен с целым*. Низшую сферу мира образует царство вражды, к-рое населено отпадшими от Царства Духа особями, страдающими комплексом *абсолютной полноты жизни для себя*. Поскольку они отрицают священные установления и *эгоистически* стремятся отдалиться от сверхэмпирического Царства Божия, то их *борьба* и *акты притяжения и отталкивайся* приводят к возникновению явления материальности и созданию т. наз. психоматериального царства. Л. был сторонником учения о перевоплощении и считал смерть простым распадом износившегося, временного союза деятелей, после к-рого они приступают к строительству прежнего или выработке нового типа жизни. В своих этических работах Л. выступал против релятивизма и развивал то, что он называл *онтологической теорией ценностей*, согласно к-рой абсолютные ценности воплощены в *полноте бытия*, в Боге (воспринимаемом через мистический религиозный опыт) едином для всех существ во Вселенной нравственном идеале Красоты, Добра, Любви, Истины, Вечной жизни и Всемогущества. Высший нравственный категорический императив теономной (заповеданной Богом) этики любви Л. гласил: *Люби Бога больше, чем себя; люби ближнего, как себя; достигай абсолютной полноты жизни для себя и всех других существ*. Л. отказывался рассматривать зло как неотъемлемый атрибут мирового порядка, без которого добро будто бы не может проявиться. *Зло могло бы оставаться никогда и никем не осуществленной возможностью*, если бы никто не злоупотреблял своей свободой. Главные причины низкого нравственного уровня совр. цивилизации Л. видел в неразвитости сознания и эгоизме, а также объяснял сильным миграционным потоком деятелей ил низших сфер бытия, вследствие чего очень мн. люди и даже представители целых народов *впервые вступают в ряды человечества, поднявшись из животной жизни* и продолжая находиться во власти ее инстинктов. *Путь эгоизма*, или самоутверждения, является источником всякого зла, в т. ч. природного. Л. связывал болезни, смерть, землетрясения с аморальным выбором (возможно, таких деятелей, как молекулы, тектонические плиты). Все это необходимым образом коренится в отчуждении деятелей друг от друга и от Бога. Зло во всех его видах будет устранено только тогда, когда сам материальный мир прекратит свое существование, а это случится, когда все деятели вступят на путь святой праведности я войдут в Царство Божие. Человечество, полагал Л., должно отказаться как от одностороннего *анархического капитализма*, так и от радикального социализма и выработать *синтез ценных положительных сторон того и другого строя*. Идеалом Л. было ориентированное на широкие народные массы *общество социальной справедливости*, функционирующее на основе *двух систем хозяйства, государственно-общественной и частной*. Высшая цель государства *обеспечить каждому члену общества духовные и материальные условия нормального развития, ведущего к порогу Царства Божия*. Признавая только эволюционный путь развития об-ва, Л. резко осуждал авантюризм и нигилизм во внутренней политике: *Попытки иных социальных реформаторов одним судорожным прыжком сразу поднять общество на гораздо более высокую ступень развития обыкновенно только разрушают достигнутое раньше скромное добро и вовсе не осуществляют новых высших форм совершенства* (Лососий Н. Условия абсолютного добра. М., 1991. С. 225).

  1. лосский николай онуфриевичРусский философ один из крупнейших представителей интуитивизма и персонализма. Автор трудов по психологии логике проблемам интуиции свободы воли и др. Основные сочинения ...100 великих мыслителей
  2. лосский николай онуфриевичрус. религ. философ. С в эмиграции. Свою онтологич. концепцию близкую к платонизму и лейбницианству Л. назвал персоналистическим идеалреализмом в гносеологии ведущий пре...Атеистический словарь
  3. лосский николай онуфриевичрус. религ. философ. С в эмиграции. Свою онтологич. концепцию близкую к платонизму и лейбницианству Л. назвал персоналистическим идеалреализмом в гносеологии ведущий п...Атеистический словарь II
  4. лосский николай онуфриевичЛосский Николай Онуфриевич философ родился в г. профессор философии на петроградских Высших женских курсах и приватдоцент по кафедре философии в Петроградском университ...Биографический словарь
  5. лосский, николай онуфриевичписатель. Род. в г. Уволенный из шестого класса гимназии за пропаганду атеизма и социализма отправился без паспорта за границу и поступил вольнослушателем на естественны...Большая биографическая энциклопедия
  6. лосский николай онуфриевичЛосскийstrong Николай Онуфриевич [. Кресловка около Витебска . СенЖеневьевдеБуа] русский философидеалист представитель интуитивизма и персонализма. Приватдоцент с и про...Большая Советская энциклопедия II
  7. лосский николай онуфриевичфилософ родился в г. профессор философии на петроградских Высших женских курсах и приватдоцент по кафедре философии в Петроградском университете. В гносеологии Лосский ...Большой российский биографический словарь
  8. лосский николай онуфриевичЛОССКИЙ Николай Онуфриевич российский философ один из крупнейших представителей интуитивизма и персонализма в России. В выслан за границу до жил в Праге в в НьюЙорке...Большой Энциклопедический словарь V
  9. лосский николай онуфриевичрусский философ выразитель идей интуитивизма и персонализма. Окончил СанктПетербургский университет факультеты историкофилологический и естественный впоследствии там же п...Великие философы
  10. лосский, николай онуфриевичНиколай Онуфриевич философ один из крупнейших представителей интуитивизма и персонализма в России. В выслан за границу до жил в Чехословакии в в США. Главную зад...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  11. лосский николай онуфриевичрус. философ историк философии представитель интуитивизма и персонализма. В юности увлекался революционными и атеистическими идеями за что был исключен из гимназии. В сту...История и философия науки. Энциклопедический словарь
  12. лосский николай онуфриевичрусский философ и психолог. Основатель теории интуитивизма и персонализма в России в которой доказывал что знание является переживанием сравнимым с другими переживаниями....История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон
  13. лосский николай онуфриевич. . философ основатель интуитивизма и представитель персонализма в России. Профессор Петербургского университета с в выслан за границу до жил в Праге. В в НьюЙорке п...Святая Русь - энциклопедический словарь
  14. лосский николай онуфриевичЛосский Николай Онуфриевич дек. философПсевдонимыi Н. Л. Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей ученых и общественных деятелей В т. Т. . М. . С. Вен...Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Имена
  15. лосский николай онуфриевич[. . Кресловка ок. Витебска . СенЖеневьевдеБуа] рус. философидеалист представитель интуитивизма и персонализма. В выслан за границу. До жил в Чехословакии. Проф. фило...Советский философский словарь
  16. лосский николай онуфриевичЛОССКИЙ Николай Онуфриевич философ представитель рус. интуитивизма и персонализма. Окончил физикоматематический и историкофилологический факультеты Петербургского унта ...Философская энциклопедия
  17. лосский николай онуфриевичр. дек. рус. философидеалист. До кт. революции проф. Петерб. унта. С белоэмигрант. До жил в Чехословакии. Проф. философии в Рус. духовной академии в НьюЙорке с . ...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  18. лосский николай онуфриевичрус. философидеалист был проф. Петербургского унта. С в эмиграции в стал проф. Рус. духовной академии в НьюЙорке. Пытался создать систему т. наз. интегрального интуитиви...Философский энциклопедический словарь
  19. лосский николай онуфриевичписатель. Род. в г. Уволенный из шестого класса гимназии за пропаганду атеизма и социализма отправился без паспорта за границу и поступил вольнослушателем на естественны...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  20. лосский, николай онуфриевичЛОССКИЙ НИКОЛАЙ ОНУФРИЕВИЧ русский философ. Родился в с.Креславка Двинского уезда Витебской губернии. Окончил физикоматематический и историкофилологический факультеты Пет...Энциклопедия Кольера II
  21. лосский николай онуфриевич. м. Креславка Двинского у. Витебской губ. Париж философ историк философии. Отец Онуфрий Иванович был обрусевшим поляком православным. Мать Аделаида Антоновна польского ...Энциклопедия русской эмиграции