Русская философия

ЛУНАЧАРСКИЙ АНАТОЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

(11(23).11.1875, Полтава 26.12.1933, Ментона, Франция) политический деятель, философ, культуролог. По окончании Киевской гимназии (1895) в течение года изучал философию в Цюрихском ун-те. С 1896 г. профессиональный революционер, был членом РСДРП (большевиков); 8 раз сидел в тюрьмах, подвергался ссылкам. В 1917-1929 гг. нарком просвещения; в 1922-1930 гг. член ЦИК; в 1933 г. посол в Испании. Еще в гимназии Л. проштудировал 1-й том *Капитала* Маркса, а к концу гимназического курса *пытался создать эмульсию из Спенсера и Маркса*. Интерес к эмпириокритицизму побудил его уехать в Цюрих, где он слушал лекции Р. Авенариуса, а также изучал физиологию, психологию, политическую экономию. Большое значение для идейного развития Л. имели беседы с Плехановым; несомненное влияние на него оказали труды Чернышевского, Л. Фейербаха и особенно Ф. Ницше. В 1899 г. Л. перевел на рус. язык 1-й т. соч. Ницше. Влияние Ницше можно заметить в ряде ранних работ Л., в т. ч. в *Основах позитивной эстетики* (1904). Однако Л. никогда не был слепым поклонником Ницше. Так, в рецензии на книгу Г. Файгингера *Ницше как философ* (1903) Л., в частности, указывал на несостоятельность *страшно поверхностной у Ницше* критики демократии и социализма. Соглашаясь с социологической теорией Маркса, отстаивая материалистические позиции в онтологическом споре с идеалистами, в гносеологии подобно Богданову, С. Суворову и др. махистам, он пытался соединить материализм с эмпириокритицизмом, полагая, что теория Маха и Авенариуса, к-рые *уничтожили пропасть между духом и матернею*, вполне вписывается в философию марксизма. Примирение двух принципов познания Л. осуществляет, опираясь на учение о двух независимых рядах психическом и физическом: *С точки зрения психической, познание есть организация данности, процесс превращения ее из смутного хаоса в закономерное я роскошное многообразие... С точки зрения физической, познание есть процесс приспособления организма к среде, превращение однообразных и жалких реакций в богатую, бесконечно целесообразную систему борьбы организма не только за существование, но и за господство над стихиями, за счастье наиболее полной жизни*. Впоследствии в работе *Формализм и наука об искусстве* (1924) он признал, что теория познания *скептического критицизма* (т. е. эмпириокритицизма) *открывает лазейки* для идеалистического миросозерцания. Полемизируя с В. С. Соловьевым, Розановым, Бердяевым, Л. усматривал сущность идеализма в преувеличенном внимании к отвлеченным ценностям, что логически завершается мистицизмом в философии. Много внимания уделял Л. проблеме соотношения биологических, социальных и исторических аспектов в человеке и его деятельности. Стремясь объяснить происхождение психологических представлений, нравственных чувств и оценок, Л. обратился к биологической психологии Авенариуса. На основе ее и идей Ницше он попытался сформулировать теорию жизнестроения (сб. *Очерки реалистического мировоззрения*, 1904), в основу к-рой был положен принцип *ненасытимости* воли, жажды жизни, ибо *эта вечная жажда есть сущность жизни*. Вместе с тем в своих поисках Л. стремился реализовать мысль Маркса о том, что человек является одновременно и *субъектом природы*, и *субъектом общества*, в биосоциальной эволюции человека он отмечал огромную роль физической трудовой деятельности, по отношению к к-рой мыслительная деятельность является подчиненной. Исходя из этой концепции, он разрабатывал осн. принципы обучения и воспитания человека. Свой материализм Л. назвал *реалистическим* и одновременно *религиозным*: религия *психологически разрешает контраст между законами жизни и законами природы*. Анализируя многочисленные разновидности религий и философских школ, Л. считает марксизм *новой, последней, глубоко критической, очистительной и вместе синтетической религиозной системой*, находя в ней стремление и к развитию человека, и к совершенствованию об-ва. Проповедь Фейербахом любви и веры в человека Л. довел до обожествления человека будущего, объясняя это тем, что *только человек... со своим чудным мозгом и ловкими руками, может завоевать царство человечности на земле*. Свои богостроительные идеи Л. назвал символом *беспредельного роста мыслящей и чувствующей жизни* (Бердяев квалифицировал их как *форму воинствующего атеизма*). И *биологизм* Л., и обожествление им человека будущего, по существу, имели своей основой примат общечеловеческого над классовым и индивидуальным. Именно этот критерий в его самой широкой интерпретации как стремление к совершенству человеческого вида является ведущим ориентиром творческой деятельности Л. *...Кто понял смысл существования вида не только головою, но всем существом своим, жизнь того переполнена светом, значительностью, упоением творчества, безмерно выходящего за рамки беглого личного бытия, кто не понял и протестует, того история оставляет в стороне с его бесплодным нытьем* (*Самоубийство и философия*, 1907). Идею развития человека Л. положил в основание эстетики, к-рую он трактовал как аксиологическую дисциплину (см. Аксиология), как *науку об оценках* (*К вопросу об оценке*, 1905). Кроме искусства, в сферу действия эстетических оценок он включил природу, технику, быт, взаимоотношения между людьми, всю область социальных явлений. Сравнивая различные типы оценок, он называет наивысшим эстетический тип, для к-рого *весь мир прекрасного есть как бы часть его большого *я*. Эстетические проблемы Л. объединял с этическими, включив их в понятие *эстетическая совесть*, согласно к-ро-му совершить безнравственный поступок человеку не позволит чувство собственного достоинства и *красота своего внутреннего единства*. В своих эстетических исследованиях Л. стремился к синтезу психофизиологического и социально-исторического методов анализа, с тем, чтобы полнее обосновать единство эстетических критериев. С его т. зр., *идеалы всеобъемлющего знания, справедливого строя человеческой жизни и торжества красоты слагаются в одном идеале maximuma жизни*.

  1. луначарский анатолий васильевич. Вступил в подпольный марксистский кружок будучи еще школьником. Член партии с г. В Цюрихском университете где он учился вместе с Розой Люксембург попал под влияние поз...1000+ биографических данных - словарь
  2. луначарский анатолий васильевичсов. обществ. и гос. деятель внесший значит. вклад в развитие сов. культуры и пропаганду науч. мировоззрения. В был наркомом просвещения. В идейн. эволюции Л. были серье...Атеистический словарь
  3. луначарский анатолий васильевичсов. обществ. и гос. деятель внесший значит. вклад в развитие сов. культуры и пропаганду науч. мировоззрения. В был наркомом просвещения. В идейн. эволюции Л. были серье...Атеистический словарь II
  4. луначарский, анатолий васильевичЛуначарский А. В. автобиографияem род. в Полтаве в семье чиновника. Ввиду радикальных настроений господствовавших в семье очень рано в детском возрасте освободился от ре...Большая биографическая энциклопедия
  5. луначарский анатолий васильевичЛуначарскийstrong Анатолий Васильевич [. Полтава . Ментона Франция] советский государственный деятель один из создателей социалистической культуры писатель критик искусс...Большая Советская энциклопедия II
  6. луначарский анатолий васильевичЛУНАЧАРСКИЙ Анатолий Васильевич российский политический деятель писатель академик АН СССР . Участник Октябрьской революции Петроград. С нарком просвещения. С председа...Большой Энциклопедический словарь V
  7. луначарский, анатолий васильевичАнатолий Васильевич политический деятель писатель критик. Член редакций большевистских газет Вперед Пролетарий. Участник Октябрьской революции Петроград. С нарком про...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  8. луначарский анатолий васильевичроссийский общественный и советский государственный деятель писатель драматург литературный критик и искусствовед академик АН СССР . В революционном движении участвовал с...История России. Словарь-справочник. Учебно-практическое пособие
  9. луначарский анатолий васильевичпервый нарком до г. просвещения РСФСР. Энергичный организатор советского образования. Проводил большевистские идеи классового воспитания. Но в то же время лучшие достиже...Краткий справочник по курсу «История образования и педагогической мысли»
  10. луначарский анатолий васильевичЛУНАЧАРСКИЙstrong Анатолий Васильевич рус. сов. гос. и политич. деятель критик публицист драматург. В статьях о литре неоднократно обращался к творчеству Л. рассматривая...Лермонтовская энциклопедия
  11. луначарский анатолий васильевичЛУНАЧАРСКИЙ Анатолий Васильевич русский советский политический деятель критик литературовед искусствовед писатель. Чл. Коммунистич. партии с . Акад. АН СССР . Профессион...Литературный энциклопедический словарь
  12. луначарский, анатолий васильевичсоветский государственный деятель писатель и критик искусствовед академик АН СССР . В избран в состав Петроградской думы ведал вопросами народного образования. При участ...Педагогический терминологический словарь
  13. луначарский, анатолий васильевичсоветский политический и государственный деятель писатель академик АН СССР . Участник Октябрьской революции Петроград. С нарком просвещения. С председатель Ученого коми...Политическая наука - Словарь-справочник
  14. луначарский анатолий васильевич[. Полтава . Ментона Франция похоронен в Москве] сов. гос. деятель писатель критик искусствовед акад. АН СССР Чл. Коммунистич. партии с . По окончании Киевской гимназии...Российская педагогическая энциклопедия
  15. луначарский анатолий васильевичЛуначарский Анатолий Васильевич участник революционного движения государственный деятель писатель литературный критик академик АН СССР . Член Коммунистической партии с ....Санкт-Петербург (энциклопедия)
  16. луначарский анатолий васильевичЛуначарский Анатолий Васильевич революционер советский государственный и общественный деятель драматург литературный и художественный критик....Словарь литературных типов (авторы и персонажи)
  17. луначарский анатолий васильевичсоветский общественный и государственный деятель теоретик и пропагандист марксизма в т. ч. марксистской философии и этики. Еще в работах дореволюционного периода Л. подве...Словарь по этике
  18. луначарский, анатолий васильевичноября Полтава декабря Ментона Франция. Отец действительный статский советник А.И. Антонов мать состояла в официальном браке с действительным статским советником В.Ф...Словарь Политические деятели России, 1917 г.
  19. луначарский анатолий васильевичЛуначарский Анатолий Васильевич нояб. в Полтаве дек. в Ментоне Франция историк литературы критик философПсевдонимыi А. Л.u Ан А.u Антоновu Антонов Г.u Анютин А.u Ан...Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Имена
  20. луначарский анатолий васильевичнояб. дек. деятель Коммунистич. партии и Сов. госва пропагандист марксизмаленинизма эстетик художеств. критик и драматург. Первый нарком просвещения . Мировоззрение ...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  21. луначарский анатолий васильевичсоветский общественный и государственный деятель теоретик искусства публицист драматург. С большевик. В годы реакции отошел от большевизма выступил с проповедью махизма...Философский энциклопедический словарь
  22. луначарский анатолий васильевичполитический деятель публицист академик АН СССР . Участник Революции развивал идею богостроительства сборник Религия и социализм . В нарком просвещения один из создате...Энциклопедия История отечества
  23. луначарский анатолий васильевичполитический деятель публицист академик АН СССР . Участник Революции развивал идею богостроительства сборник Религия и социализм . В нарком просвещения один из создател...Энциклопедия История отечества. Большая Российская энциклопедия
  24. луначарский, анатолий васильевичЛУНАЧАРСКИЙ АНАТОЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧпсевдоним Воинов русский писатель публицист издатель и первый народный комиссар просвещения СССР . Родился ноября в Полтаве в семье сос...Энциклопедия Кольера II
  25. луначарский анатолий васильевичпсевдоним Воинов русский писатель публицист издатель и первый народный комиссар просвещения СССР . Родился ноября в Полтаве в семье состоятельных чиновников учился в ...Энциклопедия Кольера
  26. луначарский анатолий васильевичЛуначарский Анатолий Васильевич деятель большевистской партии и советского государства публицист философ историк и теоретик культуры. Образование получил в Первой Киевс...Энциклопедия социологии
  27. луначарский анатолий васильевич. советский государственный и общественный деятель теоретик и практик социалистического культурного строительства эстетик худож. критик искусствовед. Эстетические воззрен...Эстетика