Русская философия

ИНТУИТИВИЗМ

направление в рус. философии, возникшее в самом начале XX в. Крупнейшие представители Н. О. Лосский и Франк. И. гносеологическое учение, базирующееся на принципе непосредственного знания. В своих осн. истоках рус. И. восходит к древним традициям религиозно-философской мистики, проповедовавшей возможность слияния человеческого духа с Богом еще в этой земной жизни. Среди ближайших, родственных И. философских течений и отдельных мыслителей Лосский и Франк называли философию *здравого смысла* шотландской школы XVIII-XIX вв., учения Шеллинга, Гегеля, славянофилов, австрийского философа Ф. Брентано, В. С. Соловьева, имманентную философию, бергсонианство, американский неореализм. Согласно И., человеку доступно прямое постижение истины о мире и вещах, минуя при этом как различные второстепенные формы чувственного познания (ощущения, восприятия, кантовские явления *вещей в себе* в сознании познающего субъекта), так и сомнительные, оторванные от живой действительности мыслительные спекуляции рассудка. Подобного рода антисенсуализм и иррационализм были продиктованы стремлением создать последовательно *реалистическое миросозерцание*, полностью свободное от субъективного идеализма, психологизма и агностицизма. По словам Лос-ского, непроходимая пропасть между знанием и бытием вырастает всякий раз, когда процесс познания сводится к контактно-дистантным воздействиям объекта на сознание человека. В результате человек *познает не внешний мир* , а полученные от него вторичные воздействия в виде ощущений, впечатлений, идей и т. п., что приводит, по словам Франка, *к искусственному удвоению мира*, к его расщеплению на предметы и их познавательные копии-ощущения. И. отказался от распространенного отождествления субъекта познания как с человеком в целом, так и со взятым в отдельности его сознанием. Познающий субъект, в понимании Лосского, это некая метафизическая точка, духовно-волевой центр. Благодаря сверхпространственной и сверхвременной природе человеческое *я* может возвышаться над потоком бытия и обозревать его. По мнению Франка, *вневременность* есть первичная, логически неустранимая черта сознания, без к-рой мы были бы *с головой погружены в настоящий миг*. Лосскому принадлежит *оригинальное*, по оценке исследователей И., учение об объекте познания, позволившее ему решить проблему ощущений, отобрав у них роль единственного и крайне ненадежного источника познания, но одновременно подтвердив их объективный характер. Весь внешний мир *не-я* Лосский условно подразделял на две неравные части: *внетелесный транссубъективный мир* (окружающие человека предметы) и *внутрителесный транссубъективный мир* (человеческое тело, др. словами *макросубъект*, в отличие от духовного *микросубъекта*). Соответственно ощущения (цветовые, вкусовые, слуховые и пр.) Лосский определял как состояния низших центров нервной системы, возникающие под влиянием внешних воздействий. Субъект может свободно напрямую и в чистом виде познавать как свои ощущения, так и вызывающие их внетслесные предметы, минуя столь нежелательное для И. посредничество первых. Франк прибегнул к др. решению проблемы чувственного опыта, что обусловило более радикальный характер его антисенсуализма: *Ощущение есть вообще не гносеологический, а исключительно психологический термин, которому в теории знания нет места* (Предмет знания. С. 31). Согласно И., субъект и объект сохраняют полную самостоятельность. По Лосскому, не существует никакой субординации ни субъекта предмету, ни предмета субъекту, обе стороны по своему бытию остаются независимыми друг от друга. Вместе с тем между ними не только нет к.-л. непреодолимых *перегородок*, сильно затрудняющих или вообще делающих невозможным познание истины о мире, но вовсе отсутствует даже подобие некоего вуалеобразного, полупрозрачного экрана. Все элементы и стороны мира находятся в состоянии мистического взаимопроникновения и взаимодействия. *Все имманентно всему*гласил важнейший постулат И. Лосского. Функцию соединительного звена между субъектом и объектом выполняла у него *гносеологическая координация* особое *чисто теоретическое* и *духовное* допознавательное отношение человеческого *я* к внешним предметам, делающее их *доступным сознанию*, но еще не создающее к.-л. знания о них. Оно и воплощает в сфере познания ту всеобщую имманентность, что царит в мире, благодаря объединяющему началу Верховного Разума. Главная цель И. состояла в том, чтобы максимально сблизить знание с бытием, *нисколько при этом не нарушая прав бытия*. Это достигалось путем предельной онтологизации опыта, первым шагом к к-рой было подчеркнутое провозглашение самих предметов источником познания и полный отказ от использования в качестве такового разного рода вторичных феноменов сознания. Собственно процесс познания, согласно И., начинается с *актов знания*, направляемых субъектом на определенный фрагмент действительности в зависимости от его практических или теоретических интересов и потребностей. Лосский насчитывал три осн. вида *актов знания*: внимание, различение и сравнение, в результате к-рых окружающая человека *жизнь, не утрачивая своей реальности, превращается в представляемую жизнь, в представление (или понятие)*. Полученное знание В есть интуиция непосредственное созерцание реальности, имманентное проникновение в содержание предмета. *Сознание освещает (сознает, познает) противостоящее ему бытие непосредственно, не путем копирования его внутри себя (дуалистический реализм), не путем иллюзии, заставляющей его принимать внутреннее свое содержание за внешнее (феноменализм и идеализм), а путем подлинно-познавательного овладения вне его стоящим бытием* (Франк С. Л. Введение в философию в сжатом изложении. С. 35). Лосский утверждал, что в интуиции весь мир *со всеми своими элементами и связями между ними непосредственно дан познающему субъекту*. Однако *полное совпадение сознания с бытием* осуществимо, подчеркивал Франк, *лишь в отношении божественного сознания*. Для человека же, указывал Лосский, *всякий уголок мировой жизни оказывается поистине бесконечным*, что, впрочем, не означало препятствия для обладания истиной, делая процесс познания поступательным. В рус. И. существовали разные подходы в описании феномена интуиции. По Франку, интуиция это кратковременное, *внезапное просветление*, трудно поддающееся сознательному управлению и невыразимое в вербально-символической форме, за исключением, быть может, художественно-изобразительных средств искусства. В обыденной жизни, а также научной деятельности человек преимущественно пользуется услугами *отвлеченно-логического* познания, к-рое пытается, руководствуясь *воспоминанием об исчезнувшей интуиции, по очереди, член за членом, воссоздать в последовательном движении ее многообразие*, причем такого рода понятийное мышление неадекватно и схематично. Франк различал два рода интуиции: созерцательную (знание-мысль) и живую (знание-жизнь). Первая, лежащая в основе логического мышления, несовершенна, неполна и даже *ложна*, поскольку приобщает человека лишь к одной, *вневременной форме* абсолютного бытия (см. Идеал-реализм). В живой интуиции, соответствующей начальному этапу процесса познания, сохраняется невыразимое *качество целостности или жизненности, присущее самому предмету*. Лосский толковал понятие интуиции гораздо шире. Он ставил задачу устранить противоположность рационального и иррационального путем полной интуитивизации процесса познания. При этом он различал три вида интуиции, способных давать истину об определенных, лежащих в пределах их компетенции объектах: чувственную о телесно-психических состояниях субъекта; интеллектуальную об идеальных основах, принципах и законах бытия; мистическую о *металогических* сферах бытия, Боге. Причем любое полученное на основе интуиции единично-дискретное или даже абстрактно-формальное суждение и понятие не становится от того неадекватным или ложным. Верная, отвлеченно-логическая мысль законное дитя интуиции. В И. истина отождествлялась с бытием и достигалась единственно в том случае, если знание складывалось *только из элементов самого объекта*. Осн. свойствами истины Лосский считал ее общеобязательность, абсолютность, тождество и вечность, т. е. полную независимость *от познающего индивидуума* и *времени*. Он разрабатывал также учение о *психологическом* критерии истины, к-рый заключался в особом чувстве *объективности* и *принудительности*, исходящих от предмета и его связей, и служил подтверждением того, что окрашенные этим чувством элементы знания вполне объективны по своей природе. Противоположное чувство *субъективности* означало, что субъект уклонился в сторону самодеятельного синтеза истины. *Верховным* же критерием истины в И. выступала *наличность познаваемого предмета в знании, самосвидетельство его о себе*. Идеи рус. И. развивали философы Болдырев, Левицкий, Кожевников. По мнению Лосского, учение Лосева во многих отношениях представляет собой разновидность И. В 1926 г. в Москве вышел философский сб. *Пути реализма*. Его авторы Б. Н. Бабынин, Ф. Ф. Бережков, А. И. Огнёв и П. С. Попов разрабатывали теорию *интуитивного реализма*. В послевоенной Словакии под прямым влиянием И. Лосского возникла интуитивно-реалистическая школа (П. Гула, Й. Диешка, М. Хладны-Ганош).

  1. интуитивизмидеалистич. течение в философии видящее в непосредств. знании интуиции высш. форму познания противопоставляемую как чувствен восприятию так и рациональному логич. мышле...Атеистический словарь
  2. интуитивизмидеалистич. течение в философии видящее в непосредств. знании интуиции высш. форму познания противопоставляемую как чувствен восприятию так и рациональному логич. мышле...Атеистический словарь II
  3. интуитивизмнаправление в философии постулирующее что единственно достоверным средством познания как окружающего мира так и души человека является интуиция. Интуиция понимается как о...Большая психологическая энциклопедия
  4. интуитивизмидеалистическое течение в философии видящее в интуиции единственно достоверное средство познания. Хотя интуитивистские тенденции присущи многим философам и философским на...Большая Советская энциклопедия II
  5. интуитивизмм. филос.intuicionismo m...Большой русско-испанский словарь
  6. интуитивизмсущ. муж. рода только ед. ч. филос.идеалистическое учение утверждающее что истинное познание существует лишь на основе интуициинтутивзм уem...Большой русско-украинский словарь
  7. интуитивизмот лат. intuitio созерцание англ. intuitivism нем. Intuitivismus. Направление в теории познания толкующее интуицию как наиболее достоверный вид познания охватывающий с...Большой толковый социологический словарь II
  8. интуитивизмИНТУИТИВИЗМ течение в философии видящее в интуиции единственно достоверное средство познания. Противопоставление интуиции и интеллекта характерно для философии жизни А. ...Большой энциклопедический словарь III
  9. интуитивизмИНТУИТИВИЗМ течение в философии видящее в интуиции единственно достоверное средство познания. Противопоставление интуиции и интеллекта характерно для философии жизни А....Большой Энциклопедический словарь V
  10. интуитивизмтечение в философии видящее в интуиции единственно достоверное средство познания. Противопоставление интуиции и интеллекта характерно для философии жизни А. Бергсона и др...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  11. интуитивизмИНТУИТИВИЗМ а м. intuitivisme m. Философское направление трактующее интуицию как основу познания. Представлено такими мыслителями как А. Бергсон Н. О. Лосский em. Ведени...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  12. интуитивизмот лат. intuitusвзгляд позиция в теории познания основывающаяся на убеждении в двуединстве и внутренней взаимосвязи сознания и внешней реальности т.е. незамкнутости созна...Краткий религиозно-философский словарь
  13. интуитивизмот лат. intueri пристально смотреть Философскоэстетическое течение противопоставляющее интуицию как единственно достоверное средство философского познания рассудочному м...Лексикон нонклассики
  14. интуитивизма м.em Идеалистическое философское течение разновидность иррационализма признающее интуицию во знач. единственно достоверным средством познания....Малый академический словарь
  15. интуитивизмкорень ИНТУИТ суффикс ИВ суффикс ИЗМ нулевое окончаниеОснова слова ИНТУИТИВИЗМВычисленный способ образования слова Суффиксальный ИНТУИТ ИВ ИЗМ Слово Интуитивизм с...Морфемный разбор слова по составу
  16. интуитивизмНачальная форма Интуитивизм винительный падеж слово обычно не имеет множественного числа единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  17. интуитивизмметодологический принцип внутреннего единства бытия реальности жизни и сознания предполагающий непосредственное проникновение переживание внерациональную рефлексию этого ...Новая философская энциклопедия
  18. интуитивизминтуитивизм м. Идеалистическое течение в современной философии рассматривающее интуицию единственно достоверным средством познания....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  19. интуитивизминтуитивизм интуитивизм а...Орфографический словарь
  20. интуитивизмu м...Орфографический словарь русского языка
  21. интуитивизмлат. пристально смотрю философское учение абсолютизирующее интуицию в процессе познания выявляющее только с помощью ее скрытый ценностный смысл предметов и явлений. Инт...Основы духовной культуры
  22. интуитивизминтуитивизм интуитивизмы интуитивизма интуитивизмов интуитивизму интуитивизмам интуитивизм интуитивизмы интуитивизмом интуитивизмами интуитивизме интуитивизмах...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  23. интуитивизмОрфографическая запись слова интуитивизм Ударение в слове интуитивизм Деление слова на слоги перенос слова интуитивизм Фонетическая транскрипция слова интуитивизм [нттви...Полный фонетический разбор слов
  24. интуитивизмнтутивзм му....Російсько-український словник (Українська академія наук)
  25. интуитивизмФилос. установка признающая основой познания непосредств. проникновение в сущность предмета слияние познающего с этой сущностью. Фиолос. течение в той или иной степени ...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  26. интуитивизминтуитивизм а...Русский орфографический словарь
  27. интуитивизмМ мн. нет fls. intuitivizm hqiqi idrakn yalnz intuisiya sasnda mmkn olduunu iddia edn mrtce idealist nzriyy....Русско-азербайджанский словарь
  28. интуитивизминтуитивизм м. филос.iintuitionalism intuitionism...Русско-английский словарь
  29. интуитивизминтуитивизм м. филос. intuitivism....Русско-английский словарь II
  30. интуитивизмнтутывзм...Русско-белорусский словарь
  31. интуитивизмфилос.i нтутывзм муж.i...Русско-белорусский словарь II
  32. интуитивизминтуитивизм...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  33. интуитивизминтуитивизм...Русское словесное ударение
  34. интуитивизмИНТУИТИВИЗМ [lt лат. intueri внимательно смотреть] филос. ДОКТРИНА считающая интуицию ИНТУИЦИЯ самым ценным источником познания. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г. ...Словарь иностранных слов русского языка
  35. интуитивизмтечение в философии видящее в интуиции единственно достоверное средство познания. Противопоставление интуиции и интеллекта характерно для философии жизни А. Бергсона и др...Словарь по истории психологии
  36. интуитивизмлат. intueri пристально внимательно смотреть направление в этике сторонники крого утверждают что моральные понятия добро долг др. невозможно обосновать посредством разум...Словарь по этике
  37. интуитивизмидеалистич. течение в философии усматривающее в интуиции единственно достоверное средство познания. Хотя интуитивистские тенденции присущи мн. философам и филос. направле...Советский философский словарь
  38. интуитивизмфилософскометодологическая установка ставящая в центр непосредственное живое отношение человека и мира которое преодолевает расчленение реальности на субъект и объект. Ка...Современная западная философия
  39. интуитивизмИНТУИТИВИЗМ течение в философии видящее в интуиции единственно достоверное средство познания. Противопоставление интуиции и интеллекта характерно для философии жизни А. Б...Современная энциклопедия
  40. интуитивизмИНТУИТИВИЗМ течение в философии видящее в интуиции единственно достоверное средство познания. Противопоставление интуиции и интеллекта характерно для философии жизни А. ...Современный энциклопедический словарь
  41. интуитивизмидеалистическое течение в котором рациональному познанию противопоставляется непосредственное постижение действительности основанное на интуиции понимаемой как особой спо...Тематический философский словарь
  42. интуитивизминтуитивизм [lt лат.] идеалистическое течение в буржуазной философии эпохи империализма а. бергсон рациональному познанию и. противопоставляет непосредственное постижени...Толковый словарь иностранных слов
  43. интуитивизмИНТУИТИВИЗМ интуитивизма мн. нет м. филос. Учение в идеалистической философии утверждающее что истинное познание существует лишь на основе интуиции....Толковый словарь русского языка II
  44. интуитивизмИНТУИТИВИЗМ м. Идеалистическое течение в современной философии рассматривающее интуицию единственно достоверным средством познания....Толковый словарь русского языка
  45. интуитивизмУдарение в слове интуитивизмУдарение падает на букву иБезударные гласные в слове интуитивизм...Ударение и правописание
  46. интуитивизмRzeczownik интуитивизм m Filozoficzny intuicjonizm m...Универсальный русско-польский словарь
  47. интуитивизмИНТУИТИВИЗМ идеалистич. течение в философии усматривающее в интуиции единственно достоверное средство познания. Хотя интуитивистские тенденции присущи мн.em философам и ф...Философская энциклопедия
  48. интуитивизмреакц. идеалистич. филос. учение весьма распространенное в совр. бурж. философии а также эстетике этике и в известной мере в философии математики и являющееся разновиднос...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  49. интуитивизмидеалистическое течение получившее большое распространение в буржуазной философии эпохи империализма. Рациональному познанию И. противопоставляет непосредственное постиже...Философский энциклопедический словарь
  50. интуитивизминтуитивизм интуитивизмы интуитивизма интуитивизмов интуитивизму интуитивизмам интуитивизм интуитивизмы интуитивизмом интуитивизмами интуитивизме интуитивизмах Источник П...Формы слова
  51. интуитивизмТим Твин Тимин Нут Нтв Нит Нии Тит Тиун Туз Тун Тут Узин Вуз Витин Витим Вит Винт Вини Визит Унт Витт Вниз Внизу Втуз Зимин Изм Узи Интим Интуитивизм Мвт Мунит Низ Тмин...Электронный словарь анаграмм русского языка
  52. интуитивизмИНТУИТИВИЗМ течение в философии видящее в интуиции единственно достоверное средство познания. Противопоставление интуиции и интеллекта характерно для философии жизни А....Энциклопедический словарь естествознания
  53. интуитивизмИНТУИТИВИЗМ философскоэстетич. течение противопоставляющее интуицию как единственно достоверное средство филос. познания рассудочному мышлению. И. формируется в качестве ...Энциклопедия культурологии
  54. интуитивизмИНТУИТИВИЗМ философскоэстетич. течение противопоставляющее интуицию как единственно достоверное средство филос. познания рассудочному мышлению. И. формируется в качестве...Энциклопедия Культурология XX век
  55. интуитивизмот лат. intuitio созерцание англ. intuitivism нем. Intuitivismus. Направление в теории познания толкующее интуицию как наиболее достоверный вид познания охватывающий су...Энциклопедия социологии
  56. интуитивизмИНТУИТИВИЗМ от лат. intueri пристально внимательно смотреть направление философской мысли настаивающее на признании интуиции emв различном ее понимании наиболее органич...Энциклопедия эпистемологии и философии науки