Русская философия

МУРАТОВ ПАВЕЛ ПАВЛОВИЧ

(март 1881, Бобров Воронежской губ. 5. 02. 1950, Уотерфорд, Ирландия) писатель, публицист, культуролог. Окончил петербургский Институт путей сообщения (1903). Переехав в Москву, служил а библиотеке Московского ун-та помощником, затем хранителем отдела изящных искусств и классических древностей Румянцевского музея. Печатался с 1906 г. в газ. *Утро России*, жури. *Заря*, *Старые годы*, *Золотое руно*, *Аполлон*, *Весы* как художественный критик. По эстетическим пристрастиям М. *классик*; от увлечения постимпрессионизмом ему передался вкус к распознаванию предвечных форм, оценка пластических возможностей фактуры, но не в отвлеченном плане, а применительно к *теплому*, *живому*. Главной сферой интересов М. стало итал. искусство: кн. очерков *Образы Италии* (М., 1911-1912. Т. 1-2), принесшая автору широкое признание, сделала Италию для рус. символизма мифом и перекрестком культурного смысла. Сила классического итал. искусства обусловлена, по М., синтезом античных и христианских начал, *природной латинской религией*, символической активностью, не столько порожденной христианством, сколько освобожденной им и *направленной к цели*. Параллельно с изучением итал. искусства у М. обостряется интерес к иконописи. Он принимает участие в организации выставки рус. старины (1913), становится одним из пионеров расчистки икон в Кремлевских соборах, предлагает принципы накопления и систематизации иконографического материала (Древнерусская живопись. М., 1914); написал 4 из 5 вып., посвященных допетровской иконописи, 6 тома изданной И. Э. Грабарем *Истории русской живописи* (М., 1913). Трактуя икону преимущественно эстетически, М. видит в ней единство зап. и вост. начал, а также проявление высшего художественного аристократизма. С нач. 1914 г. М. редактор журн. *София*, затем призывается в действующую армию. Революцию встретил в Севастополе, по возвращении в Москву избирается в президиум Комитета по охране художественных и научных сокровищ России (1918), сотрудничает в антибольшевистских журналах (*Народоправство* и др.). В 1922 г. выехал в командировку за рубеж, откуда не вернулся. Жил в Германии, с 1924 г. в Риме, с 1927 г. в Париже. Печатался в осн. органах эмиграции: *Последние новости*, *Звено*, *Воля России*, *Русская мысль*, *Современные записки* и др. В Германии опубликовал роман *Эгерия* (1922), во Франции трагикомедии *Приключения Дафниса и Хлои* (1926), *Мавритания* (1927). В 1924 г. изд-во Гржебина выпустило окончательную 3-томную редакцию *Образов Италии*. С 1927 г. М. вошел в число сотрудников парижской газ. *Возрождение*, занялся политической журналистикой. Резкое неприятие левого крыла эмиграции вызвала его неподписанная ст. *О дедушках и бабушках русской революции* (1931). Перед 2-й мировой войной М. переехал в Англию, последняя работа *Русские военные кампании 1944-1945* (1946) написана им в соавторстве с дублинским коллекционером У. Э. Алленом. М. явился воплощением *эстетизма 1910 года* (Г. В. Иванов). Он мало внимателен к религиозной проблематике, рассматривает русскую идею в контексте обще-зап. опыта. Революция, по его мнению, отбросила Россию в Азию. Н. Н. Берберова назвала италофильски окрашенный символизм М. *не декадентским, вечным*. В цикле эссе (*Анти-искусство*, 1924; *Искусство и народ*, 1924; *Кинематограф*, 1925) главной темой М. становится возможность преодоления кризиса культуры. Новую культурологическую ситуацию он называет *пост-Европой* и оценивает ее в плане конфликта между *человеком органическим* и *человеком механическим*, искусством и *анти-искусством*. Корень кризиса культуры а утрате искусством чувства *пейзажа* как связующего звена между *рукой* художника и его интеллектом. Критицизм новейших форм художнического самовыражения (экспрессионизм, сюрреализм, театр Мейерхольда) не в состоянии соответствовать душе *народного человека*, приведенного в состояние варварства индустриализмом XIX в. Специализация искусства следствие триумфа науки, или *тирана естества*, к-рый форсирует силы природы, добывая энергии и скорости, делающие нереальными параметры данного человеку в его физических ощущениях мира. Уничтожение пластического (*статического*) образа, или *выпадение из пейзажа*, привело к торжеству в искусстве механических форм знания, неспособных внушать эстетическое наслаждение. По мнению М., ситуация *механического абсурда* парадоксальна. С позиций эстетизма *пост-Европу*, памятуя о классическом искусстве, следует ненавидеть; в плане же кипения беспредметной интеллектуальности отчасти приветствовать. Однако игра интеллекта все же аморальна: перестройка культуры на механический лад неизбежно убивает в творце *народное*, ремесленническое начало, притупляет эмоциональность. Оценивая перспективу развития искусства, М. не пессимистичен: параллельно с *анти-искусством* как следствием индустриализма существуют, пусть и в искаженном виде, пласты культуры, способные возродить органические формы творчества. Кинематограф, детективы общедоступны и, несмотря на значительную тривиальность и пошлость, являются вопреки всему способом удовлетворения стихийной эстетической потребности народа. Подобно Г. К. Честертону (эссе *В защиту детективной литературы*, 1901), М. склонен видеть в массовой культуре (кинематографе) проявление тяги к морализму и *порядку*, а также протест против автоматизма и *хаоса* цивилизации, к-рые внушает элитарное искусство.

  1. муратов, павел павлович.Рус. прозаик изд. и историк искусств более известный произв. др. жанров. Род. в г. Боброве Воронежской губ. в х гг. издавал журн. др.рус. искусства София. В г. выслан и...Большая биографическая энциклопедия
  2. муратов павел павловичМУРАТОВ Павел Павлович русский писатель литературный и художественный критик. Книги тонких отмеченных меланхолией очерков Образы Италии т. т. издан в Берлине. Перев...Большой Энциклопедический словарь V
  3. муратов павел павловичПисатель искусствовед. Окончил Петерб. инт путей сообщения . С служил в бке Моск. унта в пом. хранителя и хранитель Румянцевского музея. С печатался как худ. критик со...Российские журналисты. 1000 ориентиров профессионального мастерства
  4. муратов павел павловичМуратов Павел Павлович литературовед и писатель искусствоведПсевдонимыi Мурu П. М. У Масанова год рожд. Источникиi Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей уч...Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Имена
  5. муратов павел павловичмарт Бобров Воронежской губ. . Уотерфорд Ирландия писатель искусствовед переводчик издатель. Отец М. военный врач которому принадлежало имение Подгорье в Петербургской г...Энциклопедия русской эмиграции