Русская философия

ИДЕАЛЬНОЕ

понятие, выражающее природу мышления и высших психических функций и ставшее предметом многочисленных дискуссий а отечественной философии советского периода. Изучение И. началось с кон. 20-х гг. не в философии, а в психологии. В культурно-исторической концепции психики Выготского впервые в советское время представлен *отрыв* культурной (идеальной) формы от ее создателя; для объяснения природы мышления использовался метод *Капитала* К. Маркса. Идеи Выготского развивали А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец, П. Я. Гальперин и др. В 30-40-х гг. в работах А. Н. Леонтьева И. уже трактуется как опредмеченная форма, как объективная реальность. Он относит к объективным идеальным формам, созданным человечеством, язык, идеи, понятия, музыкальные произв., творения пластических искусств и развивает вслед за Выготским концепцию интериоризации внешней деятельности (перевода ее внутрь), с помощью к-рой данные формы становятся субъективной реальностью. Деятельностный подход Выготского Леонтьева к идеальной сфере основывался на марксистской концепции практики как предметной, чувственно-материальной и вместе с тем целеполагающей деятельности. Сформировался принцип единства деятельности и сознания С. Л. Рубинштейна, к-рый полемизировал по ряду вопросов с Выготским. В 40-50-х гг. с проблемой И., обсуждавшейся в психологических исследованиях, пересекаются проблемы исторического и логического, абстрактного и конкретного, диалектики как логики и т. п., ставшие предметом философских дискуссий (в работах М. М. Розенталя, Ильенкова, Г. С. Батищева и др.). Непосредственным предшественником дискуссий 60-х гг. о соотношении психики и мозга явился спор о взаимосвязи психического и физиологического, в к-ром приняли участие Н. П. Антонов, Н. С. Мансуров, Я. Б. Лехтман и др. Главным результатом полемики о том, мыслит ли мозг или мыслит человек при помощи мозга, какова природа той способности, к-рая позволяет мыслителю целостно воспринимать предмет теории и т. п., явился отказ от *физиологического* толкования философских и психологических моментов И., представленных в работах нек-рых философов, неправомерно апеллировавших к наследию И. П. Павлова, отказ от упрощенных взглядов на мышление. В это же время складывалось естественно-научное направление в исследовании мышления, представители к-рого пытались определить И. через общенаучные понятия *информация*, *код* и т. п. Проблема И. вышла на категориальную стадию своего развития в нач. 60-х гг. в работах Ильенкова. Он определяет И. как *... субъективный образ объективной реальности, т. е. отражение внешнего мира в формах деятельности человека, в формах его сознания и воли. И. есть не индивидуально-психологический, тем более не физиологический факт, а факт общественно-исторический, продукт и форма духовного производства* Ильенков Э. В. Идеальное // Философская энциклопедия. М., 1962. Т. 2. С. 219). Ильенков развивал данное определение в историческом и логическом аспектах, анализируя наследие Спинозы, Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Маркса, идеальность формы стоимости, проблемы идеала, особенности эстетического восприятия, соотношение науки и нравственности. Мн. аспекты проблемы И., намеченные Ильенковым, получили дальнейшую разработку в трудах Ф. Т. Михайлова, М. Б. Туровского, В. С. Библера, В. И. Толстых и др. Наиболее полно осмысливались категория практики и ее роль в научном познании, логика орудийной деятельности, рефлексивный (обращенный внутрь) и репрезентативный (связанный с предметом) характер мышления, логика мыслительного диалога, И. как продукт и форма духовного производства. Н. Е. Ергалиев, Г. Г. Соловьев, Л. К. Науменко, М. М. Мельников исследовали роль категории *идея* в научном познании, взаимопревращение материального в И. и др. Концептуальные построения Выготского Леонтьева Ильенкова использовались П. Я. Гальпериным, В. В. Давыдовым, И. А. Соколянским и А. И. Мещеряковым для создания системы поэтапного формирования умственных действий, преодоления принципа созерцательности в обучении, а также для воспитания слепоглухонемых детей с помощью совместно-разделенной деятельности. Естественно-научное направление в осмыслении И. вышло на категориальный уровень к кон. 60 нач. 70-х гг. в работах Д. И. Дубровского. Оно было полемически противопоставлено деятельностному подходу к мышлению. Дубровский понимает И. как актуализированную для личности информацию, как *данность информации в *чистом виде* и способность оперировать ею с высокой степенью произвольности* (Дубровский Д. И. Проблема идеального. С. 123-124). Информационный и деятельностный подходы к проблеме И. резко противопоставили свои исходные постулаты в дискуссии 60-70-х гг. о психике и мозге. В ней приняли участие Д. И. Дубровский, Ильенков, В. П. Смирнов, В. Н. Сагатовский, А. В. Брушлинский и др. Истолкование И. как субъективной реальности, как информации позволило Д. И. Дубровскому, Е. В. Черносвитову, С. М. Шалютину, Д. А. Поспелову и др. исследовать структуру субъективной реальности, частично решать проблемы создания искусственного интеллекта и т. п. Д. Н. Узнадзе, А. Е. Шерозия и др. грузинские философы и психологи пытались решить вопрос об идеальности бессознательного через понятие *установки*. В 80-90-х гг. разработка проблемы И. шла в направлении уточнения принципов деятельностного и информационного подходов к проблеме. Мн. идеи, высказанные в ходе многолетней полемики, в частности логика диалога, рефлексивность мышления и т. п., приобрели самостоятельное звучание. В. С. Библер, Ф. Т. Михайлов, А. Г. Новохатько, Э. Г. Классен, Н. Б. Шулевский работают над проблемами диалога культур, историко-философским аспектом проблемы И., анализируют И. в Капитале* Маркса. На базе идейного наследия Рубинштейна возникает концепция И. как *копии оригинала* Я. А. Пономарева. В конце 80-х гг. К. Н. Любутин и Д. В. Пивоваров отмечали, что деятельностный и информационный подходы, несмотря на полемику, по ряду существенных моментов не противоречат друг другу; они выступили за создание интегральной концепции И. В это же время М. А. Лифшиц предлагал рассматривать И. не только как факт общественно-исторический, но и как совершенную форму, существующую в природе, выводя дискуссию за рамки предыдущей проблематики и приближая ее к проблемам, затрагивающимся в учениях Платона, Шеллинга и В. С. Соловьева. В связи с этим нек-рые философы говорят о *запутанности* мн. аспектов проблемы И. в советской философии. Между тем в дискуссиях по проблеме И., хотя их участники не пришли (и не могли прийти) к единому знаменателю, был сделан шаг вперед в его изучении (в т. ч. и с учетом научных достижений), выявлены мн. стороны этого сложного философского феномена, что позволяет составить о нем более целостное представление.

  1. идеальноеособый способ бытия объекта его представленности активного отражения в психическом мире и жизнедеятельности субъекта. Эта философская категория часто определяется негатив...Словарь практического психолога
  2. идеальноеособый способ бытия объекта его представленности активного отражения в психическом мире и жизнедеятельности субъекта. Эта философская категория часто определяется негатив...Большая психологическая энциклопедия
  3. идеальноенечто существующее не в действительности а только в сознании способ бытия предмета отражнного в сознании в этом плане И. обычно противопоставляется реальному результат п...Большая Советская энциклопедия II
  4. идеальноеИДЕАЛЬНОЕ от греч. idea вид образ философская категория противопоставляющая материальному т. е. от человека и его деятельности не зависящему бытию природы и общества со...Большой психологический словарь
  5. идеальноеИДЕАЛЬНОЕ способ бытия предмета отраженного в сознании в этом смысле идеальное обычно противопоставляется материальному результат процесса идеализации абстрактный объек...Большой энциклопедический словарь III
  6. идеальноеИДЕАЛЬНОЕ способ бытия предмета отраженного в сознании в этом смысле идеальное обычно противопоставляется материальному результат процесса идеализации абстрактный объе...Большой Энциклопедический словарь V
  7. идеальноесемантическое содержание информационных структур и процессов головного мозга данное человеку как субъекту сознания в виде чувственных образов представлений понятий и смыс...Время как объективно-субъективный феномен
  8. идеальноеспецифический способ бытия объекта представленного отраженного в сознании и духовном аспекте жизнедеятельности субъекта....Глоссарий философских терминов
  9. идеальноесубъективный образ объективной реальности получивший разработку в марксистской концепции соотношения духа и материи как материальное пересаженное в человеческую голову и ...Евразийская мудрость от А до Я
  10. идеальноефр. idial способ бытия предмета отраженного в сознании в этом смысле И. обычно противопоставляется материальному результат процесса идеализации абстрактный объект крый ...История и философия науки. Энциклопедический словарь
  11. идеальноекорень ИДЕ суффикс АЛЬ суффикс Н окончание ОЕ Основа слова ИДЕАЛЬНВычисленный способ образования слова Суффиксальный ИДЕ АЛЬ Н ОЕ Слово Идеальное содержит след...Морфемный разбор слова по составу
  12. идеальноеспособ бытия или бытие как голая чистая идея или представление отраженное в сознании противопоставляемое в таком смысле материальному результат процесса идеализации неки...Начала современного естествознания
  13. идеальноефилософская категория обозначающая характерные свойства эйдосов идей идеалов и идолов т. е. образов предметов важнейшими из этих свойств являются непротяженность и невещ...Новая философская энциклопедия
  14. идеальноеИДЕАЛЬНОЕ философское понятие содержание которого оформляется в оппозиции И. материальное категория для фиксации специфической субстанции субстанции духа. В такой трад...Новейший философский словарь
  15. идеальноефилософское понятие содержание которого оформляется в оппозиции И. материальное категория для фиксации специфической субстанции субстанции духа. В такой традиции как ид...Новейший философский словарь II
  16. идеальноеНечто существующее не в действительности а в сознании отражение предмета явления в психике. В этом смысле и. противопоставляется реальному. Результат процесса идеализаци...Прикладные аспекты современной психологии
  17. идеальноеИдеальное от греч. idea вид образ философская категория которая определяется как правило негативно как противоположное материальному....Психологический словарь
  18. идеальноеСловообразование. Происходит от греч. idea вид образ. Категория. Философское понятие. Специфика. Субъективное отражение реального мира. Это понятие конкретизируется как ...Психологический словарь II
  19. идеальноеидеальное идеал ол...Русско-таджикский словарь
  20. идеальноефилософское понятие характеризующее специфический способ бытия объекта представленного отраженного в психическом мире и жизнедеятельности субъекта....Словарь-справочник по философии
  21. идеальноефилос. понятие характеризующее специфич. способ бытия объекта представленного отражнного в психич. мире и жизнедеятельности субъекта. .Идеальное есть не что иное как мате...Советский философский словарь
  22. идеальноеИДЕАЛЬНОЕ способ бытия предмета отраженного в сознании в этом смысле идеальное обычно противопоставляется материальному результат процесса идеализации абстрактный объек...Современный энциклопедический словарь
  23. идеальноеэто атрибутивное свойство психического отражения. Идеальное это противоположность материального. Идеальный образ не содержит в себе ни грамма вещества и не имеет физическ...Тематический философский словарь
  24. идеальноеDIdealles EIdeal FIdeal EspLo ideal. Форма субъективной реальности бытия человека противоположная материальному. Идеальное есть субъективный образ объективного мира. Соде...Философия, практическое руководство
  25. идеальноеИДЕАЛЬНОЕ филос. понятие характеризующее специфич. способ бытия объекта представленного отражнногоem в психич. мире и жизнедеятельности субъекта. .Идеальное есть не что и...Философская энциклопедия
  26. идеальноесубъективный образ объективной реальности т.е. отражение внешнего мира в формах деятельности человека в формах его сознания и воли. И. есть не индивидуальнопсихологически...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  27. идеальноев истории философии этот термин знаменовал собой первый шаг теоретического осмысления содержания обыденного и мифологического противопоставления телесному миру души и дух...Философские категории
  28. идеальноеНесуществующее налагаемое наличным фикция. Сознание не является идеальным. Антоним термина идеальное термин реальное а вовсе не материальное как часто считают. Вначале и...Философский словарь
  29. идеальноесубъективный образ объективной реальности возникающий в процессе целесообразной деятельности человека. .Идеальное есть не что иное как материальное пересаженное в человеч...Философский энциклопедический словарь
  30. идеальноеИДЕАЛЬНОЕ способ бытия предмета отраженного в сознании в этом смысле идеальное обычно противопоставляется материальному результат процесса идеализации абстрактный объе...Энциклопедический словарь естествознания
  31. идеальноеИДЕАЛЬНОЕ статья Э.В. Ильенкова в Философской энциклопедии М. . Т. . С. . Автор определяет И. как отражение внешнего мира в формах деятельности человека в формах его со...Энциклопедия эпистемологии и философии науки