Новая философская энциклопедия

ИДЕАЛЬНОЕ

философская категория, обозначающая характерные свойства эйдосов, идей, идеалов и идолов (т. е. образов предметов); важнейшими из этих свойств являются: 1) непротяженность и невещественность, 2) содержательное сходство образа и сопряженного с ним предмета, 3) способность образа становиться единицей субъективного мира человека и информировать его об объективных сущностях и явлениях. Объяснение природы образа определяется мировоззренческой позицией философа; из-за различия таких позиций общезначимое понятие И. пока не сформировалось. 1. В пространственно-временном отношении И. понимается либо как причастность образа к вечному, свободному, потустороннему и непротяженному миру (объективный способ бытия прообраза); либо, напротив, как непротяженное инобытие отражаемого в отражающем (например, в головном мозге человека) в подчиненной, преходящей, положенной, растворенной, виртуальной, снятой форме (субъективный способ существования образа). В обоих случаях И. обычно противопоставляют *реальному*, т. е. протяженному и вещественному (от позднелат. realis вещественный) существованию, и определяют И. как отсутствие в образе вещества того предмета, который либо творится по мерке образа, либо копируется в форме образа. Некоторые философы отождествляют *реальное* и *материальное* и противопоставляют И. и материальное. Реисты и вульгарные материалисты отрицают невещественность образов, а бихевиористы вообще устраняют категорию И., сводя образы сознания к поведенческим структурам. 2. В субстратно-содержательном плане И. также трактуется по-разному: (а) как потенция образа творить вещь по своему подобию, выступать бестелесным геном отдельной вещи, архетипом класса вещей или сущностью качества, служить образцом (эталоном, принципом, идеалом, совершенством, планом), по которому воспроизводятся реальные предметы; (б) как всеобщая способность предметов запечатлевать в своих внутренних структурах тени друг друга, воспроизводить друг друга в форме копий или карт, выражаться друг через друга. В том и другом случае И. мыслится как свойство образа сопрягаться со своим предметом, содержательно походить на него, находиться с ним в отношении некоторого соответствия. Философы-марксисты предпочитают именовать И. только высшую, человеческую, форму отражения мира. Субъективные идеалисты не связывают И. с отношением соответствия между образами и вещами, поскольку теоретически отрицают объективную реальность. 3. В аспекте данности человеческому сознанию И. дают разные определения. (а) творящие первообразы или сущности вещей открываются нам благодаря своему просвечиванию сквозь явления, поэтому И. есть чувственно-сверхчувственный способ познания мира, имеющий наглядно-образный (эйдетический) и логический (идеализация, абстракция, понятие) уровни; (б) объективные прообразы предметов и сущности вещей созерцаются только внутренним зрением, интуицией, даны нам непосредственновнутренне (имманентно), поэтому И. есть сугубо внутреннее и прямое усмотрение прообраза или сущности (оригинала); (в) И. есть переживание индивидом информации о внешнем мире в *чистом виде*, когда все посредники носители информации внутри организма не воспроизводятся в личном сознании (Д. И Дубровский). Общее в трактовках гносеологического аспекта И. понимание И. как способов субъективного существования ноуменальных и феноменальных характеристик предметов в деятельности и сознании человека, будь то схемы практики, чувственные и рациональные образы или непосредственное (мистическое) знание оригинала. В зависимости от понимания онтологии и гносеологии И. его могут мыслить либо как нечто оторванное от реальности, недостижимое или неполно постигаемое человеком, либо как нечто изначально возникающее в структуре человеческой практики, либо как свойство сознания любого человека, но не более того. Понятие И. своими корнями уходит в анимизм и тотемизм, согласно которым а) каждая вещь (палка, оружие, пиша и т. п.) имеет собственную уникальную душу, а душа вещи (нечто вроде пара, воздуха или тени) способна перемещаться в пространстве и проникать в другие вещи и людей; б) каждый класс людей обязан своим происхождением и общими признаками предку-родоначальнику (тотему). Определенный аспект анимистического взгляда на душу предмета как специфическую причину жизни и мысли в том существе, которое она одушевляет, был закреплен древнегреческой культурой в термине *эйдос* (eidos, лат forma, species вид). Некоторые моменты тотемистических воззрений на дух рода, мировую душу закрепились в термине *идея* (греч. idea). Во времена Гомера и досократиков эйдос понимался как внешний *вид*, *наружность*, *видимое*, *то, что видно*, но с V в. до н. э. его значение стало изменяться: у Эмпедокла эйдос это образ, у Демокрита это фигура атома, у Парменида это видимая сущность. Софисты добавили к эйдосу смысл *быть видовым понятием, разновидностью сущности*. Постепенно эйдос все более стал наделяться значением чего-то внутреннего, скрытого (Платон, Аристотель, Плотин), пока в наше время, например в феноменологии Гуссерля, не превратился в чистую сущность, объект интеллектуальной интуиции. Исследовав историю термина *эйдос*, А. Ф. Лосев выделил следующие его аспекты: простое, единое, цельное, неизменное, индивидуальная общность, самопрозрачность, смысл, явленный лик; эйдос видится мыслью, осязается умом, созерцается интеллектуально. Античное понятие идеи обозначало целостность некоторого множества, родовую сущность вещей; если эйдос душа тела и начало дифференциации мира на отдельные предметы, то идея дух рода, общее в явлениях. Платон описывал идею как *общее в чистом виде*, как бестелесную и объективную сущность, находящуюся вне конкретных вещей и явлений и живущую в особом мире идей. Напротив, Аристотель полагал идею необходимой формой вещи; идея не есть некий совершенный, неизменный и спокойный образец, существующий отдельно от вещей, но есть слитая с вещами деятельная форма, целевой принцип жизни; идею нельзя оторвать от вещи, она имманентна явлению, подлежит изменению, сопряжена с отдельным, а не с общим; она не обладает спокойным бытием платоновского первообраза. Платон и Аристотель перемешали внутреннее и внешнее значение эйдоса, а также сблизили содержание эйдоса и идеи. В результате последующие мыслители предпочитали ограничиваться в описании невещественных аспектов мира термином *идея*, а об *эйдетическом* стали говорить, скорее, применительно к картинному характеру человеческой памяти, зрительным впечатлениям. Вместе с тем Платоном и Аристотелем остро поставлена проблема универсалий, по-разному решавшаяся сторонниками *реализма* (идея как общее в чистом виде предшествует вещам и творит вещи), *умеренного реализма* (общее существует в вещах и проявляется через них) и номинализма (общее есть только в мышлении человека и существует в форме понятия). Отход от языческого архетипа, согласно которому душа и дух (эйдос и идея) качественно различены, затемнял философскую онтологию сущности, ее уровней, порядков и степеней общности, усиливал релятивизм в понимании различия между родовыми и видовыми сущностями, законами общего и частного порядка, обусловливал сугубо количественные трактовки этих различий. Проблема качественного различения порядков сущности (объективных идей) остается по-прежнему острой и требует своей категоризации либо путем возвращения к прежним понятиям эйдоса и идеи, либо в каких-то новых терминах Вечной остается и другая проблема проблема пребывания эйдоса в идее, вида в роде, видового понятия в родовом понятии Образует ли невещественная сторона мира некую строгую иерархию уровней, систему видовых и родовых понятий или она есть сплошная и бесступенчатая целостность? Третья вечная проблема вопрос об источнике познания общих и специфичесих сущностей вещей (идей и эйдосов): эти сущности начинают познаваться путем внешнего контакта с вещами, через опыт или они открываются только разуму, умозрению, интуиции? Древнегреческая культура была сориентирована на внешние формы познания; эйдосы и идеи наделялись свойствами внешней воспринимаемости и живой чувственности; отсюда и сохранение аспекта наглядности в современном понимании идеи. Напротив, средневековые философы сместили акцент на внутреннюю данность идей (как божественных логосов) мышлению человека, усиливая тем самым логический аспект их природы. В XVII XVIII вв. на первый план выдвигается теоретико-познавательный аспект идеи. Эмпиризм связывал идеи с ощущениями и восприятиями людей, а рационализм со спонтанной деятельностью мышления. Кант называл идеи понятиями разума, которым нет соответствующего предмета в нашей чувственности; по Фихте, идеи это имманентные цели, согласно которым *я* творит мир; для Гегеля идея является объективной истиной и сущностью всякого качества (в т ч. бытия в целом), совпадением субъекта и объекта, венчающим весь процесс познания. В начале XVIII в появился термин *идеализм* (франц. idealisme), обозначавший философское учение о первичности мира идей. В обыденном словоупотреблении идеалист это человек, стремящийся к достижению возвышенных целей, бескорыстно руководствующийся идеалами. Идеал (франц. ideal) образец, нечто совершенное, высшая цель стремления, подчас недостижимая. В новое время греч. idea (первообраз) и лат. idee (мысль) прежде всего стали применять для рассуждения об образах *вообще* (будь то образы как демиурги вещей или как копии оригиналов), а франц. ideal преимущественно обретал значение чего-то совершенного прекрасного и образцового. В понятии идеала уравновесились внутренний и внешний аспекты идеи: чувственно-телес.чая ипостась идеала ценится не меньше, чем его идейное (сверхчувственное, сущностное, трансцендентальное) значение. При этом одни люди могут больше поклоняться телесной стороне идеала, превращая его в кумир, идол, а другие возделывать идеал как *окно в сущность* и относиться к нему духовно. Суть культуры в возделывании идеалов как посредников между людьми и медиумов между людьми и вещами. Смещение акцентов либо на плотскую, либо на духовную сторону идеала позволяет подразделять людей на плотских и духовных, а в самой культуре выделять две неразъемлемые стороны материальную и духовную. Немецкий язык схватывает различие между способом существования всякой идеи и формой бытия идеала (как особо ценной идеи и телесного представителя рода вещей) в двух разных терминах Ideele и Ideale. Так, Гегель понимал под Ideele: а) всякое снятое бытие, пребывание предметов в форме объективных возможностей в сфере сущности, рефлексии; б) положенность, представленность и признаваемость инобытия внутри самобытия. Под Ideale же Гегель подразумевал совершенное проявление сущности в некотором крайне редком явлении имеющем характер эстетического предмета (зримую сущность, слышимую сущность, чувственное явление идеи). К сожалению, в русскоязычной философии отсутствуют специфические термины, позволяющие четко различать такие формы бытия, как Ideele и Ideale. И то и другое обычно переводят как *идеальное*, хотя точнее было бы перевести их так: Ideele *идейное*, a Ideale *образцовое*. *идеальное*. Неопределенность перевода терминов *эйдос*, *идея*, *идеал* и *идол* всеохватывающим словом *образ* нерддко ведет к теоретической путанице, проявившейся, например, в недавней дискуссии по проблеме И. в советской философии. Термин *образ* скорее эквивалентен *имаго* (лат. imago, англ. irttage образ). Вместе с тем с *идеей*, *идеалом* и *идолом* русское слово *

  1. идеальноеособый способ бытия объекта его представленности активного отражения в психическом мире и жизнедеятельности субъекта. Эта философская категория часто определяется негатив...Словарь практического психолога
  2. идеальноеособый способ бытия объекта его представленности активного отражения в психическом мире и жизнедеятельности субъекта. Эта философская категория часто определяется негатив...Большая психологическая энциклопедия
  3. идеальноенечто существующее не в действительности а только в сознании способ бытия предмета отражнного в сознании в этом плане И. обычно противопоставляется реальному результат п...Большая Советская энциклопедия II
  4. идеальноеИДЕАЛЬНОЕ от греч. idea вид образ философская категория противопоставляющая материальному т. е. от человека и его деятельности не зависящему бытию природы и общества со...Большой психологический словарь
  5. идеальноеИДЕАЛЬНОЕ способ бытия предмета отраженного в сознании в этом смысле идеальное обычно противопоставляется материальному результат процесса идеализации абстрактный объек...Большой энциклопедический словарь III
  6. идеальноеИДЕАЛЬНОЕ способ бытия предмета отраженного в сознании в этом смысле идеальное обычно противопоставляется материальному результат процесса идеализации абстрактный объе...Большой Энциклопедический словарь V
  7. идеальноесемантическое содержание информационных структур и процессов головного мозга данное человеку как субъекту сознания в виде чувственных образов представлений понятий и смыс...Время как объективно-субъективный феномен
  8. идеальноеспецифический способ бытия объекта представленного отраженного в сознании и духовном аспекте жизнедеятельности субъекта....Глоссарий философских терминов
  9. идеальноесубъективный образ объективной реальности получивший разработку в марксистской концепции соотношения духа и материи как материальное пересаженное в человеческую голову и ...Евразийская мудрость от А до Я
  10. идеальноефр. idial способ бытия предмета отраженного в сознании в этом смысле И. обычно противопоставляется материальному результат процесса идеализации абстрактный объект крый ...История и философия науки. Энциклопедический словарь
  11. идеальноекорень ИДЕ суффикс АЛЬ суффикс Н окончание ОЕ Основа слова ИДЕАЛЬНВычисленный способ образования слова Суффиксальный ИДЕ АЛЬ Н ОЕ Слово Идеальное содержит след...Морфемный разбор слова по составу
  12. идеальноеспособ бытия или бытие как голая чистая идея или представление отраженное в сознании противопоставляемое в таком смысле материальному результат процесса идеализации неки...Начала современного естествознания
  13. идеальноеИДЕАЛЬНОЕ философское понятие содержание которого оформляется в оппозиции И. материальное категория для фиксации специфической субстанции субстанции духа. В такой трад...Новейший философский словарь
  14. идеальноефилософское понятие содержание которого оформляется в оппозиции И. материальное категория для фиксации специфической субстанции субстанции духа. В такой традиции как ид...Новейший философский словарь II
  15. идеальноеНечто существующее не в действительности а в сознании отражение предмета явления в психике. В этом смысле и. противопоставляется реальному. Результат процесса идеализаци...Прикладные аспекты современной психологии
  16. идеальноеИдеальное от греч. idea вид образ философская категория которая определяется как правило негативно как противоположное материальному....Психологический словарь
  17. идеальноеСловообразование. Происходит от греч. idea вид образ. Категория. Философское понятие. Специфика. Субъективное отражение реального мира. Это понятие конкретизируется как ...Психологический словарь II
  18. идеальноепонятие выражающее природу мышления и высших психических функций и ставшее предметом многочисленных дискуссий а отечественной философии советского периода. Изучение И. на...Русская философия
  19. идеальноеидеальное идеал ол...Русско-таджикский словарь
  20. идеальноефилософское понятие характеризующее специфический способ бытия объекта представленного отраженного в психическом мире и жизнедеятельности субъекта....Словарь-справочник по философии
  21. идеальноефилос. понятие характеризующее специфич. способ бытия объекта представленного отражнного в психич. мире и жизнедеятельности субъекта. .Идеальное есть не что иное как мате...Советский философский словарь
  22. идеальноеИДЕАЛЬНОЕ способ бытия предмета отраженного в сознании в этом смысле идеальное обычно противопоставляется материальному результат процесса идеализации абстрактный объек...Современный энциклопедический словарь
  23. идеальноеэто атрибутивное свойство психического отражения. Идеальное это противоположность материального. Идеальный образ не содержит в себе ни грамма вещества и не имеет физическ...Тематический философский словарь
  24. идеальноеDIdealles EIdeal FIdeal EspLo ideal. Форма субъективной реальности бытия человека противоположная материальному. Идеальное есть субъективный образ объективного мира. Соде...Философия, практическое руководство
  25. идеальноеИДЕАЛЬНОЕ филос. понятие характеризующее специфич. способ бытия объекта представленного отражнногоem в психич. мире и жизнедеятельности субъекта. .Идеальное есть не что и...Философская энциклопедия
  26. идеальноесубъективный образ объективной реальности т.е. отражение внешнего мира в формах деятельности человека в формах его сознания и воли. И. есть не индивидуальнопсихологически...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  27. идеальноев истории философии этот термин знаменовал собой первый шаг теоретического осмысления содержания обыденного и мифологического противопоставления телесному миру души и дух...Философские категории
  28. идеальноеНесуществующее налагаемое наличным фикция. Сознание не является идеальным. Антоним термина идеальное термин реальное а вовсе не материальное как часто считают. Вначале и...Философский словарь
  29. идеальноесубъективный образ объективной реальности возникающий в процессе целесообразной деятельности человека. .Идеальное есть не что иное как материальное пересаженное в человеч...Философский энциклопедический словарь
  30. идеальноеИДЕАЛЬНОЕ способ бытия предмета отраженного в сознании в этом смысле идеальное обычно противопоставляется материальному результат процесса идеализации абстрактный объе...Энциклопедический словарь естествознания
  31. идеальноеИДЕАЛЬНОЕ статья Э.В. Ильенкова в Философской энциклопедии М. . Т. . С. . Автор определяет И. как отражение внешнего мира в формах деятельности человека в формах его со...Энциклопедия эпистемологии и философии науки