Философские категории

ИДЕАЛЬНОЕ

в истории философии этот термин знаменовал собой первый шаг теоретического осмысления содержания обыденного и мифологического противопоставления телесному миру души и духа. В идеалистической философии телесное осмыслялось как материя, а душа и дух – как идеальное. Материя понималась как обладающая чувственно воспринимаемыми физическими свойствами и являющаяся пассивным материалом для проявления формообразующей активности идеального. И. разделялось на два вида: принадлежащее индивидульным носителям –душа, по вопросу обладания которой существовал разброс мнений – от только человека, до одушевленности всей природы; духовная основа мира в целом как его активное порождающее начало, вершина в иерархии душ. Остальные характеристики И. были отрицательными – по принципу «не обладает тем, что присуще материи». Материалисты были склонны рассматривать И. как особую разновидность материи («тонкие атомы» или «выделение мозга»), но не как основу бытия. На этом уровне ни материя, ни И. фактически еще не получили категориального статуса. И этот «шаг» продолжался тысячелетия. Хотя отдельные мыслители развивали перспективные идеи о природе И. (например, гегелевское понимание И. как снятого), но целостная позитивная концепция И. отсутствовала. Серьезное продвижение началось в рамках диалектического материализма. Это было связано с решительной сменой акцентов в понимании материи – от отождествления ее с физическим понятием к категориальной трактовке как объективной реальности. Материалистическое понимание И. как отражения этой реальности позволило обратить внимание на его структурно-функциональные характеристики. Основным результатом дискуссии, развернувшейся между советскими философами (Э.В.Ильенков, Д.И.Дубровский, Д.В.Пивоваров, М.А.Лившиц и др.), является осознание репрезентативного способа существования И., которое замещает материальное. Это конкретизация идеи снятия с учетом современных представлений об информационных процессах. Однако материалистическая ограниченность не позволила поставить вопрос о всеобщности И., взглянуть на него как на атрибут, паритетный с материальным. И тем более – отказаться от пренебрежительного отношения к самой возможности существования духовной основы бытия в целом. Коррелятивная онтология дает возможность представить в единой структуре И. индивидуальной души (экзистенции) и духа (трансценденции)., субъективную и трансцендентную реальность. И. как субъективная реальность столь же всеобщий атрибут любого сущего, как и реальность объективная (материя). Внешним проявлениям субъективной реальности является входящий в нее массив информации – система замещающих друг друга структур, репрезентирующих объективную реальность. Но эта репрезентация возможна лишь на основе интерпретации посредством уже имеющейся внутренней идеальной основы. В глубине последней лежит неинформационный пласт идеального – неформализуемые переживания как выражение неповторимого начала индивидуальности (Я) субъекта. Если через информацию субъективная реальность соотносится с объективной реальностью, то через свое неповторимое начало она становится сопричастной трансцендентной реальности, выступая по отношению к ней как часть к целому. И. на уровне трансцендентной реальности конституируется на основе отношения самотождественности сущего и лишено каких-либо предикатов. Соотношение aRa (бытие-в-себе) проявляется только через то, что оно ЕСТЬ и тем самым присутствует в множестве сопричастных ему субъективных реальностей, что выражается в консубстанциональности сущих. Отношение трансцендентного И. и исходного начала субъективности противоречиво: они тождественны как часть и целое (в индийской философии это выражается в высказывании «Атман есть брахман», т.е. индивидульная душа отождествляется с всеобщим духом), и, в то же время, целое здесь «объемлет» (К.Ясперс) части. Таким образом, И. есть способ бытия сущих любой природы, извне предстающий как репрезентативные отношения (информация), внутренней основой направленности и интерпретации которой («отношения к…») является состояние самопереживания и сопереживания в единстве с глубинным общением (экзистенции с трансценденцией). - Сагатовский В.Н. философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения) в 3-х частях. Ч.2: Онтология. СПб. 1999. С. 76-83,92-96, 104-114, 118-120,179-189; его же. . Бытие идеального. СПб. 2003; его же. Философия антропокосмизма в кратком изложении. СПб. 2004. С. 50-6; его же.. Триада бытия. СПб.2006. С. 86-106.

  1. идеальноеособый способ бытия объекта его представленности активного отражения в психическом мире и жизнедеятельности субъекта. Эта философская категория часто определяется негатив...Словарь практического психолога
  2. идеальноеособый способ бытия объекта его представленности активного отражения в психическом мире и жизнедеятельности субъекта. Эта философская категория часто определяется негатив...Большая психологическая энциклопедия
  3. идеальноенечто существующее не в действительности а только в сознании способ бытия предмета отражнного в сознании в этом плане И. обычно противопоставляется реальному результат п...Большая Советская энциклопедия II
  4. идеальноеИДЕАЛЬНОЕ от греч. idea вид образ философская категория противопоставляющая материальному т. е. от человека и его деятельности не зависящему бытию природы и общества со...Большой психологический словарь
  5. идеальноеИДЕАЛЬНОЕ способ бытия предмета отраженного в сознании в этом смысле идеальное обычно противопоставляется материальному результат процесса идеализации абстрактный объек...Большой энциклопедический словарь III
  6. идеальноеИДЕАЛЬНОЕ способ бытия предмета отраженного в сознании в этом смысле идеальное обычно противопоставляется материальному результат процесса идеализации абстрактный объе...Большой Энциклопедический словарь V
  7. идеальноесемантическое содержание информационных структур и процессов головного мозга данное человеку как субъекту сознания в виде чувственных образов представлений понятий и смыс...Время как объективно-субъективный феномен
  8. идеальноеспецифический способ бытия объекта представленного отраженного в сознании и духовном аспекте жизнедеятельности субъекта....Глоссарий философских терминов
  9. идеальноесубъективный образ объективной реальности получивший разработку в марксистской концепции соотношения духа и материи как материальное пересаженное в человеческую голову и ...Евразийская мудрость от А до Я
  10. идеальноефр. idial способ бытия предмета отраженного в сознании в этом смысле И. обычно противопоставляется материальному результат процесса идеализации абстрактный объект крый ...История и философия науки. Энциклопедический словарь
  11. идеальноекорень ИДЕ суффикс АЛЬ суффикс Н окончание ОЕ Основа слова ИДЕАЛЬНВычисленный способ образования слова Суффиксальный ИДЕ АЛЬ Н ОЕ Слово Идеальное содержит след...Морфемный разбор слова по составу
  12. идеальноеспособ бытия или бытие как голая чистая идея или представление отраженное в сознании противопоставляемое в таком смысле материальному результат процесса идеализации неки...Начала современного естествознания
  13. идеальноефилософская категория обозначающая характерные свойства эйдосов идей идеалов и идолов т. е. образов предметов важнейшими из этих свойств являются непротяженность и невещ...Новая философская энциклопедия
  14. идеальноеИДЕАЛЬНОЕ философское понятие содержание которого оформляется в оппозиции И. материальное категория для фиксации специфической субстанции субстанции духа. В такой трад...Новейший философский словарь
  15. идеальноефилософское понятие содержание которого оформляется в оппозиции И. материальное категория для фиксации специфической субстанции субстанции духа. В такой традиции как ид...Новейший философский словарь II
  16. идеальноеНечто существующее не в действительности а в сознании отражение предмета явления в психике. В этом смысле и. противопоставляется реальному. Результат процесса идеализаци...Прикладные аспекты современной психологии
  17. идеальноеИдеальное от греч. idea вид образ философская категория которая определяется как правило негативно как противоположное материальному....Психологический словарь
  18. идеальноеСловообразование. Происходит от греч. idea вид образ. Категория. Философское понятие. Специфика. Субъективное отражение реального мира. Это понятие конкретизируется как ...Психологический словарь II
  19. идеальноепонятие выражающее природу мышления и высших психических функций и ставшее предметом многочисленных дискуссий а отечественной философии советского периода. Изучение И. на...Русская философия
  20. идеальноеидеальное идеал ол...Русско-таджикский словарь
  21. идеальноефилософское понятие характеризующее специфический способ бытия объекта представленного отраженного в психическом мире и жизнедеятельности субъекта....Словарь-справочник по философии
  22. идеальноефилос. понятие характеризующее специфич. способ бытия объекта представленного отражнного в психич. мире и жизнедеятельности субъекта. .Идеальное есть не что иное как мате...Советский философский словарь
  23. идеальноеИДЕАЛЬНОЕ способ бытия предмета отраженного в сознании в этом смысле идеальное обычно противопоставляется материальному результат процесса идеализации абстрактный объек...Современный энциклопедический словарь
  24. идеальноеэто атрибутивное свойство психического отражения. Идеальное это противоположность материального. Идеальный образ не содержит в себе ни грамма вещества и не имеет физическ...Тематический философский словарь
  25. идеальноеDIdealles EIdeal FIdeal EspLo ideal. Форма субъективной реальности бытия человека противоположная материальному. Идеальное есть субъективный образ объективного мира. Соде...Философия, практическое руководство
  26. идеальноеИДЕАЛЬНОЕ филос. понятие характеризующее специфич. способ бытия объекта представленного отражнногоem в психич. мире и жизнедеятельности субъекта. .Идеальное есть не что и...Философская энциклопедия
  27. идеальноесубъективный образ объективной реальности т.е. отражение внешнего мира в формах деятельности человека в формах его сознания и воли. И. есть не индивидуальнопсихологически...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  28. идеальноеНесуществующее налагаемое наличным фикция. Сознание не является идеальным. Антоним термина идеальное термин реальное а вовсе не материальное как часто считают. Вначале и...Философский словарь
  29. идеальноесубъективный образ объективной реальности возникающий в процессе целесообразной деятельности человека. .Идеальное есть не что иное как материальное пересаженное в человеч...Философский энциклопедический словарь
  30. идеальноеИДЕАЛЬНОЕ способ бытия предмета отраженного в сознании в этом смысле идеальное обычно противопоставляется материальному результат процесса идеализации абстрактный объе...Энциклопедический словарь естествознания
  31. идеальноеИДЕАЛЬНОЕ статья Э.В. Ильенкова в Философской энциклопедии М. . Т. . С. . Автор определяет И. как отражение внешнего мира в формах деятельности человека в формах его со...Энциклопедия эпистемологии и философии науки