Русская философия

ГОГОЦКИЙ СИЛЬВЕСТР СИЛЬВЕСТРОВИЧ

(5(17)·01·1813, Каменец-Подольск 29.06 (11.07). 1889, Киев) богослов, философ, историк философии, педагог. Учился в Киевской духовной академии (1833-1837), получил степень магистра богословия. В 1850 г., защитив диссертацию *Обозрение системы философии Гегеля*, Г. становится доктором философии и древн. филологии. Читал курс лекций по истории философии в Ун-те Св. Владимира, опубликованный под названием *Философия XVII и XVIII веков в сравнении с философиею XIX века и отношение той и другой к образованию* (1878-1884). Наиболее подробно в лекциях рассматривались философские учения Декарта, Гейлинкса, Спинозы, Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля. Большое внимание Г. уделял также общим вопросам историко-философской науки в ее взаимоотношениях с самыми различными областями научной и общественной жизни. Влиянием гегелевских идей отмечена его работа *Введение в историю философии*. В духе воззрений Гегеля, а также Шеллинга общая задача философии определялась Г. как стремление к познанию безусловного начала вещей, их внутренней связи и отношения к этому началу. *На основании идеи развития, свойственного духу, писал он, в истории философии должна выражаться не последовательность ее направлений, но и постепенное развитие полной системы знания и самопознания* (Введение в историю философии. С. 8). Как философ и богослов Г. сформировался в рамках киевской школы философского теизма, став одним из выдающихся ее представителей. Шпет в своем *Очерке развития русской философии* особо выделял Г., подчеркивая самостоятельный, недогматический характер его мышления, а также гот факт, что все его соч. проникнуты историзмом в хорошем философском смысле. Вершиной философской деятельности Г. является издание 4-томного *Философского лексикона*, к-рый, по сути, явился первой рус. философской энциклопедией XIX в. При работе над этим соч. Г. пользовался зап. источниками, что не умаляет общей значимости его в философской культуре того времени, хотя отзывы современников на выход первых томов *Философского лексикона* отличались большим разнообразием мнений. В духовно-академической среде с критикой его выступил Юркевич, упрекая автора в гегелевских пристрастиях. При всей увлеченности учением Гегеля, Г. нельзя отнести к фанатичным его последователям. Он достаточно серьезно относился к наследию Канта, считая учение последнего цельной философской системой, снявшей крайности и противоречия предшествующей философии. Особенно импонировал Г. гносеологический аспект взглядов Канта, формулирование задачи философии как обращения к исследованиям мышления, как такового. Важной стороной кантовского учения было для Г. доказательство априорности форм чувственности и рассудка, а также строгое различение разума и рассудка, что в немалой степени противодействовало материалистическим и спиритуалистическим учениям XVIII в. Велики, по мнению Г., были заслуги Канта в разработке практической философии, раскрывающей свободную и разумную самодеятельность духа внутри самого человека. Высшим же достижением Канта Г. называл *Критику способности суждения*, к-рая связывала безусловное с явлениями и раскрывала развитие духа в соответствии со свободно полагаемыми целями, а не механическими причинными связями. Однако Кант, как, впрочем, и Гегель, был во всей его полноте неприемлем для Г. из-за понимания философии как системы взглядов, возвышающихся над религией и ведущих к обожествлению разума, что лишало веру определенных привилегий. Среди др. неприемлемых положений кантовской философии Г. называл: неправомерность противопоставления разума и предмета, учение о *вещи в себе*, отрицание реального существования вещей в пространстве и времени, разъединение практического разума, рассудка и способности суждения и т. д. Высказывая критическое отношение к догматическому периоду истории зап. философии, к философским системам эмпиризма, материализма и спиритуализма, Г. декларировал свое теистическое миропонимание, стараясь по мере возможности не выходить за рамки ортодоксального православия. При этом он усматривал идею Бога во всесовершенном разуме, к-рый служил вдохновляющим источником также и для философских построений Шеллинга и Гегеля, продолживших и расширивших кантовское учение еще и в том отношении, что у них идея Безусловного Существа устанавливается не на основании только требования нравственной природы человека, а значительно шире и глобальнее. Социально-политические взгляды Г. в осн. проявлениях вполне охватываются понятием православного консерватизма, вписываясь в официально-государственную формулу *самодержавие, православие, народность*. Общую тональность своего консерватизма Г. выразил в ст. *Два слова о прогрессе* (1859), где призывал относиться к понятию *прогресс* с большой осторожностью, т. к. в слепом очаровании *прогрессивностью прогресса* и неудержном следовании ему об-во зачастую утрачивает фундаментальные ценности своей культуры. Деятельность Г. является примером своеобразного явления в рус. культуре сер. XIX в. синкретизма духовно-академической и университетской философии.

  1. гогоцкий сильвестр сильвестровичГогоцкий Сильвестр Сильвестрович философ гегелевского направления сын протоиерея. Окончив киевскую академию где в то время преподавали философию шеллингианец И.М. Скв...Биографический словарь
  2. гогоцкий, сильвестр сильвестровичфилософ гегелевского направления сын протоиерея. Окончив Киевскую академию где в то время преподавали философию шеллингианец И. М. Скворцов и В. Н. Карпов Г. взял на себ...Большая биографическая энциклопедия
  3. гогоцкий сильвестр сильвестровичГогоцкийstrong Сильвестр Сильвестрович [.] русский философидеалист. Профессор Киевской духовной академии и Киевского университета . Пытался критически переоценить гегеле...Большая Советская энциклопедия II
  4. гогоцкий сильвестр сильвестровичГОГОЦКИЙ Сильвестр Сильвестрович российский философ. Профессор Киевского университета . Автор историкофилософских работ и первого в России многотомного философского сло...Большой Энциклопедический словарь V
  5. гогоцкий сильвестр сильвестровичГогоцкий Сильвестр Сильвестрович января июня философПсевдонимыi кийu С.u С. Г.u С. С. Г.u N. Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей ученых и общественны...Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Имена
  6. гогоцкий сильвестр сильвестровичГОГОЦКИЙ Сильвестр Сильвестрович род. КаменецПодольск ум. рус. религиозный философ. Философия Гогоцкого была целиком посвящена защите православия и потому задачу филосо...Философская энциклопедия
  7. гогоцкий сильвестр сильвестровичянв. июня рус. философидеалист. Проф. Киевской духовной академии и Киевского унта с . Пытался приспособить гегелевскую и др. идеалистич. системы к требованиям право...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  8. гогоцкий сильвестр сильвестровичрод. КаменецПодольск ум. рус. религиозный философ. Философия Гогоцкого была целиком посвящена защите православия и потому задачу философии он видел в изображении идеи Б...Философский энциклопедический словарь II
  9. гогоцкий сильвестр сильвестровичрод. КаменецПодольск ум. рус. религиозный философ. Философия Гогоцкого была целиком посвящена защите православия и потому задачу философии он видел в изображении идеи...Философский энциклопедический словарь
  10. гогоцкий, сильвестр сильвестровичГОГОЦКИЙ СИЛЬВЕСТР СИЛЬВЕСТРОВИЧ русский философ богослов педагог. Родился января в КаменецПодольске. Учился в Киевской духовной академии . Доктор философии защитил дис...Энциклопедия Кольера II