Русская философия

ГИЛЯРОВПЛАТОНОВ НИКИТА ПЕТРОВИЧ

(23.05(4.06). 1824, г. Коломна 13(24). 10.1887, Петербург) публицист, философ, историк религии, издатель. Род. в семье приходского священника. Учился в Московской духовной семинарии и Московской духовной академии. По окончании курса в июле 1848 г. был определен бакалавром по классу библейской герменевтики и учения о вероисповеданиях, ересях и расколах. В 1850 г. возведен в степень магистра. В 1854-1855 гг. читал лекции по истории рус. церкви в миссионерском отд. при академии. В 1855 г. Г.-П. получает увольнение от церковно-училищной службы. В 1856 г. он становится цензором Московского цензурного комитета, в 1862 г. назначен чиновником особых поручений при министре народного просвещения, а в 1863 г. управляющим Московской синодальной типографией. С кон. 1867 г. Г.-П. начал издавать *Современные известия*, первую московскую ежедневную газету. В ней из номера в номер он публиковал свои статьи по церковным и текущим политическим вопросам. В 50-х гг. Г.-П. сблизился с кружком московских славянофилов, особенно с Хомяковым, после смерти к-рого принял активное участие в подготовке его собр. соч. (1861-1873). С Хомяковым Г.-П. объединяло отрицательное отношение к католичеству и протестантизму как к двум разновидностям одной зап. *ереси* и неприятие философского рационализма в целом и учения Гегеля в частности. Осн. философским соч. Г.-П. является его работа, посвященная критическому разбору философии Гегеля (1846). Одна из частей этого исследования была опубликована под названием *Рационалистическое движение философии новых времен* в журн. *Русская беседа* (1859, № 1), др. часть, содержащая критику 1-го разд. *Феноменологии духа* с обширными выписками из нее, появилась под заглавием *Онтология Гегеля* после смерти автора в журн. *Вопросы философии и психологии* (за 1891 г., кн. 8, 10). Г.-П. считал гегелевскую систему логическим завершением западноевропейской философии, выбравшей одностороннее, рационалистическое направление. Гегелевская философия, по его мнению, противоречит *здравому смыслу* и поэтому оставляет человека с двумя равноправными воззрениями на мир: обыденным и отвлеченно-теоретическим. Попытку Гегеля в *Феноменологии духа* доказать, что обыденное сознание в силу своей внутренней противоречивости неизбежно возвышается до философского (постигающего призрачность, чувственного мира и тождественность субъективного и объективного в представлении), Г,-П. считал неудачной, а его аргументы софистическими. Он отрицал описанный Гегелем диалектический процесс развития сознания, в к-ром каждый новый момент *снимает*, *отрицает* предыдущие, и полагал, что все способы человеческого познания совместимы в некоем синтетическом единстве, в целостном *уме*. Последний, по определению Г.-П., не есть только формальная сила (каковой является разум), но и тот интеллектуальный центр тяготения, *около которого само собою сжимается в единство все разнообразие приобретенной материи знания* (Сб. соч. Т. 1.С. 322). Рационалистическое развитие философии, по его мнению, *основывается именно на забвении этого *самого главного двигателя нашего знания* (Там же. С. 323). Закономерный крах абсолютного рационализма гегелевской системы обусловил, по Г.-П., последующее господство отрицательных направлений: материализма в теоретической философии и *инстинктуализма* в философии практической. Кроме работы о Гегеле, получившей высокую оценку в магистерской диссертации В. С. Соловьева, определенный интерес представляют два письма Г.-П. к И. С. Аксакову от 1884 г., опубликованные под общим названием *Откуда нигилизм?* в газ. *Русь*. Откликаясь на ст. Данилевского *Происхождение нашего нигилизма*, Г.-П. отказывал нигилизму в цельной теоретической доктрине, упрекал его идеологов в стремлении построить об-во на основаниях лишь разума. По его мнению, без традиционных исторических *предрассудков* *суждений, не опирающихся на достаточное основание*, человеческое существование в рамках об-ва невозможно. Освященные опытом прошлого, *предрассудки* (а к их числу он относил религиозные, нравственные устои об-ва и государства) имеют преимущество перед совр. *предрассудками*, напр., перед столь же предвзятым мировоззрением самих нигилистов. Сведение *веры* к *предрассудку* (даже при крайне широком толковании этого слова), по существу, означало отказ от характерного для ранних славянофилов убеждения в возможности свободного, полностью оправдываемого разумом признания религиозных догматов, сомнение в соответствии разума с конфессиональными особенностями православной церкви. Научная деятельность Г.-П. была достаточно разносторонней. Он разрабатывал собственную экономическую теорию (см.: Основные начала экономии. М., 1889), занимался исследованиями в области славянского языкознания (см.: Экскурсия в русскую грамматику: Сб. соч. Т. 2. С. 236-270), опубликовал также кн. воспоминаний *Из пережитого* (М., 1886), воссоздающую атмосферу духовных училищ 40-50-х гг. XIX в. в России.

  1. гиляровплатонов никита петровичГиляровПлатонов Никита Петрович публицист . Окончил курс в Московской духовной академии состоял в ней бакалавром по кафедрам герменевтики и учения о вероисповеданиях е...Биографический словарь
  2. гиляровплатонов, никита петровичгг. магистр Московской духовной Академии XVI выпуска г. блестящий ее профессор гг. либеральный московский цензор гг. видный публицист славянофильского толка и популяр...Большая биографическая энциклопедия
  3. гиляровплатонов никита петрович. . русский мыслитель и публицист близкий к славянофилам сформулировал жизненное кредо коренного русского человека Жизнь есть подвиг а не наслаждения. Труд есть долг а н...Святая Русь - энциклопедический словарь
  4. гиляровплатонов никита петровичГиляровПлатонов Никита Петрович публицист редактор консервативной московской газеты Современные известия сотрудник многих монархических изданий Русская беседа и пр. Гла...Словарь литературных типов (авторы и персонажи)
  5. гиляровплатонов никита петровичГиляровПлатонов Никита Петрович мая в Коломне окт. в СПб. публицистПсевдонимыi Вес.Долгийu Веселый Долгийu Г.в Н.u Гв Н.u Гв П.u Н. Г.u Р. С. Т.u Ц. Масанов И.Ф. Сл...Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Имена
  6. гиляровплатонов никита петровичГИЛЯРОВПЛАТОНОВ Никита Петрович род. Коломна ум. С.Петербургрус. философпублицист славянофил. Подобно духовным писателям древней Руси видел в религии важнейшие проявле...Философская энциклопедия
  7. гиляровплатонов никита петровичмая окт. рус. публицист и философидеалист. Проф. Моск. духовной академии издатель и редактор консервативной газ. Современные известия . Ученик Амфитеатрова Голубинс...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  8. гиляровплатонов никита петровичрод. Коломна ум. С.Петербург рус. философпублицист славянофил. Подобно духовным писателям древней Руси видел в религии важнейшие проявления человеческого духа. Представ...Философский энциклопедический словарь II
  9. гиляровплатонов никита петровичпублицист уроженец Коломны где отец его был приходским священником. Учился в Моск. семин. и Моск. дух. акад. С до г. Г.П. состоял в этой акад. бакалавром по кафедрам ге...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона