Русская философия

БУХАРЕВ АЛЕКСАНДР МАТВЕЕВИЧ

(архимандрит Феодор) (1824, с. Федоровское Корчевского у. Тверской губ. 2(14).04.1871, Переславль-Залесский) религиозный писатель, критик, богослов. Из семьи дьякона. В 1846 г. закончил Московскую духовную академию, незадолго до выпуска по настоянию ректора был пострижен в монахи и рукоположен во священство. Преподавал в академии по кафедрам древн. языков и Священного писания. В 1853 г. рукоположен в сан архимандрита. Учился у Голубинского, через к-рого познакомился с нем. философией и теософией. Испытал влияние Белинского, из статей к-рого извлекал философские идеи и переводил их *на иное основание*, т. е. ко Христу. На *Выбранные места из переписки с друзьями* Гоголя ответил *Тремя письмами к Н. В. Гоголю, писанными в 1848 г.* (1860), в к-рых прослеживал внутреннюю связь этого последнего произв. Гоголя с его предшествующим творчеством, усматривая в *Мертвых душах* *прозревание радости из воскресения* и разбирая противоречия и догматические неточности в гоголевской *Переписке*. В Москве Б. начал писать свой многолетний труд *Исследование Апокалипсиса*, первоначально одобренный митрополитом Филаретом, но в 1862 г., по его же инициативе, запрещенный к печатанию Синодом (опубл.: Сергиев Посад, 1916). С 1854 по 1858 г. Б. ординарный проф. Казанской духовной академии. С 1858 по 1861 г. цензор Санкт-Петербургского Комитета для цензуры духовных книг. За это время выходят его кн. *Несколько статей о св. апостоле Павле* (Спб., 1860), *О православии в отношении к современности* (Спб., 1860). Последняя послужила поводом для нападок редактора *Домашней беседы* (цензором к-рой был Б.) православного публициста В. И. Аскоченского (1813-1879), обвинившего Б. в уклонении от руководства церкви и гегельянстве. После этого Б. пришлось оставить пост цензора и переехать в Никитский Переславльский монастырь, а после запрещения *Исследования Апокалипсиса* (1862) он подает прошение о выходе из монашества, в 1863 г. оно было удовлетворено с лишением сана и богословского звания. Б. поселился в Переславле, женился и жил в супружестве вплоть до смерти в крайней бедности. Духовные журналы отказывались печатать его статьи, и он издавал их отдельными книгами или в жури. *Сын Отечества* (большая часть статей вошла в сб. *О современных духовных потребностях мысли и жизни, особенно русской*. М., 1865). В центре системы Б. представление об искупительной любви Сына Божьего, принимавшего на себя своим вочеловеченьем и страданиями все, в т. ч. и будущие, грехи мира и рода человеческого. Он настаивает на том, что главное жертва Христа за мир и человека, а не жертва человека и мира для Бога. Рассуждая о тайне Боговоплощения, Б. пытается приложить к ней философские приемы исследования. Говоря о человеческом мышлении Спасителя, он находит, что Богочеловек познавал во внешних предметах свои же собственные творческие мысли, которые лежат в основе всего сущего, и что, т. обр., субъективное и объективное бытие выступают в нем как тождественные. С другой стороны, взяв на себя вину за все заблуждения нашего духа, истощившись до смерти, Он, будучи основанием всякого бытия, явил нек-рое тождество бытия и небытия. Это предчувствовала, по мнению Б., философская мысль, но отнесла эту идею прямо к человеку и произвела системы Фихте, Шеллинга, Гегеля. По Б., человеческий ум, философия, науки, искусства должны быть возвращены Христу, найти всестороннее развитие в нем; в этой связи мир, современность, подлежат воплощению в них духа Христова. Тогда *сам Господь... покажет Себя самого воспринявшим человеческую мысль, сердце, фантазию и вообще все человеческое естество с волею и действием человеческим, притом вземляющим на себя вины всех человеческих грехов во всех этих отношениях или силах человеческих*. Идея Б. об искуплении Христом всех, в т. ч. философских, умственных, грехов вызвала особые нарекания со стороны Аскоченского. Богословской позицией Б. объясняется и его интерес к светской культуре: он посвящает свои статьи разбору романов *Что делать?* Чернышевского, *Отцы и дети* И. С. Тургенева, *Преступление и наказание* Достоевского, картины А. А. Иванова *Явление Христа народу*, светских и духовных журналов. По оценке Флоровского, осн. в мировоззрении Б. было *очень яркое переживание свершившегося спасения*, ощущение возможности скорого преодоления греха, что влекло за собой *несдержанный оптимизм, радость примирения*. Флоровский считал Б. запоздалым мыслителем, выразившим мистицизм Александровской эпохи. Оправдание Б. мира и светского творчества оказалось созвучно религиозно-философской мысли нач. XX в. (Розанов, Бердяев, Флоренский).

  1. бухарев александр матвеевичБухарев Александр Матвеевич архимандрит Феодор явление исключительное в истории русской церкви. В настоящее время он снова стал привлекать к себе внимание наиболее чу...Биографический словарь
  2. бухарев, александр матвеевичв монашестве Феодорem em духовный писатель род. в Тверской епархии в г. ум. в Переяславле апреля г. Сначала Бухарев обучался в тверской семинарии еще при поступлении в...Большая биографическая энциклопедия
  3. бухарев александр матвеевичархимандрит Феодор явление исключительное в истории русской церкви. В настоящее время он снова стал привлекать к себе внимание наиболее чутких представителей современ...Большой российский биографический словарь
  4. бухарев александр матвеевичБУХАРЕВ Александр Матвеевич в монашестве Феодор русский богослов и философ предтеча т. н. нового религиозного сознания в России кон. нач. вв. Конфликт с церковными в...Большой Энциклопедический словарь V
  5. бухарев александр матвеевичв монашестве архим. Феодор . русский богослов публицист критик. Выпускником Московской Духовной академии постригся в монахи по окончании преподавал в ней же. В после ...Святая Русь - энциклопедический словарь
  6. бухарев александр матвеевичБухарев Александр Матвеевич Псевдонимыi Александр Б. Бахарева Г. В. Эльзон М. Д. В т. экземпляра принадлежавшего И. М. Кауфману с поправками и дополнениями его рукой с...Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Имена
  7. бухарев, александр матвеевичБУХАРЕВ АЛЕКСАНДР МАТВЕЕВИЧархимандрит Феодор русский богослов и философ. Родился в с.Федоровское Тверской губернии в . В окончил Московскую духовную академию принял мо...Энциклопедия Кольера II