Русская философия

БАХТИН МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ

(5(17).П. 1895, Орел 7.3.1975, Москва) философ, литературовед, эстетик, лингвист, культуролог. Учился в Новороссийском (Одесском) ун-те, окончил историко-филологический ф-т Петроградского ун-та. Международную известность и признание ему принесли прежде всего его фундаментальные труды о Достоевском и Ф. Рабле. В 30-е гг. подвергался преследованиям, был в ссылке, в течение 30 лет не имел возможности издавать свои работы. По этой причине три книги, написанные им (или в значительной части им), и несколько статей были опубликованы под именами друзей и сотрудников. В частности, две работы: *Фрейдизм: Критический очерк* (1927) и *Марксизм и философия языка* (1929, 1930) вышли в свет под именем В. Н. Волошинова, а кн. *Формальный метод в литературоведении. Критическое введение в социологическую поэтику* (1928) под именем П. Н. Медведева. В творческой биографии Б. условно можно выделить три периода. Первый приходился на 20-е гг. и отмечен преобладанием философской проблематики. Второй длился с кон. 20-х до сер. 30-х гг. и отличался наибольшей широтой научных интересов. В этот период Б. издал один из главных и наиболее известных своих трудов *Проблемы творчества Достоевского* (1929); последующие издания вышли под названием *Проблемы поэтики Достоевского*. Здесь раскрывается сущность совершенного великим писателем эстетического переворота создание полифонического, диалогического романа. В одной из трех упомянутых книг, подписанных друзьями Б., философская тема проецируется на проблематику языка, рассматриваемого через призму социологии и в полемике со сторонниками структурной лингвистики. Б. разрабатывает то, что сегодня именуют социолингвистикой, уделяя основное внимание прагматике языка. В др. книге критически анализируется концепция 3. Фрейда. Содержание третьей книги составляет полемика с представителями формальной школы (Якобсон, В. Б. Шкловский и др.), к-рым Б. противопоставляет социологическое и культурологическое понимание поэтики и поэтического языка. Третий период творчества Б. начинается с сер. 30-х гг. Здесь в центре его внимания вопросы истории и теории литературы. Б. создает лишь отчасти сохранившуюся работу о Гёте, а также второй главный свой труд *Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса* (1965, написана в 1940), где, помимо литературоведения, значительное место занимает культурология, в частности исследование народных праздников, карнавала, смеха в истории культуры и т. д. В последний год своей жизни Б. издает кн. *Вопросы литературы и эстетики* (1975), включив в нее исследования 30-х гг. Уже после его смерти опубликована *Эстетика словесного творчества* (1979), куда вошли работы первого и третьего периодов, а также *Литературно-критические статьи* (1986). В этих работах представлена методология литературоведения и гуманитарных наук. Концепция Б. в той или иной мере пересекается с феноменологией, экзистенциализмом, марксизмом, неокантианством, христианством и др. течениями. Феноменология и экзистенциализм вызывают у него интерес своим пристальным вниманием к человеку. Из марксизма он берет принцип историзма, но скептически смотрит на диалектику, полагая, что она вышла из диалога, чтобы вновь вернуться в него на более высоком уровне как диалог личностей. Диалогизм при этом выступает одновременно как метод, концепция мира и художественный стиль. В неокантианстве Б. привлекает деление наук на науки о природе и науки о культуре, однако он избегает их жесткого противопоставления. Христианские (православные) мотивы в исследованиях Б. проявляются в связи с темой любви к др., обращением к образу Христа как воплощению истины и абсолютных ценностей. Вместе с тем Б. довольно редко делал прямые ссылки на религию, оставаясь на позициях совр. науки и философии, но не впадая в крайности сциентизма. Наибольшее влияние на него оказал Достоевский, с к-рым его соединило глубокое духовное родство. В целом концепция Б. может быть определена как своеобразная герменевтика, принимающая форму диалогизма или философии человека, к-рый ведет нескончаемый диалог с др. людьми и самим собой. Вне речевого текста и контекста человек для Б. не существует. Он отмечает, что главный пафос всего творчества Достоевского борьба с овеществлением человека, всех человеческих отношений и ценностей в мире. Для Б. человек также выступает как неповторимая индивидуальность и личность, как субъект, обладающий сознанием, мировоззрением и волей, к-рый мыслит, познает, действует и совершает поступки, неся полную ответственность за все содеянное. Однако Б. не наделяет человека самодостаточным бытием, отвергает индивидуализм и субъективизм. Вслед за Достоевским он *противостоит культуре принципиального и безысходного одиночества*. *Субъективизации* он противопоставляет *персонализацию*, считая, что первая ограничивается одним только *я*, тогда как вторая рассматривает *я* в отношениях с др. личностями, в связях между *я* и *другой*, *я* и *ты*. В основе человеческого лежит межчеловеческое, интерсубъективное, т. е. социальное. Необходимость взаимосвязи человеческих существ обнаруживается в простом акте восприятия одного человека др. Будучи единством двух аспектов внутреннего и внешнего, души и тела, сам себе я дан только внутренне и не могу увидеть самого себя извне. Для этого мне нужно либо зеркало, либо взгляд др. человека, его *кругозор* или *избыток видения*, к-рый завершает, восполняет меня до целого. Два человеческих существа составляют минимум жизни и бытия. Быть для человека значит общаться, быть для др. и через него для себя. Говоря о социальности, Б. имеет в виду не экономическую (*вещную*) или политическую социальность, но духовную нравственную, эстетическую, философскую и религиозную, в рамках к-рой происходит приобщение к высшим ценностям и отношения людей становятся узами братства. При разработке методологии гуманитарных наук Б. выступает против позитивистского сциентизма, к-рый рада естественно-научной строгости и точности готов *умертвить* все живое, пожертвовать *человеком в человеке*, превращая его из субъекта в обычный объект. Он, в частности, упрекает структурную лингвистику в том, что она ограничивается изучением грамматической структуры высказывания, абстрагируясь от говорящего человека. В то же время Б. не считает обоснованным жесткое противопоставление естественных и гуманитарных наук. И те и др. используют обе формы познания - объяснение и понимание, однако для первых главным выступает объяснение, а для вторых - понимание. Своеобразие гуманитарного знания обусловлено двойственной природой человека, являющегося одновременно субъектом и объектом, воплощающего в себе единство свободы и необходимости. Как живое социальное существо человек включен в необходимые связи, и его поведение входит в компетенцию научного анализа и объяснения, опирающихся на социологические, психологические и биологические законы, подчиняющиеся требованиям строгости и точности. Когда же дело касается смысла и свободы, носителем к-рых является человек, выступающий уже как субъект, то здесь познание направлено на индивидуальное, его предметом является *выразительное и говорящее*, а его критерием будет не точность, но глубина проникновения. Методом познания здесь становятся истолкование и понимание, принимающие форму диалога личностей. Именно такой путь ведет к постижению человека и выражаемого им смысла, к-рый выступает как *элемент свободы, пронизавший необходимость*. В этом плане литературоведение сближается с самой литературой, какой она предстает в творчестве Достоевского. Анализируя последнее, Б. открывает в нем совершенно новый тип романа диалогический и полифонический. Здесь автор перестает занимать внешнее положение по отношению к персонажам (вненаходимость) и вступает с ними в равноправный диалог. *Множественность самостоятельных и неслиянных голосов и сознаний, подлинная полифония полноценных голосов* в этом видит Б. главную особенность романов Достоевского. Позже он вносит уточнения в свою концепцию, заметно усиливая значение автора, возвращает ему нек-рые прежние преимущества и превосходство над героем, восстанавливает имевшую между ними иерархию. Он считает, что автор должен сохранить свою позицию вненаходимости и связанный с ней избыток видения и понимания, подчеркивая, однако, их диалогический характер. Он также отмечает, что автор не может стать одним из образов романа, ибо является *природой творящей*, а не *природой сотворенной*. Говоря об эстетических взглядах Б., нельзя не упомянуть о его отношении к формальной школе. Внешне здесь имеется определенное сходство: общий интерес к языку, совпадающая терминология (форма, конструкция, система), связь с эстетикой романтизма, однако на этом основании Б. нельзя относить к формальной школе. Формалисты стремились выделить некую *поэтичность* и *литературность* в чистом виде, как совокупность нек-рых общих и трансисторических формальных черт и приемов. Б. же считает, что вне связи с культурой и ее историей литература не существует. Он рассматривает литературное произв. как сложное единство материала, формы и смысла, где осн. организующим элементом выступает ценностно-смысловой аспект, архитектоника произв. В структурно-семиотических исследованиях, являющихся продолжением и развитием идей формальной школы, он положительно оценивает те работы, авторы к-рых стремятся понять литературу в *дифференцированном единстве всей культуры эпохи*. Критикуя формальную школу, не находящую достойного места для человека, Б. не менее критически смотрит на тенденцию, к-рая берет за точку отсчета изолированного индивида (в русле формулы *стиль это человек*), ибо для понимания стиля ему нужно по меньшей мере два человека, а в пределе все культурное поле, возникающее из интерсубъективных отношений людей. Он против любых крайностей, к-рые ведут или к догматизму, или к релятивизму, к-рые *одинаково исключают всякий подлинный диалог, делая его либо ненужным (релятивизм), либо невозможным (догматизм)*.

  1. бахтин, михаил михайлович[.] спец. в обл. теории познания эстетики культурологии филол. литературоведения. Род. в Орле. Закончил гимназию в Одессе и поступил на ист.филол. фт Новороссийского унт...Большая биографическая энциклопедия
  2. бахтин михаил михайловичрос. философ культуролог филолог литературовед психолог параллельно с Л. С. Выготским и независима от него развивал идеи культурноисторической психологии. Его труды прони...Большая психологическая энциклопедия
  3. бахтин михаил михайловичБахтинstrong Михаил Михайлович [р. . г. Орл] русский советский литературовед. В начал педагогическую и литературную работу. В книге Проблемы творчества Достоевского исс...Большая Советская энциклопедия II
  4. бахтин михаил михайловичБАХТИН МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ рос. философ культуролог филолог литературовед психолог параллельно с Л. С. Выготским и независима от него развивал идеи культурноисторической ...Большой психологический словарь
  5. бахтин михаил михайловичБАХТИН Михаил Михайлович российский литературовед теоретик искусства. Историкотеоретические труды посвященные эпосу роману языку становлению и смене художественных форм...Большой Энциклопедический словарь V
  6. бахтин, михаил михайловичМихаил Михайлович русский литературовед теоретик искусства. Историкотеоретические труды посвященные становлению и смене художественных форм выявляют ценностнофилософск...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  7. бахтин михаил михайловичрус. философ филолог специалист в области филос. антропологии философии диалога. Окончил историкофилол. фт Петроградского унта . С конца х гг. подвергался репрессиям не и...История и философия науки. Энциклопедический словарь
  8. бахтин михаил михайловичМихаил Михайлович российский философ психолог литературовед теоретик культуры. Специалист в области теории познания эстетики культурологии филологии и литературоведени...История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон
  9. бахтин михаил михайловичОрл Москва теоретик литературы культуролог. Родился в семье банковского служащего закончил классическое отделение историкофилологического факультета Петроградского унив...Москва (энциклопедия)
  10. бахтин, михаил михайловичлитературовед и философ. С вл научную и преподавательскую работу в Ленинграде в т.ч. в ЛГУ. В е гг. сформулировал основы эстетикофилософской концепции содержавшей критич...Педагогический терминологический словарь
  11. бахтин михаил михайловичроссийский философ психолог литературовед теоретик культуры. Спец. в обл. теории познания эстетики культурологии филологии и литературоведения. После окончания Одесской г...Психология общения. Энциклопедический словарь
  12. бахтин михаил михайлович[. . Орл . Москва] литературовед и философ. В окончил историкофилол. фт Петроградского унта. Работал учителем в Невеле преподавателем пед. инта и консерватории в Витеб...Российская педагогическая энциклопедия
  13. бахтин михаил михайловичизвестный русский ученый философ филолог литературовед теоретик культуры. Основные публикации работ Б. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренесс...Словарь постмодернизма
  14. бахтин михаил михайловичБАХТИН Михаил Михайлович философ литературовед эстетик лингвист культуролог. Предполагается что две его работы Фрейдизм Критический очерк и Марксизм и философия языка ...Философская энциклопедия
  15. бахтин михаил михайловичлитературовед теоретик искусства. Анализировал философское значение категорий поэтики исследовал полифоническую форму романа и народную смеховую культуру средневековья....Человек и общество
  16. бахтин, михаил михайловичБАХТИН МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ русский теоретик литературы и философязыковед. Основатель литературоведческой школы диалогизма исследующей взаимоотношения автора и произведения ...Энциклопедия Кольера II
  17. бахтин михаил михайловичсоветский литературовед филолог теоретик исква эстетические идеи крого оказали влияние на гуманитарную науку последней трети XX в. Осн. круг своих занятий сам Б. определи...Эстетика