История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон

БАХТИН МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ

Михаил Михайлович (1895— 1975) — российский философ, психолог, литературовед, теоретик культуры. Специалист в области теории познания, эстетики, культурологии, филологии и литературоведения. После окончания Одесской гимназии учился на историко-филологическом фак-те Новороссийского ун-та, затем перешел в Петроградский ун-т, который окончил в 1918 г. Владел пятью языками (гр., лат., нем., англ., фр.). По окончании ун-та преподавал в Невеле в единой трудовой школе. В 1920 — 1924 гг. преподавал всеобщую литературу и философию музыки в Педагогическом ин-те и консерватории Витебска. Разрабатывал проблему понимания творчества как поступка. В 1924 г. переехал в Ленинград. Исследовал проблемы культуры и литературы. Самостоятельно и совместно с коллегами (в том числе с В.Н. Волошино-вым и др.) изучал психоаналитическое учение 3. Фрейда. В 1927 г. в Москве Госиздат опубликовал книгу В.Н. Волоши-нова Фрейдизм. Критический очерк, которая, согласно недоказанной и недокументированной версии, иногда приписывается Б. В 1929 г. был арестован по сфабрикованному ОГПУ обвинению в причастности к деятельности нелегальной организации правой интеллигенции, существовавшей в течение ряда лет в Ленинграде под названием Воскресение, и отправлен на 5 лет в ссылку в г. Куста-най. В этом же году опубликовал книгу Проблемы творчества Достоевского, в которой исследовал вопросы создания полифонического и диалогического романа. Во время ссылки написал работу Слово о романе (1934—1935). В 1937 г., после окончания ссылки, из-за запрета проживать в крупных городах искал работу в Подмосковье и работал в г. Кимры учителем в школе. В этот период пишет труд о смеховой культуре — Рабле в истории реализма, которую в 1940 г. представил в качестве докт. дис. в Институт мировой культуры АН СССР. Однако эта работа, оцененная позже как выдающееся научное достижение, не дала Б. возможности получить докторскую степень (была доработана и опубликована только в 1965 г). С 1945 по 1961 г. Б. работал в Саранске, преподавал и заведовал кафедрой в Мордовском педагогическом институте. В 60-х гг. переехал в Подмосковье, а затем в Москву. Научное наследие Б. очень велико и разнообразно. Он стремился повернуть философию к вечным проблемам человеческого бытия. Через все его исследования проходит идея об ответственности человека за свое единственное бытие в мире и культуре. Считал, что философия (равно как и психология) должна исследовать жизнь как деятельность (не столько физическую, сколько духовную). Разрабатывая философию поступка, трактовал поступок как результат ответственно воспринятого, а не навязанного извне, долженствования. Решал с этой позиции проблему ценности: общезначимая ценность становится действительно значимой только в индивидуальном контексте. В своей нравственной философии имел в виду выход из мира традиционных моральных норм в сферу смысла, духа. Только в таком случае рождается чувство ответственности, поскольку я единственный свидетель события-бытия. Здесь Б. ближе всего стоит к антропологической философии, он творчески осмысливает такие фундаментальные понятия как душа, дух, духовное, душевное, тело, рассматривает тело, душу и дух в их триединстве. Новаторской предстает и его разработка проблемы я-для-себя, я-для-другого, другой-для-меня, где существенное место занимает феноменологический аспект причастной вненаходи-мости к чужому сознанию, участное внимание к другому. Здесь основная идея Б. в том, что каждый феномен человеческой жизни необходимо воспринимать как феномен культуры. А идея культуры понималась им как синтез духовных смыслов бытия — логических, эстетических, религиозных, нравственных, эмоциональных. Отсюда Б. дает свое определение культуры: всякая культура основывается на творчестве и означает творчество. Но если мир культуры, как мир живого духа, подменяется миром рассудочных категорий, механическим способом мысли, социальной необходимостью, то убивается всякая жизненная связность, тогда нет необходимости в знании о духовном мире. Это, по Б., один из корней кризиса творчества, кризиса культуры и кризиса поступков. Если всюду царит причинная и математическая необходимость, то человеку остается только все понимать и все прощать, поскольку добро и зло совершенно равноценны перед лицом необходимости. С человека снимается всякая ответственность. Только через культуру человек способен к самодетерминации и способен быть ответственным за свои поступки. (Р.А. Александрова). Важное место в творчестве Б. занимали проблемы языка. Он предпринял попытку перенести вопрос о взаимодействии культуры и человека в семиотическую плоскость. Язык, по Б., — это совокупность принятых в данной культуре и выраженных в знаковом материале значений и смыслов. Слово, считает Б., — акт индивидуального творчества; социальный кругозор — та область значений, которая отведена индивидуальному сознанию данной эпохой и данной культурной ситуацией. В этом же контексте Б. разрабатывал проблемы диалога и общения (речевой коммуникации). Трактовал высказывание как звено в очень сложно организованной цепи других высказываний , вступающих с ним в те или иные отношения, когда всякий говорящий является в большей или меньшей степени отвечающим. Исследовал так же эстетику словесного творчества, формы времени и хронотопа в романе, проблемы текста в лингвистике, филологии и др. гуманитарных науках. Работы Б. лежат в основании многих работ по психолингвистике и психологии искусства. Основные труды были опубликованы после 60-х гг., в том числе монографии: Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса , М., 1965, 1990; Эстетика словесного творчества, 1979, 1986; Работы 20-х годов, 1994; Проблемы творчества и поэтики Достоевского, 1994; и др. Л.А. Карпенко, В. И. Овчаренко

  1. бахтин, михаил михайлович[.] спец. в обл. теории познания эстетики культурологии филол. литературоведения. Род. в Орле. Закончил гимназию в Одессе и поступил на ист.филол. фт Новороссийского унт...Большая биографическая энциклопедия
  2. бахтин михаил михайловичрос. философ культуролог филолог литературовед психолог параллельно с Л. С. Выготским и независима от него развивал идеи культурноисторической психологии. Его труды прони...Большая психологическая энциклопедия
  3. бахтин михаил михайловичБахтинstrong Михаил Михайлович [р. . г. Орл] русский советский литературовед. В начал педагогическую и литературную работу. В книге Проблемы творчества Достоевского исс...Большая Советская энциклопедия II
  4. бахтин михаил михайловичБАХТИН МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ рос. философ культуролог филолог литературовед психолог параллельно с Л. С. Выготским и независима от него развивал идеи культурноисторической ...Большой психологический словарь
  5. бахтин михаил михайловичБАХТИН Михаил Михайлович российский литературовед теоретик искусства. Историкотеоретические труды посвященные эпосу роману языку становлению и смене художественных форм...Большой Энциклопедический словарь V
  6. бахтин, михаил михайловичМихаил Михайлович русский литературовед теоретик искусства. Историкотеоретические труды посвященные становлению и смене художественных форм выявляют ценностнофилософск...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  7. бахтин михаил михайловичрус. философ филолог специалист в области филос. антропологии философии диалога. Окончил историкофилол. фт Петроградского унта . С конца х гг. подвергался репрессиям не и...История и философия науки. Энциклопедический словарь
  8. бахтин михаил михайловичОрл Москва теоретик литературы культуролог. Родился в семье банковского служащего закончил классическое отделение историкофилологического факультета Петроградского унив...Москва (энциклопедия)
  9. бахтин, михаил михайловичлитературовед и философ. С вл научную и преподавательскую работу в Ленинграде в т.ч. в ЛГУ. В е гг. сформулировал основы эстетикофилософской концепции содержавшей критич...Педагогический терминологический словарь
  10. бахтин михаил михайловичроссийский философ психолог литературовед теоретик культуры. Спец. в обл. теории познания эстетики культурологии филологии и литературоведения. После окончания Одесской г...Психология общения. Энциклопедический словарь
  11. бахтин михаил михайлович[. . Орл . Москва] литературовед и философ. В окончил историкофилол. фт Петроградского унта. Работал учителем в Невеле преподавателем пед. инта и консерватории в Витеб...Российская педагогическая энциклопедия
  12. бахтин михаил михайлович.П. Орел . Москва философ литературовед эстетик лингвист культуролог. Учился в Новороссийском Одесском унте окончил историкофилологический фт Петроградского унта. Междун...Русская философия
  13. бахтин михаил михайловичизвестный русский ученый философ филолог литературовед теоретик культуры. Основные публикации работ Б. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренесс...Словарь постмодернизма
  14. бахтин михаил михайловичБАХТИН Михаил Михайлович философ литературовед эстетик лингвист культуролог. Предполагается что две его работы Фрейдизм Критический очерк и Марксизм и философия языка ...Философская энциклопедия
  15. бахтин михаил михайловичлитературовед теоретик искусства. Анализировал философское значение категорий поэтики исследовал полифоническую форму романа и народную смеховую культуру средневековья....Человек и общество
  16. бахтин, михаил михайловичБАХТИН МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ русский теоретик литературы и философязыковед. Основатель литературоведческой школы диалогизма исследующей взаимоотношения автора и произведения ...Энциклопедия Кольера II
  17. бахтин михаил михайловичсоветский литературовед филолог теоретик исква эстетические идеи крого оказали влияние на гуманитарную науку последней трети XX в. Осн. круг своих занятий сам Б. определи...Эстетика