Российский гуманитарный энциклопедический словарь

КЛАССИЦИЗМ

КЛАССИЦИ́ЗМ - периоды в истории к-ры Европы, Америки и России, когда идеальными становятся худож. формы античного иск-ва, а деяния исторических и мифологических персонажей древности выбираются в качестве сюжета худож. произведений и становятся образцом для подражания.

К. в целом не является содержательным стилем, но системой форм, в к-рых могут воплощаться самые разные мировоззренческие системы, имеющие, тем не менее, много общих черт. Во 2-й пол. 17 в. и с сер. 18 до нач. 19 в. К. был стилем эпохи. К. во многом определил культ. и науч. жизнь Европы и проявился в разных ее сферах - философии, естеств. науках, архитектуре, изобр. иск-вах, музыке, лит-ре и т. д.

Мир К. состоит из абсолютных реальностей и отношений, строится на разумных и потому вечных началах. Его субстанциональные основы постоянны, исторически неизменны, но проявления их в обычной жизни искажены хаотическими случайностями. Переживание историч. времени в эпоху К. еще не сформировалось, история воспринималась как цепь событий с неизменной точкой отсчета. Гл. орудием раскрытия Истины, освобождения ее от хаоса, и тем самым познания законов мира и жизни К. полагал разум, ибо он есть основа самого мироздания. Отсюда представление об универсальном языке культуры, адекватном законам мироздания, лежащем в основе всех механизмов познания.

В теории искусства К. кажется парадоксом идея "подражания природе" (мимесис). Но коль скоро основы природы неизменны, то подражание ей есть очищение от случайностей и задача иск-ва - стереть искажения, обнаружив непреходящие эл-ты мироздания, глубинную сущность природы - ее вечные законы и основы, для к-рых не существует исторической изменяемости. Изменяемое, динамичное и нехарактерное - лишь видимость, нарушающая предустановленную гармонию мироздания, и естественно, что фиксация их иск-вом отвергалась. Поэтому, в частности, для К. не существует национальных истоков, которые могли восприниматься только как искажение всеобщих, вненациональных и вневременных основ. В этическом плане разумные и вечные основы выступают в К.как образцовые, к-рым человек должен подражать.

Задача иск-ва - остановить время, освободить вечность. Фиксированная временна́я точка зрения (с неподвижным временем) соотносилась с античностью не как с эпохой начала исторического времени, а как с системой прекрасно организованного мира. Классическая древность выступала как явленный, воплощенный в реальности мир универсалий, вечных идей.

Характерными признаками К. являются: простота формы, пропорциональность, симметрия, ордерное оформление архитектурных сооружений, а также пондерация, т. е. сбалансированность, равновесие сил, действующих внутри художественной системы, - архитектурной, пластической или многофигурной композиции, драматического или поэтического текста, - образованной самостоятельными элементами; ясность архитектоники, в живописи - преобладание линии над цветом.

Поскольку законом бытия и одновременно орудием раскрытия истины для К. был прежде всего Разум, в иск-ве К. идея часто преобладает над чувств. образом и произведения отличаются определ. рационализмом. Рационализм особенно явствен в стиле К., к-рый во всех видах и родах иск-ва требовал ясности, простоты и четкости, соразмерности всех стилистич. элементов, что было необходимым условием верного постижения сущности изображаемого. Поэтому К. необходимо связан с орг-цией Академий, отбиравших и систематизировавших средства худож. языков.

Принципы К. были сформулированы во Франции в сер. 17 в. Наиболее отчетливо они выражены в литературе - в "Поэтическом искусстве" Н. Буало - сочинении, определившем лит. развитие Европы в течение последующего столетия. В архитектуре и садово-парковом иск-ве воплощением раннего К. стали созданные А. Ленотром и Ж. Ардуэн-Мансаром ансамбли Версаля, в живописи вершинами К. явились произведения К. Лоррена, Н. Пуссена, Ш. Лебрена.

К. был основой худож. мировоззрения Франции 17 в., классические традиции в архитектуре с эпохи Возрождения не прерывались также в Англии и Голландии, сочетаясь с воздействием барокко. В др. странах в это время господствовало барокко. В 18 в. Франция пережила период рококо, сменившийся неоклассицизмом, во многом следовавшим - особенно в литературе - заветам 17 в.

Развитие К. в литературе, изобразительных и др. иск-вах было неравномерным и непараллельным.

Рождение в сер. 18 в. археологии, раскопки терм Рима, открытие и раскопки Геркуланума дали новый импульс культу классической древности. Девизом К. 18 в. стало требование И. Винкельмана: "Единственный для нас способ быть великими, если возможно, неподражаемыми, - это подражание древним". К. 18 - нач. 19 в. содержательно был связан с идеями Просвещения и равенства, так, в архитектуре он отвечал задачам строить не только жилые дома и храмы, но - школы, театры, музеи, больницы, казармы.

Худож. формы К. пережили рационализм, в них в осн. укладывается и сентиментализм (в архитектуре и живописи существовавший в классич. формах). Традиции К. долго сосуществовали с романтизмом. При этом в формах К. 18 в. одинаково нашли свое воплощение идеи философского просвещенного абсолютизма в России и Пруссии, "Декларации Независимости" в США, имперских претензий Наполеона I - во Франции.

Становление принципов К. в музыке совпадает в России с эпохой реформ Петра I. Возникают новые формы организации муз. жизни - "ассамблеи", придворный оперный театр, новые жанры - канты, городские, солдатские песни и т. п. В посл. четв. 18 в., в екатерининскую эпоху, рождается национальная русская опера, герои к-рой - самодостаточные личности "третьего сословия" (оперы "Мельник - колдун, обманщик и сват" А. Аблесимова и М. Соколовского, "Ямщики на подставе" В. Пашкевича и др.) либо мифологические персонажи ("Орфей" Е. Фомина).

В сфере рус. инструментальной музыки кон. 18 в. (И. Хандошкин, Д. Бортнянский, М. Березовский) преломляются черты европейского муз. К., в частности, венской школы (Гайдн, Моцарт) с ее приверженностью к строгой соразмерности конструкции, к ясности мелодики и гармонии, к доминированию сонатной формы, претворяющей диалектический принцип развития. Черты К. в музыке обнаружились позднее, нежели в отеч. лит-ре, поэтому здесь они сопрягаются с эл-тами сентиментализма и раннего романтизма, проявившимися в музыке одновременно с литературными, но значительно раньше, чем в архитектуре: М. Глинка, живший в эпоху архитектурного К., писал уже вполне романтические произведения.

Предысторию К. в лит-ре иногда относят к петровской эпохе (Феофан Прокопович), однако больше оснований относить его зарождение к 1730-м гг., когда в творчестве А. Д. Кантемира, В. К. Тредиаковского, а позднее М. В. Ломоносова и А. П. Сумарокова (1740-е гг.) он складывается как законченная система. Однако важнейшей чертой рус. К. является его близость к барокко и рококо, что приводило к соединению в творчестве ряда литераторов (Тредиаковского, Ломоносова) черт обоих стилей: соблюдая классич. правила, эти поэты создавали тексты, мировоззрением лежащие вне К. Такой синтез был обусловлен своеобразием культурного пути России, не знавшей Ренессанса, следствием чего было опред. совпадение конечных целей барокко и К. - построить секуляризиров. культуру европ. типа, сориентиров. на античность. Рус. лит. К. предложил три пути приближения к античному идеалу. Первый реализовался в творчестве В. К. Тредиаковского, буквально следовавшего за античными авторами, что приводило к латинизации поэтич. языка, детализиров. стиля, метрич. поискам, завершившимся созданием гекзаметра. Не встретившие сочувствия современников идеи Тредиаковского нашли развитие в кон. 18 - нач. 19 в., в частности у писателей, связ. со стилем ампир (Н. И. Гнедич, В. А. Озеров). Второй путь приобщения к античному иск-ву предложил М. В. Ломоносов, по мнению к-рого необходимо воссоздать не букву, а дух античности, состоящий в величеств. гармонии. Третья возможность связана с деятельностью А. П. Сумарокова, считавшего необходимым подражать тем правилам, коим следовали антич. писатели. В их формулировке он во многом опирался на "Поэтическое искусство" Н. Буало. Различие в понимании возможностей повторения античности приводило к ожесточ. полемике между Тредиаковским, Ломоносовым, Сумароковым и их учениками; одной из ее форм были лит. состязания. Стилистич. принципы К. способствовали систематизации и очищению рус. лит. яз., уточнению семантики слова, упрощению синтаксиса, хотя в поэтич. практике эти принципы не всегда соблюдались (напр., у В. К. Тредиаковского, М. В. Ломоносова, В. П. Петрова). Тематико-проблемное содержание лит-ры рус. К. многообразно. Стремясь к раскрытию абс. идеальных качеств человека, К. тщательно исследовал страсти, существующие в душе, и их борьбу друг с другом. Большое внимание уделялось конфликту общего с частным; при этом, как правило, отстаивается примат общего, как более адекватно выражающего абсолютное начало, над частным (трагедии, оды М. В. Ломоносова и др. явления). В то же время К. утверждал идеи чести и благородства отд. человека (А. П. Сумароков и его школа). Большое место в нем занимало связ. с этим идейным комплексом горацианство, а также анакреонтика.

Жанровая система К. обусловлена также механизмами познания. Рационалистич. философия считала лучшим способом познания мира его членение на возможно более простые эл-ты; механич. сумма таких по отдельности понятых эл-тов и составляет общую картину действительности. В соотв. с этим каждый жанр был направлен на худож. осознание и воспроизведение к.-л. одной стороны жизни. Естественно, что разнонаправленность жанра теория К. отвергала (хотя на практике она могла возникнуть). Цельное восприятие мира должен давать не один жанр, а вся жанровая система в целом. Отсюда - "жанровая экстенсивность" писателей К., разрабатывающих, как правило, разл. жанры (А. П. Сумароков, М. М. Херасков и др.). В России теория жанров К. впервые была отчетливо сформулирована А. П. Сумароковым в "Эпистоле о стихотворстве" (1748).

Между "низким" и "высоким" располагались ср. жанры (идиллия, эклога, элегия и др.), также во многом связан. с идеальным содержанием, но раскрывающие его в более естеств. и негероич. (по сравнению с "высокими" жанрами) ситуациях, часто связ. с любовной тематикой.

Наиб. "чистый" вид К. приобрел у Сумарокова и его последователей (М. М. Хераскова, Я. Б. Княжнина, В. И. Майкова), к-рые способствовали утверждению в стихотворной культуре лирич. жанров и трагедии, связанных с изображением психол. состояний человеч. души. С 1760-х гг. К. начинает испытывать давление новых форм (в частности, жанра "слезной" комедии), к-рое приводит к постепенной утрате однонаправленности жанра ("Недоросль" Д. И. Фонвизина, оды Г. Р. Державина). В худож. мир К. входит оссианизм (Державин, Озеров), другие преромантич. тенденции (В. В. Капнист). Потеряв господств. положение в лит. процессе кон. 18 - нач. 19 в., К. продолжал существовать, в частности обнаруживаясь в поэзии декабристов. Стилистич. принципы К. повлияли на творчество целого ряда поэтов 19-20 вв. (А. С. Пушкин, А. Н. Майков, Н. Ф. Щербина, О. Э. Мандельштам, В. Ф. Ходасевич и др.).

В отличие от литературы, где классические идеи не были достойно воплощены из-за неразработанности рус. яз. того времени (и, в силу разрыва с яз. 19 в., тексты этой эпохи вышли из круга чтения), - в архитектуре, где рус. зодчие опирались на классические труды теоретиков прошлого, К. достиг совершенства. Архитектура рус. К. является высшим достижением этого стиля в архитектуре и первым несомненным вкладом послепетровской России в мировую культуру.

В России с теориями К. впервые познакомились в петровское время, а первые постройки появились в сер. 18 в. В это время в Европе К. уже был разработан и осознан, и синхронный русскому К. стиль в Европе называют неоклассицизмом.

В России К. был основой худож. мировоззрения в 1760-1830-е гг. Смена барокко К. произошла постепенно, на протяжении двух десятилетий, и в соответствии с личными вкусами имп. Екатерины II. У истоков К. в России стояла Академия художеств и ее первый руководитель Ж.-Б. Баллен-Деламот. Уже первые выпускники Академии В. И. Баженов и И. Е. Старов, вернувшиеся из пансионерской поездки в Италию и Францию, проявили себя именно как мастера классической архитектуры. Огромно значение И. Старова, строителя Таврического дворца, как родоначальника всего классического усадебного зодчества в России. В кон. 18 - нач. 19 в. работы М. Ф. Казакова оказывают огромное влияние на формирование классического облика Москвы, так же как дворцы и общественные здания Дж. Кваренги станут эталоном для последующих строителей Петербурга.

В это же время разрабатываются проекты застройки провинциальных городов, типовые проекты общественных зданий, гос. учреждений, казарм и даже частных жилых домов. Поэтому центры многих провинциальных городов России до сих пор сохранили классич. облик.

Если постройки в формах К. в екатерининскую эпоху имели отчетливо "палладианский" характер, т. е. основывались на ренессансных переработках римских и греческих образцов (характерным примером явл. творчество Ч. Камерона), то в дальнейшем, под влиянием французского арх. Ш. Н. Леду, - Н. А. Львов, А. Д. Захаров, Д. И. Жилярди и Ж. Тома де Томон разработали направление рус. К., наз. "Александровский ампир". После войны с Наполеоном работы над созданием крупномасштабных классицистич. сооружений были продолжены В. П. Стасовым и К. И. Росси. Именно в эту эпоху городские площади приобретают характер "римского форума": формируются, как архитектурные ансамбли. Огромная роль в этом на первом этапе принадлежит Ю. М. Фельтену, затем А. Д. Захарову, К. И. Росси.

Рус. живопись эпохи К. имела подражательно-академич. характер, за исключением жанра портрета, где В. Л. Боровиковский, Д. Г. Левицкий и др. создали галерею образов, проникнутых духом сентиментализма. Рус. скульптура, развивавшаяся в тесной связи с архитектурой, дала замечательные образцы монументальных произведений, портретов и фарфоровой пластики (Ф. Г. Гордеев, Ф. И. Шубин, М. И. Козловский, И. П. Мартос, В. И. Демут-Малиновский, Н. С. Пименов и многие др.).

В 1840-х гг. идеи и формы К. уходят на второй план, уступая место историзму, хотя отдельные здания строят в ордерном неоренессансе или помпейском стилях, основанных на классич. традициях.

На последнем этапе рус. модерна происходит возвращение К. - неоклассицизм. К. в эту эпоху воспринимается как золотой век национальной культуры не только в архитектуре и изобразительных иск-вах: подражание классич. образцам является основополагающей идеей и поэзии акмеистов. Но в архитектуре нач. 20 в. изменяются, перерабатываются классич. пропорции, усиливаются акценты (многослойные растянутые колоннады; узкие, вытянутые вверх фасады, мощные горельефы); симметрия заменяется подчеркнутой, характерной для модерна, асимметрией; применяются невозможные для К. материалы и расцветки, изменяется фактура; в рядовой застройке применяется гигантский ордер. Наряду с архитектурными прототипами классической Греции и Рима используется архаический декор.

Жизненность К. позволяет нек-рым исследователям (Э. Курциус, Д. Чижевский, В. Жирмунский) видеть в нем внеисторич. тип творчества, существующий в разные эпохи (от античности до 20 в.) и, несмотря на определенные модификации, сохраняющий внутр. единство. В то же время, питаясь худож. идеалами прошлого, К. постоянно балансирует на грани подражательности, канонизации и сухости формы, переводящих классицистич. произв. в сугубо академические.

В 20 в. формы К. стали идейными спутниками тоталитарных обществ. Синхронно в Италии в эпоху Муссолини, в гитлеровской Германии и сталинской России в основу всех искусств были положены классические формы.

Классицизм. Владимир и Рогнеда. Худ. А. П. Лосенко. 1770

Классицизм. План дома в стиле классицизма. Чертеж из альбома М. Казакова. 1801

  1. классицизмстиль в европейском искусстве XVII начала XIX в. основанный на эстетике связанной с античным искусством принятым за эталон. В архитектуре классицизма использовался язык ...Архитектурный словарь
  2. классицизмот лат. classicus образцовый художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе и искусстве начала вв. одной из важных черт которых являлось обр...Большая Советская энциклопедия II
  3. классицизмм. classicismo Итальянорусский словарь. Синонимы направление стиль...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  4. классицизммKlassizismus m неизм. направление стиль...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  5. классицизмклассицизм м Klassizismus m неизм.Синонимы направление стиль...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  6. классицизмм.clasicismo m...Большой русско-испанский словарь
  7. классицизмсущ. муж. рода только ед. ч.класицизм уem...Большой русско-украинский словарь
  8. классицизмм. classicisme m живопись классицизма peinture f classique илиem du classicisme...Большой русско-французский словарь
  9. классицизмм.classicisme mживопись классицизма peinture f classique или du classicisme направление стиль...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  10. классицизмот лат. classicus образцовый стиль в искве Зап. Европы нач. вв. и России последней трети в. й трети в. обращавшийся к формам и образам классич. античного искусств...Большой энциклопедический политехнический словарь
  11. классицизмот лат. classicus образцовый стиль и направление влитературе и искусстве нач. вв. обратившиеся к античному наследиюкак к норме и идеальному образцу. Классицизм сложи...Большой энциклопедический словарь II
  12. классицизмКЛАССИЦИЗМ от лат. classicus образцовый стиль и направление в литературе и искусстве нач. вв. обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Кла...Большой Энциклопедический словарь V
  13. классицизмот латинского classicus образцовый стиль и направление в литературе и искусстве начала вв. обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Сложилс...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  14. классицизмКЛАССИЦИЗМ а м. classicisme m. ampGT нем. Klassizismus. strong. Направление в литературе и искусстве нач. вв. основанное на подражании античным образцам и связанное с с...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  15. классицизмхудожественный стиль в европейском искусстве конца XVI начала XIХ веков одной из характерных черт которого было обращение к формам античного искусства как к идеалу. С то...История и теория культуры
  16. классицизмот лат. classicus образцовый в худ. литре и эстетике искво абсолютизма и рационализма ориентированное на античность как идеальный эстетич. эталон. Древний Рим явл. нормо...История и философия науки. Энциклопедический словарь
  17. классицизмот лат. classicus образцовый стиль европейского искусства культурноэстетическое направление в XVIIXVIII вв. Ориентировался на античное древнегреческое и древнеримское и...История России. Словарь-справочник. Учебно-практическое пособие
  18. классицизмклассицизм....Киргизско-русский словарь
  19. классицизмнаправление в искусстве и литературе возникшее в Европе в в. и получившее особое развитие во Франции. Термин классицизм восходит к латинскому сlassicus в первоначальном ...Литература и язык. Современная энциклопедия
  20. классицизмКЛАССИЦИЗМ литый стиль выработанный в абсолютистской Франции XVII в. в эпоху меркантилизма и получивший свое распространение в монархической Европе XVIIXVIII вв. Классиц...Литературная энциклопедия
  21. классицизмлитый стиль выработанный в абсолютистской Франции XVII в. в эпоху меркантилизма и получивший свое распространение в монархической Европе XVIIXVIII вв. Классицизм складыва...Литературная энциклопедия II
  22. классицизмКЛАССИЦИЗМ литый стиль выработанный в абсолютистской Франции XVII в. в эпоху меркантилизма и получивший свое распространение в монархической Европе XVIIXVIII вв. Классиц...Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
  23. классицизмКЛАССИЦИЗМ от лат. classicus образцовый художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе и искусстве XVII начала XIX вв. одной из важных черт ко...Литературный энциклопедический словарь
  24. классицизма м.em Направление в литературе и искусстве начала вв. характерной особенностью которого было обращение к образам и формам античного искусства как наиболее совершенным...Малый академический словарь
  25. классицизмлат. Classicus образцовый художественное направление и стиль в европейском изобразительном искусстве музыке литературе и архитектуре XVIIначала XIX вв. основанный на сл...Мировая художественная культура. Словарь
  26. классицизмкорень КЛАССИЦ суффикс ИЗМ нулевое окончаниеОснова слова КЛАССИЦИЗМВычисленный способ образования слова Суффиксальный КЛАССИЦ ИЗМ Слово Классицизм содержит следующие...Морфемный разбор слова по составу
  27. классицизмНачальная форма Классицизм винительный падеж единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  28. классицизмСтранноприимный дом.Москва.классицизм стиль в архитектуре XVIII первой половине XIX вв. одной из важнейших черт которого явилось обращение к образам и формам античного з...Москва (энциклопедия)
  29. классицизмот лат. classicus образцовый художеств. теория и стиль в искве вв. В основе К. лежало убеждение в разумности бытия в наличии единого всеобщего порядка управляющего ход...Музыкальная энциклопедия
  30. классицизмклассицизм . м. Направление в литературе и искусстве XVII в.начала XIX в. характерной особенностью которого было обращение к образцам и формам античного искусства как наи...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  31. классицизмклассицизм классицизм а...Орфографический словарь
  32. классицизмu м направление стиль...Орфографический словарь русского языка
  33. классицизмклассицизм...Орысша-қазақша «Жеңіл және тоқыма өнеркәсібі» терминологиялық сөздік
  34. классицизмлит. иск. классицизм....Осетинско-русский словарь
  35. классицизмлат. образцовый направление в литературе и искусстве эпохи Просвещения XVII нач. XIX вв. взявшее за основу образцы античности. В российской литературе оды М.В. Ломоно...Отечественная история в терминах и понятиях
  36. классицизмклассицизм классицизмы классицизма классицизмов классицизму классицизмам классицизм классицизмы классицизмом классицизмами классицизме классицизмах...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  37. классицизмОрфографическая запись слова классицизм Ударение в слове классицизм Деление слова на слоги перенос слова классицизм Фонетическая транскрипция слова классицизм [глсизм] Х...Полный фонетический разбор слов
  38. классицизмкласицизм му....Російсько-український словник (Українська академія наук)
  39. классицизмклассицизм аСинонимы направление стиль...Русский орфографический словарь
  40. классицизмМ мн. нет klassisizm . qdim klassik dillri yunan v latn dillrini yrnmk sasnda qurulmu thsil sulu . dbiyyatda v incsntd antik nmunlri tqlid edn cryan . db. forma il mzmun ...Русско-азербайджанский словарь
  41. классицизмклассицизм м.iclassicism...Русско-английский словарь
  42. классицизмклассицизм м. classicism....Русско-английский словарь II
  43. классицизмN...Русско-армянский словарь
  44. классицизмКласцызм...Русско-белорусский словарь
  45. классицизмкласцызм муж.i...Русско-белорусский словарь II
  46. классицизмklasszicizmus направление стиль...Русско-венгерский словарь
  47. классицизмклассици направление стиль...Русско-ивритский словарь
  48. классицизмклассицизм еск грек рим тлдерн дебиетн йренуге негзделген халы аарту жйес...Русско-казахский словарь
  49. классицизмклассицизм...Русско-казахский терминологический словарь «Архитектура и строительство»
  50. классицизмклассицизм...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  51. классицизмклассицизм...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  52. классицизмм. классицизм . байыркы грек жана латин тилдерин жана алардын адабиятын йрнг негизделген илим бер системасы . античный лглрд тууроого негизделген дворяндык искусстводогу ...Русско-киргизский словарь
  53. классицизмgdinzhyСинонимы направление стиль...Русско-китайский словарь
  54. классицизмklasicisms...Русско-латышский словарь
  55. классицизмм. Klassizismus m....Русско-немецкий словарь
  56. классицизмклассицизмм ....Русско-новогреческий словарь
  57. классицизмklassisisme направление стиль...Русско-норвежский словарь
  58. классицизммclassicismo m направление стиль...Русско-португальский словарь
  59. классицизмм лит. иск. направление стиль...Русско-турецкий словарь
  60. классицизмklasikilik klasisizm...Русско-турецкий словарь по строительству и архитектуре
  61. классицизмklasicismus...Русско-чешский словарь
  62. классицизмKlassitsism...Русско-эстонский словарь
  63. классицизмклассицизмСинонимы направление стиль...Русское словесное ударение
  64. классицизмКлассицизм от лат. classicus образцовый стиль и направление в архитектуре и изобразит искусстве начала XIX вв. обратившиеся к античному наследию как к идеальному образ...Санкт-Петербург (энциклопедия)
  65. классицизмТак именуются периоды и тенденции в истории искусства когда формы и темы античного искусства являются эстетич. эталоном. Способ степень и осознание зависимости от античны...Словарь античности
  66. классицизмКЛАССИЦИЗМ новолат. литературное направление состоящее в подражании и безусловном подчинении правилам знаменитейших древних писателей. система обучения в основание кото...Словарь иностранных слов русского языка
  67. классицизмстиль и направление в литературе и искусстве XVIIначала XIX вв. обратившееся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Эстетика К. устанавливала иерархию жан...Словарь исторических терминов
  68. классицизмот лат. classicus образцовый литературное направление сложившееся в европейской литературе XVII в. в основе которого Признание античного искусства высшим образцом идеал...Словарь литературоведческих терминов
  69. классицизмКЛАССИЦИuЗМstrong а м.Орогенитальный секс.Ср. классик.Синонимы направление стиль...Словарь русского арго
  70. классицизмклассицизм сущ. колво синонимов направление стиль Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы направление стиль...Словарь синонимов II
  71. классицизмКЛАССИЦИЗМ от лат . classicus образцовый стиль и направление в литературе и искусстве нач. вв. обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Кла...Современный энциклопедический словарь
  72. классицизмархитектурный стиль стран Европы XVII первой трети XIX вв. перенеснный и в страны других континентов в классицизме преобладает рационализм воплотившийся в гармонические ...Строительный словарь
  73. классицизмКЛАССИЦИЗМ архитектурный стиль стран Европы XVII первой трети XIX вв. перенеснный и в страны других континентов в классицизме преобладает рационализм воплотившийся в га...Терминологический словарь по строительству на 12 языках
  74. классицизмот лат.u classicus образцовый художественное направление и стиль в искусстве и литературе XVIIначала XIX в. для которого характерны высокая гражданская тематика строгое...Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
  75. классицизмклассицизм [нем. klassizismus lt лат. classicus первоклассный образцовый] зародившееся во франции направление в европейской литературе и искусстве нач. вв. разработа...Толковый словарь иностранных слов
  76. классицизмКЛАССИЦИЗМ классицизма мн. нет м. нем. Klassizismus книжн. . Система образования на основе изучения классических древних языков греческого и латинского. В х и х годах в....Толковый словарь русского языка II
  77. классицизмклассицизм классицизм а м. Направление в искусстве начала в. основанное на подражании античным образцам. Каноны а.прил. классический ая ое. Классическая живопись. Русски...Толковый словарь русского языка II
  78. классицизмКЛАССИЦИЗМ а м. Направление в искусстве начала в. основанное на подражании античным образцам. Каноны классицизма. прилагательное классический ая ое. Классическая живо...Толковый словарь русского языка
  79. классицизмУдарение в слове классицизмУдарение падает на букву иБезударные гласные в слове классицизм...Ударение и правописание
  80. классицизмRzeczownik классицизм m klasycyzm m...Универсальный русско-польский словарь
  81. классицизмКЛАССИЦИЗМ от лат. classicus букв. принадлежащий к первому классу римских граждан в переносном смысле образцовый художеств. направление и соответствующая ему эстетич. ...Философская энциклопедия
  82. классицизмот лат. classicus букв. принадлежащий к первому классу римских граждан в переносном смысле образцовый художеств. направление и соответствующая ему эстетич. теория возн...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  83. классицизмлат. classicus образцовый художественный метод и эстетическая теория характерные для европейского искусства периода расцвета абсолютизма вв. Эстетическая программа К. н...Философский энциклопедический словарь
  84. классицизмклассицизм классицизмы классицизма классицизмов классицизму классицизмам классицизм классицизмы классицизмом классицизмами классицизме классицизмах Источник Полная акцент...Формы слова
  85. классицизмКлассицизм художественный стиль в европейском искусстве XVII начала XIX вв. одной из важнейших черт которого было обращение к формам античного искусства как к идеальному...Художественная энциклопедия
  86. классицизмСизик Самс Салки Сакс Сакм Сак Саз Мкс Мка Мисс Миска Мис Милка Милица Мила Мик Миасс Миаз Мацис Малик Мали Макси Макс Маки Мак Маис Мазик Маз Лисица Лис Лима Лик Лизис Л...Электронный словарь анаграмм русского языка
  87. классицизмКлассицизм слово употребляемое а как литературный термин и б как обозначение системы среднего образования. В том и другом случае оно происходит от латинского слова class...Энциклопедический словарь
  88. классицизмслово употребляемое а как литературный термин и б как обозначение системы среднего образования. В том и другом случае оно происходит от латинского слова classis обозначав...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  89. классицизмКлассицизм лат.em classicus первоклассный образцовый художественный стиль и направление в европейской литературе и искусстве XVII начала XIX в. одной из важных черт кото...Энциклопедия культурологии
  90. классицизмКлассицизм от лат. classicus первоначальный образцовый стиль в искусстве Зап. Европы вв. и России последней трети й трети вв. использовавший художественные принципы...Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов
  91. классицизмнаправление в искве достигшее наивысшего развития в Европе XVII в. худож. стиль и соответствующая ему эсгетическая теория. К. насчитывает трехвековую историю с XVI в. до...Эстетика