Философская Энциклопедия (в 5 томах)

КЛАССИЦИЗМ

от лат. classicus, букв. – принадлежащий к первому классу римских граждан; в переносном смысле – образцовый) – художеств. направление и соответствующая ему эстетич. теория, возникновение к-рых относится к 16 в., расцвет – к 17 в., упадок – к началу 19 в. К. – первое в истории нового времени направление в иск-ве, в к-ром эстетич. теория предшествовала художеств. практике и диктовала ей свои законы. Эстетика К. нормативна и сводитсяк след. положениям: 1) основу художеств. творчества составляет разум, требованиям к-рого должны быть подчинены все компоненты иск-ва; 2) цель творчества – познание истины и раскрытие ее в художественно-наглядной форме; между красотой и истиной не может быть расхождения; 3) иск-во должно следовать природе, "подражать" ей; то, что безобразно в природе, в иск-ве должно становиться эстетически приемлемым; 4) иск-во морально по самой своей природе и всем строем художеств. произведения утверждает моральный идеал общества; 5) познавательные, эстетич. и этич. качества иск-ва диктуют определ. систему художеств. приемов, к-рые наилучшим образом содействуют практич. осуществлению принципов К.; правила хорошего вкуса определяют особенности, нормы и пределы каждого из видов иск-в и каждого жанра в пределах данного вида иск-ва; 6) художеств. идеал, по мнению теоретиков К., воплощен в антич. иск-ве. Поэтому наилучший способ достигнуть художеств. совершенства – подражать образцам классич. иск-ва древности. Название "К." происходит от принятого этим направлением принципа подражания антич. классике. К. отчасти свойствен и античной эстетике: теоретики императорского Рима выступали с требованиями подражать греч. образцам, руководствоваться в иск-ве принципами разума и т.д. Культ античности заново возникает в эпоху Возрождения, когда обостряется интерес к антич. культуре, частично уничтоженной, частично забытой в средние века. Гуманисты изучали памятники античности, стремясь найти в языческом мировоззрении древности опору в борьбе против спиритуализма и схоластики ср.-век. феод. идеологии. "В спасенных при падении Византии рукописях, в вырытых из развалин Рима античных статуях перед изумленным Западом предстал новый мир – греческая древность; перед ее светлыми образами исчезли призраки средневековья" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 345–46). Важнейшее значение для формирования эстетич. теории гуманизма эпохи Возрождения имело изучение трактатов по поэтике Аристотеля и Горация, к-рые были приняты в качестве свода непререкаемых законов иск-ва. В особенности большое развитие получает уже в 16 в. теория драмы, в первую очередь трагедии, и теория эпич. поэмы, к-рым уделено преимущественное внимание в сохранившемся тексте "Поэтики" Аристотеля. Минтурпо, Кастельветро, Скалигер и др. комментаторы Аристотеля закладывают основы поэтики К. и устанавливают типичные для этого художеств. направления правила композиции драмы и эпоса, а также др. лит. жанров. В изобразит. иск-вах и архитектуре происходит поворот от готики средневековья к стилю антич. образцов, что получает отражение и в теоретич. работах об иск-ве, в частности Леона Баттиста Альберти. В эпоху Возрождения, однако, эстетич. теория К. переживала лишь начальный период своего формирования. Она не была признана общеобязательной, и художеств. практика во многом отклонялась от нее. Как в лит-ре, драме, так и в изобразит. иск-вах и архитектуре, художеств. достижения античности использовались в той мере, в какой они соответствовали идейным и эстетич. стремлениям деятелей иск-ва гуманизма. В 17 в. происходит превращение К. в непререкаемую доктрину, следование к-рой становится обязательным. Если начальный этап формирования К. происходит в Италии, то оформление К. в законченную эстетич. доктрину совершилось во Франции в 17 в. Социально-политич. основу этого процесса составляла регламентация всех сфер жизнедеятельности, осуществлявшаяся абсолютистским гос-вом. Кардинал Ришелье создал во Франции Академию (1634), к-рой было поручено наблюдение за чистотой франц. языка и лит-ры. Первым документом, официально утверждавшим доктрину К., было "Мнение французской Академии о трагикомедии (П. Корнеля) „Сид“" ("Les sentiments de l´Acad?mie fran?aise sur la tragi-com?die du Cid", 1638), где были прокламированы правила трех единств в драме (единство места, времени и действия). Одновременно с утверждением К. в лит-ре и театре происходило и завоевание им сферы архитектуры, живописи и скульптуры. Во Франции создается Академия живописи и скульптуры, на заседаниях к-рой формулируются правила К. и в пластич. иск-вах. Во Франции 17 в. К. обретает свою классич. форму не только в силу гос. поддержки, но и благодаря общему характеру развития духовной культуры того времени. Определяющим моментом содержания иск-ва К. была идея утверждения государственности. Она возникла как противовес феод. сепаратизму и в этом отношении представляла собой прогрессивный принцип. Однако прогрессивность этой идеи была ограничена, т.к. она сводилась к апологии монархич. самодержавия. Носителем принципа государственности был абсолютный монарх и в его персоне воплощался человеч. идеал. Печать этой концепции лежит на всем иск-ве К., к-рый даже именовался впоследствии иногда "придворным К.". Хотя двор короля действительно был центром, откуда исходили идеологич. директивы иск-ву, К. в целом отнюдь не был только дворянско-аристократич. иск-вом. Эстетика К. находится под значит. влиянием философии рационализма. Гл. представитель франц. рационализма 17 в. Р. Декарт оказал определяющее влияние на формирование эстетич. доктрины К. Этич. идеалы К. были аристократичными лишь по внешности. Сущность их составляла гуманистич. этика, признавшая необходимость компромисса с абсолютистским гос-вом. Однако в пределах доступного им сторонники К. боролись против пороков дворянско-монархич. общества и воспитывали сознание нравств. ответственности каждого перед обществом, включая и короля, к-рый также изображался в качестве человека, отказывавшегося от личных интересов во имя интересов гос-ва. Такова была первая форма гражданского идеала, доступная на той стадии обществ. развития, когда подымающаяся буржуазия была еще недостаточно сильна, чтобы выступить против абсолютистского гос-ва. Наоборот, используя его внутр. противоречия, в первую очередь борьбу монархии против дворянского своеволия и фронды, передовые деятели бурж.-демократич. культуры поддерживали монархию как централизующее гос. начало, способное умерить феод. гнет или, по крайней мере, ввести его в какие-то рамки. Если в нек-рых видах и жанрах иск-в и лит-ры преобладали внешняя помпезность, приподнятость формы, то в других допускалась свобода. Соответственно природе сословного гос-ва в иск-ве также существовала иерархия жанров, к-рые делились на высшие и низшие. К числу низших относились в лит-ре комедия, сатира, басня. Однако именно в них получили яркое развитие наиболее демократич. тенденции эпохи (комедии Мольера, сатиры Буало, басни Лафонтена). Но и в высоких жанрах лит-ры (трагедия) сказались как противоречия, так и передовые нравств. идеалы эпохи (ранний Корнель, творчество Расина). В принципе К. претендовал на то, что он создал эстетич. теорию, проникнутую всеобъемлющим единством, на практике же художеств. культура эпохи характеризуется бросающимися в глаза противоречиями. Важнейшим из них было постоянное несоответствие между совр. содержанием и антич. формой, в к-рую оно втискивалось. Герои классицистских трагедий, несмотря на антич. имена, были французами 17 в. по складу мышления, нравам и психологии. Если изредка подобный маскарад был выгоден для прикрытия выпадов против властей, то вместе с тем это препятствовало непосредственному отражению совр. действительности в "высоких жанрах" классицистич. иск-ва. Поэтому наибольший реализм свойствен низшим жанрам, к-рым не возбранялось изображение "безобразного" и "низменного". По сравнению с многосторонним реализмом Возрождения К. представлял собой сужение жизненной сферы, охватываемой художеств. культурой. Однако эстетич. теории К. принадлежит заслуга выявления всей важности типического в иск-ве. Правда, принцип типизации понимался ограниченно, ибо осуществление его достигалось ценой утраты индивидуального начала. Зато сущность жизненных явлений и человеч. характеров получает в К. такое воплощение, к-рое делает действительно возможной как познавательную, так и воспитат. функцию произведений. Их идейное содержание становится ясным и четким, доходчивость идей придает произведениям иск-ва непосредственный идеологич. характер. Иск-во превращается в трибуну моральных, филос., религ. и поли-тич. идей. Кризис феод. монархии рождает новую форму антифеод. идеологии – просветительство. Возникает новая вариация этого художеств. направления – т.н. просветительский К., к-рый характеризуется сохранением всех эстетич. принципов К. 17 в. Поэтика просветительского К., как она была окончательно сформулирована Буало (стихотворный трактат "Поэтическое искусство" – "L´art po?tique", 1674), остается кодексом нерушимых правил и для просветителей – классицистов, во главе к-рых стоял Вольтер. Новой в К. 18 в. является в первую очередь его социально-политич. ориентация. Возникает гражданский идеальный герой, заботящийся не о благе гос-ва, а о благе общества. Не служение королю, а забота о народе становится центром морально-политич. стремлений. Трагедии Вольтера, "Катон" Аддисона, трагедии Альфьери, в какой-то мере и рус. классицисты 18 в. (А. Сумароков) утверждают жизненные понятия и идеалы, вступающие в противоречие с принципами феод. государственности и абс. монархии. Эта гражданская струя в К. трансформируется во Франции накануне и во время первой бурж. революции в К. республиканский. Причины, приведшие к обновлению К. в период Франц. бурж. революции, были глубоко вскрыты Марксом, к-рый писал: "В классически строгих традициях Римской республики гладиаторы буржуазного общества нашли идеалы и художественные формы, иллюзии, необходимые им для того, чтобы скрыть от самих себя буржуазно-ограниченное содержание своей борьбы, чтобы удержать свое воодушевление на высоте великой исторической трагедии" ("Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта", см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 8, с. 120). За республиканским К. периода первой бурж. революции последовал К. наполеоновской империи, создавший стиль "ампир". Все это было историческим маскарадом, прикрывавшим бурж. содержание происходившего тогда социального переворота. К. 18 в. освобождается от нек-рых черт догматизма, присущего поэтике 17 в. Именно в эпоху Просвещения в связи с более глубоким изучением иск-ва, классич. древности культ античности в пластич. иск-вах приобретает особенно большое развитие. В Германии Винкельман, а затем Лессинг устанавливают, что эстетич. прелесть памятников античности связана с политич. строем греч. полиса: только демократия и психология свободного гражданина могут породить такое прекрасное иск-во. С этого времени в нем. теоретич. мысли утверждается идея связи между эстетич. идеалом и политич. свободой, получившая наиболее ясное выражение в "Письмах об эстетическом воспитании" Ф. Шиллера ("?ber die ?sthetische Erziehung lier Menschen, in einer Reihe von Briefen", 1795). Однако у него эта идея предстает в идеалистически извращенной форме: гражданская свобода достигается путем эстетич. воспитания. Такая постановка вопроса была связана с отсталостью Германии и отсутствием в ней предпосылок для бурж. переворота. Однако и в этой своей форме поздний нем. классицизм, т.н. веймарский классицизм Гете и Шиллера, представлял собой прогрессивное, хотя и ограниченное идейно-художеств. явление. В целом К. был важным этапом в развитии художественной практики и теоретич. мысли. В антич. оболочку облекалась передовая бурж.-демократич. идеология эпохи подъема бурж. общества. Сковывающий характер доктринерских учений классицистов был ясен уже в конце 17 в., когда против этого восстал Сент-Эвремон. В 18 в. Лессинг нанес сокрушительные удары именно по догматич. элементам К., защищая, однако, "душу" К., его прекрасный идеал свободного, гармонически развитого человека. Именно это составляло сердцевину веймарского классицизма Гете и Шиллера. Но в первой трети 19 в., после победы и утверждения бурж. строя в Зап. Европе, К. теряет свое значение. Крах просветительских иллюзий о наступлении царства разума после победы бурж. революции делает ясным иллюзорность классич. идеала в царстве бурж. прозы. Историч. роль ниспровержения К. выполнила эстетика романтизма, к-рая выступила против догм К. Наибольшей остроты борьба против К. достигла во Франции в конце 1820 – нач. 1830, когда романтики одержали окончат. победу над К. как художеств. направлением и эстетич. теорией. Это, однако, не означало полного исчезновения идей К. в иск-ве. В конце 19 в., а также в 20 вв. эстетич. движениях Зап. Европы возникают рецидивы отд. идей, корни к-рых восходят к К. Они носят антиреалистич. и эстетский характер ("неоклассические" тенденции во франц. поэзии 2-й пол. 19 в.) или служат маской для идеологич. реакции, напр. в теориях декадента Т. С. Элиота после 1-й мировой войны. Наиболее устойчивыми оказались эстетич. идеалы К. в архитектуре. Классич. стиль зодчества неоднократно воспроизводился в архитектурном строительстве в 1930–40-х гг., напр. в развитии архитектуры в СССР. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Об искусстве, т. 1–2, М., 1957; Плеханов Г. В., Искусство и литература, [Сб. ], M., 1948, с. 165–87; Кранц [Э. ], Опыт философии литературы. Декарт и французский классицизм, пер. [с франц. ], СПБ, 1902; Лессинг Г. Э., Гамбургская драматургия, М.–Л., 1936; Поспелов Г. Н., Сумароков и проблема рус. классицизма, "Уч. зап. МГУ", 1948, вып. 128, кн. 3; Купреянова E. H., К вопросу о классицизме, в кн.: XVIII век, сб. 4, М.–Л., 1959; Ernst F., Der Klassizismus in Italien, Frankreich und Deutschland, Z., 1924; Peyre H., Qu´est-ce que le classicisme?, P., 1942; Kristeller P. О., The classics and Renaissance thought, Camb., (Mass.), 1955. А. Аникст. Москва.

  1. классицизмстиль в европейском искусстве XVII начала XIX в. основанный на эстетике связанной с античным искусством принятым за эталон. В архитектуре классицизма использовался язык ...Архитектурный словарь
  2. классицизмот лат. classicus образцовый художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе и искусстве начала вв. одной из важных черт которых являлось обр...Большая Советская энциклопедия II
  3. классицизмм. classicismo Итальянорусский словарь. Синонимы направление стиль...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  4. классицизммKlassizismus m неизм. направление стиль...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  5. классицизмклассицизм м Klassizismus m неизм.Синонимы направление стиль...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  6. классицизмм.clasicismo m...Большой русско-испанский словарь
  7. классицизмсущ. муж. рода только ед. ч.класицизм уem...Большой русско-украинский словарь
  8. классицизмм. classicisme m живопись классицизма peinture f classique илиem du classicisme...Большой русско-французский словарь
  9. классицизмм.classicisme mживопись классицизма peinture f classique или du classicisme направление стиль...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  10. классицизмот лат. classicus образцовый стиль в искве Зап. Европы нач. вв. и России последней трети в. й трети в. обращавшийся к формам и образам классич. античного искусств...Большой энциклопедический политехнический словарь
  11. классицизмот лат. classicus образцовый стиль и направление влитературе и искусстве нач. вв. обратившиеся к античному наследиюкак к норме и идеальному образцу. Классицизм сложи...Большой энциклопедический словарь II
  12. классицизмКЛАССИЦИЗМ от лат. classicus образцовый стиль и направление в литературе и искусстве нач. вв. обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Кла...Большой Энциклопедический словарь V
  13. классицизмот латинского classicus образцовый стиль и направление в литературе и искусстве начала вв. обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Сложилс...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  14. классицизмКЛАССИЦИЗМ а м. classicisme m. ampGT нем. Klassizismus. strong. Направление в литературе и искусстве нач. вв. основанное на подражании античным образцам и связанное с с...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  15. классицизмхудожественный стиль в европейском искусстве конца XVI начала XIХ веков одной из характерных черт которого было обращение к формам античного искусства как к идеалу. С то...История и теория культуры
  16. классицизмот лат. classicus образцовый в худ. литре и эстетике искво абсолютизма и рационализма ориентированное на античность как идеальный эстетич. эталон. Древний Рим явл. нормо...История и философия науки. Энциклопедический словарь
  17. классицизмот лат. classicus образцовый стиль европейского искусства культурноэстетическое направление в XVIIXVIII вв. Ориентировался на античное древнегреческое и древнеримское и...История России. Словарь-справочник. Учебно-практическое пособие
  18. классицизмклассицизм....Киргизско-русский словарь
  19. классицизмнаправление в искусстве и литературе возникшее в Европе в в. и получившее особое развитие во Франции. Термин классицизм восходит к латинскому сlassicus в первоначальном ...Литература и язык. Современная энциклопедия
  20. классицизмКЛАССИЦИЗМ литый стиль выработанный в абсолютистской Франции XVII в. в эпоху меркантилизма и получивший свое распространение в монархической Европе XVIIXVIII вв. Классиц...Литературная энциклопедия
  21. классицизмлитый стиль выработанный в абсолютистской Франции XVII в. в эпоху меркантилизма и получивший свое распространение в монархической Европе XVIIXVIII вв. Классицизм складыва...Литературная энциклопедия II
  22. классицизмКЛАССИЦИЗМ литый стиль выработанный в абсолютистской Франции XVII в. в эпоху меркантилизма и получивший свое распространение в монархической Европе XVIIXVIII вв. Классиц...Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
  23. классицизмКЛАССИЦИЗМ от лат. classicus образцовый художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе и искусстве XVII начала XIX вв. одной из важных черт ко...Литературный энциклопедический словарь
  24. классицизма м.em Направление в литературе и искусстве начала вв. характерной особенностью которого было обращение к образам и формам античного искусства как наиболее совершенным...Малый академический словарь
  25. классицизмлат. Classicus образцовый художественное направление и стиль в европейском изобразительном искусстве музыке литературе и архитектуре XVIIначала XIX вв. основанный на сл...Мировая художественная культура. Словарь
  26. классицизмкорень КЛАССИЦ суффикс ИЗМ нулевое окончаниеОснова слова КЛАССИЦИЗМВычисленный способ образования слова Суффиксальный КЛАССИЦ ИЗМ Слово Классицизм содержит следующие...Морфемный разбор слова по составу
  27. классицизмНачальная форма Классицизм винительный падеж единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  28. классицизмСтранноприимный дом.Москва.классицизм стиль в архитектуре XVIII первой половине XIX вв. одной из важнейших черт которого явилось обращение к образам и формам античного з...Москва (энциклопедия)
  29. классицизмот лат. classicus образцовый художеств. теория и стиль в искве вв. В основе К. лежало убеждение в разумности бытия в наличии единого всеобщего порядка управляющего ход...Музыкальная энциклопедия
  30. классицизмклассицизм . м. Направление в литературе и искусстве XVII в.начала XIX в. характерной особенностью которого было обращение к образцам и формам античного искусства как наи...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  31. классицизмклассицизм классицизм а...Орфографический словарь
  32. классицизмu м направление стиль...Орфографический словарь русского языка
  33. классицизмклассицизм...Орысша-қазақша «Жеңіл және тоқыма өнеркәсібі» терминологиялық сөздік
  34. классицизмлит. иск. классицизм....Осетинско-русский словарь
  35. классицизмлат. образцовый направление в литературе и искусстве эпохи Просвещения XVII нач. XIX вв. взявшее за основу образцы античности. В российской литературе оды М.В. Ломоно...Отечественная история в терминах и понятиях
  36. классицизмклассицизм классицизмы классицизма классицизмов классицизму классицизмам классицизм классицизмы классицизмом классицизмами классицизме классицизмах...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  37. классицизмОрфографическая запись слова классицизм Ударение в слове классицизм Деление слова на слоги перенос слова классицизм Фонетическая транскрипция слова классицизм [глсизм] Х...Полный фонетический разбор слов
  38. классицизмкласицизм му....Російсько-український словник (Українська академія наук)
  39. классицизмКЛАССИЦИЗМ периоды в истории кры Европы Америки и России когда идеальными становятся худож. формы античного исква а деяния исторических и мифологических персонажей древн...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  40. классицизмклассицизм аСинонимы направление стиль...Русский орфографический словарь
  41. классицизмМ мн. нет klassisizm . qdim klassik dillri yunan v latn dillrini yrnmk sasnda qurulmu thsil sulu . dbiyyatda v incsntd antik nmunlri tqlid edn cryan . db. forma il mzmun ...Русско-азербайджанский словарь
  42. классицизмклассицизм м.iclassicism...Русско-английский словарь
  43. классицизмклассицизм м. classicism....Русско-английский словарь II
  44. классицизмN...Русско-армянский словарь
  45. классицизмКласцызм...Русско-белорусский словарь
  46. классицизмкласцызм муж.i...Русско-белорусский словарь II
  47. классицизмklasszicizmus направление стиль...Русско-венгерский словарь
  48. классицизмклассици направление стиль...Русско-ивритский словарь
  49. классицизмклассицизм еск грек рим тлдерн дебиетн йренуге негзделген халы аарту жйес...Русско-казахский словарь
  50. классицизмклассицизм...Русско-казахский терминологический словарь «Архитектура и строительство»
  51. классицизмклассицизм...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  52. классицизмклассицизм...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  53. классицизмм. классицизм . байыркы грек жана латин тилдерин жана алардын адабиятын йрнг негизделген илим бер системасы . античный лглрд тууроого негизделген дворяндык искусстводогу ...Русско-киргизский словарь
  54. классицизмgdinzhyСинонимы направление стиль...Русско-китайский словарь
  55. классицизмklasicisms...Русско-латышский словарь
  56. классицизмм. Klassizismus m....Русско-немецкий словарь
  57. классицизмклассицизмм ....Русско-новогреческий словарь
  58. классицизмklassisisme направление стиль...Русско-норвежский словарь
  59. классицизммclassicismo m направление стиль...Русско-португальский словарь
  60. классицизмм лит. иск. направление стиль...Русско-турецкий словарь
  61. классицизмklasikilik klasisizm...Русско-турецкий словарь по строительству и архитектуре
  62. классицизмklasicismus...Русско-чешский словарь
  63. классицизмKlassitsism...Русско-эстонский словарь
  64. классицизмклассицизмСинонимы направление стиль...Русское словесное ударение
  65. классицизмКлассицизм от лат. classicus образцовый стиль и направление в архитектуре и изобразит искусстве начала XIX вв. обратившиеся к античному наследию как к идеальному образ...Санкт-Петербург (энциклопедия)
  66. классицизмТак именуются периоды и тенденции в истории искусства когда формы и темы античного искусства являются эстетич. эталоном. Способ степень и осознание зависимости от античны...Словарь античности
  67. классицизмКЛАССИЦИЗМ новолат. литературное направление состоящее в подражании и безусловном подчинении правилам знаменитейших древних писателей. система обучения в основание кото...Словарь иностранных слов русского языка
  68. классицизмстиль и направление в литературе и искусстве XVIIначала XIX вв. обратившееся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Эстетика К. устанавливала иерархию жан...Словарь исторических терминов
  69. классицизмот лат. classicus образцовый литературное направление сложившееся в европейской литературе XVII в. в основе которого Признание античного искусства высшим образцом идеал...Словарь литературоведческих терминов
  70. классицизмКЛАССИЦИuЗМstrong а м.Орогенитальный секс.Ср. классик.Синонимы направление стиль...Словарь русского арго
  71. классицизмклассицизм сущ. колво синонимов направление стиль Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы направление стиль...Словарь синонимов II
  72. классицизмКЛАССИЦИЗМ от лат . classicus образцовый стиль и направление в литературе и искусстве нач. вв. обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Кла...Современный энциклопедический словарь
  73. классицизмархитектурный стиль стран Европы XVII первой трети XIX вв. перенеснный и в страны других континентов в классицизме преобладает рационализм воплотившийся в гармонические ...Строительный словарь
  74. классицизмКЛАССИЦИЗМ архитектурный стиль стран Европы XVII первой трети XIX вв. перенеснный и в страны других континентов в классицизме преобладает рационализм воплотившийся в га...Терминологический словарь по строительству на 12 языках
  75. классицизмот лат.u classicus образцовый художественное направление и стиль в искусстве и литературе XVIIначала XIX в. для которого характерны высокая гражданская тематика строгое...Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
  76. классицизмклассицизм [нем. klassizismus lt лат. classicus первоклассный образцовый] зародившееся во франции направление в европейской литературе и искусстве нач. вв. разработа...Толковый словарь иностранных слов
  77. классицизмКЛАССИЦИЗМ классицизма мн. нет м. нем. Klassizismus книжн. . Система образования на основе изучения классических древних языков греческого и латинского. В х и х годах в....Толковый словарь русского языка II
  78. классицизмклассицизм классицизм а м. Направление в искусстве начала в. основанное на подражании античным образцам. Каноны а.прил. классический ая ое. Классическая живопись. Русски...Толковый словарь русского языка II
  79. классицизмКЛАССИЦИЗМ а м. Направление в искусстве начала в. основанное на подражании античным образцам. Каноны классицизма. прилагательное классический ая ое. Классическая живо...Толковый словарь русского языка
  80. классицизмУдарение в слове классицизмУдарение падает на букву иБезударные гласные в слове классицизм...Ударение и правописание
  81. классицизмRzeczownik классицизм m klasycyzm m...Универсальный русско-польский словарь
  82. классицизмКЛАССИЦИЗМ от лат. classicus букв. принадлежащий к первому классу римских граждан в переносном смысле образцовый художеств. направление и соответствующая ему эстетич. ...Философская энциклопедия
  83. классицизмлат. classicus образцовый художественный метод и эстетическая теория характерные для европейского искусства периода расцвета абсолютизма вв. Эстетическая программа К. н...Философский энциклопедический словарь
  84. классицизмклассицизм классицизмы классицизма классицизмов классицизму классицизмам классицизм классицизмы классицизмом классицизмами классицизме классицизмах Источник Полная акцент...Формы слова
  85. классицизмКлассицизм художественный стиль в европейском искусстве XVII начала XIX вв. одной из важнейших черт которого было обращение к формам античного искусства как к идеальному...Художественная энциклопедия
  86. классицизмСизик Самс Салки Сакс Сакм Сак Саз Мкс Мка Мисс Миска Мис Милка Милица Мила Мик Миасс Миаз Мацис Малик Мали Макси Макс Маки Мак Маис Мазик Маз Лисица Лис Лима Лик Лизис Л...Электронный словарь анаграмм русского языка
  87. классицизмКлассицизм слово употребляемое а как литературный термин и б как обозначение системы среднего образования. В том и другом случае оно происходит от латинского слова class...Энциклопедический словарь
  88. классицизмслово употребляемое а как литературный термин и б как обозначение системы среднего образования. В том и другом случае оно происходит от латинского слова classis обозначав...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  89. классицизмКлассицизм лат.em classicus первоклассный образцовый художественный стиль и направление в европейской литературе и искусстве XVII начала XIX в. одной из важных черт кото...Энциклопедия культурологии
  90. классицизмКлассицизм от лат. classicus первоначальный образцовый стиль в искусстве Зап. Европы вв. и России последней трети й трети вв. использовавший художественные принципы...Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов
  91. классицизмнаправление в искве достигшее наивысшего развития в Европе XVII в. худож. стиль и соответствующая ему эсгетическая теория. К. насчитывает трехвековую историю с XVI в. до...Эстетика