Художественная энциклопедия

КЛАССИЦИЗМ

Классицизм

художественный стиль в европейском искусстве XVII - начала XIX вв., одной из важнейших черт которого было обращение к формам античного искусства как к идеальному эстетическому эталону. Продолжая традиции Возрождения (преклонение перед античными идеалами гармонии и меры, вера в мощь человеческого разума), классицизм был также его своеобразной антитезой, так как с утратой ренессансной гармонии, единства чувства и разума была утрачена и тенденция эстетического переживания мира как гармонического целого. Такие понятия, как общество и личность, человек и природа, стихия и сознание, в классицизме поляризуются, становятся взаимоисключающими, что сближает его (при сохранении всех кардинальных общемировоззренческих и стилистических различий) с барокко, также проникнутым сознанием всеобщего разлада, порождённого кризисом ренессансных идеалов. Обычно различают классицизм XVII в. и XVIII - начала XIX вв. (последний в зарубежном искусствознании часто именуется неоклассицизмом), но в пластических искусствах тенденции классицизма наметились уже во второй половине XVI в. в Италии - в архитектурной теории и практике Палладио, теоретических трактатах Виньолы, С. Серлио; более последовательно - в сочинениях Дж. П. Беллори (XVII в.), а также в эстетических нормативах академистов болонской школы. Однако в XVII в. классицизм, развивавшийся в острополемическом взаимодействии с барокко, лишь во французской художественной культуре сложился в целостную стилевую систему. В лоне французской художественной культуры преимущественно формировался и классицизм XVIII в., ставший общеевропейским стилем. Лежащие в основе эстетики классицизма принципы рационализма (те же, что определили философские идеи Р. Декарта и картезианства) обусловили взгляд на художественное произведение как на плод разума и логики, торжествующих над хаосом и текучестью чувственно воспринимаемой жизни. Эстетической ценностью в классицизме обладает лишь непреходящее, неподвластное времени. Придавая огромное значение общественно- воспитательной функции искусства, классицизм выдвигает новые этические нормы, формирующие образ его героев: стойкость перед жестокостью судьбы и превратностями бытия, подчинение личного общему, страстей - долгу, разуму, верховным интересам общества, законам мироздания.Ориентация на разумное начало, на непреходящие образцы определила и нормативность требований эстетики классицизма, регламентацию художественного правил, строгую иерархию жанров - от "высоких" (исторический, мифологический, религиозный) до "низких", или "малых" (пейзаж, портрет, натюрморт); каждый жанр имел строгие содержательные границы и чёткие формальные признаки. Закреплению теоретических доктрин классицизма способствовала деятельность основанных в Париже Королевских. Академий - живописи и скульптуры (1648) и архитектуры (1671).

Архитектуре классицизма в целом присущи логичность планировки и геометризм объёмной формы. Постоянное обращение архитекторов классицизма к наследию античной архитектуры подразумевало не только использование её отдельных мотивов и элементов, но и постижение общих законов её архитектоники. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах более близкий к античности, чем в зодчестве предыдущих эпох; в постройках он употребляется таким образом, что не затемняет общую структуру сооружения, но становится её тонким и сдержанным аккомпанементом. Интерьеру классицизма свойственны ясность пространственных членений, мягкость цветов. Широко используя в монументально-декоративной живописи перспективные эффекты, мастера классицизма принципиально отъединяли иллюзорное пространство от реального. Градостроительство классицизма XVII в., генетически связанное с принципами Возрождения и барокко, активно развивало (в планах городов-крепостей) концепции "идеального города", создало свой тип регулярного абсолютистского города-резиденции (Версаль). Во второй половине XVIII в. складываются новые приёмы планировки, предусматривающие органическое соединение городской застройки с элементами природы, создание открытых площадей, пространственно сливающихся с улицей или набережной. Тонкость лаконичного декора, целесообразность форм, неразрывная связь с природой присущи постройкам (преимущественно загородным дворцам и виллам) представителей палладианства XVIII - начало XIX вв.

Тектонической ясности архитектуры классицизма отвечает чёткая разграниченность планов в скульптуре и живописи. Пластика классицизма, как правило, рассчитана на фиксированную точку зрения, отличается сглаженностью форм. Момент движения в позах фигур обычно не нарушает их пластической замкнутости и спокойной статуарности. В живописи классицизма основные элементы формы - линия и светотень (особенно в позднем классицизме, когда живопись порой тяготеет к монохромности, а графика - к чистой линеарности); локальный цвет чётко выявляет предметы и пейзажные планы (коричневый - для ближнего, зелёный - для среднего, голубой - для дальнего планов), что приближает пространственную композицию живописного произведения к композиции сценической площадки.

Основоположником и крупнейшим мастером классицизма XVII в. был французский художник Н. Пуссен, картины которого отмечены возвышенностью философско-этического содержания, гармоничностью ритмического строя и колорита. Высокое развитие в живописи классицизма XVII в. получил "идеальный пейзаж" (Пуссен, К. Лоррен, Г. Дюге), воплотивший мечту классицистов о "золотом веке" человечества. Формирование классицизма во французской архитектуре связано с отмеченными ясностью композиции и ордерных членений постройками Ф. Мансара. Высокие образцы зрелого классицизма в архитектуре XVII в. - восточный фасад Лувра (К. Перро), творчество Л. Лево, Ф. Блонделя. Со второй половины XVII в. французский классицизм вбирает в себя некоторые элементы архитектуры барокко (дворец и парк Версаля - архитекторы Ж. Ардуэн-Мансар, А. Ленотр). В XVII - начале XVIII вв. классицизм сформировался в архитектуре Голландии (архитекторы Я. ван Кампен, П. Пост), породившей особенно сдержанный его вариант, и в "палладианской" архитектуре Англии (архитектор И. Джонс), где в творениях К. Рена и др. окончательно сложился национальный вариант английского классицизма. Перекрёстные связи с французским и голландским классицизмом, а также с ранним барокко сказались в коротком блестящем расцвете классицизма в архитектуре Швеции конца XVII - начала XVIII вв. (архитектор Н. Тессин Младший).

В середине XVIII в. принципы классицизма преобразовывались в духе эстетики Просвещения. В архитектуре обращение к "естественности" выдвигало требование конструктивной оправданности ордерных элементов композиции, в интерьере - разработки гибкой планировки комфортабельного жилого дома. Идеальным окружением дома становилась пейзажная среда "английского" парка. Огромное влияние на классицизм XVIII в. оказало бурное развитие археологических знаний о греческой и римской древности (расколки Геркуланума, Помпеи и др.); свой вклад в теорию классицизма внесли труды И. И. Винкельмана, И. В. Гёте, Ф. Милиции. Во французском классицизме XVIII в. определились новые архитектурные типы: изысканно- интимный особняк, парадное общественное здание, открытая городская площадь (архитекторы Ж. А. Габриель, Ж. Ж. Суфло). Гражданский пафос и лиричность сочетались в пластике Ж. Б. Пигаля, Э. М. Фальконе, Ж. А. Гудона, в мифологической живописи Ж. М. Вьена, декоративных пейзажах Ю. Робера. Канун Великой французской революции (1789-94) породил в архитектуре стремление к суровой простоте, смелые поиски монументального геометризма новой, безордерной архитектуры (К. Н. Леду, Э. Л. Булле, Ж. Ж. Лекё). Эти поиски (отмеченные также влиянием архитектурных офортов Дж. Б. Пиранези) послужили отправной точкой для поздней фазы классицизма - ампира. Живопись революционного направления французского классицизма представлена мужественным драматизмом исторических и портретных образов Ж. Л. Давида. В годы империи Наполеона I в архитектуре нарастает пышная репрезентативность (Ш. Персье, П. Ф. Л. Фонтен, Ж. Ф. Шальгрен). Живопись позднего классицизма, несмотря на появление отдельных крупных мастеров (Ж. О. Д. Энгр), вырождается в официально-апологетическое или сентиментально-эротическое салонное искусство.

Интернациональным центром классицизма XVIII - начала XIX вв. стал Рим, где в искусстве господствовала академическая традиция с нередким для академизма сочетанием благородства форм и холодной, абстрактной идеализации (немецкий живописец А. Р. Менгс, австрийский пейзажист И. А. Кох, скульпторы - итальянец А. Канова, датчанин Б. Торвальдсен). Для немецкого классицизма XVIII - начала XIX вв. в архитектуре характерны строгие формы палладианца Ф. В. Эрдмансдорфа, "героический" эллинизм К. Г. Лангханса, Д. и Ф. Жилли. В творчестве К. Ф. Шинкеля - вершине позднего немецкого классицизма в архитектуре - суровая монументальность образов сочетается с поиском новых функциональных решений. В изобразительном искусстве немецкого классицизма, созерцательном по духу, выделяются портреты А. и В. Тишбейнов, мифологические картоны А. Я. Карстенса, пластика И. Г. Шадова, К. Д. Рауха; в декоративно-прикладном искусстве - мебель Д. Рентгена. В английской архитектуре XVIII в. господствовало палладианское направление, тесно связанное с расцветом загородных парковых усадеб (архитекторы У. Кент, Дж. Пейн, У. Чеймберс). Открытия античной археологии сказались в особом изяществе ордерного декора построек Р. Адама. В начале XIX в. в английской архитектуре проявляются черты стиля ампир (Дж. Соун). Национальным достижением английского классицизма в архитектуре стали высокий уровень культуры оформления жилой усадьбы и города, смелые градостроительные начинания в духе идеи города-сада (архитекторы Дж. Вуд, Дж. Вуд Младший, Дж. Нэш). В других искусствах наиболее близки классицизму графика и скульптура Дж. Флаксмена, в декоративно- прикладном искусстве - керамика Дж. Уэджвуда и мастеров завода в Дерби. В XVIII - начале XIX вв. классицизм утверждается также в Италии (архитектор Дж. Пьермарини), Испании (архитектор X. де Вильянуэва), Бельгии, странах Восточной Европы, Скандинавии, в США (архитекторы Г. Джефферсон, Дж. Хобан; живописцы Б. Уэст и Дж. С. Колли). В конце первой трети XIX в. ведущая роль классицизма сходит на нет; во второй половине XIX в. классицизм - один из псевдоисторических стилей эклектизма. Вместе с тем художественная традиция классицизма оживает в неоклассицизме второй половине XIX - XX вв.

Расцвет русского классицизма относится к последней трети XVIII - первой трети XIX вв., хотя уже и начало XVIII в. отмечено творческим обращением (в архитектуре Петербурга) к градостроительному опыту французского классицизма XVII в. (принцип симметрично- осевых планировочных систем). Русский классицизм воплотил в себе новый, небывалый для России по размаху, национальному пафосу и идейной наполненности исторический этап расцвета русской светской культуры. Ранний русский классицизм в архитектуре (1760-70-е гг.; Ж. Б. Валлен-Деламот, А. Ф. Кокоринов, Ю. М. Фельтен, К. И. Бланк, А. Ринальди) сохраняет ещё пластическую обогащённость и динамику форм, присущую барокко и рококо. Зодчие зрелой поры классицизма (1770-90-е гг.; В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, И. Е. Старов) создали классические типы столичного дворца-усадьбы и крупного комфортабельного жилого дома, ставшие образцами в широком строительстве загородных дворянских усадеб и в новой, парадной застройке городов. Искусство ансамбля в загородных парковых усадьбах - крупный национальный вклад русского классицизма в мировую художественную культуру. В усадебном строительстве возник русский вариант палладианства (Н. А. Львов), сложился новый тип камерного дворца (Ч. Камерон, Дж. Кваренги). Особенность русского классицизма в архитектуре - небывалый масштаб организованного государственного градостроительства: разрабатывались регулярные планы более 400 городов, формировались ансамбли центров Костромы, Полтавы, Твери, Ярославля и других городов; практика "регулирования" городских планов, как правило, преемственно сочетала принципы классицизма с исторически сложившейся планировочной структурой старорусского города. Рубеж XVIII-XIX вв. ознаменован крупнейшими градостроительными достижениями в обеих столицах. Сложился грандиозный ансамбль центра Петербурга (А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, Ж. Тома де Томон, позже К. И. Росси). На иных градостроительных началах формировалась "классическая Москва", застраивавшаяся в период её восстановления и реконструкции после пожара 1812 небольшими особняками с уютными интерьерами. Начала регулярности здесь были последовательно подчинены общей живописной свободе пространственной структуры города. Виднейшие зодчие позднего московского классицизма - Д. И. Жилярди, О. И. Бове, А. Г. Григорьев.

В изобразительном искусстве развитие русского классицизма тесно связано с петербургской АХ (основана в 1757). Скульптура русского классицизма представлена "героической" монументально-декоративной пластикой, составляющей тонко продуманный синтез с ампирной архитектурой, исполненными гражданского пафоса памятниками, элегически-просветлёнными надгробиями, станковой пластикой (И. П. Прокофьев, Ф. Г. Гордеев, М. И. Козловский, И. П. Мартос, Ф. Ф. Щедрин, В. И. Демут-Малиновский, С. С. Пименов, И. И. Теребенёв). Русский классицизм в живописи наиболее ярко проявился в произведениях исторических и мифологических жанров (А. П. Лосенко, Г. И. Угрюмов, И. А. Акимов, А. И. Иванов, А. Е. Егоров, В. К. Шебуев, ранний А. А. Иванов). Некоторые черты классицизма присущи также тонкопсихологическим скульптурным портретам Ф. И. Шубина, в живописи - портретам Д. Г. Левицкого, В. Л. Боровиковского, пейзажам Ф. М. Матвеева. В декоративно-прикладном искусстве русского классицизма выделяются художественная лепка и резьба в архитектуре, изделия из бронзы, чугунное литьё, фарфор, хрусталь, мебель, штофные ткани и пр. Со второй трети XIX в. для изобразительного искусства русского классицизма всё более характерным становится бездушный, надуманный академический схематизм, с которым ведут борьбу мастера демократической направления.




К. Лоррен. "Утро" ("Встреча Иакова с Рахилью"). 1666. Эрмитаж. Ленинград.




Ж. А. Габриель. Малый Трианон в Версале. 1762 - 1764.




Б. Торвальдсен. "Ясон". Мрамор. 1802 - 1803. Музей Торвальдсона. Копенгаген.




Ж. Л. Давид. "Парис и Елена". 1788. Лувр. Париж.




Ж. Тома де Томон. Мавзолей в Павловске. 1805 - 1808.




И. П. Мартос. Надгробие М. П. Собакиной. Мрамор. 1782. Научно-исследовательский музей архитектуры им. А. В. Щусева. Москва.




В. П. Стасов. Московские триумфальные ворота в Ленинграде. 1834 - 1838.




А. Н. Воронихин. Чаша и кувшин для умывания. Авторский эскиз. Конец 18 в. Научно-исследовательский музей архитектуры им. А. В. Щусева. Москва.

Литература:Н. Н. Коваленская, Русский классицизм, М., 1964; Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблема стилей в западноевропейском искусстве XV-XVII вв., М., 1966; Е. И. Ротенберг, Западноевропейское искусство XVII в., М., 1971; Художественная культура XVIII в. Материалы научной конференции, 1973, М., 1974; Е. В. Николаев, Классическая Москва, М., 1975; Литературные манифесты западноевропейских классицистов, М., 1980; Спор о древних и новых, (пер. с франц.), М., 1985; Zeitier R., Klassizismus und Utopia, Stockh., 1954; Kaufmann E., Architecture in the age of Reason, Camb. (Mass.), 1955; Hautecoeur L., L'histoire de l'architecture classique en France, v. 1-7, P., 1943-57; Tapiй V., Baroque et classicisme, 2 йd., P., 1972; Greenhalgh M., The classical tradition in art, L., 1979.
(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)
классици́зм
(от лат. classicus – образцовый), художественный стиль и направление в европейском искусстве 17 – нач. 19 в., важной чертой которых являлось обращение к наследию античности (Древних Греции и Рима) как к норме и идеальному образцу. Для эстетики классицизма характерны рационализм, стремление установить определённые правила создания произведения, строгая иерархия (соподчинение) видов ижанровискусства. В синтезе искусств царила архитектура. Высокими жанрами в живописи считались историческая, религиозная и мифологическая картина, дающие зрителю героические примеры для подражания; низшими – портрет, пейзаж, натюрморт, бытовая картина. Каждому жанру были предписаны строгие границы и чётко обозначенные формальные признаки; не допускалось смешения возвышенного с низменным, трагического с комическим, героического с обыденным. Классицизм – стиль противопоставлений. Его идеологи провозгласили превосходство общественного над личным, разума над эмоциями, чувства долга над желаниями. Классицистические произведения отличает лаконизм, ясная логика замысла, уравновешенностькомпозиции.


Н. Пуссен. «Великодушие Сципиона». 1643 г. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва


В развитии стиля различают два периода: классицизм 17 в. и неоклассицизм второй пол. 18 – первой трети 19 в. В России, где до реформ Петра I культура оставалась средневековой, стиль проявил себя лишь с кон. 18 в. Поэтому в отечественном искусствознании, в отличие от западного, под классицизмом подразумевают русское искусство 1760–1830-х гг.


К. Лоррен. «Пейзаж с Энеем на Делосе». 1672 г. Национальная галерея. Лондон


Классицизм 17 в. проявил себя в основном во Франции и утверждался в противоборстве сбарокко. В архитектуре постройки А.Палладиостали образцом для многих мастеров. Классицистические здания отличает чёткость геометрических форм и ясность планировки, обращение к мотивам античной архитектуры, и прежде всего к ордерной системе (см. ст.Ордер архитектурный). Архитекторы стали чаще использоватьстоечно-балочную конструкцию, в зданиях чётко выявляли симметрию композиции, прямые линии предпочитали изогнутым. Стены трактуются как гладкие, окрашенные в спокойные цвета поверхности, лаконичный скульптурныйдекорподчёркивает конструктивные элементы (постройки Ф. Мансара, восточный фасадЛувра, созданный К. Перро; творчество Л. Лево, Ф. Блонделя). Со второй пол. 17 в. французский классицизм вбирает в себя всё больше элементов барокко (Версаль, архитектор Ж. Ардуэн-Мансар и др., планировка парка – А. Ленотр).


Ж. Л. Давид. «Сабинянки, останавливающие сражение между римлянами и сабинянами». 1799 г. Лувр. Париж


В скульптуре преобладают уравновешенные, замкнутые, лаконичные объёмы, обычно рассчитанные на фиксированную точку зрения, тщательно отполированная поверхность сияет холодноватым блеском (Ф. Жирардон, А. Куазевокс).
Закреплению принципов классицизма способствовало создание в Париже Королевской академии архитектуры (1671) и Королевской академии живописи и скульптуры (1648). Последнюю возглавил Ш. Лебрен, с 1662 г. первый живописец Людовика XIV, расписавший Зеркальную галерею Версальского дворца (1678–84). В живописи признавалось главенство линии над цветом, ценились чёткий рисунок и статуарность форм; отдавалось предпочтение локальным (чистым, несмешанным) цветам. Сложившаяся в Академии классицистическая система служила разработке сюжетов иаллегорий, прославлявших монарха («король-солнце» ассоциировался с богом света и покровителем искусств Аполлоном). Самые выдающиеся классицистические живописцы – Н.Пуссени К.Лорренсвязали свою жизнь и творчество с Римом. Пуссен интерпретирует античную историю как собрание героических подвигов; в поздний период в его картинах возросла роль эпически величественного пейзажа. Соотечественник Лоррен создавал идеальные пейзажи, в которых оживала мечта о золотом веке – эпохе счастливой гармонии человека и природы.


А. Г. Григорьев. Дом Хрущёвых-Селезнёвых. 1814 г. Москва


Становление неоклассицизма в 1760-е гг. происходило в противостоянии со стилемрококо. Стиль формировался под влиянием идейПросвещения. В его развитии можно выделить три основных периода: ранний (1760–80), зрелый (1780–1800) и поздний (1800–30), иначе называемый стильампир, который развивался одновременно сромантизмом. Неоклассицизм стал интернациональным стилем, получив распространение в Европе и Америке. Наиболее ярко он воплотился в искусстве Великобритании, Франции и России. В сложении стиля существенную роль сыграли археологические находки в древнеримских городах Геркуланум иПомпеи. Мотивы помпеянскихфресоки предметовдекоративно-прикладного искусствастали широко использоваться художниками. На становление стиля также оказали влияние труды немецкого историка искусства И. И. Винкельмана, который считал самыми важными качествами античного искусства «благородную простоту и спокойное величие».


Д. Кваренги. Странноприимный дом графа Н. П. Шереметева. Ротонда 1803 г. Москва


В Великобритании, где ещё в первой трети 18 в. архитекторы проявили интерес к античности и наследию А. Палладио, переход к неоклассицизму был плавным и естественным (У. Кент, Дж. Пейн, У. Чеймберс). Одним из основоположников стиля был Роберт Адам, работавший вместе с братом Джеймсом (замок Кэдльстоун-холл, 1759–85). Стиль Адама ярко проявился в оформлении интерьеров, где им использовалась лёгкая и изысканная орнаментика в духе помпеянских фресок и древнегреческойвазописи(«Этрусская комната» в особняке Остерли-парк в Лондоне, 1761–79). На предприятиях Д. Уэджвуда изготовляли керамическую посуду, декоративные накладки для мебели и др. украшения в стиле классицизм, получившие общеевропейское признание. Модели рельефов для Уэджвуда делались скульптором и рисовальщиком Д. Флаксманом.


Д. Г. Левицкий. «Портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме богини Правосудия». 1783 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва


Во Франции архитектор Ж. А. Габриель создал в духе раннего неоклассицизма как камерные, лирические по настрою здания («Малый Трианон» в Версале, 1762–68), так и новый по решению ансамбль площади Людовика XV (ныне – Согласия) в Париже, которая приобрела невиданную прежде открытость. Церковь Св. Женевьевы (1758–90; в кон. 18 в. превращена в Пантеон), возведённая Ж. Ж. Суффло, имеет в плане греческий крест, увенчана огромным куполом и более академично и сухо воспроизводит античные формы. Во французской скульптуре 18 в. элементы неоклассицизма появляются в отдельных работах Э.Фальконе, в надгробиях и бюстах А.Гудона. Более близки неоклассицизму произведения О. Пажу («Портрет Дю Барри», 1773; памятник Ж. Л. Л. Бюффону, 1776), в нач. 19 в. – Д. А. Шоде и Ж. Шинара, создавшего тип парадного бюста с основанием в видегермы. Наиболее значительным мастером французского неоклассицизма и ампира в живописи был Ж. Л.Давид. Этический идеал в исторических полотнах Давида отличался строгостью и бескомпромиссностью. В «Клятве Горациев» (1784) черты позднего классицизма обрели чёткость пластической формулы.


И. П. Мартос. Надгробие С. С. Волконской. Мрамор. 1782 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва. Фрагмент


Русский классицизм наиболее полно выразил себя в архитектуре, скульптуре и исторической живописи. К архитектурным произведениям переходного периода от рококо к классицизму относятся зданияПетербургской академии художеств(1764–88) А. Ф. Кокоринова и Ж. Б. Валлен-Деламота и Мраморный дворец (1768–1785) А. Ринальди. Ранний классицизм представлен именами В. И.Баженоваи М. Ф.Казакова. Многие проекты Баженова остались неосуществлёнными, однако архитектурные и градостроительные идеи мастера оказали значительное влияние на сложение стиля классицизм. Отличительной чертой баженовских построек было тонкое использование национальных традиций и умение органично включить классицистические сооружения в существующую застройку. Дом Пашкова (1784–86) – образец типичного московского дворянского особняка, сохранившего черты загородной усадьбы. Наиболее чистыми примерами стиля являются здание Сената в Московском Кремле (1776–87) и Дом Долгоруких (1784–90-е гг.). в Москве, возведённые Казаковым. Ранний этап классицизма в России был ориентирован преимущественно на архитектурный опыт Франции; позднее значительную роль стало играть наследие античности и А. Палладио (Н. А. Львов; Д. Кваренги). Зрелый классицизм сложился в творчестве И. Е.Старова(Таврический дворец, 1783–89) и Д. Кваренги (Александровский дворец в Царском Селе, 1792–96). В ампирной архитектуре нач. 19 в. зодчие стремятся к ансамблевым решениям.
Своеобразие русской классицистической скульптуры в том, что в творчестве большинства мастеров (Ф. И. Шубина, И. П. Прокофьева, Ф. Г. Гордеева, Ф. Ф. Щедрина, В. И. Демут-Малиновского, С. С. Пименова, И. И. Теребенёва) классицизм тесно переплетался с тенденциями барокко и рококо. Идеалы классицизма ярче выразились в монументально-декоративной, чем в станковой скульптуре. Наиболее чистое выражение классицизм нашёл в произведениях И. П.Мартоса, создавшего высокие образцы классицизма в жанре надгробия (С. С. Волконской, М. П. Собакиной; оба – 1782). М. И. Козловский в памятнике А. В. Суворову на Марсовом поле в Санкт-Петербурге представил русского полководца могучим античным героем с мечом в руках, в латах и шлеме.
В живописи идеалы классицизма были наиболее последовательно выражены мастерами исторических картин (А. П.Лосенкои его учениками И. А. Акимовым и П. И. Соколовым), в произвеениях которых преобладают сюжеты античной истории и мифологии. На рубеже 18–19 вв. усиливается интерес к национальной истории (Г. И. Угрюмов).
Принципы классицизма как набор формальных приёмов продолжали использовать на протяжении всего 19 в. представителиакадемизма.
(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)

Синонимы:
направление, стиль


  1. классицизмстиль в европейском искусстве XVII начала XIX в. основанный на эстетике связанной с античным искусством принятым за эталон. В архитектуре классицизма использовался язык ...Архитектурный словарь
  2. классицизмот лат. classicus образцовый художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе и искусстве начала вв. одной из важных черт которых являлось обр...Большая Советская энциклопедия II
  3. классицизмм. classicismo Итальянорусский словарь. Синонимы направление стиль...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  4. классицизммKlassizismus m неизм. направление стиль...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  5. классицизмклассицизм м Klassizismus m неизм.Синонимы направление стиль...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  6. классицизмм.clasicismo m...Большой русско-испанский словарь
  7. классицизмсущ. муж. рода только ед. ч.класицизм уem...Большой русско-украинский словарь
  8. классицизмм. classicisme m живопись классицизма peinture f classique илиem du classicisme...Большой русско-французский словарь
  9. классицизмм.classicisme mживопись классицизма peinture f classique или du classicisme направление стиль...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  10. классицизмот лат. classicus образцовый стиль в искве Зап. Европы нач. вв. и России последней трети в. й трети в. обращавшийся к формам и образам классич. античного искусств...Большой энциклопедический политехнический словарь
  11. классицизмот лат. classicus образцовый стиль и направление влитературе и искусстве нач. вв. обратившиеся к античному наследиюкак к норме и идеальному образцу. Классицизм сложи...Большой энциклопедический словарь II
  12. классицизмКЛАССИЦИЗМ от лат. classicus образцовый стиль и направление в литературе и искусстве нач. вв. обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Кла...Большой Энциклопедический словарь V
  13. классицизмот латинского classicus образцовый стиль и направление в литературе и искусстве начала вв. обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Сложилс...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  14. классицизмКЛАССИЦИЗМ а м. classicisme m. ampGT нем. Klassizismus. strong. Направление в литературе и искусстве нач. вв. основанное на подражании античным образцам и связанное с с...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  15. классицизмхудожественный стиль в европейском искусстве конца XVI начала XIХ веков одной из характерных черт которого было обращение к формам античного искусства как к идеалу. С то...История и теория культуры
  16. классицизмот лат. classicus образцовый в худ. литре и эстетике искво абсолютизма и рационализма ориентированное на античность как идеальный эстетич. эталон. Древний Рим явл. нормо...История и философия науки. Энциклопедический словарь
  17. классицизмот лат. classicus образцовый стиль европейского искусства культурноэстетическое направление в XVIIXVIII вв. Ориентировался на античное древнегреческое и древнеримское и...История России. Словарь-справочник. Учебно-практическое пособие
  18. классицизмклассицизм....Киргизско-русский словарь
  19. классицизмнаправление в искусстве и литературе возникшее в Европе в в. и получившее особое развитие во Франции. Термин классицизм восходит к латинскому сlassicus в первоначальном ...Литература и язык. Современная энциклопедия
  20. классицизмКЛАССИЦИЗМ литый стиль выработанный в абсолютистской Франции XVII в. в эпоху меркантилизма и получивший свое распространение в монархической Европе XVIIXVIII вв. Классиц...Литературная энциклопедия
  21. классицизмлитый стиль выработанный в абсолютистской Франции XVII в. в эпоху меркантилизма и получивший свое распространение в монархической Европе XVIIXVIII вв. Классицизм складыва...Литературная энциклопедия II
  22. классицизмКЛАССИЦИЗМ литый стиль выработанный в абсолютистской Франции XVII в. в эпоху меркантилизма и получивший свое распространение в монархической Европе XVIIXVIII вв. Классиц...Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
  23. классицизмКЛАССИЦИЗМ от лат. classicus образцовый художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе и искусстве XVII начала XIX вв. одной из важных черт ко...Литературный энциклопедический словарь
  24. классицизма м.em Направление в литературе и искусстве начала вв. характерной особенностью которого было обращение к образам и формам античного искусства как наиболее совершенным...Малый академический словарь
  25. классицизмлат. Classicus образцовый художественное направление и стиль в европейском изобразительном искусстве музыке литературе и архитектуре XVIIначала XIX вв. основанный на сл...Мировая художественная культура. Словарь
  26. классицизмкорень КЛАССИЦ суффикс ИЗМ нулевое окончаниеОснова слова КЛАССИЦИЗМВычисленный способ образования слова Суффиксальный КЛАССИЦ ИЗМ Слово Классицизм содержит следующие...Морфемный разбор слова по составу
  27. классицизмНачальная форма Классицизм винительный падеж единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  28. классицизмСтранноприимный дом.Москва.классицизм стиль в архитектуре XVIII первой половине XIX вв. одной из важнейших черт которого явилось обращение к образам и формам античного з...Москва (энциклопедия)
  29. классицизмот лат. classicus образцовый художеств. теория и стиль в искве вв. В основе К. лежало убеждение в разумности бытия в наличии единого всеобщего порядка управляющего ход...Музыкальная энциклопедия
  30. классицизмклассицизм . м. Направление в литературе и искусстве XVII в.начала XIX в. характерной особенностью которого было обращение к образцам и формам античного искусства как наи...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  31. классицизмклассицизм классицизм а...Орфографический словарь
  32. классицизмu м направление стиль...Орфографический словарь русского языка
  33. классицизмклассицизм...Орысша-қазақша «Жеңіл және тоқыма өнеркәсібі» терминологиялық сөздік
  34. классицизмлит. иск. классицизм....Осетинско-русский словарь
  35. классицизмлат. образцовый направление в литературе и искусстве эпохи Просвещения XVII нач. XIX вв. взявшее за основу образцы античности. В российской литературе оды М.В. Ломоно...Отечественная история в терминах и понятиях
  36. классицизмклассицизм классицизмы классицизма классицизмов классицизму классицизмам классицизм классицизмы классицизмом классицизмами классицизме классицизмах...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  37. классицизмОрфографическая запись слова классицизм Ударение в слове классицизм Деление слова на слоги перенос слова классицизм Фонетическая транскрипция слова классицизм [глсизм] Х...Полный фонетический разбор слов
  38. классицизмкласицизм му....Російсько-український словник (Українська академія наук)
  39. классицизмКЛАССИЦИЗМ периоды в истории кры Европы Америки и России когда идеальными становятся худож. формы античного исква а деяния исторических и мифологических персонажей древн...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  40. классицизмклассицизм аСинонимы направление стиль...Русский орфографический словарь
  41. классицизмМ мн. нет klassisizm . qdim klassik dillri yunan v latn dillrini yrnmk sasnda qurulmu thsil sulu . dbiyyatda v incsntd antik nmunlri tqlid edn cryan . db. forma il mzmun ...Русско-азербайджанский словарь
  42. классицизмклассицизм м.iclassicism...Русско-английский словарь
  43. классицизмклассицизм м. classicism....Русско-английский словарь II
  44. классицизмN...Русско-армянский словарь
  45. классицизмКласцызм...Русско-белорусский словарь
  46. классицизмкласцызм муж.i...Русско-белорусский словарь II
  47. классицизмklasszicizmus направление стиль...Русско-венгерский словарь
  48. классицизмклассици направление стиль...Русско-ивритский словарь
  49. классицизмклассицизм еск грек рим тлдерн дебиетн йренуге негзделген халы аарту жйес...Русско-казахский словарь
  50. классицизмклассицизм...Русско-казахский терминологический словарь «Архитектура и строительство»
  51. классицизмклассицизм...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  52. классицизмклассицизм...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  53. классицизмм. классицизм . байыркы грек жана латин тилдерин жана алардын адабиятын йрнг негизделген илим бер системасы . античный лглрд тууроого негизделген дворяндык искусстводогу ...Русско-киргизский словарь
  54. классицизмgdinzhyСинонимы направление стиль...Русско-китайский словарь
  55. классицизмklasicisms...Русско-латышский словарь
  56. классицизмм. Klassizismus m....Русско-немецкий словарь
  57. классицизмклассицизмм ....Русско-новогреческий словарь
  58. классицизмklassisisme направление стиль...Русско-норвежский словарь
  59. классицизммclassicismo m направление стиль...Русско-португальский словарь
  60. классицизмм лит. иск. направление стиль...Русско-турецкий словарь
  61. классицизмklasikilik klasisizm...Русско-турецкий словарь по строительству и архитектуре
  62. классицизмklasicismus...Русско-чешский словарь
  63. классицизмKlassitsism...Русско-эстонский словарь
  64. классицизмклассицизмСинонимы направление стиль...Русское словесное ударение
  65. классицизмКлассицизм от лат. classicus образцовый стиль и направление в архитектуре и изобразит искусстве начала XIX вв. обратившиеся к античному наследию как к идеальному образ...Санкт-Петербург (энциклопедия)
  66. классицизмТак именуются периоды и тенденции в истории искусства когда формы и темы античного искусства являются эстетич. эталоном. Способ степень и осознание зависимости от античны...Словарь античности
  67. классицизмКЛАССИЦИЗМ новолат. литературное направление состоящее в подражании и безусловном подчинении правилам знаменитейших древних писателей. система обучения в основание кото...Словарь иностранных слов русского языка
  68. классицизмстиль и направление в литературе и искусстве XVIIначала XIX вв. обратившееся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Эстетика К. устанавливала иерархию жан...Словарь исторических терминов
  69. классицизмот лат. classicus образцовый литературное направление сложившееся в европейской литературе XVII в. в основе которого Признание античного искусства высшим образцом идеал...Словарь литературоведческих терминов
  70. классицизмКЛАССИЦИuЗМstrong а м.Орогенитальный секс.Ср. классик.Синонимы направление стиль...Словарь русского арго
  71. классицизмклассицизм сущ. колво синонимов направление стиль Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы направление стиль...Словарь синонимов II
  72. классицизмКЛАССИЦИЗМ от лат . classicus образцовый стиль и направление в литературе и искусстве нач. вв. обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Кла...Современный энциклопедический словарь
  73. классицизмархитектурный стиль стран Европы XVII первой трети XIX вв. перенеснный и в страны других континентов в классицизме преобладает рационализм воплотившийся в гармонические ...Строительный словарь
  74. классицизмКЛАССИЦИЗМ архитектурный стиль стран Европы XVII первой трети XIX вв. перенеснный и в страны других континентов в классицизме преобладает рационализм воплотившийся в га...Терминологический словарь по строительству на 12 языках
  75. классицизмот лат.u classicus образцовый художественное направление и стиль в искусстве и литературе XVIIначала XIX в. для которого характерны высокая гражданская тематика строгое...Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
  76. классицизмклассицизм [нем. klassizismus lt лат. classicus первоклассный образцовый] зародившееся во франции направление в европейской литературе и искусстве нач. вв. разработа...Толковый словарь иностранных слов
  77. классицизмКЛАССИЦИЗМ классицизма мн. нет м. нем. Klassizismus книжн. . Система образования на основе изучения классических древних языков греческого и латинского. В х и х годах в....Толковый словарь русского языка II
  78. классицизмклассицизм классицизм а м. Направление в искусстве начала в. основанное на подражании античным образцам. Каноны а.прил. классический ая ое. Классическая живопись. Русски...Толковый словарь русского языка II
  79. классицизмКЛАССИЦИЗМ а м. Направление в искусстве начала в. основанное на подражании античным образцам. Каноны классицизма. прилагательное классический ая ое. Классическая живо...Толковый словарь русского языка
  80. классицизмУдарение в слове классицизмУдарение падает на букву иБезударные гласные в слове классицизм...Ударение и правописание
  81. классицизмRzeczownik классицизм m klasycyzm m...Универсальный русско-польский словарь
  82. классицизмКЛАССИЦИЗМ от лат. classicus букв. принадлежащий к первому классу римских граждан в переносном смысле образцовый художеств. направление и соответствующая ему эстетич. ...Философская энциклопедия
  83. классицизмот лат. classicus букв. принадлежащий к первому классу римских граждан в переносном смысле образцовый художеств. направление и соответствующая ему эстетич. теория возн...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  84. классицизмлат. classicus образцовый художественный метод и эстетическая теория характерные для европейского искусства периода расцвета абсолютизма вв. Эстетическая программа К. н...Философский энциклопедический словарь
  85. классицизмклассицизм классицизмы классицизма классицизмов классицизму классицизмам классицизм классицизмы классицизмом классицизмами классицизме классицизмах Источник Полная акцент...Формы слова
  86. классицизмСизик Самс Салки Сакс Сакм Сак Саз Мкс Мка Мисс Миска Мис Милка Милица Мила Мик Миасс Миаз Мацис Малик Мали Макси Макс Маки Мак Маис Мазик Маз Лисица Лис Лима Лик Лизис Л...Электронный словарь анаграмм русского языка
  87. классицизмКлассицизм слово употребляемое а как литературный термин и б как обозначение системы среднего образования. В том и другом случае оно происходит от латинского слова class...Энциклопедический словарь
  88. классицизмслово употребляемое а как литературный термин и б как обозначение системы среднего образования. В том и другом случае оно происходит от латинского слова classis обозначав...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  89. классицизмКлассицизм лат.em classicus первоклассный образцовый художественный стиль и направление в европейской литературе и искусстве XVII начала XIX в. одной из важных черт кото...Энциклопедия культурологии
  90. классицизмКлассицизм от лат. classicus первоначальный образцовый стиль в искусстве Зап. Европы вв. и России последней трети й трети вв. использовавший художественные принципы...Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов
  91. классицизмнаправление в искве достигшее наивысшего развития в Европе XVII в. худож. стиль и соответствующая ему эсгетическая теория. К. насчитывает трехвековую историю с XVI в. до...Эстетика