Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

ЭРНСТ ТЕОДОР АМАДЕЙ ГОФМАН (ERNST THEODOR AMADEI HOFFMANN. 17761822)

ЛИТЕРАТУРА ГЕРМАНИИ

- крупнейший мастер немецкогоромантизма, жил и творил в пору реакции, когда многие писатели Пыталисьукрыться от мрачной современности в царстве романтики и мечты. Но в еготворчестве фантастика переплетается с реалистическим и сатирическимизображением окружающего мира. «Гофман со своими фантастическими карикатурамивсегда и неизменно держится земной реальности», — писал о нем Гейне. Этадвуплановость так же, как и образ двойника, встречается во многих произведенияхГофмана. Причудливая фантастика Гофмана порой несет на себе печать мрачных иболезненных настроений, которые впоследствии были подхваченыписателями-декадентами.

Гофман, острый сатирик-реалист,выступает против феодальной реакции, мещанской ограниченности, тупости исамодовольства немецкой буржуазии. Именно это качество высоко ценил в еготворчестве Гейне. Герои Гофмана — скромные и бедные труженики, чаше всегоинтеллигенты-разночинцы, страдающие от тупости, невежества и жестокостиокружения.

Золотойгоршок(Dergoldene Topf. 1815)

— повесть, в которой двуплановостьтворчества Гофмана — смешение фантастики и злободневной сатиры — проявиласьособенно ярко. Героя, бедного студента Ансельма, вечно преследуют неудачи.Однажды, сидя под кустом бузины у реки, он замечает трех золотых змеек, которыепоют и танцуют. Чешуйки на них звенят, как колокольчики. Очарованный Ансельмвлюбляется в змейку с синими глазами. Через некоторое время его приглашают вдом к скучному и брюзгливому архиввриусу Линдгорсту переписывать арабскиерукописи. Постепенно он узнает, что архивариус Линдгорст — сказочный король,повелитель саламандр, изгнанный из своего царства злодеем Фосфором, что тризмейки — его дочери и младшая, Серпентина, должна быть освобождена отколдовства любовью благородного юноши, которому она принесет в приданоеволшебный золотой горшок. В доме архивариуса влюбленный Ансельм переживаетсамые необычайные и фантастические приключения, переносясь все время изскучных, серых будней в волшебное и сверкающее царство саламандр.

Крошка Цахес по прозванию Циннобер(KleinZaches genannt Zinnober. 1819)

— сатирическая сказка, яркаяпародия на быт и нравы раздробленной Германии начала XIX в. У бедной крестьянки Лизыродился ребенок-урод. Сжалившись над несчастным, добрая фея помещает на лысомтемени ребенка три волшебных волоска. Отныне крошка Цахес, злобный иотвратительный карлик, кажется всем прекрасным и мудрым, ибо в силу волшебстваему приписывают добрые качества окружающих его людей. Так, без всяких заслугподымаясь со ступеньки на ступеньку, крошка Цахес становится всесильнымминистром карликового государства. Но наконец находится смельчак, романтическийпоэт Бальтазар, который узнает тайну урода и выдирает волшебные волоски. Представтеперь перед всеми в истинном свете, крошка Цахес находит жалкий конец: онтонет в ночном горшке. В этой новелле-сказке Гофман высмеивает ничтожествонемецких карликовых государств и деятелей, мнящих себя, подобно крошке Цахесу,вершителями великих дел.

Серапионовы братья(DieSerapionsbrüder. 1819—1821)

— сборник Гофмана, в который вошлиновеллы 1815—1821 гг., связанные в единое целое обрамляющим текстом. Юныедрузья, называющие себя Серапионовыми братьями, собираются каждую неделю ибеседуют об искусстве, музыке, литературе. Они читают друг другу собственныерассказы и обсуждают их. Мотивы этих рассказов впоследствии легли в основуцелого ряда произведений других писателей, композиторов. Содержание циклаудивительно разнообразно. В нем объединены фантастические новеллы, историческиерассказы и произведения, посвященные современности.

ЗапискикотаМурра(Lebensansichtendes Katers Murr.1820—1822)

— роман, в котором дана яркаясатирическая картина Германии 20-х гг. XIX ст. Роман распадается на два самостоятельныхповествования. Одно из них ведется в форме дневника полубезумногокапельмейстера Крейслера, который рисует действительность фантастическимикрасками. Другая часть романа представляет якобы записки кота. Композицией истилем Гофман разграничивает характерные для его творчества два плана —романтический и филистерский: взволнованное, страстное описание жизни истраданий великого музыканта можно без труда отличить от пародийновысокопарного стиля «автобиографии» кота Мурра, воплощающего в себе немецкогомещанина со всеми его типичными чертами: узостью взглядов и самодовольством,глупостью и сентиментальностью, прикрывающей душевную черствость. Описываяпохождения Мурра, его сближение сначала с кружками котов, потом с обществомсобак, Гофман с едким сарказмом и иронией изображает нравы современного емуобщества. Он рисует студенческие организации «буршеншафты» (коты) и свирепоепреследование реакционерами (собаками) всего сколько-нибудь прогрессивного.Роман, печатавшийся по частям, вызвал яростные нападки. Многие реакционерыугадали себя в изображенных Гофманом псах. Опасаясь мести, писатель вынужденбыл прервать работу над романом и поместил в газетах объявление, что его геройтрагически погиб во время катастрофы; «Записки кота Мурра» остались незаконченными.

Произведения

Собрание сочинений: В 7 т. / Подобщ. ред. и с Предисл. П.С.Когана.— М : Недра, 1929—1930; Собрание сочинений: В6 т. / Редкол.: А. Б. Ботникова, А.С.Дмитриев, А. В. Карельский, М.Л.Рудницкий. — Т. 1, 2, 3.— М.: .Худож.лит., 1991 — 1996; Избранные произведения: В 3 т. / Вступ. ст. И Миримского. —М.: Гослитиздат, 1962; Житейские воззрения кота Мурра вкупе с фрагментамибиографии капельмейстера Иоганнеса Крейслера, случайно уцелевшими вмакулатурных листах; Повести и рассказы / Вступ. ст. И. Миримского. — М.:Худож. лит., 1967. — 774 с. — (Б-ка всемирн. лит.); Новеллы / Вступ. ст. А.Карельского. — М.: Правда, 1991. — 477 с.; Крейслериана; Житейские воззрениякота Мурра; Дневники / Изд. подгот. И.Ф. Бэлза, А. С. Големба, О. К. Ложнова. —М.: Наука, 1972.— 664 с.— (Лит. памятники); Эликсиры сатаны / Изд. подгот.Н.А.Жирмунская, А Г.Левинтон, H.A. Славятинский.— Л.: Наука, 1984.— 286 с.—(Лит. памятники). Poetische Werke: In 6 Bd. —Berlin:Atifbau-Verl, 1958; Werke: In 3Bd. / Ausgew. und eingel. von G. Schneider. —5 Aufl. —Berlin;Weimar:Aufban-Verl, 1976; Auswahl /Сост.и Предисл. Ю. Архипова; Послесл. и коммент. А.Ботниковой.— М.:Raduga, 1984. — 550 S.; Lebensansichten des Katers Murr. —Berlin: Aufbau-Verl., 1958.- 522 S.

Литература

Берковский H. Я. Э. Т. А. Гофман.— В кн.:Берковский Н.Я. Романтизм в Германии, Л., 1973. с. 463-538; Герцен А. И.Гофман.- Собр. соч., М., 1954, т. 1, с. 62-80; Э. Т. А. Гофман: Жизнь итворчество. Письма, высказывания, документы: Пер. с нем. / Сост., авт.Предисл., Послесл. и вступ. текстов к разделам К. Гюнцель. — М.: Радуга, 1987.—462 с.; Житомирская 3. В. Э.Т. А. Гофман: Библиогр. рус. пер. и крит. лит. онем. — М.: Книга, 1964. — 130 с.; Миримский И. В. Эрнст Теодор Амадей Гофман. —В кн.: Миримский И. В. Статьи о классиках, М., 1966, с. 79—132; Художественныймир Э.Т. А. Гофмана: Сб. статей / Редкол.: И.Ф. Бэлза и др.— М.:Наука,1982.— 295 с.Beardsley C. M. E. T. A. Hoffmann. Die Gestalt des Meisters in seinenMärchen. —Bonn:Bouvier, 1975. — 200 S.; E.T. A. Hoffrnann. Leben und Werkin Briefen, Selbstzeugnissen und Zeitdokumenten / Hrsg.v. K. Günzel. —Berlin:Verl. der Nation, 1976.— 563 S.; SafranskiR. E.T. A. Hoffmann: Das Leben eines skeptischenPhantasten. — München: Hanser, 1984.— 533 S.