Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

ПЬЕР КОРНЕЛЬ (PIERRE CORNEILLE. 16061684)

ЛИТЕРАТУРА ФРАНЦИИ

— представитель классицистической трагедии на первом этапеее развития. Его творчество было проникнуто гуманистическими идеями,унаследованными от эпохи Ренессанса. Под его пером классическая трагедияприобрела характер политической, в ней он прославляет идеальную разумнуюгосударственность. Излюбленная тема его трагедий — столкновение личныхинтересов и чувств с государственным долгом, требующим от героевсамопожертвования. Герои Корнеля — сильные, мужественные люди, преданные идеедолга. Свой литературный путь Корнель начал с комедий. В первой его драме«Медея» (1635) комедийные мотивы соседствуют с элементами высокого трагедийногописьма. Следующая пьеса, «Сил» (1636), имела невиданный успех, но вызвалаожесточенную полемику, кончившуюся тем, что Французская академия осудила пьесукак несоответствующую классическим канонам. Убедившись в недоброжелательствеРишелье, Корнель уехал на родину в Руан, где написал две трагедии из римскойжизни: «Гораций» (1640) и «Цинна, или Милосердие Августа» (1643). Пунктуальноесоблюдение трех единств, строгий мужественный слог и александрийский стих делают их первыми в полном смыслеслова классицистическими трагедиями. Эго трагедии большого политическогозвучания. В последней автор противопоставляет республиканский принципмонархическому. В 1643 г. Корнель, вернувшись к комедийному жанру, написал своюлучшую комедию «Лгун». Трагедия «Родогуна» (1644) открыла новый этап втворчестве Корнеля, его «вторую манеру», характеризующуюся увлечением внешнимдействием, усложнением фабулы, запутанными перипетиями и эффектными развязками.В 1647 г. Корнель был избран членом Французской академии. В 1650-е гг. онсоздал ряд трагедий, в которых отступал от канонов классицизма. После провалатрагедии «Пертарит» (1651) Корнель шесть лет не писал для театра. В последнихсвоих трагедиях он вернулся к древнеримской тематике; все его пьесы этогопериода имели сценический успех, сопутствовавший им вплоть до появления первыхпьес Расина. Корнель пережил свою славу и умер в бедности.

Сид(Le Cid. 1636)

— драма, имевшаяогромный успех у современников, который объясняется волнующим звучаниемизображенного Корнелем трагического конфликта между страстью и долгом,совершенством и блеском стихотворной формы пьесы. Рыцарь Родриго, мстя заоскорбление, нанесенное отцу, убивает в поединке отца любимой девушки Химены.Химена, ценя Родриго за то, что он выполнил долг чести, выполняет свой —отказывается от брака с Родриго и требует у короля его смерти. Отважный Родригоучаствует в походе против мавров и возвращается спасителем родины, народнымгероем. По распоряжению короля Химена отдает руку Родриго, отказавшись от местиво имя высшего, государственного долга, ибо ее возлюбленный героически исполнилсвой долг перед родиной.

Гораций(Horace.1640)

— трагедия,пользовавшаяся огромной популярностью в период Великой французской революции.Молодой римлянин Гораций убивает в поединке Куриация, и это решает исход войнымежду Римом и соседним городом Альба-Лонгой. Руководимый сознаниемпатриотического долга, стремлением к победе Рима, Гораций отрекается от дружбыи родства, связывающих его с Куриацием. Гораций женат на сестре Куриация, аКамилла, сестра Горация,— невеста убитого.Потеряв жениха, Камилла в отчаянии шлет проклятие Риму и Горацию, за чтоГораций убивает ее. Герой, завоевавшийРиму победу, предстаетперед судом за убийствосестры. Старик-отец, горюяо потерянной дочери, все же защищает сына, которым руководило чувствогражданского долга. Царь прощает Горация, считая, что его подвиг и патриотизмискупают совершенное убийство.

Произведения

Театр: В 2 т. / Сост., ст. и коммент. А.Д.Михайлова. — М.:Искусство, 1984; Театр французского классицизма. Пьер Корнель; Жан Расин /Вступ. ст. А.Адана. — М.: Худож. лит., 1970. — 604 с. — (Б-ка всемирн. лит.). Théâtre complet deCorneille: En 3 vol. / Texte établi... avec lesprincipales variantes, une introd., des notices, des notes et un glossaire parM. Rat. — Paris: Garnier, 1962—1966.

Литература

Сент-Бёв Ш. ПьерКорнель. — В кн.: Сент-Бёв Ш.Литературные портреты; Критические очерки, М.,1970, с. 47-66; Сигал Н. Пьер Корнель, 1606-1684.- Л.; М.: Искусство, 1957.- 123 с. DescotesM. Les grands rôles du théâtre de Corneille. — Paris:Presses univ. de France, 1962. — 292 p.; Dort B. Pierre Corneille, dramaturge. — Paris: Arche, 1972. — 171 p.; Prigent M. Leshéros et l'État dans la tragédie de Pierre Corneille.-Paris: PUF, 1988.-VIII, 571 p.