Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

PAMOH МАРИЯ ДЕЛЬ ВАЛЬЕИНКЛАН (RAMÓN MARÍA DEL VALLEINCLÁN. 18691936)

ЛИТЕРАТУРА ИСПАНИИ

— один из крупнейших испанских драматургов XX в. Детство и юность его прошли в Галисии. На родине ониздал свою первую книгу прозы «Женские лики. Шесть любовных историй» (1894), вкоторой, как и в нескольких последовавших за ней произведениях(«Эпиталама», «Пепел», «Адега», «Дворлюбви»), сказались влияние модернизма, увлечение эротической темой, любованиежизнью в ее чувственно воспринимаемых проявлениях. Ранняя изысканно архаичная иритмизованная проза писателя изобиловала неожиданными поэтическими образами: втогдашнюю программу Валье-Инклана входили поиски новых словосочетаний. Фоном ксюжетам служили экзотично-живописные утолки Мексики или Галисии (до своегопереезда в 1895 г. в Мадрид писатель побывал в Мексике, и мексиканскиевпечатления использовались им на разных этапах творчества). Совершеннымвыражением художественных устремлений Валье-Инклана в первый период литературнойдеятельности стал прозаический цикл «Сонаты» (1902—1905), в котором оригинальноразрабатывалась тема Дон Жуана. В 10-е гг., когда писатель работает над«варварскими комедиями» и серией романов о карлистских войнах, чистоэстетические поиски вытесняются интересом к истории, драматическим коллизиям,внелитературным общезначимым проблемам. Если прежде прозаика восхищалааристократическая тонкость, то теперь он черпает вдохновение в народной стихии,обращаясь к галисийскому фольклору. Постепенно складывается стиль позднего Валье-Инкланаи тот оригинальный «валье-инклановский» жанр драмы, который он назовет в 1921г. «эсперпенто» (буквально — «пугало»). В пьесах этого жанра («Голова дракона»,«Божественные слова», «Маркиза Розалинда», «Рога дона Фриолеры», «Светочбогемы», «Вторник карнавала» и др.) внешнюю экзотику заменяет пестротасоциальных типов — от знатного феодала до нищего и уличной женщины.Гиперболизация и гротеск становятся основными приемами воссозданиядействительности, причем не только в драматургии, но и в последних романахВалье-Инклана: «Тиране Бандерасе» (1927) и двух частях цикла «Арена иберийскогоцирка» («Двор чудес», 1927; «Да здравствует мой повелитель!», 1928). Творческойэволюции писателя сопутствует и в известной мере ее определяет эволюция егообщественных взглядов. Аполитичный в молодости, в зрелые годы он участвует вдвижении левой интеллигенции против диктатуры Примо де Риверы, активно занимаетсяобщественной деятельностью. Валье-Инклан вошел в историю испанской литературыкак блестящий стилист, реформатор испанского литературного языка и новатор вобласти драматургии.

Тиран Бандерас(Tirano Banderas. 1926)

— роман, действие которого происходит в вымышленнойлатиноамериканской республике Санта-Фе-де-Тьерра-Фирме. Целью писателя былосоздание обобщенного образа латиноамериканского диктатора, при этом опирался онглавным образом на свои наблюдения в Мексике: язык романа изобилует мексиканской диалектной лексикой, пейзаживымышленной страны напоминают прежде всего Мексику, и сама фигура генералаСантоса Бандераса имеет портретное сходство с Порфирио Диасом. Работая надроманом с 1923 по 1926 г., автор особенно тщательно обдумывал его структуру ивыбрал принцип свободного монтажа эпизодов. Действие резко переносится излагеря восставших революционеров в логово диктатора, из тюрьмы, где ждутсмертного приговора противники диктатуры, в притон, где развлекаются подручныетирана, и т. д. В процессе создания книги прозаик использовал разнообразныематериалы (газеты, хроники XVI в.), придаввымышленным персонажам черты сходства с известными политическими деятелямиЕвропы и Америки. Замысел писателя удался вполне. «Тиран Бандерас» сталклассическим романом на латиноамериканскую тему.

Произведения

Избранные произведения: В 2 т. / Сост. Н. Снеткова;Предисл. И. Тертерян. — М.: Худож. лит., 1986; Избранное / Вступ. ст.Г.Степанова. — Л.: Худож. лит., 1969. — 624 с.; Сонаты: Записки маркиза деБрадомина / Пер. А.Шадрина; Вступ. ст. Г.Степанова. М.; Л.: Худож. лит., 1966.— 312 с.; Тиран Бандерас / Пер. Т.А.Гликман; Вступ. ст. Г.В.Степанова. — М.;Л.: Гослитиздат, 1959. — 215 с.; То же / Пер. Н.Томашевского. — В кн.: УнамуноМ. де. Туман; Авель Санчес; Валье-Инклан Р. дель. Тиран Бандерас; Бароха П.Салакаин Отважный; Вечера в Буэн-Ретиро, М., 1973, с. 301—477. Obras escogidas /Pról. de G. Gómez de la Sema. — 3 ed. — Madrid: Aguilar, 1965. — 1333 p.; Tirano Banderas:Novela de tierra caliente. — La Habana: Consejo пае. de cultura, 1964. — 290 p.

Литература

Тертерян И.А. Рамон дель Валье-Инклан. — В кн.: ТертерянИ.А. Испытание историей: Очерки испанской литературы XXвека, М., 1973, с. 130—217. FernándezAlmagro М. Vida y literatura deValle-Inclán. — Madrid: Taurus, 1966. — 257 p.; Hormigón J.A. Ramón del Valle-Inclán. La política, la cultura, elrealismo y el pueblo. — Madrid:Corazón, 1972. — 426 p.; Umbral F. Valle-Inclán. - Bilbao:Unión, 1968. - 166 p.