Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

БЕНИТО ПЕРЕС ГАЛЬДОС (BENITO PÉREZ GALDÓS. 18431920)

ЛИТЕРАТУРА ИСПАНИИ

— один из крупнейших представителей критического реализма виспанской литературе. Его литературное наследие огромно: семьдесят семьроманов, повести, драмы, комедии, большое число очерков и критических статей.Гальдос родился в Лае-Пальмасе (Канарские острова). Отец писателя, офицер испанскойармии, был участником освободительной войны 1808—1814 гг. против наполеоновскоговторжения. В 1862 г. Гальдос поступает на юридический факультет Мадридскогоуниверситета, активно участвует в антимонархических студенческих волнениях1865 г. Оставив университет, Гальдос целиком посвящает себя литературе. Впериод буржуазной революции 1868—1874 гг. он принимает участие в работеКортесов (парламента). Этот период его жизни ознаменован началом работы надциклом исторических романов под общим заглавием «Национальные эпизоды» — трудомвсей его жизни, который по грандиозности замысла может сравниться только с«Человеческой комедией» Бальзака. В сорока семи книгах «Национальных эпизодов»(1873—1912) нашла отражение жизнь испанского общества прошлого столетия:наполеоновское нашествие, династические войны, испанская революция 1868—1874гг. и период реставрации Бурбонов. Романы каждого цикла объединены общейсюжетной линией — жизнеописанием героя. В то же время каждый роман вотдельности представляет собой законченное произведение, самостоятельное покомпозиции. Наиболее популярны романы первого цикла, который открываетсяизображением кризиса абсолютистского режима в начале XIXв. («Трафальгар», 1873; «Двор Карла IV», 1873). Романы«19 марта и 2 мая» (1873) и «Байлен» (1873) рассказывают о народных восстанияхпротив французских захватчиков. Различные этапы борьбы испанского народапротив наполеоновской армии показаны в романах «Наполеон в Чамартине» (1874),«Хуан Мартин эль Эмпесинадо» (1874), «Сарагоса» (1874),

«Херона» (1874), «Кадис» (1874) и «Сражение при Арапилях»(1875). Повествование в романах этого цикла (исключая «Херону») ведется в формевоспоминаний молодого человека Габриэля Арасели, непосредственного участникаописываемых событий. Наряду с этим Гальдос создает романы на актуальные темы,среди которых самые значительные — «Донья Перфекта» (1876), «Глория» (1877),«Марианела» (1897), «Обездоленная» (1881), «Друг Мансо» (1882), «Очарованныйкабальеро» (1909).

Сарагоса(Zaragoza. 1874)

— роман, один изнаиболее сильных в первом цикле «Национальных эпизодов». В нем с обстоятельнейшимиподробностями рассказывается об осаде французами города Сарагосы,продолжавшейся с 20 декабря 1808 г. по 21 февраля 1809 г. Герой романа —испанский народ, который оказал врагу отчаянное сопротивление, защищая роднойгород. В неравной борьбе с неприятелем, под огнем вражеских батарей, страдая отголода и эпидемий, патриоты «приносили в жертву кровь и жизнь», превращаякаждую улицу в поле битвы и каждый дом — в крепость. Единый порыв движет всемижителями города — от богатого горожанина Хосе де Монторьи до бездомногокалеки-нищего, который, умирая, отдает свои костыли раненному в ногу, но нежелающему сдаться Монторье. Автор рассказывает о героизме и мужестве испанских патриотов,рисует яркий образ «самой смелой женщины Сарагосы» Мануэлы Санчес. Разрушенныйгород вынужден сдаться. Однако через весь роман проходит мысль, что народ,умеющий так сражаться, не может быть побежден.

Кадис(Cádiz. 1874)

— роман, действиекоторого происходит, как явствует из заглавия, в Кадисе. Исторические события,на фоне которых развивается вымышленный сюжет, относятся к осени 1810 — весне1811 г., когда в разгар освободительной войны против наполеоновской армии вгороде начал работать над первой конституцией страны первый в истории Испаниипарламент (Кортесы). Как и в других романах первого цикла, повествованиеведется от лица Габриэля Арасели, здесь уже молодого офицера, отличившегося вовремя осады Сарагосы. Прибыв в город, Габриэль узнает, что его возлюбленнаяИнес, с которой судьба его непрестанно разлучает, живет в доме графини деРумблар, женщины властной, фанатичной сторонницы «старого порядка». Героюстановится известно, что графиня намерена женить на Инес своего сына. НоГабриэля пугает даже не это, а подозрение, что девушка полюбила лорда Грея (онпоявился в городе вместе с британскими союзниками). Встретиться с Инес оказываетсявесьма трудно, потому что графинядержит ее взаперти. Занятыйсвоими чувствами, герой, однако, не упускает случая послушатьполитические дебаты в парламенте, а на обедах графини де Румблар не безиронической улыбки прислушивается к рассуждениям ярых противников конституции илиберализма. Между тем интрига, в которой участвуют англичанин, Инес, дочери графини— Асунсьон и Пресентасьон, совершенно запутывается, но, к счастью для Габриэля,жертвой обольстительного лорда Грея оказывается не Инес, а Асунсьон, и послевсех тревог наступает благополучная для юноши и его возлюбленной развязка.

Донья Перфекта(Doña Perfecta. 1876)

— роман, сбольшой обличительной силой показывающийсовременное писателю испанское общество. В провинциальный городокОрбахоса приезжает молодой инженер Пепе Рей, приглашенный тетушкой, богатойпомещицей доньей Перфектой. Он надеется встретить здесь патриархальнуюпростоту нравов и обрести «вергилиевский покой». Однако, знакомясь с местнымобществом, возглавляемым хищной и деспотичной доньей Перфектой, Пепе Рей судивлением, а потом и с ужасом видит, что среда, в которой ему придется жить, —это царство невежества и предрассудков. Рей влюбляется в дочь доньи ПерфектыРосарио. Пытаясь вырвать ее из этой среды, он гибнет от руки подосланногодоньей Перфектой убийцы. Донья Перфекта видит в Пепе не только неугодного ейпретендента на роль зятя, но и человека с новыми, чуждыми взглядами, опасногонарушителя общественного порядка.

Произведения

Донья Перфекта / Пер. С. Вафа, А. Старостина; Предисл. Н.Габинского. — М.: Гослитиздат, 1956. — 207 с.; Повести: Торквемада на костре;Торквемада в чистилище; Торквемада и святой Петр / Предисл. 3. Плавскина. — М.:Гослитиздат, 1958. — 600 с.; Двор Карла IV;Сарагоса: Романы / Предисл. Д. Прицкера. — М.: Худож. лит., 1970. — 432 с.;Тристана; Назарин; Милосердие: Романы / Вступ. ст. 3. Плавскина. — Л.: Худож.лит., 1987. — 534 с.; Херона; Кадис: Романы / Предисл. Д. Прицкера. — М.:Худож. лит., 1973. — 405 с. Obras completas: En 5 t. / Introd. y notas deF. C. Sainz de Robles. — Madrid: Aguilar, 1966—1968; Cádiz. — М.: Ed.en lenguas extranjeras, 1951. — 291 p.; Doña Perfecta / Предисл. К. В. Цуринова. — М.: Ed. en lenguas extranjeras, 1952. — XXII, 238 p.; Zaragoza. — М.: Ed. en lenguas extranjeras, 1953. — 239 p.

ЛитератураBravo-Villasante C.Galdós. - Madrid:Mondadori, 1988.- 227 p.; GuitónR. Galdós novelista moderno. -Madrid: Taurus, 1960. - 299 p.; Regalado García A. BenitoPérez Galdós y la novela histórica española, 1868—1912 / Pról. de М. Duran.— Madrid:ínsula, 1966. — 586 p.