Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

ДЖОРДЖ НОЭЛ ГОРДОН БАЙРОН (GEORGE NOEL GORDON BYRON. 17881824)

ЛИТЕРАТУРА ВЕЛИКОБРИТАНИИ

—поэт, представитель романтизма. Родился в дворянской семье, десяти летнаследовал родовой титул и место в палате лордов британского парламента.Завершив образование в Кембриджском университете, Байрон отправился вдвухлетнее путешествие по Италии и Греции. 27февраля 1812 г., вернувшись в Лондон, онвыступил в палате лордов со своей первой речью, в которой обвинял правительствов произволе и защищал право доведенных до крайней нищеты трудящихся на бунтпротив властей. Его позиция вызвала ненависть к нему со сторону правящих круговстраны. По воспоминаниям всех, знавших его, Байрон был безупречно благороднымчеловеком. но отличался трудным, неуживчивым характером. Неудивительно поэтому,что во время бракоразводного процесса Байрона консервативная пресса такпредвзято его осветила, что общественное мнение страны повернулось против него.Суд лишил Байрона прав отцовства. Поэт покинул родину, жил в Швейцарии (1816), затем в Италии (1817—1823), где принимал деятельное участие в движениикарбонариев, боровшихся за освобождение страны из-под власти австрийских Габсбургов.Тяжело пережив разгром карбонариев, Байрон в1823 г. снарядил на собственные средства военный корабль и отплыл на немв Грецию, где шла национально-освободительная война против турецкого ига. Там, в городеМесолонги, 19 апреля 1824 г. Байрон умер от лихорадки. Сердце поэтапогребено в Греции, тело покоится в Англии, в родовом поместье Байронов. Байронпрекрасно владел всеми формами и жанрами поэзии. Его перу принадлежатвеликолепные образцы интимной, философской и политической лирики; знаменитаяпоэма «Паломничество Чайльд Гарольда» (1812—1818); романтические так называемые «Восточные поэмы» — «Гяур»(1813), «Корсар» (1814), «Паризина» (1816) и др.; драматические поэмы, илимистерии, как именовал их сам автор,— «Манфред»(1817), «Каин» (1821); поэмыюмористические и сатирические — «Беппо» (1818). «Видение суда» (1822) и др.; исторические трагедии; незавершеннаясатирико-нравоописательная эпопея в стихах «Дон Жуан» (1818—1823); критические статьи и автобиографическая проза. ПоэзияБайрона еще при жизни автора сделалась достоянием эпохи, привлекла внимание ивызвала ожесточенные споры среди друзей и в стане противников. Это объясняетсяпрежде всего тем, что его творчество в концентрированной форме выразилотрагедию своего времени и порожденный этой трагедией человеческий характер.Трагедия Чайльд Гарольда, как, впрочем, и других героев романтических поэм имистерий, а также самого Байрона и его революционно настроенных современников, — это трагедия безвременья. Надежды,возлагавшиеся на Великую французскую революциюXVIII в., потерпели крах. Разбуженная эпохой молодая энергия не могла вэтой обстановке найти достойного приложения и возвращалась на круги своя,претворяясь в стихийное бунтарство. Настроения неприкаянности и разочарования,охватившие молодых современников, Байрон передал с неведомой до него силой ипроникновенностью, но столь же выразительно раскрыл он и терзающие душу егогероев неутолимую жажду справедливости, стремление к бунту без определеннойцели Весь этот комплекс противоречивых импульсов, определивший духовноесостояние и мироощущение части молодого поколения европейцев, Байрон запечатлели обобщил средствами романтизма с его героем без родины, с его страстями, с еготемами бегства, странничества, изгнания, свободолюбия и гордого вызова рокуТак возник в поэзии Байрона тип романтического героя, которому обязаны своимпроисхождением ставшие нарицательными определения «байроническая личность»,«байроновская скорбь», «байронизм». Образ Байрона и образы его поэтическогомира вошли как метафора в классику мировой поэзии XIX и XX вв. Завороженность«байронизмом» — а ей немало способствуютфакты яркой и короткой жизни поэта —порой мешает правильно оценить Байрона-художника и его творческую эволюцию,поскольку невольно ставится знак равенства между автором и его героями. Байронже, наделяя своих персонажей собственными эмоциями, отнюдь с ними не сливаетсяи даже им противостоит. В «Восточных поэмах», например, он осуждает непомерноечестолюбие и эгоистический индивидуализм героев:

«С большим умом, с поступкамиглупца...» — сказано о Конраде(«Корсар»). Нельзя не видеть и того, что побудительные мотивы, управляющиепоступками героев, видоизменяются на протяжении творческого пути поэта.Пассивный вызов, который бросает миру в первых песнях поэмы Чайльд Гарольдсвоим добровольным изгнанием, в «Восточных поэмах» превращается в своего родавооруженный мятеж против несправедливого общества и его законов, а в мистерияхбунтарские мотивы переходят уже в мотивы богоборческие Да и творческий методБайрона не оставался неизменным. С конца 1810-х, особенно же в 1820-х гг.Байрон начинает тяготеть к иным, далеким от последовательно-романтическихпринципам воссоздания жизни: все чаще обращается к политической сатире,гротеску; «Дон Жуан» обнаруживает существенные сдвиги в сторону реализма.Однако Байрон «Дон Жуана», как и Байрон «Чайльд Гарольда», оставался все тем жебунтарем-богоборцем, для которого не было ничего дороже святого дела свободы.Каждую написанную строку он оплатил своей высокой и завидной судьбой — судьбой человека, открывшего для себя«конечный вывод мудрости земной», к которому приходит гётевский Фауст:

Лишь тотдостоин жизни и свободы, Кто каждый день за них идет на бой.

Паломничество Чайльд Гарольда(Childe Harold's pilgrimage. 1812—1818)

—поэма, публикация которой сразу же сделала Байрона знаменитым и принесла емуславу. Поэма представляет собой лирический дневник путешествия, жанр,развиваемый поэтами-романтиками. Четыре песни поэмы объединены образом героя — разочарованного аристократического юношиЧайльд Гарольда. В начале поэмы переданы настроения и мысли Чайдьд Гарольда. Вдальнейшем в роли наблюдателя-рассказчика выступает уже сам Байрон. Рисуя яркиеромантические пейзажи Различных стран (Испании, Албании, Греции, Италии), поэтразмышляет об их прошлом, настоящем и будущем, протестует против национальногоугнетения народов и призывает их к борьбе за свободу. В Греции Байрон скорбит обылом величии страны, покорно переносящей турецкое иго; восхищается испанцами,поднявшимися на борьбу против Наполеона. Поэма значительна глубоким лиризмом,раскрывающим богатый и эмоциональный мир ее автора.

Манфред(Manfred. 1817)

—философско-драматическая поэма, в которой показана трагедия мыслителя Манфреда,разочаровавшегося в возможностях разума и знаний, презирающего мир, одинокоживущего в своем замке в горах. Действие ряда сцен разыгрывается на фоневеличественной швейцарской природы. Поэма, написанная белым стихом, полнафантастических и символических образов, но их подлинное содержание связано среальной действительностью: Байрон делает злых духов, героев поэмы, виновникамивозвращения тирана (Наполеона) и прихода к власти королей из свергнутыхдинастий (Бурбоны) и т. д. Байрон раскрывает бесплодность и трагизминдивидуалистического бунтарства, которые приводят героя к неразрешимымконфликтам с жизнью: Манфред находит выход только в смерти.

Беппо(Верро.1818)

—поэма, высмеивающая быт и нравы Венеции. Ее герой — венецианский купец, вернувшийся из турецкого плена, где онпринял магометанство, стал пиратом и разбогател. С легкой душой он прощаетизменившую ему в его долгое отсутствие жену и ее любовника. В поэме искусносочетаются реалистический рассказ, сатира, публицистичность и мягкий лиризм. Вмногочисленных отступлениях Байрон зло издевается над английским ханжеством,прикрывающим не менее распушенные нравы, чем те, которые царствуют в веселойкарнавальной Венеции.

ДонЖуан(Don Juan. 1818-1823)

—богатейшее по содержанию и охвату действительности произведение Байрона,оставшееся незаконченным, большой реалистический роман в стихах. Хотя событияего относятся к XVIII в.. в нем данаширокая картина общественно-политической жизни европейских стран XIX в. Роман поражает необычайнымхудожественным разнообразием: в нем есть и острые драматические сцены, иполитические размышления, и лирические отступления. Байрон рассказывает оприключениях испанского юноши Дон Жуана, которого родители отправляют в дальнеепутешествие, чтобы замять скандал по поводу его романа с замужней дамой. ДонЖуан попадает на греческий остров; переодетый в женское платье, оноказывается в гареме султана; впоследствии сражается в рядах русской армии привзятии Суворовым Измаила и в награду направляется с донесением к Екатерине II. Наконец, судьба забрасывает его в Англию,где он знакомится с развращенным и лицемерным высшим обществом. Впублицистических отступлениях Байрон обличает и феодальный деспотизм, ибанкиров, и реакционность внешней политики Англии. По мнению поэта, толькореволюция способна уничтожить общественные пороки. Написанный живым языком,близким к разговорному, совершенный по своей поэтической форме, «Дон Жуан»принадлежит к числу новаторских произведений мировой литературы.

Каин(Cain. 1821)

—философско-драматическая поэма-мистерия, основанная на библейской легенде опервой смерти на земле — убийстве Авеляего братом Каином. Полемизируя с традиционным догматическим толкованиемлегенды, Байрон рисует Авеля как жалкого покорного раба, а Каина как богоборцаи правдоискателя, находящего поддержку у падшего ангела Люцифера, смеловосставшего против тирании Бога. В Библии убийство брата Каином вызвано злобойи завистью к любимцу Бога. В мистерии дается иная, гуманистическая трактовка:Каин возмущен жестокостью Бога, принявшего кровавую жертву Авеля иотвергнувшего плоды, принесенные Каином. Замахнувшись на брата, Каин нечаянноубивает его. Но семья проклинает и изгоняет убийцу, и он уходит вместе с вернойему женой Адой. С большим психологизмом Байрон изображает муки, духовныеметания и сомнения своего героя.

Лирика

—весьма разнообразна в жанровом отношении. В любовных стихах поэт воспел радостьи скорбь «земных» чувств человека и высшую духовную красоту любви («Стансы кАвгусте», «Не бродить уж нам ночами...» и др.). Простота, с которой Байронпишет о любви, придает его лирике особую выразительность. Цикл стихов«Еврейские мелодии» (1815) основан набиблейских образах и мотивах. Глубокая скорбь сочетается в этих стихах с веройв величие и мощь человеческого духа, с прославлением борьбы, подвига («ДочьИевфая», «Ты кончил жизни путь», «Она идет в красе своей...», «У водвавилонских»). Лучшее из этих стихотворений —«Душа моя мрачна...» — переведено нарусский язык М.Ю.Лермонтовым. Политическая лирика Байрона говорит о событиях,современником которых являлся поэт. Луддитам посвящены «Песнь для луддитов» и«Ода авторам билля против разрушителей станков». В ряде стихов поэт пишет оНаполеоне («Ода с французского» и др.) и, понимаяего историческую роль, осуждает его за деспотизм и лишение народа многихзавоеваний Французской революции, В «Оде Венеции» (1818) звучит скорбь об утраченной Венецианской Республикойсвободе. В поэме «Пророчество Данте» (1819)ее герой, великий итальянский поэт призывает свой народ к борьбе занезависимость и объединение. В сатирическом «Видении суда» (1822) Байрон обличает умершего короля Георга III и высмеивает поэта-лауреата Саути,посвятившего Георгу верноподданническую апологетическую поэму. Сатиры Байрона — превосходные образцы политической поэзии XIX в.

Произведения

Сочинения: В 3 т. /Вступ. ст. М.Кургинян.— М.: Худож. лит.. 1974;Избранная лирика / Сост. и предисл. А. М.Зверева. — М.: Радуга, 1988. — 508 с.— (Текст парад, на англ. и рус. яз.); Избранные произведения: В 2 т. /Сост. О. Афониной; Вступ. ст. Д. Урнова. —М.: Худож. лит., 1987; Дневники;

Письма / Изд. подгот. З.Е.Александрова и др.; Пер. З.Е.Александровой;Послесл. А.А.Елистратовой. — М.: Наука, 1965.— 440 с.— (Лит. памятники); Дон Жуан / Пер., послесл. и примеч. Г. Шенгели. — М.: Гослитиздат, 1947. — 570 с.; Лирика /Вступ. ст. Н. Берковского. — М.; Л.:Худож. лит., 1967.— 175 с.— (Сокровищалирич. поэзии); На перепутьях бытия...: Художественная публицистика / Сост., авт. предисл. и коммент. А.М.Зверев.—М.: Прогресс, 1989.— 432 с.; ПаломничествоЧайльд Гарольда; Дон Жуан / Вступ. ст. А.Елистратовой. — М.: Худож. лит., 1972.— 791 с.— (Б-ка всемирн. лит.); [Поэмы;Шильонский узник; Беппо; Стихотворения; Из «Еврейских мелодий»].— В кн.: Поэзияанглийского романтизма, М., 1975, с. 327—439; Пьесы/ Вступ. ст. А.Аникста.— М.: Искусство,1959.— 495 с.— (Б-ка драматурга). The works: In 17 vol.— London:Murray, 1836—1837; Childe Harold'spilgrimage / Предисл. Р.М.Самарина.— M.: For. lang. pnbl. house, 1956.— 327 p.; Don Juan.— M.: For. lang. publ.house, 1948.— 534 p.; The poeticalworks.— London: Oxford univ. pres, 1926.— X, 924 p.

Литература

Великий романтик: Байрон имировая литература: [Сб. ст.] / Отв. ред.С.В.Тураев.— М.: Наука, 1991.— 237 с.;Виноградов А. Байрон.— М.: Жургаз, 1936.— 304с.— (Жизнь замечат. людей);

Дьяконова Н. Я. Лирическая поэзияБайрона. — М.: Наука, 1975. — 168 с.; Елистратова А. Байрон. — М.: Гослитиздат, 1956.— 263 с.; Ромм А. С. Джордж Ноэл Гордон Байрон.— Л.; М.:Искусство, 1961.— 139 с.; Русский венокБайрону: [Сб.] / Сост., вступ. ст. ипримеч. С.А.Небольсина.— М.:

Сов. Россия, 1988.- 316 с. Joseph М. К. Byron the poet.— London: Gollancz,1964.— 352 p.; Jump J. D. Byron.— London: Routledge a. K. Paul, 1972.— XIII, 200 p.; Marchand L. D. Byron's poetry: A criticalintroduction.— Cambridge: Harvard univ. press.1968.— 261 p.