Новейший философский словарь

МИСТИКА

МИСТИКА (греч. mistikos - таинственный) - сакральная религиозная практика, направленная на достижение непосредственного сверхчувственного общения и единения с Богом в экстатически переживаемом акте откровения, а также система теологических доктрин, ставящих своей задачей концептуализацию и регулирование этой практики. Нулевым циклом развития М. можно считать архаические оргиасти-ческие культы, реализация которых имела своей целью снятие в момент ритуального действа границы между профан-ным миром человека и сакральным миром духов предков. В вероучениях нетеистского типа закладываются основы М. как специфической практики, ориентированной на растворение в Абсолюте посредством специальных медитативных техник. Так, веданта основана на учении о соотношении атма-на (индивидуальной познающей души) и брахмана (безличного Абсолюта); истинное знание (видья) есть знание брахмана (брахмавидья), и оно достижимо лишь посредством снятия индивидуального атмана в брахмане, созерцательного растворения в нем, что предполагает не только осознание разницы между вечным бытием Абсолюта и преходящим быва-нием невечного, но и аскетическое самоограничение: отказ от преходящих благ, стремление к освобождению от невечного и обладание шестью средствами для этого освобождения (спокойствием духа, умеренностью, отрешенностью, терпением, сосредоточением и верой). Аналогично - постижение дао в даосизме, шуньяты в буддизме и др. Зрелая М. (М. в собственном смысле этого слова) оформляется в вероучениях, относящихся к такому направлению, как теизм. В контексте теистской трактовки Абсолюта как личности (»живой Бог» христианства, иудаизма и ислама) М. выстраивается на принципиально иной - коммуникативной - основе: мистическое единение индивидуальной души с Богом осмысливается как диалог, личное и личностно остро значимое общение, духовное единство, которое принципиально недостижимо односторонним усилием мистика, но предполагает обоюдность стремления в диапазоне от «нашла ли ты, душа моя, что искала? Ты искала Бога и ты нашла отклик его» у Ансельма Кентерберийского - до «ты не искала бы, если бы тебя самое прежде не искали» у Бернара Клервоского.Сам богоис-кательский порыв мистика мыслится как внушенный Богом: «от самого источника истины исходит некое увещевание, понуждающее нас памятовать о Боге, искать его и страстно... жаждать» (Августин). Кульминационный момент и, собственно, цель и результат сакрального диалога души с Богом понимается в М. как откровение Божье - акт божественного волеизъявления и дар милости Божьей. В семантическом плане источником становления теистической М. выступает неоплатонизм, в нормативном - разработанная в рамках патристики модель жизни христианина как постижения Христова приближения к нему, в контексте чего ступени совершенствования личности оказываются ступенями приближения его к Богу (Ориген, Игнатий Антиохийский и др.), а лицезрение истины понимается как сверхчувственное озарение души милостью Божьей (Августин). Окончательное конституирова-ние М. теистского типа связано для христианства с текстами Псевдо-Дионисия Ареопагита, переведенными позднее на латынь Иоанном Скотом Эриугеной: именно к Ареопагити-кам восходит базовая проблематика и понятийно-терминологические средства М., включая и сам термин «М.». Как для нетеистского, так и для теистского типа М. исходным условием формирования является высокое развитие религиозного сознания и сознания в целом, ибо М., во-первых, предполагает осмысление предмета веры в качестве трансцендентного миру, а, во-вторых, фундаментальным для мистического познания является принцип сверх- и надрацио-нальности, сознательного отказа от рационально-логических методов, имплицитно предполагающего не только овладение последними, но и рефлексивное осмысление их, что возможно лишь на базе зрелых форм философской культуры (см., например, мистические установки древнегреческого пифагореизма). В рамках оформившегося христианства М. конституируется как способ непосредственного квазиинтеллектуального богопознания, основанного на сверхразумном созерцании и чувстве, - в противоположность такому рационализированному его способу, как схоластика. Последняя либо ставится в подчиненное положение по отношению к М. (см. базовую концепцию аббатства де Сен-Виктор в Париже, основанного в 1113 центра средневекового мистицизма в Европе, которая предполагала трехстадийность познания, восходящего от эмпирического познания чувственного мира - через рассудочное познание духовного мира человека - к высшему созерцательному сверхчувственному и сверхрациональному постижению абсолютной истины Божьей), либо же отвергалась вовсе (см., например, радикальную позицию цистерцианского ордена, искоренительские тенденции по отношению к номинализму со стороны Бернара Клервоского, францисканское неприятие «книжной учености» и т.п.). - В любом контексте за М. оставался приоритет в адекватном постижении Абсолюта. Аналогичен статус Каббалы в иудаизме и альтернативного схоластическому каламу исламского суфизма (»мелочные споры о богословских или юридических тонкостях нужно заменить великим чувством устремленности к Богу» - Абу Хамид ал-Газали). Вместе с тем, фундаментальным для М. является признание неверба-лизуемости мистического опыта в силу его богоданности: «не опишет язык, не передаст никакое красноречие, ибо область его - иная область, и мир его - иной мир» (Ибн Туфейль). В этой связи в рамках М. исчерпывающе адекватное постижение абсолютной истины оказывается неинтерсубъектив-ным, а содержание откровения в принципе не может быть реконструировано рационально-логическими средствами (»Было, что было, а что - не сумею сказать. Думай, что благо, но лишь не проси передать» - Абу Хамид). В этом контексте христианская М. культивирует в качестве своего обоснования восходящую к Ареопагитикам апофатическую теологию в противоположность развиваемой схоластикой катафатической: трансцендентный Бог может быть выражен лишь через отрицательные определения, т.е. путем последовательного снятия всех его эмпирически фиксируемых атрибутов и сигни-фикаций (см. АПОФАТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ, КАТАФАТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ). А внетеологическая мистическая литература делает акцент на метафорических формах выражения, реализуясь как правило, в жанре аллегорической поэзии (см. ОТКРОВЕНИЕ). В целом, центр тяжести приходится в М. отнюдь не на концептуально-теоретические изыскания и вообще не на поиск средств выражения, но на специальную мистическую практику, имеющую своей целью непосредственное узрение истины в акте, выступающем для человека - как озарение, а для Бога - как откровение. Акт откровения экзальтированно экстатически переживается мистиком и сопровождается экстраординарными состояниями сознания: транс; автоматическое говорение с включением в речь слов на несуществующих языках (глоссолалия - греч. glossa - непонятное слово и lalein - говорить); галлюцинации; спровоцированные нерефлексивной аутосуггестией фантомные переживания - вплоть до появления стигматов и т.п. Понимание откровения как изъявления Божьей милости не снимает акцента с проблемы готовности мистика услышать глас Божий, - в этой связи мистическая практика предполагает овладение специальными психотехническими приемами сознательного введения себя в соответствующее состояние. Центральным смыслом всех вариативных приемов этого ряда выступает подавление индивидуальности сознания, понятое как освобождение пути для слова Божьего, ибо в момент откровения устами мистика будет говорить Бог: «в сосуде не может быть сразу двух напитков: если нужно наполнить его вином, надобно сперва вылить воду, - он должен стать пустым. Потому, если хочешь получить радость от восприятия Бога.., ты должен вылить вон и выбросить тварей» (Мейстер Экхарт). Так, глоссолалия трактуется как «иные» (»ангельские») языки, которые подлежат истолкованию, - субъект же понимается в данном случае не как сознательный провозвестник истины (пророк), но лишь как проводник слова Божьего. Любые рефлексивные установки выступают в этом контексте только как помеха, что выражается в аксиологической установке М. на личное самоотречение: «к Богу поспешал я и преткнулся о самого себя» (Ансельм Кентерберийский). В этой связи целью практикуемых М. психотехник является «спокойствие души», фактически означающее поступательное отчуждение собственной внутренней сути: отрешаясь от внешних сует и освобождаясь от пут мирского, душа «перестает проявлять себя» (Мигель де Молинос) и может служить рупором Божьим (идеал пратьядхары как отвлечение от внешних предметов и достижение абсолютного покоя с полным угасанием растворяющегося в Абсолюте сознания в йоге; практика медитации в веданте; последовательный отказ от себя в христианских монашеских обетах: обет нестяжания как отречение от земных благ, обет целомудрия как отречение от своего тела и обет послушания как отречение от свободы воли и духа); названия многих мистических течений связаны с понятием покоя: исихазм, квиетизм и др. К частным психотехническим приемам достижения этого покоя относятся: 1) сосредоточение сознания на исполненных сакральным знаковым смыслом пространственных или вербальных фигурах (соответственно: янтры и мандалы в индийской М., крест в христианстве, тексты мантр в индуизме; православная «Иисусова молитва», предполагающая тысячекратные повторения имени Христова; бесконечные ритмичные восклицания в католических молитвах); 2) специфические неподвижные позы и аутосуггестивная регулировка дыхания и кровообращения (дхьяна и йога, исихазм, «умное деланье» в православной М.); 3) особые предельно быстрые движения и специальные танцы с выверенными ритмом и темпом, предусматривающие резкие смены правого и левого боковых наклонов и длительные наклонные вращения, провоцирующие существенные перепады церебрального давления, имеющие своим следствием галлюцинаторные состояния сознания (ран-неисламское дервишество, суфизм); 4) использование медикаментозных галлюциногенов (классический пример - исламская мистическая секта гашишинов, практиковавшая наркотическое отравление как средство достижения транса). Трактовка материального (в том числе и телесного) как аксиологического минимума ведет в теизме к пониманию души как «искры Божьей, только смешанной с плотью» (Гуго де Сен-Виктор), «Божественной искры в телесной оболочке» (хасидизм), «Божьего огня, стремящегося к Богу из телесных оков» (суфизм). - В этой связи неотъемлемым элементом мистической практики является «умерщвление плоти», понятое как путь к освобождению духа: от ограничения себя в пище (посты), сне (бдения), удовлетворении сексуальных потребностей (целибат), общении (отшельничество и монашество в целом: греч. monachos - одинокий) - вплоть до самоистязания (самобичевание у флагелланов (лат. flagellum - бич) и «хлыстование» в хлыстовских радениях, вериги и власяницы у православных юродивых и кликуш и т.п.). Два обрисованных обстоятельства (неинтерсубъективность мистического опыта и протекание акта откровения в пограничных неконтролируемых рефлексивно состояниях сознания) делают невозможным приобщение к мистической практике посредством освоения традиции и делают необходимым личное курирование новичка носителем мистического опыта, что выдвигает в М. на передний план фигуру обладающего «теургической силой» (см.: ТЕУРГИЯ) наставника: гуру в индуизме, старца в исихазме, пир-дервиша в суфизме, цадика в хасидизме и т.п. Однако, овладение всеми описанными приемами выступает не более, как внешнее по отношению к главному содержанию мистической готовности к экстазу откровения - страстной любви к Господу и напряженному желанию озарения: «Мой Бог - любовь, любовь к нему - мой путь. // Как может с сердцем разлучиться грудь? «(Омар Ибн ал-Фарид). Все упражнения в аскезе выступают лишь средством совершенствования любви к Господу (»Одному Господу и честь, и слава, но ни та, ни другая не будет угодна Господу, не приправленная медом любви» - Бернар Клерво-ский). И более того, - «целомудрие без любви будет в цепях в аду: оно так же бесполезно, как светильник, внутри которого нет огня» (У. Ленгленд). Акцент на чувстве и отсутствие необходимости в специальной теоретической подготовке (»книжной учености») для постижения абсолютной истины делают мистическую парадигму богопознания привлекательной для плебса, что находит свое наиболее яркое проявление в возникновении новых мистических направлений и мистически окрашенных массовых движениях в переломные периоды истории того или иного вероучения. Так, кризис христианства 11-12 вв., вызванный предельной институциа-лизацией церкви, приобретшей в глазах мирян облик не столько утешительницы и заступницы, сколько карающего социального органа (равно как клирик теряет образ «пастыря доброго», приобретая черты бюрократического чиновника со всеми присущими ему качествами, начиная с симонии), был усугублен предельной концептуализацией вероучении в рамках и усилиями схоластики, фактически поставившей вопрос о возможности спасения в зависимость от знания латыни. - Христианство оказывается перед лицом угрозы превращения в ритуализированную формализованную религию с высоким образовательным цензом, реально недоступную для низших слоев, - паства отшатывается от пастырей. - В этот период параллельно оформляются когерентные течения иохамитов, амальрикан и вальденсов - от имен Иоахима Флорского (Джоакино де Фьоре, 1132-1202), Амальрика из Бены и Пьера Вальда (Вальдо). В основе учений лежали представления о трехфазности исторического процесса, соответствующей трем ликам Троицы: так, согласно Иоахиму Флорскому, Ветхозаветная эра, соответствующая ипостаси Бога-Отца, моделирует отношение человека к Богу как рабское подчинение господину, Новозаветная, соответствующая ипостаси Бога-Сына, - как отношения сыновней любви к отцу, а соответствующая Духу Святому эра «небуквенного Евангелия», эра всеобщей любви, бедности, евангельской чистоты и аскезы - как личные духовно-интимные отношения, в земной жизни открывающие человечеству непосредственное созерцание истины Божьей. (Идея не нова и восходит к библейскому тексту книги Пророка Осии: «И будет в тот день, говорил Господь, ты будешь звать меня «муж мой», и не будешь более звать меня «Ваали» (господин - М.М.)... И обручу тебя мне в верности и ты познаешь Господа» (Ос, 2, 16-20). Амальриканство аналогичную структурировку исторического процесса дополняет пантеистической идеей субстанциальности Бога: «все есть Бог», и каждый христианин - «подлинная часть тела Христова»; Божественная любовь как воскресение есть слияние души «воскресшего» с Богом и спасение, причем «искра Божья» в душе человеческой в своем стремлении к соединению с «Божественным светом» не нуждается в иерархии клира. Аналогично, в 1207-1209 Франциск Ассизский основывает братство миноритов (»братцев», «меньших братьев»: от дихотомии богатых или старших - popolo grasso - и бедных, меньших - popolo minuto), базирующееся на идее реставрации исходной евангельской (»христовой») веры как непосредственного чувства и на проповеди всеобщей нищеты и братской любви «ко всем творениям». Поведенческий образ брата (fra) и парадигмальная мировоззренческая установка на мажорное мировосприятие (см. гимн Франциска «Кантика брата Солнца, или хвала творениям») оказываются чрезвычайно привлекательными, - францискан-ство становится знамением времени (согласно легенде, папе было видение о том, как нищий Франциск поддержал плечом пошатнувшийся Латеранский собор). Типологической параллелью данных христианских направлений выступает в иудаизме более поздний хасидизм, распространившийся среди еврейского населения Украины и Польши (13-18 вв.) и основанный на тезисе о том, что искреннее молчание безграмотного простолюдина ближе к Богу, нежели спекулятивно-казуистические умствования теоретизирующего раби. Индивидуальный мистический опыт слияния с Богом через «отмену материального наличествования» дополняется в хасидизме социально-мистической программой осуществления святой, а - следовательно - и радостной жизни здесь и сейчас, не дожидаясь эсхатологического финала, что изоморфно соответствует идеям иохамитов и амальрикан и типологически сопоставимо с образом жизни, проповедуемым францискан-ством. Содержательно названные направления М. приводили в своем развитии к пантеизму (Давид Динанский), практически - послужили идейной программой социальной смуты: крестьянские войны средневековья непременно ставят своей целью реальное воплощение идеала всеобщего равенства в «святой нищете и любви» (см., например, мятеж казненного в 1307 Дольчино, чье учение, дошедшее до нас на допросных листках инквизиции, основано на идеях Иоахима Флорского об эре всеобщего «евангельского общежития в чистоте и братстве» и на идее Франциска Ассизского о «святой нищете»; аналогично - движение «лионских бедняков» (вальденсов), крестьянские войны во Франции и Германии, чешское гуситское движение, выступившее под лозунгом преобразования богатой церкви по образу раннехристианских общин и установления «евангельского царства всеобщего нищего братства»). В обрисованном контексте можно говорить об амбивалентности статуса М. в структуре религиозного сознания: с одной стороны, мистическая практика конституируется как ортодоксальная (в христианстве, например, начиная с Августина, мистическое богопознание объявляется высшим и «венчающим собою постижение истины»), с другой - среди казненных святой инквизицией еретиков мистики составляют подавляющее большинство. Идеи и Иоахима Флорского, и амальрикан, и вальденсов были осуждены IV Латеранским Собором (1215), против альбигойской ереси (катары и вальденсы) было направлено учреждение I инквизиции и так называемые альбигойские войны по искоренению ереси (знаменитое взятие Тулузы с лозунгом «Господь отличит агнцев своих»), решение Парижского Собора (1209) об эксгумации останков Амальрика с целью «выбросить в поле на неосвященной земле» и массовые сожжения амальрикан и т.д. Показательна в этом отношении судьба фран-цисканства: с одной стороны, Франциск, канонизированный в 1228 и объявленный покровителем набожной Италии, является одним из наиболее почитаемых святых католической церкви, с другой - известны гонения на миноритов. Примечательно, что францисканский орден, конституированный по всей форме институциальности, становится одним из наиболее богатых и наиболее консервативных: получившие право преподавания в университетах и участия в деятельности инквизиции представители францисканского ордена оказались предельно далекими от чуждых всякой учености отшельников Умбрии. Уже в 1266 по настоянию общего собрания ордена Бонавентурой не только систематизируется и концептуализируется учение Франциска, но и создаются «новые» легенды о нем, упраздняющие прежние, автохтонные как неистинные (так, замалчивается предсмертный завет Франциска не трогать устав даже под предлогом толкования, его контакт с основательницей францисканского ордена клари-сок Кларой, дабы «не поощрять снисхождения к женскому обществу», хотя сама Клара в 1255 была канонизирована). На основе во многом сходных с основоположениями М. идей деформализации веры и непосредственности контакта души с Богом вырастает христианский протестантизм. В принципе, в своем возникновении он питается теми же корнями, что и М.: - последовательное выдержанное в духе теизма доминантное акцентирование внутренней интимной веры как аксиологического приоритета (отказ от католической концепции «добрых дел»), - принцип sola fide (»единой веры») как единственно возможное основание спасения в протестантской сотериологии, - понимание диалога души с Богом как непосредственного и внеобрядного (основанного только на Писании и индивидуальном откровении, - принцип открытости Писания для толкования любым верующим и отторжение спекулятивного богословия (см. Лютер о теологии как «блуднице диаволовой»), - совпадения могут быть обнаружены даже в частностях: например, «очищение сердца слезами» в исихазме и «сокрушение сердца» в протестантизме как истинный путь к Богу). Однако, даже далекий от еретической или протестантской окрашенности ортодоксальный вариант М. представляет собой в контексте теизма весьма парадоксальный феномен. Сама идея возможности духовного единения с Господом, возвышение индивида непосредственно к постижению Божественной истины, объективно представляет собой наиболее кощунственное проявление гордыни как наипервейшего из смертных грехов - superbia. To, что в ересях выражено в эксплицитной форме (тезис амальрикан о воплощении в экстатирующем М. самого «Бога бессмертного»; знаменитое «Я - истина» ал-Халладжа в суфизме; трактовка хасидизмом человека как лестницы, «вершиной своею упирающейся в небо») имплицитно заложено в любой мистической практике как ставящей своей целью постижение абсолютной истины Бога. В христианском контексте при беспроблемной внешней оценке М. близка к кощунству и с точки зрения второго смертного греха - luxuria. Трактовка откровения как экстатичного разрешения напряженной остро личной любви к Богу посредством единения с ним с неизбежностью ставит вопрос о природе этой любви, и акцентуации мистических текстов с очевидностью сдвинуты в сторону интимной ее трактовки (см., например, описание акта откровения от имени души у классика европейской М. Гуго де Сен-Виктора: «Что это за сладость касается меня при воспоминании о Нем и так сильно и сладко поражает меня, что я вся как бы отчуждаюсь от себя самой? Желания наслаждаются,... и как бы внутри себя держу что-то в объятьях любви... Сладостно мучается дух... Неужто это Возлюбленный мой? «). Даже метафоры рафинированно интеллектуальных мистиков типа Бернара Клервоского неожиданно натуралистичны: «В мистическом экстазе душа, жаждущая вечно покоиться на лоне Супруга, чувствует, как перси ее наливаются током сострадания: только надави их - и дивное брызнет молоко». Слова Пророка Иоанна «Бог есть любовь» перестают восприниматься как аллегория. Эротическая терминология брачной символики христианского обряда наполняется в М. всей полнотой исходного смысла и фактически перестает быть метафоричной; фантомный брак души с Христом зачастую переживается мистиком в формах неприкрытой сексуальности (см. П. Бицилли об эротических эффектах мистической экзальтации). Знаменательно, что данный физио-логизм в полной мере осознается уже в рамках средневекового христианства, но не только не осуждается, но, напротив, оценивается в аксиологической системе христианства чрезвычайно высоко (см. трактат Жака де Витри с сюжетом о благочестивой и набожной девице, которая якобы ежегодно «со дня Благовещенья начинала полнеть и испытывала движения младенца, пребывая в блаженстве неизъяснимом», - в ночь на Рождество «живот ее опадал и в груди в изобилии появлялось молоко»). Более того, можно говорить не только о стихийных всплесках подавленного аскезой эротизма, но и о сознательно культивируемой сексуальности мистической практики (например, практикуемое бенгинками целенаправленное эротическое перевозбуждение с последующим его подавлением сознательным усилием как способ вхождения в экстатическое состояние). Мистическими текстами говорит вы тесненная за пределы аксиологической легитимности и ищущая легального культурного жанра для своего выражения эротическая составляющая средневековой культуры (см. СЕКС). Примечательно, что в исламе, не акцентирующем аскезу (приписываемый Мухаммеду тезис «нет дервишества в исламе», описание рая как феноменального гарема в «Мухамеддите» и т.п.), брачная символика М. остается только знаковым кодом, аллегорическим средством выражения (наряду с равноправными другими - см. ОТКРОВЕНИЕ). Это в определенной мере объясняет различный статус М. в рамках христианства и ислама: если суфии изначально преследовались, то христианские мистики канонизировались (ср. судьбу основоположников христианской и мусульманской М.: ал-Халладж казнен как еретик, Бернар Клервоский - влиятельнейшее лицо своего времени, советник монархов и пап). Наряду с конфессиональными формами М. могут быть выделены и внеконфес-сиональные (оккультные) ее формы: теософия как концептуализация индивидуально-мистического опыта без опоры на систету догматов конфессионального вероучения (от опытов Парацельса до спиритических сеансов Блаватской) и антропософия как оккультно-мистическое учение о человеке - носителе тайных духовных сил, которые могут быть зафиксированы и изучены экспериментальным путем (месмеризм и аналоги). Мистическая традиция оказала значительное влияние на развитие не только религиозного сознания, но и культуры в целом. Так, применительно к Европе, в лоне М. оформились многие установки менталитета, вошедшие в золотой фонд европейской культуры, - прежде всего это касается оформления акцента на индивидуальной духовной жизни, ее эмоциональном содержании, что оказалось важным противовесом универсалистско-рациональной установке на интеллектуализм в трактовке сознания и психики. В рамках апо-фатической теологии были выработаны многие понятийные средства, воспринимающиеся ныне как имманентные философскому категориальному аппарату (именно Мейстер Эк-харт, например, создал классический немецкий философский язык). Мистицизм и спиритуализм могут быть прослежены среди других тенденций развития европейской философской мысли (И. Тоулер, Г. Сузо, Сведенборг, Беме, Л.К. де Сен-Мартен, Ф.К. Баадер, Шеллинг, Бергсон и др.); мистический идеал «свободного царства» переосмыслен в концепции бого-человечества В. Соловьева, идея постижения истины посредством специфического опыта - в прагматизме; социальные аппликации М. - в марксизме (идеал коммунизма как парафраз «Эры Вечного Евангелия» Иоахима Флорского, нравственная парадигма «человек человеку - друг, товарищ и брат» как рецитация идеалов всеобщего братства, равенства и любви у Дольчино и Франциска); выдвинутая апофатической теологией программа отказа от констатации всеобщности фактически изоморфно воспроизводится в позитивистском отказе от «метафизических суждений всеобщности» (см. Витгенштейн о позитивизме как «благородном молчании буддистов»); остро личностные трактовки индивидуального душевного опыта - в экзистенциализме (см. Бубер о генетической связи экзистенциализма с хасидизмом), идея непосредственного диалога с Богом - в диалектической теологии и диалогическом персонализме. (см. также: ОТКРОВЕНИЕ, ИСИХАЗМ, СУФИЗМ, КАББАЛА, АПОФАТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ).

Синонимы:
визионерство, мистицизм, сверхъестественность


  1. мистикаМИСТИКА от греч. mystikos таинственный религ. практика имеющая целью переживание в экстазе непосредственного единения с абсолютом а также совокупность теологич. и филос....Большая советская энциклопедия
  2. мистикаот греч. mystiks таинственный религиозная практика имеющая целью переживание в экстазе непосредственного единения с абсолютом а также совокупность теологических и филосо...Большая Советская энциклопедия II
  3. мистикагреч. mystika таинственные обряды таинство . вера в сверхъестественное таинственное вера в возможность непосредственного общения человека с потусторонним миром . нечто ...Большая энциклопедия по психиатрии
  4. мистикаж. вера в божественное сверхъестественное mistica misticismo m средневековая мистика mistica medievale разг. загадочное необъяснимое misticheria все последние события ...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  5. мистикамистика ж Mystik fСинонимы визионерство мистицизм сверхъестественность...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  6. мистикажMystik f визионерство мистицизм сверхъестественность...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  7. мистикамистикаMystikСинонимы визионерство мистицизм сверхъестественность...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  8. мистикаж.mstica f...Большой русско-испанский словарь
  9. мистикасущ. жен. рода только ед. ч.мстикаот словаem мистик сущ. муж. рода одуш....Большой русско-украинский словарь
  10. мистикаж. mystique f средневековая мистика mystique du Moyen Age илиem mdivale это какаято мистика разг. cest de la mystique...Большой русско-французский словарь
  11. мистикаот греч. mystika таинственные обряды таинство англ. mystics нем. Mystik. . Вера в сверхъестественное таинственное вера в возможность непосредственного общения человека...Большой толковый социологический словарь II
  12. мистикаж.mystique fсредневековая мистика mystique du Moyen Age или mdivaleэто какаято мистика разг. cest de la mystique визионерство мистицизм сверхъестественность...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  13. мистикаот греч. mystikos таинственный религиозная практика имеющаяцелью переживание в экстазе непосредственного единения с Богом а такжесовокупность теологических и философски...Большой энциклопедический словарь II
  14. мистикаМИСТИКА от греч. mystikos таинственный религиозная практика имеющая целью переживание в экстазе непосредственного единения с Богом а также совокупность теологических и ...Большой Энциклопедический словарь V
  15. мистикаот греческого mystikos таинственный религиозная практика имеющая целью переживание в экстазе непосредственного единения с Богом а также совокупность теологических и фило...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  16. мистикаМИСТИКА и ж. mystique f. Mystik. strong. Тайный смыслem . Сл. . Благодарю тебя мой добрый друг за песенку которую ты спел русскому Полкану в ней полюбилась мне твоя мисти...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  17. мистикамистика....Киргизско-русский словарь
  18. мистикамистика мистика подула мистическиймистика сетчм мистицизм...Коми (зырянский)-русский словарь
  19. мистикаот греч. mystikos таинственный То что находится за пределами человеческого понимания но несет в себе особый скрытый смысл. У Л.Витгенштейна .существует невысказываемое. ...Краткий религиозно-философский словарь
  20. мистикавера в сверхъестественное таинственное необъяснимое в возможность для человека общаться с потусторонним миром с душами умерших и т. п. неотъемлемый элемент любой из религ...Краткий словарь политических, экономических и технических терминов
  21. мистикаОпыт непосредственного общения с Богом. С мистикой связано несколько заблуждений. Одно из них диалогическое см. диалог согласно которому мистическое состояние может возн...Краткий философский словарь предрассудков
  22. мистикаи ж.em Вера в существование сверхъестественных фантастических сил с которыми особым таинственным образом якобы связан и может общаться человек.Средневековая мистика.em ...Малый академический словарь
  23. мистикаМИСТИКА Mistic род каботажного судна Средиземного моря. Самойлов К. И.Морской словарь. М.Л. Государственное Военноморское Издательство НКВМФ Союза ССР...Морской словарь
  24. мистикакорень МИСТ суффикс ИК окончание А Основа слова МИСТИКВычисленный способ образования слова Суффиксальный МИСТ ИК А Слово Мистика содержит следующие морфемы или ча...Морфемный разбор слова по составу
  25. мистикагреч. mistikos таинственный сакральная религиозная практика направленная на достижение непосредственного сверхчувственного общения и единения с Богом в экстатически пер...Новейший философский словарь II
  26. мистикамистика ж. Религиозная вера в непосредственное общение человека с потусторонним миром. перен. разг. Нечто непонятное необъяснимое загадочное....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  27. мистикамистика мистика и...Орфографический словарь
  28. мистикаu ж визионерство мистицизм сверхъестественность...Орфографический словарь русского языка
  29. мистикагр. таинство это связь человека с тайнами мира сего сверхъестественными силами через посредство особых действий молитвы и молитвенного погружения апокафического метод...Основы духовной культуры
  30. мистикамистика мистики мистики мистик мистике мистикам мистику мистики мистикой мистикою мистиками мистике мистиках...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  31. мистикаОрфографическая запись слова мистика Ударение в слове мистика Деление слова на слоги перенос слова мистика Фонетическая транскрипция слова мистика [мистк] Характеристика...Полный фонетический разбор слов
  32. мистикарелигиозная практика имеющая своей целью слияние с божественным абсолютом а также совокупность теологических и философских доктрин осмысляющих эту практику и описывающих ...Религиоведческий словарь
  33. мистикаРелигиозная практика имеющая целью переживание в экстазе непосредственное единение с богом а также совокупность теологических и философских доктрин осмысляющих эту практи...Религиозные термины
  34. мистикамстика....Російсько-український словник (Українська академія наук)
  35. мистикамистика иСинонимы визионерство мистицизм сверхъестественность...Русский орфографический словарь
  36. мистикаЖ мн. нет mistika . sufizm tsvvf . mc. sirr mmma....Русско-азербайджанский словарь
  37. мистикаж.относящийся к мистике mystic...Русско-английский психологический словарь
  38. мистикамистика ж.imysticism...Русско-английский словарь
  39. мистикамистика ж. mysticism....Русско-английский словарь II
  40. мистикаN...Русско-армянский словарь
  41. мистикаМстыка...Русско-белорусский словарь
  42. мистикамстыка жен.i...Русско-белорусский словарь II
  43. мистиками Синонимы визионерство мистицизм сверхъестественность...Русско-ивритский словарь
  44. мистика. см мистицизм. перен. ирон. мистика тснксз жмба...Русско-казахский словарь
  45. мистикатылсым...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  46. мистикамистика тылсым...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  47. мистикаж. . мистика см. мистицизм . перен. разг. чындыкка карамакаршы сырдуу нерсе....Русско-киргизский словарь
  48. мистикаshnmln перен. нечто непостижимоеem mmngqmiode dngxiСинонимы визионерство мистицизм сверхъестественность...Русско-китайский словарь
  49. мистикаmistika...Русско-латышский словарь
  50. мистикаж. Mystik f....Русско-немецкий словарь
  51. мистикамистикаж ....Русско-новогреческий словарь
  52. мистикаmystikk визионерство мистицизм сверхъестественность...Русско-норвежский словарь
  53. мистикажmstica fu misticismo m визионерство мистицизм сверхъестественность...Русско-португальский словарь
  54. мистикаМистикаushirikina ед....Русско-суахили словарь
  55. мистикамистика тасаввуф...Русско-таджикский словарь
  56. мистикаж mistiklik перен. gizemli bir eyСинонимы визионерство мистицизм сверхъестественность...Русско-турецкий словарь
  57. мистикаmystika...Русско-чешский словарь
  58. мистикаMystik...Русско-шведский словарь II
  59. мистика.strong mstika.strong salapra...Русско-эстонский словарь
  60. мистикамистикаСинонимы визионерство мистицизм сверхъестественность...Русское словесное ударение
  61. мистикаучение или верование в основании которого лежат чувство и интуиция. Мистицизм считает что только чувство может возвысить нас до идеи бесконечного тогда как разум запирает...Сверхкраткий философский словарь
  62. мистикаМИСТИКА греч. mystika этим. см. пред. слово. Наука искавшая сокровенный смысл в священном писании и обрядах веры учете о таинственном загадочном сверхъестественном особен...Словарь иностранных слов русского языка
  63. мистикавера в сверхъестественное божественное потусторонние силы а также доктрины оправдывающие и объясняющие эту практику различные формы магии в быту....Словарь исторических терминов
  64. мистикаот греч. mystikos таинственный религиозная практика имеющая целью переживание в экстазе непосредственного единения с Богом совокупность теологических и философских доктр...Словарь по истории психологии
  65. мистикаВера в таинственное сверхъестественное божественное в непосредственное общение человека с якобы существующим потусторонним фантастическим миром....Словарь политических терминов проекта Me-i-oni
  66. мистикаМИСТИКА и ж.iНем. Mystik фр. mystique.Тайный смыслi .Благодарю тебя мой добрый друг за песенку которую ты спел русскому Полкану в ней полюбилась мне твоя мистика. Поэты ...Словарь русского языка XVIII в
  67. мистикамистика визионерство сверхъестественность мистицизм Словарь русских синонимов. мистика сущ. колво синонимов визионерство мистицизм сверхъестественность Словарь син...Словарь синонимов II
  68. мистикамистика визионерство сверхъестественность мистицизм...Словарь синонимов
  69. мистикаесли следовать определению которое содержится в трудах Фомы Аквинского и Бонавентуры cognitio Dei experimentalis экспериментальное познание Бога. Мистический опыт не тожд...Словарь средневековой культуры
  70. мистикаот греч. mystikos таинственный средневековая религ.философ. направление видевшее путь постижения бога не в логике и рассуждении схоластика а в иррац. созерцании и чувст...Советская историческая энциклопедия
  71. мистикаот греч таинственный религ. практика имеющая целью переживание в экстазе непосредств. единения с абсолютом а также совокупность теологич. и филос. доктрин оправдывающих о...Советский философский словарь
  72. мистикаМИСТИКА от греческого mystikos таинственный религиозная практика имеющая целью переживание в экстазе непосредственного единения с Богом а также совокупность теологически...Современная энциклопедия
  73. мистикаМИСТИКА от греч . mystikos таинственный религиозная практика имеющая целью переживание в экстазе непосредственного единения с Богом а также совокупность теологических и ...Современный энциклопедический словарь
  74. мистикатаинственный религиозноидеалистический взгляд на действительность на основе веры в сверхъестественные силы и признания потустороннего мира а также возможность их постижен...Тематический философский словарь
  75. мистикамистика сущ.em ж.em употр. сравн. часто Морфология нет чего мистикиstrong чему мистикеstrong вижу что мистикуstrong чем мистикойstrong о чм о мистике . Мистикаstrong эт...Толковый словарь Дмитриева
  76. мистикаМИСТИКА ж. ученье о таинственном загадочном сверхъестественном о сокрытом иносказательном смысле и значении ученья и обрядов веры. Мистический чный сокровенный скрытый та...Толковый словарь живого великорусского языка
  77. мистикамистика [lt гр. mystika таинственные обряды таинство] вера в сверхъестественное божественное таинственное вера в возможность непосредственного общения человека с потуст...Толковый словарь иностранных слов
  78. мистикаМИСТИКА и ж. . Вера в божественное в таинственныйсверхъестественный мир и в возможность непосредственного общения с ним.Средневековая м. . Нечто загадочное необъяснимое р...Толковый словарь Ожегова
  79. мистикаМИСТИКА мистики мн. нет ж. от греч. mystikos таинственный. . Религиозная вера в непосредственное общение человека с т. наз. потусторонним миром книжн. Средневековая мист...Толковый словарь русского языка II
  80. мистикамистика мистика и ж. Вера в божественное в таинственный сверхъестественный мир и в возможность непосредственного общения с ним. Средневековая м. Нечто загадочное необъясн...Толковый словарь русского языка II
  81. мистикаМИСТИКА и ж. . Вера в божественное в таинственный сверхъестественный мир и в возможность непосредственного общения с ним. Средневековая м. . Нечто загадочное необъяснимое...Толковый словарь русского языка
  82. мистикаУдарение в слове мистикаУдарение падает на букву иБезударные гласные в слове мистика...Ударение и правописание
  83. мистикаRzeczownik мистик m mistyk m мистика f mistyka f...Универсальный русско-польский словарь
  84. мистикаМИСТИКА греч. mystikos таинственный согласно философским воззрениям религиозноидеалистический взгляд на действительность основу которого составляет вера в сверхъестеств...Уфологический словарь-справочник
  85. мистикамистический таинственный способ отношения человека с действительностью на основе переживания в экстазе сверхъестественного божественного тайного знания доступного не вс...Философия - конспект лекций и словарь терминов
  86. мистикаМИСТИКА от греч. mystika таинственные обряды таинство в широком обобщенном смысле загадочное и непонятное выходящее за рамки индивидуальной способности и понимания Ф.В...Философская энциклопедия
  87. мистикасредневековая религиознофилософские течения крые в противоположность напр. схоластике видели путь постижения бога не в логике и рассуждении а в сверхразумном созерцании ...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  88. мистикаЯ уверен что когда мистики противопоставляют реальность и видимость слово реальность имеет не логическое а эмоциональное значение оно обозначает то что в некотором смысле...Философский словарь разума, материи, морали
  89. мистикаот греч. mystikos таинственный первоначально название для тайных религий или тайных религиозных организаций в которые принимались и посвящались только избранные позже пон...Философский энциклопедический словарь II
  90. мистикамистика мистики мистики мистик мистике мистикам мистику мистики мистикой мистикою мистиками мистике мистиках Источник Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку...Формы слова
  91. мистикаМистика от греч.em таинственный религиозная практика имеющая целью переживание в экстазе непосредственного единения с абсолютом а также совокупность теологических и фило...Энциклопедия культурологии
  92. мистикаот греч. mystika таинственные обряды таинство англ. mystics нем. Mystik. . Вера в сверхъестественное таинственное вера в возможность непосредственного общения человека ...Энциклопедия социологии