Философская энциклопедия

МИСТИКА

МИСТИКА
(от греч. mystika — таинственные обряды, таинство): 1) в широком, обобщенном смысле — загадочное и непонятное, «выходящее за рамки индивидуальной способности и понимания» (Ф.В.Й. Шеллинг); 2) в духовном смысле — ощущение и понимание мира как таинства, «живое прикосновение к тайне» (Н.А. Бердяев), непосредственное созерцание таинственного, вырастающее из опыта переживания человеком своего единения с бесконечным бытием (Абсолютом, Богом, Единым, Универсумом, «космической тотальностью» и т.п.). Диапазон родовых признаков М. предельно широк: от понимания ее как «всеобъемлющего чувства жизни», проявления «жизненного порыва» (А. Бергсон), «бытийственной основы религии» (Бердяев) до признания ее в качестве «единственно глубокого и совершенного мировоззрения» (А. Швейцер). К видовым признакам М. относят прежде всего непосредственность и целостность мистического восприятия и неизреченность мистического опыта.
Главным критерием М. является непосредственный опыт единения человека с бесконечным бытием — unio mystica. При этом само единение может выступать в форме мистериального посвящения (натуралистическая М.), экстатическо-чувственной (духовная М.) или рефлективно-умозрительной (спекулятивный, «теософский» мистицизм).Несмотря на различие способов единения, его суть — в преодолении разрыва между конечным и бесконечным, временным и вечным, земным и небесным. Отсюда, согласно Швейцеру, М. имеет место тогда, когда кто-либо считает предопределенным разрыв между земным и неземным, временным и вечным и, все еще пребывая в земном и временном, «переживает свое вхождение в неземное и вечное».
Опыт мистиков всех времен и народов свидетельствует о том, что путь мистического единения, восхождения души к Абсолюту имеет сходные ступени, в классической форме зафиксированные еще Псевдо-Дионисием Ареопагитом (О мистическом богословии, 1, 3). Первая, подготовительная ступень предполагает нравственные и аскетические упражнения (см.АСКЕТИЗМ ), чтобы обуздать чувственность, животную природу и преодолеть порочные наклонности. Это — ступень нравственного очищения, освобождающая человека от привязанностей к внешнему миру. Вторая ступень включает духовные упражнения, имеющие целью молитвенное сосредоточение и концентрацию мыслей на Абсолютном, что ведет к внутренней отрешенности и духовному просветлению, открывающему способность видения, созерцания Абсолюта. Наконец, третья ступень, как цель всех предыдущих упражнений, есть выход сознания за пределы конечного, тварного, земного — экстаз: непосредственное переживание единения с Абсолютом.
Всякая М. является в той или иной мере этически окрашенной, ибо необходимо включает в себя момент нравственного очищения, самосовершенствования, культивирование очистительных (cathartikai) добродетелей: воздержания, смирения, самоотречения, терпения, прощения и т.п. На основании этого некоторые философы выделяли даже особый «морально-аскетический» тип М. Напр., Бердяев различал М. «совершенствования души» и М. «познания божественных тайн бытия»: этическую и гностическую М. Примером первого типа может служить М. христианских аскетов; примером второго — М. Плотина, Я. Бёме, И. Экхарта или М. каббалы. На тесную связь между этикой самосовершенствования и М. указывал Швейцер, подчеркивая, что создать этику самосовершенствования не означает ничего иного, как обосновать этику с помощью М. Тем не менее в строгом смысле слова «морально-аскетическая М.» не может рассматриваться в качестве самостоятельного типа. Она имеет прикладной характер и подчинена высшей сверхэтической цели: единению с Абсолютом. Восхождение души к Богу, слияние с Абсолютом и т.п. — акт, по существу, «не этический, а чисто духовный» (Швейцер). На высшей ступени мистического опыта происходит метафизическое отстранение, снятие этического: душа больше не нуждается в различении добра и зла; она должна отрешиться «не только от всего дурного, но и от всего хорошего, от всякой формы, даже духовной» (Плотин. Эннеады, VI, 7, 34). Согласно Экхарту, на высшей ступени единения с Абсолютом душа должна утратить, забыть и самого Бога и «утвердиться на полном Ничто».
Попытки этического оправдания М. предпринимались такими мыслителями, как B.C. Соловьев, Л.Н. Толстой, Бергсон и др.
В систематической форме проблема М. была рассмотрена Швейцером, показавшим, что «этическая М.» может вырасти только на почве «духовной преданности таинственной бесконечной воле к жизни». В этой связи Швейцер переосмысливает сам факт единения с бесконечным бытием, понимая его не как «возвышение в Абсолютном» или растворение конечного в бесконечном, но как единение со всем живым.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики.Под редакцией А.А. Ивина.2004.

МИСТИКА
(отгреч.— таинственный),религ.практика, имеющая целью переживание в экстазе не-посредств. «единения» с абсолютом, а также совокупность теологич. ифилос.доктрин, оправдывающих, осмысляющих и регулирующих эту практику.
Мировоззренч. основы М. могут резко различаться в зависимости от социальных ирелиг.конфессиональных условий. В ортодоксальных системах теизма(иудаизм, христианство, ислам)абсолют — это личный бог, и «единение» с ним — это диалогич. «общение», которое требует согласия партнёра и потому не может быть достигнуто механически односторонним усилием. В ересях «общение» может переосмысляться как «слияние»(так, исламский мистик аль-Халладж был казнён в 10в.за то, что в экстазе сказал «я есмь истинный»,т. е.бог). Наконец, в системах нетеистич. М. место личного бога занимает безличное трансцендентное начало(дао даосизма, шуньята буддизма, единое неоплатонизма ит.п.). Однако все мистич. доктрины имеют некоторые общие черты. Все они тяготеют кМИСТИКА иррационализму, интуитивизму, намеренной парадоксальности; они выражают себя не столько на языке понятий, сколько на языке символов, центральный изкоторых — смерть(как знак для опыта, разрушающего прежние структуры сознания). Представители М. всех времён и народов, всех вероисповеданий и направлений в совершенно одинаковых выражениях заявляют о полной невозможности передать смысл М. иначе, чем в неадекватном намёке или через молчание(ср. «благородное молчание» буддистов). Теология М. обозначается вхрист.традиции как «отрицательная»(«негативная», апофати-ческая теология), поскольку она описывает бога посредством отрицаний, не оставляя места для утвердит. характеристик. Практика М. предполагает ту или иную систему психофизич. упражнений(дхъяна и йога винд.системах М., «умное делание» православных монахов), обычно включающую гипнотич. сосредоточение ума на простейших фигурах(янтры и мандалы винд.традиции, крест у христиан), на простейших сочетаниях слов(мантры индуизма, «молитва Иисусова» в православии, молитв, восклицания в католицизме, повторяемые тысячи раз подряд), наотд.словах ит.д. В некоторых системах М. для таких «медитаций» рекомендуются оп-тим. позы и регуляции дыхания(йога, исихазм). Приёмы могут быть самыми разными — от бешеной пляски дервишей до тихого «умиления»христ.аскетов. Но в любом случае М. не может обойтись без психотехники аскетизма(или, как в некоторых видах гностицизма и тантризма, а также в сатанизме, без аскетизма навыворот, ритуализированного нарушения этич. и сакральных запретов, создающего предпосылки для психоло-гич. шока и транса). Поскольку М. предполагает движение через неиспытанные психологич. состояния, «посвящаемому» ничего не остаётся, как слепо вверяться руководству «посвящённого», который испытал всё на себе. Отсюда значение наставников типа гуру в индуизме, пира в суфизме, старца в исихазме, цадика в хасидизме.
Хотя историч. аналог и прообраз М. можно усмотреть уже в глубокой древности в шаманскооргиастич. культах, имевших целью экстатич. снятие дистанции между человеком и миром духов или богов, однако М. всобств.смысле возникает лишь тогда, когдарелиг.умозрение подходит к понятию трансцендентного абсолюта, а развитие логики делает возможным сознат. отступление от логики в М. Поэтому самый ранний расцвет М. происходит в странах сфилос.и логич. культурой — в Индии(веданта), Китае(даосизм), отчасти в Греции(пифагореизм, платонизм). Дальнейшие волны М., проходящие, как правило, поперёк национальных и вероисповедных рамок, отмечают эпохи обществ. кризисов: крушение Рим. империи в первыхвв.н. э.(мистерии, неоплатонизм, раннее христианство, гностицизм, манихейство), конец средневековья в 13— 14вв.(суфизм, каббала, исихазм, Иоахим Флорский, Экхарт и его последователи), становление раннего капитализма в 17—18вв.(кружки янсенистов, квиетистов, методистов, пиетистов, квакеров, хасиды, хлысты). При определ. историч. условиях М. становилась формой протеста противцерк.и социальной иерархии(такова,напр., роль М. в мировоззрении плебейских сект времён Крест. войны в Германии). Придр.историч. условиях парадоксы М. давали импульс идеали-стич. диалектике(см.оценку Ф. Энгельсомнем.мистика Я. Бёме — вкн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч.,т.18,с.574). В условиях кризисасовр.бурж.общества в полуинтеллигентских кругах получили распространение эклектич. и наукообразные системы внеконфессиональной М.(теософия и антропософия), а также крайне вульгаризованная практика обретения «мистич. опыта» — от старомодных спиритич. сеансов до радений хиппи. Мистич. мотивы присущимн.течениямсовр.идеалистич. философии, обнаруживаясь даже в таких сугубо рационалистич., «сциентистских» направлениях, как неопозитивизм(интерпретированный в ряде высказываний Витгенштейна как род «апофа-тич.» М., аналог «благородному молчанию» буддистов).
Марксизм-ленинизм рассматривает М. как превратную форму отражения реального мира, несовместимую с материалистич. мировоззрением, как бегство от противоречий обществ. бытия человека.
Энгельс Ф., Крест. война в Германии, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч.,т.7; Otto R., West-ostliche Mystik Gotha, 19292; Suzuki D. T., Mysticism. Christian and Buddhist, L.,1957; Seh o lern G., Die judische Mystik in ihren Hauptstromungen, Z., 1957.
С. С. Аверинцев.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия.Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов.1983.

МИСТИКА
(от греч. mystikos – таинственный)
первоначально название для тайных религий или тайных религиозных организаций, в которые принимались и посвящались только избранные, позже понятие, обозначающее вообще стремление постигнуть сверхъестественное, трансцендентное, божественное путем ухода от чувственного мира и погружения в глубину собственного бытия (см.Медитация),стремление соединиться с Богом посредством растворения собственного сознания в Боге – мистическое единение (лат. unio mystika). Католич. теология определяет мистику как эмпирическое познание божественной благодати в человеке. Мистика встречается во всех достаточно высоких культурах, но у каждого народа в своей форме; в Китае – гл. о. внутри даосизма, в Индии – во многих разновидностях (от древнейшей мистики природы до абстрактной и одухотворенной мистики буддизма и позднего брахманизма), в исламе – в иран. мистике суфизма. В Древней Греции мистические тайные культы существовали со времен семи мудрецов вплоть до неоплатонизма. Мистические культы орфиков, элевсинские мистерии, культы Дионисия, Изиды, Митры имели важные последствия и для философии, т. к. многие философы присоединялись к учениям о таинствах. К мистическим учениям относились также гностика и манихейство. Мистика средневековья нашла свое выражение прежде всего в соч. Бернара Клервоского и Гуго Сен-Викторского. В Германии история философии начинается христ. женской мистикой Хельфты, Экхартом, Сузо, Таулером, Рюйсбреком, Грооте, Гансфортом, «Немецкой теологией», развивается после Реформации Себастьяном Франком, Парацельсом, Валентином Вейгелем, Якобом Бёме, Франкенбергом, Анджелом Силезским, Эйтингером, Гаманном, а затем вливается в общий поток нем. идеализма и нем. романтики. К мистикам относится француженка Симона Вейль (1909 – 1943), осн. произв. которой – «Attente de Dieu» – вызвало большой интерес. См. такжеЭкстаз, Контемпляция.

Философский энциклопедический словарь.2010.

МИСТИКА
средневековая – религиозно-философские течения, к-рые в противоположность, напр., схоластике видели путь постижения бога не в логике и рассуждении, а в сверхразумном созерцании и чувстве. Теоретич. источником ср.-век. М. как на Западе, так и на Ближнем Востоке послужили религ.-мистич. концепции, гл. обр. неоплатонизма, достигшие огромного влияния в эпоху кризиса рабовладельч. общества на исходе античности. Важнейшим источником неоплатоновского мистицизма в средние века стали Ареопагитики, к-рые были переведены на лат. яз. в 9 в. Иоанном Скотом Эриугеной. Сам термин "М." и бóльшая часть терминов, связанных с ней, восходит к этим произведениям (особенно "О божественных именах", 11, 7, "Таинственная теология", 1, 4). Не менее влиятельным теоретич. источником М. на Западе послужило также учение Августина о сверхчувств. озарении человеч. души (т.н. иллюминизм), достигаемом в результате непостижимой милости бога и позволяющем проникнуть в сущность божества. Сохраняя дуализм бога и мира, бога и человека, Августин вместе с тем рассматривал мистич. "познание" как увенчание рационального.
В развитии ср.-век. христ. философии на Западе М. стояла в одном ряду со схоластикой. При этом М. ортодоксальных, вполне признанных церковью писателей нередко становилась гл. формой защиты религ. мировоззрения, к-рое под напором рационалистич. течений в схоластич. философии стремилось полностью уйти в иррационализм. Нек-рые из ортодоксальных христ. мистиков, напр. Бернар Клервоский, стремились к полному вытеснению схоластики и замене ее М. Ортодокс. М. в лице Бернара Клервоского стала одним из гл. теоретич. обоснований аскетизма. Современники Бернара – Гуго Сен-Викторский и Ришар Сен-Викторский, не отвергая схоластич. способов осмысления действительности, единственно адэкватный путь постижения бога видели именно в М.
Европейская ортодоксальная М. включала в себя нек-рые элементы схоластич. философствования (прежде всего аристотелизма). Большинство ортодокс. мистиков этого времени принадлежало к францисканскому ордену, напр. епископ Гильом из Оверни (ум. в 1249), Александр из Гэльса и в особенности Бонавентура.
Неортодоксальная М., решительно осуждавшаяся католич. церковью, была тесно связана с неоплатонизмом, в т.ч. с его идеей о непознаваемости бога. В отличие от ортодокс. мистиков, мистики неортодоксальные, как, напр., Иоанн Эриугена, утверждали, что соединение души с богом в процессе экстаза происходит в силу тождественности их природы, поскольку душа – одно из проявлений неведомого бога, возникших, как и весь мир, посредством эманации из него. Тем самым неортодоксальная М. смыкалась с пантеизмом, к-рый последовательно отвергался монотеистич. религиями, основывавшимися на дуализме бога и мира. Поскольку с т. зр. мистич. пантеизма экстатич. "постижение" бога есть факт природный, мистич. "познание" выступает как деятельность человеч. ума. На этой основе нек-рые мистики-пантеисты, напр. Иоанн Эриугена, а значительно позже Николай Кузанский, приходили к высокой оценке человеч. разума и к ряду положений рационалистич. характера. К пантеистич. направлению в ср.-век. М. принадлежат философы 13 в. Амори Бенский и Давид Динанский. Пантеистич. ср.-век. М. стоит в резко оппозиционном отношении к господствующей церкви, освящавшей систему феод. эксплуатации. Именно эта разновидность М. стала одной из гл. идеологич. основ многочисленных еретич. и революц. движений плебейства, крестьянства и горожан против феодализма и католицизма. По замечанию Энгельса, "революционная оппозиция феодализму проходит через все средневековье. Она выступает, соответственно условиям времени, то в виде мистики, то в виде открытой ереси, то в виде вооруженного восстания" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 361). Революционность пантеистич. М. вытекала из того, что открывая индивидуальные пути богопознания перед каждым верующим, она внушала последним мысль о том, что сложная система господствовавших религ. догматов и иерархически-бюрократич. церк. организация, их пропагандировавшая, излишни в деле "спасения" человека. Если Бонавентура и др. ортодокс. мистики утверждали, что духовно-мистич. общение с богом, остающимся внеприродным существом, не отменяет обязательности всех церк. обрядов, то, напр., амальрикане отрицали по существу все церк. обряды и таинства. К пантеистич. М. очень близко движение т.н. хилиастов, начало к-рому положил Иоахим Флорский. Большинство оппозиц. мистиков 16–17 вв. – Франк, В. Вейгель, Бёме, поэт-философ Иоганн Шеффлер, англ. квакеры и нидерландские меннониты и коллегианты, выступавшие с пассивным протестом против господствовавшей формализованной религиозности, тоже принадлежали к числу пантеистов. Отражая слабость и бессилие угнетенных классов феод. общества, далеких от образованности и науки, оппозиционно-еретич. М. противопоставляла господств. церкви не рациональную интерпретацию мира, а созерцат. веру в "царство божие", к-рое должно наступить само собой, без участия людей. С др. стороны, эта разновидность. М. была идеологич. формой организации плебейско-крестьянских масс в их стихийной антифеод. и антицерк. борьбе. С М. была связана деятельность таких революц. борцов против феодализма, как иоахимит Дольчино, мн. табориты, и в особенности Мюнцер, мистич. пантеизм к-рого, иногда сочетавшийся с элементами рационализма и атеизма (см. тамже, с. 370), стал наиболее последоват. выражением революц. устремлений плебейско-крест. масс.
Др. особенность пантеистич. М. состояла в субъективизации духа и отказе на этой основе от священных и церк. авторитетов. Наиболее характерный представитель ее – Экхарт. Через Таулера, Сузо и анонимного автора "Немецкой теологии" Экхарт оказал влияние на Лютера, выдвинувшего принцип "оправдания верой", а не "делами", и в специфич. форме – на Томаса Мюнцера.
М. как неотъемлемое явление теологич. идеологии феод. общества была широко представлена не только на Западе, но и на Востоке. В мусульм. странах (особенно в Иране) наиболее влият. мистич. направлением был суфизм. В ср.-век. евр. философии источником М. была гл. обр. каббала. М. в ср.-век. инд. философии была представлена рядом направлений и школ, в частности ведантой.
Лит.:Энгельс Ф., Крестьянская война в Германии, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7; его же, Анти-Дюринг, М., 1957; его же, Книга откровения, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 16, ч. 1 [М.–Л., 1937 ]; его же, К истории раннего христианства, там же, т. 16, ч. 2, [М. ], 1936; его же, Естествознание в мире духов, в его кн.: Диалектика природы, М., 1955, с. 28–37; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд., т. 14; Трaхтенберг О. В., Очерки по истории зап.-европ. средневековой философии, М., 1957; Сидорова Н. А., Очерки по истории ранней гор. культуры во Франции, М., 1953; Смирин Н. М., Нар. реформация Томаса Мюнцера и Великая Крестьянская война, 2 изд., М., 1955; Вертеловский А., Западная средневек. мистика и отношение ее к католичеству, X., 1888; Mацек Й., Табор в Гуситском революционном движении, пер с чеш., т. 1–2, М., 1956–1959; Prеgеr W., Geschichte der deutschen Mystik im Mittelalter, Tl 1–3, Lpz., 1874–1893; Delacroix H., Essai sur le mysticisme en spéculatif en Allemagne au XIV siècle, P., 1899 (thèse); Butler C., Western mysticism, L., [1922 ]; Hornstein X. de, Les grands mystiques allemands du XIV-me siècle: Eckart, Tauler, Suso, Lucerne, 1922; Büttner Th., Werner Ε., Circumcellionen und Adamiten, В., 1959.
В. Соколов. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия.Под редакцией Ф. В. Константинова.1960—1970.

МИСТИКА
МИСТИКА (от греч. μυστικός — таинственный), религ. практика, имеющая целью переживание в экстазе непосредственного “единения” с абсолютом, а также совокупность теологических и философских доктрин, оправдывающих, осмысляющих и регулирующих эту практику.
Мировоззренческие основы мистики могут резко различаться в зависимости от социальных и религиозно-конфессиональных условий. В ортодоксальных системах теизма (иудаизм, христианство, ислам) абсолют — это личный бог и “единение” с ним — это диалогическое “общение”, которое требует согласия партнера и потому не может быть достигнуто механически односторонним усилием. В ересях “общение” может переосмысляться как “слияние” (так, исламский мистик альХалладж был казнен в 10 в. за то, что в экстазе сказал “я есмь истинный”, т. е. бог). Наконец, в системах нетеистического мистицизма место личного бога занимает безличное трансцендентное начало (дао даосизма, шуньята буддизма, единое неоплатонизма и т. п.). Однако все мистические доктрины имеют некоторые общие черты. Все они тяготеют к иррационализму, интуитивизму, намеренной парадоксальности; они выражают себя не столько на языке понятий, сколько на языке символов, центральный из которых — смерть (как знак для опыта, разрушающего прежние структуры сознания). Представители мистики всех времен и народов, всех вероисповеданий и направлений в совершенно одинаковых выражениях заявляют о полной невозможности передать смысл мистики иначе, чем в неадекватном намеке или через молчание (ср. “благородное молчание” буддистов). Теология мистики обозначается в христианской традиции как “отрицательная” (“негативная”, апофатическая теология), поскольку она описывает бога посредством отрицаний, не оставляя места для утвердит. характеристик. Практика мистики предполагает ту или иную систему психофизических упражнений (дхьяна и йога в индийских системах мистики, “умное делание” православных монахов), обычно включающую гипнотическое сосредоточение ума на простейших фигурах (янтры и мандалы в индийской традиции, крест у христиан), на простейших сочетаниях слов (мантры индуизма, “молитва Иисусова” в православии, молитвенные восклицания в католицизме, повторяемые тысячи раз подряд), на отдельных словах и т. д. В некоторых системах мистики для таких “медитаций” рекомендуются позы и способы регуляции дыхания (йога, исхаизм). Приемы могут быть самыми разными — от бешеной пляски дервишей до тихого “умиления” христианских аскетов. Но в любом случае мистика не может обойтись без психотехники аскетизма (или, как в некоторых видах гностицизма и тантризма, а также в сатанизме, без аскетизма навыворот, ритуализированного нарушения этических и сакральных запретов, создающего предпосылки для психологии, шока и транса). Поскольку мистика предполагает движение через неиспытанные психологические состояния, “посвящаемому” ничего не остается, как слепо вверяться руководству “посвященного”, который испытал все на себе. Отсюда значение наставников типа гуру в индуизме, пира в суфизме, старца в исихазме, цадика в хасидизме.
Хотя исторический аналог и прообраз мистики можно усмотреть уже в глубокой древности в шаманско-оргиастических культах, имевших целью экстатическое снятие дистанции между человеком и миром духов или богов, однако мистика в собственном смысле возникает лишь тогда, когда религиозное умозрение подходит к понятию трансцендентного абсолюта, а развитие логики делает возможным сознательное отступление от логики в мистику. Поэтому самый ранний расцвет мистики происходит в странах с философской и логической культурой — в Индии (веданта), Китае (даосизм), отчасти в Греции (пифагореизм, платонизм). Дальнейшие волны мистики, проходящие, как правило, поперек национальных и вероисповедных рамок, отмечают эпохи общественных кризисов: крушение Римской империи в первых вв. н. э. (мистерии, неоплатонизм, раннее христианство, гностицизм, манихейство), конец Средневековья в 13—14 вв. (суфизм, каббала, исихазм, Иоахим Флорский, Экхарт и его последователи), становление раннего капитализма в 17—18 вв. (кружки янсенистов, квиетистов, методистов, пиетистов, квакеров, хасиды, хлысты). При определенных исторических условиях мистика становилась формой протеста против церковной и социальной иерархии (такова, напр., роль мистики в мировоззрении плебейских сект времен Крестьянской войны в Германии). При других исторических условиях парадоксы мистики давали импульс идеалистической диалектике. В условиях кризиса общества в полуинтеллигентских кругах получают распространение эклектические и наукообразные системы внеконфессиональной мистики (теософия и антропософия), а также крайне вульгаризованная практика обретения “мистического опыта” — от старомодных спиритических сеансов до радений хиппи. Мистические мотивы присущи ряду течений современной философии, обнаруживаясь даже в таких сугубо рационалистических направлениях, как неопозитивизм, интерпретированный в ряде высказываний Витгенштейна как род “апофатической мистики”, аналог “благородному молчанию” буддистов.
Лит.: Otto R. West-östliche Mystik. Gotha, 1929; SuiukiD. T. Mysticism. Christian and Buddhist. L., 1957; Schalem G. Die jüdische Mystik in ihren Hauptströmungen. Z., 1957.
С. С. Аверинцев

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.Под редакцией В. С. Стёпина.2001.


Синонимы:
визионерство, мистицизм, сверхъестественность


  1. мистикаМИСТИКА от греч. mystikos таинственный религ. практика имеющая целью переживание в экстазе непосредственного единения с абсолютом а также совокупность теологич. и филос....Большая советская энциклопедия
  2. мистикаот греч. mystiks таинственный религиозная практика имеющая целью переживание в экстазе непосредственного единения с абсолютом а также совокупность теологических и филосо...Большая Советская энциклопедия II
  3. мистикагреч. mystika таинственные обряды таинство . вера в сверхъестественное таинственное вера в возможность непосредственного общения человека с потусторонним миром . нечто ...Большая энциклопедия по психиатрии
  4. мистикаж. вера в божественное сверхъестественное mistica misticismo m средневековая мистика mistica medievale разг. загадочное необъяснимое misticheria все последние события ...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  5. мистикамистика ж Mystik fСинонимы визионерство мистицизм сверхъестественность...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  6. мистикажMystik f визионерство мистицизм сверхъестественность...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  7. мистикамистикаMystikСинонимы визионерство мистицизм сверхъестественность...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  8. мистикаж.mstica f...Большой русско-испанский словарь
  9. мистикасущ. жен. рода только ед. ч.мстикаот словаem мистик сущ. муж. рода одуш....Большой русско-украинский словарь
  10. мистикаж. mystique f средневековая мистика mystique du Moyen Age илиem mdivale это какаято мистика разг. cest de la mystique...Большой русско-французский словарь
  11. мистикаот греч. mystika таинственные обряды таинство англ. mystics нем. Mystik. . Вера в сверхъестественное таинственное вера в возможность непосредственного общения человека...Большой толковый социологический словарь II
  12. мистикаж.mystique fсредневековая мистика mystique du Moyen Age или mdivaleэто какаято мистика разг. cest de la mystique визионерство мистицизм сверхъестественность...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  13. мистикаот греч. mystikos таинственный религиозная практика имеющаяцелью переживание в экстазе непосредственного единения с Богом а такжесовокупность теологических и философски...Большой энциклопедический словарь II
  14. мистикаМИСТИКА от греч. mystikos таинственный религиозная практика имеющая целью переживание в экстазе непосредственного единения с Богом а также совокупность теологических и ...Большой Энциклопедический словарь V
  15. мистикаот греческого mystikos таинственный религиозная практика имеющая целью переживание в экстазе непосредственного единения с Богом а также совокупность теологических и фило...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  16. мистикаМИСТИКА и ж. mystique f. Mystik. strong. Тайный смыслem . Сл. . Благодарю тебя мой добрый друг за песенку которую ты спел русскому Полкану в ней полюбилась мне твоя мисти...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  17. мистикамистика....Киргизско-русский словарь
  18. мистикамистика мистика подула мистическиймистика сетчм мистицизм...Коми (зырянский)-русский словарь
  19. мистикаот греч. mystikos таинственный То что находится за пределами человеческого понимания но несет в себе особый скрытый смысл. У Л.Витгенштейна .существует невысказываемое. ...Краткий религиозно-философский словарь
  20. мистикавера в сверхъестественное таинственное необъяснимое в возможность для человека общаться с потусторонним миром с душами умерших и т. п. неотъемлемый элемент любой из религ...Краткий словарь политических, экономических и технических терминов
  21. мистикаОпыт непосредственного общения с Богом. С мистикой связано несколько заблуждений. Одно из них диалогическое см. диалог согласно которому мистическое состояние может возн...Краткий философский словарь предрассудков
  22. мистикаи ж.em Вера в существование сверхъестественных фантастических сил с которыми особым таинственным образом якобы связан и может общаться человек.Средневековая мистика.em ...Малый академический словарь
  23. мистикаМИСТИКА Mistic род каботажного судна Средиземного моря. Самойлов К. И.Морской словарь. М.Л. Государственное Военноморское Издательство НКВМФ Союза ССР...Морской словарь
  24. мистикакорень МИСТ суффикс ИК окончание А Основа слова МИСТИКВычисленный способ образования слова Суффиксальный МИСТ ИК А Слово Мистика содержит следующие морфемы или ча...Морфемный разбор слова по составу
  25. мистикаМИСТИКА греч. mistikos таинственный сакральная религиозная практика направленная на достижение непосредственного сверхчувственного общения и единения с Богом в экстатич...Новейший философский словарь
  26. мистикагреч. mistikos таинственный сакральная религиозная практика направленная на достижение непосредственного сверхчувственного общения и единения с Богом в экстатически пер...Новейший философский словарь II
  27. мистикамистика ж. Религиозная вера в непосредственное общение человека с потусторонним миром. перен. разг. Нечто непонятное необъяснимое загадочное....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  28. мистикамистика мистика и...Орфографический словарь
  29. мистикаu ж визионерство мистицизм сверхъестественность...Орфографический словарь русского языка
  30. мистикагр. таинство это связь человека с тайнами мира сего сверхъестественными силами через посредство особых действий молитвы и молитвенного погружения апокафического метод...Основы духовной культуры
  31. мистикамистика мистики мистики мистик мистике мистикам мистику мистики мистикой мистикою мистиками мистике мистиках...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  32. мистикаОрфографическая запись слова мистика Ударение в слове мистика Деление слова на слоги перенос слова мистика Фонетическая транскрипция слова мистика [мистк] Характеристика...Полный фонетический разбор слов
  33. мистикарелигиозная практика имеющая своей целью слияние с божественным абсолютом а также совокупность теологических и философских доктрин осмысляющих эту практику и описывающих ...Религиоведческий словарь
  34. мистикаРелигиозная практика имеющая целью переживание в экстазе непосредственное единение с богом а также совокупность теологических и философских доктрин осмысляющих эту практи...Религиозные термины
  35. мистикамстика....Російсько-український словник (Українська академія наук)
  36. мистикамистика иСинонимы визионерство мистицизм сверхъестественность...Русский орфографический словарь
  37. мистикаЖ мн. нет mistika . sufizm tsvvf . mc. sirr mmma....Русско-азербайджанский словарь
  38. мистикаж.относящийся к мистике mystic...Русско-английский психологический словарь
  39. мистикамистика ж.imysticism...Русско-английский словарь
  40. мистикамистика ж. mysticism....Русско-английский словарь II
  41. мистикаN...Русско-армянский словарь
  42. мистикаМстыка...Русско-белорусский словарь
  43. мистикамстыка жен.i...Русско-белорусский словарь II
  44. мистиками Синонимы визионерство мистицизм сверхъестественность...Русско-ивритский словарь
  45. мистика. см мистицизм. перен. ирон. мистика тснксз жмба...Русско-казахский словарь
  46. мистикатылсым...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  47. мистикамистика тылсым...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  48. мистикаж. . мистика см. мистицизм . перен. разг. чындыкка карамакаршы сырдуу нерсе....Русско-киргизский словарь
  49. мистикаshnmln перен. нечто непостижимоеem mmngqmiode dngxiСинонимы визионерство мистицизм сверхъестественность...Русско-китайский словарь
  50. мистикаmistika...Русско-латышский словарь
  51. мистикаж. Mystik f....Русско-немецкий словарь
  52. мистикамистикаж ....Русско-новогреческий словарь
  53. мистикаmystikk визионерство мистицизм сверхъестественность...Русско-норвежский словарь
  54. мистикажmstica fu misticismo m визионерство мистицизм сверхъестественность...Русско-португальский словарь
  55. мистикаМистикаushirikina ед....Русско-суахили словарь
  56. мистикамистика тасаввуф...Русско-таджикский словарь
  57. мистикаж mistiklik перен. gizemli bir eyСинонимы визионерство мистицизм сверхъестественность...Русско-турецкий словарь
  58. мистикаmystika...Русско-чешский словарь
  59. мистикаMystik...Русско-шведский словарь II
  60. мистика.strong mstika.strong salapra...Русско-эстонский словарь
  61. мистикамистикаСинонимы визионерство мистицизм сверхъестественность...Русское словесное ударение
  62. мистикаучение или верование в основании которого лежат чувство и интуиция. Мистицизм считает что только чувство может возвысить нас до идеи бесконечного тогда как разум запирает...Сверхкраткий философский словарь
  63. мистикаМИСТИКА греч. mystika этим. см. пред. слово. Наука искавшая сокровенный смысл в священном писании и обрядах веры учете о таинственном загадочном сверхъестественном особен...Словарь иностранных слов русского языка
  64. мистикавера в сверхъестественное божественное потусторонние силы а также доктрины оправдывающие и объясняющие эту практику различные формы магии в быту....Словарь исторических терминов
  65. мистикаот греч. mystikos таинственный религиозная практика имеющая целью переживание в экстазе непосредственного единения с Богом совокупность теологических и философских доктр...Словарь по истории психологии
  66. мистикаВера в таинственное сверхъестественное божественное в непосредственное общение человека с якобы существующим потусторонним фантастическим миром....Словарь политических терминов проекта Me-i-oni
  67. мистикаМИСТИКА и ж.iНем. Mystik фр. mystique.Тайный смыслi .Благодарю тебя мой добрый друг за песенку которую ты спел русскому Полкану в ней полюбилась мне твоя мистика. Поэты ...Словарь русского языка XVIII в
  68. мистикамистика визионерство сверхъестественность мистицизм Словарь русских синонимов. мистика сущ. колво синонимов визионерство мистицизм сверхъестественность Словарь син...Словарь синонимов II
  69. мистикамистика визионерство сверхъестественность мистицизм...Словарь синонимов
  70. мистикаесли следовать определению которое содержится в трудах Фомы Аквинского и Бонавентуры cognitio Dei experimentalis экспериментальное познание Бога. Мистический опыт не тожд...Словарь средневековой культуры
  71. мистикаот греч. mystikos таинственный средневековая религ.философ. направление видевшее путь постижения бога не в логике и рассуждении схоластика а в иррац. созерцании и чувст...Советская историческая энциклопедия
  72. мистикаот греч таинственный религ. практика имеющая целью переживание в экстазе непосредств. единения с абсолютом а также совокупность теологич. и филос. доктрин оправдывающих о...Советский философский словарь
  73. мистикаМИСТИКА от греческого mystikos таинственный религиозная практика имеющая целью переживание в экстазе непосредственного единения с Богом а также совокупность теологически...Современная энциклопедия
  74. мистикаМИСТИКА от греч . mystikos таинственный религиозная практика имеющая целью переживание в экстазе непосредственного единения с Богом а также совокупность теологических и ...Современный энциклопедический словарь
  75. мистикатаинственный религиозноидеалистический взгляд на действительность на основе веры в сверхъестественные силы и признания потустороннего мира а также возможность их постижен...Тематический философский словарь
  76. мистикамистика сущ.em ж.em употр. сравн. часто Морфология нет чего мистикиstrong чему мистикеstrong вижу что мистикуstrong чем мистикойstrong о чм о мистике . Мистикаstrong эт...Толковый словарь Дмитриева
  77. мистикаМИСТИКА ж. ученье о таинственном загадочном сверхъестественном о сокрытом иносказательном смысле и значении ученья и обрядов веры. Мистический чный сокровенный скрытый та...Толковый словарь живого великорусского языка
  78. мистикамистика [lt гр. mystika таинственные обряды таинство] вера в сверхъестественное божественное таинственное вера в возможность непосредственного общения человека с потуст...Толковый словарь иностранных слов
  79. мистикаМИСТИКА и ж. . Вера в божественное в таинственныйсверхъестественный мир и в возможность непосредственного общения с ним.Средневековая м. . Нечто загадочное необъяснимое р...Толковый словарь Ожегова
  80. мистикаМИСТИКА мистики мн. нет ж. от греч. mystikos таинственный. . Религиозная вера в непосредственное общение человека с т. наз. потусторонним миром книжн. Средневековая мист...Толковый словарь русского языка II
  81. мистикамистика мистика и ж. Вера в божественное в таинственный сверхъестественный мир и в возможность непосредственного общения с ним. Средневековая м. Нечто загадочное необъясн...Толковый словарь русского языка II
  82. мистикаМИСТИКА и ж. . Вера в божественное в таинственный сверхъестественный мир и в возможность непосредственного общения с ним. Средневековая м. . Нечто загадочное необъяснимое...Толковый словарь русского языка
  83. мистикаУдарение в слове мистикаУдарение падает на букву иБезударные гласные в слове мистика...Ударение и правописание
  84. мистикаRzeczownik мистик m mistyk m мистика f mistyka f...Универсальный русско-польский словарь
  85. мистикаМИСТИКА греч. mystikos таинственный согласно философским воззрениям религиозноидеалистический взгляд на действительность основу которого составляет вера в сверхъестеств...Уфологический словарь-справочник
  86. мистикамистический таинственный способ отношения человека с действительностью на основе переживания в экстазе сверхъестественного божественного тайного знания доступного не вс...Философия - конспект лекций и словарь терминов
  87. мистикасредневековая религиознофилософские течения крые в противоположность напр. схоластике видели путь постижения бога не в логике и рассуждении а в сверхразумном созерцании ...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  88. мистикаЯ уверен что когда мистики противопоставляют реальность и видимость слово реальность имеет не логическое а эмоциональное значение оно обозначает то что в некотором смысле...Философский словарь разума, материи, морали
  89. мистикаот греч. mystikos таинственный первоначально название для тайных религий или тайных религиозных организаций в которые принимались и посвящались только избранные позже пон...Философский энциклопедический словарь II
  90. мистикамистика мистики мистики мистик мистике мистикам мистику мистики мистикой мистикою мистиками мистике мистиках Источник Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку...Формы слова
  91. мистикаМистика от греч.em таинственный религиозная практика имеющая целью переживание в экстазе непосредственного единения с абсолютом а также совокупность теологических и фило...Энциклопедия культурологии
  92. мистикаот греч. mystika таинственные обряды таинство англ. mystics нем. Mystik. . Вера в сверхъестественное таинственное вера в возможность непосредственного общения человека ...Энциклопедия социологии