Новейший философский словарь

ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ - одно из основных слагаемых мировой философии, история которой охватывает более двух с половиной тысячелетий. И.Ф. характеризуется отчетливо выраженным своеобразием, которое в значительной степени объясняется ее происхождением и общекультурными основаниями. (Вследствие признания идеи о вечности циклично воспроизводящегося мирового общественного процесса в И.Ф. не сложилась собственно философия истории. Учения об обществе и государстве, эстетика являлись особыми теоретическими дисциплинами). Философское мышление возникало путем интериоризации ритуальной практики за счет усиления и автономного развития ментальной составляющей ритуала. Познавательный акт рождался как особое ритуальное действие (»жертва знанием»), основанное на аскетической отрешенности от мира и подвижничестве (»внутренней обрядности»). Философское умозрение обеспечивалось ритуальной по своим истокам практикой медитации, трансформирующей человеческое сознание и выводящей его по ту сторону различий, значимых для обыденного мышления. В Упанишадах - первых философских текстах в индийской культуре (ранние Упанишады относятся к 8-7 вв. до н.э.) - центральным пунктом является тезис о тождестве Брахмана, источника всего сущего во внешнем мире, и Атмана, универсального активно-жизненного начала. Глубинное тождество субъективного и объективного считалось недоступным абстрактному рассудку - подлинная реальность открывалась благодаря йогическому тренингу, ведущему к достижению экстатического состояния. Вследствие ритуальной природы философского умозрения в индийской культуре получали развитие преимущественно целостные религиозно-философские комплексы, в которых культовая и отвлеченно-познавательная составляющие были содержательно и функционально связаны. Так, абсолют в концепции Упани-шад двусоставен - это и бог Брахма, предмет религиозного почитания, и Брахман, безличный принцип, являющийся предметом познания. Познающие Брахмана достигают мокши - освобождения от цепи перерождений (сансары). А все те, кто ограничивается религиозными обрядами и совершением добрых дел, может рассчитывать лишь на новое рождение в более высоком статусе в соответствии с универсальным законом кармы.Если популярная, обращенная к мирянам часть целостного мировоззренческого комплекса может быть квалифицирована как религиозная проповедь, то его внутреннее концептуальное ядро, доступное немногим (специально подготовленным и стремящимся лишь к знанию людям), представляет собой собственно философию. Воспроизводство «круга знающих» осуществлялось посредством тщательно разработанной техники ученичества, основанной на абсолютном послушании учителю и нацеленной на максимально точное повторение в ученике личности учителя, а тем самым - и его познавательного опыта. Соответственно, индийское философское мышление характеризуется ярко выраженной традиционностью; считалось, что содержание великих истин не затрагивается эмпирическим течением времени, относящимся к порядку сансары. Разработка новых идей осмысливалась преимущественно как выявление посредством более точного комментария подлинного содержания авторитетного текста - опоры традиции. Первое место в ряду канонических текстов принадлежало Ведам - священному знанию, которое квалифицировалось как шрути (»услышанное», т.е. имеющее сверхчеловеческое происхождение). Ведийский канон в основном сложился в первой половине I тыс. до н.э. и включал самхиты (сборники гимнов мифологического содержания, заклинаний и молитв), брахманы (изложения и комментарии ритуала жертвоприношения), араньяки (»лесные книги» - наставления для отшельников) и упанишады (религиозно-философские произведения брахманизма). Отношение к Ведам являлось основанием разделения индийских систем умозрения на ортодоксальные и неортодоксальные. Неортодоксальные концепции (отрицающие авторитет Вед и особый статус варны (сословия) брахманов как единственных законных хранителей священного знания) формировались в основном во второй трети I тыс. до н.э. в период интенсивного духовного брожения, связанного с кризисом варнового строя Индии. В это время появляются учения ад-живикизма (отрицавшего закон кармы и идею перерождения и утверждавшего всевластие в мире и человеческой жизни естественного закона), джайнизма (создавшего замкнутую организацию и искавшего путь к спасению в крайнем аскетизме) и буддизма (развившегося позднее в мировую религию). Показательно, что, формируясь в рамках традиционной культуры, джайнизм и буддизм ассимилировали основные мировоззренческие категории, разработанные ортодоксальной мыслью - сансара, карма, мокша (буддийский аналог - нирвана), и создали собственные канонические тексты, авторитетность которых базировалась на личной харизме основателя учения. Несмотря на широкую популярность неортодоксальных концепций, они были постепенно вытеснены обновленной ортодоксией - индуизмом, и последующее развитие И.Ф. было связано, в основном, с ортодоксальными индуистскими школами умозрения (даршанами) - ведантой, мимансой, санкхьей, йогой, ньяей и вайшешикой. Почти вся литература по И.Ф. написана на санскрите - языке ученых и деятелей искусства Индии.

  1. индийская философиякомплекс индийской философии представляющий собой интерпретацию и переложение ведических гимнов созданных пять тысячелетий назад. Сами же они представляют собой не что ин...Евразийская мудрость от А до Я
  2. индийская философияодно из основных слагаемых мировой философии история которой охватывает более двух с половиной тысячелетий. И.Ф. характеризуется отчетливо выраженным своеобразием которое...История философии
  3. индийская философияИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯstrongодно из основных слагаемых мировой философии история которой охватывает более двух с половиной тысячелетий. И.Ф. характеризуется отчетливо выраже...История философии II
  4. индийская философияIndian philosophy до и неисламские школы мысли крые принято обозначать санскритскими терминами даршана видение и анвикшики исследование Инд. мыслители обычно принадлежали...Народы и культуры. Оксфордская энцкилопедия
  5. индийская философияособый тип философствования жителей пова Индостан индийцев или индусов обычно связанный с индуизмом как системой верований. И. ф. во многом отлична от европейской. И. ф. ...Новая философская энциклопедия
  6. индийская философиянд философиясы...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  7. индийская философияВесь комплекс индийской философии представляет собой интерпретацию и переложение ведических гимнов созданных пять тысячелетий назад сами же они представляют собой не что ...Сверхкраткий философский словарь
  8. индийская философияфилософия развивавшаяся параллельно с западной и имеющая следующие особенности человек и мироздание рассматриваются как единая целостность признание субстанциального ед...Тематический философский словарь
  9. индийская философияИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ многообразие локальных характеристик в контексте родовых признаков философии которое можно реконструировать на материале текстов инд. культуры в исто...Философская энциклопедия
  10. индийская философияИзучение И. ф. началось еще в ср.век. Индии когда инд. философы и ученые выступили с многочисл. комментариями на сочинения древних философов начали систематизацию ее осн....Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  11. индийская философиятак же как и кит. с древнейших времен развивалась непрерывно без крутых поворотов подобных тем какие пережила часто менявшая направление своего развития западная философи...Философский энциклопедический словарь II
  12. индийская философияФилософия в Индии возникла на основе одной из самых древн. человеческих цивилизаций ее тысячелетние традиции восходящие к вв. до н. э. сохранились до настоящего времени....Философский энциклопедический словарь
  13. индийская философияИндийская философия обнимает полный круг оригинальных умозрений в самых различных направлениях подобно философии греческой и германской но в отличие от них лишена в цело...Энциклопедический словарь
  14. индийская философияобнимает полный круг оригинальных умозрений в самых различных направлениях подобно философии греческой и германской но в отличие от них лишена в целом внутреннего развити...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  15. индийская философияИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ одно из основных слагаемых мировой философии история которой охватывает более двух с половиной тысячелетий. И.Ф. характеризуется отчетливо выраженным...Энциклопедия История философии