История философии II

ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ


ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
одно из основных слагаемых мировой философии, история которой охватывает более двух с половиной тысячелетий. И.Ф. характеризуется отчетливо выраженным своеобразием, которое в значительной степени объясняется ее происхождением и общекультурными основаниями. (Вследствие признания идеи о вечности циклично воспроизводящегося мирового общественного процесса в И.Ф. не сложилась собственно философия истории. Учения об обществе и государстве, эстетике являлись особыми теоретическими дисциплинами.) Философское мышление возникало путем интериоризации ритуальной практики за счет усиления и автономного развития ментальной составляющей ритуала. Познавательный акт рождался как особое ритуальное действие (‘жертва знанием’), основанное на аскетической отрешенности от мира и подвижничестве (‘внутренней обрядности’). Философское умозрение обеспечивалось ритуальной по своим истокам практикой медитации, трансформирующей человеческое сознание и выводящей его по ту сторону различий, значимых для обыденного мышления. В Упанишадах — первых философских текстах в индийской культуре (ранние Упанишады относятся к 8—7 вв. до н.э.) — центральным пунктом является тезис о тождестве Брахмана, источника всего сущего во внешнем мире, и Атмана, универсального активно-жизненного начала. Глубинное тождество субъективного и объективного считалось недоступным абстрактному рассудку — подлинная реальность открывалась благодаря йогическому тренингу, ведущему к достижению экстатического состояния. Вследствие ритуальной природы философского умозрения в индийской культуре получали развитие преимущественно целостные религиозно-философские комплексы, в которых культовая и отвлеченно-познавательная составляющие были содержательно и функционально связаны. Так, абсолют в концепции Упанишад двусоставен — это и бог Брахма, предмет религиозного почитания, и Брахман, безличный принцип, являющийся предметом познания. Познающие Брахмана достигают мокши — освобождения от цепи перерождений (сансары). А все те, кто ограничивается религиозными обрядами и совершением добрых дел, может рассчитывать лишь на новое рождение в более высоком статусе в соответствии с универсальным законом кармы.Если популярная, обращенная к мирянам часть целостного мировоззренческого комплекса может быть квалифицирована как религиозная проповедь, то его внутреннее концептуальное ядро, доступное немногим (специально подготовленным и стремящимся лишь к знанию людям), представляет собой собственно философию. Воспроизводство ‘круга знающих’ осуществлялось посредством тщательно разработанной техники ученичества, основанной на абсолютном послушании учителю и нацеленной на максимально точное повторение в ученике личности учителя, а тем самым и его познавательного опыта. Соответственно индийское философское мышление характеризуется ярко выраженной традиционностью; считалось, что содержание великих истин не затрагивается эмпирическим течением времени, относящимся к порядку сансары. Разработка новых идей осмысливалась преимущественно как выявление посредством более точного комментария подлинного содержания авторитетного текста — опоры традиции. Первое место в ряду канонических текстов принадлежало Ведам — священному знанию, которое квалифицировалось как шрути (‘услышанное’, т.е. имеющее сверхчеловеческое происхождение). Ведийский канон в основном сложился в первой половине I тысячелетия до н.э. и включал самхиты (сборники гимнов мифологического содержания, заклинаний и молитв), брахманы (изложения и комментарии ритуала жертвоприношения), араньяки (‘лесные книги’ — наставления для отшельников) и упанишады (религиозно-философские произведения брахманизма). Отношение к Ведам являлось основанием разделения индийских систем умозрения на ортодоксальные и неортодоксальные. Неортодоксальные концепции (отрицающие авторитет Вед и особый статус варны (сословия) брахманов как единственных законных хранителей священного знания) формировались в основном во второй трети 1 тысячелетия до н.э. в период интенсивного духовного брожения, связанного с кризисом варнового строя Индии. В это время появляются учения адживикизма (отрицавшего закон кармы и идею перерождения и утверждавшего всевластие в мире и человеческой жизни естественного закона), джайнизма (создавшего замкнутую организацию и искавшего путь к спасению в крайнем аскетизме) и буддизма (развившегося позднее в мировую религию). Показательно, что, формируясь в рамках традиционной культуры, джайнизм и буддизм ассимилировали основные мировоззренческие категории, разработанные ортодоксальной мыслью — сансара, карма, мокша (буддийский аналог — нирвана), и создали собственные канонические тексты, авторитетность которых базировалась наличной харизме основателя учения. Несмотря на широкую популярность неортодоксальных концепций, они были постепенно вытеснены обновленной ортодоксией — индуизмом, и последующее развитие И.Ф. было связано, в основном, с ортодоксальными индуистскими школами умозрения (даршанами) — ведантой, мимансой, санкхьей, йогой, ньяей и вайшешикой. Почти вся литература по И.Ф. написана на санскрите — языке ученых и деятелей искусства Индии.

  1. индийская философиякомплекс индийской философии представляющий собой интерпретацию и переложение ведических гимнов созданных пять тысячелетий назад. Сами же они представляют собой не что ин...Евразийская мудрость от А до Я
  2. индийская философияодно из основных слагаемых мировой философии история которой охватывает более двух с половиной тысячелетий. И.Ф. характеризуется отчетливо выраженным своеобразием которое...История философии
  3. индийская философияIndian philosophy до и неисламские школы мысли крые принято обозначать санскритскими терминами даршана видение и анвикшики исследование Инд. мыслители обычно принадлежали...Народы и культуры. Оксфордская энцкилопедия
  4. индийская философияособый тип философствования жителей пова Индостан индийцев или индусов обычно связанный с индуизмом как системой верований. И. ф. во многом отлична от европейской. И. ф. ...Новая философская энциклопедия
  5. индийская философияИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ одно из основных слагаемых мировой философии история которой охватывает более двух с половиной тысячелетий. И.Ф. характеризуется отчетливо выраженным...Новейший философский словарь
  6. индийская философиянд философиясы...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  7. индийская философияВесь комплекс индийской философии представляет собой интерпретацию и переложение ведических гимнов созданных пять тысячелетий назад сами же они представляют собой не что ...Сверхкраткий философский словарь
  8. индийская философияфилософия развивавшаяся параллельно с западной и имеющая следующие особенности человек и мироздание рассматриваются как единая целостность признание субстанциального ед...Тематический философский словарь
  9. индийская философияИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ многообразие локальных характеристик в контексте родовых признаков философии которое можно реконструировать на материале текстов инд. культуры в исто...Философская энциклопедия
  10. индийская философияИзучение И. ф. началось еще в ср.век. Индии когда инд. философы и ученые выступили с многочисл. комментариями на сочинения древних философов начали систематизацию ее осн....Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  11. индийская философиятак же как и кит. с древнейших времен развивалась непрерывно без крутых поворотов подобных тем какие пережила часто менявшая направление своего развития западная философи...Философский энциклопедический словарь II
  12. индийская философияФилософия в Индии возникла на основе одной из самых древн. человеческих цивилизаций ее тысячелетние традиции восходящие к вв. до н. э. сохранились до настоящего времени....Философский энциклопедический словарь
  13. индийская философияИндийская философия обнимает полный круг оригинальных умозрений в самых различных направлениях подобно философии греческой и германской но в отличие от них лишена в цело...Энциклопедический словарь
  14. индийская философияобнимает полный круг оригинальных умозрений в самых различных направлениях подобно философии греческой и германской но в отличие от них лишена в целом внутреннего развити...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  15. индийская философияИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ одно из основных слагаемых мировой философии история которой охватывает более двух с половиной тысячелетий. И.Ф. характеризуется отчетливо выраженным...Энциклопедия История философии