Философский энциклопедический словарь II

ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

так же как и кит., с древнейших времен развивалась непрерывно, без крутых поворотов, подобных тем, какие пережила часто менявшая направление своего развития западная философия. Ее древнейшие, и сегодня считающиеся святыми документы содержатся в ведах (до 1500 до Р. X.). Почти вся литература по инд. философии написана на языке знатоков искусства и ученых на санскрите. Поскольку большая часть изменений в инд. философии была связана с комментированием основных, признанных авторитетными текстов, старые европейские философские исследователи полагали, что инд. философию следует определить как предысторию философии, в то время как в действительности ее развитие шло параллельно с развитием западной философии, хотя и в др. формах. Подобно европейской философии до 18 в., инд. философия также занималась преимущественно религиозными проблемами, однако она уделяла больше внимания размышлениям над познанием трансцендентного. Поскольку индийцы верят в вечность циклически возобновляющегося мирового процесса, они не создали собственно философии истории. Эстетика и учение об обществе и государстве являются у них особыми, отдельно стоящими науками. В своем историческом развитии инд. философия распадается на три периода: 1) ведийский период (1500-500 до Р. X.), 2) классический, или брахмано-буддийский (500 до Р.Х.1000 после Р. X.), и 3) период послеклассический, или индуистский (с 1000). 1.Ведийский период. Мировоззрение ригведы и др. вед, а также брахманизма (тексты о жертвоприношениях, с 1000 до Р. X.) представляет собой крайний плюрализм: боги, люди, животные, растения, элементы, времена года, страны света, жертвоприношения, качества, части тела, духовные способности и т.д. все являются наделенными жизнью субстанциями, которые связаны друг с другом, взаимно проникают друг в друга и могут превращаться одна в другую, что достигается посредством магических действий. Число этих возможностей уменьшается, поскольку мы все больше и больше обнаруживаем их генетическое отношение друг к другу: каждый огонь есть проявление Бога огня, каждый глаз проявление Бога солнца и т.д. (примитивный платонизм). Мир и его явления рассматриваются как совершенствование первичной сущности (пуруши). В философских трактатах упанишад (тайное учение, с 800 до Р. X.) учение о всеобщем единстве находит свою действительную для всего позднейшего времени форму во взгляде, что в основе космоса лежит вечно сущее Брахман, из которого развилось все существующее и которое тождественно вечному внутреннему ядру индивида, Атману. Там же развивается теория о переселении душ, о сказывающемся впоследствии действии хороших и дурных поступков карме, которая обусловливает новое существование живого существа, как и страстное желание вырваться из кругооборота повторяющихся рождений сансары благодаря аскетизму и приобретению высшего познания решающего фактора всей последующей истории духа. 2. Классический период. В течение этого периода проявляется интерес к этическим проблемам. Агностики, материалисты и фаталисты выступают против брахманов и реформистов. Наряду с брахманизмом выступают теперь вероучения буддизма и джайнизма, которые отрицают авторитет вед и превосходство наследственной касты священников. В результате возникают системы, которые наносят им поражение, основываясь на материалах священных текстов. Внутри брахманизма возникают 6 *даршан* (способов воззрения), которые все считаются равноправной формой толкования истины. а) Миманса (*разъяснение* ведийского текста о жертвоприношениях) имеет дело с объяснением ритуала, но по своим методам может быть отнесена к атеистическим плюралистским системам, б) Веданта (завершение *Вед*) в *Брахма-сутре*, базирующейся на упанишадах и *Бхагавадгите*, учит о возникновении мира из Брахмы; отдельные души через познание или любовь к Богу бхакти достигают спасения, достигают единения с Богом, не сливаясь с ним. Находясь под влиянием идеализма позднебуддийской философии, Шанкара (ок. 800) дает текстам новое толкование, которое расценивает прежнее учение о реальном превращении Брахмы лишь как низшую ступень истины, как видимость истины; в действительности все многообразие есть иллюзия (майя), отдельные души идентичны неизменной Брахме. в)Санкхья (*разумное взвешивание*, или *перечисление*) проповедует атеистический плюрализм: первовещество только по видимости связано со своего рода душой-духом; преодоление этой иллюзии гарантирует освобождение, г) Иога (напряжение, тренировка) есть практика созерцания; ее теоретической основой служит санкхья, однако ею признается и личный Бог. д) Hьяя (правило, логика) учение о формах мышления, разработавшее пятичленный силлогизм. В одну систему с йогой слилась е)Вайшешика, которая стремилась установить различия между всем, что противостоит нам во внешнем и внутреннем мире. Вайшешика развивала учение о категориях и атомистику; будучи теистической, она видела освобождение человека в отделении души от всего материального и превращении ее в орган мышления. Джайнизм и буддизм атеистические вероучения. Тогда как первый признает вечные духовные монады и материальные сущности, второй отрицает бытие неизменной субстанции. Личность и познаваемый ею мир рождаются благодаря взаимодействию закономерно возникающих преходящих факторов дхарм. Признание того, что нет никакого неизменного индивида, а есть лишь поток взаимодействующих дхарм, является предпосылкой для достижения нирваны. Крайнему плюрализму раннего буддизма, плюрализму хинаяны, или *малой колесницы*, противоположен монизм махаяны, или *большой колесницы*. Согласно *среднему учению* Нагарджуны (1 2 вв.), дхармы не обладают истинным бытием, ибо они преходящи; реальна лишь непостижимая, доступная только созерцанию *пустота*. Сансара и нирвана с высшей точки зрения на действительность являются одним и тем же. В более позднем учении Асанги и Васубандху (3-4 вв.) о *единственности сознания* буддизм сближается с ведантой в том, что рассматривает духовное как конечное бытие, воспринимаемое через йогу, когда внешний мир познается как проекция сознания. 3. Индуистский период (с 1000). Буддизм в Индии угасает, джайнизм теряет свое значение. Веданта и ньяя-вайшешика еще продолжают развиваться; характерно прежде всего возникновение реалистических вишнуистской и шиваистской систем, которые в схоластической форме пытались доказать, что Брахман брахманистских сутр и есть Бог Вишну, или Шива. Над этими учениями отчасти господствовали гпантризм и шактизм. С 1000 под влиянием ислама возник ряд монотеистических вероучений (кабирпантхи, сикхи), с 19 в. под влиянием западноевропейской мысли такие учения, которые представляют собой модернизированный теизм, или пантеизм (Брахма-самай, Арья-самай, учения Тагора, Ганди, Ауробиндо Гхоша). Современная инд. философия (С. Радхакришнан) прилагала усилия, чтобы соединить инд. и западное понятия блага. На инд. философии основывается вызванная к жизни Еленой Блаватской теософия (теософское общество было основано в 1875, местопребывание Адьяр, около Мадраса) и отходящие от нее направления (антропософия и др.).

  1. индийская философиякомплекс индийской философии представляющий собой интерпретацию и переложение ведических гимнов созданных пять тысячелетий назад. Сами же они представляют собой не что ин...Евразийская мудрость от А до Я
  2. индийская философияодно из основных слагаемых мировой философии история которой охватывает более двух с половиной тысячелетий. И.Ф. характеризуется отчетливо выраженным своеобразием которое...История философии
  3. индийская философияИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯstrongодно из основных слагаемых мировой философии история которой охватывает более двух с половиной тысячелетий. И.Ф. характеризуется отчетливо выраже...История философии II
  4. индийская философияIndian philosophy до и неисламские школы мысли крые принято обозначать санскритскими терминами даршана видение и анвикшики исследование Инд. мыслители обычно принадлежали...Народы и культуры. Оксфордская энцкилопедия
  5. индийская философияособый тип философствования жителей пова Индостан индийцев или индусов обычно связанный с индуизмом как системой верований. И. ф. во многом отлична от европейской. И. ф. ...Новая философская энциклопедия
  6. индийская философияИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ одно из основных слагаемых мировой философии история которой охватывает более двух с половиной тысячелетий. И.Ф. характеризуется отчетливо выраженным...Новейший философский словарь
  7. индийская философиянд философиясы...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  8. индийская философияВесь комплекс индийской философии представляет собой интерпретацию и переложение ведических гимнов созданных пять тысячелетий назад сами же они представляют собой не что ...Сверхкраткий философский словарь
  9. индийская философияфилософия развивавшаяся параллельно с западной и имеющая следующие особенности человек и мироздание рассматриваются как единая целостность признание субстанциального ед...Тематический философский словарь
  10. индийская философияИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ многообразие локальных характеристик в контексте родовых признаков философии которое можно реконструировать на материале текстов инд. культуры в исто...Философская энциклопедия
  11. индийская философияИзучение И. ф. началось еще в ср.век. Индии когда инд. философы и ученые выступили с многочисл. комментариями на сочинения древних философов начали систематизацию ее осн....Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  12. индийская философияФилософия в Индии возникла на основе одной из самых древн. человеческих цивилизаций ее тысячелетние традиции восходящие к вв. до н. э. сохранились до настоящего времени....Философский энциклопедический словарь
  13. индийская философияИндийская философия обнимает полный круг оригинальных умозрений в самых различных направлениях подобно философии греческой и германской но в отличие от них лишена в цело...Энциклопедический словарь
  14. индийская философияобнимает полный круг оригинальных умозрений в самых различных направлениях подобно философии греческой и германской но в отличие от них лишена в целом внутреннего развити...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  15. индийская философияИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ одно из основных слагаемых мировой философии история которой охватывает более двух с половиной тысячелетий. И.Ф. характеризуется отчетливо выраженным...Энциклопедия История философии